На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сюжетные картинки по развитию речи в 1 классе, 1962
Методические указания к «Сюжетным картинкам» 1 кл., 1962

Татьяна Георгиевна Дьяконова
Мария Карповна Щербак

Сюжетные картинки
и Методические указания
по развитию речи
в 1 классе

*** 1962 ***


PDF

Картинки


PDF

Методика


Сохранить как TXT: kartinki1-metod-1962.txt

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      СОДЕРЖАНИЕ

      Введение
      Работа с пособием
      I. Первое сентября
      II. Два упрямца
      III. Случай в лесу
      IV. За ягодами
      V. Заблудилась
      VI. Наседка
      VII. Лиса и козёл
      VIII. Старшая сестра
      IX. Первые шаги
      X. Школьная ёлка
      XI. Кормушка
      XII. Ледоход
      XIII. Восьмое марта
      XIV. На школьном огороде
      XV. Первое мая



Пересобрали картинки по порядку.
В темах XI-XIII сканы открыток отсутствуют.

      ВВЕДЕНИЕ

      Начальная школа приступила к осуществлению новой программы, утвержденной Министерством просвещения РСФСР.
      Перестройка работы школы требует коренного улучшения учебно-воспитательной работы, активизации усвоения знаний учащимися на основе их самостоятельности и активности.
      Чтобы обеспечить такую работу, учитель должен иметь в своем распоряжении разнообразный дидактический материал, без которого ему очень трудно добиваться желаемых результатов.
      Одним из видов такого дидактического материала являются сюжетные картинки как раздаточный материал. Такого рода пособие давно получило общее признание педагогов как пособие, особенно полезное для начинающих учиться детей.
      Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и он усвоит их на лету».
      Необходимость использования картинок в систематической работе учителя по развитию речи детей не требует доказательств. Особенно остро нуждается в них сельская малокомплектная школа. Но в то же время в школе такой материал отсутствует.
      Предлагаемое пособие «Сюжетные картинки по развитию речи в I классе» должно хотя бы отчасти восполнить недостаток в дидактическом материале.
      Данное пособие представляется как раздаточный материал для индивидуальной работы детей. Всего в пособии 15 тем — 48 картинок.
      Каждая (из 15) тема представляется в виде развернутого картинного плана того или иного рассказа или события.
      Картинный план, затрагивая эмоции детей, помогает создать отчетливые, конкретные представления детей о данном событии в целом и в частях, обогащает, уточняет словарь детей, помогает анализировать, сопоставлять, обобщать и, что очень важно, излагать виденное в определенной последовательности.
      Пособие в виде раздаточного материала позволяет учителю давать разные варианты работы детям, поощрять их творческую инициативу.
      Содержание картинок подобрано в соответствии с новой программой по большинству программных тем.
      Пособие состоит из 15 серий картинок по следующим темам:
      1. Первое сентября.
      2. Два упрямца.
      3. Случай в лесу.
      4. За ягодами.
      5. Заблудилась.
      6. Наседка.
      7. Лиса и козел.
      8. Старшая сестра.
      9. Первые шаги.
      10. Школьная елка.
      11. Кормушка.
      12. Ледоход.
      13. Восьмое марта.
      14. На школьном огороде.
      15. Первое мая.
     
     
      РАБОТА С ПОСОБИЕМ
     
      I. Первое сентября (3 картинки)
     
      Первое занятие по картинкам можно провести по теме, «Первое сентября», пока в памяти детей еще не изгладились волнующие впечатления о первом дне в школе.
      Выдавать сразу три картинки нельзя. У детей еще нет никакого опыта в работе по нескольким картинкам сразу. Их надо приучать к этому постепенно.
      Сначала дети получают первую картинку, где семья в лице матери, бабушки и брата собирает девочку первый раз в школу.
      Пусть дети рассмотрят картинку, расскажут, что на ней изображено, назовут всех персонажей, дадут имена детям, обратят внимание на одежду детей. Потом уже сопоставят с собой, так ли и их собирали в школу, кто помогал собираться и т. д. Закончить работу по первой картинке составлением примерно 3—4 предложений. Например: «Катю записали в I класс. Сегодня первое сентября. Мама и бабушка собирают ее в школу. Брат Миша ждет ее. Они вместе пойдут в школу».
      После этого дети получают вторую картинку и по ней составляют продолжение рассказа о Кате: «Катя с братом Мишей весело идут в школу. Катя несет портфель и букет цветов».
      Сопоставляют содержание первой и второй картинок.
      На первой — Катя была еще дома, а на второй — она уже на улице идет в школу вместе с другими детьми. Перед тем как дать третью картинку, можно задать классу вопрос: «Вот у меня есть еще третья картинка про Катю. Как вы думаете, где теперь будет Катя?» Дети дадут разные ответы, могут сказать: «в школе», «в классе».
      После просмотра картинки дети устанавливают, что Катя у школы. Она подошла к учительнице и дает ей букет Цветов.
      После этого предложить детям разложить картинки перед собой по порядку, чтобы по ним можно было составить рассказ о Кате. Затем несколько учеников по очереди расскажут его: один — по первой картинке, другой продолжит и т. д. Такой коллективный рассказ можно повторить 2—3 раза, чтобы побольше детей втянуть в активную работу.
      Необходимо следить за речью детей, исправлять их ошибки.
      Урок можно закончить рассказом 2—3 учеников о том, как они первый раз пошли в школу.
      Можно урок закончить и заучиванием маленького стихотворения про школу или, если раньше начали учить с учителем, повторить его. Можно еще провести зарисовку. Пусть дети нарисуют в своих альбомах то, что лежало в их портфелях. А в портфелях лежали учебные вещи: букварь, задачник, тетрадь, альбом, карандаши.
      Примерные стихотворения для заучивания:
     
      ПЕРВОКЛАССНИК
     
      Поступил я осенью
      в школу в первый «А»,
      я считаюсь школьником
      с первого числа.
     
      Ровно в восемь тридцать
      утром каждый раз
      тридцать девять школьников
      входят в первый класс.
     
      Тридцать девять школьников —
      дружная семья.
      Все шагают парами.
      В первой паре я.
     
      ШКОЛЬНИКИ
     
      Ребята-семилетки
      сегодня первый раз
      по всей стране Советской
      шагают в первый класс.
     
      В большой и светлой школе
      для всех открыта дверь.
      Мы все пришли учиться,
      мы — школьники теперь!
     
      Мне теперь не до игрушек,
      я учусь по букварю.
      Соберу свои игрушки
      и Сереже подарю.
     
     
      II. Два упрямца (3 картинки)
     
      На следующее занятие можно предложить тему «Два упрямца». Эта сказка про козликов проста по сюжету, доступна для понимания детей данного возраста. Дети любят животных, а козлики в изображении художника Комарова очень хороши.
      Все три картинки можно дать сразу. В предварительной беседе сказать учащимся, что на прошлом занятии по картинкам они получали по одной, а теперь получат все три картинки сразу. Картинки надо внимательно рассмотреть, сообразить, о ком здесь будут составлять рассказ и в каком порядке надо разложить картинки.
      Дети с удовольствием будут рассматривать картинки и, вероятно, без особых затруднений разложат их правильно. Учитель просмотрит, и, если будут у кого-нибудь ошибки, он сразу исправлять не будет, а предложит этим детям внимательно послушать других. Нескольким учащимся, правильно разложившим картинки, можно предложить рассказать, как они разложили картинки и почему так. Класс слушает. После этого спросить у тех, у кого были ошибки, согласны ли они с тем, как рассказали ученики, указать на ошибки и предложить разложить правильно.
      Эту часть урока не следует комкать, так как учащиеся впервые самостоятельно осмысливают последовательность рассказа и пусть твердо убедятся в правильности своих действий.
      Дальше пойдет работа по содержанию каждой картинки в отдельности, хотя предварительно можно дать общие вопросы: «О ком рассказывается на этих картинках? Про кого мы будем составлять рассказ?»
      Разбирая содержание картинок, учащиеся составляют несколько простых предложений по каждой из них. Составленный рассказ по каждой картинке повторяется учащимися. Важно при этой работе не забывать втягивать в беседу менее активных детей, робких застенчивых, поощряя их и вселяя уверенность в своих силах. По ходу беседы можно спросить, кто из детей видел живых козликов, где. Установить, нем отличаются козлики друг от друга (по масти).
      После пересказа содержания всего рассказа двумя-тремя учащимися следует задать классу вопросы: «Почему с козлятами случилась беда? Какие же были козлики?» (Они были упрямые, не хотели уступать дорогу один другому, потому и случилась беда.) «Спасутся ли козлики?» (Спасутся, потому что видно на третьей картинке, что река не глубока, да им помогут спастись женщина и девочка, бегущие к реке.)
      Можно в процессе работы остановиться на описании внешнего вида козликов, обратив внимание на их головы, ноги, хвостики и т. д. Можно спросить у детей, одинаково ли ходят козленок и котенок. Сделать вывод: у котенка мягкие лапы, а у козлика копытца, они стучат, когда он идет.
      В заключение можно провести и такой опрос: спросить, не случалось ли кому из детей из-за своего упрямства быть похожим на козликов и попасть в беду.
      Можно спросить, кто из детей знает стишок про козлика. Многие с удовольствием прочтут стихотворение «Жил-был у бабушки серенький козлик».
      Хорошо бы дать детям картонные трафареты козликов; дети их обведут, заштрихуют или раскрасят цветными карандашами. Можно дать загадку про козлика.
     
     
      III. Случай в лесу (3 картинки)
     
      На третьем уроке можно провести занятие по серии «Случаи в лесу». Эту серию следует использовать пораньше, пока у детей не изгладилась яркость впечатлений от прогулки в лес, пока не забыли разные происшествия в летнюю пору.
      В предварительной беседе можно спросить у детей, кто из них был в лесу летом, что они там делали, каких видели там животных (хотя бы издали). Пусть два-три ученика расскажут о себе. Затем предлагается детям рассмотреть картинки, выяснить, о ком будут составлять рассказ.
      Если с козликами случилась беда из-за их упрямства, выясним, почему же попал в беду мальчик.
      Дети получают все три картинки сразу.
      После того как учитель проверит, все ли учащиеся правильно разложили картинки, можно приступить к рассмотрению первой картинки. Устанавливается, какое время года было, где был мальчик, что он делал в лесу, кого увидел на большой сосне и что стал делать. Мальчику следует дать имя. В вопросе учителя, зачем мальчик бросал кепку в белочку, выяснить, что мальчик шалил. Лучше бы он тихонько, внимательно рассмотрел белочку в ее летней рыжей шубке. Выявив основное в картинке, пусть двое-трое учащихся расскажут по ней о мальчике.
      По второй картинке учащиеся рассказывают о том, что получилось из-за шалости мальчика: белка скрылась, кепка повисла высоко на суку сосны, корзина с грибами опрокинулась, грибы помялись, мальчик плачет, он не может достать кепку. Вот что получилось в результате его шалости! На втором плане видна группа детей, возвращающихся из лесу. Что же они видят на третьей картинке? — Пришла помощь. Старший мальчик — пионер — полез на сосну и достал кепку; одна девочка собирает рассыпанные грибы, а вторая словно укоряет мальчика: «Вот до чего может довести шалость!» Так последовательно учащиеся излагают события, изображенные на трех картинках, и получается один рассказ.
      Перед детьми можно поставить вопрос: «Как же озаглавить наш рассказ?» Тут могут быть разные предложения; остановиться можно на более удачном. Можно сказать и о том, что автор этих картинок назвал рассказ «Случай в лесу».
      После рассказывания всего сочинения несколькими детьми можно провести словарную работу. Какие грибы собирали дети? (Дать несколько названий.) А каких животных можно встретить в лесу? (Белку, зайца, ежа.) Можно загадать загадки про них.
      Например:
      Стоит Ермак, на нем красный колпак.
      Под кочкою малышок, только шляпка да пенек.
      Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
      Иголок очень много, а нитки ни одной.
      Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет.
      Можно предложить детям нарисовать грибы, которые они хорошо знают.
     
     
      IV. За ягодами (3 картинки)
     
      Серия картинок «За ягодами» более сложна и разнообразна, чем только что изученная—«Случай в лесу». После того как дети разложили картинки, учитель спрашивает, о чем можно рассказать по первой картинке (как дети идут в лес за ягодами). Более подробно рассматривают первую картинку и составляют примерно такой рассказ: «На картинке нарисованы дети: два мальчика и три девочки. Они направляются в лес. За ребятами увязалась их любимая собака». Собаке следует тоже дать кличку.
      Учитель спрашивает: «Откуда видно, что они идут в лес?» (В руках у детей пустые корзиночки, бидон.)
      Составленный по первой картинке рассказ еще раз пересказывается, а затем переходят ко второй картинке. Выясняется главное в картинке. Дети уже в лесу, собирают ягоды. Надо обратить внимание на красоту леса. Красивые деревья, кусты, трава, цветы, ягоды. Дети с удовольствием собирают ягоды. В их корзиночках уже краснеет много ягод. Одна из девочек любуется красивой веточкой душистой земляники. Пусть учащиеся расскажут про каждого из детей — кто из них чем занят.
      На третьей картинке — переполох. Дети спугнули зайца, и он стремглав пустился через полянку. Дети сами испугались, встревожились. Один (старший) бросился за зайцем, но не догнал его. Другой мальчик упал, и ягоды из его корзинки рассыпались. Растерянные девочки смотрят вслед бегущим. Собака тоже бросилась наперерез зайцу, но ей вряд ли догнать зайчика: он умчался вперед. Он быстрый, уйдет и от собаки!
      Дети находят задание и для третьей картинки. В результате примерно получится следующее:
      1. Дети идут в лес за ягодами.
      2. Дети весело собирают ягоды в лесу.
      3. Заяц напугал детей.
      Потом надо дать заглавие всему рассказу. Выбирается лучшее из предложенных детьми.
      Можно вызвать трех рассказчиков, и пусть каждый расскажет по одной картинке, а затем можно вызвать еще 1—2 человек, чтобы пересказали по трем картинкам сразу весь рассказ.
      После этого предложить учащимся рассказать о себе, как они собирали ягоды.
      В альбомах учащиеся могут нарисовать ягоды, которые растут в лесу: землянику, чернику, малину и др.
      Можно предложить загадки:
     
      ОТГАДАЙ
      Что за гриб стоит на кочке
      в красном бархатном платочке?
      Чей домишко из иголок
      на земле у старых елок?
     
      Можно заучить стишок. Например:
     
      Поспела земляника
      и прячется в траву.
      Весь лес шумит от крика:
      «Ау! Ау! Ау!»
     
     
      V. Заблудилась (4 картинки)
     
      Серия картинок «Заблудилась» переносит детей на большую улицу города. На первой картинке дети увидят часть улицы, витрину булочной. В булочную направляются люди. Среди них и девочка Нина. Она в красной кофточке, белой юбке с черными колечками, на голове желтый платочек. В руках она держит продуктовую корзиночку.
      Самостоятельно разложить эти картинки в последовательности для учащихся будет трудно. Поэтому им надо помочь. Пусть они разложат кто как сумеет. При просмотре учитель обязательно заметит ошибки. Можно задать такой вопрос: «Кого из детей вы видите на всех четырех картинках?» Дети, просмотрев картинки, ответят: «Девочку в красной кофточке». Тут же можно предложить дать ей имя. Пусть это будет Нина. Значит, о ней и будет рассказ. Учащиеся проследят за Ниной по картинкам, что с ней было, и разложат картинки по ходу действия. Пусть и рассказ свой поведут о Нине.
      На первой картинке Нина направляется в булочную, на второй — она уже в булочной у прилавка. На третьей Нина вышла из булочной (в ее сумке видны булки). Она остановилась, потому что забыла, в какую сторону надо идти домой. Растерянность девочки заметил милиционер. Вот уже подходит к Нине, чтобы помочь. На четвертой картинке милиционер ласково держит Нину за руку и помогает ей перейти широкую улицу.
      При первоначальном рассказывании по отдельным картинкам дети могут останавливаться и на второстепенных персонажах, но когда они будут рассказывать по всем четырем, то пусть говорят только о Нине и милиционере, иначе рассказ будет длинным и потеряет свою яркость. Выясняется, что девочка заблудилась: видимо, она первый раз одна пошла в булочную.
      Можно опросить детей, кому из них приходилось заблудиться и кто их выручал из беды.
      При рассматривании отдельных картинок необходимо обратить внимание детей, что здесь показана улица большого города. Улица широкая, дома огромные, на улицах много людей, идут машины. Заблудиться в большом городе опасно, но всегда на помощь придут прохожие, а то и милиционеры, которые следят за порядком на улицах и помогают людям найти нужное им место по адресу. Можно загадать загадки про город:
     
      ЧТО ЭТО?
      Красный — ясно: путь опасный
      Желтый — то же, что и красный,
      а зеленый впереди — проходи!
     
      Выучить стихотворения, например:
     
      ТРАМВАЙ
      В городе из края в край
      Торопясь, бежит трамвай.
      И с утра до поздней ночи
      может ездить в нем кто хочет.
     
      ЭТАЖИ
      Против школы новый дом.
      В этом доме мы живем.
      Мы по лестнице бежим,
      мы считаем этажи:
      — Раз — этаж, два — этаж.
      Три, четыре —
      мы в квартире.
     
     
      VI. Наседка (3 картинки)
     
      Серия картин на тему «Наседка» яркая, живая, эмоциональная. Рассмотрев эти картинки, дети заметят, что на двух из них наседка встревожена и только на одной спокойна. Откуда же видно, что она встревожена? На одной из них она сзывает цыплят под свои крылья; на другой — все цыплята уже спрятаны. «Кто же встревожил наседку?» Дети на этот вопрос ответят правильно: «Ворона». Заметив ворону, наседка и стала собирать цыплят под крылья, а когда ворона была уже близко, цыплята все были спрятаны, а на наседку ворона побоялась напасть. Посидела, посидела ворона на заборе, да так ни с чем и улетела в другую сторону. Увидев это, наседка спокойно встала на ноги и отпустила цыплят. Теперь им уже опасность не угрожает.
      Проводя беседу по картинкам, следует обратить внимание детей на оперение наседки, цыплят, вороны. Следует уточнить, что ворона — дикая птица, может нападать на цыплят, опасна для них. Вот почему наседка была встревожена, заметив ее приближение. Курица — домашняя птица. Люди разводят кур, заботятся о них.
      Можно спросить детей, слыхали ли они, как кричит курица, когда она взволнована, когда сзывает своих цыплят, как кричит ворона.
      Можно начать с озаглавливания всего рассказа, а затем перейти к составлению рассказов по каждой картинке и закончить связным рассказом по всем трем картинкам.
      В конце урока можно предложить учащимся зарисовать в своих альбомах наседку с цыплятами. Если у учителя есть трафареты цыплят, то можно их дать детям для обводки контуров и раскрашивания цветными карандашами.
      Можно предложить заучить стихотворение, загадать загадку:
     
      В белом домике он жил,
      домик носиком разбил.
      Стал он по двору гулять,
      стал он зернышки клевать.
     
      Стишок:
      Для защиты от врага
      у коровы есть рога.
      А цыплята не умеют
      от врага спасаться сами,
      и бегут они скорее
      прятаться под крылья к маме.
     
     
      VII. Лиса и козел (4 картинки)
     
      Сказка «Лиса и козел». В этой серии четыре картинки. Перед рассматриванием картинок (за несколько дней) следует прочитать детям одноименную сказку.
     
      ЛИСА И КОЗЕЛ
      Бежала лиса по полю, зазевалась на ворон и попала в колодец.
      А колодец был глубокий: не может лиса выскочить оттуда.
      Сидит лисонька и горюет.
      Идет козел — умная голова. Идет, бородой трясет, рогами мотает.
      Заглянул в колодец, увидал лису и спрашивает: — Что ты там, лиса, поделываешь?
      — Отдыхаю, козел,— отвечает лиса.— Там, наверху, жарко, а здесь хорошо, прохладно! Водица холодная, пей сколько хочешь.
      Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.
      Отличная! отвечает лиса.— Прыгай сюда, если хочешь, здесь обоим места хватит.
      Прыгнул козел в колодец, чуть лису не задавил, а она ему и говорит:
      Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не сумел как следует: всю обрызгал!
      Вскочила тут она козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.
      Долго козел в колодце сидел, с голоду чуть совсем не пропал.
      Насилу его отыскали да за рога вытащили.
      На первой картинке дети видят лису у сгнившего сруба заброшенного колодца. Лиса смотрит на ворон, которые кружатся над ней. На второй — захотелось лисе вороньего мяса, зазевалась она и упала в колодец. На третьей — у колодца стоит большой старый козел, он с любопытством смотрит на лису, поднявшую свою мордочку кверху, в сторону козла. Видно, она что-то задумала. На четвертой картинке — козел уже в колодце, только видна его голова, а на голове козла лиса собирается выпрыгнуть из колодца.
      Как козел выскочит из колодца, сказать трудно. Ясно, что лиса его обманула и не поможет ему. Ему помогут люди. Так хитрая кума-лиса спасла себя обманом, а до козла ей и дела нет.
     
      При составлении рассказа дети вспомнят содержание прочитанной учителем сказки, что облегчит им распределение картинок по ходу действия.
      В конце, после рассказывания детьми всей сказки по всем картинкам, можно отметить, что лиса — дикое животное, а козел—домашнее. Следует дать и характеристику этих животных. Лиса — хитрая, льстивая, злая. Козел— глуповатый, но доверчивый.
     
     
      VIII. Старшая сестра (3 картинки)
     
      В серии картинок «Старшая сестра» показано, как дети помогают в семье. Перед раздачей картинок можно провести краткую предварительную беседу: «У кого из детей есть младшие братья или сестры, помогают ли учащиеся маме в уходе за малышами И как? А у кого в семье есть старшие братья и сестры? Как они помогают своим младшим в семье, чем помогают маме, бабушке, папе?»
      После беседы учащиеся получают картинки, содержание которых отвечает на только что затронутые вопросы. Дети раскладывают картинки по ходу будущего рассказа на тему, как пионерка помогает в семье.
      При подборе заглавия к рассказу могут быть разные предложения. Остановиться же надо на том, которое больше отвечает содержанию данных картинок.
      Рассматривая первую картинку, учащиеся уточняют, кого видят на картинке, где это, кто чем занят.
      Бабушка сидит в кресле. Она задремала, а с мотком ниток, который она уронила, играет котенок. На коврике сидит маленький мальчик. Вокруг него много разных игрушек. Они разбросаны по всему ковру. Мальчик играет с колесиками (ему следует дать имя).
      На второй картинке появляется новый персонаж. У двери — девочка. Она уже пионерка, о чем говорит красный галстук на шее. Она с удивлением смотрит на беспорядок в комнате. Мальчик, видимо, уже устал, он склонился на бок и уже не играет. Бабушка, услышав стук дверью, приподнялась и тоже с укором смотрит на малыша. Котенок бросил клубок и направляется к девочке: ее он, наверно, хорошо знает.
      На третьей картинке девочка уже в домашнем платье. Она помогает мальчику убрать игрушки, учит его держать игрушки в порядке. Девочка (Маша) подала бабушке клубок, и та принялась за вязанье, а котенок уже лакает молоко из блюдечка — девочка в первую очередь накормила его. Перед учащимися надо поставить вопрос: «А что будет дальше?»
      Варианты ответов могут быть разные, но лучше остановиться на том, что после уборки игрушек дети хорошенько вымоют руки и вместе с бабушкой будут обедать. Папа и мама с работы придут позже.
      После разбора и уточнения содержания каждой картинки дети составляют рассказы по ним, а затем уже передадут связный рассказ по всем картинам про Машу. Если учащиеся к этому времени научатся писать, то они могут сделать примерно такую запись: «Сестра Маша и брат Шура. Маша помогает Шуре». Можно провести работу по усвоению слов, относящихся к составу семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра, сын, дочь, дядя, тетя).
     
     
      IX. Первые шаги (3 картинки)
     
      Занятие по серии картинок «Первые шаги» следует провести зимой, когда детей увлекут зимние забавы и когда живые впечатления помогут лучше понять содержание картинок и эмоционально на них откликнуться.
      Сначала учитель проведет краткую беседу о зиме, ее приметах, о зимних забавах детей, а затем уже раздаст картинки и сообщит о предстоящей работе. Разложить картинки в порядке следования событий теперь учащимся уже будет нетрудно. Они приобрели некоторый навык в этой работе, да и сами картинки легко раскрывают ход событий. Дети молча рассматривают картинки, уточняют, о ком будут составлять рассказ. Перед составлением рассказа можно задать такие вопросы: «Какое время года изображено на картинках? Кто изображен? (Мальчики и девочки.) Что они делают?» Значит, о детях и будем составлять рассказ.
      На первой картинке изображено, как дети делали каток во дворе своего дома. Все кругом покрыто снегом: земля, кусты, деревья, крыши домов. Дружно работают ребята. Все хотят, чтобы каток был большой и хороший.
      Рассматривая вторую картинку, учащиеся увидят, что каток уже готов. Много детей скользят на нем на коньках. На первом плане стоят три девочки (Наташа, Ира и Леночка). У первых двух на ногах коньки, а у Леночки их нет, и она не умеет кататься на коньках. Но Леночку выручает Ира: она принесла ей свои коньки, чтобы и Леночка научилась кататься.
      На третьей картинке учащиеся увидят, как Наташа и ее брат Саша, взяв Леночку за руки, скользят с ней по льду. На ногах у Леночки коньки. Шубку свою она сняла: и без нее жарко. Леночка рада, что и она уже начинает кататься на коньках. Хорошо, что есть настоящие друзья! Страшновато было Лене сделать первые шаги, но товарищи поддержали ее, и страх прошел.
      После рассказывания по картинкам дети придумывают заглавие к составленному рассказу. Из предложенных выбрать более удачное и краткое. Теперь уже заглавие рассказа можно записать на доске.
      В заключение пусть учащиеся расскажут о себе. Кто из них умеет кататься на коньках, кто их научил и страшно ли было делать первые шаги? Можно сделать краткую запись по содержанию одной из картинок. Можно выучить стихотворение «На катке».
     
      НА КАТКЕ
     
      Блестят коньки,
      блестит каток,
      пушистый снег искрится.
      Надень коньки свои, дружок,
      попробуй прокатиться!
     
      Пускай тебя
      щипнет мороз —
      смотри не испугайся!
      Пусть заморозит он до слез —
      ему не поддавайся!
     
     
      ЗИМА
     
      Наши окна кистью белой
      Дед Мороз разрисовал.
      Снегом полюшко одел он,
      снегом садик закидал.
     
      Снег пушистый легче ваты,
      отряхнемся, побежим.
      Мы, советские ребята,
      от мороза не дрожим!..
     
      Можно дать загадку:
     
      Мчусь как ветер на коньках
      вдоль лесной опушки.
      Рукавицы на руках,
      шапка на макушке.
     
      Кто это?
     
     
      X. Школьная елка (3 картинки)
     
      Занятие по серии картинок «Школьная елка» следует приурочить к тем дням, когда школьники уже готовятся к елке, с нетерпением ждут этот веселый зимний праздник.
      В предварительной беседе учащиеся расскажут, как они готовятся к школьной елке (делают елочные украшения, разучивают стихотворения, песни; некоторые готовят костюмы к выступлениям). К елке готовятся все школьники, и старшие и младшие,— все хотят повеселиться у елки.
      Учащиеся изучают картинки, располагают их по порядку и готовятся к рассказыванию по ним. Здесь можно дать побольше самостоятельности детям. Сюжет картинок простой, ясный для них. На этом занятии уже можно проверить, насколько учащиеся научились рассказывать по картинкам, насколько развились у них вкус и чутье к лучшему оформлению своей мысли. После первого рассказчика учитель предлагает другим рассказать по-своему, своими словами. Новые слова, выражения, которые вводят учащиеся, следует поощрять. Для первой демонстрации такой работы следует вызвать учащихся, которые не захотят только повторять сказанное предшествующим товарищем. Эта работа повысит интерес к языку, заставит учащихся задумываться над тем, как лучше и красочнее выразить свою мысль.
      Здесь можно предложить учащимся озаглавить каждую из трех картинок, а затем и весь рассказ.
      Примерно можно озаглавить так:
      1. Октябрята делают игрушки.
      2. Школьники украшают елку.
      3. Веселье вокруг елки.
      Словарная работа. Елочные украшения: гирлянды, звездочки, фонарики, хлопушки.
      В альбомах учащиеся могут нарисовать елочные украшения по своему выбору.
      Можно дать письменное описание одной из картинок. Предложения для записи составляются коллективно. Потом учитель записывает их на классной доске, а учащиеся после анализа слов списывают их в свои тетради.
      Можно дать и стихотворения о елке.
     
     
      XI. Кормушка (3 картинки)
     
      Для учащихся темы о птицах всегда представляют большой интерес. Дети любят наблюдать за птицами, а зимой, в период снежных заносов, когда птицам трудно добывать себе корм, проявляют заботу о них, стараясь подкормить их, устраивают кормушки.
      Вот в этот зимний период и следует провести урок по серии картинок «Кормушка».
      Можно начать с краткой беседы о зимующих птицах, спросить учащихся, каких птиц они видят теперь, как ведут себя птицы зимой и т. д.
      После этого раздаются картинки, учащиеся их рассматривают, раскладывают по порядку, составляют рассказ по первой картинке — начало рассказа. «О чем надо сказать сначала?» — спросит учитель.
      «Какое было время года? Где это было? Кого видим на картинке? Как ведут себя птицы?»
      Дети могут рассказать примерно так:
      «Была холодная зима. Все покрыто снегом. Кормушка в саду тоже засыпана снегом. Прыгают вокруг нее голодные птицы: синички, снегири. Вороны сидят на дереве. Они тоже голодные».
      По первой картинке могут рассказать несколько учащихся. В их рассказах надо поддерживать оригинальность мысли, следить за правильным построением предложений и правильным выговариванием слов.
      При переходе к рассказыванию по второй картинке уточняется ее сюжет. Учащиеся уже знакомы с тем, что надо действующим лицам придумать имена, чтобы рассказ был ярче, живее. Дети могут рассказать по такому примерно плану:
      1. Кто пришел в сад?
      2. Что они принесли для птиц?
      3. Что они стали делать?
      Третья картинка особенно понравится детям. Кормушка очищена от снега, на ней корм. На веточках березы подвешен тоже корм: это для синичек кусочки сала. Вокруг кормушки разбросаны корки хлеба: это для ворон. Веселой стайкой собрались на столик и снегири, и воробьи, и чижи. Всем хватит корма. А дети, спрятавшись за куст, наблюдают за птицами. И все довольны. Составляется рассказ и по третьей картинке. Затем вызываются трое учащихся, и они последовательно, один за другим, рассказывают по картинкам. Потом вызывается ученик; он один расскажет по всем трем картинкам.
      Далее учащиеся придумывают заглавие рассказа и записывают на доске.
      Можно сделать в тетрадях примерно такую запись:
      «У нас зимуют воробьи, вороны, галки, синицы, снегири».
      Или же можно записать на доске краткое описание одной из картинок, а дети перепишут в свои тетради.
      Можно предложить выучить стихотворение. Например:
     
      ДРУЗЬЯ
     
      Горевали две синицы:
      — Как же будем мы кормиться?
      Ведь кругом белым-бело,
      все полянки замело.
     
      — Позабыли вы, синицы,
      что ваш друг живет в станице:
      вон мой дом, мое окно.
      Там отборное зерно!
     
      Прилетайте поскорей,
      приглашайте снегирей!
     
     
      XII. Ледоход (3 картинки)
     
      Учащиеся I класса ведут календарь природы. Там они записывают погоду каждого дня и отмечают особые явления в природе и в жизни животных. Осенью отмечают листопад, отлет птиц, зимой особо выделяют первый снег, замерзание реки и др., а весной обязательно отмечают и первые проталины, и сосульки на крыше, и прилет первых вестников весны — грачей, и все с интересом прослеживают за ледоходом (где есть река) и отмечают его в своем календаре. Вот в этот период весны и следует провести с учащимися занятие по серии картин «Ледоход».
      На первой картинке дети видят широкую реку. Вода в ней темная. А по ней плывут, громоздятся льдины — и большие и малые. На берег вышли люди, всем интересно посмотреть ледоход.
      В руках у дяди Васи длинный багор: может, удастся ему поймать плывущее бревно. Дедушка Егор и ребята с интересом смотрят на шумную реку.
      Вдруг на одной из дальних льдин Миша заметил собаку. Она металась по льдине и жалобно скулила и лаяла. Детишки кричали, звали собаку к себе, и всем хотелось, чтобы льдина с собакой приблизилась к берегу.
      На второй картинке дети увидят, что льдину удалось подтащить к берегу. Дядя Вася вошел в воду и снял с льдины собаку. Она так и бросилась к человеку, знала, что он спасает ее от беды. А Миша и Петя притягивали багром к берегу льдину, боясь, чтобы ее не унесла вода.
      На третьей — все радостные и довольные направлются домой. Таково содержание картинок серии «Ледоход».
      Сообразуясь с ним, и следует построить беседу по картинкам, добиваясь от учащихся четкого и интересного Р В конце можно поставить вопрос: «А что же было дальше?»
      Тут учащиеся дадут много разных интересных концовок. Перед детьми можно поставить вопросы. «Чья это собака, чужая или их, из их поселка? Кто возьмет собаку себе? А как ее зовут, какую ей дать кличку?»
      В конце урока можно выучить стихотворение «Ледоход» или сделать запись по содержанию одной из картинок.
     
     
      XIII. Восьмое марта (4 картинки)
     
      В нашей стране труд женщин особо отмечают: Восьмое марта — Международный женский день. Об этом знают и взрослые, и дети. И всем хочется в этот день оказать особое внимание женщинам. Дети с большой любовью стараются сделать для мамы что-то приятное, готовят ей посильные подарки. В детских садах, в школах, на уроках ручного труда, дети готовят эти подарки.
      В марте на одном из уроков следует провести занятие по серии картинок «Восьмое марта».
      Содержание картинок живо перекликается с действительностью, и дети свободно составят рассказ по этим картинкам.
      После предварительной беседы о предстоящем празднике учитель раздает детям картинки и предлагает разложить их по порядку. Спрашивает, о чем будут составлять рассказ. Ответы могут быть разные. Одни скажут, например: «Лена и Андрейка готовят маме подарки»; другие скажут: «Мамин праздник»; третьи: «Восьмое марта» и т. д. Останавливаться на одном не следует. Так как все они говорят об одном и том же, то можно назвать рассказ по-разному.
      Рассматривают и составляют рассказ по первой картинке. Он может быть примерно таким: «Школьница Лена знает, что Восьмого марта отмечают праздник женщин, это мамин праздник. Вот она вместе с Андрейкой подошла к стенному календарю и посчитала, сколько дней осталось до Восьмого марта. Она сказала братику, что и ему надо приготовить подарок маме и что она поможет ему в этом.
      На второй картинке дети увидят часть класса. Идет урок ручного труда. На первом плане увидят Лену: она показывает учительнице свою работу — салфеточку, которую готовит для мамы к Восьмому марта. На салфетке четко вырисовывается красиво вышитая цифра «8».
      На третьей картинке — Лена дома. Она помогает Андрейке мастерить нарядную коробочку, которую он подарит маме Восьмого марта.
      Дети дома одни, мамы и папы не видно. Они, наверное, на работе. Дети с увлечением работают.
      На четвертой картинке — финал. Мама и дети сидят на диване. Дети уже поздравили маму и вручили ей свои подарки. Мама рада, она улыбается и обнимает своих детей.
      У двери показался папа. В руках у него букет цветов (мимоза) и маленький пакетик. Он тоже хочет поздравить маму и сделать ей свои подарки.
      Из содержания картинок видно, что в праздновании Международного женского дня принимают участие и дети, и школа, и взрослые (папа).
      Исходя из содержания картинок, учитель и строит свою беседу по ним.
      После того как дети расскажут по отдельным картинкам, несколько учащихся расскажут по всем трем картинкам сразу. Можно поставить перед классом вопрос: «Чей рассказ вам особенно понравился и почему?»
      После этого пусть учащиеся расскажут, как они отметили мамин праздник, если он уже прошел, и как готовятся к этому дню, если еще он не прошел.
      Урок можно закончить краткой записью на доске, примерно такой:
      1. «Восьмое марта — праздник женщин» или:
      2. «Наш привет горячий самый
      милой маме в праздник мамы».
      Затем эту запись дети списывают в тетради.
      Можно вспомнить и рассказать стихи о маме или прочитать рассказ из книги для чтения.
     
     
      XIV. На школьном огороде (4 картинки)
     
      Весна — пора спешных работ в поле, в саду, на огороде. При школах есть свои участки, где дети учатся работать, обрабатывать почву, делать посадки и посевы, ухаживать за растениями. Вот в один из весенних дней следует провести занятие по серии картин «На школьном огороде».
      Если первоклассники еще не принимали участия в работах на огороде, а только с нетерпением ждут того дня, когда они с учительницей выйдут на огород, то во всяком случае они видели, что старшие учащиеся уже принялись за работу.
      Картины найдут отклик у детей и будут приняты правильно и эмоционально.
      После краткой беседы о работах на школьном огороде, в которой учитель пообещает детям скоро вывести их на работу в огород, можно раздать картинки, по которым дети будут составлять рассказ.
      К этому времени все учащиеся уже безошибочно найдут начало и конец данной серии и приступят к обдумыванию своих рассказов по ней.
      Следует указать время года, где происходит действие, чем заняты школьники. В конце отметить результаты труда.
      На первой картине дан школьный участок. Видно и здание школы. Школьники в домашних костюмах. Они. дружно приступили к работе на огороде.
      Дети очищают огород от мусора: здесь и камни, и сухие сорняки.
      Все это собирают дети в корзинки, а потом на носилках уносят с огорода. Витя граблями сгребает сухие сорняки, а некоторые уже взяли лопаты в руки и начали копать очищенные грядки.
      Учитель руководит работой детей, помогает им.
      На второй картинке дети увидят, что весь огород очищен и все грядки вскопаны. Уже приступили к посадке. Грядки ровные, аккуратные. Хорошо поработали ребята. На первой грядке девочка сажает проросший лук, на второй — мальчик Слава уже наметил бороздочки и ровными рядами тоже будет сажать рассаду помидоров. Его друг Петрусь уже несет полный ящик рассады.
      Третья картинка особенно порадует учащихся. Труд школьников не пропал даром. Грядки дружно зазеленели. Уже идет прополка их. Девочки тщательно вырывают с корнями сорняки и уносят их подальше от гряд. Мальчики носят в ведрах воду, другие лейками поливают грядки. Старательно поработали школьники, вот и результаты получились хорошие! И учитель доволен: ему приятно видеть радость своих учеников, радость, которую они получили от своего труда.
      Исходя из содержания картинок, учитель и направляет рассказы детей, помогая им и нужным вопросом и подходящим словом. Занятия можно закончить короткой записью.
      Можно выучить стихотворение про огород:
     
      В огороде много гряд,
      здесь и репа, и салат,
      тут и свекла, и горох,
      а картофель разве плох?
      Наш зеленый огород
      нас прокормит целый год.
     
      Можно дать загадку:
      На нем семь шкурок, сам без костей, до слез доводит всех людей.
     
     
      XV. Первое мая (3 картинки)
     
      Весна входит в свои права. Приближается и радостный май. В школах учащиеся уже готовятся к весеннему празднику — Первому мая. Готовится к нему и вся наша страна.
      Серию картин на тему «Первое мая» можно использовать для занятий и перед праздником, и после праздника. Это учитель решит сам, исходя из местных условий.
      Если занятие по картинкам будет проведено после праздника, то у детей будет возможность сопоставить с тем, как они провели праздник. Если же занятие по картинкам провести перед праздником, то учащиеся познакомятся, как проходил праздник детей в одном из наших городов.
      Перед раздачей картинок учитель проведет с детьми беседу о том, замечают ли они, что везде идет подготовка к празднику. Расскажет учитель кратко и о самом празднике, объяснит детям, почему с такой радостью трудящиеся встречают этот день.
      Затем учащиеся получают картинки. Просмотрев, они быстро разложат их в нужном порядке и, рассматривая, будут готовиться к рассказыванию. Из опыта прошлых занятий дети уже знают, что сначала надо определить время года, где происходит действие, кого они видят на картинке и чем заняты действующие лица.
      Например, по первой картинке они могут сказать: «Был теплый весенний день. Небо было чистое, голубое. На деревьях появились листочки. У дороги зазеленела травка. Таня и Саша вышли на улицу. Они увидели на домах красные плакаты, люди укрепляли красные флаги. Дворник старательно подметал улицу. Весело было кругом. Люди готовились к празднику Первое мая».
      На второй картинке — в классе октябрятская звездочка вместе со своей вожатой Ритой тоже готовилась к празднику Первое мая. Они делали флажки, вырезали из плотной бумаги белых голубей.
      А на последней картинке уже праздник. Весело, красиво на улицах. Посередине улицы проходит демонстрация взрослых. А на бульваре, у школы, построилась колонна школьников. Их колонна очень нарядна.
      Дети несут на длинных палочках буквы, из них получаются слова: «Первое мая», «Мы за мир».
      Другие несут огромного голубя, флажки.
      Веселая получилась колонна школьников, все радуются весеннему празднику, солнечному дню.
      Рассказ свой дети могут закончить призывами: «Да здравствует Первое мая!», «Мы за мир!»
      Можно выучить стихотворение «Здравствуй, праздник!»:
     
      Расцвела страна родная,
      песни звонкие слышны.
      Здравствуй, праздник, праздник Мая,
      праздник солнца и весны!
     
      Нарядились наши села,
      нарядились города.
      Здравствуй, праздник наш веселый,
      праздник мира и труда!
     
      Занятие можно закончить записью призывов: «Мы за мир!», «Да здравствует Первое мая!» Данные нами разработки занятий по сюжетным картинкам следует рассматривать как ориентировочные, примерные. Учитель по своему усмотрению может их изменять, дополнять или сокращать, как найдет наиболее рациональным.
      Методика работы, как видно из приведенных примеров, проста, но требует творческой инициативы и внимания учителя. Главное — чтобы в процессе работы с сюжетными картинками дети упражнялись в наблюдательности, учились подмечать отдельные детали, осознавать связи между отдельными событиями и явлениями, учились выделять в виденном главное. Это будет обеспечивать обогащение и уточнение словаря детей, а также будет способствовать развитию их речи.


        _________________

        Распознавание текста — sheba.spb.ru

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.