ПРЕДИСЛОВИЕ
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность, эффективность обучения, и естественно, что разные стороны ее привлекают постоянное внимание педагогической науки и практики работы школ и учителей.
В процессе проверки знаний учащихся перед учителем открываются большие возможности для совершенствования процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания учащихся позволяет лучше изучить учеников, их индивидуальные особенности. Она способствует развитию речи и мышления школьников, их интереса к учению.
Организация проверки и учета знаний существенно влияет ва регулярность занятии учащихся предметом, тщательность выполнения заданий. Учащиеся заинтересованы в проверке своих знаний, так как каждый ученик хочет, чтобы за процессом его труда следили, замечали ошибки, способствовали быстрому их исправлению. Ученик желает видеть свой собственный рост и результаты своего труда, поэтому проверка оказывает воспитывающее действие, которое трудно переоценить.
В практике работы учителя физики, как и учителей других учебных предметов, наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, стремясь поставить большое количество оценок. Другие учителя, наоборот, недооценивают проверку, сводя ее преимущественно к фронтальной устной и письменной формам.
В зависимости от подхода к проверке изменяется ее содержание. При использовании фронтальной устной формы учитель проверяет в основном репродуктивные знания, а в контрольных работах— умение применять их на практике при решении задач. В связи с этим оценки, выставленные школьникам различными учителями, неодинаковы по своей значимости, различны по качеству. Ряд важнейших знаний, умений и навыков или их существенные стороны либо вообще не подвергаются проверке, либо проверяются эпизодически.
Систематические наблюдения за процессом проверки знаний, умении и навыков учащихся по физике в школе, исследования, проведенные на кафедре методики преподавания физики ЛГПИ им. А. И. Герцена, опыт личной работы учителем физики в школе
позволяют автору считать, что вопрос о проверке в практике работы не получил достаточно полного решения. Отсутствуют полнота, систематичность проверки. Слабо используются обучающие ее возможности. Существует разнобой в оценках. Все это служит тормозом для совершенствования процесса обучения и воспитания школьников.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся — сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для ребят. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для школьников — в психологическом плане.
В данной работе мы попытались привести в систему теоретические основы проверки как педагогического явления, описать, сопоставить и указать место различных форм, методов и приемов проверки в соответствии с методами изучения содержания курса физики, а также теми требованиями, которые предъявляются к знаниям, умениям и навыкам учащихся учебной программой.
Нам представляется существенным построить проверку на основе уровневого подхода овладения знаниями, который дает возможность учителю получить более объективные критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. При использовании уровневого подхода к проверке особенно ярко проявляются обучающая и воспитывающая ее функции.
Большая часть книги посвящена анализу форм проверки знаний, умений и навыков учащихся по физике, месту каждой формы в системе проверки, определению круга вопросов, подлежащих проверке именно данной формой, описанию приемов ее проведения. На конкретных примерах мы попытались убедить читателя, что сочетание различных форм проверки приводит к активизации умственной деятельности школьников, наиболее полной реализации педагогических возможностей проверки и повышению ее полноты и объективности. Показали также возможности зачетной системы, завоевавшей прочное место в практике работы школы.
Проблема проверки знаний, умений и навыков учащихся многогранна и широка, поэтому в одной работе нельзя достаточно полно осветить все ее стороны. Мы будем считать свою задачу выполненной, если книга поможет учителю физики, особенно молодому, правильно подойти к анализу и оценке результатов своей работы по проверке знаний, умений и навыков учащихся по физике, рационально организовать ее.
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ
Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний, умений и навыков учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению.
Поэтому так важно подробно рассмотреть, какое место занимают проверка, учет и опенка знаний, умений и навыков учащихся в общем процессе обучения школьников, какие потенциальные возможности для обучения, развития н воспитания заложены з ней, как эти возможности можно развить и использовать для повышения успешности обучения.
В практике работы школ и учителей задачи проверки часто понимаются узко и ей присваивается только контролирующая роль. Но педагогическая природа проверки гораздо глубже и многограннее. Попытаемся раскрыть ее.
§ 1. Дидактические функции проверки и учета знаний, умений и навыков учащихся
Знание и по шманнс дидактических функций проверки, их конкретизация к учебному предмету — физике позволит учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил строить проверку, достигать должного эффекта.
Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая
Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя 0 достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за своп учебный груд, тру. долюбня. дисциплины труда; в формировании черт коммунистической морали — честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного. существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В процессе проверки выявляется структура учебного материала. Пусть, например, на уроке было введено понятие силовой характеристики электрического поля — напряженности (X класс). Учитель прежде всего должен проверить у школьников знание и понимание физического смысла напряженности электрнчеекго поля, необходимости введения этой физической величины, способов определения ее численного значения, единиц и т. п. По мере постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном материале.
Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребяга учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение.
В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся будут по-разному строить свой ответ. Например, задание «Рассказать о явлении интерференции» потребует от ученика XI класса связного ответа о явлении интерференции, его сути, условиях возникновения, когерентных источниках, использовании и учете в практике. При этом на доске появятся зарисовки, иллюстрирующие понимание отвечающим понятия разности хода лучей. Вопрос «Использование явления интерференции света на практике» заставит ученика строить ответ иначе.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|