ВВЕДЕНИЕ.
Старый способ обучения письму, о старых способах обучения письму можно сказать почти то же, что о старых способах обучения грамоте. Самым древним способом обучения грамоте, по которому обучают еще и теперь, быль буквослагатольный способ, который состоял из трех ступеней обучения: изучения алфавита, складов и чтения по верхам. Деятельность учителя, обучавшого по этому способу, состояла в том, что он указывал на известную форму, говорил её название и затем называл слог, составленный из двух или болео букв. Ученик должен был повторять часто одно и то же, научить то, что ему показывалось, короче — вызубрить всю азбуку и всевозможные буквенные сочетания. Способ этот, как многим достаточно известно, действуот самым отупляющим образом, не дает никакой пищи пытливому уму ребенка и ничего для его самостоятельных занятий. Единственным пособием при этом обучении являлся букварь.
Старый способ обучения письму (заметим кстати, что обучение письму начиналось лишь тогда, когда ученики вполне овладевали механизмом чтения) состоял в изучены письменного алфавита и в выписываши разными каллиграфическими украниениями множества нравственных изречены, недоступных детскому пониманию, подобно тому, как, запомнив печатный алфавит, ученики читали замысловатый сочетания букв и трудныя для них понимания статьи. В изучены письменного алфавита не соблюдалось никакой графической последовательности, буквы изучались одна за другою в алфавитном порядке от а до т, точно так же, как не соблюдалось никакой последовательности при изучены печатного алфавита при обучоны чтение. Единственным и при том неизбежным пособием служили прописи, каллиграфически написанныя и содержавиия в себе исключительно нравственный сентенции. Над мучитольным копированием с этих прописей и проводил учепик все время, назначенное по расписанию на уроки чистописания. Учитель лишь надзирал, чтобы все ученики занимались ппсьмом, или писал и исправлял написанное в тетради ученика. Над таким списыванием с прописей ученики проводили годы, выучивались выводить разныя замысловатый фигуры, но не выучивались письму, не прмбретали чёткого скорописного почерка, подобно тому, как обучившись по букво-слагательному способу чтения, ученик бойко разбирал книгу, но не мог объяснить ни одного слова и рассказать что-нибудь из прочитанного.
Наибольшие затруднения при обучении чтению по букво-слагательному способу встречались при изучены алфавита и складов, потому что ученику, незнакомому с самыми простыми начсртаниями букв, нужно было запомнить тридцать пять таквх знаков, которые разнятся между собою мелкими чертами, не вполне доступными неопытному глазу начинаюшого учиться. Для устранения этих затруднсшй делались разныя попытки, а именно: при каждой букве рисовалась какая-нибудь картинка, буквы делились, для более легкого их изучения, на группы по сходству оеновных элементов; формы букв сравнивались с знакомыми ученикам предметами и т. п. При обучены письму также делались попытки к облегчению изучения письменного алфавита: писались предварительно основныя черты, а потом уже буквы; для облегчения ученикам правнльного написания буквы, сохранения равных промежутков между основными чертами, наклона и равной высоты букв, проводились вь разных направлениях лины, ученики писали по написанному учителем карандашом или по точкам и т п. Как отдельные попытки к усовершенствовавт методы обучения чтению привели постепенно к более рациональной звуковой методе, так и обучоние письму пришло к более рациональному методу. К сожалению, надо заметить, что рациональный способ обучения письму распространен весьма мало, как в домашнем, так и в школьном обучении, и в большинстве случаев обучают этому искусству как попало, но справляясь даже с тем, что сделано по этому предмету специалистами, немало потрудившимися над обработкой лучшого способа обучения письму.
Более известные способы обучения письму. Из отдельных способов обучения ппсьму, преобладавшпх на практике в известное время, можно указать на следующие:
а) Копировальный способ (стигмография), который состоял в том, что учитель пнеад букву карандашом или обозначал их точками, а ученика заставлял водить по написанному, чтобы он привык писать ту или другую букву и мог потом писать ее сам. Способ этот имеет болыше недостатки: Во-первых, учителю елншком много работы писать каждому ученику в классе; классное преподавание по необходимости превращается в одиночное обучение, что водет к большим затрудношям в поддержаши классной дисциплины; но вс ученики одновременно заняты делом, многим приходится выжидать, пока учитель предложить им работу, и таким образом теряется напрасно слишком много классного времени. Во-2-х, ученик привыкает лишь водить по чужому, сам но выучивается письму и теряет самостоятельность в этот искусств. В-третьих, через рисование по написанному учитолем или по точкам, ученик пршбретает медлонпый и весьма нетвердый почерк, что лишает его возможности выучиться скорописи. По этому способу существует немецкое издание К. Адлера: "Образцовая тетрадь чистописания для школ и для домашнего самообучения", состоящее из и8 тетрадей для русского письма, и2 тетрадей для французского письма и и2 тетрадей для немецкого письма. Каждая страница тетради разлинована и по линейкам точками написаны элементы, буквы, слова и фразы, в первых тетрадях крупным шрифтом, а в последних мелким. На всех ступенях обучения ученикъ
привязан к точкам и совершенно лишен самостоятельности. Опыт наглядно убедил уже многих в том вреде, который приносит письмо по точкамъ: письмо таких учеников медленно, робко и замечается дрожавие в пальцах, происходящее от слишком медлсиного писания по заранее определенным местам. Встречаются также тетради с очень бледно исполненными образцами и без всякой системы; такое пособте не только безполезно, но очень вредно для глаз.
В виду того, что тетради с образцами письма полезны для самостоятельных занятой детей в школе и дома, нами составлены п изданы тетради с прописями под обшим заглавием "Школа чистописания", в которой весь учебный материал расположен в строго постепенном порядке, согласно настоящему методическому руководству.
б) Линейный способ состоит в обучения письму по линиям, по графической сетке. Способ этот значительно облегчает занят письмомъ: при письме по линиям развивается глазомер, легко усвоивается правильность изображения букв и рука постепенно привыкаеть к сохранению правильных отношении, как между частями буквы, так и между буквами, что необходимо для четкого правильного почерка. Способ этот делается неудобным и теряет свои достоинства, если, во-1-х, слишком строго геометрически приноравливают каждую букву к клеткам графической ейтки, и во-2-х, слишком долго упражняют учеников в письме по сетке, сдерживая этим движение руки и не давая ей свободного развития.
в) Тактический способ состоит в обучении письму под такт. Учитель объясняет предварительно способ написания буквы или слова, а ученики затем пишут под громый счет учителя — раз, два, три и т. д. Такт npиучает ко вниманию, поддерживает общую классную работу, уравниваот успехи учеников в скорописи; но непрерывное употребление такта при обучении не дает возможности остановиться на изучеши правильности написания букв, что ведет к неуспешным результатам обучения.
г) Генетический способ состоит в том, что все буквы изучаются но в алфавитиом порядка, а распределяются по своим основным эломентам на отдельный группы: сперва изучаются буквы самыя нростыя и легия, а потом уже те, которыя сложнее и труднее, и при этом оне располагаются так, что из предыдущей буквы чрез прибавлено и изменете черт образуется новая буква. Способ этот очень разумен, значительно облегчает усвоение начертания письменного шрифта; но при этом способе не следует долго останавливаться на объяснениях происхождения одной формы из другой, чтобы потерять через это напрасно времени, необходимая для чисто практических упражнений в письме, и но упускать при этом из виду такие внжныя стороны обучения письму, как развиие глазомера и обучение к скорописи.
д) Способ Карстерса преследуете главным обраяом правильное развитие органов, участвующих в письме; но упражнеюя, служапця к достижении этой цели, слишком сложны, трудны и потому совсем негодны для начальных заштй. Кроме того требования для начинающого обучаться письму слишком велики, так как не употребляется никаких вспомогательных пособий. Карстерс был известен в Лондоне, как учитель чистописания и составитель нескольких руководств к обучению письму, между которыми занимаете первое место его сочинешо "Искусство чистописания", вышедшее в 1837 г. седьмым изданием. Карстерс обучал преимущественно в частных домах, исправлял дурные почерки юношей и взрослых людей; своим способом, основанным на развиши руки и пальдев, он достигал таких успехов, что на способ этот обратили внимание современные ему учителя чистописания.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|