На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Изготовление самодельных наглядных пособий по истории. Аппарович Н. И. — 1983 г

Нина Ивановна Аппарович

Изготовление самодельных
наглядных пособий
по истории

*** 1983 ***


DjVu

 ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 ВВЕДЕНИЕ
 ГЛАВА 1. Значение самодельных пособий в преподавании истории
 ГЛАВА 2. Источники для создания самодельных пособий по истории
 ГЛАВА 3. Роль фотографии в создании самодельных пособий
 ГЛАВА 4. Подвижные таблицы
 ГЛАВА 5. Транспаранты для графопроектора, материалы для эпипроектора
 ГЛАВА 6. Самодельный раздаточный материал
 ЛИТЕРАТУРА

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      В Отчетном докладе XXVI съезду КПСС отмечалось, что в развитии народного образования «главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе».
      Для успешного решения этой задачи требуется дальнейшее улучшение работы школы, в частности работы учителей истории. Повышению качества обучения и воспитания способствует дальнейшее развитие познавательных интересов учащихся, привитие им навыков самостоятельного пополнения знаний, воспитание у молодежи глубокого уважения к труду, преданности Родине, непримиримости к буржуазной идеологии, готовности защищать социалистическое Отечество.
      Реализация этих задач связана с развитием методики преподавания истории, активным совершенствованием форм развивающего обучения, эффективным применением разнообразных средств обучения, в том числе и самодельных наглядных пособий.
      В области создания и использования самодельных наглядных пособий, главным образом объемных, накоплен довольно большой опыт, получивший широкое освещение в педагогической литературе (см. работы Т. А. Герасимова, Г. Г. Герасимовой, А. С. Завадье, С. А. Павловича, Н. С. Мичуриной, В. Е. Вакурко и др.).
      В данной книге речь идет главным образом о пособиях плоскостных динамичных, например, подвижных таблицах, транспарантах для графопроектора. Наряду с демонстрационными рассматривается пособие для самостоятельной работы учащихся — самодельный раздаточный материал. Конкретные примеры пособий подобраны в книге с таким расчетом, чтобы они относились к разным курсам истории и отражали многие вопросы — развитие производства, государственное устройство, классовую борьбу, культуру и др.
      Много места отведено анализу источников материала для самодельных пособий, в том числе средств наглядной пропаганды, статистических сборников. Показаны. конкретные возможности их использования в пособиях, помогающих школьникам глубже осознать преимущества социалистического строя и более рельефно представлять особенности и противоречия современного капиталистического общества.
      В специальной главе рассматривается мало освещенный до сих пор вопрос о роли.и значении фотографии при разработке и изготовлении самодельных пособий, приводятся конкретные рекомендации по организации фототеки в кабинете истории.
      Использование техники фотографии в учебных целях получило одобрение педагогической общественности. В 1968 г, на ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» демонстрировалась модель кабинета истории и обществоведения, разработанная под руководством С. Г. Шаповаленко в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. Она была удостоена медали ВДНХ. В качестве возможного элемента оборудования кабинета на выставке были представлены фототека и отдельные пособия, созданные на основе фотографий.
      Настоящая книга по своей тематике тесно связана с другой — «Кабинет истории и обществоведения в средней школе», авторы Н. И. Аппарович, Д. И. Полторак.
      При написании книги использовались материалы, накопленные в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения, учитывался опыт многих учителей по созданию самодельных пособий.
     
      ГЛАВА 1. Значение самодельных пособий в преподавании истории
      Преподавание школьных курсов истории в настоящее время в основном обеспечено наглядными пособиями промышленного производства. Для средней школы издаются карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры, аппликации, выпускаются кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, начато производство транспарантов для графопроектора.
      Номенклатура этих пособий определяется «Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ», которые составляются на каждую пятилетку и утверждаются министром просвещения СССР в качестве нормативного документа.
      Тем не менее наличие издаваемых средств обучения по истории не уменьшает значения самодельных пособий. Их создание и использование — процесс творческий, позволяющий в полной мере проявиться индивидуальности учителя.
      Существование в школах специальных кабинетов обеспечивает благоприятные условия для такой деятельности. В работе по созданию пособий накоплен довольно большой опыт. Учителями и методистами разрабатываются макеты и модели, таблицы, карты-схемы, диаграммы, раздаточный материал. В качестве средств обучения широко используются накапливаемые в кабинете истории различные иллюстративные и текстовые материалы. Опыт изготовления наглядных пособий самими учителями получил отражение в печати — особенно много написано об объемных пособиях. В книге «Кабинет истории и обществоведения в средней школе»1 приведен анализ такой литературы, а также рассматривается наиболее интересный»опыт отдельных учителей.
      Однако работа по созданию самодельных пособий не всегда еще достаточно целенаправлена. Поэтому следует высказать несколько соображений, которые помогут учителям и методистам определить возможные направления в разработке таких пособий.
      В перечни, составляемые в начале каждой пятилетки, естественно, не могут быть включены все пособия, необходимые для всестороннего изучения отдельных проблем. Ведь невозможно, например, заранее, предусмотреть тематику средств обучения по актуальным вопросам современности. В этом случае, освещая только что происшедшие события, учитель должен сам оперативно разрабатывать необходимые пособия, используя средства массовой информации, в том числе периодическую печать. В этих изданиях также содержится много ценных материалов, посвященных юбилейным датам, годовщинам таких знаменательных событий в истории нашего государства, как день рождения В. И. Ленина, Великая Октябрьская социалистическая революция, День Советской Конституции, победа над фашистской Германией и др..
      Самодельные пособия способствуют идейно-политическому и нравственному воспитанию школьников. Эти средства помогают на конкретном материале раскрыть величие подвига, совершенного В, И. Лениным и созданной им Коммунистической партией, ее руководящую и направляющую роль в советском обществе. Большую помощь наглядные пособия оказывают в формировании таких черт личности у. подрастающего поколения, как коммунистическое отношение к труду, чувства коллективизма, гордости за нашу социалистическую Родину, восхищения великими свершениями советского народа.
      Коммунистическая идейность является основой воспитания советского патриотизма. Самодельные пособия содержат большие возможности для образного, эмоционального показа того, как советские люди, проявляя мужество, выдержку, стойкость, защищали свободу и независимость своего Отечества в справедливой борьбе с врагами в годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной.
      Используя самодельные пособия, учитель сможет убедительнее доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим, изобличать уродливые стороны буржуазной дейсвительности, формировать у школьников непримиримость к буржуазной идеологии.
      Важную роль для осуществления политехнического образования и воспитания играют такие, создаваемые учителем пособия, которые знакомят учащихся с развитием производства, техники и технологии в разные исторические периоды.
      Самодельные пособия способствуют формированию у школьников марксистско-ленинского мировоззрения, материалистического понимания истории. Учитель должен обратить особое внимание на пособия, раскрывающие определяющую роль производительных сил в развитии общества, значение классовой борьбы как движущей силы историй, роль революций в смене общественно-экономических формаций.
      Планируя тематику самодельных пособий, учитель предусматривает не только работу на уроке, но и занятия кружков, факультативов. Более углубленное изучение школьниками во внеурочное время таких вопросов, как развитие производства (в том числе техники и технологии), классы и классовая борьба, культура, обстоятельное знакомство с основными художественными направлениями в искусстве, с творчеством выдающихся художников, скульпторов, архитекторов, невозможно себе представить без наглядности.
      Изучение ряда вопросов в кружках и на факультативах позволит сократить объем материала, изучаемого на уроке, будет способствовать разгрузке школьников. В то же время хорошо поставленная внеклассная работа помогает развитию интересов учащихся.
      Говоря о значении самодельных пособий и направлениях в их разработке, нужйо учитывать и то обстоятельство, что не все средства обучения, включенные в перечни, будут выпущены промышленностью сразу. Поэтому некоторые из запланированных пособий в течение какого-то времени могут изготовляться как само^ дельные, например раздаточный материал по истории СССР для VII класса, транспаранты и другие пособия.
      Наряду с наглядными пособиями промышленного производства самодельные играют существенную роль в учебном процессе. Однако вопрос об их создании (определение тематики и способов ее воплощения) не может решаться изолированно от общего вопроса комплексного использования средств обучения. Что же касается разработки комплексов наглядных пособий по тому или иному курсу истории, то, приступая к этой работе, необходимо иметь в виду две основные задачи.
      Во-первых, нужно продумать показ важнейших линий исторического развития «по вертикали», т. е. как на протяжении целого курса раскрыть в динамике такие кардинальные проблемы, как развитие производительных сил, классы и классовая борьба, государственное устройство, культура и др.
      Во-вторых, следует решить, как лучше дать школьникам всестороннее представление о каждом отдельном периоде истории, каким -образом показать органическую связь всех проблем данного «горизонтального» среза. Разумеется, обе задачи теснейшим образом связаны друг с другом.
      Осуществляя комплексное использование средств обучения, необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Пособия, взятые в органическом сочетании друг с другом, не являются простой суммой. Они обладают качественно другими, большими возможностями, чем каждое из них в отдельности. Это относится к пособиям как промышленного изготовления, так и самодельным. Например, карта-схема «Основные стройки по комплексной программе СЭВ» 1 создает главным образом пространственные представления. Она позволяет судить о том, где расположены страны, входящие в состав Совета Экономической Взаимопомощи, какими полезными ископаемыми богата каждая из них, какие там существуют отрасли промышленности и важнейшие стройки. В то же время диаграмма, которая может быть создана на основании цифровых данных2, будет содержать только сведения о числе предприятий, сооружаемых в странах СЭВ при помощи Советского Союза.
      Каждое из пособий, содержащее очень важные сведения о СЭВ, тем не менее односторонне характеризует деятельность этой организации. Если же оба пособия, промышленного изготовления и самодельное, рассматривать вместе, то картина социалистической интеграции, или же представление об определенном «горизонтальном» срезе, становится более полной.
      То же самое можно сказать о самодельном раздаточном материале по истории. Взятые в сочетании, картины, карты атласов, композиции из аппликаций позволяют подвести учащихся к таким выводам и обобщениям, каких невозможно сделать, опираясь на содержание тех же пособий, но рассмотренных изолированно друг от друга.
      Итак, самодельные пособия могут быть включены в состав комплексов средств обучения «на равных правах» с пособиями промышленного изготовления, а в ряде случаев такое сочетание просто необходимо. В частности, это относится к комплексам средств обучения по вопросам современности. Дело в том, что сведения в издаваемых для школы пособиях по новейшей истории, по истории СССР советского периода, естественно, быстро устаревают. Они должны постоянно обновляться и дополняться. Вот здесь-то и приходят на помощь учителю самодельные пособия, позволяющие в сочетании с изданными излагать тот или иной вопрос с учетом последних данных. В настоящей работе эта мысль иллюстрируется на примере подвижных таблиц по новейшей истории и истории СССР.
      Иногда самодельные пособия могут выступать и как самостоятельный источник знаний о событиях современности. Так, работа с динамичным пособием «Стройки одиннадцатой пятилетки» обеспечит широкие возможности для изучения вопроса о создании материально-технической базы коммунизма в нашей стране1.
      Пособия промышленного производства приходится дополнять самодельными еще и потому, что в сериях картин и таблиц, в альбомах по истории культуры, в диафильмах и диапозитивах получают отражение только самые важные события и явления, те, которые действительно служат для школьников опорными вехами в понимании закономерностей исторического развития. При этом следует учитывать, что объем материала в издаваемых пособиях часто лимитируется производственными возможностями предприятия, выпускающего то или иное средство обучения. Так, количество кадров в сериях диапозитивов на студии «Диафильм.» не может превышать двадцати, а альбомы по истории культуры не содержат более 70 — 80 листов иллюстраций. Поэтому более детальное рассмотрение отдельных вопросов требует от учителя привлечения еще и пособий собственного изготовления.
      Самодельные пособия могут быть как демонстрационными, так и раздаточными.
      Несомненный интерес представляет самодельный раздаточный материал, помогающий раскрывать важнейшие исторические явления в их развитии. Например, можно создать пособие для самостоятельной работы по «сквозной» проблеме развития производительных сил в курсе истории СССР в VII и VIII классах. Оно может включать в себя комплекс тесно связанных друг с другом изображений — таблиц из альбома по истории культуры СССР, иллюстраций из методического руководства к нему, картин5 и карт из приложения ч учебникам. Используя такого рода пособие, учитель может целенаправленно акцентировать внимание учащихся на вопросах развития. металлургии и металлообработки, энергетики, мануфактурного производства. Пособие поможет формировать у школьников конкретные представления об отдельных этапах процесса развития производительных сил, устанавливать между этими этапами преемственные связи.
      В данной работе приведены примеры самодельного раздаточного материала по истории СССР для VII, по новой истории для VIII и по новейшей истории для X класса. В большинстве случаев в раздаточном материале предусмотрено сочетание картин, карт атласов, композиций из аппликаций, иллюстраций учебников (гравюры, карикатуры, рисунки и др.). Включение в пособие для самостоятельной работы иллюстраций учебников позволяет использовать их более эффективно, в. новом качестве.
      Такой раздаточный материал предполагает активную работу по нескольким источникам одновременно: школьники учатся не только анализировать каждый компонент отдельно, но и соотносить содержание изображений друг с другом и в результате делать выводы и обобщения. Работа с этим пособием будет всемерно способствовать развитию познавательной деятельности учеников.
      Разрабатывая самодельные пособия, учитель получает возможность более активно использовать некоторые важные источники знаний, например карикатуру. Особенность карикатуры как вида искусства заключается в том, что она передает изображение (человека, события и др.) заведомо искаженно. В ней главным образом намеренно преувеличиваются и подчеркиваются отрицательные черты изображаемого с целью их критики, осмеяния или разоблачения. Часто карикатура служит целям политической агитации.
      В преподавании истории политическая карикатура используется для углубления и обострения характеристики отдельных исторических персонажей, целых групп общества, событий и явлений общественно-политической жизни.
      Наибольший интерес карикатура вызывает у школьников старшего возраста, однако работу с этим трудным для восприятия источником знаний можно начать значительно раньше. Ниже будут показаны возможности использования карикатуры при изучении разных курсов — отдельно и в сочетании с другими изображениями, для индивидуальной работы и в качестве демонстрационного пособия.
      Таким образом, самодельные пособия дают возможность учителю лучше учитывать возрастные особенности учащихся. Например, в старших классах более широкое применение найдет не только карикатура, но и документальная фотография, условно-графические пособия.
      Говоря о разработке самодельных пособий, нужно иметь в виду и еще одно обстоятельство. В настоящее время в школах все больше появляется таких новых проекционных аппаратов, как графопроектор (кодос-коп) и эпипроектор. Сейчас промышленностью производится графопроектор «Лектор-2000» с размером кадрового окна 25X25 см и эпипроектор «ЭП-1», кадровое окно которого равно 19X19 см.
      Промышленный выпуск транспарантов для графопроектора только начинается, поэтому, чтобы максимально использовать его возможности, учителю придется делать пособия самому.
      Важную роль в работе с самодельными пособиями может сыграть эпипроектор, предназначенный для де-
      монстрации любых изображений на непрозрачной основе (иллюстрации из книг, журналов; фотографии, открытки и др.). При помощи этого проекционного аппарата учитель может показывать репродукции произведений искусства, создаваемые им карты-схемы, таблицы и диаграммы, которые он будет включать в учебный процесс.
      Работа над самодельными пособиями имеет большое значение еще и потому, что в ряде случаев учитель получает возможность самостоятельно определять соответствие между содержанием учебного материала, которое ему нужно донести до школьников, и наиболее целесообразной формой его воплощения в средствах наглядности. Исходя из конкретных условий, учитель устанавливает, что при изложении данного вопроса нужна именно таблица, а чтобы школьники глубже поняли такую-то проблему, больше подойдут транспаранты.
      Думается, что всегда большой интерес вызывает работа с динамическими пособиями, состоящими из отдельных компонентов, связанных между собой логикой изложения учебного материала. Эти элементы учитель может вводить постепенно, в определенной последовательности по мере раскрытия содержания изучаемого вопроса. Сказанное относится и к подвижным таблицам, и к транспарантам для графопроектора.
      Динамичность имеет еще и то преимущество, что иногда позволяет одни и те же детали пособия компоновать по-разному в зависимости от поставленных задач. Это особенно хорошо видно на примере самодельного раздаточного материала, где какая-нибудь композиция из аппликаций или рисунок может использоваться многократно, выступая всякий раз в иной роли.
      В настоящей работе из самодельных пособий рассматриваются только динамические, в том числе и предназначенные для демонстрации через графопроектор.
      Сочетание в процессе обучения пособий промышленного производства и самодельных способствует более эффективному, комплексному использованию средств обучения, обеспечивает возможность наиболее гибкого, вариативного применения наглядности. В результате учитель сможет по-настоящему творчески воплощать свой методический замысел.
     
      ГЛАВА 2. Источники для создания самодельных пособий по истории
      Для разработки самодельных наглядных пособий нужно иметь исходный материал, причем в большом количестве.
      Источником его могут служить иллюстрированные издания: книги, альбомы, журналы, газеты. Кроме того, возможно использовать также и аудиовизуальные средства, например диафильмы и диапозитивы. Иллюстративный материал в этих источниках весьма разнообразен: картины, портреты, карикатуры, карты-схемы, планы, диаграммы, схемы; изображения, как документальные, так и реконструкции. Невозможно предусмотреть, какие иллюстрированные издания окажутся под рукой у учителя. Поэтому остановимся на наиболее доступных, с нашей точки зрения, для использования.
      В этой главе речь будет идти главным образом о характере иллюстративных материалов в отдельных изданиях. Что касается возможности их практического использования для создания самодельных пособий, то об этом будет рассказано в последующих главах.
      Говоря об источниках иллюстраций, прежде всего следует остановиться на БСЭ. Изобразительного материала здесь много, хотя он имеет далеко не всегда одинаково хорошеё качество. Особенно много в БСЭ иллюстраций по архитектуре. Широко представлены памятники зодчества всех времен и народов; разных стилей; внешний вид и интерьеры; единичные здания и архитектурные ансамбли.
      Особый интерес вызывают рисунки, позволяющие как бы анатомировать архитектурные сооружения, подробно рассматривать их отдельные элементы, соотносить друг с другом целое и часть.
      Внимание учителя, несомненно, привлечет иллюстративный метериал, касающийся военной техники и военного искусства. Здесь он найдет образцы вооружения разных времен и народов, схемы боевых порядков и сражений.
      В меньшей степени можно использовать иллюстрации по истории техники. Как правило, они сложны и доступны только специалистам. Но среди них имеются и такие, которые позволяют легко разобраться в устройстве, например, ткацкого станка (т. 26, с. 11) или паровой машины (т. 19, с. 219).
      БСЭ содержит достаточно систематизированные све-дёния о развитии изобразительного искусства. Здесь помещено. довольно большое количество цветных и тоновых репродукций произведений живописи, скульптуры. Широко представлено русское и зарубежное искусство разных исторических периодов и художественных направлений.
      Доступным источником изобразительных материалов может также служить Детская энциклопедия. Иллюстрации в ней специально подобраны или заново созданы художниками для статей по истории, адресованных школьникам среднего и старшего возраста. Поэтому здесь много картин и таблиц, аналогичных учебным, картосхем, просто выразительных и четких рисунков. Указанные энциклопедии могут широко использоваться при разработке подвижных таблиц и пособий для эпипроектора.
      Возможным источником материала для самодельных пособий могут служить «Альбом по истории СССР (с древнейших времен до середины XIX в.)». (Авторы К. С. Куйбышева и Н. И. Сафонова. М., 1967) и «Альбом по истории (1861 — февраль 1917)». (Авторы Л. И. Драницина, Л. А. Карлова, К. С. Куйбышева, М., 1978). В них воспроизводятся разнообразные подлинные памятники материальной и духовной культуры, произведения изобразительного искусства, личные вещи выдающихся исторических деятелей. В первом из этих изданий помещены многие орудия труда, утварь, письменные источники (рукописные и печатные книги, копии жалованных грамот, купчих, челобитных, указов и др.), портреты, литографии, гравюры.
      Во втором альбоме значительное место занимают документальные фотографии. Они дают представление о жизни страны и положении народных масс. Ценность представляют фотографии революционеров и деятелей культуры.
      Альбомы содержат материалы из многих хранилищ Москвы — Центрального музея им. В. И. Ленина, Музея К. Маркса и Ф. Энгельса, Государственного Исторического музея, Центрального музея Революции СССР, Государственной Третьяковской галереи; Ленинграда — Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и Пушкинского дома. Отдельные экспонаты привлечены из других хранилищ страны. Ряд материалов в. альбомах публиковался впервые. Благодаря своей документальности иллюстрации этих изданий являются важными историческими источниками. Именно поэтому академик Б. А. Рыбаков в предисловии к первому из альбомов назвал его своего рода «музеем на дому».
      Альбомы дадут возможность учителю создать, например, тематические серий матералов для эпипроектора, а также использовать отдельные изображения в сочетании с пособиями, промышленного производства.
      Важный материал для самодельных пособий учитель может черпать в регулярно издаваемых справочниках: «Мы и планета», «Цифры и факты», «Поступь социализма. Цифры и факты», «Мир социализма в цифрах и фактах», «СССР в цифрах», «Ежегодник БСЭ». Сведения этих справочников всегда отличаются новизной, а содержание охватывает широкий круг вопросов.
      Взять хотя бы статистический сборник «СССР в цифрах в 1980 году» (М., 1981), где, в частности, содержатся данные об экономическом и социальном развитии СССР за каждый год десятой пятилетки, т. е. с 1976 по. 1980 г. (1975 г. принят за 100), а также приведены сравнения с 1940, 1945, 1950, 1965, 1970 годами. Интересные сведения содержатся в таблице «Один день Страны». Здесь показано, сколько производилось важнейших видов продукции за сутки в 1940, 1965, 1970, 1975 и -1980 годах. Многочисленные цифровые данные сборника убедительно отражают неизменную тенденцию роста нашей экономики по всем показателям. В справочнике помещены также некоторые сведения, характеризующие развитие экономики и культуры других социалистических стран. По ряду показателей дается сопоставление с капиталистическими странами.
      Материал таких справочников помогает учителю создавать диаграммы, позволяющие рассматривать, вопросы современности на основании самых новейших данных.
      При разработке самодельных средств обучения не меньший интерес в качестве источника представляют наглядные пособия, выпускаемые издательством «Плакат». Значительная часть этих изданий охарактеризована в книге «Кабинет истории». Здесь остановимся лишь на одном пособии — «Научный коммунизм». Подобное наглядное пособие книжного формата по научному коммунизму издано впервые. В нем с помощью схем, таблиц, диаграмм иллюстрируются следующие темы: «Современная эпоха и мировой революционный процесс», «Мировая социалистическая система — главная революционная сила современности», «Кризис мирового капитализма и революционное движение рабочего класса», «Национально-освободительное движение», «Проблемы войны и мира и современный революционный процесс», «Международное коммунистическое движение», «Идеологическая борьба в современном мире».
      Предназначенное для пропагандистов и слушателей системы партийной учебы пособие может быть с успехом использовано учителями. Как источники материалов для самодельных пособий издания, подобные «Научному коммунизму», по сравнению с другими статистическими справочниками имеют даже некоторые преимущества. Цифровые данные здесь обработаны и скомпонованы таким образом, что они сразу позволяют делать наглядные сравнения, сопоставления, выявлять тенденции развития того или иного явления, проследить его закономерности.
      В частности, в пособии приведена диаграмма «Забастовочное движение в капиталистических странах» (с. 46). Она свидетельствует о том, что в забастовочном движении в 1919 — 1939 гг. участвовал 81 млн. человек; в 1946 — 1960 гг. — 150 млн. человек, а в 1961 — 1975 гг. количество бастующих стало свыше 800 млн. человек. Диаграмма отражает не только неуклонный рост активности рабочего класса после первой мировой войны, но особенно резкий ее скачок в 1961 — 1975 годы. Она ярко свидетельствует, что борьба трудящихся против монополий в защиту своих коренных интересов и прав способствует сплочению рабочего класса, укрепляет его
      единство, повышает боеспособность и политическое сознание.
      Поскольку в издании «Научный коммунизм» объем информации достаточно велик, то учитель получает широкие возможности для ее отбора и вариативного применения. Диаграммы он может использовать в том виде, в каком они приведены, что же касается таблиц, то помещенный в них цифровой материал целесообразно также воплощать в диаграммы, которые, как правило, создают более наглядное представление об изучаемых явлениях.
      Работая над созданием пособий, учитель, несомненно, обратит внимание на еженедельник «За рубежом». Здесь он найдет большое количество рисунков и карикатур (главным образом из зарубежных изданий). Отражая в гротескной форме теневые стороны современного капитализма, лживость буржуазной демократии, агрессивную внешнюю политику США и других стран-членов НАТО, они помогают разоблачать эти явления.
      Доступными источниками материала для пособий могут служить журналы «Наука и жизнь», «Знание — сила», «Советское фото», «Работница», «Крестьянка» и, конечно, «Огонек».
      Большую ценность для учителя представляют помещаемые в «Огоньке» репродукции произведений искусства. Как правило, это целостные подборки, тематика которых довольно разнообразна. Они бывают посвящены творчеству выдающихся художников или характеризуют отдельные направления в искусстве. Читатель журнала знакомится с лучшими произведениями из разных картинных галерей мира, а также с выставок, проводимых в нашей стране.
      Как всегда, в «Огоньке» имеется большое количество репродукций произведений искусства, посвященных Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войне.
      В 1980 г. отмечалось 110-летие со дня рождения В. И. Ленина и 35-летие победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В связи с этими юбилейными датами журнал познакомил читателей с многими произведениями советской живописи. Здесь были помещены репродукции картин В. Сероваг «Зимний взят», «Декрет о земле», «Декрет о мире», «С Лениным», «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть»; М. В. Грекова: «Трубачи Первой Конной армии», «Оборона Царицына», «Тачанка», «Ночная разведка» и др.
      Отдельные номера журнала целиком были посвящены В. И. Ленину (см.: Огонек, 1980, № 17). Помимо репродукций произведений живописи («Мы пойдем другим путем» П. Белоусова, «Канун Октября» Д. Налбандяна, «В. И. Ленин в Смольном» И. Бродского, «Ходоки у В. И. Ленина» В. Серова, «В. И. Ленин на трибуне» А. Герасимова), в этом номере имеется много документальных фотографий, изображающих события, разделенные между собой десятками лет. Они наглядно свидетельствуют о воплощении в жизнь ленинских идей. Например, помещена фотография, на которой изображен В. И. Ленин, присутствующий на открытии крохотной сельской электростанции в Кашине в 1920 г., а рядом — панорама Красноярской ГЭС.
      Аналогичным образом организован материал в «Огоньке» о праздновании Дня Победы в 1980 году (№ 19). Рядом с репродукциями картин («Партизаны»
      А. Пластова, «На Курской дуге» и «Победа» П. Кри-воногова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки) имеется много документальных фотографий военного времени («Москва. 1943 г.», «В освобожденном Ленинграде», «Морской патруль на набережной Невы», фотографий, рассказывающих о разрушениях, совершенных врагом на нашей земле, о действиях партизан).
      Номера журналов, посвященных юбилейным датам, по существу являются своеобразными тематическими альбомами, которые можно широко и многообразно использовать на уроках и во внеклассной работе.
      Специально следует остановиться на источниках информации, которые позволяют создавать самодельные наглядные пособия для изучения решений XXVI съезда КПСС. Основой для схем, диаграмм, таблиц могут служить материалы съезда, центральной прессы (газеты «Правда», «Известия», «Экономическая газета» и др.) и уже упоминавшиеся издания «Плаката».
      В периодической печати бывают помещены тематически подобранные цифровые данные, которые дают возможность более углубленно анализировать решения XXVI съезда КПСС. Например, в газете «Известия» от
      26 марта 1981 г. были приведены убедительные сведения о том, какой прирост продукции в разных отраслях производства может дать только один процент экономии в народном хозяйстве сырья, топлива, энергии и материалов. Так, экономия всего лишь 1% расходуемых в стране топливно-энергетических ресурсов позволит сберечь за год свыше 16 млн. т условного топлива. 100 тыс. «Жигулей» или 23,6 тыс. автомобилей «ЗИЛ-130» можно выпустить за год дополнительно, если сэкономить 1 % используемого в автомобилестроении проката черных металлов. Если сократить в сталеплавильном производстве отходы металла всего на 1%, то можно получить дополнительно за год около 650 тыс. т стали (а из нее 500 тыс. готового проката) — такого количества металла хватит для изготовления 70 тыс.. тракторов К-701. Наглядные пособия, созданные на основе этих цифр, помогут учащимся наполнить конкретным содержанием сформулированное на XXVI съезде положение: «Экономика должна быть экономной».
      Самодельные наглядные пособия сыграют свою важную роль и при изучении материалов майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС и одобренной им Продовольственной программы. Помимо названных источников, учитель обратит особое внимание на издания «Плаката»: уже к сентябрю 1982 г. это издательство подготовило специальные выпуски фотоинформации, подборки плакатов, наглядные пособия.
      ГЛАВА 3. Роль фотографии в создании самодельных пособий
      После того как мы рассмотрели возможные источники иллюстративного материала для самодельных пособий, возникает вопрос, как их использовать практически. Сразу уточним, что здесь имеются в виду не дидактические возможности разных по характеру изображений, а техническая сторона дела — как иллюстрацию из книги, журнала превратить в наглядное пособив или его элемент.
      В отдельных случаях иллюстративный материал можно использовать в практике преподавания непосредственно, например репродукции произведений искусства из «Огонька» или карикатуры из газет и еженедельников. Однако в большинстве случаев эти материалы надо копировать и, как правило, увеличивать.
      Для этой цели применяют традиционный способ увеличения «по клеточкам»: на кальку наносят сетку нз квадратиков, размеры сторон которых делают в зависимости от размеров оригинала и желаемой точности копии — чем чаще сетка, тем точнее копия. Так, квадратики сетки, которой покрывают оригинал, могут быть равны и 1 см, и даже 0,5 см. Эту сетку накладывают на оригинал и перерисовывают его на кальку. Такую же сетку, но с квадратиками пропорциЬнально больших размеров в зависимости от масштаба увеличения делают на листе ватмана или рисовальной бумаги. Часть рисунка в каждом- маленьком квадратике тщательно перерисовывают в соответствующий большой квадрат. Карандашную сетку потом стирают.
      Для копирования и увеличения может быть использован также любой диапроектор или эпипроектор. Вместо экрана прикрепляют чистый лист бумаги — на него проецируют нужное изображение, контуры и основные детали которого обводят; остальное дорисовывают потом *. Аналогичным образом можно использовать и фотоувеличитель.
      Отановимся еще на одном способе копирования и увеличения иллюстраций — фотографическом. Важной особенностью техники фотографии являегся то, что изображения можно легко воспроизводить в любом количестве и в разных масштабах. В ряде случаев фотографирование заменит необходимость рисовать — особенно при создании самодельных пособий. Научиться фотографировать практически возможно всем, чего нельзя сказать о рисовании, если у человека нет к этому способностей.
      Кроме фотографирования на негативной пленке с последующим изготовлением отпечатков, на бумаге, можно делать слайды. В качестве наглядных пособий особый интерес представляют цветные слайды, например репродукции произведений искусства. Из них можно создавать тематические серии, посвященные творчеству отдельных художников, скульпторов, характеристике направлений в истории искусства, или подбирать слайды в серии по какому-нибудь иному признаку.
      Иногда в качестве демонстрационного пособия могут использоваться не только позитивные изображения на обратимой пленке, но и негативы. Например, в несложных штриховых рисунках четкие белые линии хорошо видны на черном контрастном фоне негатива.
      Поскольку фотографиями, негативами и слайдами можно обмениваться, то при желании учителя могут осуществлять своеобразное «разделение труда» и обеспечивать свои кабинеты более разнообразным изобразительным материалом.
      Чтобы делать фотографии с различных иллюстраций, нужно овладеть техникой репродуцирования. Для человека, умеющего фотографировать, это дело вполне посильное, тем более что имеется специальная литература.
      В литературе рассказывается о наиболее пригодных для репродукционной съемки фотоаппаратах, фотоматериалах, необходимых принадлежностях. Читатель познакомится с тем, как снимать различные по характеру оригиналы; цветные, штриховые или тоновые чернобелые, чертежи, страницы из книги или журнала; узнает об устройстве несложных репродукционных установок.
      Автор этой книги использует приспособление для репродуцирования собственной конструкции, которое хорошо себя зарекомендовало в практической работе. Одна часть этой установки — своеобразный «экран» для размещения оригиналов.
      Здесь используется стойка от увеличителя, смонтированная на его основании. На стойке устанавливается рычажной кронштейн.. К нему при помощи струбцины прикрепляется лист толстой фанеры или тонкая доска (рис. 1), Такая конструкция обеспечивает возможность легко поднимать и опускать экран, что бывает крайне необходимо при пересъемке оригиналов, сильно различающихся по формату.
      При репродуцировании очень важно, чтобы оригинал был освещен равномерно и чтобы сила освещенности в процессе съемки не менялась, была все время одинаковой. Равномерность освещения зависит не только от расположения ламп, но и от того, на каком расстоянии от оригинала они находятся. Чем дальше лампы от оригинала, тем равномернее будет освещение.
      В нашем случае используются два фотоосветителя (типа ФО-4). Они размещены симметрично с торцовых сторон экрана против его осевой линии, причем положение их в пространстве жестко зафиксировано. Достигается это следующим образом,
      Для крепления ламп пригодны подставки (продаются в фотомагазинах), на какие обычно вешают экраны для демонстрации фильмов и слайдов в домашних условиях. Выдвижные стойки подставок позволяют располагать оба осветителя на определенной, всегда одинаковой, высоте. В нашей установке эта высота равна примерно 170 см. Чтобы удобнее было прикреплять лампы на одинаковом уровне, на выдвижной стойке через равные промежутки целесообразно нанести метки напильником.
      Подставки с осветителями располагают на равном от экрана расстоянии (у нас оно равно 90 см), и это положение фиксируют: с нижней стороны экрана, продолжая его осевую линию, крепят две рейки. Каждая из них заканчивается полукруглым вырезом, который упирается в подставку, как это видно на рисунке. Так как рейки прикрепляют к экрану двумя винтами каждую, то по окончании работы по одному винту можно убрать, а рейки, чтобы они не мешали, длинными концами повернуть под экран.
      Чтобы обеспечить ровную освещенность, лампы осветителей лучше включать через автотрансформатор, что позволяет поддерживать .постоянную величину напряжения.
      Вторая часть установки для репродуцирования — это также стойка, смонтированная на основании от увеличителя с прикрепленным к ней рычажным кронштейном. При помощи струбцины к кронштейну объективом вниз крепят фотоаппарат. Основание увеличителя ставят на подставку или табуретку, передвигая которую можно найти такое положение, чтобы объектив был направлен в центр экрана.
      Для удобства репродуцирования на экране следует поместить нарисованную на миллиметровке «сетку» (рис. 2). Как видно из рисунка, она состоит из прямоугольников (они помечены цифрами 1, 2, 3 ...), отношение сторон каждого из них равно 2:3 (это соотношение сторон кадра пленки малоформатной камеры — 24:36 см). Стороны внутреннего прямоугольника (1) равны 4X6 см; стороны следующего (2) прямоугольника равны 6X9 см; стороны 3-го соответственно будут иметь 8 и 12 см и т. д.
      При репродуцировании такая сетка позволит максимально использовать всю площадь кадра. Благодаря ей оригинал без труда можно разместить точно по центру экрана, что значительно облегчает процесс съемки.
      . Использование двух стоек от увеличителя с рычажными кронштейнами для крепления экрана для оригиналов и камеры делает репродукционную установку максимально подвижной. Легко изменяя высоту экрана и расстояние от объектива до экрана, можно снимать оригиналы разных размеров. Оптимальные условия (характер освещенности, выдержка и т. п.) для получения наилучших результатов подбираются практически. Поскольку для репродуцирования, как правило, используется малочувствительная позитивная пленка, то выдержку в несколько секунд следует отсчитывать по секундомеру.
      Еще два совета, которые могут пригодиться в практике репродукционной съемки.
      При фотографировании камерами «Зенит 8М», «Зенит Е» и даже «Практикой» часто происходят разрывы пленки, в особенности во второй ее половине. В журнале «Советское фото» (1970, № 5) предлагалось для предотвращения самопроизвольного поворота корпуса кассеты (а именно от этого рвется пленка), подклеивать к корпусу фотоаппарата брусок из пластмассы, металла или картона. Речь шла и о других вариантах предотвращения разрыва Рис. 3. Приспособление для выпрямления фотоотпечатков.
      Однако можно найти совсем простой выход из положения. Когда кассета вложена в камеру, то перед закреплением пленки на приемной катушке нужно положить вдоль щели кассеты под пленку сложенную в несколько раз плотным валиком черную бумагу от упаковки пленки. Ширина и толщина такого «фиксатора» подбирается практически. Рваться пленка перестанет.
      Второй совет. Для выпрямления отглянцованных отпечатков можно исподьзовать несложное «сооружение» из двух одинаковых досок (можно использовать кухонные доски, продающиеся в хозяйственных магазинах). К одной из досок прикрепляют 4 уголка, вырезанные из детских пластмассовых кубиков (рис. 3). На эту доску раскладывают отпечатки, которые фиксируют в определенном положении пластмассовыми уголками. Сверху накладывают другую доску и все «сооружение» скрепляют 2 — 4 струбцинами, как это показано на рисунке.
      Из всего сказанного ясно, что, овладев техникой репродуцирования, можно быстро стать обладателем большого количества фотографий самых различных изображений. Однако сделать репродукции иллюстраций — это только одна часть работы, хотя и очень важная.
      Другая часть работы заключается в том, чтобы в фототеке с самого начала был установлен и всегда поддерживался определенный порядок, как в библиографических каталогах. В противном случае по мере накопления материала в нем будет очень легко запутаться.
      Из каких элементов может.состоять фототека?
      Прежде всего это, конечно, хранилище негативов. Поскольку от качества негатива зависит качество отпечатка, а негативы используются неоднократно, необходимо позаботиться об их хранении.
      Малоформатные негативы (на 35 мм кинопленке) лучше всего разрезать на отдельные куски по 5 — 7 кадров и закладывать внутрь узких конвертиков из кальки или полиэтиленовой пленки. Тогда негативы можно будет просматривать на свет, не вынимая наружу. Конверты с негативами следует ставить на ребро и хранить в специальном деревянном ящичке. Картонная коробка не очень пригодна для этой цели, так как, чтобы негативы не коробились, они должны быть достаточно плотно прижаты друг к другу.
      Для хранения негативов пригоден ящичек (рис. 4) длиной примерно 33 см (это немного больше длины 6 — 7 кадров) и глубиной 5 см. Ширина ящичка может быть произвольной, но особенно широким его делать не следует. Если накопится слишком много негативов, лучше сделать еще один. Можно использовать какой-нибудь готовый ящичек, например для столовых приборов (они бывают в продаже в хозяйственных магазинах), если из него вынуть перегородки и приделать к нему крышку.
      В стенках ящичка, вдоль которых будут расположены конвертики с негативами, следует просверлить четыре отверстия. Сквозь них продевают металлические пруты с фиксаторами на концах (можно использовать вязальные спицы диаметром 3,5 — 4 мм). Разделители для негативов удобно делать из тонкой фанеры или пластика. Их размеры должны быть несколько меньше, чем длинная сторона ящичка. На разделителях обозначают индексы и номера хранимых негативов. Разделители нанизывают на металлические пруты и свободно передвигают по ним. Конверты с негативами размещают во внутреннем пространстве между разделителями и стержнями, как это видно из рисунка.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.