К этому учебнику имеется методическая записка, указывающая, как работать с учебником. Обязательно руководствуйтесь ею в своей работе.
Как обучать математике по учебнику «Маленькие математики».
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
"Постановление ЦК ВКП(б) от 5/IX о начальной и средней школ" указывает на коренной недостаток в работе школы, который заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний, и предлагает построить работу школы, таким образом, чтобы она обеспечивала точно очерченный круг систематизированных знаний.
По отношению к математике это постановление имеет совершенно исключительное значение, так как ни в одной учебной дисциплине систематика не играет такой большой роли, как в арифметике и в геометрии. Здесь каждая новая ступень может быть понята и усвоена только в том случае, если хорошо проработана и хорошо усвоена предшествующая ступень. Здесь каждый новый навык вырастает ш предыдущих навыков. Поэтому в математике каждый даже малейший пробел в основах затрудняет всю дальнейшую работу.
Знания и навыки в математике, сообщаемые учащимся, должны располагаться в определенной системе и строгой последовательности; основные сведения по математике должны прорабатыватьзя особенно тщательно; переход от одной ступени к другой может совершаться лишь тогда, когда хорошо усвоена предшествующая ступень".
Эти главнейшие указания вводной записки к программе по математике легли в основу работы авторов над учебником по математике для первого года обучения "Маленькие математики".
Авторский коллектив стремился расположить материал учебника в определенной системе, обеспечивающей постепенное наращивание трудности материала для ребят.
Кроме этого для авторского коллектива было совершенно ясно, что чисто словесное изучение начал математики в нашей школе недопустимо. Это изучение должно быть соединено с наглядностью, с активной проработкой ребятами материала.
Эти общие замечания нужно иметь в виду учителю, приступающему к работе по книге "Маленькие математики".
Ни в коем случае учитель не должен рассматривать учебник, как исчерпывающий материал, обеспечивающий полное закрепление всего объема навыков, очерченных программой.
Работа ребят по математике в первой группе ни в коем случае не может ограничиться только книжным материалом. Для четкого усвоения понятий величины, количества, формы, пространства, времени и измерений, требуется систематическая работа, во-первых, над математическим осмысливанием ребятами окружающей жизни и своей практической работы и, во-вторых, над специальным дидактическим материалом (палочки, соломинки, камешки и ряд др.). Поэтому и в учебнике значительная часть материала окажется полноценной только при расширении п дополнении ее учителем.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ УЧЕТ
Работа в школе начинается с учета и проверки числовых, пространственных и других связанных с математикой представлений, имеющихся у пришедших в школу ребят. Используется материал книги и дополнительный дидактический материал.
Учитель показывает ребятам много карандашей в одной руке и один карандаш в другой.
Ребята сами берут много палочек (7,8,9) и одну.
На рисунке 3-й стр. учебной книги ребята видят в руке мальчика много палочек и в другой руке одну, дальше на следующих рисунках много тракторов и один.
Учитель показывает ребятам две тетради, потом три, четыре, пять. Ребята (владеющие счетом) называют количество показываемых учителем предметов.
Ребята сами показывают две палочки, три палочки, четыре, пять.
Считают предметы на рисунках 4-й стр. книги. В прбцессе работы учичель выявляет, кто из детей и в какой мере владеет счетом.
Для выявления запаса пространственных представлений учитель, прикалывая листок бумаги в том или ином месте на классной доске (вверху, внизу и т. д.1,ставит ряд вопросов:
— Где приколот листок — внизу или вверху, справа или слева?
— Где окна в классе — справа или слева от вас? Где дверь от вас?
— Что находится от вас направо? Налево?
— Покажите верх тетради.
Для закрепления навыков в ориентировке проводится работа по рисункам 8-й (слева, справа, вверху, внизу и в середине), 10-й (близкодалеко, толстый-тонкий, тяжело-легко), и 11-й (высоко-низко, медленно-быстро, день-ночь) страниц учебника.
Проверку навыков ориентировки следует провести на экскурсии.
Авторский коллектив считает, что огромнейшее внимание должно быть уделено проработке первого десятка. Только прочное усвоение чисел и действие в пределах первого десятка обеспечивает дальнейшую успешную проработку материала первого и.дальнейших лет обучения. Поэтому работе унад первым десятком в учебнике отведено значительное место.
В основу работы по изучению чисел первого десятка положена наглядность, которая не ограничивается одними рисунками, а достигается и работой детей с реальным счетным материалом (палочки, соломинки, камешки и предметы классной обстановки, вырезка, наклейка и т. д.).
В виду того, что ребята l-й группы в начале учебного года неграмотны, на первых страницах книги текст не вводится, кроме коротких слов
"да", "и".
По данным дальше примерам проработки отдельных чисел учитель в основном должен построить работу над всеми числами первого десятка.
Число 3
Учитель показывает ребятам две палочки.
— Сколько палочек?
Учитель добавляет к двум одну палочку.
— Сколько стало теперь палочек?
Возьмите три палочки, разложите их на две кучки: 2 и 1.
— Возьмите три палочки, возьмите три соломинки, три камешка.
— Назовите, сколько взяли палочек, сколько соломинок, сколько камешков.
— Назовите имена 3 мальчиков, и 3 девочек.
— Дайте названия 3 деревьев.
— Посмотрите, сколько нарисовано лопат? (6-й стр.). Сколько сперва нарисовано лопат? Сколько потом, на 2-м рисунке? Сколько палочек сперва нарисовано? Сколько потом? Сколько всего?
— Посчитайте грабли на следующем рисунке. Посчитайте палочки на следующем рисунке.
— Найдите дальше на рисунке прямую линию и кривую.
Учитель чертит на классной доске прямую линию и кривую.
— Сосчитайте, сколькими линиями нарисован стул.
— Нарисуйте стул тремя линиями.
— Сколькими линиями нарисована коса?
— Нарисуйте.
— Посмофите на таблицу и скажите, сколько квадратиков в первом ряде? (Один).
— Нарисуйте такой квадратик в тетради.
— Сколько квадратиков во 2-м ряду? (Два).
— Нарисуйте два квадратика в тетради в таком порядке, как на таблице.
— Сколько квадратиков в з-м ряду, как они расположены? (2 и 1).
— Нарисуйте в тетради.
— Сколько квадратиков в 4-м ряду, как они расположены?
— Ня рисуйте в тетради.
— Вырежьте из таблицы приложений цифры 1, 2, 3, разложите их в вашей тетради на таблице, как в книге.
— Выучитесь писать цифры 1, 2, 3. (Учитель пишет цифры на классной доске).
— Сделайте таблицу числа 3 на большом листе * (настенную таблицу).
— Квадратики вырежьте из цветной бумаги и наклейте.
(Работу по составлению настенной таблицы каждого числа дети исполняют по очереди).
Изучение чисел 4 и 5 (6-й и 7-й листы) проводится так же, как изучение числа 3.
Здесь при изучении числа вводится слово "да“, подводящее к знаку "плюс“.
Для закрепления состава чисел 3, 4, 5 ребята выполняют следующее упражнение (2-й рис. 8-й стр.): дополняют соответствующими рисунками, вырезанными из таблицы приложений, в первом ряду таблицы к одному до 3, во втором ряду к одному до 5, в третьем ряду к одному до 4.
При изучении чисел 4 и 5 ребята уже были подготовлены к употреблению знака плюс, теперь (лист 9) они уже пользуются плюсом при упражнении в составе чисел з, 4, 5.
Число 6
При изучении числа 6 (12-13 стр.) заключительные цифровые примеры (5-1-1=, 4-f-2= и т. д.)ь сначала прорабатываются устно на счетном материале, а потом записываются в тетради.
Числа 7 и 8
Изучение чисел 7 и 8 (14, 15 и 16 стр.) проводится приемами проработки предыдущих чизел (з, 4, 5, 6).
Знакомство с изображением знака "минус" (отнять) проводится на примерах и задачах 17 йстр.
Цифровые примеры прорабатываются на счетном материале.
Число 9
Изучение числа 9 проводится главным образом на материале, который ребята вырезают из таблицы приложений.
С целью дать навыки в чтении цифр предлагается вырезать цифры из разрезной таблицы и разложить их под рисунками соответственно числу предметов, нарисованных на каждом рисунке (стр. 21-ой).
Неизвестое х
У пражнение на неизвестное число вводится на стр. 21.
Решение примеров с неизвестным производится по соображению.
3+x=5. Ребята подбирают число, которое нужно прибавить к 3, чтобы получить 5. Или: 6—х=5. Подбирается число, которое нужно отнять от 6, чтобы осталось 5.
Для закрепления навыка отыскания неизвестного числа дается ряд примеров с числом х. Авторский коллектив с самого начала вводит знак х, а не ? с тем, чтобы не переучивать потом ребят в то время, когда по существу одинаково трудно ребятам усвоить как знак неизвестного — икс так и вопросительный знак.
ИГРА В ЛОТО (24 стр )
Ребята вырезают из таблицы приложений большие и маленькие карточки лото. Большие карты раздаются играющим (ребята разбиваются группами, примерно по 5 чел.), маленькие карточки берет бригадир игры; он предлагает пример из карточки, кто скорее сосчшает (найдет сумму), закрывает квадрат с названной суммой на своей карте. Первый, кто накроет всю свою карту, считается выигравшим (бригадир).
ЗАДАЧИ
Уже начиная с первого десятка параллельно с работой над цифровыми примерами необходимо упражняться в решении задач.
Здесь же сделаем общее указание, что задач и примеров, помещенных в книге недостаточно. Необходимо дополнительно составлять и решать задачи, материал для которых брать из окружающей жизни на темы: запись в октябрята, участие в займе, хозяйственные работы колхоза, отсутствие по болезни и другие близкие ребятам темы.
ИЗУЧЕНЙЕ ЧИСЕЛ ВТОРОГО ДЕСЯТКА
Изучение чисел 2-го десятка проводится на счетном материале и по рисункам книги.
Вначале дается подробная разработка числа 11 стой целью,чтобы все последующие числа второго десятка прорабатывались таким же порядком.
На счетном материале (палочки) ребята упражняются в прямом и обратном счете до 20.
Знакомятся с записью двухзначного числа.
Сложение и вычитание прорабатываются в последовательности от легкого к более трудному — сперва без перехода через десяток, а потом с переходом и через десяток.
Примеры для изучения чисел 2-го десятка даны в учебнике в порядке нарастающей трудности: поэтому учителю при составлении дополнительных упражнений придерживаться схемы, данной в учебнике. Изучение 2-ю десятка должно быть связано с решением целого ряда задач, значительную долю которых должен составить сам учитель, пользуясь местным близким детям материалом и образцами задач в учебнике.
ПЕРВАЯ СОТНЯ
От изучения сложения и вычитания чисел 2-го десятка делается переход к изучению сотни.
Сначала дети упражняются в счете целыми десятками. Для этого каждый из них заготовляет 10 пучков по 10 палочек в каждом.
Проводится счет и на монетах, на счетах.
Учащиеся отсчитывают число на палочках, кладут на счетах, записывают, находят место числу в ряду чисел и пр.
Затем проводится прямой и обратный счет до сотни: первоначально дети упражняются в присчитывания от единицы до сотни и отсчитыванип до единицы, потом переходят к прямому и обратному групповому счету парами, пятерками.
Надо обратить самое серьезное внимание на выработку умения быстро производить прямой и обратный грз'пповои счет, так как этот навык имеет широкое практическое применение и дает подготовку к производству действий.
Упражнения в сложении и вычитании следует начинать с наиболее простых случаев — без перехода через десяток.
Наиболее трудный случай — переход через десяток требует более длительной проработки.
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ
Хорошая проработка группового счета в достаточной мере подготовляет ребят к умниженпю и делению.
Учащиеся берут Б палочек и еще 5 палочек, записывают 5+5 =
Спросить: сколько раз взяли пять? (два). На классной доске записать: 5 X 2 =
Ребята записывают в тетради.
Предлагается ребятам отложить три раза по пяти палочек и записать 5+5+5 =
Спросить: сколько раз взяли пять? (три).
На классной доске записать: 5 X 3 =
Ребята записывают в тетради и т. д. (стр. 51, 52, 53).
В связи с умножением прорабатывается деление.
Ребята повторяют то, что они узнали о долях — 1/2 и 1/4.
Затем делается переход к делению на части и по содержанию.
На 1-м году обучения дети знакомятся с чер чением простейших стоибчатых диаграмм.
Нужно простейшие подсчеты, которые проводя сами дети, оформлять в виде диаграмм, добиваясь, чтобы дети поняли их наглядное значение.
В заключение, авторский коллектив еще раз считает необходимым подчеркнуть необходимость расширения самим учителем содержания учебника близким и наолюдаемым ребятам материалом. Только в этом случае будет обеспечено доетг точно прочное усвоение программы 1-го года.
|