Для учащихся общеобразовательных и профессиональных школ, интересующихся физикой, учащихся физико-математических школ; может быть полезна преподавателям физики средних школ и техникумов, а также студентам педагогических специальностей вузон.
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность.
Н. А Умов
ПРЕДИСЛОВИЕ
В любой области своей деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, космонавтика или медицина, человеку постоянно приходится сталкиваться с необходимостью измерить ту или иную величину — температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок и т. д. Измерение является наиболее простым познавательным процессом, заключающимся в экспериментальном сравнении данной величины о известной величиной, принятой за единицу сравнения, Иногда необходимые измерения можно выполнить специально предназначенными для этого приборами или инструментами. Линейные размеры тела, например, определяют линейкой, микрометром, штангенциркулем; температуру измеряют термометром; массу — с помощью различных весов, В подобных случаях измерения называют прямыми или непосредственными. Однако значительно чаще вместо непосредственного определения интересующей нас величины приходится измерять совсем другие, а нужную — вычислять затем по соответствующим формулам. Тогда измерения называют косвенными. Так, для определения плотности вещества обычно измеряют массу и объем некоторого тела, состоящего из этого вещества, и первую величину делят на вторую.
Как правило, для измерения величин существуют специально разработанные, «стандартные» методы, примеры которых (измерение длины и плотности) только что приведены. Но бывают случаи, когда Обычные приемы оказываются неудобными, а то и вовсе невозможными.
Представьте, что возникла необходимость определить диаметр тонкого капилляра, положим, в обычном медицинском термометре. Канал капилляра настолько узок, что «залезть» в него линейкой или иным инструментом никак нельзя. К тому же линейка, которой вы располагаете, — чересчур грубый для этих целей прибор. Как же поступить? Оказывается, прямое измерение диаметра капилляра уместно заменить косвенным, причем можно предложить не один, а множество различных способов. Об одном из них вы узнаете, ознакомившись с решением задачи 104 в лежащей перед вами книге. Измерение плотности стандартным методом тоже не всегда возможно. В самом деле, мы сразу же столкнемся с трудностями, если захотим узнать среднюю плотность вещества некоторой планеты: ведь на весы ее не положить! Приходится придумывать обходные пути, примеры которых изложены в решениях задач 135 и 139.
В некоторых задачах, помещенных в этом сборнике, для определения тех или иных величии предлагается воспользоваться, казалось бы, совершенно не подходящими для этой цели приборами и предметами. Однако умело распорядившись ими, задачу можно решить. Ну, а если задача не получается, посмотрите вначале раздел «Подсказки» и только уж потом, когда и это не поможет, загляните в решения, приведенные в конце книги. Сверьте ответы и в том случае, если вы справились с заданием самостоятельно. Может быть, ваше решение окажется более простым и изящным, тогда вы получите особое удовольствие.
В сборнике имеются также задачи, не требующие количественного определения каких-либо величин. В этих задачах нужно лишь предложить способ выполнения некоторой операции. С задачами первого типа последние роднит некоторая необычность—либо начальной ситуации, либо набора предметов, которыми разрешено пользоваться. (Справедливости ради стоит сказать, что необычность некоторых задач только кажущаяся. Например, средняя плотность вещества Земли была определена именно так, как об этом рассказано в решении задачи 139).
Хотя все задачи имеют экспериментальный характер, важно только указать принципиально правильный путь решения. При этом предполагается, что приборы и инструменты, упомянутые в условии задачи, идеально точны, и допускается использование «подручного материала», если не оговаривается обратное. Например, подразумевается, что, находясь дома, вы всегда найдете стакан или катушку с нитками, сможете набрать воды из водопровода или колодца и т. д.
В некоторых случаях с помощью предложенного набора нужную величину можно определить только приближенно, но иногда и такие результаты представляют большую ценность. Так, к примеру, длины световых волн определяются в настоящее время с поразительной точностью (напомним, что за единицу длины «метр» в Международной системе единиц принимается отрезок, на котором в вакууме укладывается 1 650 763,73 длин волн оранжевой линии спектра благородного газа криптона, точнее — его изотопа с атомной массой 86). Однако довольно грубые опыты английского физика Т. Юнга, произведенные в 1802 г., в которых впервые была определена длина световых волн, имели большое принципиальное значение, поскольку до Юнга не был известен даже порядок этих величин.
Большинство положений, в которое ставит нас условие задачи, выглядит надуманно и вряд ли действительно встретится в жизни, но заранее предусмотреть все случаи нельзя, и надо быть готовым ко всяким неожиданностям. Знакомство с историей науки убедительно показывает, что экспериментаторам часто приходится «хитрить», придумывая различные косвенные, часто очень остроумные способы измерения величин и исследования явлений. Достаточно, пожалуй, вспомнить, что определение заряда электрона, химического состава звезд, структуры атомного ядра и многое, многое другое было произведено именно косвенными методами. Во всех этих случаях ученым помогала фантазия — весьма ценное для естествоиспытателя качество. Полезно и вам проверять свою изобретательность на простых примерах, чтобы не растеряться в более сложных случаях.
Предлагаемая вашему вниманию книга мало напоминает обычный школьный сборник задач, так как при решении многих задач могут понадобиться сведения из самых разных глав физики. Поэтому автор и решил разбить задачи на разделы по обстановке, в которой предлагается выполнить задание. Внутри каждого раздела задачи расположены в порядке нарастания трудности, хотя, безусловно, мнения автора и читателей о сложности задач не обязательно должны совпадать.
Большинство из приведенных в книге задач составлено автором, однако некоторая часть заимствована из ранее опубликованных сборников.
В первую очередь книга рассчитана на учащихся старших классов, располагающих уже солидным запасом знаний по физике, но со многими задачами справятся и только что приступившие к изучению этой замечательной науки. Вместе с тем уместно обратить внимание преподавателей физики средней школы и СПТУ на возможность использования задач настоящего сборника не только при организации викторин на вечерах занимательной физики, но и для создания на уроках проблемных ситуаций с ярко выраженным информационно-познавательным противоречием.
При решении некоторых задач рекомендуется пользоваться справочником физических величин. Большинство необходимых сведений молено почерпнуть в приложениях к настоящей книге или к школьным задачникам по физике, но иногда придется заглядывать и в более подробные таблицы.
Настоящее, третье, издание отличается от предыдущих большим числом задач и несущественными изменениями старого текста. Пользуясь случаем, автор сердечно, благодарит своего старого друга А. П. Рымкевича за ряд ценных советов.
ЗАДАЧИ
В ДОМАШНЕЙ ОБСТАНОВКЕ
1. Вам предложили найти плотность сахара. Как это сделать, располагая только бытовой мензуркой, если опыт нужно провести с сахарным песком?
2. Как с помощью 100-граммовой гирьки, трехгранного напильника и линейки с делениями приближенно определить массу некоторого тела, если она не особенно отличается от массы гирьки? Как поступить, если вместо гирьки дан набор «медных» монет?
3. Как с помощью медных монет найти массу линейки?
4. Шкала весов, имеющихся в доме, проградуирована только до 500 г. Как с их помощью взвесить книгу, масса которой около 1 кг, располагая также катушкой с нитками?
5. В вашем распоряжении имеются наполненная водой ванна, маленькая банка с широким горлышком, несколько копеечных монет, пипетка, цветной мелок (или мягкий карандаш), Как с помощью этих — и только этих — предметов найти массу одной капли воды?
6. Как с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить плотность камня, если его объем невозможно измерить непосредственно?
7. Как различить, имея в распоряжении пружину (или полоску резины), шпагат и кусок железа, в какой из двух непрозрачных сосудов налит керосин, а в каком — керосин с водой?
8. Как, пользуясь весами и набором гирь, можно найти вместимость (т. е. внутренний объем) кастрюли?
9. Как разделить содержимое цилиндрического стакана, до краев наполненного жидкостью, на две Одинаковые части, располагая еще одним сосудом, йо другой формы и несколько меньшего объема?
10. Два товарища отдыхали на балконе и размышляли над тем, как определить, не открывая спичечных коробков, в чьем коробке осталось меньше спичек. А какой способ можете предложить вы?
11. Как определить положение центра масс гладкой палки, не пользуясь никакими инструментами?
12. Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью жесткой (например, обычной деревянной) линейки?
13. Как найти диаметр небольшого шарика с помощью мензурки?
14. Необходимо возможно точнее узнать диаметр сравнительно тонкой проволоки, располагая для этой цели только школьной тетрадью «в клетку» и карандашом. Как следует поступить?
15. Имеется частично заполненный водой сосуд прямоугольного сечения, в котором плавает погруженное в воду тело. Как с помощью одной линейки найти массу этого тела?
16. Как с помощью стальной спицы и мензурки с водой найти плотность пробки?
17. Как, имея только линейку, найти плотность дерева, из которого изготовлена палочка, плавающая в узком цилиндрическом сосуде?
18. Стеклянная пробка имеет внутри полость. Можно ли с помощью весов, набора гирь и сосуда с водой определить объем полости, не разбивая пробки? А если можно, то как?
19. Имеются железный лист, прибитый к полу, легкая деревянная палка (стержень) и линейка. Разработайте способ определения коэффициента трения дерева о железо с применением только перечисленных предметов.
20. Находясь в комнате, освещенной, электрической лампой, нужно узнать, какая из двух собирающих линз с одинаковыми диаметрами имеет большую оптическую силу. Никаких специальных приборов для этой цели не дано. Укажите способ решения задачи.
21. Имеются две линзы с одинаковыми диаметрами: одна собирающая, другая рассеивающая. Как определить, какая из них обладает большей оптической силой, не прибегая к помощи приборов?
22. В длинном коридоре, лишенном окон, висит электрическая лампа. Ее можно зажечь и погасить выключателем, установленным у входной двери в начале коридора. Это неудобно выходящему на улицу, поскольку до выхода он вынужден пробираться в темноте. Впрочем вошедший и включивший при входе лампу тоже недоволен: пройдя коридор, он оставляет горящую напрасно лампу. А нельзя ли придумать схему, позволяющую включать и выключать лампу из разных концов коридора?
23. Представьте себе, что для измерения высоты дома вам было предложено воспользоваться пустой консервной банкой и секундомером. Сумели бы вы справиться с заданием? Расскажите, как нужно действовать?
24. Как найти скорость истечения воды из водопроводного крана, имея цилиндрическую банку, секундомер и штангенциркуль?
25. Из неплотно прикрытого водопроводного крана тоненькой струйкой вытекает вода. Как с помощью только одной линейки можно определить скорость истечения воды, а также ее объемный расход (т. е. объем воды, вытекающий из крана в единицу времени)?
26. Предлагается определить ускорение свободного падения, наблюдая за струйкой воды, вытекающей из неплотно закрытого водопроводного крана. Как выполнить задание, располагая для этой цели линейкой, сосудом известного объема и часами?
27. Допустим, что вам нужно наполнить водой большой бак известного объема с помощью гибкого шланга, снабженного цилиндрической насадкой. Вы хотите знать, сколько времени продлится это скучное занятие. Нельзя ли его вычислить, располагая только линейкой?
28. Как с помощью гирьки известной массы, легкого шнура, двух гвоздей, молотка, кусочка пластилина, математических таблиц и транспортира определить массу некоторого предмета?
29. Как определить давление в футбольном мяче с помощью чувствительных весов и линейки?
30. Как с помощью цилиндрического сосуда с водой и линейки определить давление внутри перегоревшей электрической лампочки?
31. Попробуйте решить предыдущую задачу, если вам разрешено использовать наполненную водой кастрюлю и весы с набором гирь.
32. Дана узкая стеклянная трубка, запаянная с одного колца. Трубка содержит воздух, отделенный
от окружающей атмосферы столбиком ртути. Имеется также миллиметровая линейка. Определите с их помощью атмосферное давление.
33. Как определить удельную теплоту парообразования воды, располагая домашним холодильником, кастрюлей неизвестного объема, часами и равномерно горящей газовой горелкой? Удельную теплоемкость воды считать известной.
34. Нужно узнать мощность, потребляемую от городской сети телевизором (или другим электрическим прибором), с помощью настольной лампы, катушки с нитками, кусочка железа и электросчетчика. Как выполнить это задание?
35. Как найти сопротивление электрического утюга в рабочем режиме (сведения о его мощности отсутствуют) с помощью электросчетчика и радиоприемника? Рассмотреть отдельно-случаи радиоприемников, питающихся от батарей и городской сети.
36. За окном снег, а в комнате тепло. К сожалению, измерить температуру нечем — нет термометра. Но зато есть батарея гальванических элементов, очень точные вольтметр и амперметр, сколько угодно медной проволоки и физический справочник. Нельзя ли с их помощью найти температуру воздуха в комнате?
37. Как решить предыдущую задачу, если физического справочника не оказалось, но дополнительно к перечисленным предметам разрешено пользоваться электрической плиткой и кастрюлей с водой?
38. У имеющегося в нашем распоряжении подковообразного магнита стерлись обозначения полюсов. Конечно, существует множество способов узнать, какой из них является южным, а какой — северным. Но вам предложено выполнить это задание с помощью... телевизора! Как вы должны поступить?
39. Как определить знаки полюсов немаркированной батареи с помощью мотка изолированной проволоки, железного стержня (лучше, если он согнут дугой) и телевизора.
40. Как узнать, намагничен ли стальной стержень, имея в распоряжении кусок медной проволоки и кадушку с нитками?
41. Дочь обратилась к отцу, записывающему при свете лампы показания электросчетчика, с просьбой отпустить ее погулять. Давая разрешение, отец попросил дочь вернуться ровно через час. Как отец сможет проконтролировать длительность прогулки, не пользуясь часами?
42. Задача. 22 довольно часто публикуется в различных сборниках и поэтому хорошо известна. А вот задание того же характера, но несколько более сложное.
Придумайте схему, позволяющую включать и выключать электрическую лампу или какой-нибудь другой прибор, работающий от электросети, из любого числа различных пунктов.
43. Если поставить деревянный кубик на покрытый сукном диск проигрывателя радиолы близко к оси вращения, кубик будет вращаться вместе с диском. Если же расстояние до оси вращения велико, кубик, как правило, сбрасывается с диска. Как определить коэффициент трения дерева о сукно с помощью одной лишь линейки?
44. Разработайте метод определения объема комнаты с помощью достаточно длинной и тонкой нити, часов и гирьки.
45. При обучении музыке, балетному искусству, в тренировке спортсменов и для некоторых других целей часто используется метроном — прибор, издающий периодические отрывистые щелчки. Длительность интервала между двумя ударами (щелчками) метронома регулируется перемещением грузика по специальной качающейся шкале. Как проградуировать шкалу метронома в секундах с помощью нити, стального шарика и рулетки, если это не сделано на заводе?
46. Грузик метронома с неотградуированной шкалой (см. предыдущую задачу) нужно установить в такое положение, чтобы промежуток времени между двумя ударами был равен одной секунде. Для этой цели разрешено воспользоваться длинной лестницей, камнем и рулеткой. Как следует распорядиться этим набором предметов, чтобы выполнить задание?
47. Имеется деревянный прямоугольный параллелепипед, у которого одно ребро значительно превышает два других. Как с помощью одной только линейки определить коэффициент трения бруска о поверхность пола в комнате?
48. Современные кофемолки приводятся в действие этектродвигателем небольшой мощности. Как, не разбирая кофемолки, определить направление вращения ротора ее двигателя.
49. Два полых шара, имеющих одинаковую массу и объем, покрашены одинаковой краской, царапать которую нежелательно. Один шар изготовлен из алюминия, а другой — из меди. Как проще всего узнать, какой шар алюминиевый, а какой — медный?
50. Как определить массу некоторого тела с помощью однородной рейки с делениями и куска не очень толстой медной проволоки? Разрешено также пользоваться физическим справочником.
51. Как оценить радиус вогнутого сферического зеркала (или радиус кривизны вогнутой линзы) с помощью секундомера и стального шарика известного радиуса?
52. Две одинаковые сферические колбы из стекла наполнены различными жидкостями. Как определить, в какой жидкости скорость света больше, располагая для этой цели только электрической лампочкой и листом бумаги?
53. Окрашенную целлофановую пленку можно использовать как простейший монохроматор — приспособление, выделяющее из сплошного спектра довольно узкий интервал световых волн. Как с помощью настольной лампы, проигрывателя с пластинкой (лучше долгоиграющей), линейки и листа картона с небольшим отверствием определить среднюю длину волны из этого интервала? Хорошо, если в вашем эксперименте будет участвовать товарищ с карандашом.
НА ПРОГУЛКЕ
54. Взрослому и ребенку нужно перейти через ручей: одному с левого берега на правый, второму — в противоположном направлении. На обоих берегах имеется по доске, но каждая из них несколько короче ширины ручья. Каким образом взрослый и ребенок могут перебраться с одного берега на другой?
55. Как с помощью секундомера можно в некоторых случаях оценить длину молнии по продолжительности грома?
56. На столбе подвешен колокол, по которому регулярно, с интервалом в одну секунду, производятся удары. Можно ли, наблюдая за ударами по колоколу и слушая его звучание, определись скорость распространения звука в воздухе, производя измерения только одной рулеткой?
57. Как с помощью линейки можно найти в солнечный день высоту дерева, не влезая на него.
58. На перекрестках улиц некоторых городов Советского Союза установлены электронные устройства, автоматически рассчитывающие и показывающие на световом табло скорость, которую должны поддерживать водители автомашин, чтобы подъехать к следующему светофору на зеленый свет. Обычно показания табло меняются в такой последовательности: сначала 45, затем 50, 55 и, наконец, 60 км/ч, после чего табло гаснет, так как скорость более 60 км/ч разрешена лишь на небольшом числе улиц. Как, стоя у перекрестка и наблюдая за показаниями табло, определить расстояние до следующего светофора с помощью одних часов?
59. Два мальчика на катке хотят сравнить, кто из них больше по массе и во сколько раз. Как им выполнить свое намерение с помощью одной лишь рулетки?
60. Вы стоите вечером у небольшой реки, на противоположном берегу которой вкопан столб с фонарем. Как определить расстояние до столба, а также его высоту, если для решения задачи предлагается пользоваться небольшой деревянной рейкой и рулеткой?
61. Как определить начальную скорость пули игрушечного пистолета, располагая только рулеткой?
62. Как решить предыдущую задачу, если вместо рулетки экспериментатору предложили воспользоваться секундомером?
63. Как с помощью рулетки найти, во сколько раз большую скорость сообщает мячику при броске мальчик по сравнению с девочкой?
64. Вы хотите определить ширину реки в шагах. Как это сделать, разумеется приблизительно, с помощью сорванной на берегу травинки?
65. Для определения направления магнитного меридиана предлагается воспользоваться стаканом с водой, щепоткой нашатыря NH4C1, ножницами, мотком медной проволоки, небольшой цинковой пластинкой и пробкой. Как с помощью перечисленного набора предметов выполнить задание?
66. Представьте, что для определения высоты башни (или какого-нибудь другого здания) вас снабдили блюдцем со ртутью, транспортиром, небольшим грузиком и нитью. Справитесь ли вы с заданием, если точно знаете расстояние от своих глаз до земли.
67. Как определить высоту горы с помощью нагревателя, кастрюли с водой и точного термометра?
68. Необходимо измерить силу света источника, подойти близко к которому нельзя. Для этой цели В вагцем распоряжении имеется прибор для измерения освещенности (люксметр) и рулетка. Опищите опыт, позволяющий выполнить задание.
69. Пусть вы находитесь на вращающейся платформе (например, наподобие «колеса смеха», имеющегося в некоторых парках отдыха). Платформа со всех сторон закрыта, так что окружающие предметы не видны. Вы хотите узнать направление вращения платформы. Как это сделать с помощью небольшого шарика?
70. Мимо человека, стоящего у железнодорожного полотна, с протяжным сигналом проносится электричка. Если человек обладает достаточно развитым музыкальным слухом, он может довольно •точно определить скорость электрички, не пользуясь никакими специальными приборами; ему необходимо лишь знать скорость звука в воздухе при данной температуре. Попробуйте объяснить, как он должен поступить?
НА ОЗЕРЕ
71. Не пользуясь никакими приборами, покажите, что коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора меньше, чем чистой воды.
72. В тихую безветреииую погоду два приятеля отправились покататься на двух совершенно одинаковых по внешней форме и размерам лодках по озеру. Во время прогулки им захотелось устроить соревнование на скорость. Желая сделать поединок абсолютно честным, ребята решили распределить имевшуюся у Них поклажу таким образом, чтобы массы обеих лодок были одинаковыми. Как им выполнить свое намерение, пользуясь оказавшейся у них длинной веревкой?
73. Находящийся в лодке человек хочет определить ее массу. Сможет ли он это сделать, если собственная масса ему известна, но ничем, кроме длинной веревки, он не располагает?
74. Туристы перешли с одного берега озера, где располагалась их база, на другой и, посмотрев на часы, решили, что пора устроить краткий отдых. Стояла тихая погода, и им были хорошо слышны передачи радиоузла базы, так что последние известия они смогли прослушать, выключив свой транзисторный приемник. После этого один из туристов заявил, что расстояние до базы — почти 3 км. Как он определил это расстояние?
75. Аквалангисту необходимо определить глубину озера. К сожалению, никаких иных инструментов, кроме цилиндрической мензурки с делениями, у него не оказалось. Однако аквалангист сумел справиться со своей задачей. Не смогли бы вы сказать, как он ЭЮ сделал? Можно ли выполнить задание, если цилиндрическая мензурка заменена на коническую?
76. Покупая в магазине капроновую леску, рыболов забыл поинтересоваться, какую нагрузку она выдерживает. Однако после некоторого размышления он придумал способ определения этой величины с помощью гири массы 1 кг и транспортира, которые у него случайно оказались. Попробуйте догадаться, каким образом рыболов решил задачу?
77. Сможет ли рыбак определить прочность лески (см. предыдущую задачу), располагая гирей массы 1 кг и рулеткой?
78. Рыболов решил определить предел прочности (т. е. отношение разрывающей силы к площади поперечного сечения, которое называют также сопротивлением на разрыв) материала, из которого изготовлена леска, располагая для этой цели куском лески известной длины и известного диаметра, гирей и секундомером. Как должен быть поставлен опыт по определению интересующей рыболова величины?
79. Камень был брошен в озеро со спокойной водой. Как определить дальность броска, конечно приблизительно, с помощью метровой линейки и секундомера?
80. Как в безветренную погоду определить скорость падения дождевых капель по тем полосам, которые они оставляют на окнах движущегося железнодорожного вагона? Для решения задачи разрешено пользоваться только часами и транспортиром.
81. Как с помощью масштабной линейки определить скорость падения дождевых капель по тем следам, которые они вычерчивают на стеклах боковых окон едущего автомобиля? Погода безветренная.
82. Трогаясь со станции, поезд некоторое время движется практически равноускоренно. Как определить его ускорение в этот период с помощью нити, 100-граммовой гирьки и масштабной лйнейки?
83. Как решается предыдущая задача, если масштабная линейка заменена на динамометр?
84. Как решить задачу 82, если вместо масштабной линейки экспериментатору предложили воспользоваться транспортиром?
85. В одном из вагонов пригородной электрички установлен точный счетчик оборотов колеса и термометр, измеряющий температуру внешнего воздуха. Как с их помощью определить температурный коэффициент линейного расширения металла, из которого изготовлены колеса вагонов электрички?
86. Выехав рано утром из города на ровное и пустынное шоссе, шофер решил устроить первую остановку ровно через час. Как ему выполнить свое намерение, не прибегая к помощи часов? Радиоприемник в автомобиле отсутствует.
87. Представьте, что вы едете по горизонтальному участку шоссе на автомобиле. Как приближенно определить коэффициент сопротивления движению автомобиля, пользуясь только имеющимися на щитке приборами?
88. Как определить угол наклона шоссе к плоскости горизонта, имея деревянный брусок и динамометр?
89. Как определить знаки полюсов автомобильной аккумуляторной батареи, пользуясь переносной лампой из шоферского набора, куском проволоки и компасом?
90. Как решить предыдущую задачу, если в вашем распоряжении имеется лишь два проводника и стакан с водой?
91. Как решить задачу 89, располагая только двумя медными проводниками и ... сырой картофелиной?
92. Автомобилиста попросили определить угол, который образует шоссе с горизонтом. Для этой цели его снабдили обручем и секундомером. Как должен поступить автомобилист?
В ШКОЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
93. Имеются два маятника. Период одного из них известен. Как проще всего узнать период другого?
94. Из нескольких сортов фильтровальной бумаги нужно выбрать тот, в котором поры меньше. Как это сделать, не применяя никаких приборов?
95. Имеется алюминиевый шарик. Как с помощью весов и мензурки определить, сплошной шарик или внутри него есть воздушная полость?
96. На рис. 1 изображен малоизвестный прибор, изобретенный американским физиком Артуром Комптоном. Стеклянная трубка, свернутая в кольцо (тор) диаметра около 1. м, заполнена водой, в которой взвешены маленькие частицы. Трубку не трогают до тех пор, пока жидкость внутри нее совершенно не успокоится. Затем ее резко с поворачивают на 180° и с помощью микроскопа наблюдают за частицами, чтобы определить, движется ли жидкость вдоль оси тора, и если движется, то в каком направлении. Как с помощью такого прибора определить направления стран света?
97. В ящике стола лежали два одинаковых бруска. Один из них был изготовлен из мягкого железа и магнитными свойствами не обладал (точнее, не был магнитом), а второй — стальной и намагничен. Как, пользуясь только этими двумя брусками, отличить магнит от простого железа?
68. Одна из двух одинаковых сферических стеклянных колб заполнена водой, а другая — спиртом.
KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|