МУЗЫКА НУЖНА ВСЕМ!
Велики сокровища музыкальной культуры, накопленные за многовековую историю человечества. Здесь и народные песни и танцы, и произведения композиторов разных стран и эпох. Они и сегодня доставляют нам высочайшее эстетическое наслаждение. Слушая музыку, мы не только постигаем ее красоту, но и задумываемся над нравственными проблемами, волновавшими ее создателей.
Богатства музыки нужны людям. И мы, музыканты, мечтаем о том, чтобы музыка всегда была необходимой частью вашей жизни. Я вовсе не призываю всех стать музыкантами по специальности. Конечно нет! Много есть замечательных профессий, нужных, интересных, увлечение которыми в юности переходит в подлинную страсть. Вы можете стать физиком, химиком, сталеваром, слесарем, художником, врачом... Но чтобы вы ни выбрали в будущем, хотелось бы, чтобы музыка всегда сопровождала вас на жизненном пути.
Многие из вас, дорогие ребята, учатся в музыкальных школах, занимаются в хоровых студиях, ансамблях, оркестрах, в инструментальных классах при Дворцах и Домах пионеров, клубах. Вы учитесь играть на фортепьяно, скрипке, баяне, гитаре, балалайке, других народных инструментах, изучаете музыкальные дисциплины — сольфеджио, элементарную теорию музыки, музыкальную грамоту, курс музыкальной литературы.
Для тех, кто пойдет учиться дальше, музыка станет профессией. Им предстоит совершенствовать и развивать музыкальную культуры страны, совершать музыкальные открытия и передавать их людям.
Другие пути, другие дороги жизни повлекут остальных ребят. А музыка? Она будет их постоянным спутником. Сколько можно вспомнить людей удивительной судьбы, у которых музыка осталась навсегда в сердце! Героиня многих сложнейших перелетов летчица Марина Раскова была пианисткой, до ухода в авиацию училась в музыкальной школе имени Гнесиных. О том, как она играла Фридерика Шопена в случайные часы отдыха на войне, летчицы полка вспоминают с огромной благодарностью. Пианисткой была также ее подруга, командир корабля Валентина Гризодубова. Они часто играли вместе.
Михаил Громов, выдающийся летчик, великолепно знал музыку, как, впрочем, и поэзию, любил ее и замечательно о ней рассказывал. Его рассказу о С. В. Рахманинове была посвящена передача по телевидению.
Московский хор молодежи и студентов, которым руководит профессор Московской консерватории Борис Тевлин, существует уже более 35 лет. Этот коллектив завоевал множество золотых медалей на международных фестивалях и конкурсах. А ведь это самодеятельный хор, его участники — студенты, рабочие, инженеры. В основном они занимались в школьные годы в детских хоровых коллективах.
Чрезвычайно интересная работа проводится во Дворце пионеров Киева — в хоре «Звоночек», в республиканском Доме учителя Литовской ССР в Вильнюсе — в хоре «Ажуолюкас». Мальчики занимаются в них с первых классов. Но те, кто окончил школу, после армии, институтов возвращаются и поют вместе с детьми. Звучание таких смешанных хоров, уровень их мастерства не уступают некоторым профессиональным коллективам.
В Москве уже много лет выступает не совсем обычный квартет. Его участники — физики, крупные ученые, наделенные степенями и званиями. Они находят время для музыки и считают, что она дисциплинирует их, заставляет глубже чувствовать, обогащает, помогает в науке.
Около сорока лет существует оркестр народных инструментов, созданный удивительным человеком, учителем русского языка и литературы средней школы в поселке Мундыбаш Кемеровской области Н. А. Капишниковым. Музыка, считает педагог, помогает в нравственном воспитании школьников, в становлении их личности. Искусство юных музыкантов известно далеко за пределами нашей Родины.
Симфонические, духовые, камерные, народные оркестры, фольклорные хоры, хоры советской песни... Можно назвать еще многие коллективы, объединяющие десятки тысяч людей, музыкально увлеченных, отдающих свой досуг музыке. Это прекрасно, ибо то, что они щедро дарят слушателям, возвращается к ним в преображенном виде, они живут в атмосфере радости творчества.
Многие из вас слушают музыку в концертных залах, в оперных театрах. Конечно, этому надо научиться — слушать музыку! Эго процесс постепенный, сложный, он требует терпения. Ведь можно тмушать музыку, но не слышать ее, не почувствовать
характера, настроения, содержания произведения. Вот почему нужно заставить себя сосредоточиться. Попробуйте послушать, скажем, «Вальс-фантазию» М. И. Глинки, некоторые танцы из балетов П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна. Эти произведения, написанные для симфонического оркестра, легко слушаются — их мелодии, ритмы в орнаменте симфонического звучания приобретают такие яркие краски, такую насыщенность мыслей и чувств, что вы сами не заметите, как властно они захватят ваше сердце. А песня? Ведь те, кто любит песню и умеет не только петь, но и слушать, всегда могут услышать настоящие шедевры, затрагивающие в душе какие-то особые струны.
Советские массовые песни — это история Страны Советов. Песни гражданской войны, первых пятилеток, военные, послевоенные, о мире, о счастье. Песни героические и лирические, серьезные и шуточные прочно вошли в жизнь советских людей. Их мелодические и поэтические строки — это строки биографии нашей страны.
Особое место в музыкальном искусстве занимает народная песня. В ней отражена вся жизнь с ее радостями и горестями, многовековым укладом и традициями. И у каждого народа песня имеет свой характер, свои особенности. Раздольная, широкая, ласковая, печальная — это песня русского народа. Щемящие интонации, глубокий лиризм наряду с залихватскими, задорными темпами отличают украинскую песню. Переходящие из поколения в поколение традиции удивительного, неповторимого многоголосия в песнях Грузии...
Давно перешагнули границы нашей Родины замечательные песни И. О. Дунаевского, В. П. Соловьева-Седого, М. И. Блантера, А. И. Островского, А. Н. Пахмутовой. Их поют во всем мире. Широко известна «Песня о встречном» Шостаковича; «Катюша» Блантера была гимном партизан Италии. И песни сегодняшних дней — это высокое достижение советского искусства: «День Победы» Д. Ф. Тухманова, «Журавли», «Русское поле» Я- А. Френкеля, песни М. Л. Таривердиева и многие, многие другие.
К сожалению, у молодежи сейчас магнитофонная запись нередко вытесняет пение. А напрасно! Музицированием заполняли досуг всегда, оно необыкновенно украшает и обогащает человеческое общение, укрепляет чувство локтя, товарищества, уважение друг к другу. Музыка для сольного исполнения — фортепьянного, инструментального содержит страницы неповторимой красоты. Ноктюрны, вальсы, этюды Шопена, рапсодии Ф. Листа, прелюдии С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина для фортепьяно, каприсы Н. Паганини, пьесы Г. Венявского, Я. Сибелиуса для скрипки, А. Дворжака для виолончели... Если вы поставили перед собой задачу овладеть умением слушать музыкальные произведения, то такие сравнительно небольшие миниатюры помогут вам. Любая из указанных пьес богата техническим и мелодическим материалом, глубоким содержанием, в них композитор использовал виртуозные возможности инструмента, для которого писал.
Постепенное овладение навыком внимательного вслушивания в музыку, безусловно, повлечет дальше вашу любознательность, слушать музыку станет потребностью. Вы захотите послушать более серьезные, более сложные для понимания произведения: сонаты, симфонические концерты, а затем и оперы, в которых достигнут синтез различных искусств: вокального, симфонического, хорового, драматургического, изобразительного.
Богатства музыкального искусства приближают к вам радио, телевидение, грамзапись, лекции-концерты, театры, филармонии. Если вы будете умело пользоваться этими богатствами, ваша жизнь изменится, неизмеримо возрастут ее духовные запросы. Вспомните, как сильно любил музыку В. И. Ленин, как он тонко понимал ее, как глубоко волновали его сонаты Бетховена «Аппассионата», «Патетическая». Безмерно любили музыку Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, А. М. Горький, Н. А. Островский, В. В. Маяковский. Выдающийся скульптор С. Т. Конёнков сказал, что если бы с детства он не полюбил музыку, то никогда не стал бы художником.
Когда вы овладеваете в какой-то мере игрой на инструменте, перед вами приоткрывается прекрасный мир искусства. Но это не означает, что вы уже способны разобраться в ткани музыкального произведения, и, к сожалению, это еще не значит, что вы любите музыку. Развиваете ли вы в себе влюбленность в музыку, культивируете ли в себе и в окружающих трепетное отношение к искусству музыки? Вы выучили пьесу, сыграли ее — и... все? Нет, конечно! Соберите младших ребят со двора, из школы, расскажите им о композиторе, который сочинил эту пьесу, о ее содержании. Отдача будет несомненной: младшим приоткроется окошко в мир музыки, а вы получите глубокое удовлетворение от того, что подарили им радость общения с искусством. Или вы разучили в хоре хорошую песню — разучите ее с сестренкой, братишкой и спойте родителям. Какой праздник, какой подарок будет для них!
Задача нашей книги — познакомить вас с самыми различными областями музыкального искусства, помочь вам разобраться в сложном, многообразном мире музыки. Но самое главное, чтобы вы могли услышать в неповторимо прекрасном звучании музыкального произведения те мысли и чувства, которые стремился выразить композитор. Любите музыку, дорогие мои юные друзья!
Т. Н. ХРЕННИКОВ, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии,
Герой Социалистического Труда
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Дорогие ребята! Перед вами книга, которая, как мы надеемся, поможет вам лучше узнать музыку. Музыка открыта всем, но каждому по-своему. И степень музыкального восприятия у всех разная. Для одного в музыке важно импульсивное ритмическое начало* другого привлекает многообразие и тонкость чувств, а для кого-то музыка — огромный, бесконечно разнообразный мир красоты, мир, в котором воплощены раздумья многих поколений людей о смысле жизни, о высоком назначении человека, об идеалах добра и справедливости.
Очень важно углублять свое восприятие и понимание музыки. Словарь поможет вам в этом. Он расскажет о музыке как виде искусства, о ее связях с жизнью и другими искусствами, о выдающихся композиторах, о музыке разных стран и эпох, особенно подробно о музыкальной культуре нашей страны.
Разнообразны виды и жанры музыкального искусства. Вы, несомненно, знакомы с эстрадной музыкой, с произведениями для вокально-инструментальных ансамблей. Но все ли из вас так же хорошо знают музыкальный фольклор — основу музыкальной культуры каждого народа? Разбираетесь ли вы в произведениях серьезной музыки? Ведь в них такие же запасы мудрости и красоты, как и в творениях Леонардо да Винчи, У. Шекспира, А. С. Пушкина... Эта книга познакомит вас с различными жанрами народной и профессиональной музыки: песнями, симфонией, оперой и др.
Чтобы лучше понимать музыку, нужно иметь представление о ее выразительных средствах: мелодии, гармонии, ритме, ладе. Все эти сведения вы также почерпнете из словаря. Прочтете вы в книге о музыкальных инструментах, различных музыкальных профессиях, концертных залах, музыкальных театрах, конкурсах и фестивалях. Большой интерес представляют такие статьи, как «Детская музыка», «Детское музыкальное творчество» (она познакомит вас со многими интересными детскими коллективами и юными исполнителями), «Воспитание и образование музыкальное», «Пионерская песня». Включены в книгу и практические советы юным любителям музыки: как сделать простейший музыкальный инструмент, как проводить музыкальную викторину, что нужно знать начинающему гитаристу и т. д.
Как пользоваться словарем? Статьи в нем (их около 200) расположены по алфавиту. Но некоторые из них — рассказы о выдающихся музыкантах, практические советы — помещены рядом с основными статьями. Так, материал о жизни и творчестве великих русских композиторов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова вы найдете, открыв статью о русской музыке XVIII — начала XX в. В тексте статей вы встретите термины, выделенные особым шрифтом — курсивом. Это значит, что им посвящены специальные статьи. Алфавитный указатель в конце словаря содержит не только названия статей (они набраны полужирным шрифтом), но и другие термины, встречающиеся в словаре. Рядом указаны страницы, где о них можно прочитать. Поскольку словарь не может исчерпать всех сведений, в конце приводится также список книг о музыке.
И еще об одном. Оформители Энциклопедического словаря юного музыканта постарались с помощью изобразительных средств создать образы той или иной эпохи, музыкального направления, передать национальный колорит. Общим фоном для целого ряда иллюстраций служит орган Большого зала Московской консерватории, являющейся одним из ведущих музыкальных центров нашей страны. В этих обобщающих композициях использованы широкоизвестные живописные полотна, скульптуры, фрески, произведения графики и архитектуры разных времен.
Составители: МЕДУШЕВСКИЙ ВЯЧЕСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, ОЧАКОВСКАЯ ОЛЬГА ОСИПОВНА.
Принципиальный макет художника ЮЛИКОВА А. М.
Оформление издания художника КОМАРОВА В. С.
Макет книги художника БОРИСОВА И. Г.
Иллюстрации выполнили художники: БАБАДЖАНЯН Л. А., БОРИСОВ Ф. С.,
БУТТАЕВ Н. Ю., ЗУБАТОВА Ю. Г., КОМАРОВ В. С., КУДРЯВЦЕВ Д. Н.,
НАСЫРОВ Л. X., ОСВЕР В. Л., СЕЛИВЕРСТОВ Ю. И., СЕМАКОВ А. Б.,
СОРОКА Т. П., ШИЛЯЕВ И. А.
Фотоиллюстрации выполнили: БРАЖНИКОВ А. Н., ВАСЮКЕВИЧ Г. Д.
ВОЛКОВ А. А., ЕРШОВ В. Г., ИВАНОВ В. С., КИРЮХИН В. Н.,
КОНСТАНТИНОВ И. И., ЛЕВИН А. С., ЛЕХТЕР Е. Я., ЛИБЕРМАН А. В.,
ЛИДОВ А. П., ЛИДОВ С. Л., МАКАРОВ А. А.,
ПЕТРУХИН С. Н., ЦИЛИН И. А.
Использованы фото издательства
«Изобразительное искусство»
Ретушёр ЛУЦКИЙ А. М.
|