Будущий молодой рабочий — строитель, токарь, механизатор, электромеханик или кулинар — начинает изучать предмет эстетическое воспитание. Это составная и неотъемлемая часть коммунистического воспитания, т. е. планомерного и целеустремленного формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Почему эстетическое воспитание необходимо современному молодому человеку, стоящему на пороге самостоятельной трудовой жизни? Ответить на этот вопрос — значит познакомиться с особым кругом представлений и понятий, которые неотделимы от труда, быта и поведения каждого человека, его отношений с природой и другими людьми.
Это большой и особый мир — мир прекрасного, интересующий, затрагивающий людей всех профессий и возрастов. В повседневной жизни и деятельности никто не может обойтись без понятий «прекрасное», «красивый», «безобразный» и т. д. Ими мы выражаем свое отношение к поступкам, чувствам и мыслям людей, с которыми общаемся в труде и быту. Они помогают оценить окружающую природу, произведения искусства и вещи, созданные человеком. Говорим ли мы о художественном начале в труде и производстве, о красоте внешнего облика и поведения человека, об участии в самодеятельном творчестве и многообразных явлениях профессионального искусства, —мы не может миновать слово «эстетика». Все подвластно удивительной науке эстетике, с давних времен изучающей способность человека мыслить, чувствовать и поступать в соответствии с нормами красоты.
Пробуждение и ра:зитие этой способности особенно важно для строителей нового — коммунистического общества. Почему? Раскрывая основное содержание и задачи эстетического воспитания, попытаемся ответить на этот главный вопрос.
Коммунизм и гармоническое развитие человека
Воспитание — трудовое, политическое или нравственное — тесно связано с задачами общественного развития страны. Значит, и эстетическое воспитание должно быть осмыслено и понято в качестве важнейшего средства движения социалистического общества к коммунизму.
Эстетика — это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности.
Поясняя это определение, отметим следующее. Неверно, с одной стороны, сводить эстетику только к изучению искусства, а с другой — понимать ее как науку о прекрасном в действительности и искусстве. Неверно потому, что эстетика занимается и искусством, и проявлением эстетического начала в самых разных областях жизни и деятельности людей (труде, быту, поведении и т. д.).
Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства, как возвышенное, безобразное, трагическое и комическое и т. д. С помощью эстетики мы познаем мир в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение. Как наука классовая, партийная, марксистско-ленинская эстетика выражает интересы советского общества, под руководством Коммунистической партии строящего коммунизм.
|