На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Как организовать в семье обучение ребёнка шести лет по «Азбуке». Янковская, Крылова. — 1963 г

А. В. Янковская и 3. Е. Крылова

Как организовать в семье
обучение ребёнка шести лет
по «Азбуке»

*** 1963 ***


PDF


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      Полный текст книги

 

      I. Как подготовиться к занятиям
      Вашему сыну или дочери исполнилось шесть лет. Семи лет по Закону о всеобщем обучении ребенок поступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от семьи или детского сада к школе.
      Вы, конечно, уже заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он все чаще просит вас рассказать сказку, почитать книгу, задает вопросы: Что тут написано? Какая это буква? Как пишется мое имя? Часто неожиданно для вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается самоучкой или при помощи старших братьев и сестер читать и писать отдельные слова.
      Все это вам следует учесть, вовремя удовлетворить и направить желание ребенка овладеть основами грамоты и счета. Надо помочь ему в этом путем посильных для него занятий, чередующихся с игрой и практической деятельностью.
      Иногда родители советуются с учителями школы, готовить ли ребенка к шкале. Одна часть учителей настаивает на этом, зная, что это облегчит ученику занятия в школе. Другая часть учителей советует воздержаться, так как неумелое руководство занятиями на первых шагах грамоты влечет за собой неправильные приемы чтения и письма.
      Для того чтобы занятия с ребенком не шли в разрез с методическими требованиями школы, составлена и издана настоящая «Азбука для обучения детей в семье».
      Составители «Азбуки» вместе с художниками, работавшими над иллюстрированием ее, поставили перед собой задачу дать не только учебную, но и веселую книгу, которая могла бы привлечь ребенка, вызвать у него любовь и оставить яркое впечатление на всю последующую жизнь. В тематике иллюстраций много игровых моментов: здесь и куклы, которых хочет обучать девочка, щенки, котята, которыхучит счету кот-царапка; на страницах «Азбуки» ребенок встретит любимых героев сказок: вот живой смышленый проказник Буратино, курочка-ряба, коза с козлятами и другие близкие детскому воображению образы. Прежде чем приступить к обучению ребенка по «Азбуке», каждый родитель или кто другой из взрослых членов семьи познакомит ребенка с общим видом книги, обратив внимание на иллюстрированную обложку, первую и последнюю страницы, на занятный форзац, где каждой букве соответствует изображение предмета, причем на форзаце буквы изображены не в алфавитном порядке, а в той последовательности, как они изучаются в «Азбуке».
      Как только ребенок усвоит несколько букв и поймет, что изображение предметов около буквы помогает ему выделить первый звук из слова и запомнить название буквы, он без вашей помощи будет рассматривать картинки форзаца и самостоятельно знакомиться с новыми буквами. Самостоятельность и пытливость малыша являются ценными качествами, которые в дальнейшем будут ему помогать в его учебной работе.
      В дальнейшем, когда ребенок познакомился с цифрами, следует обратить его внимание на манеру нумерации страниц: с каждой цифрой связана веселая картинка - бегущий ребенок, лыжник, футболист и др. Во всех иллюстрациях много динамики, юмора, свойственных детской жизни.
      Это следует понять и в таком игровом, бодром стиле вести ребенка к познанию грамоты, раскрывая передним многообразие мира, взаимоотношения людей, их занятия, труд, отдых.
      Каждое занятие по новой странице «Азбуки» начинается с беседы, в которой ребенок не только учится правильно говорить, не только обогащает свою речь новыми словами, но и получает новые представления, элементарные познания о том, что ему еще непонятно в окружающем мире.
      Такие беседы рекомендуется соединять с личным опытом самого ребенка, с его чувственными восприятиями окружающей природы, жизни и труда людей (что он видел, что слышал, что делал сам, что ему непонятно).
      В беседах надо затрагивать и воспитывающее содержание: объяснять ребенку хорошие и плохие поступки детей, навыки культурного поведения; грубое, недостойное поведение некоторых людей. Надо направлять мысль ребенка на добрый путь, избегая сухого морализирования.
      Прежде чем начать заниматься с ребенком, внимательно просмотрите все страницы «Азбуки» и прочтите до конца «Указания для родителей».
      Учебный материал книги для занятий по чтению и письму расположен на 70 страницах, по счету - на 18 страницах, по организации труда и практических занятий ребенка - на 14 страницах.
      Для всестороннего развития личности ребенка, кроме занятий чтением, письмом, счетом и трудом, нужно наладить еще занятия по рисованию, по физкультуре, по разучиванию стихотворений, песенок, движений под музыку, упражнять его в рассказывании и хотя бы один раз в неделю читать ему вслух художественные произведения с последующей беседой по прочитанному.
      Для занятий ребенка следует оборудовать уголок, поместить там стол с ящиком и стульчик, соответствующие росту ребенка, на стену повесить полочку, на которую убирать нужные для занятий пособия и материалы.
      В своем уголке ребенок - хозяин и отвечает за порядок в нем. Надо давать ему возможность заниматься в этом уголке и в свободное время.
      Учебный материал, помещенный в книге, обеспечивает занятия на протяжении восьми-девяти месяцев, примерно на сентябрь - май, то есть на обычный учебный год.
      Для того чтобы ребенок не утомлялся, предусматриваются перерывы в занятиях: зимний - в две недели в начале января и весенний - одну неделю в конце марта. Заканчивать занятия рекомендуется к 20-25 мая. Три летних месяца проводить занятия не следует, так как с 1 сентября ваш ребенок начнет посещать школу, а поэтому за лето должен отдохнуть и набраться сил.
      Авторы вовсе не настаивают на том, чтобы ребенок усвоил весь объем знаний и навыков, предусматриваемых книгой. Это в значительной мере зависит от состояния здоровья ребенка, его способностей, от возможностей старших членов семьи уделять время на занятия.
      Очень желательно, чтобы каждая мать и каждый отец позаботились хотя бы о том, чтобы их ребенок освоил до школы половину содержания книги, то есть изучил бы материал первых 52 страниц «Азбуки», которые предназначаются на первые четыре месяца занятий.
      В этом случае ребенок получит знания в следующем объеме: он будет знать несколько стихотворений, сказок, уметь рассказывать, изучит 19-20 звуков и букв алфавита, научится читать и писать, освоит состав чисел до пяти включительно, научится лепить, рисовать, конструировать, делать игрушки и поделки.
      И такой объем знаний и умений, полученных до школы, облегчит ему занятия в первом классе и обеспечит успех.
      Прежде чем приступить к занятиям, надо приготовить нужное для них оборудование.
      Для упражнений в письме и рисовании надо приобрести 2 тетради в одну линейку, 2 тетради в две линейки по косым, 2 тетради в клеточку для записи цифр, 2 тетради без линеек для рисования, 2 карандаша с мягким графитом, 6 цветных карандашей.
      Тетради № 1 по всем разлиновкам заполняются ребенком во время занятий со взрослыми. Тетради № 2 предназначены для его самостоятельных занятий в свободное время. «Уроков» в этом возрасте не задают, но не надо запрещать ребенку по своему желанию нарисовать, написать, повторить те же упражнения в тетради № 2, которые он исполнял под руководством воспитателя.
      В книгу вложена разрезная азбука, которую воспитатель хранит у себя, а ребенку отдает отдельные буквы только по мере их прохождения. Изученные буквы ребенок хранит в- своей буквенной кассе.
      Воспитатель с первых же дней занятий приучает его содержать кассу с буквами в порядке.
      Мы рекомендуем изготовить две кассы: кассу № 1 на первое полугодие на 20 букв, в которой буквы размещаются не по алфавиту, а в порядке изучения их по книге, кассу № 2, в которой 33 буквы расположены в алфавитном порядке. Кассы в 33 буквы имеются в продаже, и их можно приобрести в любом книжном магазине или школьном киоске.
      Для изготовления кассы № 1 следует взять кусок полотна размером в школьную тетрадь, то есть 20 см на 16 см, и настрочить на него для кармашков, в которые будут вставляться буквы, четыре полоски полотна высотой в 1,5 см. Первая полоска настрачивается на 3 см ниже верхнего края, вторая - на 7 см ниже верхнего края, третья - на 11 еж и четвертая - на 14 см ниже верхнего края. Затем нужно на каждой полоске сделать 5 кармашков для букв. Для этого надо прострочить полоски поперек, всего выйдет 20 кармашков. На каждом кармашке чернилами или химическим карандашом надо написать буквы в порядке их изучения:
      1 -й ряд - буквы а, у, м, р, ш;
      2-й ряд - буквы п, ы, л, н, с;
      3-й ряд - буквы о, к, х, т, д;
      4-й ряд - буквы в, б, з, ж, г.
      Кармашки кассы ребенок будет сам заполнять буквами по мере их изучения. Он их хранит в кассе, вынимает для составления из них слов, а затем сам убирает в кассу.
     
      II. Обучение чтению и письму
      Весь процесс обучения грамоте детей шести лет по звуковому аналитико- синтетическому методу авторами разделен на десять ступеней и длится 8-9 месяцев. Подготовительная ступень охватывает 7 страниц «Азбуки»: 3, 4, 5, 8, 9, 12, 13; длится 4 недели, за которые надо провести 12-14 занятий по подготовке к чтению и 12-14 занятий по письму, то есть всего 24-28 занятий. За этот период ребенок изучает три звука и буквы: а, у, м.
      Изучение звуков и букв алфавита и овладение слоговым составом слов распределено на 8 ступеней чтения и письма с постепенным нарастанием трудности.
      1-я ступень чтения и письма - 8 страниц «Азбуки» (стр. 14, 15, 16, 17, 20, 21, 24, 25), длится 5 недель, и надо провести 15 занятий по чтению и 15 занятий по письму.
      За этот период ребенок изучает 7 букв: р, ш, п, ы, л, н, с, читает слоги в 2 буквы, читает и пишет слова в 1-2 слога.
      2-я ступень чтения и письма - 6 страниц «Азбуки» (стр. 28, 29 30, 31, 34, 35), длительностью 3 недели по 10-12 занятий чтением и письмом, изучаются 3 звука и буквы: о, к, х, чтение слогов в 3 буквы и слов в 5 букв.
      3-я ступень чтения и письма - 6 страниц «Азбуки» (стр. 38, 39, 42, 43, 44, 45), длится 3 недели по 1012 занятий чтением и письмом, изучаются 6 звуков и букв: т, д, в, б, з, ж, чтение и письмо двусложных слов в 6 букв и трехсложных слов в 6-7 букв.
      4-я ступень чтения и письма - 8 страниц «Азбуки» (стр. 48, 49, 52, 53, 54, 55, 56, 57), длительностью 4 недели, то есть по 12 занятий чтением и письмом, изучаются 3 буквы: г, э, и, ребенок знакомится с мягкими согласными, составляет, читает и пишет слова с мягкими согласными.
      5-я ступень чтения и письма - 8 страниц «Азбуки» (стр. 60, 61, 62, 63, 66, 67, 68, 69), длительностью 3 недели, то есть по 9 занятий чтением и письмом (изучаются три звука и буквы: й, е, ё), составление, чтение и письмо слов с мягкими согласными и четырехсложных слов.
      6-я ступень чтения и письма - 8 страниц «Азбуки» (стр. 72, 73, 74, 75, 76, 77, 80, 81), длительностью 3 недели, то есть по 9 занятий чтением и письмом (изучаются две буквы: я, ю), продолжение
      составления чтения и письма слов с мягкими согласными, знакомство со слогами со стечением согласных - стой, стол.
      7-я ступень чтения и письма - 6 страниц «Азбуки» (стр. 82, 83, 86, 87, 88, 89), длительностью 3 недели, то есть по 9 занятий чтением и письмом, изучаются 4 новые буквы: ч, ц, щ, ф, чтение и письмо трехсложных и четырехсложных слов.
      8-я ступень чтения и письма - 5 страниц «Азбуки»( стр. 92, 93, 94, 95, 96), длительностью 3 недели, то есть по 9 занятий чтением и письмом, изучаются буквы: ь, ъ, составление, чтение и письмо слов с мягким знаком в конце и середине слова, например: конь, коньки, с разделительным мягким и твердым знаком, например: семья, съезд.
      Заключительная ступень - 6 страниц «Азбуки» (стр. 97, 100, 101, 102, 1 03, 104), служит для упражнений в чтении и письме и для закрепления навыков чтения и письма.
      По полугодиям учебного года материал «Азбуки» можно разделить так: в первом полугодии (сентябрь - декабрь) надо с ребенком заниматься по материалам подготовительной, первой, второй и третьей ступеней чтения и письма.
      Во втором полугодии (январь-май)-по материалам четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и заключительной ступеней.
      Каждая страница «Азбуки» организована авторами так, что помогает правильно изучать новые звуки и буквы и вырабатывать у ребенка правильные приемы чтения и письма.
      На каждой странице есть иллюстрация для беседы, то есть для развития речи ребенка. Напечатана новая буква, слоги и слова с ней в столбиках, отдельные предложения и связный текст для чтения.
      Для обучения письму в нижней части каждой страницы даны образцы изучаемых букв и их элементы, а также слова с новыми буквами. Письмо дано по косой разлиновке в 2 линейки, то есть по той разлиновке, которая применяется в первом классе школы.
      По каждой странице «Азбуки» требуется следующая последовательность в ходе занятий.
      1. Занятия начинаются с рассмотрения ребенком рисунка, затем он объясняет содержание его, родитель или то лицо, которое ведет занятие, старается ввести в разговор те слова, которые напечатаны на этой страничке в столбиках. Рассказывая, ребенок спрашивает, что ему непонятно, что он хотел бы еще узнать. Надо приучать своего маленького ученика рассказывать не отдельными словами, а предложениями.
      2. После беседы следует слого-звуковой анализ слов, то есть устные упражнения по разделению слов на слоги и звуки. Выделяется новый звук, ребенок придумывает слова с новым звуком с помощью картинки.
      3. Далее воспитатель показывает печатную букву и предлагает ребенку сложить из букв разрезной азбуки слово, которое он только что разделил на слоги и звуки. 5-6 слов для разделения на звуки и составления из разрезной азбуки следует подбирать из столбиков слов каждой страницы так, чтобы обеспечить сочетание нового звука с ранее пройденными. Например, на странице 39 выделяется новый звук д. Для анализа и составления надо взять слова Даша, дом, дым, душ.
      В задачу обучения чтению входят не только усвоение ребенком новых букв, а также и усвоение слогов с этой буквой.
      4. Затем воспитатель заставляет ребенка прочесть вслух каждое из составленных 4 слов, Отмечая указкой тот слог, который он должен читать, то есть после упражнений в звуковом анализе проводится упражнение в звуковом синтезе: ребенок учится слитно читать слог из двух-трех букв. Этот четвертый этап занятия необходимо выполнять, так как этот прием подготовляет ребенка к чтению по книге.
      5. Только после такой подготовки, когда ребенок сам выделил новый звук из слова, сам разложил слово на звуки, сам составил слова из разрезной азбуки и сам их прочитал, можно приступать к чтению странички букваря. Сначала ребенок читает слова в столбиках. Для того чтобы приучить его читать сознательно и самостоятельно, не подсказывайте ему правильных ответов, избегайте читать за ребенка слова и тексты на страничке, Добивайтесь, чтобы ребенок сам прочитал слово. Основу чтения - слог - ребенок должен освоить своими силами.
      Если ребенок затрудняется прочитать слово, скажите ему это слово и заставьте его слово произнести по слогам, назвать звуки (а не буквы) слогов. После этого он сам прочитает слово.
      После чтения слов в столбиках следует чтение предложений. Больших затруднений при чтении текстов для ребенка не представится, если вы провели всю вышеуказанную подготовку, так как большинство слов на странице им уже изучено и освоено. Занятия чтением длятся 20-30 минут. После занятий чтением сделайте перерыв 10-15 минут, пусть ребенок побегает, попрыгает, повозится.
      6. После изучения новой буквы на уроке чтения ученик учится ее писать. По образцам прописей азбуки родитель записывает элементы буквы в его тетради по косой разлиновке и объясняет, как их надо писать; ребенок пишет одну-две строчки элементов. Затем воспитатель в его тетради записывает новую строчную букву и объясняет, как нужно ее писать по косой разлиновке. Ребенок пишет одну-две строчки новой буквы. Занятия письмом также длятся 20-30 минут.
      а) Подготовительная ступень
      За 24-28 занятий по подготовке ребенка к чтению и письму следует иметь в виду такие задачи:
      1. Развивать у ребенка устную речь путем разговоров и бесед по иллюстрациям книги, научить его отвечать на вопрос не отдельным словом, а полным ответом, научить составлять предложения в два-три слова по иллюстрациям книги. Например, по странице 3 можно составить предложения: «Девочка держит мишку», «Мальчик учится читать» и т. п.
      2. Научить ребенка различать в предложении слова, указать, сколько слов в предложении, какое слово первое, второе, третье. На составление предложений и деление их на слова следует затратить два-три занятия, а затем упражнять в этом ребенка на протяжении всего подготовительного периода.
      3. Надо научить детей разделять слова на слоги. Первоначально воспитатель сам произносит слово по слогам (ма-ма), а дети за ним повторяют и говорят, какой первый слог, какой второй. На страницах 4-й и 5-й нашей «Азбуки» даны упражнения на различение слов в один-два и три слога. Например, мак -один слог, гамак - два слога, точки - два слога, листочки - три слога и т. д. На занятия по делению слов на слоги надо затратить три-четыре занятия, а затем проводить это упражнение при изучении новых звуков и новых слогов.
      4. Надо научить ребенка выделять по слуху звук из слога и слова. Для произнесения отдельных звуков и выделения звуков из слов даны упражнения на страницах 8, 9, 12. После выделения нового звука воспитатель показывает ребенку печатную букву, соответствующую звуку. Дети печатают новую букву в тетрадке по одной линейке. К концу подготовительной ступени дети будут знать три звука и буквы: а, у, м.
      При выделении звуков родителю надо правильно называть звуки без созвучия гласной, то есть ммм, шшш, ссс, а не эм, мэ. ша, эс.
      Упражнения в звуковом анализе слов длятся 4-5 минут.
      5. После устных упражнений следует занятие по подготовке руки ребенка к письму: ребенок рисует контуры предметов по страницам 3, 8, 9, бордюры, учится писать карандашом в тетрадке с косой разлиновкой элементы букв и буквы (см. стр. 3, 4, 5, 8, 9, 12). Надо, чтобы ребенок успел за подготовительный период написать все упражнения по письму, данные на указанных страницах, в том объеме, как они даны.
      Воспитателю надо следить за правильной посадкой ученика: он должен сидеть прямо, не опираться грудью о стол, ноги должны стоять на полу или на подставке, если стульчик высокий. Обе руки до локтя лежат на столе. При косом письме тетрадь лежит с косым наклоном, карандаш ученик держит тремя пальцами, конец карандаша должен быть направлен в правое плечо.
      б) Первая ступень чтения и письма
      Первая ступень обучения длится 5 недель, за 30 занятий чтением и письмом ребенок изучает еще 7 звуков и букв и учится слитно (без перебора букв, а по следам анализа) читать слог в две буквы и слова в один-два слога.
      Эта ступень самая ответственная для первых усилий ребенка: понять слитное чтение слога и овладеть им.
      Надо очень тщательно следить за правильными приемами чтения, не раздражаться, если ребенок не сразу понимает и одолевает правильное чтение, не читать за него, не подсказывать ему, а терпеливо, ласково, настойчиво повторять с ним упражнения по звуковому анализу (деление слова на слоги и звуки, составление слова из разрезной азбуки).
      Слово, которое ребенок сам сознательно составил из букв, он обязательно правильно прочтет. Не спешите читать с ним печатную страницу книги. Для формирования навыка чтения составление слов из букв, чтение слов из букв дают больший эффект, чем чтение по книге.
      На протяжении занятий чтением и письмом в этот период перед нами стоят следующие задачи:
      1. Продолжать развивать речь ребенка путем бесед по иллюстрациям «Азбуки».
      2. Изучить с ним 7 новых звуков и букв: р, ш, п, ы, л, н, с, то есть научить ребенка в первую очередь различать эти звуки в нашей живой речи, выделять эти звуки из слогов и слов, составлять слова из знакомых букв.
      3. Систематически, ритмично упражнять нашего маленького ученика в чтении и письме слогов с новым для него звуком, чтобы он не только усвоил начертания как печатных, так и письменных букв, но усвоил бы слоги из двух букв с новой буквой в сочетании с ранее пройденными.
      4. Непосредственно за разложением слов на звуки следует обратный процесс-соединение звуков в слог и чтение слова по слогам.
      На этой ступени для усвоения материала каждой странички «Азбуки» следует работать два дня, то есть провести два занятия по чтению и два занятия по письму. В первый день ребенок выделяет новый звук, печатает его в тетрадке по одной линейке, составляет слоги и слова, пишет элементы новой буквы и букву в тетради по косой линейке. На следующий день он разлагает слова на звуки, составляет их из разрезной азбуки, читает их, а затем читает всю страницу «Азбуки». На уроке письма ребенок пишет новую букву и слова с ней.
      5. Обучение письму строчных букв не должно отставать от чтения, иначе не будет прочной связи между печатной и письменной буквой.
      Каждую букву ребенок учится писать два дня. Сначала он пишет элементы буквы и букву две, три строчки. На другой день он снова пишет новую букву и слова с ней по образцам прописи.
      Надо следить за тем, чтобы ребенок правильно, тщательно по соответствующим линейкам писал элементы буквы и букву, а при письме слов делал бы правильное соединение букв.
      При письме надо постоянно следить за правильной посадкой ребенка, положением тетради и карандаша.
      К концу первой ступени чтения и письма ребенок знает 10 звуков и букв. В его кассе хранятся знакомые буквы.
      С самых первых упражнений в чтении надо стремиться к тому, чтобы ребенок читал слово по слогам без перебора букв. Это ребенку дается не сразу, достигается это повторными упражнениями в чтении одних и тех же слогов и слов.
      Полезно новые для ребенка слоги, например на странице 14 ра и ру, заставлять его писать печатными буквами в тетрадке по одной линейке. Так в его тетрадке будут накапливаться все новые и новые слоги. Надо упражнять ребенка в повторном чтении изученных слогов и достигнуть того, чтобы он их читал слитно, без перебора букв.
      в) Вторая и третья ступени чтения и письма
      Вторая ступень чтения длится три с половиной недели. За 20-22 занятия чтением и письмом ребенок изучит еще 3 звука и буквы: о, к, х, и будет овладевать чтением закрытого слога в три буквы (шар, мак) и двусложных в 5 букв (кошка, сахар).
      Ход занятий по каждой странице «Азбуки» остается тот же самый, который указан на первой ступени чтения и письма.
      К задачам второй ступени, кроме указанных пяти на первой ступени, добавляются еще следующие:
      а) путем беседы по страницам 26 и 27 «Азбуки» и рассказа подготовить ребенка к предстоящему празднику годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, организовать с ним прогулку в праздник по улицам и отметить радостное настроение людей и праздничный вид улиц;
      б) приучить ребенка делить на звуки слог в три звука и составлять его из букв разрезной азбуки, читать и писать слова в 3-5 букв;
      в) на уроке письма учить писать не только новые строчные, но и заглавные буквы, учить писать слова с новыми буквами;
      г) организовать самостоятельную работу ученика по составлению слов из букв разрезной азбуки к картинкам на страницах 31, 35 и к картинкам, вкладки в «Азбуку» с последующей записью составленных слов в тетрадях по косым линейкам.
      На этой ступени ребенок уже усваивает, что каждое слово состоит из нескольких звуков, он уже умеет.разделить слово на слоги, выделить звуки из слога, составить его из букв разрезной азбуки и правильно прочитать по слогам.
      Упражнения с разрезной азбукой занимают 8-10 минут занятия; на этой ступени ребенок составляет уже за это время 6-7 слов. Например, на странице 43 изучается новый звук б, ребенок анализирует следующие слова: рыба - слог ба, бусы - слог бу, боты - слог бо, шубы - слог бы, собака - трехсложное слово, состоящее из 6 букв, барабан - трехсложное слово, состоящее из 7 букв. Все эти слова он составляет из разрезной азбуки и читает вслух по слогам по указке.
      К концу второй ступени обучения ребенок уже знает 13 букв, они размещены в кассе № 1, в его тетрадке по одной линейке записаны печатным шрифтом новые для него слоги - ро, но, ка, ку, ко, ха, хо - и слова в три буквы: хор, сыр, мак, рак. Эти новые для ребенка слоги и слова надо по тетрадке повторно читать на трех-четы-рех занятиях.
      В тетрадке по косым линейкам записаны буквы и слова с новыми буквами.
      К концу этой ступени, то есть через три месяца занятий, ребенок уже владеет слитным чтением слога в две буквы без перебора букв и плавным чтением слов по слогам. Если он этим не овладел, значит, обучающий недостаточно его упражнял в разделении слов на слоги и звуки, в составлении слов из разрезной азбуки, в чтении их по слогам, в печатании слогов с новой буквой и повторном чтении их, а без достаточной подготовки заставлял ребенка читать слова и тексты по книге. В таком случае надо усилить те виды упражнений, которые подготавливают ребенка к слитному чтению слога.
      Чтение новых слогов в три буквы будет еще затруднять ребенка к концу второй ступени. Он будет читать этот слог в два приема: ша-р, ма-к. Только путем повторных упражнений по чтению слогов в три буквы на второй и третьей ступенях он овладеет слитным чтением слога в три буквы за один прием. Достигнуть этого необходимо для правильного развития навыка чтения.
      Третья ступень чтения длится три с половиной недели. За 20 занятий по чтению и письму ребенок изучит еще 6 звуков и букв: т, д, в, б, з, ж.
      Ход занятий по каждой странице «Азбуки» остается прежним. К задачам обучения чтению и письму добавляются новые: а) научить чтению и письму трехсложных слов в 5-6-7 букв и слов двусложных в 6 букв;
      б) учить читать связные тексты из трех-четырех предложений, например на страницах 38, 42, 44, 45, и пересказывать их;
      в) к письменным упражнениям списыванию прописей добавляется запись изученных букв, слогов и слов под диктовку.
      Для усвоения каждой страницы «Азбуки» нужно по-прежнему два дня, то есть два занятия по чтению и два занятия по письму.
      К концу третьей ступени, то есть после четырех месяцев занятий, ребенок изучил 19 звуков и букв, в его кассе № 1 размещены 19 знакомых ему букв, из которых он составляет слова и читает их.
      В его тетрадке по одной линейке записаны печатным шрифтом новые для него слоги: та, ту, ты, да, ду, ды, до, и другие новые слова в три буквы: тут, дом, дым, душ, жук и др.
      Авторы на основе опыта обучения детей шести лет предполагают, что за 4 месяца занятий с ребенком можно изучить материал подготовительной ступени и первых трех ступеней чтения и письма.
      За эти четыре месяца ребенок освоит более половины букв алфавита, научится читать слитно слоги в 2 и 3 буквы, научится писать все пройденные строчные буквы и более легкие заглавные, будет уметь списывать слова и писать их под диктовку.
      Этим объемом знаний и навыков можно ограничиться для дошкольной подготовки ребенка.
      г) Четвертая - восьмая ступени чтения и письма
      Второе полугодие (январь - май).
      На протяжении четырех месяцев второй половины учебных занятий по грамоте надо продолжать в первую очередь развивать речь ребенка путем бесед по иллюстрациям книги, наблюдений окружающего, пересказа прочитанных текстов, р- ассказывания знакомых ему сказок. Можно прочитать ребенку и научить его рассказывать следующие сказки: «Лиса и кот», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная шапочка». Желательно заучить наизусть
      4-5 стихотворений, например: «Кораблик» А. С. Пушкина, «Мать и дети А. Н. Плещеева, стихотворение о временах года и детских забавах.
      За последние четыре месяца ребенок изучает последние 14 звуков и букв алфавита, учится читать более трудные слоги: с мягкими согласными, с разделительным мягким и твердым знаком, со стечением согласных (стол, семья, объехал и т. д.), учится писать чернилами.
      Содержание каждого занятия чтением по-прежнему состоит из следующего:
      1. Беседа по иллюстрациям, составление предложений, деление их на слова с указанием порядка слов.
      2. Устные упражнения на разделение слов на слоги и звуки, выделение новых для ребенка звуков, придумывание им слов с новым звуком и определение места этого звука в слове.
      3. Показ новой печатной буквы и печатание ее карандашом в тетрадке по одной линейке.
      4. Составление из букв разрезной азбуки слов с новой буквой, чтение их.
      5. После такой подготовки чтение новой страницы «Азбуки».
      6. Пересказ прочитанного.
      Занятия по письму новых строчных и заглавных букв проводятся по тому же плану, как за первое полугодие, то есть дети пишут элементы букв, новые буквы, строчные и заглавные, слова с новыми буквами. Кроме того, надо научить детей писать слова под диктовку.
      Начиная с четвертой ступени чтения и письма ребенку следует дать кассу № 2, в которой воспитатель вместе с ним распределит все знакомые буквы по кармашкам в порядке алфавита. Ребенок постепенно привыкнет к новой кассе и далее новые пройденные буквы сам будет размещать в порядке алфавита.
      Составление слов из букв разрезной азбуки является необходимым упражнением в период изучения всех букв алфавита, то есть применяется на протяжении всего второго полугодия.
      Ребенок постепенно овладевает правильным, плавным чтением текстов с соблюдением паузы и понижения голоса на точке. Воспитатель, после того как ребенок прочел страницу, должен прочитать ее вслух с выражением для постепенной подготовки к беглому выразительному чтению.
      Для усвоения каждой страницы букваря по-прежнему нужно два дня.
      На протяжении последних месяцев занятий ребенок знакомится с мягким звучанием согласных. Мягкие согласные изучаются как отдельные звуки, Понятие о мягких согласных-дается путем сопоставления звучания твердых и мягких согласных в словах, например в слове Маша - первый звук м, в слове Миша - первый звук мь. Надо их рассматривать как два разных звука.
      На четвертой ступени ребенок знакомится с мягкими согласными, в которых мягкость обозначена буквой и. Слоги с мягкими и твердыми согласными помещены на страницах «Азбуки» парами, например на странице 55 - ры-ри, сы-си, зы-зи. Дети учатся составлять эти слоги из букв разрезной азбуки, читать с ними слова и писать.
      На пятой ступени идет дальнейшее знакомство с мягкими согласными, в которых мягкость обозначена буквами е и ё, например на странице 69 - вол-вёл, нос-нёс, пол - пёс и т. д.
      На шестой ступени ребенок знакомится с мягкостью согласных, обозначаемых буквами я, ю, например на странице 75 - Ната-Катя, Вера - Варя, Лида-Надя и т.д.
      На восьмой ступени - с мягкостью согласных, обозначаемых в конце и середине слова мягким знаком, например на страницах 93-94 - жар - жарь, угол - уголь, коньки - кульки.
      На этой же ступени ребенок знакомится со слогами с разделительным мягким и твердым знаками, например на странице 95 - семя-семья, Коля-колья, на странице 96 - сел - съел, обедаю - объедаю и т. д.
      Для лучшего запоминания этих трудных слогов рекомендуется составлять их из разрезной азбуки и записывать в тетрадке по косым линейкам.
      На страницах 97-103 дан материал для чтения на заключительной ступени обучения: рассказы, сказки, стихи. Их нужно с ребенком прочесть для того, чтобы поупражнять ребенка в чтении после того, как он изучит все буквы алфавита и одолеет чтение трудных слогов.
      Умение прочитать текст без предварительной подготовки - результат всего процесса обучения грамоте.
      Текст подобран нетрудный, вполне посильный ребенку, овладевшему предварительным материалом «Азбуки».
      III. Как обучать счету и решению задач
      Материал по обучению счету расположен на следующих страницах «Азбуки»: 10-11, 22-23, 36-37, 4647, 58-59, 64-65, 78-79, 90-91, 98-99.
      Для занятий по счету надо приготовить следующее оборудование: счетные палочки (лучше из пластмассы), арифметическую кассу с цифрами до 10 и знаками +; -; =; две тетради в клеточку,
      В тетради № 1 ребенок под руководством взрослого учится писать цифры, записывает примеры по образцам, данным на страницах по счету, считает и рисует группы предметов для знакомства с составом числа, как это показано в книге.
      Для упражнений на каждое число, начиная с 3, отведены две страницы. На рисунках левой страницы ребенок знакомится с числом, с печатной и письменной цифрой и со счетом в пределе данного числа. По рисункам правой страницы составляются и решаются простейшие задачи и примеры на сложение и вычитание.
      При знакомстве с числом ребенок считает предметы, нарисованные на левой странице. Взрослый, занимающийся с ребенком, или его руководитель должен обратить внимание ребенка на те группы, из которых составлено данное число. Например, на первой картинке в числе 5 ребенок видит 4 котят, пересчитывает их: «И еще один котенок бежит к ним, всего пять котят». На остальных картинках этой же страницы ребенок опять считает: «Три козочки едят листочки, а две козочки бодаются рожками. Едят листочки три козочки, да еще... четыре, пять. Всего пять козочек». К следующей картинке (кот и 4 котенка) можно запомнить стихи: «Кот- царапка, кот-мурлыка учит деток танцевать. Ну-ка, детки, правой, левой. Раз, два, три, четыре, пять» и т. д.
      При знакомстве с числом надо использовать палочки. У каждого ребенка должно быть 10 палочек. «Положи столько палочек, сколько ребят играют в волейбол». Из палочек ребенок строит различные фигуры, зарисовывает их. Работа с палочками способствует развитию конструктивных способностей ребенка. Кружочки домино также используются для счета групп, образующих данное число.
      Мелкие рисунки левой страницы служат для закрепления числа и счета, например в числе 7. «Положи столько квадратиков (взять из вкладыша), сколько нарисовано флажков, и под ними поставь цифру из цифровой кассы». Можно дать задание ребенку зарисовать в тетради вишни так, как нарисованы вишни на странице с числом 5, и под каждым рисунком записать соответствующую, цифру.
      При знакомстве с монетами надо проводить с ребенком игру «Мы в магазине». Ребенок покупает перышки, карандаши, резинки, картинки и т. п. и платит соответствующими монетками.
      На правой странице каждого числа даны картинки для составления задач, рассказов. Например:
      1. Под большим грибом 3 цыпленка укрываются от дождя. К ним бегут еще 2 цыпленка. Сколько всего цыплят собирается под гриб?
      2. А вот лягушки не боятся дождичка. Они и под дождем будут сидеть. Посчитаем, сколько лягушек забралось на большой лист. На листе сидят 5 лягушек. Три лягушки прыгают в воду. Сколько лягушек осталось на листе?
      3. Посчитаем, сколько яблок в углу. В углу 7 яблок. Ежики уносят 2 яблока ежатам. Сколько яблок осталось в углу?
      4. На ветке сидят 6 ворон, к ним летит еще одна ворона. Сколько всего ворон?
      Родитель или другое лицо, обучающее ребенка, не должен забывать ставить вопрос к задаче. «Сколько медвежат осталось около дерева? Сколько щенят осталось под зонтом? Сколько всего птичек поет?» и т. п. Без вопросов задача не бывает.
      Рядом с картинкой дан образец записи решения задачи. Такую же запись ребенок выкладывает печатными цифрами из кассы, затем записывает в тетради. Знак + читается «прибавить», знак - читается «отнять», знак = «получится» при сложении и «останется» при вычитании.
      Нельзя ограничиваться составлением и решением задач только по картинкам, данным в пособии. Руководитель придумывает сам задачи, например: У Юры было 2 апельсина. Он отдал Тане 1 апельсин. Сколько апельсинов осталось у Юры? Изобрази решение задачи печатными цифрами. После задач, составленных руководителем, надо практиковать составление задач ребенком.
      «А теперь ты сам придумай задачу про яблоки или про грибы. Реши ее на палочках. Покажи ее решение печатными цифрами». Когда ребенок на ряде задач с картинками или с палочками или с другими пособиями усвоит изучаемый случай сложения или вычитания, тогда можно переходить к решению примеров. Если ребенок будет затрудняться в решении примеров с отвлеченными цифрами, надо ему предложить решить их на палочках, кружочках, треугольниках или на других фигурах. Решение примеров ребенок изображает печатными цифрами и записывает в тетради письменными цифрами.
      В «Азбуке» даны картинки не ко всем случаям сложения и вычитания в пределах каждого числа. Родители могут подобрать эти картинки сами. Для того чтобы облегчить эту работу, приведем практический материал.
      Стр. 47. К числу 5 составить задачу к примеру 5-4.
      Стр. 59. К числу 6 составить и решить задачи:
      3 + 3 2 + 4 1 + 5 6 - 1 6 - 5
      После составления и решения задач рекомендуем решить примеры:
      2 + 3 = 5 - 3 = 3 + 3 = 6 - 4 =
      4 - 3 = 1 + 4 = 1 + 5 = 6 - 5 =
      Стр. 65. К числу 7 составить задачи к примерам:
      5 + 2 2 + 5 7 - 4 7 - 5 7 - 6
      Стр. 79. К числу 8 составить задачи к примерам:
      8 - 4 8 - 5 8 - 6 8 - 7
      Решить примеры:
      1 + 7 = 3 + 5 = 8
      2 + 6 = 8 - 1 = 8
      Стр. 91. К числу 9 составить задачу к примерам:
      7 + 2 5 + 4 9
      Решить примеры (повторение числа 8):
      6 + 2 = 4 + 4 = 8
      5 + 3 = 8 - 3 = 8
      Составить задачи к примерам:
      9 - 6 9 - 7
      Решить примеры:
      4 + 5 = 2 + 7 = 9
      3 + 6 = 1 + 8 = 9
      Стр. 99. К числу 10 составить задачи к примерам:
      4 + 6 2 + 8 1 + 9 10 - 3
      4 = 8 - 6
      5 = 8 - 7
      - 3 9 - 5
      4 = 8 - 6
      5 = 8 - 7
      9 - 8
      5 = 9 - 7
      6 = 9 - 8
      Решить примеры (повторение числа 9):
      2 + 7
      3 + 6
      4 + 5 9 - 4
      9 - 5 9 - 6
      9 - 7 9 - 8
      Составить и решить задачи к примерам:
      10 - 7
      10 - 8
      10 - 9
      Решить примеры:
      3 + 7 = 2 + 8 = 10 - 6 = 10 - 8 = 4 + 6 = 10 - 5 = 10 - 7 = 10 - 9
      Занятия арифметикой надо чередовать с занятиями по обучению грамоте и по труду, независимо от того, после каких страниц азбуки стоят страницы арифметики.
      Переходить к следующему числу можно только после того, как ребенок усвоил предшествующее число.
     
      IV. Как организовать самостоятельные практические занятия ребенка
      Ребенок любит мастерить что-либо: строить, рисовать, подражать трудовым движениям взрослых: косить, рубить дерево, забивать гвоздики, подметать пол, стирать, приготовлять кушания и т. п. Все это приносит ему большую пользу.
      Авторы уделили большое внимание практической и трудовой деятельности ребенка. Правильно организованные практические занятия имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они развивают мышление ребенка, учат внимательно всматриваться в окружающие его предметы и явления, вырабатывают у него элементарные трудовые навыки, укрепляют его волю, формируют его характер, приучают его к точности и аккуратности.
      Ребенок работает с большей радостью, когда он видит результаты своей работы. Надо поощрять желание ребенка работать и учить его лепить, строить, мастерить, резать, клеить.
      Практические занятия проводятся под руководством взрослых. Постепенно ребенок привыкает работать самостоятельно и занимается без помощи взрослого в свободное время.
      В «Азбуке» на 14 страницах даны образцы изобразительной деятельности ребенка - лепка, рисование, вырезывание из бумаги, наклейка вырезанного, складывание из бумаги, вышивание и другие работы с текстилем, конструирование с помощью строительного набора, геометрических фигур, изготовление игрушек и мелких поделок.
      На страницах 6 и 7 нарисовано оборудование для занятий по лепке:
      1. Коробка с пластилином разных цветов.
      2. Дощечка, на которую кладется глина или пластилин.
      3. Палочка, с помощью которой можно сделать углубление в глине или провести отдельные линии.
      4. Ребенку следует еще иметь тряпочку, о которую он будет вытирать руки.
      Мать или кто-либо из взрослых знакомит ребенка с новым для него материалом - пластилином или глиной, которые легко поддаются изменению и принимают любую форму. Ребенку надо показать первые приемы работы с этими материалами: как сделать лепешку, как скатать шарик или колбаску между ладонями. После показа каждого из приемов предложить ребенку выполнить показанный образец.
      На следующем занятии можно рассмотреть с малышом на странице 6 простейшие предметы: баранки, чашечки и блюдца, птички. На глазах у ребенка взрослый лепит какой-либо из этих предметов и объясняет каждый прием работы. Например, для чашечки надо скатать шарик, выдавить углубление, подравнять края, скатать отдельно маленькую колбаску и прикрепить ее к чашечке в виде ручки.
      Дети охотно лепят те предметы, с которыми потом можно играть. Изделия ребенка следует сохранять, убирать на полочку. Образцы, сделанные взрослыми, сохранять не надо.
      Когда ребенок на двух-трех занятиях овладеет лепкой простейших предметов, можно, пользуясь рисунками «Азбуки», показывать и объяснять ему, как лепить морковку, яблоко, грушу, уточку, зайчика.
      Еще через два-три занятия можно показать ему, как лепить фигуры людей, животных, которые даны в книге. На этой ступени можно лепить уже не из одного куска пластилина, а вылеплять отдельные части туловища, голову, руки, ступни, а затем все это скреплять.
      Позднее можно попробовать слепить сюжетную композицию. В книге дана иллюстрация к сказке "Репка". Можно дать иллюстрацию к любой сказке, сделав ее из пластилина или глины.
      2. Рисование
      Для занятий рисованием надо заготовить альбомчики или тетради для рисования, простой мягкий карандаш, шесть цветных карандашей: красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный. Через три месяца, когда ребенок освоит основные цвета, можно дать ему двенадцать карандашей, то есть добавлять цвета: розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый, серый, белый. С января, то есть через четыре месяца после начала занятий по азбуке, можно применять рисование красками.
      Сначала ребенок рисует из прямых линий предметы, помещенные на страницах «Азбуки»: домик, забор, елочку, стол, стул, флажки.
      Затем его можно знакомить с геометрическими формами, которые воспитатель вырезает из вкладки в «Азбуке». Вкладка разрезается постепенно, сначала ребенок знакомится с квадратом, ему объясняют, что все четыре стороны квадрата равны, у квадрата четыре равных угла. Воспитатель выдает ребенку квадраты, вырезанные из вкладки, предлагает наложить их на лист тетради, обвести карандашом их контуры и закрасить их цветными карандашами. Надо показать, как заштриховывать аккуратно, не заводя карандаш за контуры фигуры. Затем следуют занятия, знакомящие ребенка с треугольником, прямоугольником, кругом, ромбом.
      Одновременно при знакомстве с геометрическими формами идет рисование предметов: шары, деревья, цветы, лопатка, грибы, ягоды, овощи. Образцы таких предметов даны на страницах «Азбуки», надо показать ребенку, как все эти предметы можно зарисовать.
      Позднее можно перейти к рисованию рыб, птиц, четвероногих животных, фигур людей.
      При занятиях рисованием и лелкой нужно стремиться, чтобы ребенок по возможности видел тот предмет, который он будет рисовать или лепить - морковку, яблоко, уточку, птичку. Если нельзя показать самый предмет, рассматривается его изображение на картине или в образце, выполненном воспитателем.
      Первое время детям надо показывать, как лепить и рисовать, и объяснять, как это делать. Постепенно надобность в этом отпадает, и взрослый только выполняет и объясняет образцы и приемы, которые для детей являются новыми.
      3. Работа с бумагой
      Для работы с бумагой и мягким картоном нужно приготовить ножницы, ножик, клей, кисточку, дощечку или картонку, на которой будет намазываться бумага, бумагу разных цветов, плотную для фона и тонкую для вырезывания, тонкий картон, тряпочку.
      Надо, чтобы ребенок овладел на первых же занятиях умением правильно держать ножницы и пользоваться ими, резать бумагу сначала по прямой линии, а затем учить ребенка повертывать кусок бумаги и ножницы и резать в разных направлениях, резать по кругу. Все это делается взрослым путем показа всего процесса, отдельных приемов с пояснением каждого действия. Самыми первыми работами с цветной бумагой может быть составление узоров и рисунков из геометрических фигур. На первом занятии воспитатель сам нарезает из цветной бумаги геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, ромбы, из них составляет на бумаге узоры и фигуры. Можно воспользоваться образцами из книги и сложить домик, бабочку, лесенку и т. п.
      Затем воспитатель знакомит ребенка, как надо обращаться с клеем и кисточкой: намазывать клей надо на дощечке или картонке, намазанную часть надо положить на бумагу и пригладить чистой тряпочкой.
      Образцы работы из бумаги с наклейкой помещены на 40-41 страницах «Азбуки». Здесь даны образцы аппликации из бумаги - самолет, трактор, сюжетная картинка из цветной бумаги: зима и снежная баба, лето, домик, сад и цветы.
      Когда ребенок будет выполнять какой-либо из этих образцов впервые, надо вместе с ним разобрать образец: назвать его, указать и назвать все его части. Например, аппликация «Домик с забором»: «Вот стены домика, какого они цвета? Вот крыша, какой она формы? Какого цвета? Вот окна, двери. Около дома садик, он обнесен оградой из прямых полосок бумаги, ограда ниже дома, в саду растет дерево, оно выше ограды» и т. п.
      Воспитатель для первого раза вырезает сам отдельные более сложные части разобранной картинки, более простые части - дверь, окна, ограду - может вырезать ребенок. Затем на бумаге составляется картинка из отдельных частей и начинается наклейка.
      С каждым занятием малыш работает все более и более самостоятельно и переходит сначала на самостоятельную работу по образцу, а потом и на самостоятельное творчество без образца.
      На страницах 32-33 даны образцы вырезывания симметрических форм путем складывания бумаги: бумажные салфеточки, квадратные и круглые. Квадрат бумаги надо сложить вчетверо и вырезать сначала край бумаги, а затем дырочки посередине салфетки.
      Приведены образцы закладок из бумаги; цветная плотная бумага складывается в два раза и отрезается полоска длиной, равной всей закладке. Затем из бумаги другого цвета вырезается какая-либо фигура -бабочка, петушок, цветок. Вырезанная фигура приклеивается к более узкой и короткой полоске бумаги. Узкая полоска вкладывается в середину закладки, обе стороны закладки смазываются клеем и склеиваются.
      На этой же странице показана рамочка из плотной бумаги или тонкого картона. Сначала вырезается рамочка, затем - украшения из тонкой бумаги для уголков рамочки. На обратной стороне рамки приклеивается петелька и наклеивается лист плотной бумаги с прорезью наверху для вставления картинки.
      Интересны образцы изделий на стр. 85 из пустых коробок: из коробки от печенья сделан шкафчик для кукольной посуды, коробка из-под зубного порошка красиво отделана аппликацией.
      Помощь взрослого будет заключаться в следующем: надо показать ребенку приемы вырезывания частей, которые ему еще неизвестны или плохо им усвоены.
      На страницах 84-85 даны образцы игрушек из бумаги, сделанных путем складывания бумаги без склеивания: бумажная стрела, бумажный змей с хвостом из ниток, лодочка, вертушка, самолет, голубь и т. д.
      К некоторым из этих игрушек даны рисунки, указывающие последовательность складывания из бумаги. Например, стрела складывается из квадрата, его нужно сложить четыре раза, получится 8 частей, 8 треугольников. В сложенный квадрат вкладывается полоска бумаги - стрела готова! Также рисунком показан последовательный ход складывания лодочки из бумаги.
      Самолет вырезается из плотной бумаги и состоит из четырех частей: корпус, в прорези которого вставляется планочка - крылья и маленькая планочка - хвост, булавкой прикрепляется пропеллер. Голубь состоит из двух частей: контур корпуса птицы, в прорезь которого вставляются вырезанные крылья.
      При исполнении ребенком этих более сложных работ ему нужно помогать: он не может самостоятельно сделать выкройки и складывать бумагу по чертежу, нужен показ воспитателя и объяснение приемов работы.
      4. Конструирование
      Для занятий по конструированию нужно приготовить «Строительный набор». Такой набор можно или купить ребенку в игрушечном магазине, или изготовить самим: напилить деревянных кирпичиков, кружочков, дощечек. Для конструирования из геометрических фигур вырезаются из вкладки «Азбуки» все фигуры. Когда ребенок с ними уже ознакомился, можно начинать складывать различные узоры из них, как показано на странице 70.
      Можно, рассматривая вместе с ребенком образцы предметов и рисунков, сложенных из геометрических фигур, сначала показать ему, как выкладывать лесенку, звезду, домик, затем предложить ему самому сложить некоторые предметы. Когда он это осилит, можно приступить к складыванию более трудных образцов, данных на этой странице: бабочки, парохода, паровоза, фигуры человечка.
      В «Азбуке» на странице 71 даны образцы конструирования из строительного набора: домик, стул, диван, стол. Когда ребенок овладеет составлением их без помощи воспитателя, можно спросить его, как он будет строить тот или иной образец. Пусть он расскажет, как он построит, например, башню, пароход. После разбора рисунка нужно предложить ребенку складывать его, если он затрудняется, надо помочь ему. Позднее он сам будет придумывать все новые и новые конструкции.
      Конструирование развивает у детей точность зрительных восприятий, точность движений, умение различать направление - вверху, внизу, вправо, влево и другие конструкторские умения. Этот вид занятий для ребенка полезней, и надо поощрять такие занятия, а не запрещать.
      5. Игрушки и поделки из природного материала и бумаги
      Маленькие дети любят собирать разнообразный природный материал: листья деревьев, шишки, ягоды рябины, желуди, головки мака, плоды шиповника, мох, колосья, камешки - и любят мастерить что-либо из них.
      На 18 и 19 страницах «Азбуки» даны образцы поделок из природного материала: бусы из рябины и соломы, куколка из соломы, гирлянды из соломы, кольцо для салфетки, отделанное узором из соломы.
      Все эти работы доступны детям и интересуют их.
      На 50 и 51 страницах даны образцы елочных украшений и игрушек из бумаги: цепи, гирлянды, флажки, цветы, корзиночки, дед-мороз из еловой шишки, корзиночка из шишки, паяц, Буратино, снегурочка, сова, петух, зайка, хлопушки, цыплята из грецкого ореха и т. п.
      Накануне Нового года желательно провести несколько занятий по изготовлению елочных игрушек. Подготовка к елке вносит большую радость в жизнь ребенка.
      6. Изделия из текстиля
      На страницах 32-33 даны образцы работ из текстильных материалов: закладка из ленты с вышивкой и бахромой, закладка из плетеного шнурочка с помпоном, на рисунке показано постепенное изготовление помпона из шерсти: вырезаются два картонных кольца, они туго обматываются шерстяными нитками при помощи иголки, обмотка разрезается ножницами посередине и перевязывается крепкой ниткой между двумя картонными кольцами; кольца выбрасываются, помпон готов.
      Дан образец квадратной салфеточки из канвы или любого материала с бахромой и вышивкой посередине, даны образцы разнообразных вышивок на салфеточках или платках.
      В заключение остается повторить, что самостоятельные практические занятия ребенка имеют большое воспитательное и образовательное значение. Надо их вести систематически с ребенком.
      Они проводятся 4 раза в неделю: два раза рисование или лепка, два раза труд. Мы предлагаем проводить их по следующему плану: рисование - 1-2 раза в неделю, лепка - в 2 недели раз, изготовление игрушек из природного материала или конструирование - 1 раз в неделю, работа с бумагой или текстилем - 1 раз в неделю.
      При систематических занятиях трудовые и практические навыки детей совершенствуются из месяца в месяц. Ребенок овладевает приемами употребления простейших орудий труда: ножниц, ножа, иглы, умениями работать с различными материалами: глина, пластилин, бумага, текстиль, природный материал, клей.
      Чем лучше вы объяснили ребенку первые простейшие приемы работы, чем тщательнее вы следили за тем, чтобы он выполнял ваши указания, всегда доводил работу до конца, тем увереннее он работает и быстрее переходит на самостоятельное мастерство в свободное время. Приучайте ребенка после занятий убирать помещение, все ставить и класть на нужные места.
      Никогда не говорите ребенку, что он сделал плохо: скажите ему: «Ты еще не научился делать так, как нужно, твою работу мы сохраним, а потом, через некоторое время, ты увидишь, что ты стал работать лучше». Не выбрасывайте, не уничтожайте его работ, а сохраняйте их в шкафчике или в шкатулочке. Ему самому интересно будет взглянуть через года два на свои первые работы и осознать, как он вырос, как научился работать, что послужит стимулом к дальнейшему приобретению навыков в труде.
      Заключение
      Дорогие родители, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что «Азбука», изданная Учпедгизом для детей шести лет, поможет вам в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
      Учебный материал книги авторы старались сделать доступным и интересным для ребенка этого возраста.
      Издательство и художники богато иллюстрировали каждую страничку книги. Рисунки доставят ребенку радость. Они помогут ему удовлетворить стремление овладеть чтением, письмом и счетом.
      В «Указаниях для родителей» мы старались помочь вам организовать обучение ребенка.
      Мы объяснили, что в первую очередь надо учить ребенка понимать окружающую его природу и жизнь людей, учить его хорошо говорить, рассказывать.
      Надо регулярно заниматься с ребенком, соблюдать установленный для него режим дня.
      Мы неоднократно указывали вам, что в занятиях с шестилетним ребенком надо быть терпеливым, ласковым, не торопить его, не стараться сказать за ребенка, когда он не сразу находит правильный ответ. Заставляйте ребенка думать и работать самостоятельно.
      Не надо запрещать ему и в свободное время взять в руки «Азбуку», посмотреть еще раз картинки, самому почитать. Мы предупреждаем вас, что он будет заглядывать в те страницы, по которым вы еще не занимались. Он будет вас по-прежнему спрашивать: «Какая это буква? Что здесь написано? Что нарисовано?» Надо удовлетворять его интерес к печатному слову и рисункам и коротко ответить на вопросы. В этом залог самодеятельности, дальнейшего самообучения, самообразования ребенка. Мы неоднократно следили за обучением маленьких детей и убедились в том, что живые, способные дети по своей инициативе опережают объем знаний, даваемый им при обучении, идут дальше и знакомятся с новыми звуками и буквами. Не надо этого запрещать.
      Мы уверены в том, что если вы сумели наладить обучение ребенка так, что оно было для него сознательным, легким, интересным, он будет самостоятельно браться за «Азбуку», которая, конечно, станет его любимой книжкой. Он будет стремиться писать, рисовать, ему не надо препятствовать в этом, для его самостоятельных занятий предназначена тетрадь № 2. Надо только следить за тем, чтобы он писал в ней так же тщательно, как и на занятиях с вами. Он будет играть в «школу», в «магазин», обучать своих кукол, мишек, зайчиков, писать за них на листочках, нумеровать игрушки и т. п.
      С самых первых дней занятий воспитывайте у ребенка любовь и интерес к учебному труду. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неуспехи, не подрывайте его веру в себя, говоря, что он бестолковый, глупый.
      Если ребенок не хочет заниматься, значит, занятия для него трудны, а потому неинтересны.
      В неудачах ребенка всегда ищите свои неудачи как преподавателя и воспитателя, старайтесь заниматься с ним так, чтобы ему были понятны ваши требования, а задания интересны. Не перегружайте ребенка заданиями.
      Учите ребенка находить удовлетворение в том, что он учится, знает отдельные буквы, читает, пишет, считает - скоро будет грамотным и сможет сам читать сказки, стихи, рассказы. Не надо поощрять его прилежание конфетами, игрушками, отметками - все это лишнее. Игрушки и подарки он будет получать независимо от обучения. Воспитывайте в нем желание учиться, стать грамотным, находить удовлетворение в том, что он с каждым днем продвигается к заветной цели: научиться читать и писать.
      Чаще читайте ребенку вслух интересные книги, объясняя ему окружающую жизнь, придерживайтесь правды без нелепых выдумок о том, чего он еще не знает. Когда он выучится читать, дарите ему детские книги, сборники сказок, песен, образовательные игры.
      В «Указаниях для родителей» мы создали для вас как бы путеводитель по «Азбуке».
      Мы описали, как надо заблаговременно подготовиться к занятиям. Во второй главе дали подробное указание, как надо обучать чтению и письму. В третьей главе, как обучать счету и решению задач. В четвертой главе, как организовать практическую трудовую деятельность, детей.
      В главе «Обучение чтению и письму» мы раскрыли вам весь процесс обучения грамоте по десяти ступеням чтения и письма, описали и обосновали звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, изложили последовательный ход занятий по страничке букваря.
      Мы указали, что первой задачей обучения грамоте является развитие у ребенка слуха и умения различать звуки нашей речи, поэтому метод называется звуковым.
      Второй задачей является выработка у ребенка умения делать слоговой и звуковой анализ слова, то есть уметь разложить слова на слоги, а слог на звуки, и определить порядок слогов и звуков в слове, поэтому метод называется аналитическим.
      Третьей задачей является изучение звуков и букв, обозначающих эти звуки как в печатном, так и в письменном начертании, то есть в обучение включаются не только звуковые, но и зрительные восприятия.
      Четвертая задача - научить ребенка слитно читать, слог в две, а потом в три буквы и слова по слогам. Слияние звуков в слог - процесс синтетический, поэтому метод называется синтетическим.
      Взрослые, не владеющие методом обучения грамоте, минуя три первые задачи, используют только четвертую, то есть начинают со зрительных впечатлений, изучения букв и чтения без анализа, они исключают из процесса обучения слуховые восприятия и умения ребенка выделить звуки из слова анализ.
      Такое неправильное обучение толкает ребенка на по-буквенное чтение, то есть у него неправильно формируется навык чтения, последствием чего будет большое количество ошибок при чтении и при письме.
      Мы описали очень подробно содержание и задачи подготовительной и первой ступеней обучения грамоте, как наиболее ответственные. Раскрыли дополнительные задачи всех остальных ступеней.
      Надеемся, что всё это поможет вам правильно заниматься с ребенком.
      Желаем вам и вашему сыну, дочери или внукам успеха в ваших занятиях. Обучение ребенка в дошкольном возрасте - это большое, полезное дело.
      Обучение в дошкольном возрасте имеет решающее значение Для дальнейших успехов вашего ребенка, а также имеет большое государственное значение, так как способствует успешным занятиям в школе и успешной подготовке кадров для строительства новой жизни.
      Напишите нам о вашем опыте обучения ребенка и его результатах по адресу: Москва, И-18, 3-й проезд Марьиной рощи, дом № 41, Учпедгиз. Редакция учебников русского языка.
      Опишите нам и те затруднения, которые встречали ребенок, обучаясь по нашей «Азбуке», и вы, следуя «Указаниям для родителей».

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.