На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сборник вопросов и задач по физике (для самоподкотовки и учителей). Гольдфарб Н. И. — 1982 г

Наум Ильич Гольдфарб

СБОРНИК ВОПРОСОВ И ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

(для самоподкотовки и учителей)

*** 1982 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ
      Настоящее пособие представляет собой систематический сборник задач и вопросов по физике по всем разделам программы подготовительных отделений и вступительных экзаменов в вузы. Оно в основном предназначено для слушателей подготовительных отделений вузов, а также лиц, самостоятельно готовящихся к конкурсным экзаменам в вузы с повышенными требованиями по физике.
      Достаточно широкий выбор задач позволяет учесть особенности требований и других институтов.
      Сборник может быть использован в школах на факультативных занятиях и в физматшколах.
      В сборник помещен ряд вопросов и задач, предлагавшихся на экзаменах в технических вузах и вузах физического профиля. Автор счел целесообразным включить некоторые задачи из задачников средней школы, а также ряд задач, методически интересных и доступных для учащихся, из сборников для высшей школы.
      Большинство задач снабжено решениями или указаниями. Указаниям дано предпочтение — читатель, получив в указании разъяснение основной физической идеи задачи, сможет -дальше развить решение, проявив уже большую самостоятельность. Последнее очень важно: самостоятельное решение задач — наиболее активное проявление знаний и понимания физических явлений и законов, а умение решать задачи достигается упражнениями и размышлениями. Поэтому в данном издании увеличено количество задач, снабженных только ответами.
      Работа над задачником должна идти параллельно с работой над курсом физики типа трехтомного «Элементарного учебника физики» под редакцией академика Г. С. Ландсберга или новых учебников физики для средней школы. Необходимые дополнительные теоретические сведения и соответствующие общие методы решения задач, которыми еще не в достаточной степени владеют учащиеся, даются непосредственно в решениях и указаниях, с которыми после предварительной самостоятельной работы познакомится читатель.
      Решения и указания составлены так, чтобы дать возможность читателю разобраться в физической постановке вопроса и приобрести знания и навыки в применении наиболее общих и целесообразных методов в решении конкретных физических задач. Уделено достаточное внимание графическим приемам решения задач, а также записи решений в векторной форме и в проекциях на оси координат, направления которых наиболее удобны при решении данной задачи. Иногда дается два способа решения — второй способ дается в том случае, если он расширяет физическое осмысление задачи читателем. Например, в решении некоторых задач используется более удобная система отсчета, вводятся силы инерции, понятие центра массы, используется условие равновесия твердого тела.
      Для облегчения пользования задачником табличные данные, необходимые для решения, как правило, приводятся в условиях задач. В условиях и решениях используется СИ.
      В настоящее издание внесены некоторые исправления и дополнения.
      В составлении настоящего сборника оказали помощь: Л. Г. Асламазов, Р. С. Варшавская, В. Н. Новиков и И. Ш. Слободецкий. Л. Ф. Корженевич принял участие в подготовке рукописи к изданию.
      Автор воспользовался ценными замечаниями преподавателей МИФИ проф. И. В. Савельева, проф. И. Е. Иродова, доц. В. В. Светозарова и А. Н. Варгина, методиста-учителя Я. Ф. Лернера, ст. преп. МЭИС В. Л. Кагана и ряда читателей. Всем указанным лицам, а также кафедре физики МИЭМ (рецензент 2-го издания) автор приносит глубокую благодарность.
      Автор
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЯТОМУ ИЗДАНИЮ
      При подготовке сборника к печати были устранены замеченные в предыдущем издании неточности и опечатки; тексты задач и решений приведены в соответствие с современными требованиями школьных программ по физике.
      Подготовка сборника к переизданию была проведена В. Н. Новиковым.
      Редакция
     
      I. Механика
      1. КИНЕМАТИКА*
      * Во всех задачах, в которых указана просто скорость, имеется в виду скорость относительно Земли.
      1.1. Из пунктов А и В, расстояние между которыми равно , одновременно навстречу друг другу начали двигаться два тела: первое со скоростью второе — v2. Определить, через сколько времени они встретятся и расстояние от точки А до места их встречи. Решить задачу также графически.
      1.2. Через какое время и где встретились бы тела (см. задачу 1.1), если бы они двигались в одном и том же направлении А-В, причем из точки В тело начало двигаться через t0 секунд после начала движения его из точки А?
      1.3. Моторная лодка проходит расстояние между двумя пунктами А и В по течению реки за время ч = 3 ч, а плот — за время t = 12 ч. Сколько времени t2 затратит моторная лодка на обратный путь?
      1.4. Эскалатор метро спускает идущего по нему вниз человека за 1 мин. Если человек будет идти вдвое быстрее, то он спустится за 45 с. Сколько времени спускается человек, стоящий на эскалаторе?
      1.5. Человек бежит по эскалатору. В первый раз он насчитал Пу = 50 ступенек, во второй раз, двигаясь в ту же сторону со скоростью втрое большей, он насчитал п2 = 75 ступенек. Сколько ступенек он насчитал бы на неподвижном эскалаторе?
      1.6. Между двумя пунктами, расположенными на реке на расстоянии s = 100 км один от другого, курсирует катер, который, идя по течению, проходит это расстояние за время = 4 ч, а против течения, — за время t2 = 10 ч. Определить скорость течения реки и и скорость катера v относительно воды.
      1.7. Мимо пристани проходит плот. В этот момент в похулок, находящийся на расстоянии Si = 15 км от пристани, вниз по реке отправляется моторная лодка. Она дошла до поселка за время t = 3 4 ч и, повернув обратно, встретила плот на расстоянии s2 = 9 км от поселка. Каковы скорость течения реки и скорость лодки относительно воды?
      1.8. Колонна войск во время похода движется со скоростью = 5 км ч, растянувшись по дороге на расстояние I = 400 м.
      Командир, находящийся в хвосте колонны, посылает велосипедиста с поручением головному отряду. Велосипедист отправляется и едет со скоростью v2 = 25 км ч и, на ходу выполнив поручение, сразу же возвращается обратно с той же скоростью. Через сколько времени t после получения поручения он вернулся обратно?
      1.9. Вагон шириной d = 2,4 м, движущийся со скоростью v = 15 м с, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно движению вагона. Смещение отверстий в стенках вагона относительно друг друга равно I = 6 см. Какова скорость движения пули?
      1.10. Какова скорость капель v2 отвесно падающего дождя, если шофер легкового автомобиля заметил, что капли дождя не оставляют следа на заднем стекле, наклоненном вперед под углом а = 60° к горизонту, когда скорость автомобиля v! больше 30 км ч?
      1.11. На улице идет дождь. В каком случае ведро, стоящее в кузове грузового автомобиля, наполнится быстрее водой: когда автомобиль движется или когда он стоит?
      1.12. С какой скоростью v и по какому курсу должен лететь самолет, чтобы за время ( = 2 ч пролететь точно на Север путь s = 300 км, если во время полета дует северо-западный ветер под углом а = 30° к меридиану со скоростью и = = 27 км ч?
      1.13. По гладкому горизонтальному столу движется со скоростью v черная доска. Какой формы след оставит на этой доске мел, брошенный горизонтально со скоростью и перпендикулярно направлению движения доски, если: а) трение между мелом и доской пренебрежимо мало; б) трение велико?
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.