Часть первая
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ
Глава I.
АСТРОНОМИЯ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ
Важную роль в совершенствовании преподавания астрономии играло Русское астрономическое общество, организованное в Петербурге в 1890 г. по инициативе прогрессивно настроенных астрономов и педагогов.
Постепенно приобретают все большее распространение идеи преподавания астрономии на основе самостоятельных наблюдений учащихся. Так, А. Гатлих в предисловии к книге «Начатки космографии» (1899 г.) писал: «Учащийся должен сам убедиться в том, что небесный свод поворачивается с востока на запад, что Полярная звезда почти остается на месте, что вид звездного неба в один и тот же час не один и тот же в разные дни года, что Солнце восходит и заходит не в одной и той же точке горизонта, что Луна быстро перемещается между звездами и пр. Он должен непременно различать на небе важнейшие созвездия и звезды первой величины, уметь приближенно определить полуденную линию и истинный полдень».
В 1911 г. была опубликована книга Н. Ф. Платонова «Практические занятия по начальной астрономию), в которой наблюдения и практические занятия по астрономии анализировались в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их интересами.
Н. Ф. Платонов подчеркивал, что наблюдения необходимо проводить до изучения явлений в классе, а также обращал внимание учителей на желательность любительской работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению астрономии.
Методические идеи и лучший опыт прогрессивного русского учительства впоследствии стал основой развития советской методики преподавания астрономии.
В июне 1917 г. состоялось Второе Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии в Москве. Оно происходило в канун Великой Октябрьской социалистической революции, когда учительство почувствовало некоторую относительную свободу выражения своих мыслей и могло обратить внимание на мировоззренческие вопросы. Докладчиками были по большей части молодые учителя, вводившие в преподавание астрономии и наблюдения и, насколько это было возможно, вопросы мировоззрения.
Докладчики (Н. Ф. Платонов, К. Л. Баев, М. Е. Набоков, П. А. Симагин, Д. В. Лермантов) сообщали о состоянии обучения астрономии в школах различных типов того времени (мужские и женские гимназии, реальные училища, кадетские корпуса) и представляли проекты улучшения преподавания. Обобщение этих проектов содержится в резолюции, показывающей, насколько к этому времени педагогическая мысль продвинулась вперед. В резолюции говорилось: «... космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную роль, имеет свое специальное высокое значение: она формирует научное мировоззрение...»
Чтобы оценить значение выдвижения на первое место мировоззренческой роли астрономии как учебного предмета, напомним, что в дореволюционной школе вообще не допускалась критика религии. Практически это приводило к тому, что в русских учебниках конца XIX и начала XX в. не вскрывалась роль открытия Коперника, а говорилось лишь о «гипотезе Коперника о движении Земли», не упоминались имена Галилея и Бруно, почти не затрагивались вопросы космогонии.
В молодой советской школе значение обучения основам астрономии для формирования диалектико-материалистического мировоззрения понималось главным образом как изложение учения о вращении и обращении Земли и биографий ученых, отстаивавших гелиоцентрическую систему мира. Этому в значительной мере способствовало неопределенное и неустойчивое положение астрономии в школе, не сразу выделившейся в самостоятельный учебный предмет. Так, в период «комплексных методов», а затем в период «методов проектов» астрономические темы были разрознены и бессистемно включались в различные годы школьного обучения. «Все это фактически переводило преподавание астрономии в разряд внешкольной работы, и то эпизодической, и приводило к тому, что твердых и цельных знаний об окружающем мире учащиеся не получали, а тем самым задача формирования марксистско-ленинского мировоззрения учащихся в этой области не осуществлялась»1. В 30-х годах астрономия как учебный предмет вошла в советскую среднюю школу, и отметка по астрономии была включена в аттестат зрелости.
Первый стабильный учебник астрономии для средней школы был написан профессорами М. Е. Набоковым и Б. А. Воронцовым-Вельяминовым. В 1947 г. этот учебник был заменен учебником Б. А. Воронцова-Вельяминова.
В послевоенный период методика преподавания астрономии в нашей стране развивалась на основе изучения и обобщения передового опыта советских и зарубежных учителей астрономии.
Начало космической эры (4 октября 1957 г.), замечательные полеты советских космонавтов вызвали огромный интерес к астрономии людей разных возрастов и особенно молодежи. Возросло общеобразовательное значение астрономии. Задачи улучшения преподавания астрономии были обсуждены на III съезде Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО) при Академии наук СССР (Киев, 1960 г.). Съезд констатировал, что до сих пор наблюдавшаяся «тенденция ликвидации астрономии в средних и высших учебных заведениях совершенно недопустима и необоснована и вызывается непониманием и игнорированием указаний Коммунистической партии Советского Союза по усилению диалектико-материалистического воспитания молодежи и научно-атеистической пропаганды»1. Для повышения квалификации учителей астрономии съезд ВАГО рекомендовал организовать при институтах усовершенствования учителей постоянно действующие семинары. В специальных разделах резолюции съезда ВАГО содержались рекомендации по улучшению преподавания астрономии в университетах и педагогических вузах нашей страны.
Результатом усилий учителей, методистов и астрономической общественности нашей страны явились определенные успехи, достигнутые в преподавании астрономии. Новая программа, по которой астрономия преподается с 1964/65 учебного года, и переработанный в соответствии с нею учебник астрономии (автор проф. Б. А. Воронцов-Вельяминов) лучше тех, по которым советская школа работала раньше, и не идут ни в какое сравнение с дореволюционными. В новой программе усилена мировоззренческая часть курса и достигнута более тесная связь теории с практикой. Созданы новые учебные пособия, наглядные таблицы, учебные кинофильмы и кинофрагменты, освоен промышленный выпуск школьных телескопов, а также некоторых приборов, моделей и других пособий («Школьного астрономического календаря», «Учебного звездного атласа» и др.), необходимых для преподавания астрономии.
§ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ
Астрономия в советской средней школе является важным общеобразовательным предметом, способствующим развитию и формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе современных представлений о Вселенной. Идеологическое значение астрономии как учебного предмета является решающим при определении роли астрономии в системе образования и воспитания советской школы.
Являясь мировоззренческим общеобразовательным учебным предметом, астрономия дает учащимся определенный минимум практи-
1 Резолюции III съезда Всесоюзного астрономо-геодезического общества, М., 1960.
ческих знаний и навыков: учащиеся знакомятся с основами практической астрономии (ориентировка на местности, определение географических координат, измерение времени и др.), приобретают некоторые навыки обращения с угломерными и оптическими инструментами (телескоп, школьный теодолит), практикуются в решении задач по астрономии с применением формул, астрономического календаря, карты звездного неба и т. д. Кроме того, изучая основные законы небесной механики, учащиеся получают минимум общеобразовательных сведений, необходимых поколению, живущему в век космической навигации. Учащиеся должны не зазубривать отдельные определения, формулы, выводы, а уметь обосновать их и представлять, с какой целью изучается тот или иной раздел курса, как связан этот раздел с другими, какова его роль в науке, жизни и др.
§ 3. СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ С ДРУГИМИ школьными ПРЕДМЕТАМИ
Одна из характерных особенностей развития современных наук — их взаимосвязь и взаимное обогащение — должна найти отражение в школьном преподавании.
Некоторые сведения по астрономии учащиеся приобретают до X класса в соответствии с ныне действующими программами по физике, физической географии, истории. Обобщая и систематизируя эти сведения, нужно использовать все возможности (методические объединения, учительские школьные газеты и др.) для установления связи с предметами, изучаемыми в школе одновременно с курсом астрономии (физика, обществоведение, математика и др.)*
Астрономия и физическая география
В курсе физической географии (V кл.) расширяются и углубляются первоначальные сведения о Земле и небесных светилах, полученные учащимися в начальной школе, а также в определенной системе излагаются сведения о Земле и Солнце.
При изучении различных разделов курса физической географии («План и карта», «Форма и движение Земли», «Погода и климат» и др.) представляется возможность не только познакомить учащихся с физической природой Земли, планет и Солнца, но и провести астрономические наблюдения и практические работы, вполне соответствующие возрастным особенностям учащихся. В курсе астрономии учащиеся знакомятся с обоснованием способов астрономической ориентировки, измерения времени, практического определения географических координат, т. е. получают более целостное представление о вопросах, понятие о которых им было дано в курсе географии. Сведения о физической природе Земли являются важной основой для рассмотрения физической природы планет солнечной системы.
Астрономия и физика
Неразрывная связь астрономической и физической наук отражается в школьном преподавании прежде всего в том, что нередко одни и те же вопросы рассматриваются в курсах обоих школьных предметов («Объяснение солнечного и лунного затмений», «Всемирное тяготение», «Искусственные спутники Земли и космические ракеты», «Телескопы», «Спектральный анализ» и т. п.). Наиболее трудные для учащихся вопросы и темы курса физики (вес и масса, вращательное движение, всемирное тяготение, геометрическая и физическая оптика, строение атомов и их ядер) значительно эффективнее усваиваются учащимися, если при изложении соответствующего материала учитель умело использует астрономические сведения. С другой стороны, изучение физических и технических основ космонавтики в курсе физики позволяет в курсе астрономии сосредоточить основное внимание на астрономических аспектах проблемы.
Изучение физической природы небесных тел в курсе астрономии является логически необходимым завершением формирования физических понятий в средней школе.
Связь преподавания физики и астрономии может осуществляться по следующим направлениям:
а) на протяжении всего курса физики учитель должен, где это возможно, иллюстрировать изучаемый материал примерами, заимствованными из астрономии;
б) изучение ряда вопросов курса физики можно связывать с астрономическими наблюдениями;
в) при изучении курса астрономии необходимо максимально использовать полученные учащимися знания по физике (механика, электричество, оптика); опираться на эти знания при рассмотрении движения и физической природы небесных тел, а также методов астрономических исследований; дополнять знания учащихся по физике сведениями о космической плазме, природе радиоизлучения и др. Все это будет показано на конкретном материале во второй части данной книги.
Астрономия и математика
Отвлеченные математические понятия (прямая линия, угол, параллельные прямые и др.), а также решение прямоугольных и косоугольных треугольников нетрудно связать с разнообразными теоретическими и практическими вопросами астрономии. Разумеется, речь идет не о том, чтобы на уроках математики преподавать астрономию: достаточно ограничиться лишь решением некоторых задач с астрономическим содержанием, а также проведением простейших измерений на небесной сфере. С другой стороны, в курсе астрономии не следует избегать применения формул, простых вычислений, графиков, которые наряду с физическими понятиями должны вводиться не как лишний, дополнительный материал, а как средство и метод научного рассмотрения вопросов современной астрономии.
Астрономия и обществоведение
Обществоведение — важный учебный предмет, в котором в доступной для учащихся форме излагаются основы коммунистического мировоззрения, марксистско-ленинское учение о развитии общества, дается развернутая характеристика социалистического общества.
Наиболее тесно курс астрономии связан с философским разделом курса обществоведения — «Понятие о диалектическом и историческом материализме», знакомящим учащихся с основными философскими законами и категориями. Сущность взаимосвязи курсов астрономии и обществоведения состоит в следующем.
Во-первых, введение курса обществоведения способствует поднятию идеологического уровня преподавания астрономии и решению задачи формирования научно-атеистического мировоззрения учащихся (стр. 12—22). Во-вторых, изложение вопросов диалектического материализма в курсе обществоведения должно опираться на данные современного научного естествознания, и в том числе на достижения астрономии. Решение первой задачи требует от учителя глубокого знания марксистской философии.
В решении второй задачи учителю астрономии придется играть роль консультанта, помогающего учителю обществоведения подобрать доходчивые и содержательные примеры из астрономии для естественнонаучного обоснования важнейших философских категорий.
Астрономия и другие школьные предметы
Следует иметь в виду, что с некоторыми вопросами астрономии учащиеся знакомятся при изучении истории в V—VII классах. («Культура стран Междуречья», «Религия в древнем Египте», «Культура Египта», «Древняя Индия», «Наука древней Греции», «Культура и быт Рима в I в. н. э.», «Ученые — борцы за передовую науку» и др.) Учителю астрономии полезно познакомиться с освещением вопросов астрономии в перечисленных темах и оказать помощь учителю истории в их разъяснении. В процессе изучения астрономии знание истории помогает учащимся представить себе условия, в которых жили и работали ученые, трудами которых была создана современная наука.
В преподавании астрономии следует использовать знание учащимися курса химии. Это прежде всего относится к свойствам различных химических элементов и их соединений, химическим сим-
волам и т. д. Знакомясь с химическим составом атмосферы планет и звезд, распространенностью химических элементов в Космосе, превращениями химических элементов в процессе ядерных реакций и взрывов новых и сверхновых звезд, учащиеся пополнят и углубят свои знания по химии.
Еще не разработана единая стройная система изучения всех основных учебных предметов в тесной связи с астрономией и космонавтикой, хотя необходимость этого начинает ощущаться уже в первые годы космической эры. Вклад в разработку этой системы может сделать каждый учитель астрономии, который путем личного общения со своими коллегами, преподающими другие предметы, выступлениями на педагогических советах и методических объединениях сумеет увлечь их идеей использования данных астрономии на своих уроках. В школе нет предметов, которые абсолютно не связаны с астрономией. Кроме физики, математики, географии, обществоведения, истории, химии, можно назвать биологию, на уроках которой полезно сообщить интересные сведения из области астроботаники и астробиологии. Изложение современных представлений о происхождении и развитии жизни на Земле непосредственно связано с данными космогонии.
Элементы астрономии, разумно вводимые в преподавание различных предметов, оживят преподавание, поскольку подростки особенно интересуются астрономией. Вместе с тем будет постепенно создаваться необходимая основа для изучения систематического курса астрономии в X классе.
§ 4. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Астрономия, исследующая небесные тела и их системы в бесконечной во времени и пространстве Вселенной, отвечает на ряд коренных мировоззренческих вопросов. Изучая астрономию, учащиеся узнают о том, что представляет собой окружающий нас мир, какое место в нем занимает Солнце, Земля и другие планеты, как шаг за шагом человеческий разум раскрывал и раскрывает сокровенные тайны мироздания. Возникновение астрономии является иллюстрацией важного тезиса исторического материализма о том, что наука возникает из потребностей человеческого общества. История развития астрономии, неотделимая от борьбы материалистической науки с идеализмом, подтверждает правильность принципов диалектического материализма, разоблачает антинаучность библейской картины мира и несостоятельность современных идеалистических концепций, пытающихся дать философское обоснование данным современной астрономии. Сила воздействия достижений астрономии на людей очень велика. Не случайно к достижениям астрономической науки неоднократно обращались классики марксизма-ленинизма для наиболее убедительного естественнонаучного обоснования философии диалектического материализма.
При изучении астрономии в средней школе важно показать учащимся диалектику в природе, убедить их в том, что окружающий нас мир состоит не из готовых, раз и навсегда созданных богом небесных тел, а представляет собой совокупность естественных процессов, закономерности которых могут быть познаны человеком. Практически это означает, что задача формирования материалистического мировоззрения в преподавании астрономии заключается в том, чтобы при изучении каждой темы курса в доступной и увлекательной для учащихся форме давать марксистское философское обобщение астрономических фактов, вскрывать их атеистическую сущность. Для этого не нужно превращать уроки астрономии в лекции по философии и атеизму. Философские вопросы достаточно освещены в курсе обществоведения. Нередко несколько фраз учителя астрономии, удачный пример или сравнение, замечание, сделанное во время наблюдений учащимися небесных светил, могут наполнить конкретным содержанием абстрактные философские категории, о которых ученик слышал на уроках обществоведения, заучил, но еще «не отложил» в своем сознании, не сделал своими убеждениями. Например, знакомя учащихся со звездным небом, полезно сравнить сведения о звездах, которыми располагали люди прежде и теперь, а затем указать на познаваемость мира. Подобного рода обобщения способствуют формированию философских понятий.
В данном параграфе мы покажем, какой фактический материал курса астрономии, а также наблюдения учащихся могут быть использованы для обоснования основных положений философии диалектического материализма.
Материя
Современной науке известно два основных вида материи: вещество и поле. Вещество может находиться в различных агрегатных состояниях, из которых наиболее изученными являются твердое, жидкое, газообразное и плазменное. Конкретно вещество во Вселенной наблюдается в виде звезд, межзвездного газа, космической пыли, планет и метеорных тел. Звезды и диффузная газовопылевая материя — наиболее распространенные формы космических объектов. Наиболее распространенным агрегатным состоянием вещества во Вселенной, по-видимому, является плазма. Почти полностью в плазменном состоянии находится огромное количество вещества в форме звезд и диффузной материи. Частично в плазменном состоянии находятся атмосферы планет, например некоторые верхние слои земной атмосферы (ионосфера). Плазменными также являются хвосты комет. В противоположность горячей звездной плазме в атмосферах планет, хвостах комет, разреженных газовых
туманностях наблюдается холодная плазма, изучение которой также имеет большое научное и практическое значение. Не исключено, что дальнейшее исследование Вселенной приведет к открытию новых видов вещества.
Нужно, чтобы учащиеся не только слышали о различных космических объектах, но и собственными глазами увидели то, что доступно наблюдению невооруженным глазом, в бинокль и школьный телескоп. Во время наблюдений учащиеся должны непосредственно познакомиться с Луной, планетами, Солнцем, звездами, некоторыми звездными системами и туманностями. Эти наблюдения явятся основой изучения на уроках астрономии важнейших космических объектов.
Средняя плотность материи в доступной наблюдениям части Вселенной — Метагалактике — чрезвычайно мала. На один кубический километр пространства приходится примерно КГ14 г вещества. В межгалактическом пространстве, кроме отдельных звезд, пыли и разреженной плазмы, материя существует в виде полей, основными из которых являются гравитационное и электромагнитное.
Единство и многообразие мира. Всеобщая связь явлений в природе
Единство мира заключается в его материальности, в признании того, что в мире нет ничего, кроме качественно различных видов движущейся и развивающейся материи. Единство мира отрицает существование нематериального «потустороннего» мира. Материальное единство мира подтверждается (но не исчерпывается!) тем, что небесные тела состоят из одних и тех же химических элементов (что подтверждается спектральным анализом звезд и лабораторными исследованиями метеоритов), их движение можно описать с помощью физических законов (закона всемирного тяготения в Солнечной системе и в системах двойных звезд) и т. д.
Сказанное не исключает возможности открытия новых законов природы, новых материальных космических объектов, количественные и качественные свойства которых сейчас еще совершенно неизвестны.
Единство мира проявляется также в том, что в космическом пространстве обнаруживается тесная связь и взаимная обусловленность многих явлений. Истинную картину связи между космическими объектами и явлениями удается установить в результате тщательного научного анализа. Например, из анализа видимого распределения звезд был сделан вывод о существовании Галактики.
Проявление причинно-следственных связей можно обнаружить в нашей Солнечной системе, рассматривая смену времен года, наличие атмосферы на данной планете, связь солнечной актив-
ности с геофизическими явлениями, явление приливов и отливов и др.
Всеобщий характер взаимосвязи означает отсутствие в природе абсолютно изолированных объектов. Однако из этого не следует, как думали в XVIII в., что каждая часть Вселенной может существенно влиять на ход событий во всех других областях Вселенной. Всегда можно выделить ограниченное число главных связей, пренебрегая множеством остальных (слабых и несущественных) связей для данной квазиизолированной системы.
Движение материи
Движение — неотъемлемое свойство материи. Ознакомление с механическим движением небесных тел наглядно убеждает учащихся в отсутствии абсолютно неподвижных предметов. Основными движениями Земли являются ее вращение вокруг оси и обращение вокруг Солнца. Кроме того, Земля совершает сложные движения под действием притяжения Луны и планет, она вместе с Солнцем участвует в движении вокруг центра Галактики, движется вместе с Галактикой и т. д. Таким образом Земля, которую веками считали неподвижным центром мироздания, совершает большое количество движений в пространстве.
Грандиозную картину движения материи во Вселенной раскрывает внегалактическая астрономия, доказавшая, что все галактики движутся в пространстве с огромными скоростями, иногда превышающими половину скорости света.
Механическое движение является простейшей формой движения материи. В общем виде движение вкДючает в себя любые изменения материальных объектов. Небесные тела не только перемещаются в пространстве, но и непрерывно изменяются, эволюционируют. Эти изменения удалось обнаружить не только на поверхности Солнца и в атмосферах планет, но и на Луне, которая длительное время представлялась совершенно «мертвым» телом. Открыты изменения, происходящие в мире звезд и галактик, несмотря на то что эволюция обычных «стационарных» звезд и звездных систем происходит чрезвычайно медленно. Изучение физически-перемен-ных, новых и сверхновых звезд, активных процессов в ядрах галактик свидетельствует о том, что Вселенной свойственны не статические состояния, а бурная динамика и взрывы, сопровождающиеся выделением огромных энергий и переходами вещества из одного вида в другой, а также взаимопревращениями вещества и поля.
Важно, чтобы во время наблюдений (гл. III) учащиеся убедились в движении спутников Юпитера, вращении Солнца вокруг оси, перемещении планет и Луны на фоне звездного неба, в изменении блеска переменных звезд.
Пространство и время. Бесконечность и вечность Вселенной
Движение материи происходит в пространстве и во времени. Неотделимость пространства от материи подтверждается данными астрономии, свидетельствующими о том, что в природе нет пустого пространства, что всюду можно обнаружить такие виды материи, как вещество и разнообразные поля.
Развитие небесных тел происходит во времени. Открытие старых и молодых небесных объектов, установление важнейших этапов эволюции планет и звезд привело к тому, что современной науке приходится оперировать не только малыми промежутками времени, исчисляемыми миллионными долями секунды, но и огромными временными масштабами, в которых миллиард лет оказывается весьма удобной единицей измерения времени. Вне времени не могут существовать ни быстро распадающиеся элементарные частицы, живущие (по нашим земным часам!) всего лишь ничтожные доли секунды, ни колоссальные системы галактик, по сравнению со временем существования которых возраст нашей Солнечной системы не более чем мгновение.
Тесная связь пространства и времени с происходящими в них физическими процессами нашла свое отражение в теории относительности Эйнштейна.
Важно разъяснить учащимся, что пространство и время, как и движение, являются универсальными атрибутами материи, которые самостоятельно (без материи) существовать не могут.
Общемировоззренческип характер имеет проблема о бесконечности и вечности Вселенной. В пространственно-временной бесконечности Вселенной находит свое отражение бесконечное многообразие природы. Окружающий нас мир. реальная Вселенная бесконечны во времени и пространстве, хотя любая космическая система (Солнечная система, Галактика, Метагалактика) конечна. Вечность Вселенной следует из закона сохранения и превращения материи. Рассмотрение Вселенной как материального процесса исключает какой-либо момент ее образования, поскольку это при любых формулировках означало бы признание творения материи. При этом сейчас нередко подчеркивают недостаточность понимания бесконечности Вселенной во времени в смысле бесконечной длительности времени в направлении к прошлому и будущему. Время неотделимо от материи. Материя может существовать в еще неизвестных нам формах. Значит, в принципе возможно существование различных типов временных отношений. Следовательно, можно говорить о начале существования и конце существования Метагалактики, но это не означает начала и конца времени вообще.
Сходным образом бесконечность Вселенной в пространстве недостаточно понимать просто как ее бесконечную протяженность в любом направлении. Гегель, который правильно критиковал «дурную» бесконечность, сам в силу своего идеализма скатывался к ней
всякий раз, когда пытался пояснить бесконечность Вселенной в пространстве: «Как бы далеко мы ни отодвигали звезду, я могу пойти дальше. Мир нигде не заколочен досками». Так, действительно, можно пояснить неограниченность Вселенной. Однако при этом следует иметь в виду, что, во-первых, евклидово неограниченное пространство одновременно является бесконечным. Во-вторых, сами пространства, включающие «различные» метагалактики, могут иметь различные свойства (например, метрику), несводимые друг к другу.
Основной вопрос философии и коренные задачи науки
Основной вопрос философии об отношении сознания к бытию является научным критерием, позволяющим свести разнообразные философские течения к двум непримиримым лагерям — материализму и идеализму. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» подчеркивал, что ядовитым вопросом для идеалистов яв-ляегся вопрос о существовании природы до человека. Данные космогонии, изучающей происхождение и развитие систем небесных тел, неопровержимо свидетельствуют о том, что Земля, планеты, звезды существовали значительно раньше, чем появился человек и оформилось его сознание, способное сначала лишь отражать объективно существующую природу, а затем оказывать на нее активное воздействие. Последнее возможно лишь при достаточно развитой науке, являющейся одной из форм общественного сознания.
На примере астрономии следует не только показать, как возникает наука, но и правильно объяснить ее назначение. В свое время средневековые распространители христианства заявляли, что после Христа вообще нет нужды ни в какой науке, что задача «истинной науки» — объяснить не то, как устроены небеса, а как надо жить на Земле, чтобы после смерти попасть на небо. В результате наука допускалась лишь в пределах веры и являлась «служанкой богословия». Современные буржуазные философы-идеалисты пытаются доказать, что целью науки XX в. является построение простой системы принципов, из которых можно математическим путем вывести наблюдаемые научные факты. Однако задача науки не может быть сведена ни к построению системы принципов, ни к формулировке общих законов, ни к слепому подражанию природе. «Высшее достижение науки — не там, где она подражает природе, а там, где она создает возможности для преобразования природы»1. Ограничимся одним примером. Открытие источников энергии Солнца и звезд имеет фундаментальное значение для астрофизики. Однако специфические особенности термоядерного синтеза в недрах
1 М. В. Келдыш, Проблемы методологии и прогресс науки. Сб. :Методологические проблемы науки», изд. «Наука», 1964, стр. 224
звезд не позволяют «в готовом виде» заимствовать у природы механизм превращения водорода в гелий. Пришлось, в частности, вместо трудно протекающей реакции столкновения двух протонов использовать взаимодействие ядер дейтерия, получив изотоп гелия и нейтрон, т. е. заменить образование новой частицы (нейтрона) перегруппировкой частиц, содержащихся в исходных ...
Познаваемость мира и его закономерностей
Вопрос о познаваемости мира неразрывно связан с основным вопросом философии и материальным единством мира. В отличие от различных направлений идеализма, отрицающих возможность познания природы, материалисты убеждены в возможности познания природы, реально существующего мира. Наука не могла бы развиваться, превращаясь в непосредственную производительную силу общества, если бы мир был непознаваем.
Материальное единство мира позволяет (в определенных пределах) распространять на космические объекты законы, установленные в земных лабораториях, т. е. познавать мир. Разумеется, что явления и законы в «космической лаборатории» могут найти важное применение в земных условиях. Познание истины — сложный процесс. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»1. В астрономии роль «живого созерцания» играют наблюдения, в практической пользе которых люди, как известно, убедились в глубокой древности. На протяжении многих веков астрономия была «чисто» наблюдательной наукой. Лишь в последнее время данные наблюдений стали дополняться экспериментами в космосе.
Непосредственные наблюдения знакомят человека с различными астрономическими явлениями: суточным и годичным вращением небесной сферы, видимым движением планет, солнечными и лунными затмениями, метеорами, различным цветом звезд, изменением блеска некоторых звезд. Развитие науки постепенно позволило вскрыть сущность указанных явлений, познать истинные законы природы и использовать их на благо человека. Науке удалось объяснить вращение небесной сферы суточным движением Земли, открыть законы движения планет, открыть причину затмений, объяснить метеорные явления, связать цвет звезд с их температурой, объяснить причину изменения блеска звезд. Данные астрономических наблюдений позволили установить важные закономерности в Солнечной системе и в мире звезд. В качестве примера укажем на закономерности в Солнечной системе, цикличность солнечной активности, соотношение «спектр-светимость» и др. В процессе развития науки найденные закономерности уточняются на базе новых наблюдательных фактов. Подтверждением познаваемости мира и его закономерностей является определение расстояний до небесных тел, определение их размеров, масс, температур, скоростей, химического состава и т. д.
Основным критерием истинности научного знания является практика и, в частности, астрономические наблюдения. В. И. Ленин указывал, что в «практику, служащую нам критерием в теории познания, надо включить практику астрономических наблюдений»1. Несоответствие астрономической гипотезы наблюдениям требует пересмотра гипотезы или отказа от нее. Научная теория, правильно трактующая данное явление, не только хорошо согласуется с наблюдениями, но и позволяет предвосхищать непосредственные телескопические открытия и заранее точно предсказывать наступление того или иного явления. Примером подтверждения правильности учения Коперника явилось открытие Нептуна.
Расчетные данные о расстояниях до небесных тел Солнечной системы сейчас проверены методами радиолокации. Искусственные спутники Земли и космические ракеты позволили обнаружить в космическом пространстве корпускулярные солнечные потоки, существование которых задолго до этого предсказывалось теорией. Сам факт движения спутников и ракет в поле тяготения Земли и Солнца по заранее предвычисленным орбитам является экспериментальным подтверждением правильности небесной механики.
Законы диалектики
На уроках астрономии представляется возможность иллюстрировать общие законы эволюции материи
а) Закон единства и борьбы противоположностей. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что учение о борьбе противоположностей как всеобщем внутреннем источнике всякого развития есть ядро диалектики. Поясним это на нескольких астрономических примерах. «Стационарная» звезда типа нашего Солнца представляет единство двух основных противоположностей: силы тяготения и силы внутреннего газового давления. Силы тяготения сжимают газовый шар, но это действие уравновешивается силами внутреннего давления раскаленной плазмы. Поэтому наблюдения не обнаруживают сколько-нибудь значительных изменений размеров Солнца.
Особую роль в астрофизике световое давление (частный случай сил отталкивания) играет в тех случаях, когда свет давит на небольшие частицы вещества. При этом величина светового давления может не только быть сравнимой с силой тяготения, но и превысить ее.
Учет фотогравитационного взаимодействия необходим при практическом решении проблем космической навигации.
В первоначальный период формирования Земли и планет из окружающего Солнце газово-пылевого облака лучевое давление, вероятно, играло существенную роль в «сортировке» частиц. Это могло предопределить различие наблюдаемого ныне химического состава планет: в состав более далеких от Солнца планет входят преимущественно легкие химические элементы, например водород, весьма распространенный в космическом пространстве.
Галактики представляют диалектическое единство двух противоречивых свойств. Они являются дискретными (прерывными) образованиями, поскольку состоят из отдельных звезд, хаотически движущихся относительно друг друга. Они являются непрерывными (сплошными) образованиями, поскольку расстояния между звездами малы по сравнению с размерами галактик и сами галактики обладают особым вращательным движением.
Исключительно важны для астрофизики тесно связанные друг с другом процессы излучения и поглощения, ионизации и рекомбинации, радиоактивный распад и синтез атомных ядер.
б) Закон перехода количественных изменений в качественные. Примером перехода количественных изменений в качественные является эволюция звезд. Наряду с медленным эволюционным развитием небесных тел происходит скачкообразный, взрывной переход количественных изменений в качественные (взрывы новых и сверхновых), взрывные процессы в ядрах галактик и т. д.
в) Закон отрицания отрицания имеет важное значение в теории познания. Движение научного знания происходит по восходящей спирали, как бы возвращаясь к прежней точке зрения, но уже на более высоком уровне. Так, гелиоцентрические идеи, выдвинутые греческим астрономом Аристархом Самосским (ок. 320—250 г. до н. э.), не получили распространения. Геоцентризм безраздельно господствовал до XVI в., когда было совершено открытие Коперника, получившее впоследствии всеобщее признание.
Гениальная догадка Бруно о природе звезд долгое время не могла быть научно обоснована и, по существу, отрицалась. Лишь в XIX—XX вв. удалось получить неопровержимые доказательства правильности его догадок.
Космогоническая гипотеза Канта (XVIII в.) отрицалась гипотезами, согласно которым Земля и планеты первоначально находились в раскаленном состоянии. Однако современная космогоническая гипотеза школы О. Ю. Шмидта исходит из концепций, имеющих много общего со взглядами Канта. Проявление закона отрицания отрицания можно найти и в явлениях природы, где одни качественные состояния сменяются другими в виде цепочки отрицаний. Например, с 21 марта, с начала весенне-летней половины года, уже проявляются признаки будущей зимы: с 21 марта день прибывает медленнее, а с 22 июня день уже убывает, хотя разгар лета еще впереди.
Атеистическое воспитание следует рассматривать как составную часть формирования материалистического мировоззрения учащихся. Астрономия располагает богатейшими возможностями для разъяснения вопросов происхождения и сущности религии, наглядного показа борьбы религии против науки, а также преодоления религиозных предрассудков и суеверия.
Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на необходимость материалистического объяснения источника веры и религии. Донаучные представления людей об окружающем мире сложились в условиях первобытнообщинного строя. Чувственное восприятие Земли и небесных светил в ту эпоху, конечно, не подвергалось критическому осмысливанию. Незнание законов природы и бессилие человека перед ней привело к возникновению веры в сверхъестественные силы природы. Многие характерные черты первобытных религиозных представлений (например, суеверия, обряды и др.) вошли в современные религии. До сих пор в «святых» книгах (Библия, Коран и др.) содержатся представления о плоской Земле, находящейся внизу и являющейся неподвижным основанием мира; о твердом куполе неба, простирающемся над Землей; о божественном сотворении мира в шесть дней и т. п. Критикуя это, учитель астрономии должен иметь в виду, что наивные библейские сказки современные богословы оправдывают тем, что бог будто бы говорил с людьми на языке того далекого времени, когда люди, вначале обладавшие весьма примитивным мышлением, не могли воспринять современную картину Вселенной. Поэтому якобы в настоящее время абсурдно и даже богохульно принимать библейские повествования буквально, так как в Библии содержатся символы, аллегорический смысл которых можно понять лишь с помощью богословского искусства.
Следует разоблачать не только антинаучность, но и реакционность религиозного мировоззрения. Религия внушает верующим мысль о том, что мир делится на две части — земную и небесную, причем жизнь человека на Земле — это лишь краткий миг, за которым следует вечное «царство небесное», в котором верующие, беспрекословно перенесшие страдания на Земле, обретут вечный покой. Этим религия отвлекает трудящиеся массы от революционной борьбы, помогает эксплуататорским классам держать народ в повиновении. Многовековая борьба двух основных направлений в философии: материализма и завуалированной формы религии — идеализма — нашла свое яркое проявление в борьбе за гелиоцентрическую систему мира Коперника.
Однако недостаточно указать на реакционную роль религии в связи с изучением эпохи утверждения гелиоцентрического учения. Необходимо проследить продолжение идеологической борьбы двух
мировоззрений вплоть до настоящего времени, когда объектами борьбы становятся открытия астрономов XX в. Например, используя теорию расширяющейся Вселенной, богословы пытаются «доказать», будто современная астрономия, открывшая красное смещение в спектрах галактик, свидетельствует о сотворении мира богом!
Через весь курс астрономии следует провести мысль о непримеримости науки и религии. В современную эпоху расцвета науки, в эпоху космических полетов, религия не может открыто выступать против науки, сжигать на кострах мыслителей, запрещать книги, содержащие научные открытия, и т. д. Однако борьба религии с наукой продолжается, хотя, например, Ватикан имеет свою астрономическую обсерваторию, а «отцы» православной русской церкви «сорадуются» успехам в освоении космоса и молятся за благополучное возвращение космонавтов на Землю. Изменилась лишь форма борьбы: яростное сопротивление сменилось видимым «согласием», и церковь повела свою идеологическую борьбу тоньше и осторожнее. Важно неоднократно возвращаться к мысли о том, что в отличие от религии, заставляющей принимать все на веру, астрономическая наука черпает свои сведения из наблюдений, выполняемых с помощью современных инструментов.
Религия издавна внушала верующим, что весь мир создан для человека, что Солнце, Луна и звезды существуют лишь для того, чтобы согревать и освещать человека, что «целесообразное» устройство Вселенной есть доказательство существования бога. Критикуя это, полезно заметить, что Земля получает лишь ничтожную часть энергии, излучаемой Солнцем, а вся остальная энергия «бесцельно» рассеивается в пространстве. Неизмеримо меньшее количество света и тепла Земля получает от звезд, в результате чего «здравый смысл»1 долго не мог отождествить звезды и Солнце.
Известно, что в нашей стране давно исчезла социальная подавленность трудящихся масс, которая, по словам В. И. Ленина, является самым глубоким корнем религии. Однако религиозные предрассудки еще не полностью изжиты. Поэтому важно «не пропустить» ни одного явления природы, материалистическое объяснение которого вскрывает бессмысленность религиозных предрассудков. Антирелигиозная пропаганда на уроках, внеклассных занятиях по астрономии, а также во время наблюдений неразрывно связана с основным учебным материалом: не должно быть безрелигиозным разъяснение причины и возможности предвидения затмений, появления комет и метеоров, физической природы небесных тел, устройcтвa календаря, вопросов освоения космического пространства, проблем космогонии и т. д. При этом недостаточно, например, только сообщить учащимся об открытиях Галилея. Нужно дать им возможность увидеть в телескоп все то, что увидел Галилей, а затем объяснить (как это сделано в учебнике астрономии), почему эти открытия сыграли важную роль в обосновании учения Коперника.
Специфические особенности преподавания астрономии обусловлены в основном связью учебного материала с наблюдениями и крайней ограниченностью времени, отводимого на изучение курса астрономии в средней школе. Первое требует от учителя знания звездного неба, владения методикой проведения простейших телескопических наблюдений Луны, Солнца, планет и звезд, умения организовать групповые и индивидуальные наблюдения учащихся. Второе неизбежно приводит к экономии каждой минуты урока, его большой насыщенности и динамичности, что требует известных усилий и организованности от учителя и учащихся. Обучение астрономии слагается из изложения учителем программного материала на уроке, наблюдений, решения задач, закрепления учащимися материала по учебнику и конспекту, проверки знаний учащихся. Эффективность преподавания астрономии достигается координированием и взаимосвязью различных методов и форм.
Одним из основных методов изложения учебного материала на уроках астрономии является лекция, сопровождаемая демонстрацией моделей, наглядных таблиц, диафильмов и кинофильмов. Лекция позволяет полнее и строже изложить вопросы, требующие последовательного логического обоснования, и наиболее соответствует возрастным особенностям выпускников средней школы и специфике астрономии как учебного предмета. По ходу лекции учащиеся делают краткие записи, содержащие план лекции и замечания к отдельным пунктам плана. Необходимость систематического контроля усвоения учащимися учебного материала сокращает продолжительность лекции, которую, как это показано во второй части книги, лишь на отдельных уроках удается планировать на 45 мин. Некоторые учителя поручают объяснение отдельных вопросов нового материала по астрономии заранее подготовленным докладчикам, что хотя и способствует определенной активизации учащихся и приносит большую пользу докладчикам, но все-таки менее желательно, чем объяснение учителя. Целесообразность применения лекционного метода в преподавании астрономии подтверждается опытом преподавания астрономии в нашей стране и за рубежом.
Наглядность, роль которой достаточно обоснована современной педагогикой, имеет в астрономии особое значение. Применение различных наглядных пособий решает, как известно, следующие задачи:
а) фотографии и рисунки (диапозитивы, диафильмы), дополняя самостоятельные наблюдения учащихся, знакомят их с видом небесных объектов;
б) рисунки, чертежи, кинофильмы и модели дают возможность вскрыть сущность многих наблюдаемых явлений;
в) схемы, фотографии, модели инструментов облегчают учащимся понимание методов астрономических исследований, дают наглядное представление об основных астрономических инструментах.
При изложении курса астрономии используются хорошо зарекомендовавшие себя в преподавании физико-математических дисциплин методы индукции и дедукции. Индуктивному методу отдается предпочтение в тех случаях, когда необходимо выявить закономерности в мире планет и звезд, когда формируется представление о Галактике и Метагалактике и т. д. Дедуктивный метод особенно эффективен, когда изучаются законы движения небесных тел, рассматриваются вопросы космогонии и т. д. В процессе изучения астрономии дедукция и индукция не изолированы друг от друга, а тесно переплетаются, дополняя друг друга. Например, разъяснив учащимся общее положение материалистической философии, что жизнь возникает с неизбежностью на всякой планете, если на ней в процессе развития наступают благоприятные условия, можно оценить, насколько пригодны для жизни те или иные планеты Солнечной системы, физические условия на которых учащимся уже известны. Однако наряду с использованием здесь дедукции приходится обращаться к индукции, чтобы обосновать на основе физической природы планет их деление на две основные группы.
Важную роль в преподавании астрономии играет сравнительный метод. Удачное, образное сравнение облегчает учащимся восприятие пространственно-временных масштабов, которыми оперирует астроцомия. Традиционным стало пояснение расстояний от Земли до Луны, Солнца, ближайших звезд с использованием промежутков времени, в течение которых эти расстояния преодолеваются реактивным самолетом, лучом света и т. д. Сравнение размеров и массы Солнца с размерами и массой Земли позволяет учащимся более наглядно представить себе размеры Солнца. Сравнение температуры солнечных пятен с температурой электрической дуги показывает, насколько условно представление о пятнах как облаках «охлажденного» газа. О необходимости подбора подходящих примеров и сравнений учителю следует помнить при чтении научно-популярной литературы.
В детском возрасте астрономией интересуются многие. К сожалению, в младших классах школы астрономия не преподается, поэтому этот естественный интерес к астрономии оказывается в большинстве случаев поверхностным, не выдерживающим испытания серьезным и систематическим изучением на пороге выпуска из школы. Старшеклассников заинтересовать астрономией труднее, чем младших школьников. Однако, заинтересовав учащихся, учитель значительно облегчит им процесс усвоения учебного материала. В этой связи важно на уроках и практических занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях знакомить учащихся с некоторыми проблемами современной астрономии, обсуждаемыми в газетах и научно-популярной литературе. Роль учителя в данном вопросе состоит в том, чтобы оградить учащихся от влияния сенсационных антинаучных гипотез, которые, к сожалению, еще нередко проникают в прессу наряду с серьезными научными публикациями.
Учитель, стремящийся воспитать у своих учеников любовь и интерес к астрономии, найдет и раскроет перед учащимися удивительное в самых «обычных» астрономических явлениях (смена дня и ночи, смена времен года, вид звездного неба, перемещение Луны и планет на фоне звезд и т. д.). Научить замечать окружающие нас явления природы и уметь объяснить их — это и значит развивать у учащихся интерес к астрономии. Важное значение здесь имеет сама постановка вопроса: одно дело академически точно сформулировать тему, например «Методы определения расстояний до небесных тел», и сразу же приступить к ее изложению, другое — заинтересовать учащихся вопросом о том, каким же все-таки образом удалось измерить расстояние до Луны, планет, Солнца, звезд и т. д., т. е. поставить проблему, поинтересоваться мнением учащихся и лишь потом приступить к раскрытию темы. Еще один пример. Можно просто сообщить учащимся, что планеты на картах звездного неба не изображены, и объяснить почему. Но можно поступить иначе: используя карту и звездный атлас, познакомить учащихся с характерной фигурой какого-либо созвездия, в котором в данное время хорошо видна планета, а затем, ничего не говоря учащимся о планете, предложить им зарисовать созвездие во время самостоятельных наблюдений. Выполняя это задание, учащиеся сумеют «открыть» планету, а учитель на следующем уроке объяснит, в чем дело. Такой подход сближает лекционное изложение учебного материала с беседами, которые являются одним из активно обучающих методов проверки знаний учащихся на уроках астрономии.
§ 7. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ И СИСТЕМА УЧЁТА ЗНАНИЙ
Домашние задания
При недостатке времени, отводимого на преподавание астрономии, приходится уделять значительное внимание домашней работе учащихся.
Продумывая домашнее задание, следует прежде всего иметь в виду доступность, посильность задания для всех учащихся. Наряду с этим необходим дифференцированный подход к учащимся, учитывающий наличие в классе сильных учеников, которые с увлечением будут выполнять более трудные и интересные задания. Система дифференцированных заданий, стимулируя творческую активность учащихся, играет важную роль в выявлении и развитии их способностей. Необязательными для всех могут быть более трудные задачи, наблюдения, требующие значительной затраты времени (например, перемещение планет на фоне звездного неба), сочинения (рефераты) по отдельным темам курса, изготовление самодельных приборов и пособий (например, солнечные часы).
Немногочисленные задачи, задаваемые на дом, могут относиться не только к материалу изучаемой темы, но и касаться ранее изу-
ченных разделов курса астрономии. Некоторые задачи, например решаемые с подвижной картой, почти не требуют письменных пояснений. Решение вычислительных задач должно быть оформлено в тетрадях учащихся.
Плохая погода иногда затягивает выполнение наблюдений на длительный срок. Поэтому не следует на каждом уроке предлагать новые задания по проведению наблюдений: достаточно ежемесячно давать одно-два небольших задания.
Учет знаний учащихся
Успех преподавания астрономии зависит не только от хорошего изложения материала учителем и проведения наблюдений, но и от правильно организованной проверки знаний и навыков учащихся. Ссылаясь на недостаток времени, некоторые учителя аттестуют учащихся по одной-двум отметкам. Это, во-первых, создает условия для несистематической работы учащихся, во-вторых, ослабляет контроль за усвоением сообщаемого на уроках материала, т. е. теряется «обратная связь» в педагогическом процессе. Система учета знаний должна включать разнообразные формы и методы, умелое сочетание которых является показателем мастерства учителя.
Следует отдавать предпочтение тем формам учета знаний, которые активизируют учащихся. Такими формами прежде всего являются беседы с учащимися, проверочные письменные работы по темам отдельных уроков, зачеты по отдельным разделам курса.
В ходе беседы учитель ставит перед учащимися несколько вопросов по ранее пройденному материалу, привлекая к обсуждению этих вопросов нескольких учеников, дополняющих и уточняющих ответы друг друга. Подводя итоги беседы, учитель объявляет отметки.
Проверочные работы, рассчитанные примерно на 15 мин, являются эффективным средством контроля усвоения текущего материала. В проверочные работы можно включать упражнения со звездной картой, несложные расчетные задачи, а также вопросы, на которые учащиеся могут дать краткие и точные ответы в пределах нескольких строчек. Самостоятельность выполнения проверочных работ в значительной степени обеспечивается тем, что каждая работа имеет несколько вариантов, причем задания учащиеся получают на карточках. Этим одновременно достигается индивидуальный подход к учащимся. Наибольший интерес представляют своеобразные лабораторно-практические работы, выполнение которых не только допускает, но и требует от ученика использования учебника, звездной карты, «Школьного астрономического календаря» и т. л. Некоторые проверочные работы, предлагаемые вниманию учителя, приводятся во второй части этой книги.
После проведения проверочной работы, не ограничиваясь сообщением выставленных отметок, желательно проанализировать
с учащимися основные вопросы проверочной работы. Например, если в проверочную работу были включены задачи, решаемые с подвижной картой, то целесообразно поочередно вызвать к демонстрационной карте одного-двух учеников и разобрать с ними при активном участии всего класса один из вариантов проверочной работы. Дальнейшее обобщение опыта регулярного проведения подобных работ, несомненно, будет способствовать разработке проблем программированного обучения астрономии.
Одна из форм закрепления и проверки знаний учащихся — зачеты, которые проводятся во внеурочное время или на отдельных (зачетно-обзорных) уроках в конце каждого полугодия. Роль зачетов состоит в том, что, готовясь к ним, учащиеся повторяют наиболее важные разделы курса, получая обобщенное и систематизированное представление об учебном материале. В форме зачетов целесообразно прежде всего проверять знания тех учеников, которые из-за пропусков уроков или по каким-либо другим причинам имеют серьезные пробелы в знании отдельных тем или разделов курса астрономии. В этом случае, готовясь к зачету, учащиеся прорабатывают соответствующие параграфы учебника. Полезно перед зачетами, которые должны сдавать слабые ученики, провести небольшую консультацию. Цель и методы проведения зачетов будут иными, если зачеты организуются для сильных учеников. В этом случае после изучения той или иной темы желающим предлагается сдать зачет, включающий в себя не только материал учебника и записи, сделанные во время объяснения учителя, но и решение дополнительных задач, а также чтение дополнительной литературы, рекомендуемой учителем. На такую форму работы со способными учащимися пока обращается недостаточное внимание.
В отдельных случаях не удается избежать традиционного устного опроса у доски, но и он в преподавании астрономии приобретает свои особенности. Дело в том, что на уроках астрономии далеко не всегда удается выслушать у доски обстоятельные рассказы двух-трех учеников. Поэтому, планируя опрос, нужно формулировать вопросы так, чтобы на них можно было дать достаточно краткий ответ, вполне выявляющий понимание существа дела и умение ученика самостоятельно мыслить. Лишь в исключительных случаях следует требовать более детального объяснения. Можно ограничиться одним основным вопросом, требующим небольшого связного рассказа по материалу изучаемой темы, и дополнительным вопросом, включенным в список вопросов для повторения ранее пройденных тем.
Выбор формы учета знаний органически связан со спецификой учебного материала по астрономии. Так, материал, связанный с решением задач расчетного характера или применением подвижной карты неба и справочных пособий, можно контролировать проверочными работами. Наоборот, усвоение мировоззренческих вопросов, выяснение того, насколько они стали личным убеждением
учащихся, целесообразно проверять в беседах, на зачетах, во время ответов учащихся у доски.
Применяя различные формы проверки знаний, учитель получает возможность исключить недостатки одних форм и использовать преимущества других, что в конечном счете позволяет получить достаточно полное представление о знаниях учащихся.
§ 8. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В КУРСЕ АСТРОНОМИИ
Одной из форм, способствующих более сознательному и прочному усвоению учебного материала и отчетливому формированию астрономических понятий, является решение задач.
Задачи можно заимствовать из упражнений, имеющихся в учебнике, выбрать наиболее легкие задачи из «Сборника задач и упражнений по астрономии» проф. Б. А. Воронцова-Вельяминова, а также из нового пособия «Задачи и упражнения по астрономии для средней школы» Б. А. Волынского и др. Оригинальные задачи и вопросы публикуются в журнале «Физика в школе». В «Школьном астрономическом календаре» регулярно анализируются задачи олимпиад учащихся московских школ. Наконец, учитель может сам составлять задачи, основываясь на материале сообщений ТАСС о запусках искусственных небесных тел, справочных данных и т. п. Простые задачи, задаваемые на дом, должны помочь ученику проверить свои знания: решая задачу, он еще раз обратится к только что прочитанному тексту учебника и найдет в нем то, что осталось ранее незамеченным. Более трудные задачи целесообразнее разбирать на кружковых занятиях.
Школьные задачи по астрономии можно условно разделить на три вида:
1) вычислительные задачи;
2) задачи, решаемые с подвижной картой звездного неба;
3) задачи — вопросы.
Вычислительные задачи
Особый интерес представляют задачи, требующие простого пред-вычисления какого-либо явления, важного в практической жизни (например, расчет высоты Солнца в полдень). Желательно подобрать ряд задач, которые могли бы быть решены учащимися на уроках математики. Числовые данные для задач выбираются так, чтобы они соответствовали точности, с которой нужно получить окончательный результат. Например, для решения задачи о полуденной высоте Солнца достаточно взять из астрономического календаря склонение Солнца с точностью до 0°,5 — 1°,0. Начинать решение задачи следует с выяснения ее астрономической сущности, обоснования применимости той или иной формулы. Получив числовой
результат, важно наглядно представить себе его, подобрав подходящие сравнения. В силу специфики астрономии в ней далеко не всегда целесообразно использовать Международную систему единиц СИ. Астрономические вычисления весьма осложнились бы, если отказаться от выражения расстояний до звезд в парсеках, а до тел Солнечной системы в астрономических единицах; светимостей звезд в единицах светимости Солнца, масс и радиусов звезд соответственно в единицах массы и радиуса Солнца, масс и радиусов планет соответственно в единицах массы и радиуса Земли и т. д. Рассмотрим кратко несколько примеров вычислительных задач, взятых преимущественно из учебника астрономии.
Задача 1. Марс дальше от Солнца, чем Земля, в 1,52 раза. Чему равен «год» Марса?
Обозначая через Ри и Р соответственно сидерические периоды Марса и Земли, а через аи и а — средние расстояния этих планет от Солнца, записываем условие задачи и ее решение.
Задача 2. Вычислить, на каком расстоянии от Земли находится та точка, в которой притяжения Земли и Луны одинаковы, зная, что расстояние между Луной и Землей равно 60 радиусам Земли, а массы Земли и Луны относятся как 81 : 1.
Пусть искомая точка находится на расстоянии х от Земли. Тогда любое тело массой т0, помещенное в эту точку, притягивается Землей с силой (...)
Примеры задач, решаемых с подвижной картой звездного неба
1. Какие созвездия и наиболее яркие звезды будут видны сегодня в 21 ч
2. Видно ли сегодня вечером созвездие Льва? Какое время года наиболее удобно для наблюдения этого созвездия?
3. Какие созвездия являются незаходящими в данной местности?
4. Определите местное время восхода, верхней кульминации и захода звезды Бетельгейзе 5 ноября. Сравните со временем восхода этой звезды 25 ноября. Сделайте вывод.
5. Даны координаты яркой звезды: Что это за звезда?
6. Определите по карте экваториальные координаты Сириуса.
7. 29 августа в 23 ч по местному времени штурман заметил в северной части горизонта на одинаковых азимутах, но по разные стороны от точки севера две яркие звезды. Назовите их и ответьте, какая звезда заходит, какая восходит.
8. Определите, через сколько времени после верхней кульминации звезды а Кассиопеи (Альферац) через меридиан пройдут звезды Альдебаран, Капелла, Альтаир, Денеб.
9. Зная, в каком созвездии сейчас находится данная планета, определите, какое время суток наиболее благоприятно для ее наблюдения.
10. Пользуясь подвижной картой звездного неба, приближенно определите азимут, высоту и зенитное расстояние Денеба 15 сентября в 22 ч.
11. Чему примерно равен часовой угол Веги 10 сентября в 19 ч местного времени?
12. В каком зодиакальном созвездии находится Солнце в данный день?
13. Определите экваториальные координаты Солнца в данный день.
14. Определите время восхода и захода Солнца сегодня, а также продолжительность дня и ночи.
15. Проследите, как в течение года меняются азимуты точек восхода и захода Солнца.
16. Проследите, как на протяжении года меняется полуденная высота Солнца.
Для решения задач 1—11 достаточно уметь пользоваться подвижной картой звездного неба; задачи 5, 6 и аналогичные им удобно решать со звездным атласом. Основные указания для решения задач 12—16 даны в разработках соответствующих уроков.
Задачи-вопросы
При решении этих задач учащиеся должны отчетливо представлять себе астрономические явления, уметь разбираться в их взаимосвязи и делать верные логические умозаключения и выводы. Такие задачи способствуют развитию пространственного представления и мышления учащихся. Задачи-вопросы можно подобрать к любой части курса астрономии, но они особенно полезны в тех случаях, когда изучаемые явления рассматриваются с качественной стороны без применения формул. Рассмотрим несколько примеров.
Задача 1. На каком наибольшем угловом расстоянии от а Центавра может быть видна с Земли планета, которая, допустим, обращается вокруг этой звезды на расстоянии 150 ООО ООО км?
Эта задача не требует никаких вычислений. Если учащийся усвоил понятие годичного параллакса, то ему будет ясно, что с Земли радиус орбиты указанной планеты должен быть виден под таким же углом, т. е. искомый угол равен 0",76.
Задача 2. Широта местности 57°. На каком расстоянии от зенита небесный экватор пересекается с небесным меридианом? Какова высота высшей точки небесного экватора над небесным горизонтом?
Ответ на данный вопрос можно получить из рассмотрения чертежа небесной сферы (для широты 57°). При этом нетрудно обнаружить, что широте равна не только высота полюса мира, но и искомое зенитное расстояние точки пересечения небесного меридиана с небесным экватором. Следовательно, зенитное расстояние высшей (по отношению к горизонту) точки экватора равно 57°, а ее высота 33°. Ход рассуждений можно пояснить на модели небесной сферы.
Задача 3. Широта Ленинграда 60°. Можно ли там видеть обе кульминации звезды Веги, если ее склонение +39°?
Известно, что все звезды, у которых 6 ^ 90° — ф, являются незаходящими в данной местности. Поэтому Вега в Ленинграде является незаходящей звездой. Полученный результат можно иллюстрировать на модели небесной сферы.
Задача 4. Сойдутся ли в счете дат два кругосветных путешественника, одновременно выехавшие из Москвы 1 мая один на запад, другой на восток и проезжающие по 15° по долготе за сутки?
Путешественники возвратятся в Москву через 24 дня. Тогда (а также при их встрече в 14-м часовом поясе) счет их дат совпадет: едущий к востоку, пересекая линию изменения дат (отстоящую от Москвы к востоку на 143°, а к западу на 217°), будет считать один и тот же день дважды, а едущий к западу выпустит одни сутки из счета. Это связано с тем, что первый за время путешествия совершил вокруг оси Земли на один оборот меньше по сравнению с пунктом, который он покинул, а второй — на один оборот больше.
Задача 5. Луна около полнолуния. Как в это время выглядит Земля при наблюдении ее с Луны?
Если учащиеся хорошо усвоили основные фазы Луны, то они без труда представят, что фазы Земли при наблюдении с Луны будут «противоположными», т. е. в полнолуние будет наблюдаться «новоземелие».
Задача 6. Можно ли с Северного полюса Земли наблюдать солнечное затмение 15 ноября?
Вспомнив, что с начала октября до середины марта Солнце на Северном полюсе находится под горизонтом, учащиеся ответят на вопрос задачи отрицательно.
§ 9. ШКОЛЬНЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КРУЖОК
Кружок — основная форма внеклассной работы по астрономии. Опыт работы школьных астрономических кружков показывает, что деятельность кружка приносит пользу не только его членам, но и всей школе (изготовление самодельных приборов; проведение научно-атеистических бесед в классах и на пионерских сборах; организация школьных астрономических вечеров, конференций, выставок, витрин занимательной науки; выпуск школьной астрономической газеты или календаря). Руководителем кружка может быть учитель физики, географии, математики, студент педагогического института или университета, местный астроном-любитель или старшеклассник, серьезно заинтересовавшийся астрономией.
Школьный астрономический кружок следует рассматривать как центр проводимой в школе работы по астрономии и как центр научной антирелигиозной пропаганды. Отобрав для работы в кружке вначале небольшое количество учащихся, можно рассчитывать на дальнейшее расширение кружка путем ежегодной организации групп новичков.
Наиболее перспективным является кружок, первоначально организованный из учащихся VII—IX классов, так как серьезная круж-
ковая работа с младшими школьниками встречает трудности, связанные с их недостаточной общей подготовкой, а возможности систематических кружковых занятий с учащимися десятых классов ограничены загруженностью школьников этого возраста.
Начиная работу с кружком, следует прежде всего организовать занимательные «теоретические» занятия. Эти занятия могут проводиться в форме лекций руководителя, докладов кружковцев, занятий по разбору вопросов и задач. Основным принципом проведения теоретических занятий является максимальная активность кружковцев. Это относится и к лекциям руководителя: небольшое количество кружковцев, их интерес к изучаемой науке и наличие достаточного времени для обстоятельного рассмотрения вопросов позволяют руководителю во время лекции вовлечь кружковцев в оживленную беседу. При проведении лекций и докладов в кружке необходимо использовать имеющиеся в школе приборы и наглядные пособия по астрономии.
Роль наблюдений в кружке очень велика. Учащиеся в течение всего года изучают звездное небо, проводят простейшие практические работы по астрономии. В кружке формируются навыки наблюдений Солнца, Луны, переменных звезд и метеоров. В регулярно работающем кружке наблюдения по своей методике и организации близки к научно-исследовательским работам любителей астрономии. Однако рискованно основывать только на наблюдениях всю работу, хотя сама идея кажется заманчивой. Из-за плохой погоды кружок, в основу деятельности которого положены занятия под открытым небом, будет работать крайне нерегулярно. Это расхолаживает ребят, а иногда вообще полностью срывает работу кружка. Поэтому нужно рассматривать наблюдения в кружке как важную, но не единственную форму работы.
Планирование работы кружка может основываться на недавно изданной двухгодичной программе. В конце каждого учебного года можно организовать заключительные зачетные занятия, на которых подводятся итоги работы и проверяется прочность приобретенных знаний и навыков. Лучшие кружковцы представляют школу на районных и городских астрономических (или астрономо-географи-ческих) олимпиадах.
Начиная со второго полугодия первого года занятий, необходимо, постепенно выявляя интересы и склонности ребят, предлагать им темы визуальных и фотографических наблюдений Солнца, планет, Луны, метеоров, переменных звезд, ИСЗ. Окончательно вопрос о выборе индивидуальных тем можно решить к середине второго года занятий. Учитывая ограниченность инструментов, целесообразнее взять для начала две-три темы (например, наблюдения Солнца и метеоров; Луны, планет и Солнца; переменных звезд и метеоров и т. д.). В последние месяцы второго года занятий кружковцы проводят наблюдения по индивидуальному плану. После второго года занятий некоторые учащиеся могут уже сами руководить млад-
шей группой в кружке; быть ассистентами учителя при проведении наблюдений в X классе.
Темами докладов (в порядке изучения курса астрономии), в кружке, состоящем из десятиклассников, могут быть следующие: «Земля как планета», «Современные методы определения расстояний до небесных тел Солнечной системы», «Вывод третьего закона Кеплера для случая кругового движения», «Научные и практические задачи, решаемые с помощью ИСЗ», «Определение географических координат в мореплавании и авиации», «История календаря», «Крупнейшие телескопы мира», «Понятие о предвычислении солнечных и лунных затмений», «Физика Венеры и Марса», «Современные представления о Солнце», «Проблема Солнце — Земля», «Внутреннее строение звезд и источники звездной энергии», «Переменные звезды», «Как была открыта Галактика», «Важнейшие достижения внегалактической астрономии», «Современная наука об эволюции звезд и галактик», «Основные этапы эволюции Земли и планет», «Жизнь во Вселенной» и др.
Кроме докладов, на занятиях кружка для X класса желательно разбирать «олимпиадные» задачи по астрономии. Особенно важно заинтересовать кружковцев-десятиклассников астрономическими наблюдениями, что значительно поможет учителю при проведении групповых наблюдений со всем классом.
§ 10. НЕКОТОРЫЕ ФОРМЫ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АСТРОНОМИИ
Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетариях
Эти лекции, организуемые в помощь изучающим астрономию, не заменяют уроков астрономии в школе. Они являются прекрасным дополнением к урокам благодаря демонстрационным возможностям аппаратов «планетарий». «Планетарий» облегчает изучение звездного неба, помогает разъяснить основные понятия сферической астрономии, дает наглядное представление о некоторых астрономических явлениях (затмения Солнца и Луны, появление комет, метеорные дожди, полярные сияния, смена фаз Луны, видимое суточное и годичное движение планет, Луны, Солнца и т. д.). Лекции сопровождаются показом большого количества цветных диапозитивов и отрывков из учебных и научно-популярных кинофильмов.
После посещения учебных лекций следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, что они узнали нового, что им особенно понравилось. Желательно сообщать лекторам планетария свои предложения по научному и методическому совершенствованию лекционных циклов. При объяснении учебного материала на уроках следует постоянно возвращаться к тому, что учащиеся видели в планетарии.
Астрономические кружки и клубы при планетариях и народных обсерваториях
Опыт внешкольной работы по астрономии требует обстоятельного обобщения. На базе планетариев, народных обсерваторий, станций юных техников в крупных центрах все чаще организуются городские кружки и клубы юных любителей астрономии. Учителю астрономии полезно знать о работе этих коллективов и популяризировать их деятельность среди своих учащихся. Ограничимся несколькими примерами.
С 1935 г. систематически ведется кружковая работа в Московском планетарии, где кружковцам предоставляется Большой демонстрационный зал, народная обсерватория, многочисленные приборы и наглядные пособия. Здесь кружковцы по особым программам изучают теоретические вопросы астрономии, проводят научно-любительские наблюдения, участвуют в пропагандистской работе на астроплощадке, астропунктах, при выездах агитавтобусов планетария и т. д. Работа кружков при планетарии координируется советом кружков. Отдельные кружки имеют свои выборные органы самоуправления (бюро), редколлегию кружковой стенгазеты. Сходную структуру и содержание работы имеют астрономические кружки при Московском Дворце пионеров.
В 1963 г. в г. Симферополе силами любителей астрономии в основном закончено строительство Крымской областной юношеской обсерватории (рис. 1). Обсерватория, в обслуживании которой активное участие принимают симферопольские школьники, проводит научную ряботу в «звездно-солнечном», «метеорно-планетном» и «геофизическом» отделах. Кроме того, «оптическая» группа занимается изготовлением телескопов и деталей к ним. Постепенно обсерватория становится не только важным центром внешкольной работы по астрономии, но и центром распространения методических знаний, необходимых учителям астрономии и руководителям различных внешкольных учреждений.
В 1962 г. в Новосибирске начали строить областную детскую обсерваторию и на ее базе развернули работу нескольких астрономических кружков.
С 1958 г. работает клуб юных астрономов при народной обсерватории Дворца культуры московского автозавода им. Лихачева. Члены клуба систематически наблюдают небесные светила, изготовляют приборы и наглядные пособия, организуют выставки, общеклубные вечера, участвуют в проведении массовых мероприятий среди населения.
Тесно связана с внешкольной работой по астрономии деятельность кружков и клубов юных космонавтов. Интересен опыт работы Ленинградского клуба юных космонавтов им. Г. С. Титова, организованного в 1962 г. Общее руководство клубом осуществляется Городским советом друзей юных космонавтов г. Ленинграда
Рис. 1. Крымская областная юношеская астрономическая обсерватория.
(председатель — Главный маршал авиации профессор А. А. Новиков). В двухгодичной программе работы клуба, включающей занятия по ракетостроению, аэродинамике, радиотехнике, космической медицине, специальной и физической подготовке и др., свыше 60 ч отводится на изучение астрономии как важной составной части подготовки космонавтов. Занятия по астрономии в клубе проводятся по программе, охватывающей все разделы астрономии. Успешно окончившим клуб присваивается звание «Юный космонавт», выдается диплом, нагрудный значок и рекомендация для поступления в высшее специальное и среднее учебное заведение.
Экскурсии по астрономии
Объектами экскурсий могут быть планетарии, народные обсерватории, астрономические обсерватории, широтные и актинометрические станции, действующие гелиотехнические установки, а также выставки, посвященные достижениям нашей страны в освоении космического пространства. Подготовка учащихся к экскурсии проводится в зависимости от объекта и цели экскурсии. Так, планетарии, народные обсерватории и выставки можно посещать до изучения учебного материала. На материале этих экскурсий можно будет в дальнейшем основывать объяснение тех или иных вопросов курса астрономии.
Перед экскурсией на астрономическую обсерваторию учитель (заранее ознакомившийся с обсерваторией) должен рассказать учащимся о том, какие инструменты им предстоит увидеть, и об основном профиле работы данной обсерватории. Во время экскурсии следует сосредоточить внимание школьников на основных инструментах, звездных атласах и каталогах обсерватории. Важно кратко ознакомить учащихся с научной «продукцией» обсерватории (фотографиями небесных тел, спектрограммами и т. п.).
§ 11. ПОДГОТОВКА К ПРЕПОДАВАНИЮ АСТРОНОМИИ
Предварительная подготовка к преподаванию астрономии
Современная астрономия является сложной физико-математической дисциплиной. Поэтому лучше всего, если она преподается в школе учителем физики, знающим вопросы, связанные с законом всемирного тяготения, с принципами запусков искусственных небесных тел, со спектральным анализом, телескопами и т. д. Кроме того, учителя физики владеют методикой решения качественных и количественных задач. Однако это не исключает возможности преподавания астрономии учителями географии или математики, но делает желательным знакомство этих учителей не только с курсом астрономии, но и физики. Для них будут полезны те физические вопросы, которые затрагиваются в поурочных разработках.
Предметом особого внимания учителя астрономии должны быть философские и атеистические вопросы астрономии. Перед началом преподавания следует пополнить свои знания по астрономии, познакомиться с особенностями астрономии как учебного предмета, подготовить и просмотреть приборы и наглядные пособия, познакомиться с методическими рекомендациями проведения наблюдений и, наконец, выбрать наиболее приемлемые к условиям школы формы внеклассной или внешкольной работы.
Следует выяснить, какими книгами по астрономии располагают районная и школьная библиотеки, просмотреть эти книги и вывесить в помещении школьной библиотеки список рекомендуемой литературы по астрономии.
Преподавание астрономии значительно облегчается, если материал наблюдений накоплен учащимися до изучения систематического курса астрономии. Перед летними каникулами полезно побеседовать с девятиклассниками, познакомить их с подвижной картой звездного неба, дать несложные задания, связанные с наблюдениями невооруженным глазом. Ознакомление со звездным небом, видом Млечного Пути, наблюдение августовского метеорного потока Персеид и т. п. не обременяет учащихся во время их летнего отдыха. Астрономические наблюдения в теплые и ясные июльские и августовские вечера в дачной или сельской местности, во время туристских походов или поездок в южные районы нашей страны, когда вид звездного неба невольно приковывает к себе внимание, способствуют формированию устойчивого интереса к изучению астрономии.
Кроме того, нужно иметь в виду, что в летний период во многих городах интенсивно развертывается работа народных обсерваторий и астрономических площадок при парках, клубах, Домах культуры. Поэтому, сообщив учащимся расписание работы ближайшей народной обсерватории, следует настоятельно рекомендовать им выбрать время для наблюдения в телескоп Солнца, Луны, планет.
Планирование курса
Проведение уроков астрономии в соответствии с твердым расписанием (1 ч в неделю) облегчает календарное планирование материала перед началом учебного года.
Наблюдения и практические занятия проводятся вне расписания. При этом далеко не всегда удается сопровождать, например, рассказ о рельефе Луны показом Луны в телескоп, объяснение фаз Венеры наблюдением Венеры в телескоп, рассказ о солнечных пятнах наблюдением пятен на экране и т. д. Поэтому планирование наблюдений должно быть более гибким, чем планирование уроков. Однако и при изложении учебного материала не исключается некоторая перестановка тем (а может быть, и взаимообразная замена
уроков физики и астрономии), если представляется благоприятная возможность для наблюдений. Например, нельзя не воспользоваться наличием на Солнце эффектной группы пятен, появлением яркой кометы и других явлений, к которым иногда целесообразно приурочить объяснение соответствующего теоретического материала.
Учет специфики сельских, вечерних и специальных школ
Количество часов, отводимых на изучение астрономии в десятых классах сельских и городских школ, одинаково. Поэтому планирование курса астрономии в городских и сельских школах может быть сходным. В сельской местности легче проводить наблюдения, чем в горрде. Это позволяет значительную часть курса основывать на наблюдениях и сравнительно часто проводить уроки на простейшей астрономической площадке под открытым небом. Уроки под открытым небом позволяют акцентировать внимание при опросе учащихся на правильном объяснении и научно-атеистическом истолковании явлений, наблюдаемых невооруженным глазом или в телескоп (суточное вращение небосвода, восход и заход светил, изменение фаз Луны, видимое перемещение Луны и планет на фоне звезд, затмения, метеоры, движение искусственных спутников Земли, появление солнечных пятен и т. д.).
На курс астрономии в вечерних (сменных) городских и сельских школах отводится почти вдвое меньше часов, чем в дневных, и астрономия изучается во втором полугодии. Поэтому приходится изучать лишь важнейшие мировоззренческие и практические вопросы курса, а наблюдения проводить преимущественно весной. В городских вечерних (сменных) школах особое значение приобретают посещение учебных лекций в планетарии и беседы с учащимися по материалу прослушанных лекций. В сельских вечерних школах как и в дневных, необходимо всемерно использовать возможность проведения уроков астрономии под открытом небом.
Основным методом аттестации учащихся в вечерних школах являются зачеты, которые могут быть проведены в часы консультаций, и итоговый зачет. Необходимость строгого отбора материала для изучения в вечерних школах вынуждает полностью перенести на уроки физики рассмотрение устройства телескопов, использования фотографии и спектрального анализа в астрономии, а также ряд других смежных вопросов обоих учебных предметов. Не следует стремиться к подробному изложению, отдавая предпочтение простейшим методам формирования астрономических понятий. Это прежде всего относится к изложению вопросов сферической и практической астрономии, поскольку в школьном преподавании можно легко» обойтись без применения понятия небесной сферы, ограничившись наблюдениями и использованием подвижной карты звездного неба.
В вечерних школах возможно следующее примерное распределение учебного материала по урокам (в скобках указаны номера параграфов учебника):
1. Предмет астрономии (§ 1—3).
2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира (§ 9— 13).
3. Определение расстояний до небесных тел и размеров небесных тел (§ 15, 16, 19).
4. Искусственные спутники Земли и космические полеты (§ 20).
5. Определение положений светил по их горизонтальным и экваториальным координатам (§21, 22).
6. Связь высоты полюса мира с географической широтой (§ 24).
7. Понятие об измерении времени (§ 29, 30).
8. Движение и физическая природа Луны (§ 35—37).
9. Общий обзор планет Солнечной системы (§ 38—41).
10. Кометы и метеоры (§ 43—45).
11. Физическая природа Солнца (§ 46—48).
12. Основные физические характеристики звезд (§ 50, 51).
13* Звездные скопления. Диффузная материя (§ 53, 55).
14. Галактики. Бесконечность Вселенной в пространстве (§ 54, 56).
15. Современные представления о происхождении небесных тел. Бесконечность Вселенной во времени (§ 57—59).
16. Заключительный урок.
Следует указать на необходимость улучшения преподавания астрономии в средних специальных школах. В этом отношении интересен опыт экспериментального преподавания астрономии на английском языке, осуществленного в школе № 4 г. Ярославля проф. В. В. Радзиевским и доц. Б. А. Волынским. Если учитель астрономии не владеет языком настолько, чтобы вести на нем курс, то ему во время объяснения материала следует выписывать на доске важнейшие специальные астрономические термины на иностранном языке и требовать от учащихся составления небольшого астрономического словарика. Это поможет учащимся при чтении иностранной литературы, в которой специфика астрономической терминологии обычно затрудняет перевод.
Подготовка к уроку
Готовясь к уроку, учитель прежде всего просматривает соответствующий материал учебника и рекомендуемую разработку урока (часть II), которая включает в себя: 1) тему урока; 2) цель урока;
3) разъяснение значения темы урока; 4) список приборов и наглядных пособий к данному уроку и указания к их использованию; 5) план урока; 6) последовательность изложения отдельных вопросов; 7) описание возможных методов изложения наиболее трудных вопросов; 8) наиболее желательные дополнения к материалу
учебника (касающиеся вопросов космонавтики, радиоастрономии, гелиофизики, внегалактической астрономии, эволюции небесных тел и др.); 9) указания о связи материала урока с наблюдениями, 10) дидактический материал (вопросы, задачи) для проверки знаний учащихся; 11) философские и атеистические вопросы, связанные с темой урока; 12) наиболее важную дополнительную литературу; 13) рекомендации по проведению кружковых занятий; 14) возможные объекты экскурсий; 15) домашнее задание.
Разумеется, не во всех разработках в одинаковой мере отражены все перечисленные моменты, потому что разработки уроков, не являясь стандартными рецептами, носят лишь примерный характер, поскольку раскрытие темы зависит от учителя. Например, при анализе темы «Видимое годовое движение Солнца и его объяснение» (урок 13, стр. 146) мы исходили из того, что особенности суточного движения светил на разных широтах уже изучены, поэтому на данном уроке после объяснения годового движения Солнца по эклиптике достаточно лишь на одном-двух примерах пояснить, как происходит движение Солнца на экваторе (полюсе) Земли. Если тема урока 13 была прослушана во время экскурсии в планетарий, то в классе учитель, используя модель небесной сферы и теллурий, может ограничиться лишь беседой с учащимися. Некоторые учителя отводят отдельный урок теме «Изучение суточного пути Солнца на различных широтах», другие считают возможным выделить этот материал для самостоятельной проработки учащимися.
К составлению конспекта урока учитель должен приступать после ознакомления с материалом школьного учебника, учебника астрономии для педагогических институтов и дополнительной литературы. Самостоятельная работа учителя над учебной, научной и научно-популярной литературой по астрономии является необходимым условием успешного преподавания быстро развивающейся современной астрономии. Подробные библиографические указатели книг и статей по астрономии и методике ее преподавания имеются в ряде пособий1. Статьи об успехах современной астрономии публикуются в журналах «Природа», «Земля и Вселенная», «Физика в школе» и др.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|