Химические олимпиады в школе: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1982.— 191 с.
Цель книги — помочь учителю в организации олимпиады. Книга в увлекательной форме внакомит читателя с химическими реакциями, разнообразным применением законов химии н использованием веществ, интересными опытами. Вопросы и задачи систематизированы по разделам курса химии средней школы. Снабжены интересными иллюстрациями и подробными ответами, анализирующими сущность вопроса. Книга поможет учителю в организации с учащимися самостоятельного приобретения знаний, практических умений и навыков.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Подготовка подрастающего поколения, учащейся молодежи к труду в условиях научно-технической революции приобретает особо важное значение. В Программе КПСС записано: «Среднее образование должно обеспечивать прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политическую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся...:»1. На XXVI съезде КПСС в Отчетном докладе ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, анализируя проблемы, стоящие перед средней школой, отметил: «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду»2.
Решение этой проблемы тесно связано с потоком всех этих форм преподавания, которые активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, дают возмоя(ность активно применять имеющиеся знания для решения тех или иных практических задач, совершенствовать эти знания. Одной из сторон проблемы, поставленной перед школой «научить учиться», и является развитие всех тех форм учебно-познавательной деятельности учащихся, при которых выявляется и развивается интерес к возможной будущей специальности. Эта проблема решается на разных этапах обучения в школе в различных формах внеклассной и внешкольной работы. Одной из наиболее распространенных форм развития интереса служат олимпиады.
Химические олимпиады школьников за последние десятилетия стали одной из массовых форм внеклассной и внешкольной
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, с. 123.
2 Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 60.
работы по химии. Они позволяют выявить учащихся, проявляющих интерес к изучению химии и связанных с ней естественных наук, углубить знания и развить этот интерес к любимому предмету школьного курса в процессе внеклассной работы.
В настоящее время сложилась многоступенчатая система проведения олимпиад от школьного тура до всесоюзного с постепенно возрастающей сложностью заданий, что позволяет на различных этапах олимпиад' решать несколько задач: выявление учащихся с повышенным интересом к предмету, углубление я развитие этого интереса в соревновательной обстановке, поощрение интереса и глубины знаний. Проведение олимпиад в процессе внеклассной работы обычно сочетается с другими ее формами — работой кружков, проведением конкурсов рефера--тивных и исследовательских работ, конференций и слетов юных химиков.
Наиболее существенный вклад в подготовку и проведение олимпиад вносит учитель, который непосредственно проводит -занятия с учащимися в кружках, организует и проводит школьный тур олимпиады, готовит своих учеников к последующим этапам олимпиады. Учителю первым приходится отвечать на все вопросы школьников, которые у них возникли в процессе решения тех или иных задач, поэтому он должен 'достаточно хорошо быть ознакомлен с различными задачами и вопросами, которые предлагаются на олимпиадах, быть всегда в состоянии оказать учащемуся помощь в решении таких задач, и ответить на достаточно сложные и необычные вопросы!
Настоящая книга представляет собой сборник задач и вопросов, предлагавшихся на химических олимпиадах всех этапов— от школьного до международного в период 1965—1976 гг. Лишь небольшая часть этих задач публиковалась в журналах * «Химия в швдле» я «Химия и жизнь». Вопросы и задачи, представленные в настоящей книге, в основном соответствуют программам по химии для средней школы (с учетом программ факультативных курсов и программ для химических кружков различного профиля). Безусловно, объем фактического и теоретического материала при этом оказывается шире, чем в стабильных учебниках для средней школы, но для‘решения большинства задач вполне достаточно глубокого, понимания - школьного курса химии, активного владения основными теоретическими положениями, этого курса. В то же время развитие интереса к химии, как и к другому предмету, предполагает ознакомление с дополнительной литературой, доступной учащимся — статьями в научно-популярных журналах, популярными книгами по химии, поэтому ряд задач и вопросов построен на использовании дополнительных материалов,.лежащих за рамками учебника.
В книге используется не только номенклатура соединений, в настоящее время принятая в школе, и единицы СИ, но также
и другие виды номенклатуры как неорганических, так и органических веществ, равно как и различные единицы измерений давления, температуры, энергии реально до настоящего времени используемые в практике научных лабораторий и в промышленности и постоянно встречающиеся в литературе.
Задачи и вопросы, представленные в книге, даются без решений, что позволяет использовать их при подготовке районных и областных олимпиад. Для расчетных задач приведены ответы, причем в тех случаях, когда при недостаточно корректном решении задачи можно получить неправильный ответ (при неверном ходе решения), в этих случаях в ответе в конце книги отмечается, что, к примеру, «формула вещества не СН3СН2ОН, а СН3ОСН3» или «расход кислоты не 20 мл, а 60 мл».
Для удобства ориентации в степени трудности задач и вопросов каждая задача снабжена шифром, указывающим этап олимпиады, класс, для которого была предложена задача, и год ее первоначального использования, например: 1—10—71. Первая цифра шифра показывает этап олимпиады: 1 — школьный этап, 2 — районный этап, 3 — областной этап, 4 — Московский городской (на правах республиканского) этап, 5 — республиканский этап, 6 — всесоюзный этап и 7 — международные олимпиады. Вторая цифра указывает класс, а третья — год, в котором эта задача была предложена. Таким образом, приведенный шифр «1—10—71» означает, что данная задача была предложена на школьном этапе олимпиады учащимся десятых классов в 1971 г. Некоторые из задач снабжены дополнительными пояснениями: «рекоменд.» или «эксп.», означающими, что данная задача была рекомендована для всех областей или республик в качестве обязательной для включения в задания соответствующего этапа или же была предложена для практического выполнения на экспериментальном туре, т. е. шифр «6—9—67 эксп"» означает, что задача была дана участникам Всесоюзной олимпиады в 1967 г. на экспериментальном туре для учащихся девятых классов.
В составлении задач, собранных в данной книге, принимали участие преподаватели Московского государственного универ^ ситета им. М. В. Ломоносова, Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова, Новосибирского государственного университета, Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, Московского института тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина, Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, Челябинского государственного педагогического института, а также и других высших учебнбх заведений и исследовательских институтов, городов, где проходили всесоюзные химические олимпиады школьников,— Днепропетровска,
Казани, Вильнюса, Киева, Донецка, Уфы, Баку, Ростова-на-Дону, Воронежа, Минска, Новосибирска.
Особенно активное участие в работе над задачами принимали профессора А. Ф. Плата, Н. С. Ахметов, М. Г. Кузьмин, А. В. Суворов, канд. хнм. наук: В. М. Демьянович, Г. В. Лисичкин, М, Г. Гольдфельд, Л. С. Гузей, А. С. Днепровский, А. И. Потехин, Э; Г. Злотников, Л. Б. Резник, Т. П.. Адамович, Г. Б. Вольеров, В. Е. Федоров, Н. Н. Мушкало и многие другие, которым автор-составйтель желает высказать свою искреннюю благодарность за постоянную помощь в работе.
Возможно, что ряд задач покажется учителям несколько сложными. Автор с благодарностью примет все критические замечания, способствующие улучшению качества задач на химических олимпиадах.
|