ПРЕДИСЛОВИЕ
Что детские игры имеют огромное воспитательное значение, развивая мысль, память и воображение детей, — об этом мы подробнее будем говорить в общей части этой книги: это давно уже стало общим местом каждой рациональной педагогической системы.
Предлагаемая книга есть собрание всевозможных игр для детей различных возрастов; дело родителей и воспитателей — оpиентироваться в этом обширном материале и выбирать те или иные игры, сообразуясь с индивидуальными наклонностями и сообразительностью данной группы детей.
Развлечения детей старшаго возраста должны, конечно, носить другой характер, чем игры маленьких детей; старший возраст сознательнее и вдумчивее относится к действительности, — в юной головке безпрестанно рождаются тысячи вопросов, требующих немедленного ответа. Так как эти вопросы в большинстве случаев вызываются явлениями окружающей природы, то мы и придали развлечениям детей старшего возраста естественно-научную окраску: от ухода за растениями и животными дети могут перейти к самостоятельному устройству гербария и вивария, затем подняться ступенью выше и приступить к тем первоначальным физическим и химическим опытам, которые описаны здесь. Опытный руководитель может с самого начала сильно заинтересовать детей этими экспериментами, которые, без сомнения, ответят на многие запросы детской любознательности.
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о соответственных детских играх и развлечениях занимает в области воспитания чрезвычайно видное место, между тем он до сих пор не вполне ещё разработан.
На игры вообще, в особенности те из них, которые происходят на открытом воздухе, следует, однако, обращать серьёзное внимание, так как они являются во всех отношениях могучим вспомогательным средством в деле воспитания, способствуя укреплению тела и духа подрастающего поколения.
Игры и развлечения и подвижные игры на открытом, свежем воздухе являются определённым методом физического воспитания и заслуживают, внимания не только родителей, желающих воспитать здоровых, бодрых детей, но и государства, нуждающегося в сильных и уравновениенных гражданах.
«Mens sana in corpore sauo» — старая, всем известная пословица, завещанная нам классическим миром, в котором гармоническое развитие души и тела очень рано легло в основу общественного воспитания молодых поколений.
Прекрасные, полные идеальной красоты и силы изваяшя молодых спартанцев и римлян приводят нас в восторг; мы восхищаемся великолепными формами человеческого тела, грацией и силой этих мощных мускулистых рук, ног, плеч; мы прекрасно сознаём огромную пользу широкого физического развитая подростающего поколения, пишем по этому поводу массу научных книг, трактатов и брошюр, а между тем в действительности делаем чересчур мало усилий — хоть отчасти приблизиться к тем условиям общего воспитания, которые создают здоровое, сильное, выносливое юношество.
До сих пор, к сожалению, физическому воспитанию отводится слишком мало места, оно тащится в хвосте школьной программы и влачит самое жалкое существование не только там, но и в домашней обстановке.
В школе играм и развлечениям, обыкновенно, уделяется чрезвычайно мало времени; кроме того, сама постановка дела неудовлетворительна и так плохо поставлена, что не выдерживает самой снисходительной критики.
В самом деле, каким методом физического воспитания пользуется школа для подростающего поколения?
Во всех почти низших и средних учебных заведениях в интересах физического воспитания применяются двоякого рода упражнения — гимнастические и военные, играм же отводится слишком мало места.
На деле однако те и другие упражнения только в отдалённой степени, и то не всегда, достигают, своей цели.
Прежде всего, далеко не все дети по своей физической организации могут заниматься трудными, иногда очень утомительными гимнастическими упражнениями, требующими зачастую очень большого напряжения мышц.
Для детей со слабой организацией гимнастические упражнения на специальных аппаратах, принятых за образец в наших средних школах, не только не приносят никакой пользы, но даже положительно вредны.
Дале, большинство детей, не понимая скрытой пользы кувырканья на трапециях, лазанья по лестницам, гладким шестам, верёвкам и т. п., относятся к этим упражнениям довольно безучастно и, если занимаются ими, то только по приказанию начальства.
Лишь небольшой контингент учащихся, преимущественно уже взрослых, увлекается гимнастикой.
Но и в последнем случае польза далеко не всегда очевидна, главными образом потому, что преобладающе большинство гимнастических упражнений отличается крайней односторонностью.
Болee взрослые дети-подростки иногда с особенным удовольствиям занимаются одним какими-нибудь видом гимнастического спорта, пренебрегая другими.
Нередко можно встретить молодых людей-гимнастов с прекрасно развитой мускулатурой рук и груди, но со слабыми ногами и наоборот, — вследствие чрезвычайного развитая усиленными упражнениями одной какой-либо группы мышц, тогда как другие группы мышц оставлялись в полном пренебрежении.
Что касается другого способа физических упражнений подростающего поколения — военных приёмов и гимнастики, — то на этот счёт не может быть различных мнений...
Дети подымают и опускают по команде руки, ноги, поворачивают туловище, наклоняют голову, строются в колонны, устанавливаются рядами и т. д.
Но отчего же во время этих остроумных манипуляций у детей такие тоскливые, безучастные лица?
Отчего они с такой радостью покидают строй и с весёлым шумом разбегаются во вей стороны, лишь только раздаётся звонок, освобождающей их от такого рода упражнений?
Нам думается, что на этот вопрос не трудно ответить всякому, имеющему хоть какое-нибудь представление о детской психологии.
Все такие упражнения крайне мало или вовсе не представляют для детей интереса, — они утомительны и скучны; кроме того дети любят свободный, непринуждённый движения, не стесняемые начальническими приказаниями.
Свободный же, непринуждённые движения и позы дети находят лишь в играх, всё равно, в какую бы форму они ни выливались, — вот почему дети всех времён, всех рас и национальностей так любят игры и с такой охотой и удовольствием предаются им.
В обществе почему-то укоренился взгляд на игры как на известного рода баловство, а между тем они имеют широкое и разносторонне воспитательное и гиденическое значение.
Уже в раннюю эпоху развитая ребёнка простые игры являются прекрасными орудием для ознакомления его с окружающими предметами и явлениями природы.
По мере накопления необходимых сведений в этой области, боле сложными играми нам удаётся воздействовать на психические мир ребёнка, обогащая его постепенно новыми знаниями и расширяя его детский горизонт.
Умело подобранными играми и развлечения ми мы прививаем детям целый ряд качеств, безусловно необходимых в последующей жизни.
В некоторых играх дети должны проявить сообразительность, чтобы не отстать и не осрамиться пред остальными сверстниками.
Друзья игры связаны с запоминанием извлистых слов и предметов, а также некоторых обязательных правил, без которых ведёте игры немыслимо.
Благодаря этому у детей развиваются память, внимание и вообще все умственные способности.
Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей, элемент тем боле важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному внедрению сухих, скучных правил, а облегчаем детям эту мозговую работу — укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. — лёгкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления.
В противоположность однообразным гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей.
Гиденическое значение детских игр, в особенности подвижных, происходящих на открытом воздухе, неоценимо.
Наиболее благоприятным элементом детских подвижных игр, всё равно какого бы рода они не были, является движение, играющие чрезвычайно важную роль в жизни организма, в особенности неокрепшего ещё и находящегося в периоде роста.
Всем известно, к каким вредным последствиям приводит одноообразный, сидячий образ жизни.
Вследствие недостатка движения жизненные процессы, происходящие внутри организма, уклоняются от естественного нормального хода в такой степени, что неизбежным результатом является целый ряд болезней, начиная с застоев крови и кончая ненормальным отложением жира в организме — тучностью.
Особенно печальным последствием таких условий вызывают в формирующемся организме ребёнка, когда совершается постоянный и усиленный рост его тканей, когда клеточные элементы их безпрестанно и интенсивно работают, требуя для продолжительной работы нормальных, благоприятных условий.
По мере роста и развитая детского организма, на нашей обязанности — обставить его по возможности благоприятными условиями, пользуясь при этом, между прочим, различными методами физического воспитания, преимущественно подвижными играми на открытом воздухе.
Для содействия физическому развитию формирующегося организма и предупреждения различного рода недомоганий, необходимо доставить детям широкую свободу в движениях, предоставляя широкие пользование разнообразными подвижными играми на открытом воздухе.
Такого рода игры вызывают правильное сокращение мышц, заставляют правильно работать сердце, пищеварительные органы и пр., регулируя, таким образом, отправления внутренних органов, имеющих огромное значение для поддержания жизни организма.
Но значение игр этом не исчерпывается.
Целым рядом наблюдений доказано, что подвижные игры в действительности способствуют боле правильному и быстрому росту формирующегося детского организма.
Всем известен тот факт, что под влияниям правильно производимых движений мускулы увеличиваются и растут.
Если упражнения производятся часто, то мышцы постепенно увеличиваются в объёме, вся мускулатура гармонически развивается и крепнет, и в этом — огромное преимущество пред школьной гимнастики, которая развивает мускулалатуру односторонне, тогда как подвижные игры, заставляя тело принимать самые разнообразным положения, тем самым способствуют. полному, всестороннему развитию всех мышц организма, подчиняющихся произвольным сокращениям.
Благотворное действия подвижных игр на детский организм сказывается ещё и в другом направлении, а именно: развивая мускулы, игры, как это установлено опытами учёных, в то же время способствуют боле усиленному и правильному росту костей.
В том случае, когда подвижные игры происходят на открытом воздухе, их благотворная роль значительно ещё усиливается.
Воздух в саду, на лугу или даже на просторном дворе богаче кислородом, чем в комнате.
Процесс дыхания в виду этого там становится интенсивные, дыхательные движения во время подвижных игр делаются чаще и глубже, количество вдыхаемого кислорода значительно увеличивается, а благодаря этому повышается количество крови и улучшается её качество.
Игры являются, таким образом, могучим подспорьем в деле гармонического и рационального развитая детского организма.
В силу врождённого инстинкта, дети сами с большой любовью и охотой предаются играм, — задача родителей и воспитателей — разумно направлять этот драгоценный инстинкт, идущий навстречу здоровым требованиям природы.
При выборе той или другой игры, в особенности в том случае, когда дело идёт о маленьких детях, требуется известная осторожность, так как игры и соответственные развлечения вырабатывают, между прочим, в детях вкус.
Предлагая детям различным игры, необходимо, прежде всего, сообразоваться с возрастом их, так как естественно, что более простые игры, не требующие особенной сообразительности, ловкости и т. п., вполне удовлетворят малолеток, между тем как более взрослым они покажутся чересчур скучными и мало интересными.
Что касается до пола, то с этим нам, кажется, меньше всего следует считаться; в большинства городов Северной Америки и в Западной европе обучения в школах девочек и мальчиков — совместное, поэтому при выборе игр не руководствуются различиям полов, а предоставляют детям также и играть совместно.
Для подвижных и т. п. игр необходимо отмежевать как при школе, так и при доме, как можно боле просторное место, чтобы дети не были стеснены пространством при выборе той или другой игры.
Продолжительность различных игр — различна; она, однако, играет очень важную роль при выборе их, так как излишняя продолжительность игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, так как при наступление его, от игры, вместо ожидаемой пользы, получится явный вред.
При назначении игры необходимо сообразоваться с максимальными количеством нервно-мышечной энергии, которую в состоянии развить каждый ребёнок без признаков переутомления.
Для соблюдения этого условия необходимо остерегаться шаблонов, — в данном случае большую роль играет индивидуальность ребёнка.
Малокровные, слабыя дети также с пользой могут принимать участие в детских играх с тем условием, чтобы продолжительность их не была очень велика, так как у таких детей переутомление наступает сравнительно очень быстро.
По мере участия в подвижных играх на открытом воздухе, дети чрезвычайно быстро крепнут, — из хилых, бледных заморышей постепенно превращаются в здоровых детей, способных уже применяться к боле продолжительными играм своих сверстников.
Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, — только при наличности этого условия она увлечёт детей и заставит их предаваться ей с охотой.
Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемый апатично, без участия внимания и памяти, — ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы; так же как и от тех неинтересных физических упражнений, которые дети вынуждены производить в школе.
При выборе игры, как мы выше упоминали, необходимо принимать во внимание возраст детей; прибавим ещё, что важную роль играет и большая или меньшая степень умственного развитая детей.
Дети, отличающияся развитым умом, тяготятся простыми играми, не требующими сообразительности и внимания.
Наоборот, боле сложная игра, не требующая одних только механических движений, основанная на оценке того или другого положения, сообразительности и ловкости участников, доставляет детям много удовольствия, заставляя их с охотой и большим интересом следить за ходом игры и ожидать финала её.
Выбором соответственных игр, способных заинтересовать детей, мы вселяем в них любовь и охоту к ним, извлекая таким образом несомненную пользу от подвижных и тому подобных игр.
Заканчивая это краткое обще вступление, перейдём к частному отделу, именно к описанию отдельных игр и развлечений.
ОТДЕЛ ИГР
Кошки и мышки.
Лучшим местом для этой игры служить просторная площадь вблизи школы, на открытом воздухе.
В дождливые и холодные дни детям предоставляется в полное распоряжение одна из классных комнат, просторная и свободная, по возможности, от мебели.
Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.
Остальные дети берут друг друга за руки и образуюсь незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чём кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, ещё через все прочие промежутки, образуемые между детьми.
Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих боле всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чём им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.
При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развитая и укрепления их физических сил имеет громадное значение.
Чёрный человек.
Игра «чёрный человек» может происходить в одной из просторных классных комнат или на просторном, чистом дворе, свободной площади, находящейся вблизи школы, в зависимости от местоположения последней и состояния погоды.
Участников может быть какое угодно количество, смотря по пространству, которое дети имеют в своём распоряжении.
На противоположных концах комнаты или двора отмежёвываются два очерченных пространства для двух городов № I и № II, затем дети называют одного из участников «чёрными человеком», сами становятся в одном из названных городов № I или II, а чёрный человек помещается на срединном расстояния меж обоими городами.
После того, как дети так разместились, чёрный человек спрашивает их: не наводит ли он на них страха?
Дети мужественно отвечают в один голос, «нет» и для подтверждения этого храбро бросаются врассыпную к противоположному городу, стараясь однако миновать чёрного человека.
Последний, обладая известной ловкостью, стремится во что бы то ни стало своей рукой, покрытой сажей или т. п. испачкать одного из участников; в том случае, когда это ему удаётся он сам смешивается с толпой, поручая свою роль потерпевшему.
Очевидно, эта игра также основывается, главным образом, на движении.
Чёрный человек с мячом.
Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что чёрный человек становится где-нибудь в стороне на расстоянш между двумя городами и снабжается мячом.
В то время когда по команде одного из участников всё врассыпную бросаются из так называемого города № I в город № II, чёрный человек прицеливается и бросает в толпу свой мяч, стараясь попасть им в кого-нибудь из бегущих, а сам бегом направляется также в город.
Потерпевший при этом, обладая известной ловкостью, быстро подхватывает попавши в него мяч и стремится бросить его в бегущего чёрного человека.
Если он не попадает в цель, то меняется с ним ролями и сам превращается в чёрного человека.
Игра эта продолжается, пока дети не устанут; в ней, очевидно, к физическому элементу, основанному на беге, присоединяются ещё упражнения в метании мячом.
Чёрный человек с помощниками.
Внешняя обстановка — такая же, как и в предыдущих играх, т. е. дети очерчивают два города на двух противоположных концах просторной классной комнаты или двора.
Все участники, кроме одного, играющего роль чёрного человека, выстраиваются в ряд у одного из городов.
Чёрный человек удаляется от них и становится на середине между обоими городами.
Оттуда он обращается к товарищам с прежними вопросом, боятся ли они его?
Последние в один голос отвечают «нет» и быстро бросаются по направлению к противоположному городу; в это время чёрный человек старается запятнать кого-нибудь из бегущих — пострадавший назначается его помощником.
После этого помощник становится на границе противоположного города, не допуская к ней товарищей при следующей перебежке и стараясь, в свою очередь, также наложить клеймо на одного из них.
Обыкновенно это ему удаётся без особенного труда, при чём потерпевшие, в свою очередь, приобретает звание помощника.
Таким образом игра продолжается с постепенным увеличением количества помощников до тех пор пока все участники не подвергнутся той же участи и не перебудут в роли запятнанных помощников.
В том случае, когда участников очень много, можно ограничиться и меньшим количеством помощников, приостанавливая таким образом игру в тот самый момент, когда детьми овладеет чувство переутомления.
Эта игра, подобно предыдущими, основана на беге, и если она происходить на открытом свежем воздухе, то польза от неё несомненна.
Дети, увлечённый ходом игры, резвятся и охотно бегают, развивая при этом максимум своей нервно-мышечной энергии, — дыхательным движения грудной клетки учащаются, лёгкие получают в избытке кислород, кровообращение значительно улучшается, личики их розовеют и оживляются.
При этой игре требуется строгое исполнение некоторых обязательных правил, а именно, что чёрному человеку предоставляется право «клеймить» товарищей лишь на пространстве, соединяющем границы обоих городов, кроме того новые помощники не должны удаляться от занятой ими позиции боле чем на расстояние полушага, не смотря на своё рвение во что бы то ни стало помазать новаго товарища.
Пятнашки.
Игры в-пятнашки происходят либо в просторной классной комнате, либо на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 26 и более.
Собравшись дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разными направлениями детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.
Пойманный задерживается таким образом и превращается в пятнашку, при этом его имя произносится во-всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого пм следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников,. то немедленно передаёт ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.
Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранить живой интерес к ней н не почувствуют себя утомлёнными.
Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например, метанье мяча и тому подобное.
Пятнашки с передачей.
Дети собираются в каком-нибудь просторном месте по предыдущему, избирают среди участников так называемую «пятнашку» и бросаются бежать.
Пятнашка по-прежнему стремится поймать жертву, последняя — и в этом состоит отличие этой игры от предыдущей — в свою очередь спешить ответить первому пятнашке, бросающемуся быстро в бегство, тем же, т. е. реваншироватся.
Ясно, что для того, чтобы цель была вполне достигнута, требуется большая ловкость от действующих лиц, старающихся превзойти в этом отношении друг друга.
В этой игре дети совершают целый ряд правильных физических упражнений, стараясь не попасть в число пятнашек, кроме того они изощряются ещё в ловкости, развивая в себе постепенно это качество, если оно им не было присуще раньше.
Пятнашки с мячом.
Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом.
Дети по предыдущему распределяюсь между собой роли, при чём большинство обращается в бегство, а один из их среды, получившие прозвище пятнашки, снабжается ещё мячом большей или меньшей величины.
В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть е, запятнав прикосновением мяча.
Потерпевшие меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватить охоты и они не устанут и не потеряюсь интереса к начатой игре.
Пятнашки от земли.
Обстановка и группировка участвующих — такая же, как и при игре в обыкновенную пятнашку, с той только разницей, что в игру вводится новый и важный характерный для неё элемент, именно прыжки.
Пятнашка, выбранный товарищами, имеет право пятнать лишь бегущих или остановившихся участников; наоборот, те из них, которые, ловкими прыжками, успели вскочить на сук дерева, на скамейку, на невысокий забор, словом, перестали касаться ногами земли, освобождаются от преследования врага.
Не успевших спастись в безопасное место подвергаются преследованиям со стороны ловкого пятнашки и, рано или поздно, один из них становится жертвой, обмениваясь тотчас же ролями.
В таком же порядке игра продолжается и дальше.
Пятнашки от земли с мячом.
Эта игра напоминает предыдущую, но осложняется метанием мячом.
Выбранный из среды участников пятнашка старается запятнать намеченную жертву не рукой, а мячом.
При этом, если потерпевшей отличается большой ловкостью, ему предоставляется право быстро подхватить мяч и им ещё быстрее коснуться крага.
В том случае, когда ему это удалось сделать, он освобождается тотчас же от приобретённой роли пятнашки.
Турецкие пятнашки.
Турецкие пятнашки отличаются от обыкновенных тем, что и при них пользуются прыжками.
Группировка участников игры — такая же, как и в других пятнашках, — характерное же отличия игры состоит в том, что настигнутому пятнашкой разрешается присесть в момент грозящей опасности: в том случае, когда ему ловко удалось присесть в то время, как его настиг пятнашка, он спасён и может снова примкнуть к бегающим товарищам.
Пятнашка же продолжает караулить жертву, покуда он не нападёт на неповоротливаго участника, — тогда он передаёт ему свою роль и примыкает к остальной группе играющих.
Попрыгунчики.
Основным элементом этой игры являются прыжки.
Дети собираются в обширной пустой комнате и чертят на полу мелом или кусочком угля круг, соответствующий по величине количеству детей, прижимающих в игре участие.
Во дворе стараются провести границы этого круга острым камешком по земле.
Все участвующие размещаются возле черты, ограничивающей круг; один из них становится внутри круга.
Далее, по данному сигналу все дети перепрыгивают внутрь круга; при чём находящиеся уж заранее там пользуется удобными моментом, чтоб запятнать кого-нибудь, т. е. прикоснуться к нему рукой.
Лишь только ему это удаётся, он освобождается от своей роли, передавая е пострадавшему, а сам вместе с остальными детьми устраивается за чертой круга, после чего они все вновь перепрыгивают внутрь и т. д., до тех пор продолжая игру, пока она не надоесть или не утомит их.
Звери.
Местом для игры избирается просторная классная комната или пространство, прилегающее к школе или дому на открытом воздухе.
На противоподожных концах избранное для игры место ограничивают неширокими полосами.
Одну из них предназначают как бы для дома купца, другую для загона зверей, остальное пространство, соединяющие эти два отделения, носит название поля.
Участвующие в этой игре разделяют роли меж собой следующими образом.
Одни из них назначается владельцем зверей, другой — покупателем, остальные участники игры изображают собой раз-личных зверей: слона, тигра, льва, лисицы и т. п.
При этом все действующая лица устраиваются таким образом, что покупатель пробирается в огороженный дом, звери уходя т в так называемый загон, а хозяин помещается возле них, как сторож.
В начале игры к хозяину подходить покупатель и осведомляется, находится ли среди его зверей хотя бы слон; получив утвердительный ответь, он спрашивает о цене.
Владелец зверей указывает цену, протягивая в случае согласия покупателя руку будто бы за деньгами.
Вместо денег он получает по лёгкому удару, количество которых соответствует количеству рублей, назначенных за зверя, причём при первом ударе проданный зверь бегом бросается по направлению к дому покупателя и тотчас, по достижении его, возвращается в загон.
В то время, как покупатель отсчитал последний удар, зверь должен добраться до загона, иначе он бросается ему вдогонку, стараясь изо всех сил поймать его.
В случай успеха, т. е. если покупатель настигнет зверя, он считает его своим пленником и уводит в свой дом, после чего вновь отправляется к владельцу для покупки прочих зверей, за которыми он гонится затем таким же точно образом, как за первым.
В случае промаха, т. е. если покупателю не удаётся поймать купленного зверя, он меняется с ним ролями, при чём зверь превращается в покупателя, а покупатель присваивает себе название, которое носил зверь.
В таком порядке игра продолжается до тех пор, пока не будут проданы и пойманы вей звери.
В том случай, когда число участников очень велико и для поимки всех зверей может потребоваться слишком много времени, в течение которого дети могут сильно утомиться, необходимо тотчас же приостановить игру, лишь только станет заметно чувство усталости, охватившей детей, так как в противном случай цель не будет достигнута и дети вместо удовольствия, получаемого от умеренной игры, почувствуют к ней отвращенье.
Игра в «зверей» также основана на беге, т. е. физических упражнениях; всё остальное — это аксессуары, делающие игру занимательной.
Лошадки.
Для игры удобнее всего пользоваться обширным пространством во дворе или же просторной классной комнатой.
Участников может быть какое угодно количество.
Дети по росту размещаются на одной линии, в одну шеренгу, и разделяются, начиная с крайняго, на группы, в состав которой входить по четыре участника.
Одна из групп носит название коренников и удерживает за собой раз захваченное место; слева и справа к ним примыкают две группы пристяжных.
В последняя группы входят кучера.
После того, как вей разместились таким образом, кучера снимают с себя пояса, продевают их за пояса участников группы коренников, захватывая оба конца пояса правой рукой таким образом, чтобы пряжка пояса очутилась между указательным и большим пальцами, а противоположный конец пояса между средним и указательным пальцами; благодаря такому захватыванию пояса пальцами правой руки, представляется возможность во всякое время быстро вынуть его.
Для большего порядка в игре какой-нибудь из участвующих постарше избирается хозяином тройки.
По сигналу, данному им, «тройки» начинают выступать, сначала медленно подвигаясь вперёд, затем ускоряя постепенно шаги, пускаются бегом в одном направлении, затем они постепенно меняют это направление и рассыпаются во вей стороны, по новому приказанию хозяина.
Лишь только «хозяин троек» закричит: «лошади, в разные стороны» и кучера немедленно освобождают пояса, переплетённые с поясами коренников, и освободившиеся лошади быстро бросаются в разные стороны.
Спустя некоторое время, хозяин вновь командует «кучера, взнуздайте лошадей». После этого окрика кучера берут друг друга за руки, образуя цепь, и начинают двигаться с одного конца комнаты пли двора, служащих местом для игры, в противоположный, загоняя туда также и лошадей.
Основным элементом этой игры является ходьба и бег и если она происходит на воздухе, то польза её для детей очевидна.
Зайчик.
Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор пли просторную классную комнату.
Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случай и служить зайчиком.
Один из участников, расположившихся в самом кругу, стремится при передачи мячика из рук в руки захватить его, при чём он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.
Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронить его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшаго, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.
Находящейся в кругу называется «водящий»; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины «водящего», т. е. запятнать его, при чём пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.
Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.
В том случай, если ему не удаётся настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.
В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхателные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.
Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.
Волк и овцы.
Дети собираются во дворе на открытом воздухе или в обширной классной комнате и, по жребию, назначают одного из участников пастухом, другого — волком, а остальные остаются в роли овец.
На обоих концах двора или классной комнаты, служащих местом для игры, отмежёвываются площадки, имеющие 3—4 шага в ширину и называются загонами.
Пространство, находящееся между обоими загонами, носит название поля, причём на одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка.
После этого овцы размещаются в одном из загонов, а пастух становится в поле вблизи загона.
Волк, устроившийся в логове, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в своё логовище.
Пастух при этом изо всех сил старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это ему не всегда удаётся, если волк отличается ловкостью.
Пойманная овца становится помощницей волка.
После этого волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле», и при исполнении этого требованья, вместо со своим помощником старается задержать бегущих к противоположному загону овец.
Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличичивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.
Игра может продолжаться до тех пор, пока волк не поймает всех овец; если же дети устанут, в особенности в том случай, когда число их очень велико, игру можно приостановить и раньше.
Для правильного веденья игры требуется соблюдёте известных правил, состоящих, между прочим, в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направленно к противоположному.
Полку не предоставляется права забираться в загон, — он может ловить овец лишь в поле, т. е. в пространстве, отделяющем оба загона.
Пойманная овца должна покориться своей участи и стать помощницей волка, помогая ему при поимки новых добыть, причём помощники обыкновенно берутся за руки, образуя цепь и задерживая, таким образом, попадающихся овец.
Медведь.
Число играющих может быть как угодно велико, причём местом для игры служит также просторная классная комната или обширный двор или площадь, прилегающая к школе.
У частники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние не трудно смастерить, свёртывая соответственным образом носовые платки.
На одной из сторон пространства, отведённого для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора или классной комнаты в противоположный, причём медведь, не вооружённый жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т.-е. запятнать его.
Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.
По мере увеличения числа помощников медведя, вей они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причём только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.
Волк в кругу.
Количество участвующих может быть как угодно велико.
Дети собираются на просторном дворе или в большой классной комнате.
На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.
Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.
Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг.
Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечёте. Главный элемент, входящей в ней — бег.
Кошка.
Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.
Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки.
Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами.
последние по сигналу одного из старших бросаются во вей стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своём присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.
Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.
Хромая лиса.
Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.
На месте, выбраннном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят вей дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т.-е. прикоснуться к нему рукой.
Лишь только ей это удалось, она входить в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы. Дети играют до тех нор, пока вей не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.
Для правнльного веденья игры необходимо соблюдать следующие условья: дети, вошедшие внутрь круга, должны бегать лишь в нём и не выходить за очерченную линю, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.
Лисица на одной ноге.
Дети собираются на дворе или в саду, в каком угодно количестве, и снабжаются жгутами.
По жребию одному из участвующих даётся прозвище лисы. В одном из уголков места, выбранного для игры, устраивают так называемую норку, куда и прячется лиса.
По данному сигналу дети бросаются бегом по двору, а лиса, снабжённая жгутом, выходит из своей норы и бросается вслед за бегущими, прыгая на одной ноге и стараясь попасть в одного из них жгутом.
В том случай, когда это ей удаётся, она присоединяется к толпе, а потерпевший прячется в норку, изображая собой лису.
Если же она дала промах, т. е. брошенный ею жгут не задел никого из бегущих, она должна быстро шмыгнуть в норку, чтобы избежать ударов жгута, направленных на не другими участниками игры.
Главными элементами игры являются бег и прыжки.
Очевидно, кроме пользы, приносимой детям движениями на открытом воздух, игра развивает в них ещё ловкость, так как каждый ребёнок, попавший в роль лисы, старается поскорее освободиться от неё, чтобы не быть осмеянным товарищами.
Медведь и вожак.
Число детей может быть как угодно велико; собравшись в месте, назначенном для игры, в саду, во дворе или в просторной комнат, они захватывают с собой верёвку, длиной в 2—3 аршина.
Одного из участников назначают медведем, другого — вожаком, причём оба берут в руки противоположные концы верёвки, а остальным дети группируются на недалёком от них расстоянии, приблизительно в 4—6 шагах. По сигналу, данному вожаком, игра начинается, и дети все наперерыв бросаются на медведя, стараясь запятнать его. Вожак охраняя последнего, в свою очередь силится запятнать каждого приближающегося к медведю.
Вожак должен обладать известной ловкостью и стараться во что бы то ни стало запятнать кого-нибудь из играющих прежде, чем медведь получит 5—6 лёгких ударов.
Запятнанный становится медведем; в том же случае, когда медведь получит вышеуказанное количество ударов, а вожак не успеет запятнать кого-либо, он сам становится медведем, а нанёсший последний удар преобразуется в вожака.
При каждом таком обмене ролей участвующие отодвигаются на известное расстояние от центральных лиц — медведя и вожака — и лишь по сигналу, данному последним, вновь приближаются и продолжают игру в прежнем порядке.
Для правильного ведения этой игры требуется соблюдение некоторых условий. Пятнающие, т. е, наносящие медведю лёгкие удары, должны непременно вслух заявить о нанесённом ударе, причём удары могут быть наносимы лишь поочерёдно, а не одновременно двумя или несколькими играющими.
В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц — вожака и медведя — остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4—6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя.
Концерт зверей.
Дети собираются на двор или в обширной комнат и выбирают из своей среды так называемого дирижёра, распределяющего роли между участвующими: на ухо объявляет он каждому, какому животному ему следует подражать — льву, козлу, кошкой т. д.
После этого он удаляется, становится в центре и подаёт сигнал к оригинальному концерту.
Главным элементом этой игры или, вернее, развлечения является упражнение голосовых связок. Кроме того, своеобразный концерт доставляет детям большое удовольствия: они заливаются громким смехом и резвятся на открытом воздухе.
Количество участвующих не должно быть слишком велико, в противном случае импровизированный концерт становится чересчур резким и шумным.
Охота.
Эта игра лучше всего производится на обширной площади в саду или в леcy. Количество детей может быть как угодно велико — 25 и больше. Играющими выбирается один охотник, а то и два, если количество их очень велико.
На площади, назначенной для игры, очерчивается определённое место, за пределы которого выбегать не разрешается.
Сущность игры состоит в том, что охотники преследуют своих товарищей, стараясь поймать кого-нибудь из них.
Ставшие жертвой получают прозвище собак и делаются помощниками охотников, стараясь не отставать от них в преследовании оставшихся на свободе товарищей.
Главным элементом игры служит бег, и если игра эта совершается на открытом воздухе, где-нибудь в саду или в лесу, польза от неё очевидна.
Козёл.
Число участвующих в этой игре ограничено — всех участников может быть лишь трое, причём активно выступают только двое, третий же изображает собою свидетеля.
Один из активных участников старается принять такое положение, чтобы другой без особенного труда взобрался на его плечи; с этой целью он до известной степени подаётся вперёд, опуская вниз руки и прикасаясь ими до колен.
При этом он старается поднять плечи приблизительно до уровня головы, последнюю же несколько наклоняет вниз, отыскивая для неё точку опоры в стене или дереве.
Товарищи одними прыжком вскакивает на его плечи и, растопырив 1—2 пальца, спрашивает, сколько у него рогов (каждый поднятый вверх палец считается рогом).
Если тот угадает, — что должен подтвердить свидетель, — оба участника обмениваются ролями.
Игру продолжают до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.
Малюток она очень забавляет, и они охотно предаются ей.
Птицы.
Собравшись, в количестве до 25 человек и больше, в просторной комнате или где-нибудь на открытом воздухе, дети изображают собой различных птиц.
Один из участвующих берёт на себя роль покупателя птиц, другой — продавца.
Продавец выстраивает птиц в нисколько рядов, давая каждому играющему прозвище — канарейки, орла, ястреба и т. д.
Лишь только он их выстроил в ряд, к нему подходит покупатель, требуя себе какой-нибудь птицы.
В том случай, когда таковой не оказывается, покупатель называет имена других.
Положим, он потребовал орла, — тогда ребёнок, изображающий эту птицу, встаёт со своего места, а продавец напутствует его следующими словами: «лети, лети, орёл, и вернись в свой дом».
За сим он вступает в торг с покупателем, а между тем орёл бегом направляется к условленному месту и возвращается обратно.
Вели покупатель успел за это время расплатиться за торгуемую птицу, а последняя не успела ещё добежать до дому, то она переходит в его собственность, — в противном случай торг начинается снова и т. д.
Игру продолжают до тех пор, пока она не надоест детям.
Основана эта игра на беге, что для детей чрезвычайно полезно, в особенности, если она совершается на открытом воздухе.
Коршун.
Дети собираются в количестве до 15 человек и больше; местом для игры служит просторный сад или комната.
Из участвующих избирается главное действующее лицо — коршун, который непременно должен отличаться ловкостью.
Из девочек, участвующих в игре, выбирается одна, которой даётся прозвище — курицы-наседки.
Она становится впереди, защищая собою всех остальных детей, которые помещаются за нею, изображая собой цыплят.
Устроив их таким образом, курица - наседка подходить к коршуну, задавая ему следующий вопрос:
— Коршун, коршун, ты чем занят?
— Копаю ямочки в земле.
— А для чего тебе эти ямочки?
— Для собирания камешек.
— А для чего тебе камешки?
— В твоих деток бросать.
— Чем же они провинились?
— А они истоптали и испортила капусту в моём огороде.
— Разве твой огород окружён высокой изгородью?
После этого вопроса коршун берёт щепку и бросает её со всего размаху вверх, чтобы наглядно демонстрировать высоту изгороди, приговаривая при этом: вот она какая!
Курица начинает защищать своих цыплят, уверяя, что они не в состоянии перелететь через такую высокую изгородь.
— А я их всё-таки съем, — объявляет коршун.
Услышав это, цыплята бросаются в бегство по разными направлениям, спасаясь от коршуна.
Курица-наседка старается во что бы то ни стало защитить своих детей, а коршун прежде всего старается поймать наседку.
Лишь только ему это удастся, игра считается законченной.
Главным элементом данной игры служат ходьба и беги, — совершаемые на открытом воздухе, они приносят большую пользу детям. Кроме того, центральный действующая лица наперерыв стараются перещеголять друг друга в ловкости, чем совершенствуют в себе это качество.
Обыкновенно она очень забавляет малолетних детей, — поэтому если игра эта быстро кончается, т. е. когда коршун очень ловок и быстро настигает курицу-наседку, игру можно начинать сызнова.
Избираются новый коршун и новая курица-наседка, и игра продолжается в прежнем порядке.
Ястреб.
Дети собираются, количеством до 15 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.
Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперёд и не смет оглядываться.
По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать.
Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свёрнутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.
3мейка.
Число детей доходит до 20 и больше. Игра происходить во дворе или в саду.
Участвующие выбирают из своей среды вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направленно вслед за вожаком.
Во время бега, двое из играющих высоко подымают соединённые руки, предоставляя вожаку пробраться под ними, — благодаря этому в цепи образуется выемка.
Попавшему в эту выемку необходимо тотчас же обернуться для того, чтобы цепь получила прежний вид.
Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, причём в цепи образуется ряд выемок, благодаря чему получается форма змейки.
Главный элемент игры — бег; если игра заинтересовывает . детей, они ведут е очень охотно, развивая при этом свои физические силы и максимум мышечно-нервной энергии.
Лишь только замечается утомление, следует прекратить игру, — иначе она вместо ожидаемой пользы приносить несомненный вред, так как превращается в скучную, утомительную обязанность.
Стрекоза.
Дети собираются во дворе, в саду или в просторной комнате, становятся на корточки, руки в бока н наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причём споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключающего из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.
Малороссийская игра в мяч.
Дети собираются во дворе или в обширной комнате; число их может быть как угодно велико; они разделяются на группы, считая по пяти человек в каждой и захватывают по одному мячу средней величины.
Прежде чем приступить к игре, дети ограничиваюсь приблизительно квадратное пространство величиной в несколько сажен.
Из каждой группы избирается один участники и становится в центре устроенного таким образом квадрата, которому дают название города.
Остальные 4 детей из каждой группы занимаюсь места по четырём сторонами квадрата.
Один из этих четырёх детей снабжается мячом и старается во что бы то ни стало попасть им в того, который поместился в центре, при этом, он, кроме ловкости, пускает в ход также и хитрость, а именно прицеливается будто бы в товарища, находящегося на одной из сторон квадрата, и лишь только ему удаётся отвлечь внимание «центрального», как он быстро меняет направление и бросает в него мяч
Находящейся в центр не должен всячески увёртываться для того, чтобы защитить себя от нападения, иногда это ему удаётся, т. е. когда бросивший мяч промахнулся, он меняется ролями с центральным.
В том случае, когда мяч попал в цель, четверо, стоящие по сторонам квадрата, обращаются быстро в бегство, между тем, стоящие в центре ловко подхватывает мяч и бросается за ними вдогонку, стараясь во что бы то ни стало коснуться мячом одного из бегущих, т. е. запятнать его; за черту огороженного города ему не разрешается выходить.
Если ему удастся запятнать кого-нибудь из бегущих, он меняется с ним ролями, — в противном случае, безропотно покоряется своей участи и по-прежнему занимает центральное место в город.
Игра эта доступна малолетним и доставляет им громадное удовольствия; она основана на беге и метании; оба процесса очень полезны, так как укрепляют детский организм.
Летучий мяч.
Дети собираются в каком угодно количеств в просторной комнат или в чистом двор и запасаются мячом довольно большой величины.
Участвующие в игр группируются таким образом, что образуют род круга и лицами обращаются к центру его.
Расстояние между поместившимися в вышеуказанном порядке детьми равняется приблизительно двум шагам.
По данному сигналу дети начинают перебрасывать от одного к другому мяч, по разным, однако, направлениям, причём один из участвующих, находящейся внутри круга, изо всех сил старается перехватить мяч, чтобы дать ему добраться до цели, т. е. до того товарища, в чью сторону он был направлен.
Перехватив мяч, он овладевает им и немедленно становится на место того из участвующих, который в последнш раз так неудачно бросил мяч.
Главным элементом игры является метание мяча, — упражнениe чрезвычайно полезное для детей, так как оно развивать и укрепляет мускулы верхних конечностей.
Для правильного ведения этой игры требуется соблюдёте н-которых правил. Так, участвующие должны всё время сохранять раз захваченным места.
В то время, как один из участвующих бросает мяч по направленно к одному из товарищей, находящийся в центре круга не должен приближаться к нему больше, чем на 3—4 шага.
В том случае, когда играющие так неловко бросил мяч, что последний не попал в руки того, кому он предназначался, а пролетел над его головой, он наказывается тем, что меняется местами с находящимся в центр круга.
Гонка мячей.
Игра эта может иметь место в просторной комнате или в чистом дворе, причём количество детей может быть как угодно велико, до 50 и больше.
Дети захватывают с собой два довольно больших мяча, окрашенные в два различные цвета.
Дети по-прежнему отмежёвывают круг и становятся на черте, на расстоянии одного шага друг от друга, лицами, обращёнными в центр круга.
Дале, участвующие в игре отмечаются №1 и №2; один из группы №1 и берёт мяч, окрашенный в известный цвет, один из группы №2, находящихся на противоположной стороне круга, берёт другой мяч.
Взявшие мячи должны находиться как раз один против другого, причём один из них, держащий первый мяч, по данному сигналу быстро перебрасывает его какому-нибудь ближайшему, принадлежащему к № 1; в то же самое время держащий второй мяч точно так же быстро перебрасывает его по тому же направленно кому-нибудь из №2, находящемуся на самом близком от него расстоянии.
Дальнейшее путешествие мяча продолжается по тому же плану, т. е. первые номера перебрасывают его соседним первым, вторые же — соседним вторым.
Обе группы стремятся к тому, чтобы их мяч настиг мяч противоположной группы, причём, очевидно, что победа будет на стороне той группы, участники которой с большей ловкостью и быстротой перебрасывают мяч от одного к другому.
Та группа, участник которой догнал мяч противоположной группы, выигрывает одно очко.
Дале наступает перебрасывание мячей в обратную сторону.
После того, как каждый мяч совершил известное число полных кругов, каждая группа считает накопившееся у неё количество очков.
В выигрыше, разумеется, остаётся та пария, которая подсчитала наибольше количество очков.
В этой игре следует соблюдать ряд правил, выражающихся, между прочим, в том, что запрещается перебрасывать Мяч сразу через двух участвующих в игре. В том случае, когда играющий по неловкости уронит мяч, ему разрешается вновь поднять его и перебросить кому следует.
Ножной мяч в кругу.
Дети собираются в просторной комнате или в чистом Дворе и захватывают с собой резиновый мяч довольно больших размеров.
Участвующие в игре, кроме одного, группируются в форме круга, на расстоянии 1—2 шагов друг от друга.
Лица их обращаются к центру круга.
Один из играющих становится в середину, кладёт мяч на пол или на землю и ударом ноги старается выбросить его из круга, направляя в промежуток, находящей между двумя играющими.
Те стоят на сторож и лишь только мяч приближается к ним, стараются ударом ноги погнать его в противоположном направлении, т. е. обратно в круг.
Пред игрой намечается, с какой именно стороны участвующие в игре должны отбивать приближающейся к ним мяч и гнать его обратно. Очевидно, что каждый из них следит только за своим промежутком, находящимся с одной его стороны.
Лишь только играющие делает промах, т. е. пропускает мяч через свой промежуток, он считается потерпевшим и обменивается ролями с тем, который находится внутри круга.
Для правильного ведения этой игры необходимо соблюдать следующие правила: находящейся в центр е круга не должен удаляться оттуда больше, чем на два шага; остальные из участвующих должны сохранять своё положение во всё время игры, т. е. не должны ни удаляться от очерченной границы, ни приближаться к ней.
Играющие не должны гнать мяч руками, а лишь ногой.
В игре этой основным элементом является метание, которое в значительной степени служить для укрепления и развитая нижних конечностей.
Блуждающий мяч.
Дети собираются в каком угодно количестве, до 30 и больше, в просторной комнате или в чистом дворе, захватив с собой резиновый мяч, довольно больших размеров.
Участвующие в игре группируются в круг, кроме одного; лица их обращаются в центр; расстояние между ними равняется 1—2 шагам.
Один из играющих помещается позади сгруппировавшихся в круг и изо всех сил старается прикоснуться к мячу, который переходить из рук в руки играющих.
В том случае, когда ему это удаётся, он меняется местами с тем, в руках которого находился мяч в тот момент, когда он прикоснулся к нему.
Для правильного ведения этой игры требуется соблюдёте некоторых правил, выражающихся, между прочим, в том, что сгруппировавшиеся в круг должны всё время сохранять раз захваченное место; мяч необходимо передавать или перебрасывать лишь ближайшему соседу.
Находящийся вне круга не должен пробираться внутрь его.
Перебрасывать или передавать мяч можно в какую угодно сторону.
Очевидно, и в эту игру главным элементом входит метание, укрепляющие и развивающие мускулатуру верхних конечностей.
Жмурки.
Дети часто и охотно играют в жмурки, в особенности малолетние, так как игра эта очень проста. Местом для неё избирают большую, просторную комнату или чистый двор.
Дети выбирают из своей среды одного, накладывают ему на глаза повязку, пользуясь чистым носовым платком или т. п.
По данному сигналу, участвующие в игре бросаются в разный стороны, а мальчик с повязкой на глазах, стоящий среди двора или комнаты, старается поймать кого-нибудь из бегущих.
Попавшиеся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он, в свою очередь старается также поймать кого-нибудь из товарищей, дети должны во время бега всё таки зорко следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они его предупреждают криком: «огонь»!
Трубочка.
Трубочка напоминает собой жмурки, только она представляет для детей гораздо больший интерес. Участвующих может быть какое угодно количество — дети собираются в большой комнате или в чистом дворе. Один из них получает прозвище «жмурки», ему набрасывают платок на глаза и завязывают, а в руки дают трубочку из свёрнутой бумаги.
Жмурка становится посреди комнаты, а остальные участвующие берут друг друга за руки, образуя круг, в центре которого помещается жмурка. По данному сигналу, дети ходят 2—3 раза вокруг жмурки, после чего последний приближается к одному из них и обзывает его каким-нибудь словом или спрашивает: ты кто?
Спрошенный должен что-нибудь невнятно пробормотать в ответ, а жмурка, ударив в него трубочкой, должен назвать имя товарища. В случай удачи, они обмениваются ролями.
Главный элемент, входящей в игру — это ходьба, и если она совершается на свежем воздухе, то польза от неё очевидна, так как ходьба служить лучшим гимнастическим упражнением для всего организма.
Перестрелка.
Дети собираются где-нибудь во дворе или в саду. Количество участвующих может быть как угодно велико, до 25 не более. Все дети разделяются на две группы, над каждой из них назначается по начальнику.
Участвующие становятся по парно и присваивают себе различные названья, например, один стола, другой стула, и затем удаляются. По данному сигналу они вновь приближаются к одному из начальников и предлагают ему следующей вопрос: «что хочешь, стол или стул?»
Начальник называет один из предметов, и тот, который изображает его, переходит в его группу, тогда как другой переходит в группу другого. Таким образом вербуются обе группы.
Лишь только последняя пара разместилась, на противоположных концах места, избранного для игры, очерчивают два лагеря, на расстоянии приблизительно в 30 шагов один от другого.
Затем один из предводителей делает знак рукой, и кто-нибудь из его группы ловко бросает мяч из своего лагеря в противоположный, стараясь попасть им в противника.
Из второго лагеря один из участвующих в свою очередь бросает мяч в первый лагерь и т. д.
Те из играющих, в которых попал мяч, становятся пленниками противоположной группы, уводятся в соответственный лагерь и занимают место в последнем ряду.
Пленники остаются в чужом лагере до тех пор, пока кто нибудь из «своих» не придёт на выручку, т. е. не бросить ловко в него мяч, который непременно попадёт в него.
Игру можно оживить, одновременно бросая из одного лагеря в другой несколько мячей сразу, при чём победу торжествует тот лагерь, который завербовал себе таким образом всех участвующих в противоположном лагере.
Главный элемент, входящий в эту игру, — метание.
Путешествия.
Дети собираются в каком угодно количестве, до 12 и больше, в просторной комнате или в чистом дворе.
Участвующие размещаются на стульях и каждый присваивает себе имя какого-нибудь города, затем выбирают из своей среды одного, которого называют путешественником.
Путешественник становится посредине и начинает разсказывать о различных городах, которые ему встречались по пути, затем говорить, что он намеревается посетить например Орёл, при этом присвоившей себе название этого города, быстро подымается со своего места и слушает повествование путешественника стоя.
Затем путешественник обявляет, что после Орла он собирается посетить Тверь, при этом быстро приподнимается изображая этот город и старается мгновенно обменяться местами с Орлом. В том случай, когда ему это не удаётся, путешественник старается быстро захватить одно из освободившихся мест. Оставшийся без места становится путешественником.
Почта.
Игра эта способствует, главным образом, умственному развитию детей.
Дети собираются в просторной комнате или во дворе, в количестве от 5 до 25 и более. Дети по жребию выбирают из своей среды одного, которому дают название почтальона, помещают его в центре места, выбранного для игры, а сами группируются вокруг него.
По данному сигналу почтальон встаёт со своего места, приближается к каждому из участвующих, спрашивая их, не желают ли они отправить письма. Дети вей отвечают утвердительно и на вопрос почтальона, «в какой город?», называют быстро один из городов и названия ожидаемых вещей, причём каждое название должно начинаться с той же буквы, с какой начинается название указанного города, так, напр.: «прошу выслать из Тамбова книжки, карандаши, картинки и т. д. Просимыя вещи должны быть быстро названы, без всякой остановки.
По правилам игры, почтальон должен точно повторить или прочесть письма, добравшись до соответственных городов, если же он кое-что из их содержания забывает, с него взыскивается фант. Точно также требуется фант с каждого из участвующих, если он не сумеет быстро подобрать название просимых предметов.
Очевидно, игра эта в значительной степени содействует укреплению памяти у детей, являясь, таким образом, известным элементом умственного развитая их.
Для того, чтобы внести элемент движения в эту игру, можно наказывать провинившихся, заставляя добежать до известного места и обратно, или же назначая двум, трём бежать наперегонки.
Таким образом, можно сделать игру эту очень занимательной, содействуя ею и физическому и умственному развитию подрастающего поколения.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR),
форматирование и ёфикация — творческая студия БК-МТГК.
|