На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека




Учебник латинского языка для 8-10 класса. Кондратьев, Васнецов. — 1948 г.

С. П. Кондратьев, А. И. Васнецов

Учебник латинского языка

для 8-10 класса

*** 1948 ***


DjVu



Учебник прислал a00b00 aka BoR0dA.
_____________________


      ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов 2

МОРФОЛОГИЯ

I. Общие сведения 3
Латинский алфавит 3
Особенности произношения 4
Долгота и краткость слогов 9
Ударение 10
Состав слова 14
Части речи 14

II. Глагол (Verbum) 16
Переходные и непереходные глаголы 16
Залоги 17
Наклонения 17
Времена 18
Лица и числа 19
Отглагольные имена 19
Грамматические термины. 20
Спряжения глаголов , 20
Производные глагольные формы 22
Образование глагольных форм 24
Личные окончания глаголов 24
Глагольные формы от основы praesentis 25
Анализ предложения 27
Imperativus 29
Praesens coniunctivi activi 32

III. Имя существительное (Nomen substantivum) 34
Склонение (общие сведения) 34
Основа имени существительного 35
Таблица окончаний падежей пяти склонений 36
Признаки грамматического рода имён существительных 37
Первое и второе склонения. Образцы склонений 39
Объяснительные замечания по I и II склонениям 40
"Конструкция названий городов" 43

IV. Имя прилагательное (Nomen adiectivum) 49
Имена прилагательные I и II склонений 49

V. Глагол (продолжение) 52
Действительный залог (Genus activum) 52
Imperfectum indicativi activl 52
Imperfectum coniunctivi activl 54
Futururn I indicativi activi 56
Спряжение вспомогательного глагола sum, fai, esse 59
Страдательный залог (Genus passivum) 61
Личные окончания страдательного залога (passivi) 62

VI. Третье склонение имён существительных 66
Типы III склонения " 66
Согласное склонение 67
Гласное склонение 68
Смешанное склонение 68
Склонение отдельных слов 69
Род имён существительных III склонения 71

VII. Имена прилагательные III склонения 77
Имена прилагательные трёх окончаний 78
Имена прилагательные двух окончаний 79
Имена прилагательные одного окончания 79

VIII. Степени сравнения (Gradus comparatlonis) имён прилагательных 82
Склонение имён прилагательных в сравнительной степени 83
Объяснительные замечания к образованию степеней сравнения 83
Образование превосходной степени сравнения 84
Сравнительная и превосходная степени сравнения с magis (plus) и maxime (описательная форма) 85
Имена прилагательные, образующие степени сравнения от различных корней 85

IX. Наречие (Adverbium) 90
Правила образования наречий от прилагательных II и III склонений 9Э
Степени сравнения наречий 92

X. Причастия (Participia) 94
Таблица окончаний причастий 94
Ablativus absolutus 97

XI. Gerundium и Gerundivum 101
XII. Supinum 105

XIII. Глагольные формы от основы perfect! indicativi и supini 106
Perfectum от глагола sum и производные формы от него 111

XIV. Отложительные глаголы (Verba deponentia) 121
XV. Четвёртое и пятое склонения имён существительных 122

XVI. Infinltivns (неопределённая форма) 128
Accusativus cum infinitivo 132
Nominativus cum infinitivo 134

XVII. Местоимение (Pronomen) 138
Таблицы местоимений 139

XVIII. Числительные (Numeralfa) 148
XIX. Глаголы с некоторыми особенностями: possum, fero, во, volo, nolo malo, fio, inquam, aio, coepi, memini, odi 155

XX. Предлоги (Praepositiones). Частицы (Particufae) (Краткие сведения) 166 318

СИНТАКСИС

I. Конструкция предложения в латинском языке
II. Простое предложение
III. Сложное предложение
Последовательность времён (Consecutio temp о rum)
Предложения дополнительные, цели и следствия
Косвенно-вопросительные предложения
Относительные предложения
Предложения времени
Предложения причины
Условные предложения
Косвенная речь
Условные предложения в косвенной речи

IV. Употребление падежей в латинском языке
Родительный падеж (Genetivus)
Родительный разделительный (Genetivus partilivus)
Родительный определения (Genetivus obiectivus и subiectivus)
Родительный качества (Genetivus qualitatis)
Родительный при прилагательных и причастиях
Родительный при судебных выражениях, при обозначении цены
Родительный при глаголах памяти (memoriae)
Родительный при безличных глаголах
Дательный падеж (Dativus)
Винительный падеж (Accusativus)
Творительный падеж (Ablativus):
Творительный отделяемости (Ablativus separationls)
Творительный сравнения (Ablativus comparationis)
Творительный места (Ablativus locativus)
Творительный времени (Ablativus temporis)
Творительный орудия (Ablativus instrumental is)
Творительный причины (Ablativus causae)
Творительный ограничения (Ablativus limitationis)
Творительный качества (Ablativus qualitatis)
Творительный цены, меры, изобилия (Ablativus pretii, mensurae, copiae)
Творительный самостоятельный (Ablativus absolutus)
V. Предлоги (Praepositiones)
VI. Латинское стихосложение

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
ORBIS ROMANUS PICT US
Начало, величие и падение Рима
Дома богатых римлян
Общее описание Рима
Государственное устройство Рима
Земледелие как главное занятие римлян
Заседание сената
Конские ристания в цирке
Бой гладиаторов в амфитеатре
Письмо (Gaius Fuscus Tito Rutilio sal.)
Ответ на письмо (Titus Rutilius Gaio Fusco sal.)
Книжное дело в Риме.
Ганнибал в Испании. Нападение на Сагунт. Поход на Италию. Переход через Альпы. Приготовления римлян
Выступление римского войска. Речь римского полководца к солдатам. Сражение при Треббии. Поражение римлян 242
Мужество римлян 244
Caius Iulius Caesar., De bello Gallico (liber I, caput I) 244
Перевод на русский язык 245
Братья Гракхи 246
Заговор Катилины 247
Marcus Tullius Cicero. Oratio in Catilinam (Ex oratione prima, cap. I) 247
Eutropius 248
Латины 248
Война с Пирром 249
Восстание Спартака 251
Война с Ганнибалом 251
Кай Юлий Цезарь 254
Publius Ovidius Naso
Дедал и Икар (из "Metamorphoses") 255
Перевод на русский язык 257
Зима у гетов (из "Tristia") 258
Перевод на русский язык 260

Алфавитные словари:
Латинско-русский 262
Русско-латинский 307
Латинские пословицы и изречения 309
Латинский указатель 310

 

Вопросы языкознания, №4, 1952 г.

      Я. М. Боровский
      ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

     
      Намечаемое увеличение числа школ, в которых ведется преподавание латинского языка, является важным мероприятием, направленным к улучшению языковой подготовки учащихся средней школы. При условии надлежащей постановки этого преподавания оно может значительно расширять лингвистический кругозор учащихся, а вместе с тем и оказать немалую помощь в разрешении столь существенных задач школьного курса, как приобретение учащимися хорошего понимания грамматики и лексики родного языка и достаточное усвоение ими элементов новых иностранных языков. Курс латинского языка отнесён к последним годам школьного обучения, к тому времени, когда словарный запас учащихся как в русском, так и в иностранном языке достаточно обширен, чтобы латинский язык предстал перед ними не как «мертвый язык», по как неисчерпаемый и необходимый источник постоянного обогащения научной терминологии, словарного состава и, наконец, основного словарного фонда новых языков. Самый метод изучения латинского языка, основанный на углубленном истолковании текстов и на сопоставлении выразительных средств этого языка и родного языка учащихся, служит незаменимым средством развития мыслительных способностей и стилистических навыков.
      Было бы, однако, неправильно сосредоточить псе внимание только на этой стороне дела, недооценив те образовательные возможности, которые дает открываемый изучением латинского языка доступ к историческим памятникам на этом языке и к произведениям античной художественной литературы. Удовлетворительное использование этих возможностей задача нелегкая и требующая от преподавателя весьма высокой квалификации. Однако в той или иной мерс она должна быть разрешена, чтобы преподавание латинского языка по получило узко грамматического характера, дискредитировавшего в свое время пресловутый «толстовский классицизм».
      Следует вместе с тем подчеркнуть, что и успешное разрешение упомянутых ближайших задач преподавания латинского языка заключает в себе ряд трудных моментов. Основной из них — необходимость тесной координации между курсом латинского языка и другими языковыми предками школьного учебного плана. Такая координация осуществима лишь в том случае, если преподаватели русского и иностранных языков задают необходимой подготовкой по латинскому языку. Нынешнее положение латинского языка в педагогических институтах, к сожалению, далеко не обеспечивает получения ими этой подготовки. Поэтому представая совершенно необходимым одновременно с введением латинского языка в средней школе значительно повысить его удельный вес в ном плане педагогических институтов.
      Другая неотложная задача, связанная с преподаванием латинского языка в средней школе, заключается в создании учебника, стоящего па достаточно высоком методическом и научном уровне. Учебник, вицу., щениыи Учпедгизом тремя последовательными тиражами почти без изменений, совершенно неудовлетворителен и в том и в другом отношении как это было отчасти показано в имеющейся печатной рецензии1.
      1 См. «Иностранные языки в школе», 1949
      Весьма желательным для планомерного проведения намечаемого изменения школьного учебного плана было бы создание при Министерстве просвещения методической комиссии по латинскому языку, которая в своей работе поддерживала бы связь с университетскими кафедрами классической филологии.

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru