На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сборник задач по физике для 8—10 классов. Рымкевич, Рымкевич. — 1981 г

Андрей Павлович Рымкевич
Павел Адамович Рымкевич

Сборник задач по физике

для 8—10 классов

*** 1981 ***


DjVu

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





Учебник прислал Дмитрий Иванов.
_____________________


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Общие сведения о движении 5
Глава II. Прямолинейное неравномерное движение 13
Глава III. Криволинейное движение 19
Глава IV. Законы движения 22
Глава V. Силы природы 27
Глава VI. Применение законов движения 31
Глава VII. Элементы статики 40
Глава VIII. Законы сохранения в механике 47
Глава IX. Основные положения молекулярно-кинетической теории 56
Глава X. Основы термодинамики 58
Глава XI. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа 67
Глава XII. Взаимное превращение жидкостей и газов.
Свойства жидкостей и твердых тел 69
Глава XIII. Электростатика 76
Глава XIV. Постоянный электрический ток 85
Глава XV. Электромагнитные явления 95
Глава XVI. Колебания и волны 102
Глава XVII. Геометрическая оптика 112
Глава XVIII. Световые волны 122
Глава XIX. Основы теории относительности 126
Глава XX. Излучение. Световые кванты 129
Глава XXI. Атомная и ядерная физика 133
Приложения 137
Ответы 144



Рекомендовано к изданию Главным управлением школ Министерства просвещения СССР.

      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Овладеть школьным курсом физики — это значит не только понять физические явления и закономерности, но и уметь применять их на практике.
      Всякое применение общих теоретических положений физики для решения конкретного, частного вопроса есть решение физической задачи.
      Умение решать задачи делает знания действенными, практически применимыми.
      Приступая к решению задачи, нужно прежде всего вникнуть в смысл задачи и установить, какие физические явления и закономерности лежат в ее основе. Анализируя условие задачи, следует ясно себе представить, какие из описанных в нем процессов являются главными и какими можно пренебречь. Надо выяснить, какие упрощающие предположения мы должны внести, чтобы задачу можно было решить. Во многих случаях в тексте задачи приводятся соответствующие указания. Рассчитывая, например, время падения тела с некоторой высоты, исходят из следующих упрощений: тело считают материальной точкой, ускорение свободного падения принимают постоянным, сопротивление воздуха не учитывают.
      Принятые упрощающие допущения отмечают при анализе содержания задачи.
      В условии ряда задач сборника и в ответах не оговорено, идет ли речь о векторе, его модуле или проекции, так как подобные указания сделали бы текст очень громоздким. При анализе условия задачи (или ответа) следует в каждом случае уточнять, что именно приведено в задаче: вектор, его модуль или проекция.
      В подавляющем большинстве задач приводятся модули соответствующих величин. В тех случаях, когда векторные величины задаются буквенными обозначениями, чтобы не осложнять, текст, промежуточные действия при вычислениях и форму ответа, модуль векторной величины обозначают просто буквой без значка вектора.
      В ряде задач, где в условии или ответе значение какой-либо векторной величины дается со знаком «—», речь идет о проекции соответствующего вектора на ось координат (ось х), направленную параллельно данному вектору. При решении подобных задач полезно сделать вспомогательный чертеж, на котором начертить ось х, указав по смыслу условия задачи или ответа ее положительное направление.
      На графиках скорости, ускорения, силы и т. д. на вертикальной оси отложена проекция соответствующего вектора на ось координат, направленную параллельно данному вектору. Знак «+» или «—» проекции позволяет указать направление вектора в выбранной системе отсчета.
      Приступая к решению задачи, надо также выяснить, какие дополнительные сведения нужно взять из таблиц.
      При решении вычислительных задач в большинстве случаев целесообразно получить сначала ответ в буквенном (общем) виде. Правильность полученной расчетной формулы надо проверить подстановкой в ее правую и левую части наименований физических величин.
      Прежде чем приступить к вычислениям, следует, как правило, выразить все исходные данные в одной системе единиц. В подавляющем большинстве случаев задачи рекомендуется решать в Международной системе единиц (СИ). Если задача решается по уравнению, однородному относительно некоторых величин, то эти величины переводить в принятую систему единиц не обязательно.
      Приступая к вычислениям, надо учитывать степень точности приведенных в условии задачи значений величин. Точность ответа не должна превышать точности исходных данных. В большинстве задач сборника все данные и ответы даны с точностью до двух значащих цифр. Такую точность вполне обеспечивают расчеты, выполненные с помощью логарифмической линейки.
      В тексте задач настоящего сборника не указывается степень точности некоторых приближенных числовых данных путем прибавления справа значащих нулей. Поэтому данные, выраженные одной значащей цифрой, следует считать либо условно точными (наперед заданными), либо приближенными с той степенью точности, с которой заданы другие данные, входящие в задачу.
      Многие задачи целесообразно решать устно. Это относится к большинству качественных задач, многим тренировочным задачам, а также к задачам на исследование функциональной зависимости типа: «Во сколько раз изменится величина у при изменении величины х в n раз?»
     
      ГЛАВА I
      ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ
     
      § 1. Поступательное движение. Материальная точка.
      Перемещение точки и изменение ее координат
      1. Рисунок 1 воспроизводит со стробоскопической фотографии несколько положений работающего подъемного крана. Будет ли поступательным движение стрелы? ковша?
      2. В каких случаях (рис. 2, а, б, в) движение спичечного коробка можно назвать поступательным?
      3. Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете: а) расстояния от Земли до Солнца; б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца за месяц; в) длины экватора; г) скорости движения точки экватора при суточном вращении Земли вокруг оси; д) скорости движения Земли по орбите вокруг Солнца?
      4. Указать, в каких из приведенных ниже примерах изучаемое тело можно принять за материальную точку: а) вычисляют давление трактора на грунт; б) определяют высоту поднятия метеорологической ракеты; в) рассчитывают работу, совершенную при поднятии в горизонтальном положении плиты перекрытия известной массы на заданную высоту; г) определяют объем стального шарика, пользуясь мерным цилиндром.
      5. На рисунке 3 изображен план футбольного поля на пришкольном участке. Найти координаты угловых флажков (О, В, С, D), мяча (Е), зрителей (К, L, М).
      6. Приняв за систему отсчета класс и связав ось х с линией пересечения пола и стены, на которой висит доска, ось у — с линией пересечения пола и стены, соседней с предыдущей, а ось г — с линией пересечения упомянутых двух стен между собой, найти координаты (приблизительно) левого нижнего угла доски, правого верхнего угла парты, за которой вы сидите.
      7. Сравнить пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории движения которых показаны на рисунке 4.
      8. Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?
      9. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.
      10. Движущийся равномерно автомобиль сделал разворот, описав половину- дуги окружности. Сделать чертеж, на котором указать пути и перемещения автомобиля за все время разворота и за треть этого времени. Во сколько раз пути, пройденные за указанные промежутки времени, больше модулей векторов соответствующих перемещений?
      Н. На рисунке 5 показаны перемещения пяти материальных точек. Найти проекции векторов перемещения на оси координат.
      12. На рисунке 6 показана траектория движения материальной точки из Л в В. Найти координаты точки в начале и конце движения, проекции перемещения на оси координат, перемещение,
      13. На рисунке 7 показана траектория ABCD движения материальной точки из А в D. Найти координаты точки в начале и конце движения, пройденный путь, перемещение, проекции перемещения на оси координат,
      15. Вертолет, пролетев по прямой 400 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 300 км. Найти путь и перемещение вертолета.
      16. Катер прошел по озеру в направлении точно на северо-восток 2 км, а затем еще 1 км на север. Найти графически модуль и направление вектора перемещения.
      17. Звено пионеров прошло сначала 400 м на северо-запад, затем 500 м на восток и еще 300 м на север. Найти графически перемещение звена (модуль и направление).


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.