Рекомендации к ведению наблюдений
(Материал для учителя)
В 4 классе продолжается работа учащихся с «Дневниками наблюдений».
Как и в 3 классе, сохраняется правило давать для выполнения те задания, по которым дети реально могут провести наблюдения, требовать делать записи только того, что дети видели сами. Отсюда вытекает, что у учащихся могут быть разные записи сроков, мест наблюдения тех или иных объектов природы. В ряде случаев может отличаться и содержание наблюдений. Естественно, что по коллективным наблюдениям записи будут одинаковыми.
В этом учебном году учащиеся наблюдают и отмечают направление ветра относительно сторон горизонта. Делают они это после ознакомления с флюгером. Направление ветра дней, предшествующих изучению флюгера, записывает учитель. Учащиеся фиксируют эти данные в свой дневник со слов учителя.
По некоторым заданиям четвероклассники должны сравнить наблюдения этого и прошлого года (эти задания отмечены звездочкой). Работа проводится под руководством учителя с использованием дневников прошлого года.
Задание 11 (с. 12) выполняется постепенно. Учащиеся делают соответствующие подписи на рисунке сначала после ознакомления с основными сторонами горизонта, затем после ознакомления с промежуточными.
Задания 14, 15 (с. 13—14) выполняются после экскурсии по изучению форм поверхности или непосредственно во время ее проведения.
Если населенный пункт, где находится школа, имеет иной статус, чем указано в заданиях 61 (с. 27), 22 (с. 37), 24 (с. 47), учащиеся зачеркивают слова «село», «город» и записывают тип своего населенного пункта.
По заданию 23 (с. 16) сравнение проводится по тем объектам, которые наблюдали в этом и прошлом году. Если наблюдение проведено только в этом году, графа «в прошлом году» не заполняется. Надо сделать отбор объектов таким образом, чтобы некоторые из них повторялись, а часть объектов были бы новыми.
В таблице по заданию 28 (с. 18) во второй графе может быть записано несколько растений, но в третьей графе дети выполняют рисунок одного растения по своему выбору.
В задании 45 (с. 23) записывается 2—3 водоема своего края с указанием его типа и названия. На- пример, река Сухона и т. п. Работа выполняется на уроке при изучении водоёмов своего края.
По заданию 51 (с. 25) выполняется рисунок не всех наблюдаемых цветущих растений, а только j двух-трёх.
При выполнении задания 58 (с. 27) за время экскурсии учащиеся могут и не увидеть какой-то деятельности людей по охране природы. Но в парках, лесах можно увидеть указатели, различные таблички, по которым следует судить о природоохранительной деятельности в данном конкретном месте. !
На рисунке к заданию 10 (с. 33) изображены берёза, липа, дуб. Если в данной местности этих деревьев нет, то дети могут сделать рисунки контуров знакомых деревьев и дать подписи к ним.
В этом году ты продолжишь наблюдения за неживой и живой природой, трудовой деятельностью людей. Результаты своих наблюдений записывай в этот дневник.
Ежедневно наблюдай за погодой: записывай облачность, осадки, температуру воздуха, направление ветра.
Температуру воздуха отмечай ежедневно по показаниям термометра между 12 и 13 часами. Вечером записывай условными знаками наблюдения за облачностью, осадками, направлением ветра:
О Ясно. (В течение всего дня светит солнце; небо чистое или есть только небольшие облака.)
Q Переменная облачность. (Солнце светит лишь часть дня; на небе много облаков.) ф Пасмурно. (Всё небо в течение дня покрыто облаками, солнце не светит.)
Наблюдай и записывай в графу «Осадки» такие явления, как гроза, град, гололёд, туман, изморозь, роса.
Наблюдения за животными, растениями и трудом людей проводи по заданиям дневника. Результаты записывай кратко и грамотно.
В конце каждого месяца и сезона подводи итоги наблюдений. Итоги наблюдений за погодой заноси в таблицы, которые даны на страницах 29, 38—39, 48—49.
На отдельных листах бумаги начерти таблицы для записи наблюдений за погодой в феврале, марте, апреле, мае. Форма таблиц должна быть такой же, как, например, на сентябрь. Вклей свои таблицы в «Дневник наблюдений» между страницами 61 и 62 или в конец дневника и отмечай в них погоду условными знаками.
ВВЕДЕНИЕ
1. Продолжай вести наблюдения и предсказывать погоду по приметам, которые много раз проверены.
Вот несколько таких примет.
1. С утра раскрывается цветок полевого вьюнка. (К ясной погоде.)
2. Облака плывут высоко. (К хорошей погоде.)
3. Всюду много бабочек. (Дождя не ожидается.) Все бабочки попрятались. (Через несколько часов начнётся дождь.)
4. Голуби громко и дружно воркуют. (К хорошей погоде.) Голуби прячутся. (К дождю.)
5. Дождевые черви выползают на поверхность. (К дождю.)
6. Лягушки прыгают по суше. (К дождю.)
7. Цветок полевого вьюнка днём закрывается. (К дождю.)
8. Клевер сближает свои листочки, наклоняется. (К дождю.)
9. Во время рыбной ловли рыба не клюёт. (Ожидай дождь.)
10. Днём рыба выпрыгивает из воды. (Перед дождём.)
11. Во время грозы непрерывно гремит гром. (Будет град.)
12. Кошка к тёплым предметам жмётся. (К холоду.)
13. Ворона прячет клюв под крыло. (К холоду.)
14. Зацвела черёмуха. (Наступили холода.)
15. Воробьи громко чирикают. (К оттепели.)
16. Снег идёт большими хлопьями. (К ненастью, к оттепели.)
17. Галки садятся на верхушки деревьев. (К теплу.) Галки садятся на средние ветки деревьев. (К мо-розу.)
Проверь и в этом году одну-две приметы, по которым ты вёл наблюдения в 3 классе. Перепиши их сюда. Не забудь поставить порядковый номер.
Если узнаешь другие приметы, запиши их. Не забудь поставить порядковый номер.
Проверь в ходе наблюдений отдельные приметы. Веди запись в таблице, при этом саму примету не переписывай, а поставь лишь её номер.
Дата Какую примету наблюдал Моё предсказание погоды Погода на самом деле
Сколько раз приметы оправдались?
Сколько раз приметы не оправдались?
Оправдалась ли в этом году примета, по которой вёл наблюдения 2 года?
В этом году: оправдалась раз, не оправдалась
раз. В прошлом году: оправдалась раз,
не оправдалась раз.
2. Продолжай наблюдать за продолжительностью дня. Делай это так же, как в прошлом году.
20 числа каждого месяца запиши в таблицу, светло или темно было в 7 и 8 часов утра; в 18, 19 и 20 часов вечера.
Месяц Утро Вечер
7 часов 8 часов 18 часов 19 часов 20 часов
* Сравни этот вывод с выводом, сделанным в прошлом году по этому заданию. Совпал ли вывод? Подчеркни — да, нет.
ОСЕНЬ.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ.
1. Продолжай наблюдать за погодой. Результаты наблюдений записывай в таблицы, помещённые в конце дневника.
2. Посмотри в отрывном календаре и запиши продолжительность дня 23 сентября. часов минут.
3. Понаблюдай и запиши, куда исчезает дождевая вода.
4. Подчеркни, в каких местах ты наблюдал туманы: на холмах, в низинах, в сырых местах, в сухих местах.
Допиши, где ты ещё видел туманы.
5. Когда ты наблюдал первые заморозки в этом году?
Число, месяц.
* Сравни с прошлым годом. Заморозки в этом году наступили (подчеркни): раньше, позже, в те же сроки.
6. Напиши, когда по твоим наблюдениям водоёмы (пруд, река, озеро) покрылись льдом. Число месяц.
* Сравни эти данные с наблюдениями прошлого года. Водоёмы в этом году покрылись льдом (подчеркни): раньще, позже, в те же сроки.
7. Напиши, когда выпал первый снег. Число месяц.
* Сравни эти данные с наблюдениями прошлого года. Снег в этом году выпал (подчеркни): раньше, позже, в те же сроки.
8. Найди и подпиши на рисунке горизонт и линию горизонта.
9. Когда будешь в лесу, определи с помощью компаса, с какой стороны дерева (пня) обычно бывает расположен муравейник: северной, западной, южной, восточной (подчеркни).
Подчеркни, куда направлена пологая сторона муравейника: на север, юг, запад, восток.
Подчеркни, куда направлена крутая сторона муравейника: на север, юг, запад, восток.
Напиши, с какой стороны одиноко стоящих деревьев больше мхов и лишайников.
На рисунках изобрази стрелкой направление, которое показывают эти природные ориентиры. Заглавной буквой подпиши название нужной стороны горизонта.
Напиши, какие другие природные ориентиры ты наблюдал.
10, Понаблюдай, в какое время суток солнце светит в окна твоей квартиры (комнаты). Подчеркни: утром, днём, вечером. Сделай вывод и допиши предложение: Окна нашей квартиры (моей комнаты) выходят на.
11. На рисунке указано направление на север. Подпиши, какие направления указывают другие стрелки. Подписывай так: 3 — запад, Ю — юг, В — восток, С-3 — северо-запад, С-В — северо-восток, Ю-В — юго-восток, Ю-З — юго-запад.
12. Около школы определи по компасу направления на север, юг, запад, восток. Запиши, какие предметы расположены:
к северу, к западу к югу к востоку
школа
Дополни рисунок: нарисуй условным знаком по одному из этих предметов в каждом направлении от школы.
13. На рисунке изображён кубик. Возьми такой же кубик, положи его рядом с рисунком и обведи одну его сторону.
14. Около дома определи по компасу направления на север, запад, юг, восток. Запиши, какие предметы расположены:
к северу
к западу
к югу
к востоку
15. Сделай схематический рисунок холма.
16. Какие формы поверхности ты наблюдал в своей местности? Подчеркни: холмистая равнина, холм, плоская равнина, горы, овраги. Расскажи, какова поверхность местности, где ты живёшь.
17. Рассмотри образцы полезных ископаемых своей местности. Результаты наблюдений запиши в таблицу.
Название полезного ископаемого Основные свойства
18. Какие полезные ископаемые есть в крае, где ты живёшь?
19. Рассмотри разные предметы в своём доме. Выбери 3—4 из них. Попытайся определить, из каких полезных ископаемых они сделаны. Результаты запиши в таблицу.
20. Рассмотри почву. Результаты запиши в таблицу.
Состав почвы Свойства почвы
21. Запиши, какие почвы в твоей местности.
22. Какое изменение природы изображено на рисунке?
Рядом со стрелками подпиши; что происходит в каждой части круговорота воды в природе. Выбери для этого нужные слова: испарение воды, образование облаков, выпадение осадков, просачивание воды в почву, стекание в водоёмы. Подчеркни, какие из этих изменений ты наблюдал сам.
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РАСТЕНИЯМИ.
23. Понаблюдай за изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках. Результаты наблюдений запиши в таблицу. Сравни их с наблюдениями прошлого года.
Название деревьев и кустарников Когда заметил изменение окраски листьев Как изменилась окраска листьев
в этом году в прошлом году
24. Напиши, когда ты впервые увидел опадающие с деревьев и кустарников листья в этом году.
Число, месяц.
Сравни с наблюдениями прошлого года. Сделай вывод: (подчеркни) раньше, позже или в те же сроки начали опадать листья в этом году.
Напиши, с каких растений листья начали опадать первыми в этом году.
* В прошлом году.
Напиши, у каких деревьев и кустарников листья дольше других оставались зелёными.
25. Понаблюдай и подчеркни, когда листьев опадает больше, до заморозка или после заморозка.
26. Напиши названия растений, плоды которых ты видел зрелыми:
в сентябре
в октябре
Зарисуй эти плоды.
27. Напиши, на каких растениях ты видел плоды после окончания листопада в этом году.
Зарисуй некоторые из них.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|