Глава первая
МЕЛОДИЯ И ЕЕ ЗАПИСЬ НОТАМИ
§ 1. Музыкальный слух и музыкальная грамота
Первое условие для успешных занятий музыкальной грамотой — твердо помнить, что основным руководителем в этом отношении должен быть наш собственный слух.
Изучать теорию музыки нужно не «всухомятку», но выражению Н. А. Римского-Корсакова, а с помощью музыкального инструмента. У человека есть еще один верный помощник, всегда доступный при знакомстве с музыкой и ее законами, — его собственный голос.
§ 2. Два основных свойства музыкального звука
Мелодия, которую мы слышим или исполняем сами, представляет собой организованное последование музыкальных звуков.
Различие между звуками мелодии состоит прежде всего в их высоте и длительности. Эти два свойства музыкального звука и дают возможность изложить мелодию посредством нотной записи.
Для того чтобы глазу было удобно сразу охватить высоту и длительность звука, в нотах обозначается одновременно и то и другое.
Таким образом, нотная запись музыки, вся богатейшая музыкальная литература есть результат превращения слуховых явлений в наглядные, зрительные формы.
Читающему нотную запись певцу или инструменталисту предстоит как раз обратный процесс: превратить нотные знаки в звуки различной высоты и длительности, связанные между, собой музыкальным смыслом, то есть сделать звучащими условные знаки, изображенные в нотах.
§ 3. Нота и нотоносец
Простой напев народной песни, как и любое сложное инструментальное произведение, записывается нотами.
Нота — это условный графический знак для записи музыкального звука.
Пота представляет собой кружок — белый или черный — с различными дополнительными знаками, как-то: Палочка (штиль) при ноте:
Ноты размещаются на нотоносце, который представляет собой строку из пяти линий.
Счет линиям ведется снизу вверх.
Нотоносец, или нотный стан:
§ 4. Нотная запись
С чего же следует начинать знакомство с нотной записью музыки?
Приведем отрывок из припева «Песни о встречном» Д. Шостаковича:
Как и во всяком напеве, наше внимание привлекает преж; всего расположение на нотоносце нотных знаков.
Следя за нотным изображением отрывка, мы видим, что самом начале записи две первые ноты (над словом «странах отстоят далеко друг от друга, в соответствии с широким мел дичеоким ходом. Затем размещен ряд черных кружков с ра личными дополнительными знаками; черные ноты расположен близко друг к другу. В конце строки мы видим несколько б лых нот.
Чтобы прочесть нотную запись незнакомой мелодии, нужн безошибочно установить точное положение каждой ноты и нотоносце, обращая в то же время внимание на ее форму в ц лом (черная или белая нота, палочка при ноте, точка около и ты и т. д.).
Наш слух может различать высоту звуков — от самых выс( ких (тонких) до самых низких (густых, глубоких).
Высота звука обозначается на нотоносце положением но ного кружка — головки ноты. Форма начертания нотных п ловок и при них дополнительные знаки обозначают длител ность звуков.
Нотная запись отличается большой наглядностью: чем выи звук, тем выше положение на нотоносце кружка, который ei изображает; чем ниже положение на нотоносце кружка, изобржающего звук, тем ниже его звучание.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ — врожденное качество слуха, с не мощью которого определяется высота любого -звука с такой к легкостью, с какой мы отличаем, например, белый цвет от любог другого.
Творчески одаренному человеку абсолютный слух, то есть безотказная память об абсолютной высоте каждого звука, дает возможность свободно выполнять самые трудные музыкальные задания.
А КАПЕЛЛА (произносится а капёлля, по-итальянски a cap pella) — исполнение хорового произведения без инструментального сопровождения. Именно в пении а капелла красота звучания пси ческих голосов находит свое полное выражение.
АККОМПАНЕМЕНТ — - музыкальное сопровождение, то ecть фортепианная или оркестровая партия в сочинениях для голоса или какого-нибудь инструмента с сопровождением.
Во многих произведениях аккомпанемент играет только вспи могательную роль, поддерживая мелодию аккордами, например и песенке Герцога «Сердце красавиц» из оперы Риголетто Дж. Верди.
Другой, более самостоятельный вид сопровождения (напри мер, в романсах Рахманинова) состоит в том, что в нем нарюп с вокальной мелодией (основной темой) воплощается музыюин ный замысел композитора.
АККОРД (по-латински accordo — «согласие») — одновремси ное согласное и стройное звучание нескольких звуков (не менее трех) различной высоты.
АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ — раздел науки о физически природе музыкального звука.
Основные физические качества музыкального звука: выспи длительность, громкость (сила), тембр.
АКЦЕНТ — особо подчеркнутый в отношении силы (громкости) звук мелодии. В нотной записи акцент обозначается знаком — или итальянским словом sforzando (сфорцандо) «сильно выделяя», сокращенно — sf.
Подлинная динамика исполнения заключается в том, чтобы ни один из звуков музыкальной фразы, кроме логически-смысловых не акцентировался, не выделялся из общей линии развития.
АЛЬТ — 1. Низкий женский или детский голос.
Примерный рабочий диапазон альта в хоровой литературе...
2. Смычковый инструмент несколько большего размера и ниже по звучанию, чем скрипка.
3. Оркестровый инструмент; а) духовой; б) разновидность народных инструментов (домра-альт; балалайка-альт).
АЛЬТЕРАЦИЯ (по-латински alterare — «изменение») — повышение или понижение звука на полутон (или тон) с сохранением его основного названия.
Знаки альтерации: диез (#), бемоль (b), бекар (b)), дубль-диез, то есть двойной диез (X), дубль-бемоль, то есть двойной бемоль (Н).
АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ — разбор художественно-эстетического содержания и композиционного оформления музыкального сочинения.
Конечная цель анализа заключается в том, чтобы установить неотделимую связь идейно-образного содержания произведения с его художественной формой.
АНСАМБЛЬ — совместное исполнение музыкального произведения, предназначенного для различного состава участников — инструменталистов или вокалистов.
В зависимости от количества исполнителей ансамбли подразделяются на следующие виды: дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.
К числу ансамблей относятся также симфонический оркестр и кор. Музыкальная значимость последних исчерпывающе выражена словами Шумана: «Высшее в музыке возложено на хор и оркестр».
В советское время большое распространение получили нацио-имльные ансамбли песни и пляски.
АППЛИКАТУРА — наиболее удобное распределение пальцев мри игре на музыкальном инструменте. Указывается аппликатура цифрами, соответственно пяти пальцам руки. На скрипке, баяне и некоторых других инструментах для обозначения аппликатуры применяются только четыре цифры.
АРИЕТТА — краткая ария.
Образец: ариетта Снегурочки «Как больно здесь! Как сердцу мокко стало» из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.
АРИОЗО — небольшая ария, чаще всего лирического характера.
Образец: ариозо Снегурочки «Пригожий Лель, ужель тебе не жмлко Снегурочку, сиротку, так обидеть!» из третьего действия шнры «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
АРИЯ — законченный номер в опере для одного голоса с ннфовожденнем оркестра, требующий от исполнителя значитель Ннго технического мастерства.
В музыкальном языке арии характерные черты определенного щфгтвующего лица проявляются с особой силой.
Арии в основном подразделяются на драматические и лириче-1Ч1Г.
Образец драматической арии: ария Лизы (драматическое со-прмно) «Ах, истомилась» из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского.
Образец лирической арии: ария Ленского (лирический тенор)! «Куда, куда вы удалились» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Образец героической арии: ария Сусанина (бас) «Чую Я правду» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
Как правило, ария является составной частью оперы. I Наряду с оперными ариями существуют арии в ораториях}] кантатах и специально концертные арии.
Образцы: И. С. Бах. «-Высокая месса» — одно из величайших произведений мировой музыкальной литературы, по определению Глинки, «произведение колоссальное». В «Мессе» имеется; несколько арий для разных голосов (меццо-сопрано, альт, тенор, бас).
С. Рахманинов. Кантата «Весна» на стихи Н. Некрасова, ария для баритона.
А. Гречанинов. «Письмо», ор. 42, концертная ария для coпрано в сопровождении оркестра.
Кроме вокальных арий, в музыкальной литературе встречают! ся инструментальные арии — пьесы певучего характера.
АРПЕДЖИО — исполнение звуков аккорда не одновременно а поочередно, один за другим.
АТАКА ЗВУКА — начальный момент возникновения певче] ского звука. Различается атака твердая и мягкая.
АТОНАЛЬНОСТЬ — особое качество музыки, написанной вно какой бы то ни было тональности. Произведения атональные фак тически представляют собой проявление формализма в музыке.
БАЛЕТ — музыкально-театральное произведение, содержант1 которого воплощается-в танце и музыке.
Подобно тому как в опере участвуют солисты, ансамбли пен цов и хор, и в балете заняты танцоры-солисты, ансамбли солистов и кордебалет для массовых танцев.
Три классических балета Чайковского («Лебединое озеро#, «Спящая красавица», «Щелкунчик») поныне составляют основной репертуар советских театров. В музыке Чайковского с гениальной силой раскрывается все драматическое содержание этих сюжетов.
Из балетов советских композиторов наиболее популярны Р. Глиэр. «Красный цветок»; С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», «Золушка»; Кара Караев. «Тропою грома»;
А. Хачатурян. «Спартак» и другие.
БАЛЛАДА (по-итальянски ballare — «танцевать») — в иерио начальном значении песня для танца. Впоследствии балладой ста ли называть вокальную пьесу в духе народного повествования млн лирико-драматического характера.
Образец: Ф. Шуберт. «Лесной царь».
Существенное место занимает баллада в опере.
Образцы: М. Глинка. «Руслан и Людмила», Баллада Фимна; П. Чайковский. «Пиковая дама», Баллада Томскою. Дж. Верди. «Риголетто», Баллада Герцога.
Наименование «баллада» применяется также и к инструмен-,*аш(Ым произведениям. Четыре баллады Ф. Шопена можно считать образцом музыкальной романтики.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|