НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. — 1967 г.

Хрестоматия
поэтических произведений
по истории древнего мира
и средних веков

*** 1967 ***


DjVu

 СОДЕРЖАНИЕ
 
 ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 3
 ДРЕВНИЙ МИР
 ВВЕДЕНИЕ 13
 ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ 17
 ДРЕВНИЙ ВОСТОК 27
 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ 47
 ДРЕВНИЙ РИМ 96
 СРЕДНИЕ ВЕКА
 УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ 125
 РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ 155
 НАЧАЛО РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 205

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru (аукцион доменов)



 


      ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
      Предлагаемая вниманию учителя хрестоматия по своему содержанию частично напоминает хрестоматию поэтического документального материала, но в то же время в данной хрестоматии собраны поэтические произведения современных писателей, посвященные историческим событиям и деятелям. Тип такой хрестоматии в методической литературе появляется впервые. Вышедшая в дореволюционное время хрестоматия Н. Казанцева была составлена по другому принципу и с другой методической целью.
      При подборе материала для хрестоматии составители стремились отобрать такие поэтические произведения, которые учитель мог бы использовать как на уроке, так и во внеклассной работе с учащимися. Часть из них давно используется учителями истории. Однако многие произведения поэзии, которые учитель может использовать в своей работе, остались вне его внимания. Составители стремились познакомить с ними учителя и ввести их в преподавательскую практику. При этом особое внимание они уделили поэтическим произведениям, раскрывающим роль народных масс в истории, а также произведениям, способствующим воспитанию у учащихся чувства классовой непримиримости к эксплуататорам, воспитанию чувства беззаветной любви к свободе и независимости родины. Не упущены из виду произведения атеистического характера.
      Документальный материал, отрывки из художественной литературы, применяемые на уроках истории, давно признаны источником познания для учащихся. Используя их на уроках, учитель конкретизирует представления учащихся об исторических явлениях и фактах. С помощью анализа документального материала или отрывков из художественных произведений учитель активизирует работу учащихся, развивает их мышление. Поэтическое произведение, кроме того, обладает огромной силой эмоционального
      воздействия, что способствует развитию у учащихся образного мышления и прочного запоминания.
      Еще В. Г. Белинский заметил, что «политико-эконом, вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружаясь живым и ярким изображением действительности, показывает, в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой — картинами»
      Поэтические отрывки художественной литературы, становящиеся документальным материалом, не только эмоционально влияют на учащихся, но повышают доказательность выводов и понятий. Эмоциональный материал вызывает повышенный интерес учащихся к уроку, вырабатывает свое, личное отношение к фактам: сочувствие, негодование, ненависть. А это способствует не только познавательной деятельности учащихся, но и воспитательной работе учителя с ними.
      Так, известный советский медиевист Н. И. Грацианский писал по поводу поэмы Леконта де Лиля «Два меча»: «...исключительное произведение, по которому наши учащиеся могут понять и почувствовать эпоху борьбы императоров и пап с большим успехом, чем путем чтения различных учебников» 2.
      Это происходит потому, что поэзия по-иному, чем проза, отражает мир. Автор поэтического произведения с «наибольшей полнотой и концентрированностью выражает дух народа — своеобразие его исторического и культурного развития и его психического строя» 3.
      Самой большой убедительностью и воспитательной значимостью обладают поэтические произведения современников исторических событий. Произведения писателей более позднего времени, как правило, менее ценны, так как они отражают историческую эпоху не непосредственно, а в преломлении через свою идеологию. Это обстоятельство необходимо учитывать при использовании поэтических произведений поэтов XIX — XX вв.
      Использование поэтических произведений на уроке играет определенную роль в эстетическом воспитании учащихся. Известный переводчик и теоретик искусства перевода Е. Эткинд, отмечая эту особенность, писал: «Напряженная сжатость мысли и эмоции, а значит, и языка — не таково ли волнующее свойство поэзии, как словесного искусства?.. В стиховой речи свойства языка тоже собраны в фокус. Звуковые особенности слов и их сочетаний, интонации, синтаксис — все приобретает резко повышенную выразительность» !.
      Оценивая приводимые на уроке поэтические произведения, учащиеся начинают правильно понимать идеал красоты в человеке, выражающийся в его нравственном облике.
      Отбирая материал для хрестоматии, составители руководствовались прежде всего программой изучения истории в школе. Однако дать поэтический материал в одинаковой мере по всем разделам программы составители, конечно, не могли. Первобытнообщинный строй, не имевший своей письменности и мало интересующий современных писателей, почти не представлен в хрестоматии. История греков — «маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему в истории развития человечества такое место, на какое не может претендовать ни один народ» 2, — могла быть раскрыта полнее. Недостаточно представлен материал по ранней истории древнего Рима. Пробелы имеются и по истории средних веков (раннее средневековье и история отдельных стран).
      Недостаток материала по некоторым вопросам не позволил систематизировать его по урокам, часто составители ограничивались его распределением по странам или по темам. Часть материала в хрестоматии приведена с расчетом на использование его в кружковой работе.
      Методика работы с поэтическими произведениями немногим отличается от методики работы с документальным материалом. Прежде всего следует учитывать, что изучение поэтических произведений на уроке истории — не цель, а средство для познавательной и воспитательной работы в курсе истории. Поэтому нельзя перегружать урок этим материалом. При подготовке к уроку учитель должен продумать, где, когда и какой материал следует применить на уроке, какой методический прием работы с поэтическим материалом наиболее целесообразен: включить ли его в свой рассказ, цитировать отдельные отрывки, использовать его как документ, сочетать чтение с наглядным пособием, чтобы ярче и эмоциональнее сделать восприятие последнего учащимися, наконец, использовать приведенный поэтический текст во внеклассной, кружковой работе.
      Поясним примером. К теме «Борьба чешского народа против чужеземного засилья и крестьянская война» в хрестоматии приведено несколько поэтических отрывков. Готовясь к уроку, учитель отберет два отрывка о Яне Гусе из поэмы Т. Г. Шевченко «Еретик», включит их в свой рассказ. Аналогично он поступит с песнями таборитов на уроке, посвященном гуситским войнам, причем первая песнь будет использована после рассказа о разгроме крестоносцев под Прагой, вторая — при объяснении порядков в армии таборитов, третья — при рассказе о походах таборитов. Отрывок о Яне Жижке учитель может прочитать в классе, рассказывая о его полководческих способностях.
      Иногда одно и то же стихотворение, приведенное в хрестоматии, используется на ряде уроков. Например, к стихам Леси Украинки «Надпись на руине» учитель обратится дважды. Часть текста приведет на уроке об обожествлении власти фараонов, другую — при рассмотрении вопроса о положении народных масс.
      Подбирая материал из хрестоматии, учитель должен провести его обработку: выбрать отрывок, адаптировать его, сократить цитату, разумеется, без ущерба для художественной выразительности и исторической правды. Если поэтический материал предназначен для использования в качестве документа, то учитель составит к нему вопросы, позволяющие организовать разбор содержания и сделать обобщения. Может быть, некоторые отрывки придется размножить, чтобы дать учащимся провести по ним самостоятельную работу.
      Необходимо иметь в виду, что составители в ряде случаев позволили себе заменить некоторые редко встречающиеся слова на их синонимы. Все непонятные учащимся слова учитель должен объяснить.
      Следует помнить, что поэтическое произведение требует при своем воспроизведении художественного или по крайней мере хорошего чтения. Поэтому при подготовке дома следует отобранный материал прочесть выразительно вслух, как бы прорепетировать.
      Наибольший эффект дает применение поэтического отрывка на уроке во время изложения учителем нового материала. Иногда рассказ учителя может быть насыщен выдержками из поэтических произведений. Это заменит частично речь самого учителя, особенно если произведение воспроизводится наизусть. Так, например, при изучении подвига Жанны д’Арк преподаватель включит в свой рассказ отрывок, в котором дается описание казни французской героини, или в рассказ о начале реформации включит отрывки из поэмы И. Бехера «Виттенбергский соловей» (выступление Лютера на совете князей, — причем можно рекомендовать заменить в первом- отрывке слово «монах» именем самого Лютера).
      Наряду с цитированием большого отрывка из поэтического произведения учитель может привести яркую, но краткую цитату. Например, при изучении керамического производства в Аттике целесообразно сообщить, что гончар, ставя посуду для обжига в печь, где она могла треснуть, читал заклятье: цитируются из «Заговора гончара» примерно первые шесть строк. При этом учитель добавляет, что в печи, по верованиям греков, сидели еще вредители гончарного дела, всевозможные трескуны, горшколо-мы, разбиваки...
      Иногда цитата сводится к одной-двум строчкам. Так, при изучении борьбы демоса со знатью в Аттике можно сказать, что знать не хотела сначала уступать народу, призывая «крепкой пятой придавить эту чернь неразумную насмерть». Цитата, вставленная в рассказ (без упоминания автора), сделает изложение нового материала более ярким и эмоциональным.
      К этому методическому приему близко подходит цитирование эпиграмм. Рассказывая о кулачном бое в Греции как виде гимнастического соревнования, учитель приведет одну из эпиграмм на кулачных бойцов, чтобы показать, какой характер имела эта борьба в древней Греции.
      Многие поэтические произведения используются как документальный материал. С ними ведется работа по правилам, разработанным методикой для изучения документального материала. Например, отрывок из баллады о Джеке из Ньюбери не только конкретизирует представления о централизованной мануфактуре, но дает понимание о разделении труда и положении рабочих.
      Поэтический отрывок можно использовать одновременно с рассмотрением какого-либо наглядного пособия. Примером служит использование отрывка о Саламинском бое из трагедии Эсхила «Персы» во время работы с учебной картиной.
      Рассматривая с учащимися стенную картину «Охота феодала», полезно прочесть в классе, как часть объяснения к картине, балладу «Дикий охотник». Поэтический текст совместно со зрительным восприятием картины создаст у учащихся незабываемые впечатления и более глубокое понимание общественных отношений в средние века.
      Хочется подчеркнуть, что практика чтения поэтических произведений на уроке показывает, что учащиеся лучше запоминают прочитанное, чем рассказанное. Даже отдельный рисунок из учебника лучше иногда разобрать, используя прием цитирования. Так, рассматривая с учащимися иллюстрацию, изображающую нападение рыцарей на купеческий караван, можно как вывод и обобщение процитировать конец Сирвенты Бертрана де Борна, что для рыцарей было «жить войной завидней, чем своих домов закладом...».
      Поэтическое произведение может быть использовано и для закрепления изученного материала. Возьмем описание жизни древнейших людей из поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Поэт в сжатой форме дал все необходимые сведения о жизни первобытных людей. Закончив рассказ о жизни первобытных людей, учитель в порядке закрепления ознакомит учащихся с содержанием отрывка из поэмы.
      Большое количество поэтических произведений, приведенных в хрестоматии, может стать основой кружковой работы с учащимися.
      Возьмем для примера работу в кружке с поэмой «Песнь о Роланде». На уроке, как правило, учитель лишь упомянет о поражении арьергарда Карла Великого, когда будет рассказывать о его войнах. В лучшем случае он даст характеристику Роланда в пределах содержания учебника. Сама «Песнь о Роланде» на уроке остается нераскрытой.
      Зато на занятиях кружка есть возможность ознакомить учащихся с приведенными в хрестоматии отрывками, поручив отдельным ученикам подготовить выразительное чтение этих отрывков. После того как чтение закончится, можно развернуть беседу примерно по следующим вопросам: «О каком историческом событии идет речь в «Песне о Роланде»? Чем были вызваны войны Карла Великого? Когда произошло Ронсевальское сражение? Покажите на карте место сражения. Какое отступление от действительности допущено поэтом? Кто фактически разгромил арьергард, возглавляемый Роландом?»
      Углубляя анализ произведения, учитель задаст вопросы: «Какими чертами характера наделил поэт Роланда и его товарищей? Почему в средние века феодалы считали Роланда образцом вассала и ставили его в пример своим детям? Какую ошибку допустил Роланд в своем поведении как вассал? Почему феодалы считали его героем? Можем ли мы считать его героем?»
      Последний вопрос вызовет большую, активность среди учащихся, и, как показывает практика, они совершенно верно дадут оценку поведению Роланда, указав, какие черты его поведения заслуживают подражания, а какие осуждения.
      Вслед за разбором «Песни о Роланде», на следующем собрании, можно ознакомить учащихся с балладой «Роланд-оруженосец», предложив им оценить поступки Ролан-да-мальчика и указать, какие черты характера ценил автор баллады — писатель начала XIX в.
      Наконец, в кружке можно разобрать художественные приемы поэтов.
      Необходимо отметить, что ряд произведений, помещенных в хрестоматии, можно использовать для занятий атеистического кружка или для кружка выразительного чтения.
      Составители сознают, что некоторые произведения не могут быть использованы в классе на уроке или в кружке, так как не всегда совпадают со школьной программой. Но эти произведения помогут самому учителю ознакомиться с существующей поэтической литературой.
      Применяя на уроках художественную литературу, нельзя забывать, что часть произведений вышла из-под пера антидемократических писателей. Поэтому при отборе отрывка, цитаты, документа следует разобраться в политических симпатиях автора, его классовых позициях. Знакомя учащихся с содержанием произведения, необходимо обратить их внимание на идейную его направленность. Например, цитируя описание битвы фараона Рамсеса II с хеттами при Кадеше, при конкретизации вопроса о дарах фараона храмам, мы должны сообщить учащимся, что это произведение писал жрец Пентаур, участник боя. Ход боя он описал неправильно, приписав всю победу фараону, потому что рабовладельцам, которые держали простой народ в угнетении,- надо было возвеличить своего царя и богов, чтобы внушить народу веру в богов и повиновение царю.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru