НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Минимальная физика — учебник для средней школы СССР. Кобушкин В. К. — 1970 г.

В. К. Кобушкин
МИНИМАЛЬНАЯ ФИЗИКА
Часть I


PDF

  СОДЕРЖАНИЕ
 
 Предисловие 3
 Введение 5
  Раздел I. МЕХАНИКА 10
  § 1. Кинематика произвольного движения материальной точки 10
  § 2. Кинематика движения материальной точки по окружности 17
  § 3. Связь между угловыми и линейными характеристиками движения 19
  § 4. Замечания о терминологии 21
  § 5. Основа динамики движения материальной точки — законы Ньютона 22
  § 6. Импульс и кинетическая энергия материальной точки. Законы их изменения 31
  § 7. Работа различных сил. Потенциальная энергия 34
  § 8. Закон изменения механической энергии материальной точки 37
  § 9. Закон изменения импульса и энергии системы материальных точек 42
  § 10. Уравнение движения тела переменной массы (уравнение Мещерского) 46
  §11. Центр масс (центр инерции) системы материальных точек и закон его движения 47
  § 12. Момент импульса системы материальных точек и закон его изменения 50
  § 13. Элементарные сведения о плоском движении твердого тела 54
  § 14. Качение 61
  § 15. Прецессия момента импульса 65
  § 16. Описание механических процессов с помощью законов Ньютона 66
  § 17. О механике Гамильтона 69
  § 18. Понятие о связях 74
  § 19. Принцип относительности Галилея 78
  § 20. Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции 85
  §21. Элементы механики идеальных жидкостей и газов 91
  а) «Закон» Паскаля 93
  б) Уравнение Бернулли 94
  в) «Закон» Архимеда 97
 
  Раздел II. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ 101
  §1. Колебания 101
  § 2 Механические колебания 107
  а) Собственные колебания 107
  б) Затухающие колебания 112
  в) Вынужденные колебания 114
  § 3 Распространение колебаний — волны 117
  § 4. Энергия волн 120
  § 5 Уравнение плоской и сферической волн 122
 § 6. Интерференция волн 124
 § 7. Стоячие волны 125
 § 8. Группы волн и волновые пакеты 127
 § 9. Принцип Гюйгенса и Френеля 129
 §10. Дифракция волн 131
 §11. Материальная точка и волна 135
 
 Раздел III. ТЕОРИЯ ПОЛЯ 136
 А. Гравитационное поле 137
 § 1. Закон тяготения 137
 § 2. Напряженность гравитационного поля 138
 § 3. Суперпозиция полей и поле протяженного тела 140
 § 4. Потенциал гравитационного поля 141
 § 5. Связь напряженности поля с потенциалом 142
 § 6. Теорема Остроградского — Гаусса 144
 § 7. О роли тяготения в природе 147
 §8.0 принципе эквивалентности тяжелой и инертной масс 148
 § 9. О терминологии 151
 Б. Электромагнитное поле 152
 § 1. Поле неподвижных зарядов 152
 § 2. Электрический ток. Закон Ома. 159
 § 3. Магнитное поле постоянного тока 163
 § 4. Прецессия магнитного момента в магнитном поле 168
 § 5. Электромагнитная индукция. Закон Фарадея 169
 § 6. Уравнения Максвелла 173
 § 7. Электромагнитные волны 179
 § 8. Свет 180
 § 9. Интерференция световых вол 180
 §10. Фотометрические понятия 185
 
 Раздел IV. ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ 187
 § 1. Эфир и принцип относительности 187
 § 2. Опыт Майкельсона и Морли 190
 § 3. Постулаты Эйнштейна 192
 § 4. Координаты Минковского, четырехмерный мир, мировая линия 194
 § 5. Интервал и преобразование Лоренца 198
 § 6. Кинематика материальной точки 206
 § 7. Динамика материальной точки 208
 § 8. Электромагнитное поле в теории относительности 215
 § 9. Об измерениях в теории относительности 217
 §10. Абсолютные и относительные величины 221
 §11. Значение теории относительности 222
 
 Приложение. Некоторые краткие сведения по математике 225
 § 1. Векторы 225
 § 2. Производная 228
 § 3. Интеграл 232
 § 4. Комплексные числа и функции 236
 § 5. Перечень встречающихся в тексте производных и интегралов 238

 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>



Предполагается издание книги в двух частях со следующим содержанием: 1-я часть — механика, элементы теории силового поля, элементы теории относительности, колебания и волны и 2-я часть — элементы квантовой теории, кинетической теории вещества, термодинамика, элементы электрорадиотехники.
      Книга предназначается в первую очередь для учащихся физико-математических школ, для которых пока нет учебника. Она будет также весьма полезна учителям физики, студентам первых курсов вузов и тем учащимся общеобразовательных школ, которые захотят получить более четкое представление об идеях физики, чем это пока возможно в обычной школе.

      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Предлагаемая читателю книга представляет собой попытку изложить на современном уровне и в более или менее логической связи основные представления физики. Изложение весьма сжато и теоретизировано. Поэтому чтение книги будет, вероятно, непростой задачей и потребует от читателя определенного упорства.
      Автор остановился на названии «Минимальная физика», желая этим подчеркнуть, что в книге дается некоторый минимум знаний, необходимый для представления о физике в целом.
      Все изложенное в книге автор преподносил (частично на факультативных занятиях) учащимся физико-математических школ № 239 и № 45 г. Ленинграда в течение 1964—1969 гг. Опыт показал, что несмотря на сложность рассматриваемых вопросов, учащиеся вполне усваивали материал. Насыщенность математикой вызывает затруднения лишь в первые месяцы занятий, а в дальнейшем существенно облегчает и изложение материала и усвоение его учащимися. Следует отметить, что учащиеся ознакам-ливались с элементами векторной алгебры и высшей математики в процессе занятий и в большой мере «на пальцах», т. е, без всяких обоснований, а с «потребительским» уклоном, примерно на уровне, который дан в приложении к этой книге. Разумеется это делалось не из пренебрежения к математике, а из-за жесткого лимита времени — 6 часов в неделю это не так уж много.
      В 1968/69 учебном году автор данной книги рискнул преподнести большую часть материала в обычной (не физико-математической) школе № 62 г. Ленинграда и, надо сказать, результаты оказались совсем неплохими — основной материал большинство учащихся усваивало. Автор склонен поэтому думать, что уровень преподавания физики в обычной школе вполне можно повысить в значительной мере по сравнению с уровнем существующего учебника. Это тем более похоже на правду, что опыт математиков показывает, что элементы векторной алгебры и понятия о производной и интеграле также вполне возможно излагать в современной школе. Использование же их позволяет излагать материал по физике и математике значительно строже.
      Так или иначе, а попытки изложения физики в школе на современном уровне делать надо, не пугаясь трудностей, а преодолевая их и находя оптимальные выходы из сложных положений. Один из вариантов, одна из возможностей преподнесения физики в физико-математических (а в большой мере и в обычных) школах и излагается автором данной книги в довольно" конспективной форме.
      Книга будет полезной преподавателям физики, учащимся физико-математических школ, студентам первых курсов вузов (особенно педагогических), а также тем из учащихся обычных школ, которые не побоятся сделать значительное усилие для ознакомления с элементами математики.
      Автор благодарен А. В. Тиморевой и Л. Т. Турбовичу за ряд критических замечаний, содействовавших улучшению книги.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru