На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Краткий учебник космографии. Покровский К. Д. — 1924 г

Проф. К. Д. Покровский

Краткий учебник космографии

*** 1924 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



Космография — предмет трудный. Для лучшего усвоений его учеником весьма полезен может быть цикловой метод, но особенно важно, чтобы преподавание было возможно простое, наглядное, живое.
      Не надо больших математических формул, строгих расчетов, сложных чертежей, не надо даже стенных таблиц и глобуса, ведите лучше учащихся прямо под открытое небо, покажите им непосредственно то, что есть в природе. Попробуйте подняться на верх высокого здания, с которого открывается широкий горизонт — учащимся сразу станет понятна идея определения размеров земного шара; в другой раз вечером выведите их на двор и заставьте каждого убедиться, что все звезды, повинуясь суточному движению небесного свода, изменяют свое положение относительно земных предметов; пусть они сами проведут линию от глаза к Полярной, а потом плоскость ей перпендикулярную. В один-два вечера, вы легко разберете прямо на небе явления суточного движения небесного свода, объясните, что такое меридиан, экватор, что такое азимут и высота светила, его прямое восхождение и склонение, укажите попутно главнейшие созвездия: Б.-Медведицу, М.-Медведицу, Персея, группу Плеяд... много не надо, достаточно только примеров.
      Очень полезно познакомить учащихся с звездным временем и показать им расчет времени кульминации звезды, грубо приближенно, до минут, десятка минут, даже часа — лишь бы понята была идея, проверен расчет по кульминациям созвездий, которые легко признать но приложенной к книге карте. Это поможет уяснить и движение солнца.
      Конечно, учащиеся после таких 3 — 4 уроков с охотой и сами будут посматривать при каждом удобном случае на небо. Не созывая класса в определенные часы, можпо дальше предложить учащимся самостоятельно последить за перемещениями луны, ее фазами, можно с начала года указать какую-либо планету и просить учащихся время от времени отмечать ее положение относительно звезд. Юные наблюдатели сразу почувствуют, что имеют дело с звездой блуждающей, постепенно уяснят прямые и понятные движения планет, их остановки, узлы.
      Явления параллакса легко показать на обыкновенном уроке с каким-либо предметом из классной обстановки. Можно запастись мерной лентой и сделать в классе или на дворе определения расстояния по его параллактическому смещению.
      Если найдется в школе небольшая труба, можно один час отдать на наблюдения солнца и два вечера на знакомство с поверхностью луны, планет, с двойными звездами, звездиымп скоплениями и туманностями.
      При избытке времени можно поставить вертикальный шест на дворе и наблюдать тень, отбрасываемую им от солнца в различные дни, можно устроить солнечные часы. Конечно, нельзя пропустить затмения, если оно может наблюдаться й удобные часы, и достаточно яркой кометы. Необходимо обратить внимание учащихся на явления падающих звезд, хотя бы п не уделяя специально времени на эта наблюдения.
      Присоедините к тем впечатлениям, которые вынесут из этих уроков учащиеся, еще несколько кратких рассказов и пояснений, и молено считать программу законченной. Учащиеся несомненно получат краткое, но ясное, конкретиое представление о главнейших явлениях, составляющих предмет космографии, и знания их будут более ценны и прочны, чем у тех, кто проходил космографию более подробно со строгими доказательствами и различными формулами, но лишь на бумаге и доске, не наблюдая лично явлений в природе.
      Полезным пособием для преподавателя может быть Русский Астрономический Календарь издания Нижегородского Кружка Любителей Физики и Астрономии.
      К. Покровский.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.