На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Изучай свой край. Книга юного краеведа. Ред. С. В. Обручев. — 1951 г.

Ред. С. В. Обручев

Изучай свой край

Книга юного краеведа

*** 1951 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел

 




      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение
      Глава I — Ориентирование и глазомерная съемка
      Глава II — Геологические наблюдения
      Глава III — Как собирать минералы
      Глава IV — Как изучать рельеф
      Глава V — Изучение рек и озер
      Глава VI — Как наблюдать и предсказывать погоду
      Глава VII — Изучение почв
      Глава VIII — Растительность нашей страны
      Глава IX — Изучение животных
      Глава X — Работа юного археолога
      Глава XI — По страницам истории

     
      Научная редакции лауреата Сталинской премии профессора С. В. Обручева
      Художественное оформление: Ксенофонтова, А. Костровой, Б. Георгиева. А. Ушина, Е. Войшвилло, Б. Толмачева
     
     
      Везде исследуйте всечасно
      Что есть велико и прекрасно,
      Чего еще не видел свет.
      М. Ломоносов

      ВВЕДЕНИЕ
      Мы живем в замечательной стране, где впервые в истории человечества строится коммунистическое общество. Мы живем в замечательное время, в эпоху великих Сталинских строек, когда народ переделывает природу, чтобы наша родина стала еще более богатой и могучей.
      Уметь превратить бесплодные районы в плодородные и цветущие, создать новые озера и моря, заставить реки изменить свои русла, сделать южные растения морозоустойчивыми и продвинуть их на север, вывести новые, лучшие породы скота можно, только изучив законы природы и овладев ее силами.
      Со временем вы сами станете опытными специалистами — учеными, инженерами, агрономами, зоотехниками, — преобразователями природы. Но чтобы стать таким творцом новой природы, нужно пройти долгий путь. Поэтому уже в школе надо хорошо изучать законы природы — не только по учебникам в классе, но на практике, в лесу и в поле, на горах и равнинах, на реках и озерах.
      Это не только обязанность — это и великая радость. Постепенно, шаг за шагом, самому, путем наблюдении и сопоставлений выяснить закономерность какого-либо явления, пока наконец ярким светом не блеснет перед исследователем новая никем еще не изведанная истина. Это величайшее счастье для человека с пытливым умом.
      Но раскрытие законов природы дается не так легко, не сразу — надо научиться наблюдать, видеть все мелочи, набиться сопоставлять факты, приобрести опыт в изучении отдельных явлений и постепенно накопить запас знании, пройти вновь, в несколько лет, тот долгий путь, который человечество прошло за два-три столетия.
      Как пассивному созерцателю природы стать активным наблюдателем, творцом новых знаний и идеи и должна научить эта книга. В ней ученые знакомят начинающих исследователей, как изучать явления природы и прошлое своей страны. Конечно, в одной книге нельзя охватить всего многообразия явлений природы, нельзя дать указания по всем отделам естествознания и истории родного края. Здесь представлены лишь те области знания, которые наиболее доступны для начинающего, и указаны лишь те проблемы, которые возможно изучать без сложных приборов.
      В отдельных главах этой книги невозможно изложить все необходимые для работы сведения из каждой представленной здесь науки. Молодым исследователям, прежде чем отправиться на полевые работы, надо прочитать несколько книжек по избранной специальности. Для этого годятся популярные книги, указанные в списках в конце каждой главы; для более подготовленных доступны руководства высших учебных заведений, например, учебники по общему курсу геологии, по землеведению, ботанике, зоологии и т. п.
      Кроме таких книг по основам избранной науки, необходимо также познакомиться и с книгами и статьями, в которых описан тот район, который предполагается изучать. Описания эти можно найти большей частью только в отдельных статьях, напечатанных В центральных и местных изданиях.
      Руководитель экскурсии во всяком случае должен хорошо знать всю литературу о местном крае.
      Задачи работы юного краеведа очень различны. Не все участники таких походов станут со временем настоящими «испытателями природы», научными работниками. Однако участие в изучении природы даст много радости и на всю жизнь привьет привычку по-иному, глазами наблюдателя, смотреть на окружающее. Школьные знания углубятся, страницы учебников приобретут краски и жизнь, — наполнятся шумом леса, пением птиц, стрекотанием и шорохом насекомых. Голубая извилистая полоска на карте превратится в бурную и шумную реку. Родной край сделается ближе, ярче и понятнее.
      Чтобы стать настоящим гражданином своей страны, надо ее изучать. И прежде всего следует изучить свой край, его природу, его богатства, его историю. И не только трудовые отношения людей, экономическую жизнь своего города или своей деревни, — но и то, что делается за чертой человеческого поселения, на полях и в лесах родного края, на равнинах и в горах.
      Не надо думать, что экскурсии школьников принесут пользу только им самим. Наша родина занимает почти половину двух материков, пространства ее необъятны и многое в окружающей нас природе не изучено. А каждый день возникают все новые задачи, которые выдвигаются великими стройками коммунизма. Поэтому даже простая регистрация явлений природы, которую легче всего выполнить начинающим, может дать ценные материалы для изучения природы родного края.
      Молодые краеведы могут вести свои исследования самыми разнообразными способами. Специальные туристские походы и однодневные экскурсии школьников под руководством более опытного товарища или педагога, отдельные поездки и длительное пребывание в каком-нибудь месте — все это может служить для целей изучения природы. Даже человек, который принужден по условиям жизни ограничить своп наблюдения маленьким участком сада или прудом, может провести очень интересную работу. Дарвин после большого кругосветного путешествия значительную часть своей жизни провел в сельской усадьбе, где находил достаточно материала для наблюдений. Деятельность нашего замечательного современника Мичурина до Великой Октябрьской революции протекала в пределах небольшого опытного сада.
     
      Подготовка
      Чтобы работа была более интересной и продуктивной, надо заранее все подготовить к ней. Если предполагается большой поход — следует внимательно разработать маршрут, познакомиться с литературой о районе, намеченном для исследований — как с научной, так и с туристской — посоветоваться с людьми, хорошо знающими этот район.
      Для всякой исследовательской работы важно подготовить не только снаряжение и инструменты, но и самих исследователей, чтобы они имели представление о том, какую работу придется выполнять. Лучше всего, если такая подготовка будет проведена самостоятельно, путем изучения необходимых книг, составления рефератов и докладов. Желательно, чтобы в музеях, под руководством специалиста, участники будущих исследований просмотрели соответствующие коллекции. При стационарных работах полезно заранее составить коллекцию образцов для определения, например, небольшую коллекцию мхов — при работе с низшими растениями, коллекцию маленьких обломков типичных горных пород, руд или минералов — при работах по геологии, при поисках полезных ископаемых или минералов и т. п.
     
      Распределение обязанностей
      Заранее надо выработать программу исследований и распределить обязанности между участниками работ. Наблюдения, которые можно производить в любом районе, очень многообразны и проводить все их одновременно не по силам даже большому и слаженному коллективу молодых исследователей. Надо выбрать темы, наиболее легко выполнимые силами начинающих, а также такие, которые в настоящее время являются наиболее важными для преобразования природы родного края. Например, можно изучать вопрос о снабжении сырьем или водой действующих и проектируемых предприятий, изучать животных — вредителей полей, огородов и лесов, изучать развитие оврагов или сыпучих песков и тем самым помочь бороться с ними и т. п.
      Если работа в походе или на стационаре будет производиться по одной теме, то серии наблюдений могут вести поочередно два-три наблюдателя, например, при метеорологических или гидрологических наблюдениях, при изучении жизни животных и т. п., или же двое исследователей ведут совместно одну работу, например, один геолог осматривает обнажения, другой ведет записи, а на следующий день они меняются ролями; так же в паре удобно вести и ботанические и зоологические сборы.
      Если исследование проводится комплексно, то есть если надо описать все особенности природы района и его населения-каждому участнику поручается только одна серия наблюдений. Например, одному поручают общее описание района и общий дневник хода работ отряда, другие могут заняться ботаническими или зоологическими, или геологическими наблюдениями. Несколько человек выделяются для записи фольклора (сказок, песен, игр, легенд), для сбора свечений по истории и занятиям населения.
      Во главе исследовательской группы должен стоять более опытный старший товарищ, знающий район работ, привычный к полевой жизни и умеюший руководить научной работой. Но даже группы из двух-трех человек, конечно, могут работать самостоятельно, если зимой они хорошо подготовились. Бытовые работы во время похода — приготовление пищи, присмотр за костром и прочее — производят дежурные; их назначают по очереди из участников похода.
      Кроме желания заниматься научной работой и умения наблюдать явления-природы, от каждого участника похода требуются такие навыки и качества, которые обязательны при любом туристском походе: надо подчиняться дисциплине отряда, выполнять добросовестно все обязанности — научные и бытовые, согласно общему порядку, не предпринимать рискованных и самовольных вылазок. Надо научиться преодолевать трудности пути и работы, не унывать при малейших препятствиях и неблагоприятных условиях.
     
      Научное снаряжение
      В этой книге не приведены сведения о туристской и бытовой стороне научно-исследовательской работы — о снаряжении, необходимом для походов, об одежде, питании, распорядке переходов и т. п. Все это можно найти в различных пособиях и справочниках по туризму — «Спутнике юного туриста», «Спутнике туриста», «Справочнике путешественника и краеведа» и др.
      В каждой главе этой книги указано, какие простейшие научные инструменты понадобятся для соответствующей специальности. В большинстве случаев даже с несложным снаряжением и приборами можно произвести ценные наблюдения.
      Каждому участнику похода полезно иметь простенький компас, чтобы ориентироваться при экскурсиях, и палку (посох) с нанесенными на ней дециметрами для всевозможных измерений. Для геологических работ нужен специальный горный компас, а для глазомерной съемки годится любой компас или буссоль. Для гидрологических работ, глазомерной съемки, наблюдений над животными, метеорологических наблюдений и для распределения времени работ, переходов и отдыха необходимы часы; анероид нужен для определения высот и метеорологических наблюдений; термометр и фотоаппарат полезно иметь в каждой самостоятельной группе. Хороший фотограф всегда является желанным участником похода: можно заснять и научные объекты (ландшафты, растения, зверей, выходы горных пород и т. п.) и участников похода во время выполнения научных работ, и бытовые сцены. Отчет о работах всегда гораздо интереснее и понятнее, если он сопровождается фотоснимками. Специальные инструменты, необходимые при различных исследованиях, указаны ниже, в соответствующих главах.
      При горных и водных походах очень полезен бинокль; так как обычный бинокль тяжел, то в пеших походах лучше взять с собой половину бинокля — одноглазый (такие есть в продаже). Во многих случаях нужна лупа — 5 или 10-кратная.
      Во время наблюдений не следует брать с собой много груза — всякая тяжесть мешает научной работе. Всё лишнее недо оставлять на базе, и при однодневных походах, кроме специального научного оборудования, следует иметь с собой только запас еды на время работы, плащ на случай дождя и тёплую куртку или свитер для холодных вечеров и дней.
      Снаряжение удобнее всего носить в рюкзаке; боковая тяжелая сумка мешает при ходьбе. В рюкзак можно класть и собранные коллекции за исключением ?ех которые помещают в специальные вместилища (например растения - в гербарную папку). Компас н записную иижку можно класть в карманы куртки или в нагрудные карманы гимнастерки. Очень удобно носить их в специальной кожаной или матерчатой сумочке на поясе. Анероид, бинокль и фотоаппарат носят на ремне через плечо, чтобы они всегда бьпи под рукой. Карту надо носить в специальной сумке-планшетке (палетке) с прозрачной пластинкой целлулоида, либо заворачивать в целофан или прозрачный пластикат и носить в рюкзаке. Карта без прозрачной обертки очень скоро изнашивается и протирается на сгибах.
     
      Как вести наблюдения и записи
      Исследователь должен воспитать в себе внимание и терпение. Надо привыкнуть тщательно осматривать изучаемый объект или детально изучить явление, процесс, обратить внимание не только на одну, бросающуюся в глаза, особенность, а на все мелочи, изучить их подробно, а затем понять и охватить явление в целом. Так, изучая растительное сообщество, важно увидеть не только яркие, бросающиеся в глаза цветы, но также и невзрачные, едва заметные травки или лишайники. В выходе горных пород надо изучить не только красивые пласты, выдающиеся из обнажения, но и разрушенные, неясные, осыпающиеся промежуточные слои. Если сначала трудно разобраться в сложном объекте или явлении — надо упорно добиваться полного понимания и не уходить с места наблюдения, пока явление не будет зафиксировано во всей его полноте.
      Основное правило — записать все на месте наблюдения, не надеясь на свою память. Если маршрут длинен, то к вечеру миожество сделанных за день наблюдений вытеснят из памяти более ранние, и без дневных записей не все удастся восстановить.
      Записи в поле вносят в записную книжку. Удобнее всего иметь книжку размером 9X12 см или немного больше, чтобы она входила в карман и вместе с тем не была слишком мала.
      Ее следует сделать из клетчатой бумаги (удобной для зарисовок) в переплете, покрытом некрашеной материей. Цветные переплеты на дожде линяют, пачкают руки и страницы книжки. У книжки сбоку должно быть ушко для карандаша. Если при зарисовках требуется резинка, ее привязывают к книжке на веревочке.
      Записи заносят в книжку простым (не химическим) карандашом средней твердости — № 2, НВ или В; более мягкие хороши для записи во время дождя. Если по характеру исследований необходимо сделать много зарисовок, то записи располагают на правой стороне разворота, оставляя левую для рисунков. При некоторых работах записи производят сразу на особых бланках или таблицах.
      Все интересные, редкие, ценные объекты изучения надо сфотографировать или зарисовать. Так, следует снимать выходы горных пород, типы растительности, животных и их гнезда и норы, формы рельефа (овраги, обрывы, ледниковые холмы, горные виды и т. п.), типы берегов, завалы, заломы, пороги, различные формы облаков, разрушения, причиненные оползнями, обвалами, наводнениями и т. п. Однако многие детали не видны или неясны на фотографиях, поэтому надо уметь зарисовать объекты своей работы, чтобы запечатлеть на бумаге все, что представляет интерес.
      Вечером на базе или привале все записанное за день следует переписать начисто в дневник — общую толстую тетрадь с. крепким переплетом. Это важно потому, что дневные записи приходится делать наспех, не задерживая работы; иногда записям мешают дождь, ветер, холод, комары. Кроме того, при просмотре собранного за день материала в голову приходят новые сопоставления, которые необходимо записать. Запись производится на обеих сторонах разворота, рисунки перерисовываются в соответствующих местах текста. Записи на бланках и таблицах вечером надо проверить.
      На первой странице записной книжки и дневника пишут название отряда, района, тему работы, год, фамилию наблюдателя и адрес, куда надо доставить книжку в случае потери. Серия записей каждого дня как в книжке, так и в дневнике начинается с указания даты (число и месяц) и, для проверки, дня недели. Тут же записывают пункт стационарной работы, дневной отрезок маршрута (исходный и конечный пункты) и число пройденных за день километров или размеры изученной площади. Записи в дневнике следует вести чернилами или же простым карандашом.
      Наличие дневника и записной книжки предохраняет записи от гибели: записную книжку можно потерять, потопить, уронить в костер и т. п. Но надо помнить, что записи наблюдений — самый ценный результат работы исследователя, и надо беречь записную книжку, дневник, коллекции и научные инструменты больше, чем свое личное имущество.
      По окончании работ дневник и записную книжку везут с собой и ни в коем случае не сдают в багаж и не отсылают по почте.
      Записи фотоснимков производит сам фотограф в особой тетради или в конце общей полевой книжки.
      Страницы разграфляют на следующие графы: 1) номер снимка, 2) номер катушки пленки или коробки пластинок,
      3) дата, 4) объект съемки, 5) время суток, 6) диафрагма, 7) экспозиция, 8) светофильтр, 9) условия освещения, 10) научное значение кадра. В начале указывают, какой объектив у аппарата и каким пользовались негативным материалом.
      Записи об условиях съемки полезны для самого фотографа. Для научных целей важны лишь дата и запись об объекте и научном значении кадра. При видовых снимках записывают подробнее, какие формы рельефа, типы растительности и т. п. захвачены снимком и ориентировку аппарата (хотя бы грубо: на север, юг, восток и т. п.). При цветных снимках указывают цвет объекта.
      Вечером на базе или привале приводят в порядок материалы, собранные за день — пишут постоянные этикетки, производят определения по определителям, завертывают и укладывают камни, перекладывают гербарные листы, снимают шкурки с млекопитающих и птиц и т. п. (см. соответствующие главы).
      Необходимость посвящать вечера приведению в порядок научных наблюдений заставляет соответствующим образом располагать работу: желательно, чтобы полевые наблюдения заканчивались в 3 — 4 часа дня, и после отдыха и еды, в 6 часов вечера, начиналась научная работа в лагере. Если по условиям похода надо сделать, например, пеший переход в несколько дней, при котором по вечерам нельзя будет иметь удобных лагерных условий, — можно работать в поле ежедневно до темноты, но зато позже сделать дневку специально для приведения в порядок наблюдений. Для этого можно использовать также ненастные дни, когда большинство исследований вести трудно.
      В зависимости от объектов наблюдений надо предусмотреть транспорт для перевозки коллекций. Нести на себе в рюкзаке коллекцию растений или животных, не говоря уже о камнях при многодневных пеших маршрутах невозможно, их следует погрузить на вьючную лошадь или телегу, или отправлять коллекции с промежуточных пунктов почтой или по железной дороге. Ящики для коллекций для перевозки по железной дороге, на автомашине и на пароходе делаются прочные, но такие, чтобы общий вес их с содержимым не превышал 25-30 кг. Внутрь вкладывают записку с указанием, что это за коллекция и кому предназначена (адрес, школа и т.п.) и такую же надпись делают где-нибудь снаружи.
      Кроме научных записей, рекомендуется вести ещё общий дневник работы, в который ежедневно записывают условия работы, погоду (если нет отдельного метеорологического дневника), какие работы проводились в данный день, что им мешало, главные результаты. При комплексных исследованиях записи по каждой специальности производят в особом дневнике.
     
      Как составлять отчет и обрабатывать материалы
      Обработать материалы наблюдений — это значит определить все собранные образцы горных пород, растений животных, привести в порядок записи, проявить и отпечатать фотографии, вычертить начисто карты, разрезы, профили.
      Свои коллекции надо показать специалистам, чтобы установить, что можно определить самим, что передать для определения в научные институты. После определения надо решить, что выделить для школьного музея, что для краеведческого, и что представит интерес для специальных институтов. Коллекции после определения монтируются для музея так, чтобы их было удобно рассматривать; каждый образец должен иметь четко и красиво написанную этикетку.
      Карты как маршрутных глазомерных съемок, так и специальных ботанических, зоологических, геологических, геоморфологических съемок, надо вычертить на белом ватмане тушью, соблюдая масштаб, принятые условные знаки и раскраску соответствующими цветами. Профили и разрезы вычерчивают на ватмане или на миллиметровке и раскрашивают; для горных областей вертикальный масштаб разрезов принимают равным горизонтальному, для равнин и плоскохолмистых районов вертикальный масштаб может быть в пять или десять раз больше горизонтального. Рисунки следует перерисовать в специальный альбом или же вклеить в отчет. Фотоснимки проявляют и печатают, увеличив до необходимого размера. Смотря по характеру снимков и произведенных исследований, можно составить различные альбомы — отдельные по каждой теме исследований, и общий альбом, отражающий жизнь отряда, бытовые сцены, разные рабочие моменты. Снимки очень ценны также для иллюстрации статей в стенгазетах и необходимы для отчета, к которому можно приложить специальный альбом, или же вклеить отдельные снимки в текст.
      Отчет о работе должен заключать следующие главы:
      1) Задачи работ, состав участников, распределение между ними наблюдений, объем проделанных исследований, направление и общая длина маршрута или расположение и размеры изученной площади.
      2) Краткое общее описание исследованного района: его административное положение (область, край, район) и положение по отношению к рекам и путям сооощения. Оощая характеристика рельефа, рек и озер, климата, геологического строения, почв, растительности, животного мира; населенные пункты. Объем этой главы отчета может оыть весьма разнообразен, в зависимости от того, что составляло тему работ. Описание климата, рек, геологии, растительности, животного мира — если они были темой отдельных исследований — можно вынести в специальные главы. Обзор можно составить по литературным данным и дополнить своими материалами. Если участникам похода трудно написать такой обзор — можно ограничиться самыми краткими данными.
      3) Специальные главы — отдельные для каждой темы. В них излагают фактический материал наблюдений и выводы, которые из него могут быть получены. Если фактический материал обширен — его удобнее дать в виде приложения к отчету: например, таблицы метеорологических и гидрологических наблюдений, описание обнажений, карточки описания животных и растений и прочее. Специальные главы не должны быть слишком перегружены сырым фактическим материалом.
      4) В заключительной главе следует дать основные выводы по произведенным работам. Если исследование было комплексным, то есть охватывало все физико-географические особенности района в целом, то желательно в этой главе дать выводы о взаимной связи явлений. Таковы, например, связь рельефа с горными породами, геологическим строением и геологическими процессами; связь вод с рельефом; связь климата с рельефом и водными массами; связь режима вод (ледостав и ледоход, уровень рек и озер, половодье) с климатом; связь растительности с рельефом, грунтовыми и поверхностными водами и климатом; связь почвенного покрова с растительностью, рельефом, горными породами и климатом; связь животного мира с растительностью, климатом, водами и почвами. Выяснить эти связи удастся после изучения всех слагающих географического ландшафта и сделать это под силу опытному человеку. Начинающий исследователь может хорошо понять эти связи только после нескольких лет работы в каком-нибудь районе.
      5) Особо надо выделить практические выводы, которые можно сделать из произведенной работы. Надо отметить какие полезные или вредные виды животных найдены, результаты их деятельности; какие месторождения полезных ископаемых исследованы или вновь обнаружены; какое значение могут иметь реки района для энергетического хозяйства, для устройства мельниц; какой вред принесли овраги и как с ними бороться и т. п. Надо сообщить о всех таких практически важных объектах исследований соответствующим организациям или в местный отдел Географического общества Союза ССР или в краеведческое общество.
      Чтобы отчет имел опрятный вид и легче читался, его следует переписать на машинке и переплести.
      На произведенную исследовательскую работу надо смотреть не только как на подготовку будущего научного работника, но и как на вклад в дело изучения нашей великой родины. Поэтому и результаты работ надо бережно хранить: коллекции и экземпляр отчета, после того как они будут обработаны и не нужны для дальнейшей работы, надо передать в школьный музей или в какое-либо научное или музейное учреждение. Ведь впоследствии эти материалы могут понадобиться для других исследований, и они должны находиться в полном порядке и быть доступны для рассмотрения.


     
      ЛИТЕРАТУРА
      Бароздинов Н. М. Юный географ. Организация работы по географии в пионерской дружине, 1949.
      Корчагина В., Юные натуралисты летом, 1951.
      Путешествия по родной стране. Дневники пионеров и школьников, 1948 и 1950
      Справочник путешественника и краеведа, Под. ред. С. В. Обручева т. 1, 1949, т. II, 1950.
      Спутник туриста, Под ред. Б. Г. Котельникова, 1940 и 1941.
      Спутник юного туриста, Под ред. О. Архангельской, 1948.
     
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru