На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Методика музыкального воспитания в детском саду. Ветлугина Н. А. (ред.). — 1982 г

Ветлугина Н. А. (ред.)

Методика
музыкального воспитания
в детском саду

*** 1982 ***


DjVu

      ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие вопросы музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Глава I. Значение и задачи музыкального воспитания в детском саду 6
§ 1. Значение музыки как вида искусства
§ 2. Музыка И всестороннее развитие личности ребенка 7
§ 3. Возрастные особенности музыкального развития ре бейка 11
§ 4. Задачи музыкального воспитания 13
Вопросы и задания 15

Глава II. Содержание, виды и формы музыкальной деятельности детей 16
§ 1 Характеристика программы музыкального воспитания
§ 2. Музыкальный репертуар 22
§ 3. Формы организации музыкальной деятельности 26
§ 4. Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей 30
Вопросы и задания 32

Глава III. Методы и приемы музыкального воспитания и обучения 33
§ 1. Методы музыкального воспитания.
§ 2 Методы обучения и методические приемы 35
Вопросы и задания 40
Литература

Виды музыкальной деятельности детей

Глава IV. Слушание музыки 42
§ 1. Слушание музыки вид деятельности
§ 2. Программа по слушанию музыки 44
§ 3. Репертуар для слушания музыки 46
§ 4 Методика обучения навыкам слушания музыки 49
§ 5. Методика приобщения к слушанию музыки детей раннего возраста 57
§ 6. Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего дошкольного возраста 59
§ 7 Методика приобщения к слушанию музыки детей средней группы 62
§ 8. Методика приобщения к слушанию музыки детей старшей группы 65
§ 9. Методика приобще ния к слушанию музыки детей подготовительной к школе группы 70
Вопросы и задания

Глава V. Пение 79
§ 1. Воспитательное значение пения
§ 2. Особенности слуха и голоса ребенка 80
§ 3 Програм мные требоваия 82
§ 4. Характеристика песенного репертуара 90
§ 5 Методы и приемы обучения пению 93
§ 6. Методика приобщения к пению детей раннего возраста 101
§ 7. Методика обучения пению детей младшего дошкольного возраста 102
§ 8. Методика обучения пению детей с редне й группы 105
§ 9. Методика обучения пению детей старшей группы 108
§ 10. Методика обучения пению детей подготовительной к школе группы 111
Вопросы и задания 118

Глава. VI. Музыкальноритмические движения 119
§ 1. Общая характеристика
§ 2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений 123
§ 3. Виды музыкальноритмических движений 29
§ 4. Методы и приемы обучения музыкально-ритмическим движениям 138
§ 5. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей раннего возраста 143
§ 6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей младшего дошкольного возраста 145
§ 7. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей средней группы 155
§ 8. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей старшей группы 15 8
§ 9. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей подготовительной к школе группы 164
Вопросы н задания 171

Глава VII. Игра на детских музыкальных инструментах 172
§ 1 Игра на детских инструментах вид деятельности
§ 2. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах 179
Вопросы и задания 200
Литература

Формы организации музыкальной деятельности детей

Глава VIII. Музыкальные занятия 202
§ 1. Содержание и структура музыкальных занятий
§ 2. Планирование и учет музыкальных занятий 204
Вопросы и задания 210

Глава IX. Самостоятельная музыкальная деятельность детей 211
§ 1. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей
§ 2. Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей 214
Вопросы и задания 217

Глава Х. Музыка в повседневной жизни детского сада 218
§ I. Роль и место музыки в жизни детского сада
§ 2. Музыка н физкультура 220
§ 3. Музыка и развлечения 227
Вопросы и задания 237

Глава XI. Музы ка на праздничных утренниках 238
§ 1. Роль музыки на праздниках
§ 2. Построение утренника 240
§ 3. Подготовка и проведение праздничного утренника 242
Вопросы и задания 245

Глава XII. Организация и оборудование музыкальной деятельности детей 246
§ 1. Организация работы по музыкальному воспитанию
§ 2. Оборудование процесса музыкального воспитания 250
§ 3. Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию 258
Вопросы и задания 261
Литература
Словарь музыкальных терминов 263

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современиого советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
      Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
      Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенк а к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается обществеиными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
      Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
      Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
      Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
      Коммекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
      Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
      В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей с посо бностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
      Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
      В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
      В учеб ник вх одят разл ичные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
      Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующимн основные положения.
      В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составлеи на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
      Прекрасное пРобужДает доброе.
      Д. Б. Кабалввский
     
      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
     
      ГЛАВА I
      ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
     
      § 1. Значение музыки как вида искусства
      Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
      Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
      «Какой интересный материал! ... Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
      Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
      Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая... Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
      В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
      Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
      Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
      Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
      Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марщ, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
     
      § 2. Музьжа и всестороннее развитие личности ребенка
      Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
      Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
      Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важну ю функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
      Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои зведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
      Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение иесни, передающей душевное состояние человека.
      В торой признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-елуховой культуры, произвол ьного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж еланием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (...)
      Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.
      Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальней опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки: В свою очередь ребенок активно усваивает это.
      Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.
      Все положения, изложенные в этой главе, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом -своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
      1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание- услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
      2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
      3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкальноритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
      4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
      5. Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
      6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе иолученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
      7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных, образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
      Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.
     
      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
      1. Охарактеризуйте особенности музыки как искусства.
      2. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?
      3. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.
      4. В чем проявляются возрастные особенности музыкального развития детей?
      5. Какова взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития?
      6. Назовите за дачи м узыкального воспитания и докаж ите, что их решени е обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.
      7. Назовите яро изведения, в которых ярко выражены определенные мысли, идеи, чувства.
      8. ПриведИте примеры народных песен, повествующих об исторических событиях.
      9. Назовите любимое произведение и скажите, почему оно вам нравится.
      10. Понаблюдайте за музыкальными проявлениями ребенка, охарактеризуйте их.
      11. Вспомните и назовите любое музыкальное произведение, которое вы слушали. Опи шите, какие чувства вы звало у вас восприятие данного произведения.
      12. Какие песни для детей вы знаете? Исполните одну из них.
      13. Напойте мелодию одной из знаком ых вам песен. Определите ее характер, расскажите о том, какие чувства выражены в данной песне.
      14. Считаете ли вы, что знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому современному человеку? Если да, объясните, почему.


      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.