НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Химия после уроков. Байкова В. М. — 1976 г.

Варвара Михайловна Байкова

Химия после уроков

*** 1976 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ
 
 Задачи внеклассной работы но химии
 Содержание внеклассной работы
 7-й класс
 8-й класс
 9-й класс
 10-й класс
 Тематические химические кружки
 Агрохимический кружок
 Геохимический кружок
 Химико-краеведческий кружок
 Кружок занимательной химии
 Атеистический кружок
 Кружок истории химии
 Использование материалов из истории химии во взаимосвязи с учебной программой Планы проведения внеклассных занятий
 7-й класс
 8-й класс
 9-й класс
 10-й класс
 Работы учащихся по истории химии
 Темы докладов и сообщений по истории химии
 Работа по изготовлению тематических коллекций
 Составление коллекций репродукций, фотографий, рисунков
 Составление тематической викторины «Ученые-химики»
 Составление словарика «Почему мы так говорим?»
 Хронология событий в области химии
 Стенная газета
 Экскурсии по химии в природу
 Экскурсия за растениями-индикаторами
 Экскурсия по сбору растений-красителей
 Сбор душистых растений
 Поиск растений-рудознатцев
 Исследовательская работа с растениями в природе
 Минералогическая экскурсия
 Конференции
 Химические вечера
 Вечер на тему: «Д. И. Менделеев»
 Вечер на тему: «Женщины-химики»
 Вечер-конференция на тему: «Химики-революционеры»
 Вечер на тему: «История химии в почтовых марках»
 Несколько занимательных опытов
 Немного о химии в Карелии
 Известно ли вам, что?

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 


      Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть коммунистического воспитания, является внеклассная работа но химии. Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, осуществляет связь школы с задачами коммунистического строительства. Внеклассная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.
      Во время уроков невозможно удовлетворить все запросы учащихся. Внеклассная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.
      Основные задачи внеклассной работы: 1) привитие интереса к химии, 2) развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту, 3) развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся, 4) подготовка учащихся к практической деятельности, 5) организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
      При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна быть органически связана со школьной программой, выходить за ее пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеклассной работой.
      Познавательные интересы старших школьников нередко выходят за рамки учебника. В этом случае умело организованная внеклассная работа приобретает большую педагогическую значимость, особенно если ей придается общественно полезный характер. Такая работа помогает ученикам углублять знания программного материала, дает ответы на вопросы, интересующие школьников, убеждает, что усвоенные в школе знания тесно связаны с практической деятельностью людей.
      Чтобы учителю легче было организовать внеклассную работу по химии, нами разработаны планы занятий химических кружков для 7, 8, 9 и 10-х классов. Они связаны с изучаемым курсом и вместе с тем позволяют выходить за пределы программы. Приводятся примерные планы работ тематических кружков, которые объединяют школьников разных классов, где работы выполняются с учетом развития и интересов учащихся. Намечаются работы, тесно связанные по своему содержанию с биологией и физикой, географией, черчением и другими предметами, изучаемыми школьниками.
      Летние исследовательские и домашние практические работы способствуют более осознанному восприятию учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развивают мышление, пытливость, любознательность, расширяют кругозор. На основании многолетнего личного опыта внеклассной работы по химии мы знакомим учителя с организацией кружковой работы (кружок истории химии), проведением химических вечеров в школе, экскурсий в природу. Разнообразие направлений внеклассной работы позволит учителю выбрать то, что соответствует возможностям школы и интересам учащихся.
      При проведении химических экспериментов следует проявлять постоянную заботу о строгом соблюдении всех правил техники безопасности. Учащиеся должны быть полностью осведомлены о мерах предосторожности при работе с химическими реактивами, об оказании первой помощи при несчастных случаях.
      Некоторые из указанных работ проводятся учителем как демонстрационные, так как выполнение их требует навыков и осторожности. В лаборатории обязательно должны находиться полочка с нейтрализующими веществами и аптечка для оказания первой помощи*.
      В. Н. Верховский. Техника и методика химического эксперимента в школе. Т. 1. Учпедгиз, М., 1953; В. Н. Коновалов. Техника безопасности при работах по химии, «Просвещение», М., 1973.
     
      7-й класс
      1. Первоначальные химические понятия
      Доклады, сообщения. Жизнь и научная деятельность М. В. Ломоносова, Д. Дальтона. Рассказы о некоторых химических элементах. Закон сохранения массы веществ. Происхождение названий некоторых химических элементов.
      Практические работы. Разделение смесей выпариванием, фильтрованием, отстаиванием. Проведение реакций разложения, соединения, замещения, с теоретическими вычислениями необходимых количеств реагирующих веществ. Выполнение опытов, подтверждающих закон сохранения массы веществ. Изготовление приборов для проведения указанных опытов. Составление маленьких рассказов о химических явлениях.
      Общественно полезная работа для химического кабинета. Изготовление коллекций металлов и неметаллов, простых и сложныхвеществ. Составление альбома, посвященного М. В. Ломоносову. Изготовление приборов для опытов.
      Массовая работа. Вечер, посвященный М. В. Ломоносову. Викторина.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      2. Кислород. Оксиды. Горение
      Доклады, сообщения. Кислород, его роль в природе и народном хозяйстве. Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их применение.
      Практические работы. Получение кислорода из персоли, из перекиси водорода. Наполнение газометра кислородом. Опыты, доказывающие растворимость кислорода в воде. Определение количества кислорода в воздухе. Качественное определение кислорода в воздухе. Опыты с жидким кислородом. Получение озона в озонаторе и испытание его свойств. Опыты с применением катализаторов. Изготовление приборов для получения кислорода.
      Общественно полезная работа для химического кабинета. Составление коллекций «Оксиды», таблицы «Применение кислорода».
      Массовая работа. Вечер на тему «Огонь».
      Экскурсия на кислородную станцию.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      3. Водород. Кислоты. Соли
      Доклады, сообщения. Водород, его свойства. Получение водорода в промышленности. Индикаторы.
      Практические и демонстрационные работы. Получение водорода действием на воду натрия, кальция, железа и других металлов. Сжигание водорода в кислороде. Взрыв гремучего газа (демонстрирует учитель). Наполнение водородом и гремучим газом мыльных пузырей1. Диффузия водорода. Опыты по взаимодействию металлов с кислотами. Взаимодействие серной кислоты с сахаром. Получение солей. Приготовление растительных индикаторов и испытание их свойств. Исследование индикаторных свойств сока ягод, цветов, овощей. Приготовление лакмусовой бумаги. Определение кислот в продуктах с помощью приготовленной лакмусовой бумаги. Конструирование приборов для получения водорода.
      Общественно полезная работа для химического кабинета. Изготовление коллекций кислот, солей. Приготовление индикаторов. Составление таблиц: «Изменение окраски индикаторов в различных средах», «Индикаторы растительного происхождения», «Индикаторы химического синтеза».
      Массовая работа. Экскурсия в природу по сбору растений-индикаторов. Конференция по результатам экскурсии.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      4. Вода. Основания. Растворы
      Доклады, сообщения. Роль воды в природе и технике. Снег и лед. Сколько лет воде? «Серебряная вода». Вода как растворитель. Минеральные воды и их химический состав.
      Практические работы. Определение воды в растениях.
      11олучение «серебряной воды» и изучение ее свойств. Опыты, демонстрирующие роль воды как катализатора и химических реакциях. Опыты с основаниями. Гашение извести. Опыты по диффузии. Приготовление растворов определенной процентной концентрации. Выращивание кристаллов. Приготовление пересыщенных растворов. Монтирование приборов для дистилляции воды, для разложения воды электрическим током. Конструирование макета городской водоочистительной станции.
      Общественно полезная работа. Серебрение песка. Получение «серебряной воды». Изготовление прибора для дистилляции воды. Изготовление коллекций кристаллов. Приготовление растворов для заготовки влажных препаратов но биологии, для консервирования плодов и овощей, для сохранения свежести цветов, для ускорения цветения растений, растворов для школьной аптечки (соды, борной кислоты, марганцовокислого калия, гидросульфита).
      Массовая работа. Экскурсия в природу для знакомства с водами своего края. Вечер на тему «Вода».
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      8-й класс
      5. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений
      Доклады, сообщения, рефераты. Кислота и соль. Соли серной кислоты. Применение серной кислоты. Соляная кислота. О первой кислоте — уксусной. Слабейшая кислота. Две фосфорные кислоты. Сода. Кара-Богаз-Гол.
      Практические и демонстрационные работы. Решение экспериментальных задач на осуществление превращений. Проведение химических реакций, показывающих генетическую связь между классами неорганических соединений. Действие на металлы различных кислот разной концентрации. Опыты по изучению электрохимического ряда напряжений металлов: вытеснение меди железом, вытеснение ртути медью, серебра — ртутью (демонстрирует учитель). Опыты: «Сатурново дерево», «Серебряный цветок», «Морской еж». Опыты по амфотерности. Получение солей: азотнокислого серебра, основной углемед-поп солн. Опыты по окрашиванию пламени солями металлов.
      Общественно полезная работа. Изготовление электрохимического ряда напряжений металлов. Изготовление раздаточного материала для химического кабинета: «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Выполнение таблиц: «Классификация неорганических соединений», «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Составление химического лото. 11зготовление диапозитивов.
      Массовая работа. Проведение викторины и вечера на тему «Соли».
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям
      Доклады, сообщения, рефераты. Закон Авогадро и число Авогадро. Амедео Авогадро — основоположник молекулярной теории.
      Практические работы. Практическое применение химических расчетов. Опытное доказательство закона Авогадро. Составление и решение задач на местном материале (использовать цифровые данные, полученные во время экскурсий на предприятия). Изготовление наглядных пособий, демонстрирующих массу молей воды, поваренной соли, сахара, серной кислоты. Определение теплового эффекта химических реакций.
      Общественно полезная работа. Составление сборника «Наш задачник» на местном материале. Приготовление моделей образцов молей различных металлов и неметаллов.
      Массовая работа. Химическая олимпиада. Экскурсия на местные предприятия для знакомства с некоторыми цифровыми данными, по которым составляются задачи, производятся химические расчеты.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
      Строение вещества
      Доклады, сообщения, рефераты. Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева. Д. И. Менделеев по воспоминаниям современников. Как был открыт Д. И. Менделеевым периодический закон. Искуоство в жизни Д. И. Менделеева. Изотопы и их роль в народном хозяйстве. Природная радиоактивность. Характеристики квантовых чисел. Принцип Паули и заполнение электронных уровней. Что такое электроотрицательиость? Ковалентная и ионная связи. Водородная связь. Металлическая связь. Синтез и поиски трансурановых элементов.
      Практические работы. Опыты, показывающие изменение свойств простых веществ, форм и свойств соединений химических элементов III периода.
      Na - Na20 - NaOH; Р - Р А, - Н3Р04;
      Mg - MgO - Mg(OH)2; Si - Si02 - H2Si03;
      Л1 - Л1A - Al(OH)3; S - S02 - H2S03.
      Взаимодействие Na, Mg, A1 с растворами соляной кислоты. Свойства некоторых элементов VI и VII групп периодической системы Д. И. Менделеева: взаимодействие хлора с растворами солей брома и йода; экспериментальное доказательство того, что хлор активнее серы и кислорода. Решение экспериментальных задач. Составление кроссвордов, шарад, ребусов, вопросов для викторины по периодическому закону и периодической системе.
      Общественно полезная работа. Изготовление коллекций химических веществ. Организация выставки книг о Д. И. Менделееве, выставки любимых литературных
      произведений и картин Д. II. Менделеева. Выставка портретов Д. И. Менделеева, написанных русскими художниками. Составление карты путешествий Д. II. Менделеева. Изготовление стенда «Научные труды Д. И. Менделеева». Выполнение периодической системы элементов в различных вариантах: цветной электрифицированный, в виде элемептария.
      Массовая работа. Викторины, посвященные периодическому закону. Химические вечера (см. разработку вечера «Д. И. Менделеев»),
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      8. Галогены
      Доклады, сообщения, рефераты. Открытие йода. Фтор — всесъедающий. Применение хлора. Бром.
      Практические и демонстрационные работы. Получение хлора действием различных окислителей на соляную кислоту. Горение в хлоре меди, сурьмы, фосфора. Приготовление хлорной воды и испытание ее свойств. Разло-
      Жение воды хлором. Получение хлорной извести и ее каталитическое разложение. Беление тканей. Получение брома, бромной воды. Проведение реакции взаимодействия алюминия с бромом. Получение бромистого водорода. Возгонка йода. Получение йодистого водорода. Разложение йодистого азота (демонстрирует учитель). Травление стекла фтористым водородом и плавиковой кислотой. Изготовление таблиц, приборов для получения и хранения хлора.
      Общественно полезная работа. Подготовка сообщений для младших школьников о роли фтора, хлора, брома и йода в жизни человека. Приготовление сувениров для школьных праздников (рисунки па стекле). Приготовление некоторых реактивов для химического кабинета.
      Массовая работа. Химический вечер на тему «Галогены». Школьный конкурс на лучшую рассказ-задачу. Конференция но книге Б. Я. Розена «Семья солеродов». (Детгиз, М., 1956).
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      9. Погруппа кислорода
      II. Производство серной кислоты
      Доклады, сообщения, рефераты. Неметаллы, возглавляемые кислородом. Сера в природе. Сера в народном хозяйстве. Сульфаты. Греческий огонь. Лунный элемент. Auruin album (белое золото). Применение сершой кислоты. Охрана человека и природы (проблема загрязнения воздуха).
      Практические работы. Получение ромбической, призматической и пластической серы. Опыты по возгонке серы. Получение сульфидов металлов; качественные реакции на сульфиды. Получение сероводорода и реакции, доказывающие его восстановительные свойства. Получение сернистого газа, опыты по обесцвечиванию, беление шелка, соломы. Получение серной кислоты и опыты с пей. Проявление надписей огнем, «серная кислота сжигает уголь». Изготовление приборов, установок для выполнения опытов, макета завода по производству серной кислоты.
      Общественно полезная работа. Приготовление раздаточного материала по теме «Сера». Получение сульфидов для химического кабинета.
      Массовая работа. Конференция по книге Л. Ф. Поповой «Серная кислота» («Просвещение», М., 1964).
      Конкурс на составление задаччрисунков. Проведение межпредметной викторины. Конференция на тему «Охрана человека и природы».
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      10. Скорость химических реакций.
      Химическое равновесие
      Доклады, сообщения, рефераты. Катализ. Почему обратимые реакции не доходят до конца? О скорости химических реакций.
      Пра ктические работы. Опыты по химической кинетике и катализу. Решение задач на вычисление скорости химических реакций, на определение смещения равновесия
      в зависимости от температуры. Выполнение экспериментальных задач на осуществление превращений и описание условий протекания каждой реакции.
      Общественно полезная работа. Составление задач для сборника «Наш задачник» на основе местного материала. Изготовление прибора для демонстрации зависимости скорости реакций от поверхности реагирующих веществ.
      Массовая работа. Экскурсия па производство с целью наблюдения скорости химических процессов в зависимости от условия их протекания.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      9-й класс
      I. Теория электролитической диссоциации
      Доклады, сообщения, рефераты. Сванте Аррениус. Б. С. Якоби — изобретатель гальванопластики. Законы электролиза. Изучение теории электролиза водных растворов электролитов.
      Практические работы. Опыты: рост «Сатурнова дерева», рост «дендритов». Опыты по электропроводности растворов и расплавов. Приготовление электролита. Опы-
      ты по электрохимическому окрашиванию. Электрохимическое травление. Покрытие металлом растений, насекомых, перьев птиц, изделий из дерева. Металлизация кружев. Химическое тонирование. Химическое серебрение. Химическое окрашивание меди. Химическое никелирование, хромирование, кобальтирование. Опыты с применением ионитов. Изготовление приборов по электропроводности растворов, расплавов, приготовление электролизеров. Изготовление модели ванны для получения натрия из едкого натра, прибора для демонстрации движения ионов.
      Общественно полезная работа. Работы по металлизации для кабинета биологии. Изготовление сувениров для школьных вечеров, викторин. Изготовление таблиц по теме и раздаточного материала.
      Массовая работа. Викторина «В чем сущность электролиза?» Экскурсии в электролизный цех, в котельную для знакомства с ионообменными установками.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      2. Питая группа периодической системы элементов
      Азот и фосфор
      Доклады, сообщения, рефераты. Азот и взрывчатые вещества. Круговорот азота в природе. Фосфор — элемент жизни и мысли. История спичек. Блуждающие огни.
      Пра ктические и демонстрационные работы. Получение азота и изучение его свойств. Получение оксидов (II, IV) азота. Получение аммиака. Получение азотной кислоты и испытание ее окислительных свойств: воспламенение тлеющей лучинки, скипидара, обесцвечивание азотной кислотой органических красителей, отношение азотной кислоты к металлам. Разложение солей тяжелых и легких металлов азотной кислотой. Горение угля в расплавленной селитре. Окислительные свойства солей. Превращение красного фосфора в белый (демонстрирует учитель). Получение фосфина (демонстрирует учитель). Изготовление действующей модели по производству азотной кислоты.
      Общественно полезная работа. Изготовление таблиц по теме, приборов для выполнения опытов. Проведение
      бесед на атеистические темы. Изготовление ветровых, долгогорящих спичек и спичек цветных огней для туристических походов.
      Массовая работа. Проведение конференции по книге В. Мезенцева «Есть ли чудеса в природе?» («Московский рабочий», М., 1967). Химические вечера на темы: «Азот», «Фосфор».
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      Микроудобрения и их значение в жизни растений.
      Опыты и практические работы. Вычисления процентного содержания питательных элементов в удобрениях. Определение кислотности почв. Постановка опытов с водными культурами с целью выяснения роли и значения удобрений для роста и развития растений. Постановка опытов по выяснению влияния микроэлементов (марганца, бора, цинка, меди, молибдена) на рост и развитие растений. Выращивание растений аэропонным методом. Составление коллекций: «Минеральные удобрения»,
      «Микроудобрения». Приготовление удобрений. Решение задач по сельскохозяйственной тематике.
      Общественно полезная работа. Составление таблиц по производству минеральных удобрений в СССР. Определение кислотности почвы на пришкольном участке. Изготовление коллекций минеральных удобрений и микроудобрений. Приготовление удобрений для цветов.
      Массовая работа. Участие в работе на пришкольном участке, в совхозе, колхозе. Закладка опытов. Экскурсия на склад минеральных удобрений.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      4. Углерод и кремний
      Доклады, сообщения, рефераты. Углерод — основа всего живого. Что составляет основу земной коры? Самый распространенный минерал. Самые важные минералы Земли. Применение графита. Алмазы. Явление адсорбции. Оптическое стекло. Биология стекла. Керамика. Фаянс. Майолика. Значение коллоидных систем в биологии, геологии, почвоведении и других пауках. Коллоидные системы среди минералов (рубин, черный алмаз, синяя поваренная соль).
      Практические и демонстрационные работы. Приготовление активированного угля. Адсорбция углем паров брома, двуокиси азота. Изучение восстановительных свойств угля. Получение оксида углерода и сжигание его. (Демонстрирует учитель). Опыты с углекислым газом и угольной кислотой. Получение кристаллического кремния. Приготовление легкоплавких стекол. Получение пеностекла. Нанесение рисунков и надписей на стекло Изготовление керамических изделий. Получение коллоидных растворов. Изготовление прибора для наблюдения явления Тиндаля. Изготовление модели огнетушителя.
      Общественно полезная работа. Выступление перед учащимися с сообщениями. Получение активированного угля для химического кабинета. Выполнение рисунков па стекле (сувениры, призы, надписи на стекле). Приготовление чернил для стекла. Изготовление разборных моделей молекул, кристаллических решеток.
      Массовая работа. Конференция по книге И. Г. Ключникова и А. Ф. Колодцева «Стекло» (Учпедгиз, М., 1963). Химический вечер на тему «Стекло».
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      5. Металлы
      Доклады, сообщения, рефераты. Металлы в природе. Применение металлов и сплавов. Кальций в природе. Алюминий и его сплавы. Легкое серебро. Что мы знаем о хроме? История металлургических производств. Ученые-металлурги.
      Практические работы. Получение легкоплавких сплавов. Приготовление зерненого цинка, препарата чистого натрия, свинца из его окиси. Получение гидридов щелочно-земельных металлов в лабораторных условиях. Регенерация олова из отходов жести. Опыты по коррозии металлов и защите от нее. Получение ингибиторов из растений и определение их эффективности. Эмалирование металлических изделий. Определение жесткости воды. Смягчение воды. Окрашивание алюминия под золото. Декоративная отделка алюминия и его сплавов. Поглощение красок гидратом окиси алюминия. Реакции обнаружения алюминия. Горение порошкообразного алюминия. Никелирование без электрического тока. Опыты с окисыо хрома. Получение пирофорного железа. Качественные реакции на двух- и трехвалептпое железо.
      Общественно полезная работа. Изготовление коллекций: «Металлы», «Руды железа», «Сплавы», «Соединения кальция в природе». Изготовление никелированных деталей для кабинетов школы. Изготовление ленты магния. Подготовка сообщений о металлах для младших школьников. Составление альбомов по теме: «Рассказы о металлах», приготовление сплава Вуда, паяльной жидкости, чернил для письма по металлу.
      Массовая работа. Химические вечера на темы: «Металлы и сплавы», «Коррозия металлов и борьба с ней», «Железо в истории человечества». Экскурсия в природу для сбора растений-ингибиторов. Проведение анализа марциальной воды на двух- и трехвалентное железо. Определение состава местных вод.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      10-й класс
      Органическая химия
      Доклады, сообщения, рефераты. А. М. Бутлеров. Академик Н. Д. Зелинский. Русские и советские химики-органики. Успехи органической химии. Изготовление моделей молекул, макетов, приборов и лабораторных установок для выполнения опытов. Выпуск бюллетеней, фотогазет, фотомонтажей, стенных газет: «Химики шутят», «Знаете ли вы, что...». Составление сборников: «Наши работы», «Рассказы-загадки по химии». Составление тематических викторин, кроссвордов, химических игр.
      Практические работы. Получение метана, этана, этилена и опыты с ними. Изучение химических свойств каучука. Получение дивинила и опыты с ним. Получение ацетилена. Изготовление генератора для получения ацетилена. Перегонка и крекинг нефти. Крекинг парафина, окисление парафина, окисление керосина. Получение нитробензола. Возгонка нафталина. Получение спирта брожением. Приготовление абсолютного спирта. Получение альдегидов. Химическое серебрение, изготовление зеркал. Получение сложных эфиров, пахучих масел из растений, эфирного масла из хвои сосны, ели, можжевельника. Определение жирности молока. Химический анализ хлеба. Опыты с пчелиным медом и воском. Получение сахара в лабораторных условиях. Обнаружение углерода в сахаре. Определение фруктозы в пчелином меде. Обнаружение глюкозы в ягодах и фрутках. Определение витамина «С». Приготовление пергамента. Получение искусственного шелка медно-аммиачным способом. Опыты с капроном. Отношение шерсти и капрона к концентрированной азотной кислоте. Прядение капрона без фильеры. Получение окрашенных смол. Опыты с нитроцеллюлозой. Опыты по формованию полимерных материалов. Получение пленок. Формование волокон. Получение пенонолистирола. Определение молекулярной массы полимеров. Распознавание пластмасс. Получение анилина. Исследование амфотерных свойств белка. Экспериментальные задачи по органической химии.
      Общественно полезная работа. Изготовление стендов: «Роль химии в народном хозяйстве»; «Химики-революционеры». Изготовление таблиц по органической химии,
      альбомов об ученых. Выпуск бюллетеней «Новости н-ки». Изготовление коллекций различных органических соединений. Приготовление мыла, карандашей для стекла, карандашей против запотевания очков, зеркал и т. д.
      Массовая работа. Экскурсия в природу. Проведение химических вечеров и конференций, КВН, встреч с учеными, производственниками.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      ТЕМАТИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ КРУЖКИ
     
      Агрохимический кружок
      Занятия в агрохимическом кружке воспитывают навыки самостоятельной работы в лаборатории и на учебно-опытном участке, а также развивают интерес к сельскохозяйственному опытничеству. Содержание работы кружка позволяет школьникам заниматься не только в лаборатории, по и в полевых условиях. Тематика занятий может быть использована учителем творчески, в зависимости от интереса учащихся, возможностей химического кабинета и окружения школы.
      Содержание работы кружка. Роль химии в сельском хозяйстве. Предмет агрохимии. Роль воды и воздуха в жизни растений. Влияние углекислого газа па жизнь растений. Удобрение растений углекислым газом. Роль химических соединений и отдельных элементов в жизни растений. Необходимость железа для образования хлорофилла.
      Почва и ее состав. Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Определение минеральной и органической части почвы. Определение засоленности почвы. Определение кислотности почвы (PH) с помощью приборов Н. И. Алямовского и II. Ф. Голубева. Определение потребности почвы в извести. Изготовление прибора Алямовского. Вещества, необходимые для питания растений. Опыты с водными культурами. Определение подвижных элементов (азота, фосфора, калия) в почве. Постановка полевых опытов с внесением различных удобрений. Выявление недостаточности того или иного питательного вещества в почве по внешнему виду растения и с помощью прибора полевой лаборатории Магницкого.
      Органические и минеральные удобрения и их значение для питания растений. Микроэлементы и их влияние » на рост и развитие растений. Постановка опытов и фиксация полученного материала. Составление таблиц, характеризующих роль того или иного микроэлемента в момент развития растения.
      Сроки, дозы и способы внесения удобрений в почву. Приготовление питательных растворов. Опыты по выращиванию растений па питательных растворах с различным содержанием питательных элементов. Испытание отдельных минеральных удобрений на различных почвах, проверка разных сроков внесения удобрений.
      Опыты по распознаванию минеральных удобрений. Составление коллекции минеральных удобрений и главнейших микроудобрений. Описание физиологического действия каждого элемента, вносимого в почву. Изготовление сводной таблицы. Составление таблицы, показывающей, что дает избыток и недостаток того или иного элемента в растениях (уметь это определить но внешним признакам).
      Стимуляторы роста растений. Опыты с янтарной кислотой на пришкольном участке. Опыты с ускоренным созреванием плодов с помощью этилена. Стимуляция цветения некоторых растений. Стимуляция роста гетероауксином. Торможение жизнедеятельности растений. Дозы и способы применения стимуляторов.
      Средства защиты растений. Способы обеззараживания семян. Способы борьбы с сорняками. Приготовление бордосской жидкости. Дозы и способы применения средств для борьбы с вредителями и болезнями растений. Дозы, способы и сроки внесения гербицидов. Опыты на пришкольном участке с комнатными растениями.
      Занимательные опыты: «Урожай в бутылке», «Как растение «пьет» воду?», «Надпись па траве». Как предупредить зарастание садовых дорожек? Как растения «грызут» камни? Как корни «ищут» себе пищу. Цветущие зимой в комнате вишни. Букет свежих полевых цветов зимой. Как превратить крахмал в сахар? Консервирование ягод сернистой кислотой. Получение пахучих масел из растений. Опыты по цветоводству с применением микроудобрений. «Сад в бутылке». Изготовление фотографий на листьях растений.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      Геохимический кружок
      Геохимический кружок — одно из направлений внеклассной работы по химии. В кружке школьники узнают о химической жизни нашей планеты, учатся проводить химический анализ материалов в полевых условиях, собирают коллекции горных пород и минералов, знакомятся с биографиями выдающихся ученых-минералогов
      и геохимиков. Работа кружка тесно связана с экскурсиями в природу и походами по родному краю.
      Содержание работы геохимического кружка. Геохимия Земли. Знакомство с биографиями М. В. Ломоносова, В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана. А. Е. Ферсман и его роль в развитии геохимии. Задачи геохимии. Геологическая разведка. Определение скоплений элементов в земной коре. Признаки поверхностного залегания руд. Знакомство с металлическими и агрономическими рудами. Сбор минералов и горных пород Карелии. Составление коллекций.
      Химические элементы в природе. Кремний — основа земной коры. Углерод — основа всего живого. Железо и железный век. Метеориты — вестники вселенной. Л. А. Кулик — исследователь метеоритов. Редкие рассеянные элементы. Происхождение названий химических элементов и минералов.
      Геохимик в поле. Сбор материалов при геохимических поисках. Снаряжение и укладка собранных материалов. Запись наблюдений. Паспортизация и систематизация собранного материала.
      Химический анализ минералов в полевых условиях. Реакции между твердыми веществами, их особенности. Качественные реакции на ионы наиболее важных элементов. Изготовление карманной химической лаборатории и работа с ней в полевых условиях. Изготовление кристаллографических моделей. Проведение минералогической экскурсии.
      ЛИТЕРАТУРА (...)
     
      Химико-краеведческий кружок
      Краеведческая работа по химии — один из интереснейших видов внеклассной работы. Она повышает интерес учеников, а следовательно, и внимание к химии. Знакомство с природными богатствами края, с их прак-пшеским использованием расширяет кругозор учащихся, способствует их профессиональной ориентации. Приглашение на кружковые занятия и экскурсии специалистов
      химических предприятий позволяет осуществить связь химии с жизнью во внеклассной работе.
      Содержание туристско-краеведческой работы в связи* с изучением химии. Недра Карелии. Карельское железо. Огнеупорные и кислотоупорные породы. Природное стекло. Ювелирные и поделочные камни. Фарфоровый камень. Шунгит, шунгитовые породы, «шунгизит». Диатомовые илы. Карельский мрамор. Карбонатные породы. Флюсы в металлургической промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Изготовление коллекций. Составление карты Карелии с указанием залежей полезных ископаемых. Краски из природного сырья: синие, желтые, черные, бронзовые, зеленоватые, блестящие. Получение красок в лаборатории. Развитие лесохимии в Карелии, использование лесных отходов. Составление диаграмм, коллекций, схем на тему «Лесохимия Карелии». Исследование химического состава марциальной воды. Растения Карелии: красители, эфиро-масличные, лекарственные, витаминные, инсектицидные, индикаторы, «рудознатцы». Составление гербариев, описание свойств и применение этих растений. Изготовление коллекций: «Полезные ископаемые Карелии», «Природные строительные и облицовочные материалы Карелии», «Поделочные камни Карелии».


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru