На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Курс каллиграфии. 1916 г

Круг Самообразования

Курс каллиграфии

Министерский почерк, конторская скоропись,
прямое письмо, рондо, батард, готический,
фактурный, модно-славянский

*** 1916 ***


PDF


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к 3-му изданию
Введение 5

1-й отдел.
Предварительные упражнения 9
Первая задача 21
Постоянные упражнения 25
Вторая задача 39

2-й отдел.
(Каллиграфическое письмо).
Общие указания 40
Пользование транспарантом 40
Строчные буквы 42
Счет такта 44
Прописные буквы 56
Цифры 68
Заключительный указания 72

3-й отдел.
(Скоропись).
Общие указания 74
Средние размеры букв 74
Строчные буквы 75
Прописные буквы 78
Скоропись 81

4-й отдел.
(Прямое письмо).
Строчные буквы 94
Прописные буквы 99
Цифры 104
Заключительный указания 104

5-й отдел.
(Шрифт Рондо).
Предварительные указания 110
Строчные буквы 113
Прописные буквы 121
Цифры 122
Батард 125

6-й отдел.
Готический шрифт.
Строчные буквы 127
Прописные буквы 129
Фрактурный шрифт 132
Модный Славянский шрифт 135
Заключительный указания 136
Повторительные упражнения 139
Объяснения к рисункам 141


      Предисловие к 5-му изданию
      Приступая к 5-му изданию Курса каллиграфии и конторской скорописи, книгоиздательство "Круг Самообразования" оставило без изменения общий план издания, сохранив главным образом, простоту и общедоступность изложения. Цель издания — дать возможность каждому в короткое время самостоятельно научиться писать быстро и красиво — оправдалась тем успехом, какой выпал на долю первых четырех изданий "Курса каллиграфии".
      Красивый и беглый почерк является неотложной потребностью всякаго грамотного человека. Он необходим для учителей, чиновников, конторщиков, банковых служащих, приказчиков, чертежников, артелыциков, торговцев и т. д. — словом, в очень многих занятсях, широко распространенных. Неясный и уродливый почерк очень часто служит причиной материального неустройства тех лиц, которым приходится на служббe или в своем деле заниматься корреспондированием.
      Нет такого уродливаго почерка, котораго нельзя было бы исправить и сделать красивым. Предлагаемая система обучения ведет к исправлению почерка наиболее верным и наиболee коротким путем.
      Особое внимание обращено на то, чтобы учащийся относился к делу сознательно т. е., чтобы понимал, для чего делается каждое упражнение, и чтобы видел, что это упражнение действительно необходимо. При самообучении такое сознательное отношение к делу вполне обезпечивает успех в занятиях.
      Полный курс каллиграфии и конторской скорописи заключается в шести отделах: 1) Предварительные упражнения; 2) Каллиграфичесшй почерк; 3) Конторская скоропись; 4) Прямое письмо; 5) Рондо и готик; 6) Изящные шрифты: Батард, Фрактурный, Модно-Славянсюй.
      Для удобства практических заняий, к теоретической части курса прилагается альбом изящно выполненных таблиц, в которых приведены образцы всех букв, цифр и шрифтов.
      Книгоиздательство "Круг Самообразования".
      Петр., Б. Ружейная, 7 — 9.
     
      Введение.
      Возникновение каллиграфии относится к глубокой древности.
      На самых древних египетских, вавилонских и ассиршских памятниках встречаются надписи, который показывают,что искусство воспроизводить письменные знаки уже в тe далекие от нас времена было высоко развито. В древнем Китае каллиграфия достигла высокой степени совершенства.
      Письменные знаки, употребляемые нами в настоящее время, ведут свое происхождение не от египетских и китайских письмен, а вернее всего от финикийских. Древние греки, повидимо, заимствовали свой алфавит у финикян и, значительно видоизменив его, передали затем древним римлянам. Здесь он подвергся новым изменениям и вместе с христианством почти в неизменном виде распространился по всей Европе. Только в Германии средневековые монахи придали латинскому шрифту угловатую и кудреватую форму и выработали так называемый готичесюй шрифт. На pyccкий алфавит латинсюй шрифт оказал также сильное влияние, но часть букв наниего алфавита заимствована из греческаго.
      Уже в древней Греции, а затем в Риме каллиграфия пользовалась большим почетом и очень высоко ценилась. Книгопечатание в то время еще не было изобретено, и единственным способом составления книг было писание их на пергаменте. Этат способ требовал большого искусства, так как о скорописи тогда еще не знали, и единственным письменным шрифтом был тот самый шрифт, который теперь употребляется в типографиях, т.-е. в те времена писали печатными буквами.
      Расцвет каллиграфии относится, однако, к второй половине средних веков, когда особенно быстро стал возрастать спрос на книги. В эту эпоху были созданы удивительные по красоте и изяществу шрифты. Не только почти все так называемые фигурные шрифты (рондо, готик и др.) но и многие из теперешних типографских шрифтов перешли к нам по наследству от средневековых каллиграфов. В последние годы как раз можно было наблюдать в типографском деле возвращение к средневековым шрифтам.
      С изобретением книгопечатания каллиграфия теряет свое прежнее значение и на долгие годы останавливается в своем развитии. Окончательно, однако, каллиграфия никогда не была вытеснена, а в последнее десятилетие интерес к ней снова возродился, — и в развитш каллиграфии наступил новый перюд расцвета еще более пышного, чем в средние века.
      Область применения каллиграфии в настоящее время чрезвычайно обширна. Необыкновенное развшче книгопечатания, неслыханный рост газетного дела, огромное распространение рекламы, наконец, вывесочное и плакатное дело создали обширный спрос на разнообразнейппе фигурные шрифты. Число таких шрифтов в настоящее время уже очень велико, но каждый день приносить нам в этой области что-нибудь новое. Таким образом, вытесненная сначала изобретением типрграфских шрифтов, каллиграфия въ настоящее время призвана к новой жизни дальнейшими развипем того же типографскаго дела.
      Изобретете книгопечататя совершило огромный переворота к книжном деле и впервые создало возможность широкаго распространения грамотности. Одновременно с распространением грамотности явилась потребность в таких письменных знаках, которые по своей форме были бы проще каллиграфических и не требовали для своего воспроизведения ни особаго искусства, ни большой затраты времени. Научившись читать, люди захотели также уметь писать, и притом писать легко и быстро. Фигурные каллиграфичесше шрифты совершенно не годились для этой дели. Необходимо было выработать скорописный шрифт, которому не трудно было бы обучиться, необходимо было значительно упростить прежше каллиграфические шрифты. Это и было сделано, но не сразу, а постепенно.
      Старинная скоропись очень сильно отличается от теперешней скорописи. В прежнее время не торопились жить и не торопились писать. Поэтому в старинной скорописи мы встречаем чрезвычайное обилие разнообразных завитков, украниений и росчерков, которые крайне затрудняли и замедляли писаниe. Нание деловое время совершенно отбросило все эти каллиграфические хитрости и тонкости и выработало простую экономную скоропись. Прежняя же скоропись превратилась в нание время в так называемый каллиграфический (министерский) шрифт, который стоит на границе между действительно каллиграфическими (фигурными) шрифтами и скорописью.
      Введете всеобщаго обучения в Европе в значительной степени содействовало упрощению скорописи. В последние 20 лет педагоги посвятили немало сил этому вопросу и не только ввели в скорописный шрифт упрощения, но и выработали метод обучения письму, который в наиболее короткое время дает наиболее верные результаты. Вслфд за педагогами, во-просом о выработке почерков занялись крупные ученые, которые с физюлогической и психологической точки зрения подвергли изучению вопрос о движениях, совершаемых при писании. Посредством многочисленных опытов были изучены движения пальцев, кисти, предплечья, плечеваго сустава и всей руки (исследование Джедда, Гольдшейдера и Крепелина) и определена скорость писательных движений у больных и здоровых людей; время затрачиваемое на каждую букву алфавита (исследования Гросса и Диля), и влияние алкоголя на писатель ные движения (исследования Мейера). Наконец, был произведен целый ряд наблюдений над зависимостью угла наклона букв к линейке от длины пальцев и руки а также от угла, образуемаго тетрадью с краем стола (исследования Маркса Лобзена).
      Опыты эти и исследования еще далеко не закончены. Среди педагогов, например, нет единогласия по вопросам, связанным с обучением письму: одни стоят за прямой шрифт, другие отстаивают наклонный. Наконец, есть серьезные исследователи, которые предлагают некоторые видоизМенения современного скорописного шрифта (напр., перенесение нажима, изменение формы закругления). Среди таких педагогов отметим Георга Ланга, написавшаго большое изследование о современной скорописи. В общем целом, работы педагогов за последние 20 лет устранили из обучения письму немало предразсудков и ошибок и открыли новые пути обучения письму.
      При составлении настоящего "Курса каллиграфии и конторской скорописи" мы руководились стремлением объединить в одно целое все более или менее прочно установленные выводы современной научной педагогики.
     
      При писании совершается целый ряд движений, — пальцами, кистью руки предплечьем и всей рукой. Главное требование, которому должна удовлетворять всякая система обучения письму, заключается поэтому, в том, чтобы она приучала учащегося к свободнни и твердым писателъные движениям, т. е. к таким движениям, которые при наиженыиея усилии или напряясения лускулов давали наиболышй результат. Свободный и уверенные движения представляют основу каллиграфии и скорописи. Почерк не может быть свободным и красивым, если он не опирается на свободный движения. Поэтому развитое свободных писательных движений должно составлять главную цель всякой системы обучения письму.
      С этой точки зрения спор о прямом и наклонном письме имеет второстепенное значение. Ни прямой, ни наклонный почерк не противоречат свободе писательных движений. Трудно даже сказать, при каком почерке свобода движений больше. Поэтому и прямое и наклонное письмо одинаково пригодны. Нельзя, сказать того же о почеркe, наклоненном влево (а не вправо, как обыкновенно). Такой наклон самым решительным образом противоречить свободе писательных движений, так как буквы, наклоненный влево, можно писать, лишь неестественно выгнув правую руку и поставив ручку не вдоль бумаги, как обыкновенно, а поперек. Поэтому-то такой вымученный почерк производить крайне неприятное, отталкивающее впечатление.
      К вопросу о прямом и наклонном письма мы еще будем иметь случай вернуться в отделе, посвященном прямому письму, — и там мы разовьем свои взгляды полнее.
     
      Для того, чтобы научиться писать, нужно научиться свободным писательным движенияи.
      Обучение письму есть или точнее должно быть обучением свободным писательным движениям.
      В этомъ-то и заключается основа нашей системы.
      Поэтому-то в ней такое видное место уделено целому ряду упражнении, цель которых заключается в развитш свободы писательных движений. Учащшся должен с полным сознанием отнестись к этим упражнениям, понять их цель и вдуматься в самую систему. Он должен твердо, ясно и неуклонно помнить, что без свободы писательных движений ему никогда не удастся добиться свободного и правильного почерка. А эта свобода может быть достигнута только путем строгаго выполнения предлагаемых нами упражнений. Поэтому-то мы самым подробным образом разбираем каждое упражнение и стремимся к тому, чтобы, приступая к нему, учащийся совершенно ясно понимал, для какой цели дано это упражнение и кания двнжения оно развивает.
      Курс наш разсчитан не только на тех лиц, которые еще не умеют писать и лишь начинают учиться, но в одинаковой степени и на тех, кто уже учился писать, но обладает плохим, испорченным почерком и желает исправить его. И для тех, и для других наши упражнения одинаково важны: причиной дурного почерка всегда бывают несвободные, неправильные, связанных или же неуравновешенный двнжения. Наши упражнения дают возможность отучиться от таких неправильных и несвободных движений.
      Учащимся важно также помнить, что, не работая, ничего нельзя добиться. Прюбрести красивый, беглый почерк какимъ-нибудь чудом невозможно: для этого нужно поработать. А работать — значить аккуратно выполнить все упражнения н не торопиться вперед. З течете всего курса мы неустанно будем повторять : не торопитесь вперед, в противиол случае ван придется вернуться назад. Помните, что особенно в каллиграфии и скорописи нужно придерживаться золотого правила: тише едешь, дальше будешь. Идите дальше лишь тогда, когда прочно усвоите старое: чеж меньше вы будете торопиться впередъt тен скорее и успешнее доберетесь до конца.
      Мы почли необходимым не только привести образцы упражнении в нанием курсе, но и выделить их в особый альбом. При чтеши курса постоянное заглядывание в альбом было бы обременительно. Поэтому мы ввели образцы наших упражнений в текст. С другой стороны, пользоваться образцами, помещенными в тексте, при писании упражнений также было бы неудобно: книга легко треплется, да и ставить ее на стол неудобно. Гораздо болышя удобства в этом случае представляет таблица, которую удобно поставить против себя на столе и на которой нет ничего, кроме необходимых в данный момент упражнении.
     
      ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ.
     
      Предварительный упражнения.
      Основные условия свободных писательных движений.
      Прежде, чем приступить к предварительным упражнениям для развиия свободы писательных движений, необходимо научиться правильно сидеть и правильно держать ручку. Это чрезвычайно важно. Без этого нельзя идти вперед. Кто не научится правильно сидеть и правильно держать ручку, тот может махнуть на себя рукой: он никогда не будет писать хорошо, так как при неправильном положении тела и рук и при неправильном держании ручки все движения пальцев, кисти, предплечья и всей руки будут стеснены, несвободны и неправильны. Почерк при таких несвободных движениях делается неровным, дряблым, размашистым и неразборчивым. Правильное положение тела и рук я правильное держание пера — основный условия, без которых не может быть свободных писательных движений.
     
      1. Освещение.
      Причиной неправильного положения тела и рук очень часто является недостаточное и неправильное освещение. Правильное освещение должно быть, прежде всего, достаточно ярким — так, чтобы глаза на разстояюй 10—12 дюймов совершенно ясно, без малейшаго усилия или напряжения, различали даже очень мелкую печать. Во-вторых, свет должен всегда падать с левой стороны. Падение света при писании спереди, а особенно с правой стороны и сзади очень вредно для глаз. Берегите ваши глаза и садясь писать, выбирайте всегда место так, чтобы окно находились влево от вас; вечером же ставьте лампу также по левую руку от тетради, немного впереди.
      Если света недостаточно, пишущш вынужден наклоняться к бумаге, чтобы лучше видеть, при этом он сгибает спину, что при продолжительных занятиях очень вредно для здоровья. Кроме того, в таком наклоненном положении движения правой руки становятся несвободными и почерк портится. Для лиц близоруких мы считаем необходимыми при писании очки. Иначе они приобретают привычку сидеть, согнув спину и наклонив голову к самой бумаге.
     
      2. Стол и стул.
      Пока вы учитесь писать, для вас далеко не безразлично, на каком столе писать и на каком стуле сидеть при этом. Впоследствии, когда ваш почерк окончательно установится, вам не трудно будет писать, стоя за конторкой или сидя на высоком пульте. В начале же, чтобы не вызвать неправильные положения тела и рук, необходимо соблюсти относительно стола и стула следующая условия.
      Стул должен быть такой высоты, чтобы ваши ноги не висели в воздухе, а доставали как-раз до полу. Иначе положение вашего тела будет неустойчивое и нетвердое, так как у него не будет нижней точки опоры. То же самое будет, если стул слишком низок, так что вам придется подгибать ноги под стул, либо вытягивать вперед. И в этом случае ваше тело, не имея нижней точки опоры, будет в неустойчивом положении. Неустойчивое же положение гела безусловно вредно при писании, так как оно делает все движения правой руки неустойчивыми, нетвердыми, колеблющимися.
      Стол должен быть такой высоты, чтобы, усевшись на стул и опустив правую руку прямо вниз (так, чтобы она висела), вы могли коснуться верхней доски стола как раз лцктем. Если это условие соблюдено, то вы сможение свободно, не подымая и не опуская плеч и не сгибая спины, положить обе руки локтями на стол. Если при этом вы не будете чувствовать никакой неловкости и никакого стеснения, то это будет означать, что стол подходящей для вас высоты.
      Стул должен стоять перед столом ровно (не бокомъ), так чтобы спинка его приходилась как раз сзади (позади спины сидящаго). Не следует ни в каком случае подвигать край стула под стол, точно также как не следует отодвигать его от стола: край стула и край стола должны приходиться как раз по одному отвесу.
     
      3. Положение ног при писании.
      Как уже сказано, ноги должны свободно стоять на полу. Не следует их подгибать под Стул или вытягивать вперед. Точно также не следует закладывать одну ногу на другую или сдвигать их в сторону. Обе ноги должны быть расположены прямо против корпуса. Можно ставить их вместо пола на твердую неподвижную подставку (напр., перекладину между ножками стола).
     
      4. Положение тела и рук при писании.
      Правильное положение тела при писании имеет очень важное значение, прежде всего, для здоровья. Конечно, в течение одного м-е-сяца или даже одного года вред от неправильного сидения не обнаруживается достаточно заметно. Для этого нужен более продолжительный срок. Поэтому-то нередко встречаются веселые люди, которые подсмеиваются над всеми предписаНиями гигиены (науки о здоровье) относительно правильного сидения при писании и даже намеренно не соблюдают их.
      В течение некотораго времени это обходится им как будто бы даром, чтоеще более утверждает их в презрительном отношении к гипене. Но кончают они тем, что портят себе глаза и получают всякие грудные и желудочные болезни, которые постепенно и незаметно подкрались к ним. Тогда настает конец веселью этих несчастных, и они с удивлением спрашивают себя, откуда взялись у нх эти болезни, совершенно не подозревая, что несоблюдение каких-то мелких, "пустяковых" предписаний гигиены могло иметь такие вредные последствия. Предостерегаем от подобного неумного молодечества и искренно советуем строго соблюдать все приводимый ниже предписания. Тем более, что соблюдение их решительно никаких трудностей не представляет, а для свободных и ннсательных движений является безусловно необходимым.
      Рис. 1. Правильное положение корпуса. Вид сзади.
      Корпус при писании почти всей своей тяжестью покоится на сиденье стула и лишь слегка наклоняется вперед. Грудь должна находиться от края стола на разстоянии не менее одного вершка, лучше даже два вершка. Следовательно, грудь ни в каком случае не должна опираться о край стола. Откидывание корпуса назад, — так, чтобы спина пишущего опиралась о спинку стола, — также не следует допускать, так как в этом положении правая рука слишком тяжело ложится во время писания на стол и теряет свободу своих движении. Необходимым условием правильного положения корпуса при писании является также параллельность его краю стола. Это значить, что обе стороны корпуса — правая и левая — должны быть на одинаковом разстоянии от края стола. Голова при писании лишь слегка наклоняется вперед, при чем разстояние от глаз до бумаги не должно быть менее 10 дюймов.
      Рис. 2. Правильное положение корпуса. Вид сбоку.
      Вся тяжесть тела, как уже сказано, приходится на сиденье стула. Ноги, упираясь в пол, образуют нижнюю точку опоры тела, которая делает положение его более устойчивым. Но этого недостаточно. Чтобы обезпечить телу полную устойчивость необходима еще одна точка опоры. Такую точку опоры образует левая рука, которая локтем кладется на стол и служит для поддержания корпуса и удержания на месте бумаги: локоть левой руки опирается на стол, так что небольшая часть веса корпуса переходит на левый локоть, а кость ложится на бумагу в верхней части тетради и придерживает ее в одном положении, а когда нужно, передвигает вверх.
      Соблюдете правильного положения левой руки имеет величайшую важность. Если левая рука находится не на месгй (напр., опущена внизъ), то тело не имеет прочной опоры и ищет себе опору в правой руке. Не трудно сообразить, что, если правая рука будет служить точкой опоры для тела, если часть тяжести тела перейдет на правую руку, если, вследствие этого, правый локоть будет сильно опираться о стол, то движения всей правой руки будут в этом случае крайне стеснены. О свободных движениях в этом случае не может быть и речи.
      Следовательно, малейшая неправильность в положении левой руки немедленно отражается на правой. А неправильность положения правой руки всегда приводить к дурному, ломанному и уродливому почерку. Можно утверждать, что в девяноста случаях из ста причиной дурного почерка является неправильное положение левой руки, которое в свою очередь вызывает неправильности в правой руке.
      Но, опираясь на левую руку, ни в каком случае не следует сгибать или наклонять корпус влево.
      Плечи должны стоять ровно и быть на одной высоте. Для сохранения здоровья это одпо из важнейишх условий. На рис. 3 изображено то неправильное и крайне вредное для здоровья положение корпуса, которое нередко можно видеть в наших школах. Последствия такого неправильного сидения поистине ужасны: близорукость, которая нередко кончается слепотой, искривление позвоночника, которое наблюдается не только у детей, но и у взрослых, целый ряд желудочных болезней, так как при неправильном положении желудок сильно сдавлен, наконец, самая ужасная в настоящее время болезнь — чахотка, которая так легко забирается в сдавленные при неправильном сидении легкие, неполучающие достаточного количества воздуха.
      Да не подумают читатели, что мы их просто запугиваем. Недавно во Франции правительственная комисая произвела обследование относительно причин слепоты, и оказалось, что школьная близорукость, развивающаяся вследствие неправильного положения корпуса при писании, является одной из главных причин слепоты.
      Свобода писательных движении возможна лишь в том случай, если правая рука, совершающая эти движения, вполне свободна. Поэтому правая рука должна свободно покоиться на столе, лишь слегка опираясь на него. Она имеет двe точки опоры. Первая находится у локтя. В этом местe правая рука очень легко опирается о край стола. Второй точкой опоры для правой руки служит согнутый мизинец, а иногда вместе с ним и четвертый (безымянный) палец, что зависит от длины пальцев. Мизинец прикасается к бумаге лишь правой стороной последняго (конечного) сустава, той частью его, которая прилегает ко второму суставу. Четвертый палец либо слегка касается своим концом бумаги, либо находится от нея на очень небольшом разстоянии, Это уже зависит от руки и от длины пальцевъ — как кому удобнее.
      Самое же главное в положении правой руки — этого, чтобы она имела только эти дв точки опоры и не им-йла ника-ких других точек опоры. Поэтому кисть не должна касаться бумаги, между кистью и бумагой должен быть просвет (промежуток).
      Есть два способа проверки правильности положения кисти. Первыйспособ заключается в том, чтобы наклонить голову к самому столу и заглянуть на кисть слева. Тогда вы увидите, есть ли просвет между кистью и бумагой или нотъ Второй способ проверки производится по направлению ручки. Верхшй конец ручки должен быть направлен в правое плечо. Если кисть стоит неправильно, напр., опирается на второй или на первый сустав мизинца (а не на последыш, как следуетъ), то ручка будет направлена не в правое плечо, а в правую стенку комнаты (рис. 5).
      Следует внимательно следить за кистью, так как неправильное положение кисти — наиболее часто встречающийся недостаток. Производите почаще обязательно обе проверки правильности ея положения. Особое внимание необходимо обратить на то, чтобы правая рука в обеих точках опоры лежала на столе очень легко, так чтобы из-под нея, без всяких трудностей и усилШ, можно было бы вытащить лйст бумаги.
      Вначале нужно как можно чаще производить проверку правой руки для того, чтобы добиться совершенно правильного положения. Для лиц, у которых рука уже испорчена, в первое время нелегко будет приучить себя к новому положению, так как их все будет тянуть к старому, неправильному положению. Но при желании и настойчивости они всегда сумеют добиться своего. Нет такого почерка, котораго нельзя было бы исправить и нет такого неправильного положения руки, от котораго нельзя было бы отвыкнуть.
     
      5. Правильное держание ручки.
      Ручка держится тремя пальцами: большим, ука-зательным и средним.
      Указательный палец, впрочем, лишь лежит сверху, свободно покоясь на ручке. Чтобы научиться правильно держать ручку, возмите ее двумя пальцами — большим и средним, — как это показано на рис. 7. Указательный палец при этом поднять вверх. В этом положении большой палец прижимает нижний конец ручки к последнему (нижнему) суставу средняго пальца, так что ручка касается ногтя этого пальца. Верхняя же часть ручки имеет точку опоры у начала перваго сустава указательного пальца. В этом положении даже с приподнятым кверху указательным пальцем уже возможно
      Рис. 4. Правильное положение правой руки. Вид с лев. стороны.
      писать, только почерк будет не вполне тверд и совершенно без нажимов, которые выполняются только при давлении на ручку указательного пальца.
      Рис. 5. Неправильное положение правой руки: вид с правой (задней) стороны.
      Рис. 6. Правильное положение правой руки, вид с правой (задней) стороны.
      Если теперь легко и свободно опустить указательный палец на ручку, то мы получим правильное положение всех трех пальцев, показанное на рис.4.
      Все три пальца, держапре ручку, при правильном положении слегка согн). гы и расположены в следую-щем порядке: ближе всех к нижнему концу ручки, почти у самаго конца её, но ни в каком случае не прикасаясь кх перу, находится средшй палец. Вторым от нижняго конца ручки идет указательный палец. Еще выше, чем указательный палец лежит большой палец. Верхняя часть ручки касается начала (верхняго сустава) указательного пальца. Таким образом, указательный палец и ручка имеют две точки касания, но средний еустав указательного пальца не должен касаться ручки.
      Пальцы, держание ручку, не должны касаться один другого. При правильном положении и достаточной толщине ручки между ними остается маленький промежуток.
      Ручку следует держать легко и свободно, не сдавливая ее пальцами.
      Чтобы проверить, не сжимаете ли вы ручку слишком крепко, попробуйте, не меняя положений пальцев правой руки и не ослабляя их, левой рукой вытянуть ручку за верхнии или за нижшй конец. При правильном давлении пальцев ручка должна свободно скользить между ними. Если же она идет туго или даже совсем не подается, то, значит, вы сжимаете ручку слишком крепко. Вместе с тем это доказывает, что вы вообще держите ручку неправильно, так как при правильном держании ручки в сжимаши ея нет ни малейшей нужды.
      Необходимо, особенно вначале. почаще производить проверку правильности положения ручки. Для этого останавливайте себя среди упражнений и, не меняя ни положения руки, ни положения пальцев, попытайтесь поднять кверху указательный палец (как это показано на р.7). Если при этом окажется, что ручка совсйм не держится или же изменяет свое положение, это послужит доказательством, что вы держите ее неправильно. Затем обратите внимание, туда ли направлен верхнии конец ручки, куда следует.
      Рис. 7. Правильное положение правой руки с приподнятым указательным пальцем.
      Нигде не встречается такого большого числа неправильностей, как именно въдержании ручки.Одни лержат пальцы на самом пере. Это делает почерк мелким и крайне неразборчивым. Не забывайте, что пальцы не прикасаются к перу, а охватывают ручку около пера. Другие, наоборот, держат пальцы очень далеко от пера (рис. 8). Это всегда связано с неправильным положением кисти, которая обыкновенно в этом случай всей своей правой стороной касается бумаги (см. рис. 5). Такая неправильность указывает на неподвижность пальцев, что встречается очень часто. Пальцы при писании не сгибаются, для каждой буквы приходится производить движение всей рукой, что чрезвычайно утомительно. Многие стискивают ручку пальцами так, будто хотят раздавить ее. Можно себе представить, какой уродливый почерк получается при таком судорожном сжатш ручки. Очень часто встречаются таюе горекаллиграфы, которые, вместо того, чтобыдержать указательный палец слегка выгнутым вверху, выгибают его книзу и придают ему удивительно уродливую, противоестественную форму (см. рис. 9). Некоторые умудряются подгибать внутрь среднии палец, так что ручка опирается не о его ноготь, а о второй сустав.
      О положении четвертаго и пятаго пальца мы уже говорили выше. Эти пальцы сгибаются несколькобольше, чем указательный и среднии, и даже слегка подгибаются внутрь. Оба пальца сложены вместе, прилегают друг к другу и слегка отделены от среднягопальца.
     
      6. Правильное положение тетради.
      Тетрадь должна лежать против корпуса; левый нижшй угол той страницы, на которой вы пишете, приходится как раз против середины груди. Если вы пишете на лёвой странице тетради, то левый нижшй угол этой страницы приходится против середины ванией груди. Когда вы перейдете на правую сторону тетради, вам нужно будет сдвинуть всю тетрадь влево, и тогда лёвый нижнии угол правой страницы окажется против середины ванией груди. При этом нижняя часть левой страницы будет висеть на воздухе. Если положение ваниего корпуса правильно, если вы не опираетесь на край стола грудью и не придвигаетесь к столу слишком близко, а также не перегибаете корпуса влево, эта висящая часть тетради не должна вам мешать. Если же она мешает, то, значить, вы неправильно сидите.
      От этого положения тетради можно сделать небольшие отступления: можно ее сдвинуть немного вправо, — так, что нижшй угол той страницы, на которой вы пишете, будет приходиться против правой стороны груди. Но сильно сдвигать тетрадь вправо не годится: для правой руки это было бы очень удобно, но для гдаз очень вредно. Если тетрадь слишком сильно сдвинута вправо, вам придется все время скашивать глаза вправо, особенно лёвый глаз. Глаза будут работать неравномерно, что очень вредно для них.
      Безусловно недопустимо сдвигание тетради влево от средняго положения.
      Вопервых, как только что указано, для правой рукиудобнее, если тетрадь сдвинута вправо; следовательно, сдвигание тетради влево могло бы только вызвать несвободный, связанный движения правой руки. Во-вторых, при сдвигании тетради влево от средняго положения весь корпус отклонится также влево, что вредно и для здоровья, и для почерка.
      Нижним своим краем тетрадь лежит не вдоль края стола, а образует с ним угол. Величина этого угла указана нашим "тетрадедержателем". Употребление "тетрадедержателя" таково.
      Возьмите большой лист толстой промокательной бумаги и прикрепите его кнопками к столу так, чтобы нижшй край бумаги шел вдоль края стола. Затем приложите "тетрадедержатель" к нижнему краю промокательной бумаги тем краем, на котором напечатана надпись: "Край стола", так чтобы край промокательной бумаги и край тетрадедержателя совпадали. Затем проведите карандашом на промокательной бумаге прямую линию вдоль того края "тетрадедержателя", на котором напечатана надпись: "Край тетради". Таких линии нужно начертить несколько, так как тетрадь при писании приходится передвигать вверх и вниз, вправо и влево. Где бы ни лежала тетрад, выше или ниже, правее или левее, нижний край её должен итти вдоль одной из литй, намеченных "тетрадедержателем".
      Угол, избранный нами для "тетрадедержателя", является наиболее нормальным, т.-е. на практике встречается наиболее часто. Допустимы небольшие отклонения от него: можно немного отклонить тетрадь от начерченных по тетради линий, но лучше этого не делать.
      Линии на промокательной бумаге нужно чертить очень твердым карандашом, не ниже № 3 (а еще лучше "сибирским графитомъ"). Иначе карандаш будет пачкать тетрадь.
     
      7. Положение и движение пера.
      Всякое перо расщеплено на две части: правую и левую. При писании оба кончика пера должны касаться бумаги. Никогда не следует писать одной половиной, или одним боком пера. Это безусловно неправильно.
      Между положением на бумаге праваго и леваго кончика пера есть, однако, очень небольшое, но вместе с тем очень важное различие, которое необходимо усвоить. Опорной для пера служить правый кончик, лёвый же, хотя и прикасается при всех положениях пера к бумаге, не служить ему опорой, а только слегка скользит по бумаге. Уловить это маленькое, но важное различие не трудно. Поставьте перо (не обмакивая его в чернила,) концом на бумагу совершенно ровно, т. е. чтобы оба кончика пера — правый и левый — легли на бумагу совершенно одинаково. Теперь, не снимая пера с бумаги, не изменяя его положения, а также положения пальцев, сделайте большим пальцем чрезвычайно легкое движение вверх. Благодаря этому движении, вся ручка вместе с пером слегка повернется вправо, так что теперь правое ребро (правый край) пера будет немного ближе к бумаге, чем левое. Это и есть правильное положение пера, которое нужно всегда сохранить. В этом положении перо опирается на бумагу своим правым кончиком, а левый лишь прикасается к бумаге. Это различие между положением праваго и лёваго кончика пера сразу обнаружится, если, не сдвигая пера ни вправо, ни влево, ни вверх, ни вннз, придавить ручку указательным пальцем. Тогда — если перо стоить верно — правая половина пера останется на месте, но слегка изогнется, а левая не изогнется, но отодвинется влево. Этим способом вы всегда можение проверить, верно ли стоит ваше перо. Небольшой наклон пера вправо имеет большое значение при нажиме. Без такого наклона правильный красивый нажим совершенно невозможен. Понятно, что наклон пера в левую сторону совершенно не допускается (по крайней мере, в первое время учения).
      Если перо стоить правильно, то его движения по бумаге легки и свободны; оно не скрипит, не царапает бумаги, не цепляется и не прыгает, а идет плавно и ровно. Скорость движения пера по бумаге может быть различна: перо может двигаться очень быстро, или очень медленно, или наконец, ни быстро, ни медленно, с средней скоростью. Необходимо вначале избегать быстрых движений, точно так же, как и очень медленных движении; и для тех, и для других рука вначале недостаточно тверда и устойчива. Пишите сначала медленно, затем постепенно ускоряйте, но дальше средней скорости не идите, исключая те случаи, когда вам прямо будетъ указано быстрое движение. Особенно избегайте вначале быстрых движений, так как они могут вам только повредить.
     
      8. Движение различных частей руки при писании.
      Рука состоит из плечевого сустава (от плеча до локтя), предплечья (от локтя до кисти) и кисти. При писании различные части руки совершают разнообразный движения. Пальцы, держаийе ручку, могут сгибаться и выпрямляться, а также слегка выгибаться вправо и влево. При сгибании пальцев перо начертить прямую линпо, идущую сверху вниз, при выпрямлении — прямую лишю, идущую снизу вверх. Если сгибать пальцы и в то же время отводить их немного влево, то на бумаге получится не прямая лишя, а кривая, обращенная выпуклостью влево. При выпрямлении пальцев и их отведении вправо получится кривая, обращенная выпуклой частью вправо. Соединяя различные движения пальцев, можно получить так называемый овал, имеющШ форму буквы О.
      Кисть может совершать небольшие повороты вправо и влево. Большая часть движений пальцев соединяется с движениями кисти.
      Локоть передвигается во время писания вправо короткими движениями, которые делаются после каждаго слова. При этом локоть движется не вдоль края стола, а по прямой, наклоненной к нижнему краю промокательной бумаги под тем же углом, что и линии проведенные "тетрадедержателемъ". Можно даже для проверки на промокательной бумаге там, где приходится локоть правой руки, начертить по "тетрадедержателю" несколько линий. Вдоль этих линий и должен передвигаться локоть.
      По окончании строки локоть передвигается быстрым движением влево.
     
      9. Первая задача.
      Прежде чем вдти дальше, проделайте следующую задачу.
      Перечитайте весь отдел первый сначала (кроме введения) и составьте на четвертушке бумаге полный конспект (краткш списокъ) всех правил относительно положения корпуса, ног, рук, пальцев, ручки, пера и тетради, руководствуясь следующими вопросами:
      1) С какой стороны должен падать свет во время писания?
      2) Можно ли опираться во время писания грудью о столъ?
      3) Следует ли опираться во время писании спиной о спинку стула?
      4) Какую работу выполняет левая рука при писании ?
      5) Где находится нижняя точка опоры корпуса, т.-е., на что опирается корпус внизу ?
      6) Почему нельзя опираться во время писания на стол правой рукой?
      7) Сколько точек опоры имеет правая рука?
      8) Не можение ли вы ответить, почему кисть должна опираться только на последнии сустав мизинца, а не на всю правую сторону руки?
      9) Можно ли наклонять корпус влево?
      10) Можно ли наклонять корпус вправо?
      11) Сколько есть способов проверки правильности положения кисти?
      12) Куда должен быть направлен верхней конец ручки?
      13) Как проверить правильное положение указательного пальца?
      14) Может ли ручка при правильном положении касаться второго сустава средняго пальца?
      15) Может ли ручка при правильном положении касаться второго сустава указательного пальца?
      16) Какой палец на ручке ближе всего к перу?
      17) Как удостовериться, что правая рука не опирается на стол слишком сильно?
      18) Где ручка прикасается к среднему пальцу?
      19) Можно ли держать ручку большим и средним пальцемъ?
      20) Можно ли сжимать ручку пальцами?
      21) В каком месте ручка касается верхней своей частью к руке?
      22) Как нужно держать четвертый (безымянный) и пятый (мизинецъ) пальцы?
      23) Поняли ли вы, как нужно ставить перо на бумагу ?
      24) Соблюдаете ли вы правила о положении тетради и употребляете ли вы "тетрадедержатель"?
      Составление конспекта необходимо для того, чтобы вы с самаго же начала совершенно ясно поняли все правила и раз навсегда твердо усвоили их. Конспект в первое время ежедневно, садясь за упражнения, перечитывайте.
      Здесь мы считаем уместным еще раз напомнить о том, чтобы вначале было обращено самое серьезное внимание на правильность положения рук, пальцев и корпуса. Несоблюдение наших указании, особенно вначале, может очень вредно отразиться на почерке в дальнейшем. Пока почерк устанавливается и вырабатывается, соблюдете всех правил крайне важно. Впоследствш, когда почерк ваш установится вполне, вы сможение писать в самых неудобных положениях, не соблюдая всех правил и указашй, — и тогда несоблюдение правил не сможет сильно повредить вам.
      По той же причине мы советуем подольше посидеть над выработкой правильного положения и над изучением первых упражнении. Дальше дело само у вас пойдет значительно скорее, но только при условш, если вначале вы не будете торопиться. Если вначале вы будете идти вперед медленно, то дальше у вас дело будет идти все быстрее, и вы скоро закончите курс. Если же вы поторопитесь вначале, то дальше у вас дело будет идти все медленнее (и хуже) вам придется вернуться назад, начать все сызнова, и времени на курс у вас уйдет несравненно больше.
      Все задаваемым наши задачи обязательны. При невыполнении их за дальнейшие успехи поручиться нельзя.
     
      10. Письменные принадлежности.
      Во всяком деле плохими или неподходящими инструментами и из плохих материалов ничего хорошего сделать нельзя. То же самое и в каллиграфии. Плохое перо, или неподходящая ручка, или скверная бумага, или, наконец, плохия чернила могут испортить все дело. Поэтому нужно озаботиться о том, чтобы все письменный принадлежности, во-первых, были хорошаго качества, а ва-вторых, подходили бы для начинающих изучение каллиграфии.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.