Эта книга написана для учителя физики с целью помочь ему в организации и проведении физических викторин в средней школе. Задачи для викторин систематизированы по разделам курса физики и снабжены подробными ответами. Значительное место отведено экспериментальным задачам, которые вызывают у учащихся особенно большой интерес.
Физические викторины в занимательной форме знакомят учащихся с явлениями природы, с разнообразными применениями законов физики в технике, с интересными опытами. Физические викторины углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мьйпления, прививают интерес к предмету.
Готовясь к проведению викторины, нужно прежде всего наметить тему викторины, учитывая пройденный учебный материал и подготовку учащихся.
Вопросы и задачи викторины должны отличаться оригинальностью, необычностью, быть близкими к практическим приложениям или иметь парадоксальные решения.
Условия задач следует формулировать кратко и точно, решение их не должно требовать длительных сложных вычислений.
Приборы для викторины нужно подобрать и проверить заранее, а рисунки и схемы вычертить на больших листах бумаги. Можно также использовать рисунки из книг, проецируя их на экран.
Все методические приемы и средства, способствующие наглядности и выразительности демонстрируемых опытов (белые и черные экраны, теневое проецирование, подкрашивание жидкостей и т. д.), которые обычно используются на уроках, следует широко применять и при проведении викторины.
Необходимо также во время опытов строго соблюдать правила техники безопасности.
Очень важно, чтобы в подготовке и проведении викторины участвовали школьники. Всех учащихся надо заранее предупредить о сроке проведения викторины, познакомить с ее темой, а также рекомендовать для подготовки соответствующую литературу.
Примерный план проведения викторины может быть таким.
Учащихся класса делят на две равные группы, причем вопросы задают поочередно обеим группам. После ответа одной группы вторая исправляет и дополняет этот ответ; затем вторая группа отвечает и так далее. К участию в викторине можно привлечь также два параллельных класса.
Вопросы можно задавать по-разному:
1. Учитель объясняет устройство используемых приборов, затем демонстрирует опыт, и учащиеся его объясняют.
2. Учащихся знакомят только с внешним видом приборов, далее показывают опыт, а затем учащиеся должны отгадать «секрет» внутреннего устройства прибора, который обусловливает иногда совершенно неожиданный результат опыта.
3. После объяснения устройства приборов учитель предлагает учащимся предсказать и обосновать результат опыта, после чего правильность ответа проверяют опытом.
4. Учащиеся объясняют принцип действия какого-либо прибора по его схеме.
5. Учащимся предлагают найти принципиальную ошибку в проекте или схеме какой-либо установки (например, «вечного двигателя») или решить вопрос о целесообразности устройства какой-либо детали машины.
Каким способом задавать вопросы к той или иной задаче сборника, предоставляем решать самому учителю.
Каждый ответ нужно не только обосновывать, но и указывать, где данное физическое явление используется на практике.
После каждого ответа учитель оценивает его, если нужно, поясняет и дополняет ответы.
Ответы оцениваются по трехбалльной или пятибалльной системе. Выигравшей считается группа, получившая наибольшее число баллов.
Можно также организовать соревнование на личное первенство.
О проведении викторины и ее результатах полезно сообщать в школьной стенной печати.
|