В. Н. ВЕРХОВСКИЙ
(1873—1947)
В истории развития советской школы одно из важнейших мест принадлежит Вадиму Никандровичу Верховскому, крупнейшему методисту-химику, впервые разработавшему научные основы методики преподавания химии. Имя профессора Верховского пользуется широкой популярностью и глубоким уважением среди ученых-химиков, преподавателей и деятелей народного просвещения.
Вадим Никандрович Верховский родился 12 ноября 1873 г. в городе Белом бывшей Смоленской губернии, в семье среднего служащего (отец его служил секретарем уездной управы).
В 1893 г. после успешного окончания Смоленской классической гимназии В. Н. Верховский поступил в Петербургский университет, где учился сначала на физико-математическом факультете, а затем, заинтересовавшись химией, перешел на естественный факультет.
В Петербургском университете тогда работали достойные ученики Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова: проф. Д. П. Коновалов — по аналитической химии, проф. Н. А. Меншуткин — по органической химии, проф. А. Е. Фаворский (впоследствии академик) — по технологии и технической химии, доцент В. Е. Тищенко (впоследствии академик) и др.; под их руководством формировался и рос молодой ученый.
Вадим Никандрович был непревзойденным химиком-экспериментатором. В искусстве экспериментирования он совершенствовался упорно и систематически. Еще будучи студентом, он произвел первое крупное научное исследование «Электрические и термические свойства сплавов цинка и меди». За это исследование он получил весьма лестный отзыв от своего руководителя проф. Д. П. Коновалова и был удостоен диплома первой степени.
Изучая науки, работая в лабораториях и занимаясь частными уроками для помощи семье, студент Верховский не отрывался от общественной жизни. По своим общественно-политическим взглядам он примыкал к передовому революционному студенчеству. Наряду с учебной и научной литературой по изучавшимся дисциплинам он, с присущей ему обстоятельностью, штудировал революционную марксистскую литературу. В общественно-политической жизни он проявлял себя прогрессивным, последовательным и принципиальным человеком. Окончив университет в 1899 г., он отказался сдавать государственные экзамены из солидарности с революционным студенчеством и из протеста против вмешательства полиции в дела университета; государственные экзамены были сданы на следующий год.
По окончании университета Вадим Никандрович получил назначение на должность помощника начальника пироксилинового завода, где работал некоторое время, а затем поступил в качестве научного сотрудника в основанную Д. И. Менделеевым Научно-техническую лабораторию Морского ведомства. В этой лаборатории был разработан пироколлодийный бездымный порох и изучались другие взрывчатые вещества. Кроме участия в этих широко известных работах, лично В. Н. Верховским был выполнен ряд работ научно-исследовательского характера и проведено экспериментальное научное исследование на тему «Стойкость нитроклетчатки», опубликованное в отчетах лаборатории. Это был первый и успешный опыт приложения знаний и навыков по химии, полученных в университете, для самостоятельной разработки ответственных научных вопросов.
В Научно-технической лаборатории Морского ведомства Вадим Никандрович проработал в течение пяти лет. За это время он проявил себя изобретательным и инициативным исследователем.
Во время первой мировой войны 1914—1918 гг. Вадим Никандрович занимался научно-исследовательской работой в области военной химии. К этому времени относится разработка способа получения веществ, необходимых для определения концентрации ОВ в газовой волне, тогда же им был предложен новый способ получения химического поглотителя для противогазов.
Научно-исследовательской работой в области химии онзанимался на протяжении всей своей жизни.
За последние годы Вадим Никандрович совместно со своими сотрудниками изучал длительный гидролиз солей, условия образования основных солей, свойства фосфатов кальция, условия получения и свойства соединений азота с серой, занимался разработкой нового способа определения углекислого газа в карбонатах и другими вопросами.
Начиная с 1902 г., научно-исследовательскую работу Вадим Никандрович совмещал с чтением лекций в вечерних школах для рабочих при Техническом обществе, сначала на Шлиссельбургском тракте, а затем в Галерной гавани. Этой работе по рабочему образованию в дореволюционном Петербурге он посвятил свыше десяти лет.
В 1905 г. Вадим Никандрович поступил на должность лаборанта кафедры химии во вновь организованный Женский педагогический институт. С этого времени началась его совместная работа
с проф. С. И. Созоновым, широко образованным ученым и талантливым педагогом, который оказал решающее влияние на всю дальнейшую научно-педагогическую деятельность Вадима Никандровича. Их совместная работа постепенно перешла в плодотворное научное содружество.
В Женском педагогическом институте на Вадима Никандровича было возложено руководство по организации и оборудованию химической лаборатории во вновь построенном здании института. С этой работой он справился блестяще. Химические лаборатории, построенные и оборудованные по его проектам и указаниям, являлись образцовыми учебными лабораториями, послужившими примером для строительства подобных лабораторий в других высших учебных заведениях Петербурга.
Исполняя обязанности лаборанта, Вадим Никандрович начал работу над методикой и техникой химического эксперимента и над вопросами методики преподавания химии. В этой области он трудился всю жизнь.
Начиная с 1906 г., в течение 25 лет Вадим Никандрович совмещал работу в Педагогическом институте с преподаванием химии в Тенишевском училище. (Сейчас в этом здании в Ленинграде на Моховой улице помещается 192-я средняя школа.) Это было одно из немногих средних учебных заведений прогрессивного направления и являлось одним из центров передовой педагогической мысли того времени. В этом училище работали такие крупнейшие преподаватели-методисты, как П. А. Знаменский, Г. М. Григорьев, Л. Н. Никонов, К. П. Ягодовский и другие, в тесном содружестве с которыми работал В. Н. Верховский. В Тенишевском училище была создана образцовая химическая лаборатория, которая и до сего времени является одной из лучших школьных химических лабораторий в Ленинграде. Здесь и в Педагогическом институте Вадим Никандрович разрабатывал свои методические приемы преподавания, многократно и тщательно лично проверял их на практике в классе, а на основе этой творческой работы создавал всем известные учебные и методические пособия и руководства. Своими успехами и неудачами в работе он всегда делился с С. И. Созоновым, получая от него ценные указания и советы.
В 1909 г. вышла в свет книга С. И. Созонова и В. Н. Верховского «Первые работы по химии», которая не имела себе подобных в учебной и методической литературе. Она отличалась новизной методической мысли, оригинальностью построения курса химии на основе эксперимента и самостоятельных работ учащихся в лаборатории. Методические взгляды авторов нашли многочисленных последователей, а книга имела такой спрос, что выдержала 10 изданий большими тиражами. Все опыты, описанные в руководстве, исключительно просты, изящны и доступны, притом разработаны и проверены авторами лично.
В 1911 г. на основе богатого опыта преподавания и совместных педагогических исканий авторы составили учебник, вышедший в свет под названием «Элементарный курс химии». Эта книга послужила основой для создания широко известного учебного руководства
С. И. Созонова и В. Н. Верховского «Учебника химии», впервые изданного в 1915 г. и за 14 лет выдержавшего 11 изданий.
Над составлением «Учебника химии» авторы работали около восьми лет. За это время несколько раз менялся план книги, постепенно подбирался материал, разрабатывались методические приемы изложения наиболее трудных тем, которые проверялись на практике, в классе. Таким путем была достигнута необыкновенная простота, ясность и строгая научность изложения. В книге нет глав, написанных одним из авторов, и глав, написанных другим автором. Авторы работали по принципу взаимного редактирования и переработки. Такой принцип работы над рукописью обеспечил единство стиля и языка изложения на протяжении всей книги.
Сорок пять лет Вадим Никандрович разрабатывал технику и методику химического эксперимента. Он работал в этой области с вдохновением и упорством, не жалея сил и времени, сознавая, что результаты этой работы будут способствовать улучшению преподавания химии и распространению химических знаний. Им разработано и проверено много новых опытов и новых приборов; многие из них являются в настоящее время общепринятыми и описываются в учебных руководствах других авторов.
Многие приборы и предметы оборудования химических лабораторий, которыми пользуются преподаватели химии в своей повседневной учебной работе, носят имя изобретателя, например: эвдиометр Верховского, озонатор Верховского, штатив Верховского и т. д.
Результаты многолетней работы по химическому эксперименту Вадим Никандрович опубликовал в книге «Техника постановки химических опытов», вышедшей в свет в 1911 г. Для каждого нового издания книга перерабатывалась и дополнялась описаниями новых опытов, разработа-нных автором или заимствованных из литературы. Под названием «Техника и методика химического эксперимента в школе» эта книга выходит шестым изданием. До сих пор она является незаменимым руководсгвом для учителей химии, преподавателей, лаборантов и студентов педагогических институтов; ею пользуются как справочником и пособием лаборанты и лекционные ассистенты многих высших учебных заведений, а также сотрудники научно-исследовательских институтов и лабораторий.
В процессе организации и оборудования первоклассных химических лабораторий в Женском педагогическом институте и в Тенишевском училище Вадиму Никандровичу пришлось ввести много новшеств, усовершенствований и разрешить ряд важных технических вопросов. Так, например, он разработал новый принцип расчета вытяжных шкафов, принятый в настоящее время в научно-технической литературе. По этому вопросу им была написана монография «Вытяжные шкафы», изданная в 1910 г., которая до сего времени является ценным пособием при строительстве и оборудовании химических лабораторий.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции Вадим Никандрович занял должное место на фронте народного просвещения и с присущей ему энергией взялся за дело налаживания химического образования в молодой Советской республике.
В 1918 г. Вадим Никандрович был приглашен в качестве профессора на заведование кафедрой неорганической химии во вновь организованный педагогический институт, впоследствии переименованный в Государственный педагогический институт имени
А. И. Герцена. Работой в этом институте он начал и закончил последний период своей жизни.
Чтение лекций, научно-исследовательскую и административную работу в институте и преподавание в средней школе Вадим Никандрович совмещал с огромной научно-методической и организационной работой в учреждениях Народного комиссариата просвещения РСФСР. С 1918 г. он принимал активное участие в работах Комиссии по реформе школы при Наркомпросе и был членом Коллегии экспертов, состоял членом Исполнительной комиссии по наглядным учебным пособиям, позднее — членом Научно-методического совета и Ученого совета при Народном комиссариате просвещения.
Несмотря на чрезвычайную занятость, он всегда и с большим желанием проводил культурно-просветительную работу среди широких кругов населения. Он прочитал большое число лекций рабочим, матросам, солдатам, командирам, инженерно-техническим работникам, учителям городских и периферийных школ. Эти лекции всегда были красивы по форме, интересны по содержанию и сопровождались опытами, иногда специально для этой цели разработанными.
Забота о распространении химических знаний среди трудящихся помогала Вадиму Никандровичу преодолевать трудности переходного периода, побуждала его на новые искания и изобретения средств наглядности преподавания. Так, например, для поездок с целью обучения сельских учителей методике и технике постановки химических опытов с доступными в то время (1921—1923) средствами Вадим Никандрович разработал простейшие опыты и походную химическую лабораторию, которой был снабжен «вагон-курсы», специально построенный и оборудованный для учебных целей. Эту своеобразную и ценнейшую для того времени работу неутомимый ученый закончил изданием монографии под названием «Простейшие приборы». Одновременно с этим была составлена и выпущена в свет широко известная книга «Химическая лаборатория трудовой школы» — руководство для учителя, где дано описание разработанных автором предметов оборудования, приспособлений и наглядных пособий.
В 1927 г. Вадим Никандрович совместно с JI. И. Багалом составил «Краткий курс химии». Этот учебник в значительно переработанном виде выдержал пять изданий в качестве учебного руководства для рабочих технических школ и для школ взрослых.
Научно-методическая деятельность Вадима Никандровича охватывает все стороны преподавания химии. Он много работал над вопросами наглядности преподавания и в этом деле достиг выдающихся успехов. Им были разработаны и сконструированы наглядные учебные пособия нового типа, так называемые «модели-схемы» химических заводов, установок и аппаратов. По этим моделям-схемам, пространственным схематическим макетам, показывающим внешний вид изучаемых объектов, их внутреннее устройство (видимое при разборе модели) и взаимодействие отдельных частей, учащиеся значительно легче разбираются в принципах устройства завода или установки, чем по чертежам, и получают вполне конкретные знания. Некоторые модели-схемы, как-то: мартеновская печь, завод соляной кислоты с механической сульфатной печью, современный газогенератор и др. —были выпущены в продажу и с успехом применялись в школах.
Логическим продолжением работы по наглядности преподавания была его работа по использованию кино в учебном процессе. В 1935 г. В. Н. Верховским совместно с А. Н. Коковиным были созданы учебные кинофильмы по химии: «Производство водорода по железопаровому способу», «Применение водорода», «Жидкий воздух и кислород, их производство и применение», «Круговорот азота в природе», «Производство соляной кислоты и сульфата натрия».
Вадим Никандрович не обошел своим вниманием и экскурсионной учебной работы. В 1927 г. он совместно с Л. И. Багалом, Г. И. Лининым и Ю. Н. Ловягиным составил и выпустил в свет два сборника под общим названием «На химических заводах». Эти сборники, содержащие описание целого ряда наиболее важных химических производств, явились ценными пособиями для проведения учебных производственных экскурсий по химии.
Заботы Вадима Никандровича о внеклассном чтении учащихся выразились в переводе и редактировании им серии книг Э. Слоссона под общим названием «Созидающая химия». В этих книгах в увлекательной форме рассказывается о соревновании химических лабораторий и химических заводов с природой. В 1928 г. он при участии группы ленинградских авторов составил и издал три выпуска «Химической хрестоматии», которая хорошо методически продумана, написана занимательно и научно. Хрестоматия пользовалась большой популярностью у учащихся, развивала у них интерес к химии и химической промышленности, способствовала расширению и углублению знаний, полученных в классе. Постоянно
следя за научной химической литературой и течением научной мысли в смежных областях, Вадим Никандрович пользовался передовым научным методом и в своей методической работе. Он систематически и глубоко изучал марксистско-ленинскую философию, на основе которой разрабатывал вопросы методики преподавания химии.
В 1933 г. Вадимом Никандровичем были написаны стабильные учебники по химии для средней школы (по органической химии совместно с Я. Л. Гольдфарбом и Л. М. Сморгонским). Содержание учебников В. Н. Верховского характеризуется высоким научным уровнем. Несмотря на простоту изложения, соответствующую возрастным особенностям учащихся, учебники не содержат упрощений и вульгаризации.
Изложение дается в строгой логической последовательности — от простого к сложному, от известного к неизвестному. Весь последующий материал основан на предыдущем и с ним связан. Система учебника такова, что приводит учащихся к постепенному и последовательному ознакомлению с основами химии и развивает их логическое мышление. В своем учебнике автор умело осуществил принцип градации трудностей. Так, например, материал, приводящий учащихся к умению сознательно составлять формулы химических соединений и писать равенства химических реакций и ими пользоваться, расположен таким образом, что учащиеся постепенно преодолевают одну трудность за другой и легко овладевают химическим языком.
Эксперимент для учащихся, приводимый в учебнике и лежащий в основе изложения, исключительно прост и доступен. Экспериментальный материал оригинален и большей частью разработан самим автором.
Теоретический материал учебника тесно связан с производственным материалом и базируется на примерах современных химических производств. Автор нашел способ необыкновенно просто и ясно изложить основные принципы важнейших химических производств, не загромождая изложения излишними деталями и технической терминологией. Во всех подобных случаях осуществлен принцип логического описания производственных установок на основе химического процесса. При краткости изложения везде дана ясная картина изучаемого производства.
Наглядности и ясности изложения способствуют специально разработанные и нигде ранее не встречавшиеся схемы и чертежи производственных установок: от перспективных рисунков делается методический переход к схематическим чертежам.
В учебнике Вадим Никандрович предусмотрел формирование у учащихся правильного материалистического мировоззрения как на основе сообщаемых сведений, так и путем способа изложения материала. Ему удалось методически разработать и дать для учащихся ряд простых научных определений важнейших химических понятий и осуществить при этом принцип постепенного развития определений по мере формирования соответствующих понятий на различных ступенях изучения химии. При преобладании доказательного метода изложения в учебнике выдержан простой, ясный и четкий язык, что является результатом большого авторского труда, таланта и опыта. Стабильный учебник В. Н. Верховского выдержал тринадцать изданий. По нему учились химии многие поколения советских школьников. И если этот учебник устарел по ряду положений ко времени перестройки школьной программы и был заменен, то в методическом отношении он остался непревзойденным.
Одновременно с работой по составлению учебника в 1934 г. Вадимом Никандровичем была написана первая на русском языке «Методика преподавания химии». Третья часть этой книги — методика преподавания органической химии — написана совместно с Я. Л. Гольдфарбом и Л. М. Сморгонским; в разработке некоторых частных вопросов методики преподавания принимали участие А. Н. Коковин и К. Я. Парменов.
«Методика преподавания химии» В. Н. Верховского является методическим пособием для учителя к стабильному учебнику. В ней изложены методические взгляды автора — его методические теории, выработанные им в течение многих лет научно-педагогической работы. Эта книга вышла из печати двумя изданиями; автор готовил к печати третье издание, но смерть оборвала эту работу.
Работу в научно-исследовательских учреждениях, в институте и в средней школе Вадим Никандрович всегда совмещал с большой научной и педагогической деятельностью по общественной линии. С 1913 г. он участвовал в качестве организатора или члена президиума, а также докладчика на всех съездах, совещаниях и конференциях, где обсуждались вопросы преподавания химии; принимал участие в качестве делегата в нескольких международных химических конгрессах; состоял активным членом Русского физико-химического общества (ныне Ленинградское отделение Всесоюзного научно-исследовательского химического общества имени Д. И. Менделеева), в котором много лет являлся членом совета, а также организатором и бессменным председателем секции преподавания химии.
Когда началась Великая Отечественная война, Вадим Никандрович до декабря 1941 г. оставался в Ленинграде и испытал тяжести блокады. В декабре он на самолете был вывезен из Ленинграда и эвакуирован в Кировскую область. В тяжелых условиях эвакуации он развил кипучую деятельность. Он редактировал химическую литературу и посещал школы для оказания помощи учителям, принимал участие в организации воскресного университета и читал в нем лекции, сотрудничал в институте школ Наркомпроса. Здесь же им была разработана новая программа законченного пропедевтического курса химии для VII класса неполной средней школы.
При разработке программы он поставил себе задачу создать такой курс, который ориентировал бы оканчивающих семилетку и выходящих в жизнь молодых людей в роли и значении химии для нашей страны.
В 1943 г. Вадим Никандрович переехал в г. Кыштым Челябинской области, где находился Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. Наряду с работой в Институте он безотказно читал лекции для учителей и учащихся с выездом в ближайшие города и селения. На научно-методической конференции в г. Свердловске он выступил с большим докладом на тему «О преподавании химии на Урале» и прочитал свердловским учителям два цикла лекций на научные и методические темы. Кроме того, в Кыштыме он консультировал по вопросам химической технологии один из заводов.
Страна отблагодарила Вадима Никандровича за его плодотворный научный труд и честное служение народу. В 1940 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. В 1944 г. за многолетнюю и плодотворную деятельность в области педагогического образования правительство наградило его орденом Трудового Красного Знамени. Он был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Летом 1945 г. Вадим Никандрович, который всегда отличался бодростью и хорошим здоровьем, заболел тяжелой и изнурительной болезнью. Последние полтора года жизни он почти не покидал постели и медленно угасал, однако не прекращал работы до последнего дня жизни.
Вадим Никандрович скончался 6 января 1947 г., на 74-м году жизни. Он похоронен в Ленинграде на Волковом кладбище, недалеко от могилы великого русского химика Д. И. Менделеева.
Вся деятельность Вадима Никандровича Верховского является примером творческого труда, смелой мысли, борьбы за новое и передовое в методической науке. Его труды будут еще долго служить нашей советской школе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. И. ВЕРХОВСКОГО И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В методической литературе последнего времени высказан взгляд, довольно точно определяющий значимость работ В. Н. Верховского как одного из основоположников методики преподавания химии в средней школе. Необходимо добавить, что основная его творческая научно-методическая деятельность особенно развилась после Великой Октябрьской социалистической революции. Его методические взгляды не являлись чем-то застывшим, наоборот, вся его многосторонняя деятельность отличается большой подвижностью. Эта подвижность, однако, связана с определенной целеустремленностью, поэтому каждый этап его деятельности содержал в себе нечто основное, устоявшееся. В то же время его взгляды были чужды косности. Он проявлял диалектический подход в решении многих вопросов преподавания химии в средней школе. Острота, с которой В. Н. Верховский ставил вопросы, сохранилась и теперь. Вот почему в методической литературе до сих пор идет обсуждение им достигнутого, а многое из разработанного им сохраняет значение и по настоящее время.
До Великой Октябрьской социалистической революции В. Н. Верховский был связан с самыми прогрессивными деятелями и коллективами, работавшими над вопросами преподавания естествознания в школе. Но в те годы В. Н. Верховский проявляет свою полную самостоятельность лишь в ограниченной области методики химии — в области техники школьного эксперимента.
В первые годы после прихода Октября круг методической работы В. Н. Верховского значительно расширяется, определяется его основная методическая линия — линия борьбы за самостоятельный систематический курс химии в средней школе.
В 1918 г. по поручению Наркомпроса В. Н. Верховским была составлена первая программа по химии для трудовой школы.
В 1923 г. выходит его статья «Вопрос о преподавании химии в Германии» («Естествознание в школе», 1923, № 1 и 2). Анализируя поставленный вопрос, В. Н. Верховский ставит ряд практических задач по дальнейшему улучшению преподавания химии в советской школе, в которой химия стала самостоятельным, обязательным предметом. Он выступает за скорейшую организацию школьных
лабораторий и введение практических занятий по химии в массовой школе. В. Н. Верховский пишет о том, что
необходимо прежде всего добиться средств на устройство химических лабораторий, на введение практических занятий. Необходимо без устали повторять, что без этого преподавание химии не только бесполезно, но даже вредно, что колоссальное значение химии для нашего времени требует особенно внимательного отношения к этому предмету, что затраты на постановку преподавания химии окупятся поднятием у нас химической промышленности, которая без этого никогда не станет на должную высоту.
В капитальных работах, в ряде отдельных статей и выступлений В. Н. Верховского, проявляется его борьба с методическим прожектерством и с антинаучными методическими теориями, проникшими к нам из-за границы (например, с прагматическими взглядами Смита, с «махизмом» Оствальда и др.).
В последующей работе В. Н. Верховский ведет острую дискуссию с П. П. Лебедевым и показывает несостоятельность методических взглядов последнего по основному вопросу о системе знаний, отстаивает принцип систематичности.
Таким образом, основная линия В. Н. Верховского в методических работах определяется его стремлением к разработке научных основ методики химии на основе марксистской диалектики.
Будучи сам учителем химии в советской школе, связанным со своими учениками—учителями химии, Верховский проверяет свои теоретические взгляды в практике педагогического эксперимента, привлекая к этой работе своих ближайших сотрудников В. А. Жигалову- Агаханянц, Я. Орловскую и др. Совместно с М. А. Афанасьевым Верховский разрабатывает систему проверки знаний учащихся.
Теоретическая и практическая работа В. Н. Верховского по методике преподавания химии находит известное завершение в его статье «Принципы построения программ по химии в ФЗС» (журнал «На фронте коммунистического просвещения», 1931, № 4 и 5). Вопрос о принципах построения программы по химии он решает в этой статье, исходя из принципа единства теории и практики в связи с проблемой политехнического обучения. Основой изучения химии является не формальная «динамика» производственных процессов, как утверждали авторы программ, учебников и рабочих книг периода 1931 г., а периодический закон и периодическая система, подготовка к изучению которых, а также изучение и дальнейшее использование при обучении химии вскрывает связь между химическими элементами и динамику химических процессов.
Излагая, далее, вопрос о системе изучения химии в школе, В. Н. Верховский выдвигает еще два принципа, которые должны быть осуществлены при построении программ и учебников по химии и использованы при разработке методики уроков: а) принцип многостороннего изучения и б) принцип развития понятий.
Принцип многостороннего изучения вытекает из диалектической логики: чтобы изучить предмет, надо изучить все его стороны, все его связи и опосредствования. С этим положением тесно связано и другое — изучение предмета в его развитии.
«Обыкновенно в догматическом преподавании стараются данную вещь показать всю до конца, дать точные определения. Если подойти к преподаванию диалектически, то каждое данное явление нужно рассматривать на каждом этапе с разных сторон, вскрывать новое в изучении данного предмета. Мы должны развивать понятия у учащегося, подводить его к этим понятиям, не давать сразу все в законченном виде, не забегать вперед, а развивать знание».
В последующих своих работах В. Н. Верховский дополнил разработку принципов обучения химии принципами историзма и «движущего противоречия».
Принцип историзма, по В. Н. Верховскому, заключается не только в том, что учащийся в известной мере должен быть знаком с историей химии, но и в том, что изучение истории развития химии может помочь методике в разработке подхода к постепенному раскрытию содержания химических понятий. Заметим, что Н. К. Крупская в своих работах рекомендовала методистам заняться историей науки для разработки вопроса о системе и методике изучения предмета.
Принцип «движущего противоречия» был сформулирован В. Н. Верховским на основе учения Ленина о путях познания, о путях от незнания к знанию.
«... мы можем очень хорошо показать учащимся диалектику исторического развития понятий через гипотезы и противоречия; можно дать им, если не осознать тот экспериментальный метод разрешения научных вопросов, которым пользуется химия, то хотя бы впервые приблизить к его пониманию», — пишет В. Н. Верховский, раскрывая вышеупомянутый принцип (см. В. Н. В е р-ховский и др., Методика преподавания химии в средней школе, Учпедгиз, 1936, стр. 19).
Как конкретизируются вышеперечисленные принципы в методике преподавания химии, В. Н. Верховский показывает в написанных им программах и учебнике химии.
Так основные этапы развития понятия о растворах в школьном курсе определяются следующим образом: а) сначала он доказательно формирует у учащихся понятие о растворах путем сравнения их с суспензиями и эмульсиями на основе признака прозрачности; б) далее следует развитие понятия о растворе на основе отличия от жидких смесей путем наблюдения химических явлений, сопровождающих растворение; в) недостаточность признака прозрачности для характеристики раствора вытекает из сопоставления истинных растворов с другими дисперсными системами, в частности с коллоидными растворами; г) наконец, процесс взаимодействия растворяемого вещества с растворителем выясняется при изучении растворов электролитов. Вся эта система развития понятия о растворах осуществляется путем последовательного расположения учебного материала по всему курсу химии средней школы.
Дидактически, с наибольшей полнотой принцип движущего противоречия был применен В. Н. Верховским к разработке методики изучения закона сохранения веса веществ. В методике этой темы В. Н. Верховский показывает, что для развития логического мышления при изучении химии возникновение противоречия между выводами из наблюдения и «гипотезой» имеет активизирующее значение.
Закон сохранения веса веществ излагается В. Н. Верховским в его методике до атомно-молекулярного учения, а позднее упомянутое учение объясняет закон.
Рекомендуемую им методику изучения этого закона В. Н. Верховский противопоставляет традиционно сложившейся: «В учебной литературе и в преподавании мы сплошь и рядом встречаемся с весьма простым разрешением вопроса о том, как рассматривать закон сохранения веса веществ: дается формулировка закона и затем один-два опыта, иллюстрирующих данный закон».
«Закон сохранения веса веществ, таким образом изложенный, данный в готовой форме, очень легко «усваивается» учащимися...»
Между тем на примере этого закона мы можем очень хорошо показать учащимся диалектику исторического развития понятий через гипотезы и противоречия х.
Из опытов по прокаливанию металлов на воздухе возникает вопрос о возможном изменении в весе. «Здравый смысл» подсказывает, что вес полученной окалины должен быть меньше. Однако взвешивание подтверждает обратное. Возникшее противоречие разрешается новой гипотезой об участии в данном процессе воздуха, которая подтверждается опытами по прокаливанию металлов в закрытых пробирках. Так, учащиеся приходят к выводу о неизменности веса при химических реакциях, который подтверждается на примерах других явлений (реакции между растворами солей с образованием осадков и др.).
1 В.Н.Верховский, Методика преподавания химии в средней школе, Учпедгиз, 1936, стр. 19.
По окончании этих опытов учитель предлагает еще цикл опытов со свечой, в ходе которых снова возникают противоречия и гипотезы.
Учащиеся опять убеждаются в неизменности веса веществ при химической реакции. Таким образом, с учащимися проделывается большая логическая работа, в которой «логика здравого смысла» терпит поражение. В. Н. Верховский пишет: «Может ли преподаватель в результате сказать, что мы «вывели» закон сохранения веса веществ? Конечно, нет. Он должен указать учащимся, что проделанные опыты являются только примерами, что рассматриваемый вопрос разрешен наукой...»1.
При этом указывается, что это только подход к закону, который, опираясь на факты истории и современности, формулирует учитель и отмечает значение его открытия для борьбы с религиозными предрассудками. При изложении методики изучения этого закона В. Н. Верховский высказывает и свое отношение к вопросу о формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся: «Мы полагаем, что в процессе познания учащегося могут быть некоторые элементы диалектического мышления...» 2
1 В.Н.Верховский, Методика преподавания химии в средней школе, Учпедгиз, 1936, стр. 22.
2 Там же, стр. 19.
Сейчас, когда ставится вопрос об активизации работы учащихся на уроках и развитии их логического мышления, приведенные соображения В. Н. Верховского весьма актуальны. Нельзя не отметить, что и в других вопросах, в частности при изучении основных положений атомно-молекулярного учения, является ценным изложенный выше методический подход с использованием приемов логической работы и эксперимента.
Методика В. Н. Верховского как теория обучения химии тесно связывается с общей дидактикой. Дидактические принципы и правила находят в ней конкретное отражение и развитие. Это показывает как вышеизложенное, так и все его методические работы. Основной задачей обучения химии В. Н. Верховский считает: «Дать конкретно законченную систему химических знаний, наиболее необходимых как для ясного понимания химических производственных процессов, так и для общей ориентировки в науке химии, а также и для понимания других предметов. Мы должны всегда помнить о том, что каждый предмет должен быть связан со всеми остальными, не должно быть никакого отрыва одного предмета от другого» («На фронте коммунистического просвещения», 1931, № 4—5, стр. 23).
В. Н. Верховский разрабатывал и вопросы политехнического обучения. В разрешении этих вопросов он исходит из принципа единства теории и практики, в дидактическом понимании, на основе высказываний Маркса, Энгельса, Ленина. При этом он показывает, что в химии понятие практика включает понятия эксперимент и производство, отсюда выводится значимость эксперимента при обучении химии в политехнической школе; эксперимент — тоже практика.
Какое значение придавал В. Н. Верховский эксперименту, видно из того, что этим вопросом он открывает книгу для учителя «Методика преподавания химии в средней школе».
В одной из своих статей (Стенограмма доклада бригады ленинградских учителей в 1930—1931 гг.) он пишет, что цель обучения химическому эксперименту в школе это не только приобретение умений и навыков его выполнения, но и выработка умения ставить доступные окончившему среднюю школу вопросы и разрешать их посредством эксперимента. Как этому обучить, он отвечает: «Химия изучает скрытые от непосредственного наблюдения формы движения материи — электронов, протонов, нейтронов, атомов, молекул. Созерцая, внимательно наблюдая, внешние проявления этого скрытого от нас движения, мы стараемся разгадать его».
От химика требуется особая четкость, особое умение наблюдать, подмечать мельчайшие детали явления для того, чтобы на основании своих наблюдений разгадывать тончайшие формы движения материи».
Методико-практический вывод из этого такой: с того момента, когда учащийся начинает экспериментировать под руководством учителя, вопрос об обоснованности его действия до деталей должен быть осознан учащимися. Учитель должен помочь учащимся, применяя «исследовательский метод»; так называл В. Н. Верховский «эвристическую беседу», сопровождающую эксперимент.
Это начало учительских «почему?» в эвристической беседе вырастает потом в побуждения к самостоятельному действию при решении отдельных вопросов, а затем к их постановке и последующему самостоятельному решению их посредством эксперимента.
К правильной оценке методики эксперимента при обучении химии В. Н. Верховский пришел не сразу. Небезынтересно как для методики химии, так и для ее истории остановиться на этом вопросе.
Как отмечалось в биографии В. Н. Верховского, непосредственно свою методическую работу он начал у С. И. Созонова. Последний был выдающимся методистом, учителем физики и химии в Тени-шевском училище, а впоследствии — профессором Женского педагогического института, весьма прогрессивного для того времени. Его методическая деятельность особенно активизировалась в период 1905—1907 гг.
Не вдаваясь в подробности методических взглядов С. И. Со-зонова, отметим одно из его высказываний о методическом значении эксперимента по химии, особенно ценное и для нашего времени. «Основная черта этого метода и педагогическое его значение —не в одной только наглядности, не в одном накоплении в уме ученика конкретных представлений, полученных путем наблюдения; нет, она всецело лежит в эксперименте как приеме сложной логической работы».
«Преподаватель физики и химии должен владеть техникой эксперимента в такой же точно мере, в какой он должен владеть логикой своего предмета и техникой речи, чтобы его понимали. Экспериментальная подготовка требует очень длительной и сложной школы»2.
Эти высказывания ценны тем, что в них дается дидактическая оценка значения химического эксперимента для активизации и развития логического мышления учащихся. В них видно, какое большое значение С. И. Созонов придавал овладению учителем техникой эксперимента.
Разработкой техники эксперимента по химии и занялся под руководством С. И. Созонова В. Н. Верховский.
После введения химии как предмета с практическими занятиями по общей и аналитической химии в V и VI классах реальных училищ (см. «Программы по химии для реальных училищ», 1906) понадобилось разрабатывать технику эксперимента по химии применительно к весьма скромным условиям и возможностям, Это и выполнил В. Н. Верховский. Если просмотреть журнал «Природа в школе» (он просуществовал только в течение одного 1907 г.), то видно, что теоретические статьи С. И. Созонова сопровождались рядом статей В. Н. Верховского на тему «К постановке химического эксперимента в школе» (см. «Природа в школе», 1907, № 1—10, 12).
Итогом совместной творческой работы С. И. Созонова и В. Н. Верховского в области химического эксперимента явилось изданное в 1908 г. пособие «Первые работы по химии», выход которого следует считать важным этапом в развитии методики преподавания химии. Книга предназначалась для проведения практических занятий в школьной лаборатории и только в течение нескольких месяцев 1908 г. выдержала два издания.
В это же время разрабатывался «Элементарный курс химии», отражавший главным образом методические позиции С. И. Созонова. Эта книга, предназначенная не только для обучения химии в школе, но и для самообразования, содержала методические указания и дополнительный хрестоматийный материал для самостоятельного чтения. Ввиду большого объема и разнотипности задач она не могла удовлетворить требованиям учебника и в 1915 г. была переделана в учебник химии для средней школы. Как «Первые работы по химии», так и «Учебник химии» С. И. Созонова и В. Н. Верховского переиздавались в годы советской власти вплоть до 1928 г. С 1923 г. В. Н. Верховский стал самостоятельным редактором указанных руководств и начал их методическую перестройку. Полная методическая перестройка была сделана В. Н. Верховским в стабильном учебнике химии для средней школы в соответствии с историческими решениями Центрального Комитета партии о школе (1932).
Однако самостоятельная линия в методических работах В. Н. Верховского началась еще с разработки вопросов оборудования школьных «аудиторий» и лабораторий, опубликованных в упомянутом журнале «Природа в школе». В его статьях разбирались важнейшие вопросы оборудования химических лабораторий школы того времени (нагревательные приборы, лабораторные и демонстрационные столы, водоснабжение, упрощенные приборы для опытов и т. д.). Но постепенно в этих статьях стала описываться техника и методика отдельных школьных опытов. Это направление работ нашло свое завершение в монографии «Вытяжные шкафы» (1908) и, наконец, в книге «Техника постановки химических опытов» (1911), в последней решались и вопросы методики эксперимента.
«Техника постановки химических опытов» отражает работу В. Н. Верховского над техникой и методикой «лекционных», «классных опытов», т. е. работу по демонстрационному эксперименту, которому автор придавал большое, самостоятельное значение при обучении химии.
«Совсем упразднить лекционный эксперимент вряд ли возможно и нужно... Метод лабораторных уроков имеет очень выгодную сторону — коллективность работы. В то же время этот метод не исключает ни классных занятий, когда они полезны и нужны, ни проработки отдельных вопросов по выдаваемым учащимся книгам, письменным заданиям, вопросникам и т. п.».
Эти очень осторожные высказывания в пору методического прожектерства и признания универсализма лабораторных опытов показывают основную линию методики В. Н. Верховского по вопросу о методике урока. Демонстрационный опыт не может быть упразднен как и «классные занятия», т. е. урок.
В новой редакции «Техники постановки химических опытов» последняя превращается в «Технику и методику химического эксперимента в школе» (первая часть «Приборы, материалы и приемы работы» вышла в 1924 г.). В 1926 г. при издании второй части («Описание опытов») автор расширяет ее методический план. Для большинства опытов дается описание как лекционной, так и лабораторной постановки.
«Техника и методика химического эксперимента в школе» — это одна из трех частей методики химии В. Н. Верховского. Эта книга вместе с учебником по химии и упомянутой выше книгой для учителя по методике преподавания химии представляют своеобразное единое целое как по форме, так и по содержанию 1.
1 В основном «Техника и методика химического эксперимента в школе» стабилизировалась в четвертом издании (т. 1, 1940, и т. И, 1947).
Техника и методика химического эксперимента в школе это не только книга для классных занятий, многие из описанных опытов могут быть использованы и на внеклассных занятиях (занятия кружка, вечера занимательных опытов и т. п.).
В своей последней печатной работе по методике химии «Очередные вопросы постановки преподавания химии в школе» («Советская педагогика», 1944, №4, стр. 11) В. Н. Верховский подводил итоги своей работы за советский период.
Высказываясь в этой статье об эксперименте, он указывает на необходимость большего использования в школьном эксперименте современной техники и материалов (пластмасс и пр.). Он уделяет также внимание вопросу о методике эксперимента с малыми количествами реактивов. Учитывая, что некоторые из методистов чрезмерно увлеклись «малыми количествами», превращая опыты с ними в самоцель, В. Н. Верховский указывает, что это не универсальная методика для школы. Здесь, по его мнению, методическая мысль должна идти не столько по линии «изобретательства» новых приборов, сколько в определении места и системы лабораторных занятий с указанными количествами реактивов.
Заметим, что автор руководства по технике и методике школьных опытов по химии пользуется на его страницах (изд. 1924 и 1926 гг.) новым понятием — «лабораторный урок».
Методика лабораторного урока разрабатывается в советский период и противопоставляется дореволюционной методике преподавания, копировавшей вузовскую. Методика лабораторного урока, преодолевая разрыв между демонстрацией и лабораторными занятиями, расширяя методические возможности учителя химии, противостоит универсализации методов учебной работы на уроке химии.
Впервые это методическое понятие вводится в 1922 г. в работе В. Н. Верховского «Лаборатория трудовой школы» (эта книга выдержала четыре издания, последнее в 1924 г.; основной ее материал вошел в «Технику и методику химического эксперимента в школе»).
С наибольшей полнотой методическое понятие лабораторного урока раскрыто в «Методике преподавания химии» В. Н. Верховского, составленной совместно с Л. М. Сморгонским и Я- Л. Гольдфарбом (им принадлежит основная часть методики преподавания органической химии). В «Методике преподавания химии»: «Форма лабораторных уроков является наиболее гибкой формой преподавания. В течение одного и того же часа лабораторный урок может смениться, если этого потребует материал, беседой, лекцией, упражнениями, затем преподаватель снова может возвратиться к лабораторному уроку, где главным моментом являются опыты, проделываемые учащимися на их столах» (стр. 17, изд. 1936 г.).
Далее автор поясняет, что задача лабораторного урока — это разрешение вопросов, которые ставит учитель (или даже учащиеся), но которые разрешаются посредством лабораторного опыта самими учащимися. При этом ответ, полученный на основе наблюдения, не всегда может вести сразу к необходимому выводу, но могут встретиться и «противоречия», требующие гипотез и постановки опыта в иных условиях. Лабораторные опыты проводятся фронтально, под руководством учителя.
Все эти соображения приводят к неизбежному выводу, что В. Н. Верховский был против догматизма в преподавании химии и показывал, как следует разрешать задачу развития логического мышления в процессе преподавания химии при помощи эксперимента.
Особое внимание В. Н. Верховский уделяет вопросу о формировании умений и навыков при обучении химии. Это выражено им в учебниках и особенно в его «Рабочей книге». Последняя, конечно, утратила сейчас свое значение, как «книга для ученика», но представляет несомненный интерес для учителя, методиста-исследова-теля при условии критического ее использования.
Обращает на себя внимание «Рабочая тетрадь по химии», прилагаемая к «книге». Она учит целенаправленности наблюдения, вырабатывает умение правильно фиксировать наблюдаемое, прививает навыки в решении экспериментальных задач.
Система постепенно усложняющейся техники эксперимента, рисунки, показывающие, как надо правильно проводить лабораторный опыт в сравнительном плане — все это является в известной мере решением вопроса о формировании умений и навыков учащихся в области химического эксперимента. «Рабочая книга» дает методику правильной зарисовки приборов «в геометрали» (см. подробности в «Методике преподавания химии», Учпедгиз, 1936, стр. 57).
Этим не исчерпывается анализ «Рабочей книги», которую от подобных руководств отличает методическая выдержанность системы основ химии в элементарном курсе и попытка дидактически разрешить вопрос о связи теории с практикой.
Нельзя обойти вниманием то, что сейчас, когда программа регламентирует вопрос о практических занятиях, в практике работы отдельных учителей встречается «забвение» лабораторной работы и лабораторного урока. Лабораторные работы, проводимые под наблюдением учителя, отличаются степенью самостоятельности работы учащегося от практических занятий, на которых опыты выполняются по инструкции, ранее изученной учащимися, и другими особенностями.
Все, что сказано В. Н. Верховским по этому вопросу, показывает необходимость осуществления того и другого вида лабораторных занятий для правильного формирования практических умений и навыков учащихся по химии.
После «Рабочей книги» методика и техника лабораторного эксперимента получает развитие и в учебниках для средней школы. Сравнительное изучение инструкции В. Н. Верховского и ныне действующих учебников во многих случаях показывает преимущества его методики. Это относится к технике предосторожности, к последовательности описания хода опытов, к точности рисунка и др. (см., например, инструкции к проведению опытов по получению аммиака и др.).
В 1941 г. он выступает с докладом на Ленинградской областной научно-педагогической конференции по этому вопросу. Он пересматривает вопрос о лабораторном уроке. На основе опыта работы школы он приходит к выводу о недостаточности лабораторных работ для формирования умений и навыков, о необходимости дополнительного введения специальных практических занятий по химии. Последнее находит выражение в подготовке им к переизданию книги «Первые работы по химии».
Как выше упоминалось, в дидактической интерпретации понятия практика (В. Н. Верховский исходил из марксистского ее понимания) — это эксперимент и производство.
На этой основе В. Н. Верховский указывает на два типа изучения химических производств: а) от производства — к изучению его химизма в лаборатории, а затем и повторному экскурсионному изучению производства; б) от лаборатории — к производству. Так как последнее более доступно в массовой школе, то в программах и учебниках придерживаются второго типа ознакомления с производством. Однако в настоящее время в практике отдельных школ мы встречаем и первый из указанных типов.
Попутно отметим, что В. Н. Верховский учитывал невозможность экскурсий по всем изучаемым производствам, поэтому он так много работал над образным описанием технологии производств в учебнике и также большое внимание уделял методике рисунка-схемы, специально им разработанной. Он разработал модели-схемы производственных аппаратов и составил методические описания к ним. Кроме того, он большое внимание уделял методике постановки и использования учебных кинофильмов по химии, редактировал некоторые из них (совместно с А. Н. Коковиным). Полноценный методически разработанный им и заснятый кинофильм «Производство соляной кислоты», к сожалению, не дошел до школы и был утрачен во время Великой Отечественной войны.
В «Технику и методику» вводятся опыты с использованием действующих моделей и экспериментов, иллюстрирующих производственные процессы. Под руководством В. Н. Верховского выполняется диссертационное исследование преподавателя химической технологии П. Г. Смиттена (Педагогический институт имени А. И. Герцена). В этом исследовании, нашедшем отражение в «Методике преподавания химии», приводится описание так называемого «конструктивно-исследовательского приема», когда учащиеся, изучившие лабораторное получение и свойства вещества, эвристически подводятся учителем к пониманию того, как видоизменяется форма процесса, подбираются исходные вещества, аппаратура и материалы при осуществлении производства вещества в технике (см. «Методика преподавания химии», 1936, стр. 33 и дальше). Сейчас этот вопрос особенно важен и нельзя не считаться с тем, что высказано, исследовано, описано В. Н. Верховским в этой области.
В. Н. Верховским сделан большой вклад в дело профессионального обучения учащихся в специальных школах для подготовки рабочих кадров химической промышленности. Совместно с М. И. Коварской и В. В. Терновским в 1932 г. им была выпущена «Рабочая книга по технической химии» для ФЗУ основной химической промышленности в двух частях (ч. 1 «Минеральные кислоты и основания» и ч. 2 «Соли минеральных кислот»).
Эти малоизвестные книги, утратившие непосредственное значение, представляют интерес для методиста-исследователя. В них определена методическая последовательность изучения химических производств. Изучение химических производств в системе связывается с изучением основ химии. В них разработан целый ряд практических занятий, в которых дана методика и техника технического анализа. Сейчас, когда ставится вопрос о факультативных курсах по химической технологии, изучение этих работ может иметь практическое значение. Многое из практических занятий можно использовать во внеклассной работе.
Следует отметить и учебник В. Н. Верховского по «Химическому анализу» (1935) для X класса средней школы. Его отличает подбор содержания, выбор и разработка рецептуры качественного и количественного анализа отдельных химических соединений и их смесей.
Для целей внеклассной работы интересна также «Химическая хрестоматия», изданная В. Н. Верховским в двух книгах и трех частях (1929—1930).
Стабильные программы и учебники для средней школы, составленные В. Н. Верховским при очень незначительных изменениях, служили советской школе в течение 15 лет и были переведены на 23 языка народов Советского Союза. И если технологический материал и некоторые другие вопросы, изложенные В. Н. Верховским, несколько устарели, то по своим дидактическим качествам в основном они еще не превзойдены. Многое в их содержании сохранило значение и по настоящее время.
Многогранная деятельность В. Н. Верховского протекала в разных учреждениях. Еще мало изучена его деятельность в Военно-политической академии РККА имени Толмачева, где им выполнен ряд методических исследований. Литографированные издания «Неорганическая химия» и «Органическая химия» (совместно с проф. Л. И. Багалом) послужили впоследствии для разработки учебника для школ взрослых (это руководство имеет многие преимущества, но мало использовано и изучено). Но основная научно-методическая работа, вся жизнь В. Н. Верховского связана с Педагогическим институтом имени А. И. Герцена. Здесь (начиная с предыстории института в дореволюционный период) протекала его работа по методике химии, по технике и методике химического эксперимента. Он был организатором химического отделения, впервые разработал и вел как курс методики химии, так и практикум по технике и методике химического эксперимента. Работа в этой области была поставлена им на высоту научного исследования. Вопросам техники и методики эксперимента были посвящены многие диссертационные работы, а также дипломные работы студентов. После Великой Отечественной войны по почину В. Н. Верховского в институте была организована первая в РСФСР кафедра методики преподавания химии.
Научно-методическая деятельность В. Н. Верховского еще ждет детального исследования, которое принесет немало пользы в решении многих вопросов методики преподавания химии.
|