НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Учебник математики для 4 класса школы СССР. Виленкин.— 1977 г.

Наум Яковлевич Виленкин
Константин Иванович Пешков
Семен Исаакович Шварцбурд
Александр Семенович Чесноков
Алексей Дмитриевич Семушин

Учебник математики

для 4 класса

*** 1977 ***


DjVu

ЦВЕТ



DjVu

Ч/Б


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I.
НАТУРАЛЬНЫЕ И ДРОБНЫЕ ЧИСЛА.
§ 1. Числа и множества.
1. Обозначение натуральных чисел…8
2. Обозначение дробных чисел…б
8. Отрезок и его длина…8
4. Шкалы…10
б. Прямая…14
6. Луч 17
7. Бесконечная шкала 19
8. Числовые множества 21
9. Множества с любыми элементами…23
10. Знаки

§ 2. Равенства н неравенства.
11. Конгруэнтные фигуры
12. Меньше или больше
13. Истинно или ложно
14. Прямоугольный параллелепипед
15. Переменная
16. Предложение с переменной

§ 3. Уравнения н неравенства.
17. Числовые выражения…41
18. Выражение с переменной…43
19. Уравнение…46
20. Неравенство…49
21. Площади…52
22. Знаки 65
23. Правильные и неправильные дроби 57
24. Объемы…61)
26. Двойное неравенство 61
26. Объем прямоугольного параллелепипеда…64
27. Приближенные значения…66

§ 4. Сложепне н вычитание
28. Пересечение и объединение фигур…69
29. Сложение…72
30. Законы сложения…76
31. Угол…81
32. Вычитание…83
33. Сравнение углов. Биссектриса…88

§ 5. Умножепие и его свойства
34. Умножение…62
85. Сочетательный закон умножения…97
36. Развернутый угол…100
37. Запись произведения с буквенными множителями…101
38. Распределительный закон умножения…103

§ 6. Применение законов сложения а умножения.
39. Сложение и умножение многозначных чисел…106
40. Упрощение выражений…109
41. Прямой угол…115

§ 7. Деление н его свойства.
42. Деление…117
43. Острые и тупые углы…121
44. Деление с остатком…122
45. Делители и кратные…124
46. Признаки делимости на 10, на 6 и на 2
47. Признак делимости на 3…128
48. Деление и дробп…130
49. Запись числа в виде неправильной дроби…132
50. Сложение и вычитание дробных чисел…134
51. Задачи на повторение…137

Глава II.
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ.

§ 8. Десятичная система счпслепня и мер.
52. Метрическая система мер…141
53. Десятичная запись дробиых чисел…143
54. Сравнение десятичных дробей в…147
55. Разряды десятичной дроби…150
56. Измерение углов…152
57. Транспортир…153

§ 9. Сложение н вычитание.
58. Сложение десятичных дробей…159
59. Вычитание десятичных дробей…158
60. Округление чисел…162

§ 10. Умножение.
61. Умножение десятичных дробей…164
62. Частные случаи умножения десятичных дробей…170
63. Смежные углы…172

§ 11. Деление.
64. Деление десятичной дроби на натуральное число…174
65. Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т. д…178
66. Пернендикулярные прямые…179
67. Проценты…181
68. Круговые диаграммы…185
69. Деление на десятичную дробь…188

§ 12. Вычисления и построения.
70. Масштаб…193
71. Построение треугольников…195
72. Среднее арифметическое…197
73. Формулы…„…20Ь
74. Площадь прямоугольного треугольника…203
75. Сумма величин углов треугольника…205
76. Задачи на проценты…207
77. Задачи на повторение…211

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
78. Как люди научились считать…21&
79. Как возникла геометрия…22Й
80. Задачи повышенной трудности…224
81. Некоторые сведения из курса математики 1—111 классов…232
Ответы…233

PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...


 

 

Учебник написан в соответствии о новой программой по математике для 4-го класса, утвержденной Министерством просвещения СССР. В нём содержатся разделы: «Натуральные и дробныо числа» и «Десятичные дроби». Начальные сведения из геометрии включены в оба раздела. В конце каждого пункта выделены упражнения для повторения и домашней работы.
     

      Глава I
      НАТУРАЛЬНЫЕ И ДРОБНЫЕ ЧИСЛА.
      § 1. ЧИСЛА И МНОЖЕСТВА.
      1. Обозначение натуральных чисел.
      Числа, употребляемые при счете предметов, называют натуральными числами. Натуральные числа обозначают по-разному. Например, число «пять» можно обозначить, нарисовав подряд пять кружочков, пять черточек и так далее. Для обозначения того же числа римляне ввели особый знак V, а индусы и арабы — знак 5. Знаки. V и 5 — разные обозначения одного и того же числа.
      Любое слово русского языка можно записать с помощью 33 букв, а любое натуральное число — с помощью десяти цифр: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Такая запись чисел называется десятичной.
      Самое большое число, которое мы пока умеем называть, — 999 999 999 — девятьсот девяносто девять миллионов девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять. Следующее за ним натуральное число называют миллиардом н обозначают 1 009 000 000. Миллиард — ото 1000 миллионов. Миллиард — очень большое число. За 1900 лет не прошло и миллиарда минут. Толщина книги в миллиард страниц была бы 40 км.
      Чтобы прочитать число, его обозначение разбивают на группы, по три цифры в группе. Три первые цифры справа составляют класс единиц, три следующие — класс тысяч. Далее идут классы миллионов, миллиардов и др. Названия следующих за миллиардами классов употребляются редко.
      Пример 1. Прочитаем число 52837548901. Сначала разобьем его на группы (справа налево), по три цифры в группе: 52 837 548 901. По очереди слева направо называем число единиц каждого класса и добавляем его название: 52 миллиарда 837 миллионов 518 тысяч 901. Название класса единиц не произносится.
      ПрЙмер 2. Число 6 000 085 000 читается так: 6 миллиардов 85 тысяч. Название класса, все три цифры которого — пули, не произносится.
      Пример 3. Запишем цифрами число семь миллиардов тридцать две тысячи пять. Пишем слева направо: в классе миллиардов — 7, в классе миллионов — 000, в классе тысяч — 032, в классе единиц — 005. Получится число 7 000 032 005. В каждом классе, кроме первого слева, должно быть три цифры. Поэтому число миллионов записано тремя нулями. При записи числа единиц впереди поставлены два нуля.
      Пример 4. Запишем цифрами число восемьсот три миллиарда шестьдесят миллионов девять тысяч: 803 060 009 000.
      1. Разбивая на классы, запишите и прочитайте числа: 304804325, 24000670001, 300100234129.
      2. Прочитайте числа:
      а) 2 348 697 864; д) 86 820 000 800;
      б) 383 365 999 875; е) 7 000 075 000;
      в) 906 305 409 707; ж) 63 009 000 005;
      г) 43 440 360 000; з) 1 000 000 030.
      3. Запишите цифрами числа:
      а) четыреста двадцать три миллиарда триста сорок миллионов шестьсот тысяч девятьсот восемьдесят;
      б) пятьдесят два миллиарда восемь тысяч двенадцать;
      в) семьсот семьдесят семь миллиардов шестьдесят восемь тысяч;
      г) двадцать два миллиона три тысячи восемь;
      д) восемьдесят четыре миллиарда сорок;
      е) девять миллиардов пятьдесят пять тысяч.
      4. Запишите цифрами и прочитайте получившееся число:
      а) 702 тыс.; в) 68 303 тыс.; д) 800 млн.;
      б) 5081 тыс.; г) 306 млн.; е) 487 млрд.
      Упражнения для повторения.
      б. Решите уравнение:
      1) 368 + k = 401; 3) (х + 121) + 38 = 269;
      2) m + 489 - 502; 4) (132 + у) + 72 = 341.
      6. Постройте отрезок, длина которого:
      а) 5 еле 3 мм; б) 2 см 7 мм.
      7. Решите задачу:
      1) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста?
      2) Скорость теплохода 45 км/ч, а скорость электровоза на 90 км/ч больше. Во сколько раз скорость теплохода меньше скорости электровоза?
      8. Выполните действия:
      1) (4396 + 2087) 504; 2) (25 712 — 16 668) 902.
      Упражнения для домашней работы.
      9. Запишите цифрами числа:
      а) девяносто пять миллиардов триста восемь миллионов шестьсот тысяч семьсот сорок пять;
      б) десять миллиардов сто миллионов семьдесят пять тысяч три;
      в) четыре миллиарда пять тысяч шесть.
      10. Напишите 9 раз подряд цифру «3». Прочитайте получившееся число.
      11. Пик Коммунизма — самая высокая гора СССР — имеет высоту 7495 м над уровнем моря. Пик Победы ниже пика Коммунизма на 56 м, Казбек на 2392 м ниже пика Победы, а Эльбрус на 586 м выше Казбека. Какова высота Эльбруса? На сколько Эльбрус ниже пика Коммунизма?
      12. Решите уравнение:
      а) 2341 + (у + 749) = 3091; б) 8405 + (374 +" х) = 8985.
      13. Выполните действия:
      а) (58 508 + 498 115): 69; б) (884 034 — 94 683): 87.
      2. Обозначение дробных чисел.
      Пирог разрезан на 4 равные части (рис. 1). Из них 1 часть лежит на одной тарелке, а 3 части — на другой. На первой та-. релке лежит одна четвертая часть пирога, а на второй — три четвертых части пирога. Пишут: пирога и пирога. Говорят, что — и это обыкновенные дроби. В дроби — число 3 называют числителем дроби, а число 4 — знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разрезан пирог, а числитель показывает, сколько взято таких частей.
      Девочке дали — пирога, а мальчику — — пирога. Девочка получила два маленьких куска, а мальчик — один большой (рис. 2). Но пирога они получили поровну. Дроби — и — называют равными.
      Две равные дроби — это различные обозначения одного и того же числа.

KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru