СОДЕРЖАНИЕ
Значение праздника «На пороге жизни» и методические указания к его организации 3
I. Сольная декламация.
Мы дети вешних дней 8
Молодость Ш. Вейнберг
Молодежи. В. Александровский 9
Расти, цвети и силу множь С. Малашкин 10
Смелее вперед! А. Коринфский
Песни юности веселой. И. Прошин
Честным порывам дай силу свободную. С. Дроокжин 11
Юность. К. Фофанов
Реквием. А. Пальмин 12
Девятый день нет берегов. Г. Гиляровский
Жизнь. ВГ 13
Пловец. В. Языков 14
Вперед! без страха и сомненья! А. Плещеев
Сократ. П. Якубович 15
Жизнь! не дай мне никогда Омулевский 16
Тосты. А. Плещеев 17
На прощанье. М. Возенгейм
Песня Еремушке. П. Некрасов 18
Привет вам, богатыри труда. А. Пегри 19
Учительница. А. Пегри 20
Привет
К новой жизни. Т. Васильчикова 21
Много ведь братьев
Чувство класса Тарасов-Водионов. 22
Женщине — творцу. А. Шаталова. 23
Воля коллектива. П. Арский
Работа. В. Брюсов 24
Рабочий. В. Александровский 25
Розы труда. Самобытник
Песня труда. И. Прошин 26
Гимн труду. И. Кузьмина
Кто любит солнце. Ж. Тихомиров 28
Г ремят мятежные раскаты. Вл. Кириллов
Мы, работники, все можем 29
Эй, земля, дрожи пред мощью. А. Безыменский
Братья. П. Тихомиров 30
Искры, точно золото. В. Александровский
Завет. Самобытник 31
Стремясь к одной великой цели. П. Ионов
Дерзости слава. Е. Тарасов 32
Башня. А. Гастев. 33
Любите книгу — источник жизни. М. Горький 35
«Венок книге» 37
II. Хоровая декламация.
Основные элементы декламации в связи с методическими указаниями к коллективной декламации поэтических произведений.
П. А. Пашков 38
Песня труда. О. Мулвеский 43
Гимн юности. Г. Вяткин 45
Не скорбным, бессильным, остывшим бойцам У. Уитман 46
Кто мы? П. Егоров 47
На труд Ф. Шкулев 49
Смело и дружно вперед 50
III. Пьесы и инсценировки.
«Новый учитель» (трудовая артель). Пьеса в 2 х действиях В. Правдухина (в сокращении) 51
«Дождался». Инсценировка по рассказу С. И. Шмелева «Письмо без марки и штемпеля» 76
«Человек». Инсценировка, стих. П. Якубовича 84
«Есть у нас великое наследство». (Чтение в лицах под аккомпанимент хора) 86
IV. Материалы для дискуссий, устной газеты, литературных судов.
«На распутьи жизненных дорог» 95
1) Рабфаковец 96
2) Врач 100
3) Агроном 101
4) Инженер 102
5) Первые студенческие годы. В. Г. Короленко (отрывок) 104
6) Из жизни врача. В. В. Вересаев (отрывок) 111
7) Творец новых растительных форм — Л. Бербанк. А. Гарвуд (отрывок) 114
V. Изречения и цитаты для плакатов, темы для бесед 120
Живые картины 130
Часы воспоминаний 132
Отчетная выставка 133
Принятие шефства над селом 134
Музыкальные произведения:
1) «Слава труду», муз. Вруганина 136
2) «Мы кузнецы», аранжировка Л. Шульгина 138
3) «Привет богатырям», слова А. Негри, муз. Вильбушевича 139
4) «О, слушайте» (мелодекламация), слова Ионова, муз. И. Рукина 148
Значение праздника «На пороге жизни» и методические указания к его организации.
Праздник «На пороге жизни» приурочивается ко времени выпуска школой старшей возрастной группы. Момент серьезный и ответственный как для руководителей, так и для учащихся, покидающих школу.
Из организма школы вырывается его живая часть. Горем и радостями своих исканий и достижений, распорядком жизни, всем школьным бытом молодежь крепко связалась со старшими товарищами по школе — учителями — -руководителями и друг с другом. Школьные стены стали родными, знакомые лица — особенно близкими. Руководящий персонал школы в лице этих питомцев, уходящих в жизнь, может терять навсегда наиболее сознательный и даровитый элемент, подаривший ему много светлых минут; теряет он и своих ближайших помощников по работе с маленькими. Если даже состав оканчивающих и не был выдающимся в своем большинстве, во всяком случае — он отнял много сил у учительства. В каждом из этих десятков вложена частица души взрослого.
Момент разлуки, без надежды скоро встретиться, естественно раздваивает мысль школьного коллектива. Она уходит в прошлое, когда эти юноши, с серьезными лицами, были новичками и беззаботными. Теперь они — сознательные люди.
Мысль невольно и не без тревоги устремляется в будущее, близкое и далекое, когда эти учащиеся, уходящие в жизнь, станут у живого общественного дела и произнесут справедливый нелицеприятный суд над школой.
Эти же мысли и настроения переживают и учащиеся, хотя не так ясно и отчетливо.
Отсюда день праздника, а лучше всего — несколько дней, должен быть отчетным за прошлое, подводящим итоги сделанному школой в течение ряда лет с выпускной возрастной группой и в сотрудничестве с другими группами.
Серьезность и ответственность момента расставания со школой определяется главным образом тем будущим, которое ожидает молодежь. Жизнь неудержимо тянет к себе. Впереди самостоятельность, свобода, красочность и богатство переживаний. Но впереди и борьба, в которой выживают только сильные. Есть упоение в бою и красота, в дерзании... Но всякую борьбу одухотворяет идея. Не одни очарования и удачи сулит борьба. Она знает моменты падения, малодушия, отчаяния духа. Она знает отступления с тем, чтобы вернее была победа.
Закрывать глаза на это не следует. Трезвость взгляда на предстоящую жизнь, на грядущую борьбу за свое и благо общественное может предохранить от напрасной траты сил, которые так нужны сейчас стране.
Великое искусство жизни и состоит в том, чтобы не сломиться и не падать. Если же упал, сумей подняться. Но и в падении не забывай великих целей, никогда не теряй своего человеческого достоинства.
«В этой жизни многослезной счастлив тот, кто жизнь свою в битве грозной слил в могучую струю»... Только в счастии общественном, в благоденствии всех трудящихся человек может найти и свое личное счастье, осмыслить свои стремления и заполнить богатым содержанием свою повседневную жизнь. Это — счастье спаенного одной идеей, сомкнутого одной волей коллектива. Оно зиждется на упорном и настойчивом труде, на укреплении за трудом права на господство в жизни, на великой борьбе за эти права,
Россия после октябрьской революции на своем знамени поставила лозунги — борьба за труд и знание, как единственно верные пути в царство будущего — царство равенства, братства и свободы. Под этим лозунгом собирает она сейчас трудящихся всего мира. «Тодько труд освобождает человечество от лжи и социальной неправды, дарит ему мужество и радость, любовь и красоту». Но большим почетом пользуется только свободный и сознательный труд, только там он великая освобождающая сила от цепей рабства, где высока культура, где знание, наука стали достоянием большинства. Россия не может похвалиться высотой культуры, когда на одну тысячу населения в 1920 г. приходилось всего 319 грамотных людей. «Это показывает, какая уйма работы предстоит нам теперь для . того, чтобы на почве наших пролетарских завоеваний достигнуть сколько-нибудь культурного уровня... Провести же электрофикацию нельзя, когда у нас есть безграмотные... К десятилетию октябрьской революции в Советской России не должно быть ни одного безграмотного» (Ленин).
Эту борьбу с некультурностью масс Советская власть и выдвигает сейчас как первоочередную и громадной важности задачу. Борьба требует большой армии работников, она может увлечь и захватить. Народ жаждет знаний, как никогда. Он опытно познал за эти годы разрухи все недостатки своей культурной отсталости. Только всестороннее просвещение может укрепить и развить те достижения, которые так дорого куплены экономически возраждающейся страной.
Вот здесь вопросы личного самоопределения молодежи, перешагивающей школьный порог, приобретают исключительно важное значение. Где и каким плугом проводить свою борозду на трудовой ниве жизни? В какой форме отдать свой долг стране, тебя воспитавшей через школу и вооружившей minimum,ом необходимых знаний?
Как связать себя, отдельную личность, с народом, в единении с которым только и получает свой смысл и значение индивидуальный труд?
Получивший общее образование находится на распутьи многих жизненных дорог... Все они ведут и должны вести к одной цели, но по разному.
Важно избрать себе ту тропу, которая нравится. Избрать ту профессию, которая удовлетворяет естественным склонностям, предрасположениям, оформившимся уже в школе. Но пусть намечаемая работа — будет ли она продолжением образования, или самостоятельным шагом на поприще труда — отвечает и насущным потребностям страны в данный исторический момент.
Счастливы те учащиеся, в которых школа успела заложить основы здорового миропонимания, учла все индивидуальные предрасположения своих питомцев и попутно, в классных беседах, и нарочно, в клубных собраниях, осветила грядущие дни великого строительства. Они выходят вооруженными на ратное поле жизни. Необходимые навыки общественности у них имеются. Они знают, в чем нуждаются местности, пославшие их в школу. Им известно, каких работников ждет сейчас Советская Россия.
В день праздника «На пороге жизни» и следует освежить в сознании учащихся те идейные ценности, которые они получили от школы во время пребывания в ней. Желательно укрепить в них бодрое, рабочее настроение. В ярких образах лучших людей страны и картинах жизни показать, что их ожидает впереди. Впечатления от таких памятных дней своей юности долго живут потом в памяти взрослых и не редко имеют решающее значение для всей последующей жизни.
Материал в данном сборнике предусматривает свободу выбора организаторов праздника «На пороге жизни». Каждая школа вырабатывает индивидуальную программу применительно к возрасту оканчивающих и тем возможностям, которые их ожидают. Конечно, для оканчивающих школу I ступени и непосредственно вступающих в жизнь, особенно в сельской школе, программа не затрагивает вопросов о высшей школе. Наоборот, там, где учащиеся в своем большинстве переходят в ВУЗы или готовятся поступить на рабфаки, как подготовительные ступени к высшей специальной школе, вопросы о выборе факультета естественно станут на очередь и должны быть освещены.
Кроме данного в сборнике материала, каждая школа стягивает к идее праздника и свой материал, добытый ею из других источников. Очень желательно, чтобы учащиеся подготовили и свои произведения, вроде, например, небольшого стихотворения, воспоминания, живой картины и т. п. (Подробнее см. в дальнейших отделах).
Руководителям необходимо принять все меры к тому, чтобы праздник был созданием самих учащихся, широким применением их вкусов, знаний, изобретательности. ИниГ циатива учащихся и их самодеятельность должны проявиться, в коллективном обсуждении материалов для программы, предварительной его читке, распределении между участниками праздника и выборе этих участников. К участию в празднике, конечно, привлекаются все дети школы, а не только оканчивающие. Свободный конкурс, в зависимости от способностей и знаний каждого, наиболее целесообразный и справедливый способ распределения ролей.
Во время подготовки к празднику надо увлечь всех участников его идеей, вселить в них веру в свои силы, осмыслить содержание намеченного материала и роль каждого действующего лица.
Надо избегать пестроты программы и заботиться о наиболее цельном впечатлении от праздника. Никакой праздник не должен быть скучным и утомительным, а последнее случается, когда не соблюдено чувство меры и программа перегружена материалом. Более яркие и сильные по своему впечатлению номера должны быть отнесены наконец программы или ее отделений. Расположение материала должно итти в порядке нарастающей глубины и силы переживаний. Вещи, сложные по постановке, лучше ставить в начале или конце.
Техника сценического исполнения должна быть по возможности упрощена. Грим, костюмы, декорации и все бутафорские части отнюдь не должны занимать преимущественного внимания детей. Весь интерес и значение праздника в его идейной ценности. Это, конечно, не значит, что метод упрощенных постановок должен ограничиться самой примитивней декорацией. Искуственная манерность, заученная театральность приемов, ложный пафос, эффектные позы, когда все должно быть просто и естественно, — вот что педагогически неприемлемо.
Идее и значению праздника «На пороге жизни» должно соответствовать и декоративное убранство помещения. Но пусть это декорирование комнат и сцены проходит под девизом: «просто, скромно, но вместе с тем красиво и изящно».
|