На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Методика формирования понятий органической химии, 1990

И. Н. Чертков

Методика формирования у учащихся
основных понятий органической химии

Для учителя

*** 1990 ***


PDF

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение 3
     
      Глава I. Развитие понятий органической химии 5
      § 1. Доструктурные теории. Теория химического строения органических соединений —
      § 2. Электронные теории и квантовомеханические представления о строении вещества 10
     
      Глава II. Теоретические понятия школьного курса органической химии 17
      § 3. Классификация понятий —
      § 4. Связь понятий в системе курса органической химии 20
     
      Глава III. Пути успешного формирования основных понятий органической химии 24
      § 5. Характер и особенности формирования понятий —
      § 6. Условия формирования основных понятий органической химии 25
      § 7. Роль химического эксперимента и других средств наглядности в формировании понятий 32
     
      Глава IV. Формирование понятий теории химического строения 42
      § 8. Поиски учителей и методистов —
      § 9. Связь понятий теории химического строения 43
      § 10. Формирование понятий изомерии и гомологии 46
      § 11. Методика формирования понятий теории химического строения 56
     
      Глава V. Формирование понятий теории электронного строения органических соединений 66
      § 12. Электронная природа q- и п-связей —
      § 13. Методические рекомендации по изучению электронного строения органических веществ 72
      § 14. Углеводородные радикалы 85
     
      Глава VI. Формирование понятий взаимного влияния атомов в молекулах 91
      § 15. Система формирования понятий взаимного влияния атомов в молекулах —
      § 16. Методика изучения взаимного влияния атомов в молекулах 95
      § 17. Логические приемы в процессе изучения вопроса взаимного влияния атомов 105
     
      Глава VII. Формирование понятий о механизмах химических реакций 109
      § 18- Система и условия формирования понятий о механизмах
      химических реакций —
      § 19. Методика изучения реакций, протекающих по свободнорадикальному механизму 111
      § 20. Методика изучения реакций, протекающих по ионному механизму 117
     
      Глава VIII. Формирование стереохимических понятий 123
      § 21. Система стереохимических понятий —
      § 22. Методика формирования понятий пространственной изомерии 126
      § 23. Методические вопросы изучения пространственного строения
      углеводов и полимеров 134
     
      Глава IX. Формирование понятий о закономерностях химических реакций 141
      § 24. Система формирования понятий о закономерностях химических реакций —
      § 25. Особенности реакций с органическими веществами. Изучение вопросов кинетики и термодинамика 143
      § 26. Понятие «химическое равновесие» 145
     
      Глава X. Формирование понятий химии высокомолекулярных соединений 153
      § 27. Система и структура понятий химии высокомолекулярных соединений —
      § 28. К вопросу формирования общих понятий химии высокомолекулярных соединений 157
     
      Глава XI Обобщение теоретических понятий 165
      § 29. Значение и виды обобщения понятий —
      § 30 Обобщение понятий поурочное, по теме, по разделу 167
      § 31. Обобщение понятий в конце курса органической химии 171
      Приложение 186
      Литература 188


      ВВЕДЕНИЕ

      В данной книге рассматривается методика формирования основных понятий органической химии, их «линейное» развитие в курсе.
      Для школьного курса химии наибольшее значение имеют те понятия, которые составляют теорию строения, так как они позволяют объяснить различные химические явления, процессы.
      При формировании понятий следует обратить внимание на их содержание и объем. Содержание любого понятия раскрывается системой взаимосвязанных существенных признаков, объем его определяется числом объектов, на которых раскрывается понятие. Содержание и объем находятся во внутреннем единстве. Отсюда следует, что каждое основное понятие должно иметь оптимальное число существенных признаков, систематически раскрываемых на достаточном числе веществ в процессе преподавания органической химии.
      В совершенствовании методики изучения основных понятий большое значение имеет вопрос систематического анализа ошибок, которые допускают учащиеся. Анализ позволил установить, что больше всего учащиеся допускают ошибки следующих типов: смешивают понятия, перенося признаки одного понятия на другое, что приводит к логическим ошибкам; опускают существенные признаки понятий; строение вещества не связывают с его свойствами; затрудняются в переносе знаний на новые факты (применение знаний в новой ситуации); недостаточно используют теорию для объяснения фактов; затрудняются устанавливать логические связи между признаками отдельных понятий и связи между различными понятиями; слабо знают химический язык.
      Можно отметить следующие общие причины ошибок: отсутствие полноты раскрытия некоторых понятий; недостаточное использование упражнений, имеющихся в учебнике органической химии; отсутствие систематического развития некоторых понятий в процессе преподавания; недостаточное использование моделей, что влияет на развитие модельных представлений (по химическому, электронному и пространственному строению); слабое закрепление понятий, изучавшихся в курсе неорганической химии; недостаточное использование логических приемов, особенно систематизации и обобщения знаний, неумение выделять главное.
      Однако недостаточно выявить типичные ошибки и причины их появления. Важно найти пути предотвращения появления ошибок, разработать предложения по усовершенствованию методики формирования и развития понятий.
      Необходимо иметь в виду, что большинство рассматриваемых в книге понятий, касающихся строения вещества и химических процессов, в равной степени относится как к органической, так и неорганической химии. Автор ставил перед собой задачу осветить специфику формирования понятий при изучении органической химии.
      Отметим еще, что перед данной книгой не ставилась задача всестороннего освещения всех методических вопросов, связанных с преподаванием органической химии; не стояла также задача излагать материал в такой последовательности, как это предусмотрено программой и учебником органической химии. Эти задачи успешно решаются методикой преподавания органической химии. Задачей данной книги было вычленить основные понятия школьного курса органической химии, рассмотреть их в развитии и предложить методику формирования понятий.
      Книга состоит из двух частей. В первой части освещаются некоторые общие вопросы: дается краткий обзор развития важнейших понятий органической химии, классификация понятий, рассматриваются связи между ними, особенности и условия успешного формирования основных понятий органической химии. Во второй части освещается пять групп понятий: понятия теории химического строения, понятия электронной теории (электронное строение органических соединений, взаимное влияние атомов, механизмы химических реакций), стереохимические понятия, понятия о закономерностях химических реакций и понятия высокомолекулярной химии. Книга заканчивается главой, в которой рассматривается вопрос обобщения понятий, приводятся заключительные уроки по курсу органической химии.
      У читателя может возникнуть вопрос, почему по-разному «вводятся» познавательные проблемы — в одном случае они непосредственно включаются в методику изучения понятий (например, понятия о взаимном влиянии атомов), в другом — познавательные проблемы предлагаются после рассмотрения этапов формирования понятий. Такой подход обусловлен различной степенью освещения методики изучения отдельных понятий.
      Содержание книги прошло экспериментальную проверку в школах, в ней приняли участие учителя и методисты: А. В. Лаврентьева, М. М. Горелик, Л. С. Понтак, А. С. Корощенко, Н. П. Сальникова, С. Н. Дроздов, Ю. А. Колударов. Автор выражает им глубокую признательность и благодарность.
      Автор выражает глубокую признательность академику АПН СССР П. Ф. Буцкусу, доктору химических наук Э. Е. Нифантьеву, кандидату химических наук С. С. Чуранову, доктору педагогических наук Г. И. Шелинскому, учителям А. М. Черкасовой, Н. М. Чагиной, взявшим на себя труд просмотра рукописи и своими ценными замечаниями способствовавшим ее улучшению, а также доцентам Р. П. Лапиной, М. И. Гапоненко, С. В. Дьяковичу и учителю А. А. Шарову, давшим полезные советы по совершенствованию первого издания этой книги.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.