СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3—10 Великие традиции классической литературы. Русская литература накануне Октября. В. И. Ленин о литературе социалистического общества. Алексей Максимович Горький 11—78 Биография Горького 11 Детские и юношеские годы. Начало литературной деятельности. Революционная работа Горького. Ленин и Горький. Литературно-общественная работа Горького в советский период. Творчество Горького в 90-е годы 21 Разоблачение капитализма. «Челкаш». Революционно-романтические произведения. «Старуха Изергиль» (стр 25). Творчество Горького в период революции 1905 года 29 «Песня о Буревестнике». «Фома Гордеев». Пьесы «Мещане» и «Дачники». «На дне» (стр. 33). Лука и Сатин. Драматургическое мастерство Горького. Роман «Мать» (стр. 40). Павел Власов. Пелагея Ниловна. Революционеры в романе «Мать». Композиция романа «Мать». «Мать» как произведение социалистического реализма. О языке романа «Мать». Значение романа «Мать». Пьеса «Враги». Памфлеты Горького. Творчество Горького в годы реакции и нового революционного подъема 54 «Сказки об Италии». Автобиографическая трилогия. Творчество Горького после Великой Октябрьской социалистической революции 59 «В, И. Ленин» (стр. 60). «Дело Артамоновых». Илья Артамонов. Второе поколение Артамоновых. Третье поколение Артамоновых. «Жизнь Клима Самгина». Пьесы Горького советских лет. Горький-публицист. Горький — наставник советских писателей. Значение творчества Горького. Начальный период советской литературы (1917—1929) 79—150 Борьба в литературе. Партия и вопросы литературы. В. Я. Брюсов. А. А. Блок. Зачинатели советской литературы. Советская литература 20-х годов. Резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы». Заметка Ленина «Об очистке русского языка». Проза 20-х годов. Поэзия 20-х годов. Драматургия 20-х годов. Владимир Владимирович Маяковский 104—150 Детство и юность. Революционная работа. Начало литературной деятельности. «Облако в штанах». Маяковский и революция. «Левый марш». Работа в РОСТА. Маяковский в годы социалистического строительства. Лирика Маяковского 114 «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (стр. 115). «Стихи о советском паспорте» (стр. 116). Маяковский и советская молодежь. Сатира Маяковского 119 «О дряни». «Прозаседавшиеся» (стр. 121). Сатирические пьесы Маяковского. Поэма «Владимир Ильич Ленин» 123 Образ Ленина. Лирико-эпический характер поэмы. Значение поэмы. Поэма «Хорошо!» 130 Сюжет и композиция. Народ и партия. Художественные особенности поэмы. Стихи о загранице 136 «Бруклинский мост» (стр. 138). Маяковский в борьбе за советскую поэзию 139 «Разговор с фининспектором о поэзии» (стр. 141). «Во весь голос» (стр. 143). Новаторство Маяковского. Значение творчества Маяковского 144 Литература периода победы социализма (1930—1941) 151—244 Перестройка литературных организаций. Первый съезд писателей. Борьба за чистоту и богатство литературного языка. Социалистический труд — главная тема советской литературы 30-х годов. Формирование нового человека. Сатирические романы И. Ильфа и Е. Петрова. Советский исторический роман. Поэзия 30-х годов. Драматургия 30-х годов. Литература на защите Родины. Николай Алексеевич Островский 176—187 Биография Н. А. Островского. «Как закалялась сталь» (стр. 178). Проблема героя в романе. Образ Павла Корчагина. Значение романа. «Рожденные бурей». Алексей Николаевич Толстой 188—207 Жизнь и творчество А. Н. Толстого до революции. Жизнь и творчество А. Н. Толстого в 1917—1927 годах. Роман «Хождение по мукам» (стр. 192). Судьбы русской интеллигенции в романе «Хождение по мукам». Роман «Петр Первый» (стр. 197). Образ Петра I. Литературная деятельность А. Н. Толстого во время Отечественной войны. Михаил Александрович Шолохов 208—244 Биография Шолохова. Основные черты творчества Шолохова. «Тихий Дон» (стр. 211). Григорий Мелехов. Аксинья. Изображение большевиков. «Поднятая целина» (стр. 218). Давыдов. Разметнов и Нагульнов. Кондрат Майданников. Половцев и другие. Вторая книга романа. Идея романа. Художественные особенности «Поднятой целины». Язык романа. Юмор в «Поднятой целине». Значение творчества Шолохова. Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет (1941—1954) 245—298 Основные черты советской литературы периода войны. Публицистика. Поэзия. Проза и драматургия. Литература послевоенных лет 257—269 Постановления ЦКВКП(б) по вопросам литературы и искусства. Изображение Великой Отечественной войны. Произведения о социалистическом труде. Советская литература в борьбе за мир. Историческая тема в послевоенной литературе. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Александр Александрович Фадеев 270—298 Биография. Раннее творчество. «Разгром» (стр. 273). Левинсон. Метелица. Морозка. Мечик. Идейно-художественная сущность «Разгрома». «Последний из удэге». Роман «Молодая гвардия» (стр. 234). Коммунисты в романе. Образы молодогвардейцев. Изображение врагов. Художественные особенности романа. Советская литература на современном этапе 299—344 Проза. Поэзия. Драматургия. «Кремлевские куранты» (стр. 311). Образ В. И. Ленина. Инженер Забелин. Реализм и романтика в «Кремлевских курантах». Александр Трифонович Твардовский 318—344 Краткие биографические сведения. «Страна Муравия». «Василий Теркин» (стр. 322). «Дом у дороги». «За далью — даль» (стр. 328). «Так это было». О стихе и языке поэмы. «Теркин на том свете». Лирика Твардовского. Заключение 345—356 Партийность советской литературы. Социалистический реализм — творческий метод советской литературы. Советская литература — национальная по форме и социалистическая по содержанию. Коммунистическая партия — руководитель советской литературы. Мировое значение советской литературы. |
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |