На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Первая встреча с музыкой. Артоболевская А. Д. — 1986 г

Анна Даниловна Артоболевская

Первая встреча с музыкой

Из опыта работы педагога-пианиста
с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста

*** 1986 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

Е. Гульянц. Анна Даниловна Артоболевская 3
От автора 5
Введение 6
Определение способностей 8
Первые встречи. Начало занятий 9
Знакомство с клавиатурой 10
Гимнастика и постановка рук 11
Донотный период 17
О ноткой грамоте 18
Несколько слов о рнтме 21
Краткие пояснения к пьесам и упражнениям 25

ПЬЕСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ВАЛЬС СОБАЧЕК 40
ЖИВЕМ МЫ НА ГОРАХ. Мелодия из музыкальной шкатулки 41
ПРЫГ-СКОК. Мотив из Второй всигсрской рапсодии Ф Листа 42
КАЗАЧОК. Украинский народный танец 43
ГДЕ ТЫ, ЛЕКА? С. Ляховнцкая. Упражнение 44
ДРАЗНИЛКА. С. Ляховнцкая. Упражнение 45
ВОРОБЕИ. А. Руббах 46
КОЛЫБЕЛЬНАЯ и. Филипп 48
НОЧЬ. Армянская народнач песня 49
КУРОЧКА. Н. Любарский 50
ОИ ТИ Д1ВЧИНС. Украинская народная песня. Обработка И. Берковича 51
ДОЖДИК. С. Майкагар. Детская пьеса 53
ПОЛЮШКО-ПОЛЕ. Л. Кииппср 55
БОЛТУНЬЯ. С. Прокофьев. Переложение Я Денисова 57
ЛАТЫШСКАЯ ПОЛЬКА. Т. Наззрова-Метнср 58
НОВОГОДНЯЯ ПОЛЬКА. Ан Александров 59
ТАНЕЦ С ПЕСНЕЙ. А. Пзрусниов 60
ЗИМА. М. Крутицкий 61
ВАЛЬС ПЕТУШКОВ. И. Стрнбогт. Вальс 62
МЕДВЕДЬ. Г. Галыннн 65
ЛИТОВСКИЙ НАИГРЫШ Ю. Челкаускас 66
ЗМЕЙКА. Упражнение из Школы Т. Лешетицкого 67
РЫБАК. Упражнение по Ганону
ТАНКИСТ. Упражнение по Ш. Ганону 69
МЕНУЭТ. Л. Моцарт 70
ВАЛЬС. В.-А. Моцарт 72
НЕМЕЦКИЙ ТАНЕЦ. Л. Бетховен 73
АДАЖИО. Д. Штсйбельт 75
МАЗУРКА. А. Гречанинов 76
ТАНШ. Л. Эшпай 77
ЭТЮД ИА ЧЕРНЫХ КЛАВИШАХ. Н. Гольленберг 79
ХОР «СЛАВЬСЯ!» из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка 81
ЖАВОРОНОК М. Глинка 82
КИСКА. В. Калинников 85
ДЕТСКАЯ ПЬЕСА. Б. Барток 86
СКАКАЛКА. А. Хачатурнн 87
СОНАТИНА. А. Гсдикс 88
БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ. П. Чайковский 89
МАРШ. Д. Шостакович 91
ТОККАТИНА Т. Хренников. Обработка А. Саминова 93
КЛОУНЫ. Я Кабалевский 95
ЛАСКОВАЯ ПРОСЬБА Г. Свиридов 9?
МЕНУЭТ Н.-С. Бах 98
ПЕРВАЯ УТРАТА. Р. Шуман 99
СЧИТАЛКА. С. Слонимский 100
ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ. Фрагмент из балета «Конек-Горбунок!.
Р. Щедрин 101

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





Редакция выражает слою благодарность музыковедам Евгении Гульянц, Василию Павлову и педагогу Ларисе Пятаковой за помощь работе над рукописью.

      Талантливая пианистки. замечательным музы» кант Анна Даниловна Артоболевская свою жнзнь посвятила педагогике. «Мне еще не было шестнадцати лет. — вспоминает она. — когда я начала преподавать». Имя ее известно не только у нас в стране, где из самых отдаленных мест везут н ведут к ней родители своих ребятишек. Анна Даниловна говорит: «Мечтой моей жизни является проникновение музыки в самые глухие места».) А. Д Артоболевскую знают, высоко чтут ее удивительный педагогический дар н за рубежом. О ней говорят с почтением и любовью, с признательностью и уважением, с удивлением м преклоисннсм. Поражает всех то. как быстро н легко начинают играть у исс малыши, причем не только специально отобранные таланты, но н обычные нашн дети. На сс уроках кажется, что она «колдует», завораживает словом, мягкостью, движением: ничего особенного она не сказала, не сделала, а дети уже увлечены музыкой, дети играют. Ответ на это дает сама Анна Дакнловиа: «Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков — это та особая стмхня. а которую погружать ребенка надо незаметно и радостно, а не вталкивать его насильно, называя это учить музыке». И далее: «Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца».
      В кнсьме к Артоболевской ее бывший ученик, а ныне известный советский компознтор Сергей Слонимский пишет: «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей или сухой тренировкой техники. И почему-то при этом 99 процентов Ваших ребят — редкие виртуозы с блестящей техникой. А как Вы научили меня читать ноты — ей-богу. не помню. Кажется, это было раньше букв. Но это не так, а только кажется, потому что было интереснее букваря..»2. Говоря о редких виртуозах с блестящей техникой. С. Слонимский не преувеличивает. Болес двадцати учеников Анны Даниловны — лауреаты всесоюзных к международных конкурсов и среди них шестикратный лауреат Алексей Наседкин, трехкратные лауреаты Любовь Тимофеева. Алексей Любимов, двухкратные Татьяна Федъкниа.. Евгений Королев н. ка конец, получивший свою вторую н высшую награду лауреат VII Международного конкурса имени П. М. Чайковского Владимир Овчинников.
      Говорят, что главный секрет успеха в одержимости н безграничной преданности тому лслу, которому человек посвящает себя. По одержимость — это спутник таланта. О таланте пианистки Артоболевской свмспмьствуют многие издающиеся мастера музыкальной культуры. Д. Д. Uio-стаковнч в своем отзыве писал: «Анна Даниловна Артоболевская мне хороню известна как отличный, высококультурный музыкант, как ярко одаренная пианистка, как замечательный вдумчивый педагог». Выдающаяся советская пианистка М. В. Юдина. ее педагог ко Ленинградской консерватории, отмечала: «Анна Даниловна Карпека-Артоболсв-ская... всегда глубоко удовлетворяла как меня, так и музыкальную общественность своим отличным пианистическим уровнем, большой широкой общей музыкальной культурой... и чрезвычайке активным и проникновенным отношением к делу».
      «Талантливая пканнсткг Лина Дамнловна Артоболевская владеет всеми ресурсами пианистической техники...». Так характеризуем сс профессор Ленинградской консерватории А В. Оссовскнй. А дирижер Патах Рахлни пишет, что «сше будучи очень молодой., она поражала своей необычайной чуткостью и безошибочным ощущением индивидуальных особенностей ученика. Как педагог — это несомненный и крупный талант».
      Блистательно начав артистический путь. Артоболевская с увлечением отдается исполнительству. Почти двадцать лет выступает она с сольными концертами. а тлкже в концертах своего мужа, мастера художественного слова, чтеца-декламатора. В. Артоболевского н лишь после его гибели в 1943 году оставляет исполнительскую деятельность и полностью переключается на педагогику. Свой талант исполнительский, артистический, свои музыкальные нознання она отдает детям. С присущей ей увлеченностью Артоболевская ищет н находит свой путь в этом трудном деде. Слово — одне нз главнейших ее оружий. Она поняла его силу, когда впервые услышала Г. Артоболевского. Какими бы огромными знаниями, опытом не обладал педагог, как великолепно не владел бы инструментом, ио если ом не владеет словом, интонацией не способен фантазировать, чувствовать тех. к кому обращается. — плоды его труда будут минимальны.
      В А. Сухомлннский говорит: «Слове учителя — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
      Л. Д. Артоболевская искусно владеет словом, артистично ведет урок, умеет увлечь и малыша и взрослого, н это ее умение, пожалуй, одни из самых главных факторов се успеха. Словом она заражает. музыкой разжигает одержимость в своих учениках. И именно любовь к музыке н одержимость сю становятся главными помощниками в ее работе с детьми.
      «Я шла от музыки к технике, а не наоборот, и это определяет весь мой нуть и сейчас». — говорит Артоболевская. Вот почему сс ученики могут сказать, как сказм это С. Слонимский; «Музыка никогда не была у Вас школьной задачей нлн сухой тренировкой» к. так же как и он. воскликнуть: «А как Вы научили меня читать ноты — ей-бюгу, не помню». Свою увлеченность музыкой, страсть и одержимость она умеет передать своим детям, н именно это отличает ее детей, настоящих музыкантов. даже если им только пять лет!
      С учениками своего класса она частый гость на конференциях н концертах во многих городах Советского Союза. Как-то Артоболевская приехала в Кривой Рог со своими учениками, чтобы поделиться опытом с педагогами. И всех поразнлн «не только яркие дарования детей н большое мастерство педагога. Удивительнее всего была какая-то неуемная жадность к музыке. Анна Даниловна перевернула все наши прежние представления о музыкальном воспитании детей». — говорил впоследствии директор Криворожской музыкальной школы Н. Ромасеико.
      «Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых». Так считает А. Д. Артоболевская, и именно поэтому этот свой труд она адресует не только детям, но и взрослым, тем. кто найдет в себе силы, терпение к желание помочь детям развить свои способности.
      Уже с первых шагов А. Д. Артоболевская, не ломая сложившихся, проверенных жизнью традиций. вводит в педагогику свое, новаторское, которое основано на постулате, хорошо выраженном Б. Асафьевым: ««Музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
      «Создаваемое человеком» — эти слова Б. В. Асафьева имеют непосредственное отношение к искусству А. Д. Артоболевской. Свои уроки она строит, создаст каждый раз по-новому, сообразуясь с характером. способностями, знаниями ученика. И никогда ее урокн не бывают теоретически засушенными, скучными. Это — всякий раз увлекательная игра. Именно поэтому, предлагая вниманию педагогов сборник А. Д. Артоболевской, мы должны оговориться: этот труд ни в коей мере не смог вместить в себя все разнообразие творческого метода Артоболевской: это лишь канва, по которой талантливый педагог сумеет вышить свои узоры.
      Болыиую роль Артоболевская отводит н творчеству детей. Приступая к изучению новой пьесы. Анна Даниловна стремится разбудить ее образное восприятие у ученика. Для этого она предлагает детям рисовать то, что навевает образ пьесы, нлн сочинять стихи-подтскстовки к музыке пьесы. В пособии даны некоторые из подтекстовок, сочиненных детьми, а также стншки» написанные взрослыми на темы, подсказанные детьми. Педагог не должен заставлять детей заучивать их. С их помощью он может разбудить фантазию детей п может статься, что музыка подскажет ребенку совсем иные по образам н впечатлениям стихи. Главная польза от подтекстовок и рисунков в том. чтобы сочиняли н рисовали их сами дети.
      Анна Даниловна часто повторяет. «Память детства — самая драгоценная память То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь». Всеми силами Артоболевская стремится, чтоб дети поняли м запомнили: ноты несут в себе-всю тайну музыки и охотно открывают ее. когда нх изучишь!
      «В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление н умение работать, — справедливо считает Анна Даниловна. — Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков».
      Этот груд А. Д. Артоболевской получил высокую оценку доктора искусствоведения Я. И. Мильштейна. Его словами нэ рецензии мы и закончим это небольшое вступление:
      «Рецензируемое пособие для начинающих обучаться игре на фортепиано принадлежит одному из лучших советских музыкантов-педагогов. старейшему преподавателю Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории имени П. И. Чайковского — заслуженному учителю школы РСФСР Анне Даниловне Артоболевской... Практическую значимость пособии трудно переоценить. Вероятно, именно ему предстоит стать в будущем основным нашим руководством для работы с начинающими свой путь в музыке детьми».
     
      От автора
      «Любите н изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище. совершеннее Вы у»идите жизнь в иных тоиах н красках...». Помню с какой радостью восприняла я эти слова Д. Д. Шостаковича! Не раз в своей педагогической работе возвращаясь мыслью к ним, я убеждалась что только с таким отношением к искусству музыки человек может посвятить свою жизнь музыкальной педагогике. Став на этот путь, он должен стремиться почувствовать до конца необыкновенную природу музыки, познать все силы ее воздействия на человека, все ее тайны. И одновременно. находясь в непрерывном поиске, настойчиво учиться тому, как передавать эти тайны своим ученикам.
      Я всегда придерживалась взгляда, что начинать заниматься с детьми, точнее говоря. — приобщать их к искусству. — следует с самого ранисго возраста. Многолетний опыт убеждает меня, что бук вально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности (н даже в том случае, если у него не обнаруживается вначале заметной тяги к музыке). можно найти соответствующий подход, «подобрать ключи» дли вхождения в страну музыки. Секрет того, что принято называть умением заниматься с маленькими детьми, заключается в способности педагога, нисколько не отрывая детей от естественной для их возраста «игровой» фазы, незаметно ввести в мир звуков, пробудить в них любовь к музыке.
      Вместе с необходимыми для общения словами н фразами, которым ребенок обычно научается к трем-четырем годам, мы учим его любить родкой язык, чувствовать его поэзию и красоту. Столь же непреложной необходимостью надо считать ознакомление с языком музыки. Человеку должно быть доступно не только чтение литературных произведений. ко н слушание шедевров музыкального искусства. их понимание. .Музыка, быть может, как ни одно другое искусство, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь. Ее язык интернационален и не нуждается в переводе: в то же время он способен передать самые тонкие, самые глубокие чувства, которые подчас невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят; музыка начинается там, где кончается слово.
      Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки — главнейшая нэ первоначальных задач педагога.
      Разумеется, чтобы найти нанлучшне пути для достижения полноценных результатов, педагоги, отдающие свою жизнь н силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками. Этой цели н должно послужить настоящее издание. Ни в коей мерс не претендуя ив какие-либо открытия, я хочу лишь показать, какими конкретными путями можно прийти к осуществлению общепринятых в нашей педагогике задач.
      Нотный материал настоящего пособия ориентирован на первы год занятий. Он адресован цепо-сродствсннс дстим. красочно иллюстрирован. Пояснительный раздел, являющийся неотъемлемой частью работы, адресован педагогам (или родителям). Здесь, помимо наложения некоторых общих положений, я пишу, чте хочу преподать ученику на материале каждой пьесы н как добиваюсь поставленной цели. Главное отличие этого пособия заключается в том. что оно возникло на сугубо практической почве н является плодом многолетней работы с детьми; все улачн в занятиях с детьми наполовину подсказаны их собственной фантазией н воображением.
      Пьесы н упражнения, легко доступные детскому наивно-сказочному восприятию, даны в определенной последовательности — с учетом постановки рук,, приобретения начальных пианистических навыков и усвоения нотной грамоты. Тем не менее предлагаемый материал не должен восприниматься безоговорочно: педагог в каждом, конкретном случае может находить другие, более целесообразные для своего ученика пьесы, соответствующие поставленной задаче. Порядок прохождения помещенных в сборнике номеров также в значительной мере определяется ннтунцнс( педагога, его умением выбрать ту нлн иную пьесу в зависимости от возраст? и индивидуальности ребенка.
      Моя основная задача — сделать интересными н .любимыми занятия музыкой. Этом) должно способствовать все. что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненный самими детьми — самостоятельно или с помощью педагогов). рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ н даже находить нужные движения рук. Ог педагога ь каждый данный момеит работы требуется большое внимание, такт н понимание особенностей ученика. Сам учитель должен увлечься работой, чтобы «заразить» учащихся своим темпераментом и творческой заинтересованностью. Осуществление умело поставленных перед учеником задач доставит радость не только ученику, но и педагогу.
      Глубоко прав Д. Б. Кабалевский, говоря что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь, к ней — обязательные условия для того, чтобы онь широко раскрыла к подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную н познавательную роль». Этн слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми.
      А. Артоболевская
     
      ВВЕДЕНИЕ
      Я глубоко убеждена, что первый этап обучения яапястся решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево.
      Г. Г. Нейгауэ говорил, что таланты создавать нельзя, но можно н нужно создавать среду Для их проявления и роста. Этими мудрым» словами я руководствовалась н продолжаю руководствоваться на протяжении многих лет в своей педагогической работе.
      Повторяю, музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке к четырем-пнтн годам музыкальная одаренность. (Часто бывает, что способности проявляются не сразу.) Именно в этом возрасте легче всего прнобимть ребенка к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жнзнь. Ведь в четырнадцать лет малыш не только начинает познавать то. что его окружает, но и испытывает желание подражать, пробовать свои силы во всем, что он воспринял к накопил.
      В своем пособии я обращаюсь прежде всего к тем педагогам и родителям, кто согласен со мной, что не следует бояться «отнимать детство у ребенка» (как это иные считают), к тем, кто понимает все преимущества обучения с самого раннего возраста н, конечно, к тем. кто искренне любит музыку к уверен в сс необходимости для каждого человека.
      Очень важно, н это пожалуй, наиболее трудно, — вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным н необходимым (вроде игры в куклы для девочек нлк в солдатики — для мальчиков). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить се. не насилуя естества ребенка.
      Большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение Счастлив тот ребенок. у которого дома есть родиые. рорящне энтузиазмом. несмотря на собственную загруженность работой, стремящиеся помочь малышу «перейти любую канавку», преодолеть встретившееся затруднение. Мама. папа, бабушка, дедушка, старший брат нли сестра, если они любяг музыку и любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения. (Даже если они не учились музыке и не умеют играть нк на каком музыкальном инструменте.) Я особенно подчеркиваю слова «ежедневного обучения», потому что с первого же влага ребенку нужна ежедневная помощь в освоении нового. Только с такой помощью музыка становится для ребенка самой жизнью, а не одним из. — хотя бы н признаваемых им, — занятий.
      Me знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на рояле родители, стзв «ассистентами» педагога, должны сами в какой-то мере учиться. особенно в первое время, чтобы по возможности помогать малышу. Правда, очень скоро ребенок опережает своих помощников в освоении исполнительских приемов, благодаря гибкости движений и кнтуишш. так свойственной детскому возрасту.
      Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками. должен создавать на уроках непринужденную. радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать »х воображение. При этом он обяэтн не тодько учит» музыке, но, что не менее важно, н воспитывать музыкой.
      Материал, который я даю в своем сборнике, отобран мною не потому, что я считаю его лучшим из возможных, а потому, что он наиболее удачно выполняет мои педагогические задач., он мною тщательно «отработан». Предлагаемый подбор воней удобен для меня. Р нем выверены нужные исполнительские приемы. Он помогает избежать целого ряда «опасностей» в работе, помогает устранить неполадки в постановке рук.
      Самая распространенная «опасность» — зажатость рук. Для того, чтобы избежать сс в самом начале обучения, я раскладываю какую-либо известную ребенку мелодию между правой и левой руками и даю играть ее одними третьими пальцами. Главное при этом — свобода рук. нх естественные движения дли передачи музыкальных мыслей н чувств. К примеру, давая «Лену», мь добиваемся свободы снятия и переноса левой руки после глубокого погружения на главную ноту мелодии. В «Дразнилке» используем впервые легато «длинными» пальцами — 4. 3 и 2 о правой руке, прм полной симметрии нлушнх навстречу 4 З н 2 пальцев в левой руке. «Воробей» возвращает н закрепляет прием погружения веса руки на центральный третий палец — самый длинный, который первым прикасается к клавиатуре («богатырь Гвидон» — так его прозвали дети, знающие Сказку о царе Салтане).
      Подбирая материал для переноса руки через руку, «полеты» на разные интервалы, я стрекаюсь развить в ребенке мобильность, быструю реакцию. При использовании противоположных штрихов (легато в одной руке, стаккато — в другой), а также противоположных оттенков, хорошо развивается координация внимания (а пьесах «Курочка», «Дождик»), Перечислять можно быво бы еще много, ко обо всем этом читатель более подробно прочтет ниже.
      Длительно работая на одном и том же материале с разными учениками, постепенно превращаешь его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки. Отобранные пьесы становятся как бы «эталоном», н такой «эталон», на мой взгляд, необходимо создавать для себя каждому педагогу. Конечно, кроме основных вещей, я прохожу с каждым учеником большой дополнительный материал.
      Подбор льсс в данном сборнике отражает давно «ложившееся у меня убеждение, что ребенка надо сразу «окунать» в музыку, даоая ему возможность с первых же встреч актнано действовать, создавать музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует опредоясн-ные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук.
      Как я уже упоминала, одна из важнейших для мсия задач — зажечь в ребенке интерес к музыке, спить музыку с его жизнью, с его играми. Но вместе с интересом мало столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Желание добиться его воплощения естественно, Но отсюда должна зародиться н склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».
      Признаюсь, что я не боюсь давать детям большое количество вешей. Я иду за возникающим у ккх интересом, позволяю пробовать нм в музыке все. что привлекает их внимание, что они слышат у других или по рыно. Я убедилась, что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на более трудном для ннх материале, стн он их эмоционально затронул, чем на легком, доступном нм, но не увлекшем, ничем их не заинтересовавшем. Когда материал для ученика труден, я не требую предельной отделки его. Уверена, что исполнение будет совершенствоваться с ростом самой личности ученика, накоплением новых исполнительских приемов.
      Г. М. Когам, некогда учившийся в Киеве у моего любимого профессора В. В. Пухальекого (у которого я впервые кончила консерваторию), вспоминал. что некоторые «шероховатости... которыми грешила в свое время игра иных учеников Пухальского. не помешала им вырасти впоследствии в более или мснсс — соответственно таланту — видных исполнителей...».
      «Он, — пишет Г. М. Коган. — полагал, что естественное и нормальное развитие ученика важнее показного совершенства отдельных его выступлений: преждевременная «законченность» игры казалась ему столь же бесперспективной, как те ивсты без корней, которые в руках японских фокусников пышно расцветают за две-три минуты, чтобы тут же увяизть. Исполиеиис. — говорил ПухальскнД. — должно зреть вместе с исполнителем: многое, чего сегодня ученик еще не чувствует, не слышит н потому не выполняете произведении, он должен — если развитие его идет нормально — сам услышать и почувствовать завтра, нлн через месяц, или через год: тогда и придет врем; выполнить почувствованное и услышанное...».
      Давая большое количество вещей, я считаю обязательным требованием к ученику — помнить н держать «на вооружении» большую часть пройденного репертуара. Мон ученики, как и я сама, помнят почти все, что они учили со мной за долгие (1 — 15 лет занятий. Если не регулярное повторение пройденного, то хотя бы изредка возвращенке к старому закрепляет полученные нввыкн происходит осмысление на новом этапе нсдоосознанного ранее. При повторении пройденного у ученика появляется потребность разнообразить эвуконзвлечс-нке. и новые звуковые представления неизбежно рождают новую технику в пройденных рапсе вещах.
      Мой способ преподавания закономерно требует общения со слушателями. Я стараюсь внушить ребенку, что все накопленное нм в занятиях до. жко быть показано в публичных выступлениях. Естественным завершением учебного года в моем классе является концерт-самоотчет каждого ученика; дети дают как бы развериутыГ показ накопленного ими репертуара перед слушателями. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем. что нркобрсл — в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на проелушнваинях н концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовав эту ответственность.
      К сожадсиню. у нас. особоико и районных школах. педагоги часто боятся упреков в какой бы то <н было недоработке, недостаточной отшлифовке к поэтому у ннх на открытых вечерах как правило выступают только самые способные ученики, а также те. у которых педагоги сумын затушевать все их недостатки. Стремление затушевать недостатки часто прнводнт к тому, что нивелируется индивидуальность, скрываете не только плохое, но и хорошее, отражающее своеобразно ученика. Может быть, я впадаю в другую крайность, ко я совсем не боюсь упреков в недоделке н недошли-фовкс — мне всегда кажется гораздо более важным показать ученика на всех этапах сгс роста, со всеми индивидуально присущими ему чертами и в той трактовке, которая свойственна его личности в данный период.
      За все годы моей педагогической работы я следовала правилу, высказанному не помню кем, что педагог должен ндтн рядом с учеником, убирая с его пути все мешающее и ненужное, но отнюдь не пытаясь перетащить на свой путь. Важно как можно раньше определить путь ученика. При этом педагогу следует не только стремиться понять ученика. но и помочь ему проявить свои индивидуальные особенности, понять себя. Для этой цели н следует возможно чаше давать играть публично. Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учмт точу особому напряжению н волевой выдержке, которые так важны а становлении исполнителя. Педагогу при этом удастся лучше распознать своих учеников.
      Интерес, любовь к музыке, нинцнлтнм н воля — вот что движет в работе учащегося. Не ради техники должен он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда — саму технику.
      В заключение могу сказать что я безгранично верю в скрытые п ребенке творческие силы, которые. если суметь их пробудить, могут яркой вспышкой озарить сложный педагогический процесс и по зволнть шагнуть через все скромно намеченные нормы н планы. Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен нооявмть чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые не смеешь г надеяться. Эта пера в силы ребенка красной нитью прошла через все голы моего педагогического труда.
     
      ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
      Нелн просят меня проверить музыкальные способности ребенка, я никогда не отказываюсь от встречи, но предупреждаю, что мой ответ на вопрос «надо лк учить ребенка музыке» бывает всегда положительным. Ибо я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование. Каждому человеку необходимо в начале его жизни хотя бы прикоснуться к той большой н прекрасной сс области» которую образует музыка.
      Советуя учить музыке всех детей без исключения, я ечнэпю. что эта встреча должна лишь помочь определить когда н с чего надо начинать обучение, как знакомить ребенка с музыкой Эту встречу я по старникс называю «испытанием», и имеет око разные формы н значение. Иногда испытание проводится как бы мимолетно, если ребенка привели лишь один раз. Эго я называю «попробовать на всякий случай». Чаще испытание я провожу по заранее разработанному плану для того, чтобы начать занятия профессионального обучения.
      В план этот я непременно включаю пенис песенки. любой, какую знает ребенок. Сначала песенку ребенок поет один, потом вместе с педагогом, иод аккомпанемент ромя. Проверять интонацию ребенка лучше не на словах песни, а на какой-либо удобной гласной. Например, имитируя кукушку, предложить спеть в удобном регистре малую терцию или большую терцию (начало всем известной нссснки «Чижик»). ЛЪилую секунду можно «промяукать» и т. д. Затем я перехожу к угадыванию регистров н высоты звука. Здесь на помощь мие снова приходят образы животных: медведь — низкий регистр, птицы — высокий и т. д.
      Ритм проверяю в движении ребенка под музыку. При этом, играя, внезапно изменяю сначала скорость, потом рнтм музыки, под которую дети должны прыгать, бегать, ходить (к примеру, двухдольный на грехдольиый или синкопированный).
      В план свой непременно включаю простейшее определение характера музыки громко — тихо, весело — грустно: более сложное — устойчивость н неустойчивость звуков, их тяготение к тонике («кончилась музыка, или се хочется продолжить?»).
      Однако определением звуковысотного слуха испытания мои не закапчиваются. Очень ьажмо определить эмоциональное восприятие музыки, музыкальную пгмять, эмоциональную память. Псе это в одну встречу с ребенком определить нельзя. При повторных встречах ннмма тезьно слежу, что ребенку запомнилось есть ли тяготение к музыке и насколько оно устойчивое.
      Если же ко мне нрипе.ш очень маленького ре-бсика. который не умеет ни петь, ьн двигаться «в ритме» иод музыку, ни слушать и определять характер музыки, то таким детям я предлагаю сначала походить в «ритмические группы, где дстп обучают движению под музыку, слушанию музы ки, знакомят с элементам» сольфеджио.
      Очень важно ирг первой встрече проверит» физические. особенности рук ребенка. Они должиы быть «мягкими», ладони — сравнительно широкими. с ночги отсутствующими перепонкам», между пальцами; пальцы — уирупиш, которые не прогибаются как «ножкк наука»; руки должиы иметь хорошо приспособленный подвижный первый палец. а не «подшитый» под указательный, как это иногда быпаст; достаточно длинный и не кривой мизинец. Ну. и конечно, руки должиы быть не слишком миниатюрные, чтобы в дальнейшем мож но било брать октавы н большие интервалы. (На до учесть, что требования эти весьма условные, потому что с ростом человека руки могут измениться до неузнаваемости.)
      При определении способностей и физических данных следует внимательно продумать на каком инструменте лучше учить ребенка, и суметь тактично подсказать родителям о целесообразности выбора ими тоге или иного инструмента.
      Для детей эта первая встреча с педагогом очень ответственна. Важно сумет» создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок полностью раскрылся. При этом хорошо использовать соответствующие его возрасту картинки, звучащие игрушки.
      Определяя способности ребенка, слушая как он пост, я пробую дать ему подобрать знакомую не лолню на инструменте. Я не слишком отрицатель но реагирую на (иногда кажущееся) отсутствие у ребенка абсолютного слуха. Мне гораздо аажйсс увидеть, загорится ли в глазах ребенка огонек интереса к «музыкальным действиям, в которых я предлагаю ему приикть участие. Часто бывает, что с проснувшимся интересом к музыке, она сама помогает проявлению и развитию необходимых, специфических для музыканта данных: слуха, памяти. ритма н т. д. Интерес и желанно в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обученна. Именно поэтому и не считаю, что наличие абсолютного слуха является единственным критерием музыкальных способностей.
      Начало испытаний (два-три раза) и иреепшчп-таю проводят, мс с одним, а хотя бы с двумя-тремя детьми. «Вхождение» в музыку н выражение в ней себя для маленьких детей всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих товарищей, ребенок включается как бы и игру, естественнее взаимодействует с мимн. воспринимает музыку гораздо внимательнее н полнее, чем наедине со взрослым. Чем разнообразнее собравшиеся у инструмента дети. тем лучше они себя проявляют во всем объеме своей маленькой личности. Бели один молчалив и скрытен, это сразу будет элмечено н восполнено активностью других; если другой забияка. слишком задиристый прыткий, он «вырвется» из окружения и его невольно будут «усмирять» другие; если кто-то проявил особые способности. он «удивит» и невольно потянет за собой флегматичных tun робеющих. Я неоднократно замечала. что когда объясняешь или спрашиваешь что-нибудь, и ребенок еще только начинает соображать. что ответить на вопрос, тс рядом стоящий и наблюдающий. — если даже его способности не превышают уровня того, кому ладан вопрос. — этот второй поднимает ручонку и горд, счастлив, что on уже понял н первым может ответить (а иногда — объяснить еще ис совсем понявшему товарищу).
      Со иороиы ребенок как-то легче улавливает, видит. понимает. Не думаю, что здесь имеет решающее значение род конкуренции, желание опередить товарища — просто качества, способствующие по-писанию н освоению нового так проявляются у ребенка свободнее.
      Если же встреча происходит с одним ребенком, то первым делом надо распознан», чем ребенок живет, что ему интересно, что может явиться для него, по выражению К. С. Станиславского, «маннами» — способами заманить его маленькую душу, сделать его открытым н доверчивым. Тут все средства хороши, ио главное — надо создать ассоциации с приятными ребенку вещами. Я пробую постепенно. Как бы случайно узнаю, какие игрушки больше всего любит он. Хорошо, если покривилась игрушка с музыкой. Следующий этан — суметь интересно рассказать об этой игрушке.
      Приведу один пример: вот Маша — скромная,
      удивительно сдержанная девочка с умными глаза мн. На вопросы отвечает немногословно, но точно. Спрашиваю: «Ты ноешь лесин. Маша?» Поет. Очень тихо, но более или менее правильно. Гово рю: «Посмотри, что мне привез знакомый летчик друг космонавтов. В стране высоких гор Швейцарии наши летчики с вертолетов опускали столбы, а жители подготовили для столбов ямы. чтобы провести в горах электричество н телефонную связь. В горах стоят деревянные домики. Этот нгрушеч ный домнк (показываю игрушку) в точности такой, какие стоят в горах, но только маленький. И люди тут могут жить только маленькие, игрушечные. Они любят играть н петь. Если кх попросишь, они сыграют свою песенку. Постучи нм в окошечко. — предлагаю Маше. Раскрываю крышку домика — разлается музыка. Играю на рояле эту музыку (в аысоьим ре» истое, вместе с «оркестром», звучащим в «ломике маленьких музыкантов»). Интерес проявляется огромный, задастся масса вопросов Поем эту мелодию, показываю, как подобрать сс на инструменте. Девочка схватывает моментально. Вся загорелась. Уходить не хочет.
      Конечно, с таким ребенком пори начинать заниматься.
     
      ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ
      Начиная занятия с самыми маленькими детьми, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться нм утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно.
      Больше сказки, больше фантазии!
      Не уставая, будить воображение ребенка, связывая сказку, фаитазню с музыкой.
      Не уставая, рассказывать н показывать, «колдовать» вокруг музыки.
      Каждый народ, каждая наша республика имеет свои любимые песни, свои сказки, игры, поэтические образы. Ими н нужно оперировать, строить на них занятия с детьми, сообразуясь с национальным» особенностями начинающего ученика. Знакомя детей с доступной и понятной нм музыкой, предлагаю рисовать на одну у ту же музыкальную тему: у кого что получится (почти не встречала детей. которых не увлекало бы такое рисование; всегда держу под рукой бумагу, цветные карандаши, гуашь). Пробую привлечь себе на помощь разные игрушки. При этом слежу, какие из них могут произвести наибольшее впечатление из ребенка. Особенно помогают мне музыкальные игрушки.
      Разжигая и поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, педагог должен вместе с тем непрерывно изучать ребенка, быть психологом. Метод и специфику занятий чаще всего может подемвэать сям ребенок. Педагог должен непрерывно наблюдать и обучал, учиться сам.
      Одно из условий в этих ранних занятиях — суметь привлечь к себе симпатии ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Ребенок от природы доверчив и восприимчив. Ои всему верит, все впитывает. как губка. Поэтому надо серьезно и ответственно относиться ко всякой маленькой личности, начинающей обучение музыке.
      В детстве закладываются ие только основы знаний, но н формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности иа первых встречах с музыкой, мо&но постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. Переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче н понятнее преподносить ребенку необходимые знания. Вместе с тем «адо работать над воспитанном воли к труду.
      А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы. Это стремление педагог должен как можно раньше пробудить у ребенка и всячески поддерживать о холе занятий.
      Когда ребенок приходит на первый урок, он обычно зиаст несколько песен (не обязательно детских). В доме у каждого бытуют свои псснн. Какой-то их запас, типичный для вкусов семьи, уже заложен в па мят» ребенкз. Они и служат той музыкальной почвой, в которую педагог стремится посеять свои семена.
      Если в доме есть пианино нли рояль, ребенок обязательно пытался подбирать на нем знакомые мелодии или пробовал извлекать «свои» звуки. Обычно дети любят «играть» по всей клавиатуре, также, как и рисовать на бумаге вес. что видят (и именно так. как видят). Не надо препятствовать ребенку выражать себя звуками, сслн даже у «его отсутствует ярко выраженная музыкальная одаренность. Я много получаю писем с вопросами, мож но лн догускат». ребенка к инструменту без педагогического руководства: не испортит лн он себе постановку рук? И на все эти вопросы я неизменно отвечаю: можно потомучто от знакомства со эиукамн будет больше пользы для развития музыкальных данных ребенка, чем вреда для постановки его рук.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.