На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учебник истории. Часть I: «Древность». Виппер Р. Ю. — 1925 г

Проф. Роберт Юрьевич Виппер

Учебник истории

Часть I: «Древность»

*** 1925 ***


DjVu

Учебник прислал Паскин Роман Викторович.
_____________________


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение.
      История человечества и ее источники 5 — 9. Определение истории 5. Источники истории 5. Археология 6. Хронология 9.
      Глава I.
      Древнейшие века человеческой культуры 10 — 48. Быт древних охотников 10. Вера старинных людей 13. Конец старинного каменного века 16. Культура скотоводов и земледельцев 16. Земледельческое государство в Египте Л 20. Орудия и знания нового каменного века 24. Власть, богатство и труд в Египте 27. Рассказы египтян о богах 34. Культура Нижнего Двуречья 38. Землянки, площадки и курганы южной России 42. Свайные деревни и мегалитические сооружения 47.
      Глава II.
      Переселения народов и войны бронзового века 49 — 80. Металлическое вооружение и новые завоеватели в Передней Азии 49. Вера и нравы кочевых семитов 51. Хаммураби вавилонский и его законы 52. Вавилонские мифы 55. Вера и наука вавилонян 57. Нашествие пастухов на Египет 58. Переселения па Дальнем Востоке 61. Завоевание арийцами Индии 63. Господство браминов 65. Новое царство в Египте 66. Эгейско-критская культура 71. Предвестия железного века 75. Греки на берегах Эгейского моря 76.
      Глава III.
      Семиты, греки, персидская держава 81 — 135. Путешествия и колонии финикиян 81. Израильское царство 83. Ассирийская военная держава So. Гибель Иерусалима и начало вавилонского плена 95. Колонии и торговля греков 97. Греческие общины 101. Иран и религия Заратустры 107. Образование персидской державы 109. Устройство персидского государства 111. Войны Дария со скифами и с греками 115. Великий поход Ксеркса и его крушение 118. Греция после освободительной войны 119. Афинская демократия 121. Афиняне в Черноморьй и государство скифов 127. Междоусобная война греков и конец афинской державы 132.
      Глава IV.
      Эллинизм, Индия, римская республика 136 — 188. Наука и вера греков 136. Подготовка завоевания Азии 140. Поход Александра 143. Эллинистические государства 143. Черноморье во время эллинизма 151. Великопндийская держава 152. Ашока, царь просветитель 156. Начало джайнизма и буддизма 161. Карфаген и сицилийские греки 163. Италия и Рим до 290 года 167. Пунические войны 173. Начало римской державы 179. Революция в Риме 182. Гражданская Еойна в Италии 184.
      Глава V.
      Римская империя 189 — 230. Монархия Цезаря 189. Принципат Августа 193. Римская империя 196. Борьба Рима с иудейством 201. Сближение религий 206. Начало общехристианской церкви 211. Нашествие германцев и новое персидское царство 212. Восстановление империи 219. Победа вселенской церкви 222. Конец античной культуры 226.
     
     
      Введение.
      История человечества и ее источники.
      Определение истории. Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков. Историей мы называем также и самый ход событийв жизни народов и стран. Мы различаем: во 1) историю одного народа или одной страны; такова, напр., история русского народа, история Египта, история Франции и др.; во 2) историю всех народов, оставивших по себе память; такую историю мы называем всеобщей.
      Источники истории. Ученый историк для составления своего рассказа обращается к источникам, или памятникам истории, т. е. ищет различных известий о прошлом и следов прошлого. Когда он собирается излагать события недавнего времени, например, Великой войны 1914 — 1918 г.г. или империи Наполеона I (1799 — 1815 гг.), или деяний Петра Великого (1689 — 1725 гг.), его источники очень обильны: это — книги и газеты, указы правительства, записки участников и свидетелей происшествий.
      Чем глубже ученый заходит в старину, тем труднее ему найти точные известия о событиях, тем меньше исторических источников. Газеты существуют Б Европе всего 300 — 400 лет, в России они появились впервые при Петре I, около 200 лет назад. Книги печатные имеются только с 1455 года; до тех пор книги были рукописные, а так как рукописи изготовлялись в гораздо меньшем количестве экземпляров, их было труднее сохранить для потомства.
      Нынешний историк может считать себя счастливым, если у него есть предшественник, уже раньше позаботившийся собрать все сведения о своем народе, какие только сохранились. Для русской истории первым собирателем исторических известий был летописец, живший в Киеве около 1050 года после Рождества Христова, при великом князе Ярославе. Когда он рассказывает о предках этого князя, Рюрике, Олеге, Ольге, Святославе, живших за 150 и 100 лет до его времени, у него мало письменных источников, т. е. кем-нибудь записанных сведений. Он пользуется устными известиями, или преданиями, переходившими через стариков от одного поколения к другому.
      Предания рассказывались в виде сказок или пелись в виде былин. В большей части русских былин поется об Илье Муромце и других богатырях, окружавших князя В ладимира Красное Солнышко, отца Ярослава. Предания хранят память об очень от-
      даленных временах, гораздо более старинных, чем те, о которых могут порассказать книги. Однако точных сведений в них нельзя искать.
      Например, имеется у многих народов предание о великом потопе,.уничтожившем все живое на земной поверхности. В этом предании есть доля правды: когда-то в наших краях было жарко подобно нынешней тропической Африке; но потом с севера надвинулись громадные льды, холод сгубил растения и животныя; по прошествии некоторого времени стало опять теплее, льды и снега растаяли, и из них образовались нынешние реки и озера Европы и Азии. Предание рассказывает об этих событиях коротко и неточно: оно передает только о самом конце — о наводнении — и не говорит о его причине — появлении снегов и льдов; оно представляет все происшествия делом нескольких недель, тогда как они тянулись десятки тысяч лет. Притом из предания не видно, когда же именно произошел потоп, задолго-ли до нашего времени.
      Предания вплетают в рассказ о старинных людях разные чудеса, например: Илья Муромец, по былинам, сражается с чудовищами, с исполинами, побеждает целые рати воинов. Но, даже рассказывая о событиях правдоподобных, предание приписывает одному необыкновенному человеку то, что сделали общими силами многие люди.
      Археология. В поисках известий о прошлом, ученые обращаются еще к одному виду источников, именно, к остаткам человеческого быта.
      В наших старых городах, Москве, Новгороде, Пскове, Смоленске, Ростове, Казани, стоят до сих пор кремли, т. е. обведенные стеной древние крепости, в которых население защищалось от нападения врага. Но по большей части старинные постройки разрушены, предметы обихода прежних людей разбиты и растеряны. Лишь с большими усилиями удается искателям старины подбирать инструменты, оружие, украшения, куски одежды, посуду, — предметы, бывшие в употреблении за 1000 и более лет до нашего времени. Вещи эти, хранящиеся в наших музеях, добыты большею частью путем раскопок из-под верхнего слоя земли и мусора, который покрывает старые, покинутые и разрушенные жилища людей.
      В 1748 году в Италии близ Неаполя у подножия вулкана Везувия принялись раскапывать землю и отрыли два города, Гер-кулан и Помпеи, разрушенные извержением этого вулкана, засыпанные пеплом и залитые лавой: на свет Божий появились улицы и тротуары, фундаменты домов, кое-где уцелевшие стены, убранство комнат, мебель, утварь, статуи и безделушки, нашлись останки людей. Извержение это произошло в 79 году после Рождества Христова, во времена римского императора Тита, когда римляне, предки нынешних итальянцев, правили великой империей, охватывавшей все страны кругом Средиземного моря. Ужасное действие вулкана похоронило сразу цветущие города,
      но в то же время помогло сберечь для потомства картину жизни, какой не мог бы дать ни один писатель: по остаткам, найденным в Помпеях, мы узнаем, как одевались, как проводили день, как развлекались горожане римской империи за 19 веков до нашего времени.
      В нашей стране очень интересные находки были сделаны в курганах, т. е. больших старинных могильных насыпях. В 1862 г. русские ученые раскопали большой Чертомлыцкий курган, расположенный на верховьях речки Чертомлык, впадающей в Днепр, в нижнем его течении. Насыпь имела в окружности 165 сажен, бока ее подпирались огромными камнями; она покрывала несколько гробниц, в середине которых находилась большая могила: видно, что тут был похоронен вождь, князь или царь, а кругом его близкие и слуги. В могилах лежали золотые и серебряные украшения, медное и железное оружие, богато вышитые одежды. Кроме людей, были похоронены кони вместе со множеством изукрашенных удил, уздечек и седел. На вершине кургана стояло большое, выше человеческого роста, каменное изображение воителя (народ зовет такие фигуры каменными бабами ).
      Ученые, разбиравшие эти останки, выяснили, что громадные могилы должны принадлежать скифам, народу, кочевавшему в нынешней южной России по низовьям Днепра и Дона за две слишком тысячи лет до нашего времени. В этой догадке они опирались на сведения греческого историка и путешественника Геродота (его годы жизни 483 — 424 до Рождества Христова), который описал быт скифов, их увлечение коневодством, их жестокие погребальные обычаи, где вместе с вождем хоронили убитых на могиле его слуг, точно посылая их в догонку за ним на тот свет.
      Уменье производить раскопки, распознавать, какому народу и времени принадлежат добытые остатки человеческого быта, составляет очень сложную науку — археологию (от греческого слова а р х ё о с = древний и л б г о с = слово, наука).
      При помощи археологии мы добираемся до следов жизни, весьма отдаленной, до таких времен, о которых уже нет никаких
      Образчик свайной постройки у дикарей Новой Гвинеи.
      записей и преданий. Раскопки на дне швейцарских озер открывают нам остатки свайных деревень, которые составляли как бы островки, отделенные от берега водой, служа для защиты людей и домашней скотины от дикого зверя; в таких деревнях европейцы жили 5 — 10 тысяч лет тому назад. Еще более ранние времена раскрываются перед нами благодаря разысканиям в пещерах южной Франции и северной Испании, служивших жилищами древних охотников 40 — 50 тысяч лет тому назад. И, наконец, исследование громадных куч мусора и кухонных отбросов на западном берегу Дании открывает нам быт бесконечно древний, когда люди не имели ни хозяйствами запасов, а питались выброшенными приливом рыбами, устрицами, моллюсками.
      Все эти открытия археологии составляют как бы вступление к истории. Времена, описываемые археологами, называют поэтому доисторическими.
      Хронология. В историческом рассказе очень важно установить порядок событий: что случилось раньше, что позже; например: когда жили скифы в России, долго-ли сохранялось господство Киева, когда началось возвышение Москвы и т. д. Определение времени в истории называется хронологией (от греческого слова х р о н о с — время)-.
      Счет времени не одинаков у разных народов света: у каждого своя эра, т. е. свое памятное великое событие, с которого начинается счет времени. Для римлян эрой было основание города Рима; они, например, говорили: «в 245 году от основания города народ изгнал наследственного царя и стал избирать ежегодно двух консулов». Европейцы, принявшие христианство, отсчитывают годы своей истории от Рождества Христова. У мусульман, последователей учения Мохамеда, эрой служит бегство этого пророка из Мекки и основание им в Медине первой правоверной общины: по христианскому счету это выходит 622 год после Рождества Христова.
      Кроме точного обозначения событий по годам мы считаем еще веками, или столетиями; например: бегство Мохамеда
      приходится на седьмой век по Р. X. (седьмой век обнимает сто лет от 601 до 700 года). Век, в котором мы живем, двадцатый, начался с 1901 года, а 1900-ым годом закончилось столетие девятнадцатое.
      То, что случилось раньше нашей эры, мы обозначаем обратным счетом, т. е. годами и веками д о Рождества Христова. Мы говорим: Рим основан в 754 г. до Р. X.; пирамиды были возведены в Египте в 30-м веке до Р. X. и т. д.
      Для времен более отдаленных, о которых мы узнаем по раскопкам, нельзя установить такого точного счета. У археологов слово «век» имеет поэтому другой смысл: под веком они разумеют уже не столетие, а тысячелетие, иногда десяток тысяч лет. Они различают века сообразно характеру орудий, употреблявшихся людьми: раннее время называют каменным веком,
      позднее металлическим.
      Добывать и обрабатывать металлы люди стали сравнительно недавно: в Европе не более 4 или 5 тысяч лет тому назад. Каменный же век несравненно длиннее металлического. Археологи -еще различают в нем век старый каменный (палеолитический от греческих слов: п а л е о с = древний и лит о с = камень), время кочевой охотничьей жизни, и век нов ый каменный (нео-литический, от греч. неос = новый), время земледелия, постройки городов, применения письма.
     
      Глава I.
      Древнейшие века человеческой культуры.
      Быт древних охотников. О том, давно-ли появился человек на земле, археологи ничего не могут сказать. По раскопкам видно только, что уже 30 и 40 тысяч лет тому назад в Европе и в Азии жили люди, знавшие употребление огня, применявшие орудия, мастера в искусстве.
      Жили они в климате суровом и холодном, наступившем посте большого ледяного потопа. Тающие снега и льды обращались в громадные, мощные потоки, которые шумно неслись, затопляя низины, вырывая с корнем деревья, образуя обширные болота и озера; реки служили скорее преградой для движения человека, чем средством сообщения. Людей окружали крупные звери, теперь исчезнувшие или ушедшие на холодные окраины: мамонт — высокий слон с чернобурой густой шерстью, длинной гривой и сильно загнутыми клыками; зубр — горбатый бык, тоже с гривой и с бородой; большой длинношерстый олень, которого мы теперь зовем северным. Лошади и рогатый скот водились только в диком виде. Многочисленные хищники: медведи, волки, рыси, тигры, барсы — угрожали существованию человеческой породы.
      Среди этого звериного царства люди жили рыболовством и охотой. Они забирались в земляные ямы, в роде барсучьих или лисьих нор, и в пещеры, причем иногда они отбивали жилье у дикого зверя, иногда он их выгонял оттуда. Хлеба они не се-
      яли, обработки полей и огородов не знали, собирали дико растущие плоды, ягоды, коренья; домашних животных при них не имелось, даже собаки не было для помощи на охоте. К изготовлению металлов они не обращались; орудия они делали из звериных и рыбьих костей, из оленьего рога и Мамонтова клыка, из твердых пород камня, особенно из кремня и еще из обсидиана (похожего на коричневое стекло).
      Больших рыб они кололи острогой, которую выделывали из спинного хребта зверя, обрубив и заострив концы ребер; они старались также отравить каким-нибудь ядом водоемы и ручьи, чтобы выловить потом всю заснувшую рыбу. На зверя им служило оружием копье или лук со стрелой; но так как маленькая стрелка из заостренной кости или кремня могла только слегка ранить зверя, то охотник снабжал ее ядом, который проникал ,в сердце раненого и вызывал смерть; для помещения яда сбоку стрелы проводилась небольшая бороздка. Человек прибегал также к разным хитростям: ставил лисе и зайцу западни, а для
      Из картин, написанных красками на- своде пещеры Альтамира: дикий бизон на воле.
      оленя и дикой лошади устраивал завалы, в виде ям, прикрытых хворостом, старался загнать туда зверя, чтобы добить его потом своими стрелами и копьями.
      Убивши оленя, охотники жадно бросались на любимое лакомство: просверливали рог у сгиба и выпивали теплый еще мозг животного. Они разрезали тушу убитого зверя каменным ножом, отделяли от шкуры мясо и внутренности, жарили их на раскаленных камнях; каменным скребком они потом очищали изнутри кожу и сшивали из кусков мохнатой шкуры кафтаны, шапки, сапоги.
      Для всех названных дел нужно много проворства рук, глазомер, наблюдательность. Чтобы открыть ядовитые растения, необходимо долго и внимательно изучать травы и цветы в лесу и на лугу; и уже если кто знает яды, то знает и противоядия, т. е. лекарственные травы, которыми можно утишать боль, залечивать рану.
      Чтобы делать орудия из кремня, нужно осторожной и верной рукой обрабатывать каменные глыбы. Мастер сильно нажимал на верхний край каменного желвака или стукал по нем коротким и сильным ударом: таким образом он откалывая длинную каменную щепу; заостряя один ее конец, он получал шило или бурав; отсекая мелкие кусочки по одному продольному краю, получал нож, топор, пилку, скребок, орудия с одним лезвеем; отсекая кусочки с двух сторон — стрелу, копье, кинжал, орудия с двумя лезвеями. Каменную или костяную стрелу и копье охотники подвязывали к деревянной палке рыбьей или оленьей жилой; топор чаще всего употребляли без рукоятки, забравши тупой конец в руку; а то всаживали каменный клин в расщепленную кость или в просверленный олений рог; из тонкой рыбьей кости, прорезав ушко на одном конце, заострив другой, получали иглу для шитья.
      Топоры, ножи, скребки, пилки древних охотников, сравнительно с нашими орудиями, очень мелки. Некоторые из этих вещей сделаны грубо, едва тронуты рукой человека, другие, напротив, отличаются чрезвычайно тщательной и искусной отделкой. Первые принадлежат более древней поре, вторые — более поздней. Долгое время люди бились над материалом и лишь постепенно стали находить приемы обделки: всякий раз младшее поколение, выучившись у старшего, что-нибудь прибавляло к его уменью; руки и пальцы становились ловчее и увереннее. Наконец, среди мастеров появились настоящие художники: кроме орудий, которые служили для борьбы со зверем и для приготовления пищи и одежды, они выделывали разные предметы для забавы, для передачи мыслей, для колдовства.
      В пещерах, раскопанных археологами, нашлись свистки, волчки, фигурки зверей, рукоятки кинжалов, в виде лошадиной головы или присевшего к земле оленя; палочки из клыка мамонта с нарезными знаками, показывающими, что древние люди умели считать и объясняться посредством сочиненной ими азбуки. Встречаются чертежи и рисунки в больших размерах. Особенно замечательна картина на забеленной стене пещеры Альтамира (в северной Испании), изображающая зубров и лошадей, пасущихся на воле, скачущих и бегущих; уверенной рукой проведены черные контуры, обозначены дико блестящие глаза, щетинистая грива; фигуры покрыты различными красками: коричневой, красной, желтой, розовой.
      Вера старинных людей. Пещеры, где нарисованы так живо и художественно животныя, находятся в конце глубоких и запутанных подземных ходов; в них совершенно темно, и художники для своей работы должны были зажигать огонь. Надо ду-
      мать, что картины так же, как резьба на палочках, служили не развлечению, а скорее волшебству: в изображенных зверях видели необыкновенные существа, их почитали, как воплощение могучих духов, к ним обращались с молитвами о помощи, о даровании всяких благ. Среди охотников встречались колдуны, которые умели заклинать зверей, знали их таинственные свойства.
      И волшебные палочки с нарезными знаками, и поклонение животным встречаются у нынешних диких охотничьих племен,
      живущих вдали от образованных народов, напр. у краснокожих колумбийцев в северозападной Америке или у степняков, кочующих в глубине Австралии. Иногда небольшой жезл означает объявление войны и посылается в решительную минуту врагу. Иногда дощечки, деревянные или костяные, считаются за местопребывание душ умерших предков: старики берегут их в скрытом месте и гадают по ним о будущем. Почитаются у нынешшх диких охотников не только крупные животныя, медведи, волки, орлы, но часто мелкие существа, змеи, ящерицы, кузнечики, движения которых кажутся почему-нибудь загадочными и внушают дикарю суеверный страх.
      Многие охотники любят рисовать картины ловли зверей, например: чукчи в северовосточной Сибири изображают свои поездки на санях, запряженных оленями; малорослые бушмены в южной Африке рисуют антилоп и носорогов, за которыми охотятся. Австралийские, африканские и американские дикари раскрашивают свое тело и лицо красками (татуируются); это обычай очень старый: среди остатков древнего быта археологи находят комочки из жирного притирания, которым старинные люди намазывали свое тело в ярко-красный цвет.
      Эти черты сходства в орудиях и в искусстве показывают, что нынешние дикие охотники не что иное, как остаток старинного человечества, сохранившийся до нашего времени. Правда, они очень огрубели, многое забыли из древних искусств, но все-таки по их обычаям можно судить о нравах и понятиях древних людей.
      Окруженные большими хищными зверями, бессильные против гроз, наводнений, смерча и других явлений природы, дикари полны разных страхов, но в то же время готовы верить во всякое чудо; везде им видится дух или бог, который пробивается из земли: в старом дереве, растущем с незапамятных времен, в большом камне, имеющем странную форму.
      По временам дикарю кажется, что в нем самом завелась необычайная сила: чтобы поразить своего врага, который далек и
      недоступен, ан изготовляет из глины слепочек человека и протыкает его стрелой, уверенный, что в ту же минуту погибнет тот, кого он изобразил. Иногда волшебные действия совершаются сообща большим числом людей зараз; например, когда ушли бизоны, главный предмет охоты, их стараются опять привлечь пляской с оружием в руках, в которой участвуют все охотники округи.
      Очень боятся дикари духов умерших людей. По их мнению, дух умершего, хотя и покинул тело, но улетел не далеко: он часто посещает свой старый дом, досаждает живым, мучит их по ночам. Жители Никобарских островов (в Индийском океане) придумали такой способ избавляться от беспокойных духов: они изготовляют особый корабль, на который стараются привлечь духов вкусными яствами; корабль отвозят в открытое море и оставляют там, в уверенности, что духи погибнут с голода, потому что пища им положена только на три дня.
      В сравнении с народами образованными, дикари ведут жизнь крайне неправильную: они могут день и ночь проводить на охоте, гоняться за зверем без устали и отдыха, а зато потом целые дни лежать без дела или отдаваться игре и пляске, одеваясь в пестрые перья птиц, нацепляя смешные и уродливые маски, чтобы изобразить собой духов. Они могут долго без перерыва возиться над изготовлением игрушки, но не подумают распахивать землю, исполнять однообразное, расположенное в строгом порядке дело. Больше всего ценят они свободу, подневольной же работы не выносят.
      Конец старого каменного века. В описанном быту люди жили очень долго, несколько тысячелетий. Поворот в их жизни наступил вследствие изменения климата. В Европе и в Азии становилось все теплее и теплее: льды отступили от середины материка к Полярному морю. Северный олень, которому при его густой шерсти жарко уже в местности нынешнего Петербурга, ушел к прибрежьям Белого моря.
      От таяния ледников прибавилось много воды, поднялся уровень рек, они залили большую часть пещер, в которых жили охотники. От исчезновения дичи и от наводнений люди стали голодать, болеть и вымирать. Перевелись искусные мастера, забылись их тонкие художественные приемы, знания и уменья колдунов и лекарей; опять появились грубые нескладные орудия. Часть охотников, не умея приспособиться к переменам, бросилась вслед за уходящими оленями в холодные страны.
      Старый каменный век кончился более, чем за 10.000 лет до нашего времени. Новая жизнь началась в другом климате, у других племен. Ее первым шагом было приручение животных и земледелие. Эти изобретения составили основу культуры, т. е. знаний и богатства народов, которые ныне господствуют на земном шаре.
      Культура скотоводов и земледельцев. От Атлантического океана через северную Африку и во всю ширину Азии до Beликого океана тянется обширная полоса степей и пустынь, на западном краю которой находится Сахара, на восточном Гоби. Здесь климат иной, чем в странах лесистого севера Европы и Азии, более сухой и здоровый. Другие животныя окружают человека: не те быстроногие бегуны, в роде оленей, лосей и кабанов, которых так трудно догнать охотнику, а медлительные незлобивые козы, овцы, рогатый скот, которые как будто сами жмутся к людям, ищут их защиты, держатся около человеческого жилья стадами.
      Обладатели овец и коров, добывая молоко животных, пользуясь их мясом и шерстью, перестали видеть в охоте главное средство пропитания и обратились в скотоводов. Они не только сделали счастливую находку в окружающей их природе, но также проявили большое искусство в приручении животных. Диких пород рогатого и мелкого скота на свете очень много; скотоводы сумели, после долгого и внимательного наблюдения, выбрать из них такие, которые особенно пригодны для человека; затем, ухаживая за животными, подбирая из них самых красивых и здоровых, они улучшили качество скота, развели густошерстых, тонкорунных овец, богатых молоком коров. Далее они решились на новые опыты, захватили в степи дикую лошадь и приспособили ее для верховой езды, загнали к себе верблюда и применили его для переноса тяжестей. Наконец, они приручили одного из плотоядных зверей, собаку, которая стала оберегать их стада от других хищников.
      Быт скотоводов богаче жизни охотников. Питание и одежда обеспечены у них на круглый год и не зависят от случайных встреч со зверем. Их занимает только одна большая забота — найти корм и питье для скота. Весною и летом сочные степные травы и злаки дают все, что нужно; трудно становится к осени, когда степь выгорает и почва сохнет. В эту пору скотоводам приходится перебираться к источникам и колодцам, отыскивать о азы, т. е. полоски земли по течению рек или в горных долинах, где держится постоянная влага, растут пальмы, плодовые деревья, где вечная зелень.
      Странствования за кормом для животных создают у скотоводов другой образ жизни сравнительно с охотниками, бродившими за дичью с оружием в руках: они кочуют, т. е. в правильные сроки передвигаются всей семьей и со всем домашним скарбом. В то время, как охотники, чтобы скрываться от непогоды, отыскивали берлоги и пещеры, случайно данные самой природой, скотоводы сооружают себе жилища, обтягивая переплет из шестов и жердей шкурами и войлоками; эти юрты и кибитки при передвижении разбираются и по частям грузятся на вьючный скот или телеги, везомые упряжными животными. Обыкновенно табор скотоводов располагается кольцом вокруг большого загона, куда на ночь укрывается весь скот.
      У скотоводов иные наблюдения над природой, чем у охотников. Благодаря постоянным передвижениям, они — большие мастера запоминать дорогу; в однообразной пустыне они зорким глазом улавливают малейшие предметы. Ночью они определяют положение по звездам; при постоянно почти безоблачном небе в степях они привыкли наблюдать ярко блещущие светила, различать звезды подвижные от неподвижных, они знают время восхода каждой. Можно сказать, что астрономия, наука о небесных светилах, родилась у степных народов: не даром
      до сих пор у нас сохраняются названия звезд, перешедшие от кочевых арабов, например: яркий Альдебаран в созвездии Тельца или Альтаир в созвездии Орла (аль-таир = летящий орел).
      Охотники держатся небольшими лагерями в несколько десятков человек; в охотничьем быту юноши рано становятся самостоятельны и уходят от старой семьи. Как бы умны ни были выдающиеся люди среди охотников, стрелки, колдуны, знатоки трав, художники, круг их деятельности остается ограниченным, они не могут получить большую власть над другими: охотники очень ценят независимость и не любят подчиняться чьей-либо команде. Иначе у скотоводов. Взрослые сыновья остаются при отце и под его началом берегут большие стада, нарастающие вместе с расширением семьи. Если глава дома — человек с сильным умом и волей, его власть простирается на внуков и племянников, на целый род; он окружает себя многочисленными слугами, пастухами и работниками из людей, отдавшихся под его покровительство. Все споры между родственниками и подчиненными он решает по своему усмотрению, определяет вину и наказание; никто не смеет возразить владыке, если он присудил провинившемуся смерть или изгнание. К нему приносят новорожденных, и опять от него зависит, при-знать-ли ребенка членом рода или выбросить его. Он один за всех других совершает гадания, призывает помощь сильных духов и богов, лишь от него подчиненные узнают волю божества. После смерти его вспоминают со страхом и благоговением: о его делах рассказывают, как о подвигах героя, т. е. человека сверхъестественной силы; его чтят, как патриарха (родоначальника большого потомства, нескольких сот людей).
      От приручения животных скотоводы пришли к изобретению земледелия. Никогда и нигде люди не могли ограничиться одной животной пищей; им необходимы сырые плоды, приварок из муки и овощей. В поисках растительной пищи, следя за своими животными на лугах, скотоводы заметили среди степных трав злаки, быстро выростающие летом и несущие обильные зерном колосья; они начали в оазах сеять ячмень, овёс, просо, пшеницу, применяя к работам стада своих ручных животных. Новое занятие делало ненужным передвижение со скотом, так как корм для него можно было запасать на весь год сбором полевых растений в конце лета; напротив, оно привязало к месту тех, кто ему отдался, так как большую часть года нельзя было отлучаться от своих полей. Скотоводы-земледельцы перестали кочевать и сделались оседлыми: вместо переносных шатров они начали строить деревянные избы и глиняные мазанки; вместо передвижных лагерей появились деревни.
      Земледельцы вырабатывают так много, что могут прокормить не только свои семьи, но также дать пропитание посторонним. Поэтому, с переходом к земледелию, в больших оазах начинает скопляться много населения. Богатые запасы трудолюбивых и обстоятельных земледельцев привлекают жадное внимание степняков, оставшихся в кочевом быту; из пустыни то и дело воители делают набеги на поля и деревни. Завязывается борьба, которая заставляет земледельцев огораживать свои деревни стенами, деревянными или каменными, обращать их в города. Владыки, правящие отдельными родами, чтобы дать отпор посторонним воителям, составляют между собою союз, выбирают из своей среды главуЛ, признают его царем над всеми жителями края, соединившимися для общей защиты. Случалось однако, что земледельцы терпели поражения от большой орды налетевших из степи воителей и подчинялись пришельцам; тогда владетелем запасов и царем всей страны становился вождь кочевников.
      Земледельческое государство в Египте. Из всех оазов великой степной полосы Старого Света самый замечательный — Египет. Расположенный в северовосточном углу Африки вдоль нижнего течения реки Нила, он состоит из двух частей : 1) на
      юге, начиная от порогов Нила, отделяющих страну от Нубии, тянется вдоль течения великой реки, на растоянии 800 верст узкая полоса земли, иногда не более 15 верст шириной; это — Верхний Египет, долина, прорытая Нилом среди двух цепей возвышенностей: Аравийской — на востоке и Ливийской — на западе; 2) на севере, где Нил перед впадением в море разветвляется на рукава, открывается широкая плоская равнина, в виде треугольника, или опрокинутой греч. буквы А (дельты); это — Нижний Египет; здесь раньше был морской залив, и земля образовалась от наносов Нила; течение реки тут ослабевает, и вода застаивается в обширных приморских болотах.
      Могучая река отвоевала у громадной пустыни плодородную землю и ежегодно обновляет ее своими наводнениями. С конца июня Нил приносит массу воды, образующейся от таяния снегов в горах Абиссинии, где начинается правый его исток, река Синяя (т. е. темная). Эта влага крайне нужна земле, накаливаемой тропическим солнцем, так как в Египте почти не бывает дождей. Кроме орошения, река доставляет еще затопленным ею полям и лугам землеудобрительный ил, принося размельченные частицы гор и скал, срываемые ею в верхнем течении.
      Четыре месяца стоит вода в долине Нила. Когда наводнение прекращалось, египетские земледельцы спешили засевать поля, чтобы успеть собрать жатву, пока не наступила засуха. Они впрягали в деревянные плуги, разрыхлявшие землю, быков, потом размельчали взрытые комья ручной мотыгой; после посева
      прогоняли по полю овец, чтобы они втоптали зерно в землю. Ручные животныя применялись еще раз после жатвы: пшеницу и ячмень молотили, гоняя по гумну быков и ослов. На время засухи стада животных уводили в болота Нижнего Египта, а во время наводнения они паслись в степях Аравийской возвышенности.
      От древних охотников осталась у земледельцев вера в особую таинственную силу животных; богов представляли
      Египетские боги.
      себе в зверином образе, в виде быка, крокодила, ибиса (нильской цапли), львицы, шакала и т. д.. Хора, бога света, почитаемого в Верхнем Египте, воображали соколом или человеком с головой хищной птицы, которая украшена высоким убором в виде солнечного круга, обвитого змеями. На голове богини небес Хатор, почитаемой в Нижнем Египте, рисовали корону с рогами коровы. В каждом городе было свое священное
      животное, которое берегли, кормили отборной пищей, после смерти хоронили в особой могиле.
      За 4000 лет до Р. X. т. е. за 6000 лет до нашего времени Нильский оаз был разделен между двумя вождями воителей, гоП явившихся из степей, царем Нижнего Египта и царем Египта Верхнего. Оба они считались сыновьями бога Хора; они привязывали к поясу своему хвост льва, царственного зверя; на голове один носил высокий белый шлем, другой — красную чалму с султаном.
      Властители юга, один за другим, стремились покорить север; во главе своего воинства, они спускались на барках вниз по реке. Война была жестокая и беспощадная. Один из завоевателей выбрал себе страшное прозвище Скорпиона; другой заказал художнику изобразить на скипетре (волшебной царской палочке),
      как он, схвативши поверженного врага за волосы, размахивается на него дубиной, как у его ног кучей набросаны головы побежденных. В 3300 г. до Р. X. царь Верхнего Египта Менее окончательно покорил северное царство, занимавшее Дельту, и в знак своей новой власти надел двойную корону: белый шлем, обвитый красной чалмой. Чтобы лучше обозревать свои владения, Менее выстроил на самой границе царств, где Нил покидает узкую долину, «белокаменную» крепость и основал в ней свою столицу; кругом нее вырос потом большой город Мемфис. Египет объединился, стал одним государством, т. е. большая страна и многочисленный народ — несколько миллионов людей — подчинились воле немногих сплоченных вместе, сильно вооруженных личностей.
      Тот же самый могущественный царь Менее, желая расширить область земледелия, приказал выстроить близ Мемфиса громадную плотину, чтобы загораживать реке разлив и доставлять воду полям, отдаленным от Нила. Со времени Менеса начались
      крупные сооружения египтян: они выкопали вдоль реки длинные каналы, как бы новые русла, и соединили их с рекой каналами поперечными, которые у самой реки перегораживались плотинами; вдоль каналов были возведены насыпи, укрепленные помостами; поверх насыпей проходили дороги, обсаженные деревьями. У нильских порогов, там где река вступает в Египет, был поставлен н и л о м е р, т. е. шест с делениями, на котором отмечали уровень наводнений за каждый год. Как только вода поднялась "до черты с надписью «достаточно», дается сигнал по всей стране; тогда открывают плотины, посредством которых загорожен путь воде из Нила в поперечные каналы. Река вливается в повороты, затем в продольные рукава; к началу отлива плотины опять запирают и воде загораживают обратный выход. Отдавши часть разлива долине, Нил потом уже приносил меньше воды в Дельту, и она спасалась от потопления.
      Сам верховный властитель Египта объявил себя покровителем и наставником земледелия; сельские работы начинались с большого праздника «взрыхления земли», на котором появлялся царь в праздничной одежде, в сопровождении своих детей; он брал в руки мотыгу, ударял ею по земле и бросал первые семена.
      Орудия и знания нового каменного века. Копать каналы, срубать и обтесывать деревья для постройки плотин и помостов нельзя было теми мелкими и хрупкими орудиями, какие употребляли древние охотники. Египтяне, стали применять иного рода материал: в Аравийских горах есть камни, не столь ломкие, как кремень и обсидиан, и в то же время более мягкие, легче поддающиеся обработке. Топор, например, получался гораздо более крупных размеров: лезвее приготовляли уже не откалыванием кусочков, а обтесыванием клина другим камнем, иначе говоря полированием, шлифовкой; на тупом конце клина просверливали буравом, при помощи мокрого песку, отверстие, в которое и всаживалась рукоятка.
      Археологи называют времена, когда пользовались этими более крупными и полированными орудиями, новым каменным веком. Египетские мастера, в поисках красивых и мягких каменных пород, врубались глубоко в скалы и пещеры; они находили в каменоломнях, в наносах рек все новые и новые чудеса, камни ярких цветов, прозрачные, синие и зеленые, затем крупинки блестящего золота, а также куски похожей на золото меди. С необычайным искусством и терпением египетские мастера выдалбливали внутри и закругляли снаружи каменные кувшины и чаши; из редкостных сверкающих самоцветных кусочков готовили они ожерелья, серьги, браслеты.
      Работа в новом каменном веке требовала от мастеров новых знаний, каких не имели древние охотники. Для проведения каналов и мостов нужны сведения по математике и механике. Наставником в этой мудрости считался бог Пта, строитель всех видимых предметов на свете, главное святилище которого находилось в Мемфисе; хранителями знаний, необходи-
      Орудия нового каменного века. Сравнительно со старым каменным веком искусство выделки из камня И кости чрезвычайно поднялось: клинки крупны и тоньше обделаны. Заслуживают внимания тонкие лезвия и острия клинков 1, 3, 4, копья 9 и Ю, стрелки 12, шлифовка 3, 4, 5, 6. Во многих орудиях просверлены отверстия для рукоятки; 13 — каменный клинок, крепко насаженный на рог; 21 — веревочная сеть; 19 и 20 — костяные иглы.
      мых для инженерного и архитектурного дела, были священники, служившие этому богу; первосвященник Пта назывался «верховным руководителем искусств и ремесл».
      Для помощи земледельцу нужна еще одна наука — астрономия. В Египте три времени года: наводнение, расцвет жизни и засуха; они наступают в очень определенные сроки, и, для успешного выполнения полевых работ, необходим точный счет вре-
      Египетский священный бык (Апис); между рогами диск солнца со змеей -охранительницей спереди.
      мени. Египетские ученые, первые на свете, составили календарь: они вычислили годовой оборот солнца в 36514 дней, далее разделили год на 12 месяцев, применяясь к оборотам луны. Они заметили, что вода в Ниле начинает прибывать как раз, когда яркая звезда Сириус впервые показывается над горизонтом. Главой астрономов был первосвященник солнечного бога Ре, носивший имя «созерцателя небесных тайн», в городе Он (по гречески Гелиополе, т. е. «солнечном граде»), лежавшем на одном из рукавов нильской дельты.
      В старину у охотников колдуны и волшебники, знатоки трав
      и ядов, художники и мастера тонкой работы жили разрозненно, а -по обиходу своему не отличались от остального народа. Теперь в богатом оседлом быту искусные строители и механики, наблюдатели неба и священники, возносившие молитвы к богам, соединялись в тесные союзы: в своем кругу хранили они приобретенные знания, скрывая как тайну от посторонних, выбирали себе среди молодого поколения преемников и- готовили их в закрытых, никому другому недоступных школах.
      Священники внушили народу веру, что лишь они одни умеют узнавать волю великих духов и богов, утишать их гнев, привлекать их милость. Они установили ж е р т в ы, т. е. приношения богам в виде закалываемых животных или снятых плодов и
      Египетские могилы (по арабски мастаба).
      зерен; часть даруемого шла в пользу руководителей жертвоприношения (отсюда старинное обозначение священников жрецами). Они устраивали также праздники для всего народа, повторявшиеся в определенные сроки, чтобы дать трудовому люду отдых в работе, а вместе с тем открыть выход потребности веселья. В Египте праздники справлялись шумно и нарядно. К святилищу, где была назначена большая общенародная жертва, везли по Нилу изображения богов на богато украшенных барках, в сопровождении множества пестрых лодок, на которых помещались музыканты, танцоры и скоморохи, выходившие на берег для хороводов и представлений.
      Когда вера и обряды, под руководством ученых священников, получают стройный, обдуманный вид, мы называем такое соединение понятий о божестве, молитв и обращений к нему — религией (религия — слово латинское, применявшееся у римлян, означает «обязанности» людей перед богами).
      Власть, богатство и труд в Египте. Точно боги или могучие духи поднимались царь и его приближенные, священники и ученые над толпой подчиненного им народа.
      Царь считался существом высшим, великим богом на земле.
      Раскраска стен и потолка внутри могилы.
      Непочтительно называть его по имени; о его приказах говорят: «так решил высокий дом» (по египетски пар-хо, в иудейской Библии это слово произносится фараон). Царь и царица очень любят украшения из самоцветных камней. Для двора всюду ищут
      драгоценностей в горах, в речных наносах; особенно египетские фараоны добиваются синей бирюзы, посылают за ней корабли,
      Имя царицы Клеопатры в иероглифах (старинных знаках).
      переплывающие Аравийский залив, чтобы пристать к берегам каменного Синайского полуострова. Иногда сам царь снаряжался во главе войска в дальний поход вверх по Нилу за золотом, которым особенно славилась Эфиопия (нынешняя Нубия).
      Вся земля в Египте считалась владением царя; из нее он раздавал поместья своим приближенным, сановникам, управлявшим его казной, и войскам-После удачи на войне царь отписывал большие имения богам. Поместья царей, сановников, и богов состояли из главного дома со службами, усадьбы, парка, стад овец и коров, пруда для домашней птицы, полей и лугов, на которых работали земледельцы, пастухи, садоводы. Каждые два гида царь рассылал по всей стране писцов, которые считали имущество всех семей, описывали количество золота в украшениях, сколько хлеба кто получает со своих полей, сколько числится
      скота в хлевах, сколько кто выручает со своей торговли. Сосчитав имущество, писцы определяли размер налога золотом или товаром, какой приходится на каждую семью, смотря по ее достатку.
      Для письма употреблялась бумага, приготовленная из волокна папируса, т. е. нильского тростника. Старинная азбука (по
      гречески иероглиф ы) состояла из рисунков.
      Жизнь царских слуг, владетелей поместий, священников при божьих имениях, строителей плотин и каналов, обученных писцов как нельзя более отличалась от быта горнорабочих, земледульцев и пастухов. Весь этот трудовой люд добывал мало, работал без конца и меры. Крестьяне, по окончании полевых работ, везут на санках и тащат на себе мешки с зерном, плоды и ягоды, ведут скот и домашнюю птицу на господский двор; под надзором нескольких надсмотрщиков, вооруженных палками, с трепетом приходят они сдавать отчет в контору, где за столами с пером за ухом сидят письцы; если оказывается в чем-нибудь неверность или недостача, рабочих тут-же растягивают на земле и бьют палками.
      Различие богатых и бедных считалось нерушимым во веки, продолжающимся и в загробной жизни. В сухом климате Египта тела умерших разлагаются медленно, и у людей появилась мысль
      сохранять их навсегда в засушенном виде для того, чтобы улетевший при смерти дух мог опять вернуться назад в ту же оболочку. Но в то время, как знатному покойнику строили просторный вечный каменный дом, бедняка зарывали прямо в песок. Тело человека высшей породы превращали в мумию: вынимали внутренности, вкладывали благовонные вещества, заливали асфальтом, завертывали в льняные ткани, на лицо надевали маску, придавая умершему юный вид. Мумия покоилась в ярко расписанная деревянном футляре, положенном в каменный изукрашенный гроб (по гречески саркофаг).
      Саркофаг.
      Крепко заделан вход в могилу, чтобы никто не мог нарушить покой умершего. Снаружи есть пристройка в виде часовни: в ней священники читают заупокойные молитвы, а родственники ставят яства, питье и цветы. Внутри устроено полное убранство дома: стены расписаны картинами, изображающими счастливую жизнь умершего, как он охотится, как принимает подарки и приношения пастухов и земледельцев. Для развлечения ему поставлены фигуры и безделушки: есть у него каменные и деревянные слуги, псари, пекаря, парикмахеры. Помещена и его статуя (каменное изображение): он стоит во весь рост, точно живой, против мнимой двери, точно готовый выйти навстречу своим родным (рисунок на стр. 37).
     
      В погребальных обычаях египтян соединялись два верования. По одному, сохранившемуся от старины, дух может когда либо войти опять в свое прежнее тело, и, следовательно, умерший воскреснет; так как срок возврата неизвестен,
      то египтяне строили каменную могилу гораздо прочнее жилых зданий. По другому верованию, более новому, духи исчезают навеки из круга земной жизни, и для того, чтобы облегчить им перелет в страну райского блаженства вместе с заходящим солн- цем, умерших увозили на левый берег Нила, в страну заката.
      Среди могил громадами высятся царские гробницы, которые
      мы зовем греческим словом пирамиды. В основании этой
      постройки квадрат; четыре стены идут наклоном и сходятся в одной остроконечной вершине. Посредине пирамиды вровень с землей зал со сводами, где покоится саркофаг царя, к нему узкий ход, тщательно заделанный, чтобы внутрь могилы не могли проникнуть грабители. Эта, сравнительно небольшая часть строения обложена несколькими слоями плотно друг к другу прилаженных камней, так что пирамида образует почти сплошною каменную гору.
      Самая большая из пирамид, дошедших до нас, принадлежит царю Хеопсу и находится недалеко от развалин Мемфиса. Хеопс царствовал за 3000 лет до Р. X. Он начал строить себе вечный дом с первых годов своего царствования, не зная еще, сколько времени проживет. Поэтому его постройка сначала была не выше пирамид прежних фараонов; но по мере того, как его правление и жизнь продолжались, фараон расширял план могилы, поднимал пирамиду выше и выше, пока после 30 лет правления не довел ее до 70 сажен высоты (это вышина величайших соборов Европы).
      Пирамида Хеопса и большой сфинкс.
      Камень для построения пирамиды приходилось ломать на восточной (правой) стороне Нила в горах Аравийской цепи, перевозить на плотах через реку и доставлять на выступ противоположной Ливийской возвышенности. Так как ни вьючных, ни упряжных животных не применяли в этой работе, и люди должны были тащить все тяжести на полозьях, то сначала построили широкую дорогу из гладких тесанных камней от реки к холмам, где должна была выситься пирамида в безопасности от наводнений. Предание рассказывает, что над постройкой дороги, подвозом материала и устройством сводов работали 100.000 человек в течение 10 лет, по 3 месяца в году (т. е. в засуху, так как в другие месяцы плотники, каменщики и носильщики были заняты полевыми работами, или же мешало наводнение); остальные 20 лет возводили, пирамиду. Брат Хеопса, X е ф р е н, с самого начала своего правления начал строить пирамиду очень крупных размеров, но все-таки не достиг высоты Хеопсовой. После Хефрена усердие строителей стало ослабевать и уже таких громад больше не возводили.
      Египтяне увлекались красивыми каменными породами своего края: высекали пещеры в скалах и устраивали в них храмы; вырубали из камня огромные статуи, изображавшие фараонов; ставили перед входом в святилища высокие каменные столбы (по греч. обелиски), с верой, что в них будет жить таинственный и сильный дух. Близ пирамид Хеопса и Хефрена есть темно-серая скала, выдавшаяся из песчаной поверхности; один из фараонов велел обработать ее так, чтобы она стала похожей на фигуру лежащего льва с человеческой головой (большой сфинкс), Часто сфинксы расположены рядами и аллеями перед входом в храм.
      Рассказы египтян о богах. Смелые охотники старого каменного века, хотя боялись могучих духов, но при этом верили и в собственное волшебство. Земледельцы и скотоводы нового каменного века ясно видели свое бессилие перед великими явлениями природы: благодетельным наводнением Нила, вредным ветром пустыни, несущим тучи песку, и жгучими лучами солнца; для них это были боги, бесконечно превышающие людей своей силой. Египтяне в рассказах о богах соединяли старую и новую веру; они представляли себе богов похожими на людей и в то же время преклонялись перед их величием.
      Солнечный бог, по имени Р е или Хор, им казался молодым царем, плывущим в сверкающей барке под золотым балдахином по небесному океану; на голове его высокий убор, обвитый змеей-хранительницей, которая пышет огнем на его врагов. Больше всего грозит светлому бегу дракон (крылатый змей) А п о ф и с, скрытый в темной туче; но солнце благополучно доходит до западной горы и там, покинув дневной корабль, садится на корабль ночной, продолжая путь под землей, по Нилу подземному, невидимому. Здесь бог избавляет мертвых от сковывающего их сна, исцеляет их муки; а они, благодаря солнцу, хватают веревки, привязанные к носу корабля, помогают вывезти его на свет Божий и сами с ним возрождаются.
      Другой рассказ передает, что в глубокую старину Ре долго и мирно царствовал на земле. Когда он состарелся, тело его утратило гибкость, кости стали серебром, мускулы золотом, а волосы синим камнем. Боги и люди перестали его слушаться, в особенности умнейшая из всех богиня Изида, которой все ведомо на небе и на земле. Только одного она не знала, волшебного имени Ре, дающего исцеление от всякого яда, и, чтобы выманить эту тайну, создала из слюны старого бога, упавшей на землю, червя, который ужалил его в ногу. От невыносимой боли Ре плачет, взывая к богам: «я велик, я сын великого. Мой отец и мать моя придумали мое имя Я многоименный и многообразный. Мой образ в каждом из богов. Мое имя скрыто в моем теле от рождения моего, чтобы не воспользовался его волшебной силой тот, кто захочет колдовать против меня». Ре молит Изиду об исцелении, а она уверяет, что спасти его сможет лишь в том случае, если узнает имя его.
      Так как с непокорными людьми все же не было сладу, тс Ре решил послать против них «свое око», жестокую богиню войны, изображаемую с головой львицы. Эта беспощадная мстительница учинила страшную резню среди грешников, и сам Ре с трудом унял ее ярость, опьянив ее хмельным напитком. После этого Ре захотел уйти на покой. Он оставил на земле своим наместником Тота, бога мудрости, а сам поднялся на крышу великого небесного здания.
      Был у египтян еще рассказ о боге Озирисе, благодетеле и спасителе людей, пострадавшем, умершем и возродившемся. Озирис также когда-то царствовал в Египте. Все были счастливы при нем и любили его. Погубил Озириса злой брат его Сет: цозвал на пиршество, заманил для шутки лечь в красиво разубранный ларь, захлопнул крышку и бросил в Пил. Жена Озириса Изида после долгих поисков, нашла гроб мужа, похоронила его и сама с младенцем Хором, сыном своим от Озириса, скрылась от преследований Сета в болотах Нижнего Египта. Сет, во время охоты за кабанами, находит в тростниках тело похороненного Озириса, в ярости рассекает его на 14 частей и раскидывает по всему Египту. Опять Изида ищет останки Озириса и, где находит часть убитого, ставит могильный памятник. Между темАвыросАсын Озириса и Изиды, Хор, и стал мстить за отца. В этой борьбе Хора с Сетом, злой бог вырвал у светлого глаз, но мудрый Тот - целитель залечил боль и рознял воюющих. Боги собрались в большом зале, в Гелиополе, чтобы рассудить этот спор; они решили в пользу Хора и отдали ему престол отца. Изида пыталась оживить Озириса; но он уже не может править в Египте и воцаряется в далеком западном крае, куда уходит солнце и улетают" души.
      По другому рассказу, Озирис, перейдя в подземный
      мир, судит там умерших. Египтяне изображали этот суд таким образом: Анубис, бог с головой шакала, приводит душу
      Ложная дверь, закрывающая вход в могилу. пред лицо подземного царя. Тот, бог с головой ибиса, пишет летопись жизни умершего; на весах взвешиваются его дела. Если жизнь была чистая, дела будут легче страусова пера; тогда душе открывается рай. Если же дела тяжелы и тянут чашку весоз к низу, душе или грозит вторая окончательная смерть в пасти чудовища, которое тут же ждет своей жертвы, или превращение в нечистое животное, свинью, которую принимается стегать бичем обезьяна.
      В этих рассказах (по-гречески мифах) заметны противоречия: бог Ре — то вечно юный, то дряхлеющий старик; Озирис — то великий мертвец, то бог воскресший и унесенный в райскую страну. Ученые священники старались примирить эти разногласия и выработать одно стройное учение о богах; иные из них хотели придать вере в богов возвышенный характер, устранить рассказы грубые и непочтительные, представить богов существами, стоящими выше человеческих страстей. Наконец, иные учили, что в сущности есть только один Бог в мире; те, кого народ принимает за особых богов — лишь разные воплощения, т. е. телесные существа, в которых обнаруживается одна и та же великая божественная сила.
      Культура Нижнего Двуречья. Немного позже, чем в Египте, началась культура в соседних с ним странах азиатских. На восток от Нильской дельты за Суецким перешейком лежит обширная степь, простирающаяся на севере до гор Тавра, на юге во всю глубину Аравийского полуострова. Эта степь окаймлена по краям плодородными оазами: на южном берегу Аравийского полуострова Йемен, или Счастливая Аравия, на северозападе у Средиземного моря Сирия, южная часть которой называлась Ханааном: на северовостоке Двуречье, область рек Тигра и Евфрата. С севера степной край огибают большой дугой горы; они заходят на своем западном конце в полуостров М а л о й Азии, далеко вдавшийся в Средиземное море; в середине они примыкают к Кавказским горам; на восточном конце они спускаются к Персидскому заливу и окаймляют большое пло-скогорие Иранское.
      Все эти страны для нас, европейцев, составляют Переднюю Азию, или Ближний Восток, в противоположность Дальнему Востоку (Китаю, Японии, Индии).
      Реки Евфрат и Тигр начинаются в горах Армянского плоско-гория, близко друг от друга. Евфрат скоро отклоняется от прямо несущегося Тигра (Тигр значит «стрела») и образует большой загиб к западу Обе реки в нижнем течении опять подходят друг к другу, разделяются на рукава, сплетаются между собою; эта часть Двуречья, напоминающая Нильскую дельту, называется Сенааром.
      В Сенааре те же наводнения, происходящие от таяния снегов в верховьях рек, и тот же удобрительный ил, приносимый реками из горной местности. У земледельцев здесь тот же враг, что и в Египте, — пески и иссушающий ветер пустыни, та же опасность в случае застоя воды з низких местах — образование болот. Поэтому для земледелия нужны те же сооружения, что и Египте, плотины вдоль русл, чтобы загораживать наплыв воды, и сеть каналов, чтобы направлять их на поля.
      Душа в виде птицы над телом, ею покинутым.
      Во времена Менеса и Хеопса Сенаар занимали с у м с р ы, воинственные степняки, пришедшие из Туркестана, приземистые, с косыми глазами, большим острым носом, бритой головой и подбородком; мужчины, одетые в юбки из косматой шерсти, на одно плечо набрасывали плед. Каждый город имел своего властителя
      (п а т е с и) и чтил, как в Египте, особое божество: Ур был город бога Луны, Ларса — бога Солнца, Эриду, стоявший на берегу Персидского залива, чтил бога моря, многомудрого Эа. В городе Ниппуре сумеры, пришедшие из горной местности, захотели воспроизвести для своего бога Эллиля подобие горы среди Евфратской равнины; построенный ими зиккурат, искусственный холм из глины и необожженного кирпича, похож на египетскую пирамиду: на квадратном основании он подымался семью уступами, сужавшимися кверху; верхний этаж считался покоем самого бога. Когда один из патеси побеждал других и соединял весь Сенаар под свою властью, он направлялся в святилище Бел-Эллиля в Ниппуре, приносил богу и его священникам богатые подарки и получал от него утверждение в сане «царя всей страны».
      Титул вавилонского властителя: царь четырех стран света (клинообразными знаками).
      В Сенааре так же, как в Египте, подчиненное население несло тяжелую работу на пришлых господ. Земледельцам, пастухам, рыболовам, ремесленникам, работавшим в царских и божьих имениях, не позволяли жить собственным домом; из огромных житниц и складов им выдавали всё продовольствие: зерно, овощи, масло и т. д. В начале месяца приходили мужчины, женщины, дети, каждый разряд отдельно, и становились длинными очередями получать свою долю: они предъявляли при этом билеты в виде глиняных дощечек со вдавленными в них надписями. Способ письма у жителей Двуречья был иной, чем у египтян. Папируса на Евфрате нет; материалом служили тонкие глиняные доски; по сырой мягкой глине надавливали острой палочкой, потом высушивали доску или обжигали на огне. Так же, как у египтян, и здесь письмо началось с рисунков. Но по вязкой глине нельзя чертить, приходится вынимать острие; рисунок от этого разлаживается, фигуры становится трудно узнать, остаются только клинья и запятыя: звезда ооратилась в солнце
      Землянки, площадки и курганы южной России. В настоящее время европейцы превосходят своей культурой все другие народы на свете. Шесть тысяч лет тому назад они, напротив, уступали народам Ближнего Востока в земледелии, постройках и науках. Эта отсталость объясняется тем, что здесь людям приходилось бороться с тяжелыми природными условиями. Долгая и холодная зима требует от европейца забот о теплом жилище и одежде, какой не знают жители Африки и Передней Азии; густые леса и обширные болота образуют сильные преграды и земледелию, и торговым сношениям. Зато у народов, населявших Европу, оказались преимущества характера и способностей; благодаря упорству в работе, изворотливости и уменью перенимать у других изобретения, они научились побеждать трудности жизни и постепенно стали догонять в культуре египтян и жителей Двуречья.
      Раньше других обратились к обработке земли и разведению домашних животных народы нынешней южной России, занимавшие ближнюю к азиатскому Востоку северную окраину великой степной полосы. В губерниях черноземного края России, Киевской, Черниговской, Подольской и Херсонской, находят сейчас следы земледельческих поселений, существовавших в 4-м тысячелетии (за 4000 — 3000 лет) до Р. X.; по местечку Триполье на Днепре, в 50 верстах к югу от Киева, где были сделаны первые находки, мы называем их быт Трипольской культурой.
      Деревни трипольевцев строились на круто обрывающихся холмах, у загибов или устья рек и ручьев. Они состояли из землянок, т. е. погребов, вырытых для защиты от холода и ветра;
     
      круглая или овальная яма обложена по краям глиной и хворостом и покрыта крышей из того же материала; в середине ямы — другая, поменьше, к которой ведут земляные ступеньки; против этой лестницы печка, сложенная из камня Наряду с землянками находят дома для умерших, так наз. площадки; так же, как
      Трипольская землянка.
      могилы в Египте, они отличаются от жилищ своими большими размерами и прочным устройством. Площадки так же, как землянки, врыты в землю, в виде больших четырехугольников в 5 сажен длины и 3 ширины; пол их глиняный, плотно утоптан, выглажен и выкрашен красной краской, по бокам поднимаются гли-
      Трипольская площадка.
      няные стены, которые для прочности обожжены; крыша из круглых балок, переложенных глиной, дверь забита каменной плитой.
      Умершего хоронили не так, как в Египте. Тело сожигали на костре, обгорелые кости и золу тщательно складывали в сосуд и ставили посредине площадки; сюда же приносили все, что отправлялось в догонку умершему: остатки сожженных в жертву животных, чаши и кувшины, полные зерен пшеницы, ячменя, проса, кремневые и костяные орудия, каменные ручные мельницы для растирания зерна, глиняные фигурки. Обычай сожжения, заменивший собой погребение тела, показывает, что у трипольевцев появился новый взгляд на судьбу души; они не ожидают ее возвращения в прежнюю оболочку, считая, что вместе с дымом она улетела в другой мир.
      Трипольская глиняная посуда.
      По остаткам вещей видно, что земледельцы восточной Европы жили, сравнительно с охотниками старого каменного века, гораздо опрятнее, просторнее, богаче. Они приготовляли пряжу из волокон льна и конопли и ткали на станке материи: полотняная одежда, плотно и красиво облегавшая тело, заменила грубо сшитые куски звериной шкуры. У них была многочисленная, разнообразная и красивая глиняная посуда. Обожженные на огне кувшины, миски, горшки, чашки появляются у всех народов вместе с орудиями нового каменного века; европейцам они особенно удавались, потому что им приходилось гораздо больше, чем обитателям жаркого юга, иметь дело с огнем, придумывать разные приспособления для варки пищи, кипячения и сохранения горячей воды Южнорусские мастера 4-го тысячелетия превзошли всех своих современников в изготовлении изящных, красиво расписанных узорами кувшинов и кубков. Искусство их однако значительно отличается от резьбы и живописи охотников старого каменно го века: у них нет более срисованных с натуры зверей, а есть лишь орнамент, т. е. правильные ряды черточек, кружков, спиралей, звездочек и т. д.
      Остатки большого кромлеха в Стонхенге в юго-западной Англии (к стр. 48).
      Трипольевцы, основавшие свое богатство на плодородном черноземе, занимали крайне невыгодное положение у края степей: они были беззащитны против нападения диких кочевников, передвигавшихся со своими кибитками и вьючными животными на широком просторе между Кавказскими горами и Днестром. Кочевые скотоводы своими набегами разорили зажиточных и трудолюбивых земледельцев и разрушили их культуру; от победителей в свою очередь остались памятники в виде курганов, под которыми похоронены их вожди. Тут не было вовсе сожжения; умерший, в сидячем положении, обложен целым слоем красной охры, добывавшейся из железной ржавчины. Дикие кочевники держались понятий старинного колдовства; побелевшему мертвецу они хотели влить ыовые силы, оживить его захолодевшие члены подобием краской кровяной массы.
      Свайные деревни и мегалитические сооружения. Для защиты от врага и от дикого зверя, в местах, обильных озерами, напр. в Швейцарских Альпах, в Македонии (в северной части Балканского полуострова), строили деревни на сваях. Недалеко от берега в дно вбивались большие столбы; их края, поднимавшиеся над водой, соединяли поперечными балками, настилали на них помост, покрывали его глиной, песком и мелким камнем. На такой плотине ставили бревенчатые избы и хлева для скота. Главное в избе — большой очаг, где постоянно поддерживается огонь; дрова горят на глиняном полу или в кирпичной печке, дым выходит через отверстие в крыше. Для соединения с берегом служили две или три ели, переброшенные с помоста; или же выезжали из деревни в лодке-однодеревке, т. е. выдолбленном древесном стволе.
      Так же, как египтяне, увлекались европейцы каменными сооружениями: воздвигали стоймя громадные столбы, подобные
      обелискам, чтобы привлечь и заколдовать могучих духовг хоронили умерших вождей в вечных каменных домах, выкладывали из каменных плит аллеи и круги. Мегалитические постройки (от греческих слов мегас — большой, и литос — камень) встречаются в Скандинавии, Англии, Франции, Испании, Италии, Греции, в Крыму, на Кавказе. Так как больше всего их сохранилось в Бретани (области северозападной Франции, выдавшейся в Атлантический океан), то у археологов они слывут под бретонскими названиями: одинокий столб называется м е н х и р, склеп из стоймя водруженных плит с большим плоским камнем сверху — дольмен, круг из камней - кромлех.
      Очень примечателен большой кромлех в Стонхенге, в югозападной Англии; если стать на широкой каменной плите, находящейся посредине, и глядеть утром в самый длинный летний день на северовосток, то увидишь восходящее солнце как раз между двумя столбами, составляющими вход в круг. Без сомнения, это было священное место, куда собирался народ на большой праздник, чтобы приветствовать светило в день его величайшей силы, вознести ему молитвы, просить благословения полям и стадам. В самой постройке и в обрядах, исполнявшихся среди большого каменного кольца, видно участие ученых священников, хорошо знакомых с небесными явлениями: только они могли так точно рассчитать место восхода солнца.
      КОНЕЦ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.