На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Русская советская литература для 10 класса

В. Д. Свирский, Л. В. Тодоров, Е. К. Францман

Русская советская литература

Учебная хрестоматия для 10 класса
национальных школ РСФСР

*** 1982 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      СОДЕРЖАНИЕ
     
      К учащимся 3
      В. И. Ленин. Партийная организация и партийная литература 5
      В. И. Ленин. О пролетарской культуре 10
      Повышение воспитательной роли литературы и искусства (Из Программы КПСС) 12
     
      У ИСТОКОВ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13
     
      A. М. Горький
      Старуха Изергиль 16
      На дне 24
      B. И. Качалов. Из воспоминаний 44
      Мать 46
      В. И. Ленин 104
      Н. К. Крупская. Ленин и Горький 115
      М. Ф. Андреева. Встречи с Лениным 110
      Горький и литература народов СССР
     
      A. А. Блок 119
      Фабрика 121
      Незнакомка 122
      О, весла без конца и без краю 123
      Россия
      «О доблестях, о подвигах, о славе 124
      На железной дороге 125
      Соловьиный сад 126
      Двенадцать 130
     
      СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1917 — 1929 ГОДОВ 139
     
      О политике партии в области художественной литературы (Из резолюции ЦК РКП (б) от 18 нюня 1925 г.) 140
      B. И. Ленин. Об очистке русского языка 142
      Советская проза 20-х годов 143
      Советская поэзия 20-х годов 159
     
      C. А. Есенин 167
      Не жалею, не зову, не плачу 168
      Отговорила роща золотая 169
      Русь советская 170
      Письмо матери 174
      Неуютная жидкая лунноегь 175
      Спит ковыль
      Каждый труд благослови, удача
      Я иду долиной
      Собаке Качалова
      Анна Снегина
      М. Горьким. Сергей Есенин
     
      В. В. Маяковский
      Левый марш
      О дряни
      Прозаседавшиеся
      Блек энд уайт
      Товарищу Нетте пароходу
      н человеку
      Разговор с фининспектором
      о поэзии
      Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви
      Стихи о советском паспорте Владимир Ильич Ленин
      Хорошо!
      Во весь голос
      Певец революции
     
      А. А. Фадеев
      Разгром
     
      СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1930 — 1941 ГОДОВ
     
      О перестройке литературно-художественных организаций (Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.)
      М. Горький. Из заключительной речи на I Всесоюзном съезде советских писателей Советская проза 30-х годов Советская поэзия 30-х годов
     
      Н. А. Островский
      Как закалялась сталь
     
      А. Н. Толстой
      Петр Первый
     
      М. А. Шолохов
      Поднятая целина
      Судьба человека
     
      СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ
     
      Из поэзии военных лет
      Из прозы военных лет
      Из драматургии военных лет
      А. Т. Твардовский 535
      Дом у дороги 539
      За далью — даль 548
     
      СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 50 — 70-х ГОДОВ 557
     
      О литературно-художественной критике (Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г.) 558
      Л. И. Брежнев. Из доклада «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик» 559
      Л. И. Брежнев. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики (Из доклада XXVI съезду КПСС) 561
      Ленинская тема в советской литературе 563
      Советская проза 50 — 70-х годов 574 Советская поэзия 50 — 70-х годов 615

     
     

      К УЧАЩИМСЯ
      Учебная хрестоматия познакомит вас с лучшими произведениями русской советской литературы.
      После Октября возникла качественно новая, глубоко идейная литература, о которой писал В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». Главными героями книг стали люди, рожденные революцией, воспитанные в социалистическую эпоху.
      Как «учебник жизни» советская литература решает идейные и моральные проблемы, поставленные действительностью. Она воспитывает уважение к человеку труда, показывает действенность патриотических и интернационалистических убеждений, прославляет мужество и скромность, раскрывает гуманистический характер идеалов коммунизма. Духовное богатство советской художественной литературы должно стать достоянием каждого выпускника школы, вашим достоянием.
      «Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности», — отмечал в Отчетном докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев.
      Чтобы успешнее работать с этой книгой, нужно знать, как она построена. Хрестоматия состоит из разделов двух типов. Одни из них дают необходимый материал для изучения обзорных тем. Они охватывают большие периоды в развитии советской литературы: литература 20-х и 30-х годов, Великой Отечественной войны, 50 — 70-х годов. Используя тексты, включенные в хрестоматию, и прочитав соответствующие страницы учебника, вы получите представление о литературе каждого из этих периодов.
      Другие разделы включают произведения писателей, творчество которых изучается монографически, как выдающееся явление литературно-художе-
      ственной жизни. Среди них всемирно известные прозаики и поэты М. Горький, В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, М. Островский.
      При изучении обзорных и монографических тем па уроках литературы анализируются не только художественные произведения, но и различные документы, раскрывающие сущность литературного процесса. В первую очередь необходимо обратить внимание на статьи В. И. Ленина, в которых раскрываются идейно-эстетические основы советской литературы, утверждаются нормы творческой жизни страны социализма.
      Основное содержание хрестоматии составляют художественные произведения, которые изучаются в школе. Лирические стихи, поэмы приводятся полностью, большие по объему произведения даются в сокращении, по и о них вы получите из хрестоматии целостное представление. Незнакомые слова и обороты речи, затрудняющие понимание текста, объясняются в подстрочных примечаниях.
      Глубже попять сущность литературного процесса н творчества писателей помогут их речи, письма, выступления, автобиографические заметки. Не менее важны в этом отношении и высказывания выдающихся деятелей культуры (писателен, критиков, художников, артистов п т. д.). Эти материалы также включены в учебное пособие.
      Каждая тема завершается обобщающими заданиями и вопросами. Назначение этих вопросов — помочь самостоятельно осмыслить литературные факты, проверить, правильно ли вы повяли художественное произведение.
      Хрестоматия содержит необходимые материалы для самостоятельной работы над художественным произведением.
      С общим ростом культуры советского общества должна усилиться и повседневная забота каждого человека о его собственном нравственно-эстетическом развитии. Помните: воспринимать художественный текст в его сложных смысловых оттенках, в системе идейно-художественных средств литературного языка — это большое искусство, которое надо постоянно совершенствовать.
     
      Фpaгмeнт книги
      СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1917-1929 ГОДОВ
     
      О политике партии в области художественной литературы
      (Из резолюции ЦК РКП(б) от 18 июля 1025 г.)
      Как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается н па литературном фронте. В классовом обществе нет п не может быть нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и литературы в частности выражается в формах, бесконечно более разнообразных. чем, например, в политике.
      Однако было бы совершенно неправильно упускать из виду основной факт пашен общественной жизни, а именно факт завоевания власти рабочим классом, наличие пролетарской диктатуры в стране. (...)
      Пролетариат должен, сохраняя, укрепляя и все расширяя свое руководство, занимать соответствующую позицию п на целом ряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области (биологию, психологию, естественные науки вообще) уже начался. Завоевание позиций в области художественном лтернтуры точно так же рано пли поздно должно стать фактом. (...)
      Отношение между различными группировками писателен по их социально-классовому пли социально-групповому содержанию определяется нашей общей политикой. Однако нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальными п идеологическими ресурсами. Гегемонии пролетарских писателей еще нет, н партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на эту гегемонию. Крестьянские писатели должны встречать дружественный прием п пользоваться нашей безусловной поддержкой. Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравливая из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые п являются необходимой предпосылкой для влияния па крестьянство.
      По отношению к «попутчикам» необходимо иметь в виду: 1) их дифференцированиость; 2) значение многих из них как квалифицированных «специалистов» литературной техники; 3) наличность колебании среди этого слоя писателен. Общей директивой должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, т. е. такого подхода, который обеспечите бы все условия для возможно более быстрого их перехода па сторону коммунистической идеологии. Отсеивая антипролетарскне и аитиреволюцнонпые элементы (теперь крайне незначтельные), борясь с формирующейся идеологией новой буржуазией среди части «попутчиков» сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма.
      По отношению к пролетарским писателям партия должна занять такую позицию: всячески помогая их росту и всемерно потдерживая их и их организации, партия должна предунреждать всеми средствами проявление комчванства среди них, самого губительного явления. Партия именно потому, что она ппдпт в них будущих идейных руководителей советской литературы, должна всячески бороться против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова. Равным образом заслуживает осуждения позиция, недооценивающая (пмую важность борьбы за идейную гегемонию пролетарских писателей. Против капитулянства, с одной стороны, и прошв комчванства, с другой, — таков должен быть лозунг партии. Партияя должна также бороться против попыток чисто оранжерейной «пролетарской» литературы; широкий охват явлений во всей их сложности; не замыкаться в рамках одного завода; литературой не цеха, а борющегося великого класса, ведущею за собой миллионы крестьян, — таковы должны быть рамки содержания пролетарской литературы.
      Нижесказанным в общем и целом определяются задачи крошки, являющейся одним из главных воспитательных орудий в руках партии. Ни иа минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая обпективпый классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно боротся против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т. д. и в то же время обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая прпшка должна изгнать из своего обихода тон литературной команды. Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое пт питательное значение, когда она будет опираться на свое п шйпое превосходство. Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотно п самодовольное комчвапство. Марксистская критика дпажпа поставить перед собой лозунг — учиться и должна давать отпор всякой макулатуре н отсебятине1 в своей собственной среде.
      Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Руководя литературой в целом, партия так же мало может поддерживать какую-либо одну фракцию2 литературы (классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль), как мало она может решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя в общем она, несомненно, руководит и должна руководить строительством нового быта. Всё заставляет предполагать, что стиль, соответствующий эпохе, будет создан, но он будет создай другими методами, и решение этого вопроса еще не наметилось. Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты. (...)
      Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, вырабатывать соответствующую форму, понятную миллионам.
      Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию3, когда они разрешат эту великую задачу.
     
      В. И. ЛЕНИН
      Об очистке русского языка
      Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочеты или недостатки или пробелы?
      Конечно, когда человек, недавно научившийся читать вообще и особенно читать газеты, принимается усердно читать их, он невольно усваивает газетные обороты речи. Именно газетный язык у нас однако тоже начинает портиться. Если недавно научившемуся читать простительно употреблять, как новинку, иностранные слова, то литераторам простить этого нельзя. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности? (...) Не пора ли объявить войну коверканью русского языка? (...)


     
      1 Отсебятина — ни на чем не основанные суждения,
      2 Фракция — группировка внутри партии,
      3 Миссия — назначение, задание.

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru