На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека




Наблюдения над погодой в 5-7 классах. Половинкин А. А. — 1955 г.

Проф. А. А. Половинкин
Член-корреспондент АПН,
доктор географических наук

Наблюдения над погодой в V—VII классах

Лекция для учителей

*** 1955 ***


PDF


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Первое знакомство с атмосферой и главнейшими метеорологическими явлениями ученики получают в курсе географии V класса из раздела «Погода и климат». Нужносказать, что раздел этот для учеников V класса является самым трудным. Главная трудность заключается в том, что даже показать изучаемый объект здесь не всегда возможно. Так, например, воздух показать ученикам нельзя, а можно только доказать его присутствие путем различных опытов. Что же касается нагревания воздуха от земной поверхности, насыщения воздуха водяными парами, то эти явления трудно ученикам V класса даже и доказать.
      Однако, наряду с трудностями, здесь существует одно очень ценное для нас преимущество. Оно заключается в том, что значительную часть метеорологических явлений мы имеем возможность наблюдать непосредственно. К тому же наблюдения эти можно проводить везде, то есть в любом районе территории нашего Союза.
      Раздел «Погода и климат» проходится во второй половине учебного года. Последнее обстоятельство дает возможность проводить наблюдения над погодой (точнее над метеорологическими явлениями и погодой) в течение длительного времени и постепенно накапливать необходимый конкретный материал.
      Доказывать необходимость наблюдений над погодой1 в V классе нет никакой необходимости. Это, во-первых, не раз уже доказывалось раньше, во-вторых, это подтверждено практикой и, в-третьих, наблюдения над погодой включены в программы по географии, выполнение которых для всех школ обязательно.
     
      1 Все наблюдения как над отдельными метеорологическими явлениями, так и над погодой в целом, в школах принято называть наблюдением над погодой. Хотя это название и не совсем точно, оно все же очень удобно благодаря своей краткости. Этим названием мы будем пользоваться и в дальнейшем, уже не подвергая его расшифровке.
     
      Кроме того, правильно поставленные наблюдения, помимо конкретизации знаний, дают возможность получить ученику ряд весьма ценных навыков работы с прибоами, в обработке собранных материалов и, наконец, навыков в графическом выражении полученных результатов. Всё это, как видите, элементы того политехнического обучения, значительная доля которого приходится и на географию.
     
      Задачи набюдений. Наблюдения над погодой, как уже говорилось, необходимо начинать с самого начала учебного года. Однако каждому ясно, что наблюдения до момента прохождения раздела «Погода и климат» будут носить один характер, наблюдения с момента прохождения раздела «Погода и климат» — другой. Если до прохождения раздела «Погода и климат» ученики еще не располагают систематизированными знаниями об атмосфере, то после прохождения этого раздела они будут этими знаниями обладать, а потому и наблюдения их будут уже более глубокими и обстоятельными. Последнее же, во-первых, позволит лучше использовать собранные материалы для характеристики клмота своей местности, во-вторых, подготовит тот материал, который ляжет в основу изучения климатов частей света в 6 классе. Таким образом, перед учителем сразу же встает задача: наметить план наблюдений, в котором должно быть точно показано, что и как следует наблюдать до прохождения раздела «Погода и климат» и что и как наблюдать в момент прохождения и после прохождения данного раздела. Начнем с первого.
      Прежде всего остановимся на том: что необходимо наблюдать. Мы знаем, что в атмосфере протекает очень много самых различных процессов. Для нас же важно отобрать лишь тот минимум, без которого нельзя в V классе успешно проработать раздел «Погода и климат». Такими наблюдениями, по нашему мнению, являются:
      1) Наблюдения над температурой и давлением воздуха.
      2) Наблюдения над общим состоянием неба (ясное, облачное, пасмурное) и облаками.
      3) Определение направлений и приблизительной силы ветра.
      4) Определение характера атмосферных осадков (дождь: мелкий, крупный, короткий или продолжительный, а также и снег).
      5) Описание погоды за истекший день.
      Было бы полезно добавить еще: наблюдение над прозрачностью воздуха (прозрачный, дымка, туман); но последние наблюдения мы отмечаем просто как полезные.
      Остановимся на каждом пункте несколько подробнее.
     
      1. Наблюдения над температурой нужны, главным образом, для того, чтобы учитель (и ученики) располагали конкретным материалом по изучению тем, связанных с температурой воздуха. Наблюдение над температурой и давлением воздуха нами объединены в одну группу потому, что здесь ученики как при работе с термометром, так и анероидом отмечают только показания инструментов, выраженные в цифрах1.
      1 В данном случае учитель еще не имеет возможности познакомить учеников с «юириой» как самих инструментов, тик и способов их действия.
     
      Термометр — прибор недорогой, и его имеет каждая школа. Для наших целей может служить любой термометр со шкалой от —30° и до 40° (комнатный, где температура от 0° до 40°, конечно, нам не подходит). Следует отметить, что не только школьники, но даже и взрослые далеко не всегда умеют правильно пользоваться термометром. Так, например, многие при измерении температуры воздуха помешают термометр «на солнце» или у нагретой стены. Ясно, что при таких условиях ошибки могут достигать нескольких градусов. Учитель должен с самого же начала предостеречь от подобных ошибок. Предостеречь можно просто советом во время беседы, но еще лучше путем опыта. Учитель берет два одинаковых термометра и помещает один в тени, другой «на солнце». Минут через 5—10 получится уже значительная разница в показаниях.
      Необходимо также отметить, что при измерении температуры вздуха термометр следует держать не менее 15 минут.
      Для измерения давления можно пользоваться просто анероидом, который есть в любом кабинете физики. Это тем более просто, что прибор не нужно выносить на улицу. Учитель знакомит учеников со шкалой анероида, со способом отсчета показателей (в миллиметрах), указывает на необходимость осторожного обращения с инструментом (избегать резких толчков, что вредно отзывается на приборе). Результаты наблюдений над температурой и давлением полезно выражать в виде кривой на стенном календаре (ежедневно).
      Рис. 1. Знаки для обозначения степени облачности
     
      2. Наблюдения над общим состоянием неба. В V классе следует сосредоточить внимание учащихся на двух моментах: на цвете ясного неба и над облачностью. Цвет ясного неба — очень хороший показатель погоды, и ученикам следует приобрести навык в распознавании цвета ясного неба (синий, синеватый, светло-синий, голубой). Дело в том, что в разговорной речи, а также и в литературе светлосинее небо часто называют голубым. Это не совсем верно. Голубой цвет (по спектру — между синим и зеленым) всегда имеет некоторый оттенок зеленоватости. Синий же (по спектру между голубым и фиолетовым) имеет некоторый оттенок фиолетовости (слегка сиреневый). Было бы полезно развить у учеников навыки более точного восприятия цвета неба.
      Под названием облачности понимается степень покрытия неба облаками. Отмечают четыре степени облачности:
      1) небо сплошь покрыто облаками;
      2) небо кое-где просвечивает меж облаков;
      3) небо ясное, облаков немного;
      4) небо совершенно ясное.
      На стенном календаре степень облачности помечают значками (рис. 1).
      Одним из важнейших показателей характера погоды являются облака. Но научиться различать даже главнейшие типы облаков — дело трудное, требующее большой практики. Однако в V классе мы ставим очень небольшие задачи. Первая задача — ознакомление с типичными кучевыми облаками хорошей погоды. Вторая задача — ознакомление со слоистыми и слоисто-дождевыми облаками. Это и все.
      Наиболее трудным делом является первая задача. В центральных районах территории СССР типичные кучевые облака можно наблюдать в сентябре и гораздо реже в октябре. Учителю необходимо это принять к сведению и по возможности обеспечить изучение кучевых облаков в натуре в течение сентября. Что же касается слоистых и слоисто-дождевых облаков, то их можно наблюдать в течение всей осени. К тому же они по своему виду так просты, что разобраться в них может любой ученик, даже начальной школы.
      Остановимся сначала на кучевых облаках. Ввиду того, что с кучевыми облаками различных типов учащимся придется встречаться неоднократно в следующих классах, то на них полезно остановиться несколько подробнее. Еще в начале учебного года, при подготовке учеников к наблюдениям, учителю нужно будет показать наиболее типичные кучевые облака в натуре. Потом, пользуясь чертежом на классной доске, рассказать, как и при каких обстоятельствах они возникают.
      Показа л, облака в натуре можно через открытое окно или со двора школы (при занятиях по определению сторон горизонта и ознакомлению с простейшими приемами съемки), или по время экскурсии. Здесь важно выбрать одно-два наиболее типичных облака невысоко над горизонтом. При таком положении облаков очень хорошо видны как плоские их основания, так и кучеобразные вершины (рис. 2). Нужно добиться, чтобы ученики в своих тетрадях зарисовали одно-два таких облака. Можно для сравнения показать, как кучевые облака меняются при ветре. В этом случае удобнее брать облака, расположенные выше, они ближе к нам, и на них легче заметить быстрое изменение очертаний.
      После внимательного рассмотрения типичных кучевых облаков в натуре, учитель коротко останавливается на условиях, при которых они образуются. Пользуясь доской и мелом, он чертит схему образования кучевого облака.
      При этом план беседы может быть примерно такой.
      Рис. 3 Вертикальные токи нагретого от земной поверхности воздуха
      1. Нагревание земной поверхности солнцем и возникновение вертикальных токов нагретого воздуха (рис. 3).
      2. Охлаждение воздуха при поднятии вверх и образование клубов «тумана» на верхушках вертикальных токов воздуха (рис. 4).
      Чертеж и объяснения к нему даются предельно упрощенно. Однако даже и такое объяснение значительно повысит интерес к наблюдениям над кучевыми облаками, а главное даст какую-то долю понимания наблюдаемых облаков.
      Правда, учителю здесь придется несколько нарушить намеченный ранее план работы на уроках. Но упускать подобные случаи нельзя. Ясная погода с типичными кучевыми облаками не так уже часто повторяется осенью. Показ ученикам кучевых облаков и беседа займут не более получаса (показ и зарисовка 10 мину г и беседа 15— 20 минут). Это время заимообразно берется от уроков из раздела «Погода и климат».
      Перейдем теперь к слоистым и слоисто-дождевым облакам.
      Научить учеников различать облака слоистые и слоисто-дождевые значительно легче.
      Рис. 4. Образование кучевого облака
      При начале наблюдений ученикам можно сказать, что слоистые облака это как бы туман, поднявшийся на 1/2—1 км над земной поверхностью, что сплошь пасмурное небо — это и есть слоистые облака. Однако здесь же следует добавить, что иногда небо бывает везде одинаково серое, иногда могут быть более темные неправильные полосы н пятна (рис. 5). В некоторых случаях горизонтальные слои этих облаков бывают очень хорошо выражены (особенно к вечеру).
      Что же касается слоисто-дождевых облаков, то о них можно сказать, что они очень похожи на слоистые, но отличаются от них тем, что дают дождь, большею частью мелкий и продолжительный.
      3. Мы не будем останавливаться здесь на том, как вести наблюдения над ветром, потому что это хорошо известно каждому.
     
      4. Так же не будем останавливаться и над определением характера атмосферных осадков. Отметим только, что наблюдения над количеством осадков для учеников V класса — дело очень трудное и вряд ли даже доступное. Но отмечать дни с осадками и характер осадков (дождь мелкий продолжительный, крупный короткий) они, конечно, смогут после самых кратких объяснений учителя.
      Мы не ставили в программу особым вопросом наблюдения над прозрачностью воздуха. Но эти наблюдения могут быть очень полезны, к тому же они не требуют приборов и вообще особых трудностей не представляют. Если дальние предметы (за километр) видно отчетливо и хорошо — значит воздух прозрачный. Если дальние предметы в дымке, то отмечают дымка. Если дальние предметы (1/2 км) совсем не видны — туман, А если крупные близкие предметы не видны (30—50 м) — густой туман. Эти наблюдения, помрмо развития наблюдательности у учеников, дают учителю необходимый материал для проработки тем «Водяные пары в атмосфере», «Сгущение водяных паров», «Туман» и др.
     
      5. До сих пор мы говорили о наблюдениях над отдельными метеорологическими явлениями. Погода же — это состояние атмосферы на данный отрезок времени. Следовательно, наблюдение над погодой — это уже наблюдение над всем комплексом явлений, совершающихся в атмосфере в течение дня (или более продолжительного периода).
     
      Наблюдения над погодой в целом составят одну из самых главных задач в VI и VII классах. Но и в V классе эти наблюдения также необходимы. Не следует забывать, что и весь раздел об атмосфере в V классе носит название «Погода и климат», что тема «Погода» является одной из главнейших тем этого раздела. Но в V классе, особенно до классного прохождения раздела ^Погода и климат», мы должны считаться с развитием и возрастом учащихся и давать только посильные задания. Такими, по нашему мнению, являются краткие описания самых характерных черт погоды за истекший день. Так, например, дежурная группа пишет:
      «Погода теплая пасмурная. На небе сплошь слоистые облака. К вечеру пошел дождь».
      Или:
      «Холодно. Дует северо-восточный ветер. Небо бледносинее; редкие облака, похожие на кучевые, быстро бегут по небу».
      Третий пример:
      «С утра метель. Ветер юго-западный, резкий. Температура утром —15, к вечеру —5°».
      Подобные наблюдения и описания вполне доступны для учеников V класса. Ясно, что задача эта все же нелегкая, и к выполнению ее удобнее приступать лишь после того, как ученики приобретут некоторые навыки в наблюдениях над отдельными элементами погоды. Поэтому к описаниям погоды следует приступать не сразу, а примерно через месяц-полтора после иачала наблюдений. Конечно, здесь многое зависит ц от возраста учеников, их развития, от подготовленности самого учителя и т. д. Но одно ясно, что конкретный материал о местной погоде необходим, что его должно быть достаточно (не менее как за период в 1/2—2 месяца). Кроме того все ученики должны провести наблюдения и описания погоды в течение недели.
      При планировании работ все эти обстоятельства учитель должен учесть.
      Мы перечислили все необходимые наблюдения, которые должны проводить ученики V класса до начала классной проработки раздела «Погода и климат». Каждому, кто познакомился с характером и объемом этих наблюдений, ясно, что они действительно необходимы как для учителя, так и для учеников. К тому же все эти наблюдения вполне доступны любому ученику V класса.
      Теперь коротко остановимся на том, как организовать и как проводить отмеченные нами наблюдения над погодой в V классе.
      Многие из учеников уже вели наблюдения над погодой еще в начальной школе. Но это по большей части были наблюдения, производившиеся без особой системы. Задача таких наблюдений сводилась, главным образом, к развитию у детей наблюдательности. Задача наблюдений в V классе сложнее. Кроме развития наблюдательности и навыков в наблюдениях, нам необходимо собрать определенный конкретный материал, очень нужный для дальнейшей работы.
      Тот, кто проводил регулярные наблюдения над погодой хотя бы в течение одного месяца, знает, как трудно аккуратно выполнять их даже взрослому человеку. Поэтому было бы большой ошибкой поручать наблюдения над погодой по указанной программе детям на продолжительный период. На короткие отрезки времени (7— 10 дней) это не только возможно, но и полезно. Заставить небольшую группу, в три-четыре.человеках проводить ежедневные наблюдения в установленные сроки — это один из хороших приемов воспитания настойчивости, ртветственности и аккуратности.
      Группа, как уже говорилось, должна быть небольшая: примерно три или четыре человека. Это количество вполне гарантирует от всевозможных неожиданностей (болезнь учеников и другие причины неявки учеников в класс).
      Однако прежде чем перейти к вопросу организации наблюдений, нам необходимо остановиться еще на одном, достаточно важном обстоятельстве. Согласно программе, в VI классе ученики ‘будут проходить климаты частей света и некоторых, наиболее крупных государств. При этом тема климат той или другой части света будет фигурировать уже в самые первые месяцы учебного года. Между тем подготовить необходимый для проработки данных тем конкретный ма'териал вряд ли будет возможно. Так, например, для характеристики климата Европы ученики и учитель должны располагать яркими и показательными примерами погоды теплого и холодного фронта. В сентябре подобных ярких примеров может не быть, тогда как во вторую половину зимы и весной их может быть сколько угодно. Отсюда вывод может быть только один: учитель и ученики должны «заготовить» необходимый для VI класса материал с весны. Сюда в первую очередь относятся наблюдения и описания погод теплого и холодного фронта. Наблюдения над погодой холодного фронта дадут возможность учителю познакомить учеников в общих чертах со свойствами арктического воздуха и влиянием этого воздуха на погоду. Наблюдения над погодой теплого фронта дадут возможность ознакомить со свойствами! морского воздуха (в частности, воздуха Атлантического океана), а также и влиянием его на погоду. Более подробно на этих вопросах мы остановимся несколько позже.
      Каждая группа, которую мы будем называть дежурными, обязана два раза в день проводить наблюдения по определенной программе и записывать результаты своих наблюдений в особую тетрадь — журнал. Этот журнал еженедельно последовательно передается от одной группы к другой.
      Так, в течение 2—3 месяцев каждый из учеников класса успеет провести по крайней мере одно недельное (или десятидневное) наблюдение.
      Помимо записей в журнал, дежурная группа ежедневно отмечает результаты своих наблюдений на стенном календаре.
      о дготовка у чеников к наблюдениям.
      В первые же дни занятий учитель выделяет урок для беседы с классом относительно предстоящих наблюдений.
      До прохождения раздела «Погода и климат» объяснить ученикам необходимость предполагаемых наблюдений довольно трудно. Поэтому на первой организационной беседе на целях и задачах планирующихся наблюдений останавливаться подробно вряд ли стоит. Гораздо важнее осветить практическую сторону. Порядок же беседы, нам кажется, можно принять такой.
      .Сначала учитель точно определяет обязанности дежурной группы: I) время наблюдений; 2) запись результатов наблюдений в журнал; 3) внесение результатов наблюдений в календарь погоды. Здесь же указывается место хранения журнала и порядок передачи журнала следующей дежурной группе.
      Далее учитель знакомит учеников с тем: что требуется наблюдать и как проводить эти наблюдения. Первый вопрос «что наблюдать» решается очень легко: после краткого объяснения учитель показывает тетрадь (журнал), на обложке которого (или на оборотной стороне листа обложки) написана программа наблюдений. Второй вопрос, наоборот, потребует более длительных разъяснений. Здесь учитель последовательно объясняет, как проводится каждое наблюдение (над температурой, ветром, облачностью и т. д.).
      Как бы успешно ни прошла первая беседа, она все же не обеспечит достаточной подготовленности учеников для ведения наблюдений. Поэтому учителю придется работу первых групп взять под особый контроль. Здесь прежде всего нужно добиться обязательного и хорошего выполнения работы. Если первые группы провели работу хорошо, то следующим группам уже нельзя делать хуже. Потом ученики интересуются работой товарищей и незаметно учатся на их опыте.
      Было бы полезно в течение первых двух недель предложить всем ученикам вести и записывать наблюдения в целях повышения интереса к явлениям погоды и закрепления результатов первой беседы. Это послужило бы подготовкой учеников к тем наблюдениям, которые им предстоит выполнять в дальнейшем.
      Вторым видом подготовки является показ ученикам более типичных метеорологических явлений в натуре. Учитель, наблюдая за явлениями погоды, отмечает наиболее яркие моменты и обращает на них внимание учеников. Мы уже говорили о том, что, заметив типичные кучевые облака с хорошо выраженными основаниями, учитель предлагает ученикам посмотреть на эти облака хотя бы из окон школы, а потом изображает на доске очертания 14
      типичного кучевого облака или кучевых облаков при сильном ветре. То же относится к сильным ветрам, к штилю, к туману и другим характерным явлениям. Так постепенно, изо дня в день, ученики будут обогащаться не только опытом наблюдений, но и запасом необходимейшего конкретного материала. При такой постановке дела можно быть уверенным, что раздел «Погода и климат» будет потом проработан учениками с большим интересом и пользой.
     
      Перейдем теперь к вопросу о наблюдениях в VI и VII классах. Здесь прежде всего остановимся на том: нужны ли в этих классах наблюдения над погодой? Не явятся ли они повторением тех наблюдений, которые проводились в V классе?
      Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо будет самым обстоятельным образом разобраться в тех задачах, которые связаны с изучением климатов в VI и VII классах.
      Тема климат в курсе географии VI и VII класса фи-гурирует неоднократно. В VI классе —это краткие характеристики климатов частей света и некоторых, наиболее крупных территорий государств. В VII классе —это общий обзор климата всей территории СССР и характеристика климатов отдельных крупных ее участков. Как в VI, так и в VII классах в основу кладутся те понятия о климате, которые ученики получили из курса географии V класса. Эти общие понятия о климате, достаточные для V класса, вряд ли будут достаточны для VI и VII классов. К тому же ученики теперь владеют большими знаниями, особенно по физике, чего так не доставало в V классе. Следовательно, расширение и углубление знаний по климату является одной из необходимых задач в VI и VII классах. В целях большей ясности и уточнения этих задач разберем несколько примеров.
      Для понимания климатических особенностей Европы (а также Азии и Северной Америки) ученикам необходимо знать, какое влияние на погоду и климат оказывают арктические и атлантические массы воздуха. Но чтобы понимать, как и почему арктический воздух оказывает влияние на климат и погоду Европы, надобно прежде всего хорошо представлять себе свойства арктического воздуха и те условия, при которых этот воздух формируется.
      Как о свойствах, так и об условиях формирования арктического воздуха учитель просто может рассказать. Умело выбранные примеры из литературных источников могут послужить тем иллюстративным материалом, без которого нельзя проработать данную тему. Но во сколько раз для учеников будет и проще, и интереснее, и яснее, если учитель в качестве примеров будет брать не материалы из литературных источников, а примеры из наблюдений и записей самих учеников. Сидящие в классе авторы этих записей и их товарищи, имеющие свои записи, с несомненно большим интересом будут относиться к изложенным материалам.
      Пользуясь этой общей заинтересованностью, учитель глубже разбирает приведенные примеры и кладет их в основу своей беседы.
      В использовании материалов, собранных учениками (описания погоды), может быть два случая. Первый случай, когда материалы относятся к записям, сделанным недавно, то есть в течение ближайшего месяца. Если эти записи достаточно ярки и характерны, то учитель начинает именно с них, а потом уже переходит к другим, более ранним. Если же таких записей нет, или они мало характерны, то учитель обращается к записям, произведенным еще в V классе. Разница тут не особенно большая. Записи, произведенные недавно, говорят и о погоде, наблюдаемой недавно, то есть о той погоде, которую хорошо помнят все ученики. Прошлогодние же записи относятся ко времени, давно прошедшему, а потому ярких воспоминаний они возбудить не смогут. Но ценность записей все же очень большая.
      Но вернемся к использованию учителем записей учеников в беседе о свойствах арктического воздуха и о влиянии этого воздуха на нашу погоду.
      Остановимся на содержании первой беседы, посвященной воздушным массам, несколько подробнее. Учитель прежде всего обращает внимание учеников на холодность воздуха Арктики в весенний и летний периоды. Поясняя причины этой холодности, учитель заставляет учеников вспомнить о том, что Северный Ледовитый океан даже в теплые периоды года имеет температуру воды не выше 0° (о чем свидетельствуют постоянно плавающие льды). Когда ученики достаточно хорошо все это вспомнят, учитель отмечает, что земной поверхностью в Арктике является: либо очень холодное море (Северный Ледовитый океан), либо покрытые, льдами острова. Отсюда ученикам уже совсем не трудно будет понять, почему воздух Арктики такой холодный. Тут же учитель напомнит, что с высотой температура воздуха понижается,— следовательно более высокие слои арктического воздуха еще более холодны. Далее учитель так же обстоятельно разбирает вопрос о том, почему арктический воздух содержит очень мало влаги, почему для него характерна очень большая прозрачность. Припомнив с учениками об условиях давления атмосферы, учитель может указать на то высокое барометрическое давление, которое чаще всего свойственно холодному воздуху Арктики.
      Когда ученики все это достаточно хорошо поймут и усвоят, учитель переходит к тому, как этот холодный воздух продвигается к югу и какую погоду он приносит. Вот здесь-то учителю и потребуются те наблюдения и записи учеников о той нашей погоде, которая была обусловлена вхождением арктического воздуха. Учитель читает эти записи, подробно их разбирает и делает свои выводы. Разобрав ряд примеров, взятых из своей местности, учитель переходит потом и к вопросу о влиянии арктического воздуха на погоду Восточной и Западной Европы. Здесь же достаточно хорошо можно показать и роль рельефа в особенностях климата той или другой части Европы. Учитель может начать с самого яркого и более знакомого, то есть с движения волн холода по равнине Восточной Европы до берегов Черного моря, а иногда и дальше — через море до берегов Турции. То же и в Западной Сибири, где по низменностям (Западно-Сибирской и Туранской) холодные массы воздуха прокатываются через Среднюю Азию и достигают Ирана. Отметив эти факты, учитель останавливает внимание учеников на мощном хребте Кавказских гор, который является непреодолимой стеной для этого холодного воздуха. От примера с Кавказским хребтом и разницей климатов Предкавказья и Закавказья учитель переходит уже к роли высоких гор Западной Европы.
      Переходя потом к морскому воздуху умеренной зоны Атлантического океана, учитель на тех же материалах наблюдений учеников и с той же обстоятельностью (это мы подчеркиваем) отмечает характерные черты морского умеренного воздуха, условия его формирования и влияние его на климат нашей местности. Здесь особенное внимание обращается на разницу средних температур января под одними и теми же широтами Атлантического океана, Западной Европы и Восточной Европы. Эта разница в 15—20° и более градусов ярче всего покажет различие в температурах между воздухом Атлантики и воздухом Восточной Европы в зимнее время. Мы подчеркиваем зимнее время потому, что в летнее время суша теплее моря, и условия здесь будут иные. Но к этому вопросу мы возвратимся позже, когда, ученики поймут й усвоят роль арктического воздуха в климате Европы в весеннее и летнее время и роль умеренного морского воздуха в зимнее время. Отметим, что-для уяснения наиболее характерных свойств умеренного-морского воздуха, особенно полезны описания погоды теплого фронта в зимнее или весеннее время.
      При характеристике климатов различных стран нельзя обойтись без описания особенностей теплого и холодного периодов, то есть лета и зимы. Эти описания без сравнения с особенностями времен года своей местности мало что дают ученику; умело проведенное сравнение, наоборот, даст им очень много. Достаточно указать на зиму в Англии, на зиму и лето в средиземноморских странах, не говоря уже о Юго-восточной Азии, Африке и т.д. Поэтому сводка наблюдений за год, произведенная в V классе в конце прошлого учебного года, и дальнейшие сводки более полных материалов будут очень полезны.
      В условиях нашей местности мы не можем наблюдать некоторых метеорологических явлений. Так, например, у нас нет тропических ливней. Однако ливни и грозы, которые нередко бывают у нас в жаркое лето, могут слу^ жить весьма ценным и ярким конкретным материалом. Так, например, в периоды продолжительной жаркой погоды (июль — август) можно наблюдать, как к средине дня на ясном небе почти внезапно появляются сначала кучевые облака, которые медленно «столбами» и «грибами» поднимаются вверх, как затем очень быстро превращаются в огромные кучево-дождевые облака (тучи), как потом начинается гроза и проливаются короткие, но сильные ливни. Имея наблюдения и описания подобной погоды, ученики получают все необходимые данные для понимания тех полуденных ливней, которые очень характерны для многих стран экваториального пояса. Правда, жаркая погода с проходящими грозами и ливнями бывает лишь в периоды летних каникул, но наблюдения и описания подобной погоды проводятся в пионерских лагерях. Если даже регулярные наблюдения над погодой проводятся далеко не во всех пионерских лагерях, то данное упущение всегда можно исправить1.
      1 Было бы странно, если бы какой-либо пионерский лагерь отказался проводить подобные наблюдения, когда одна из главных задач лагеря — изучение природы своей местности.
     
      В VII классе, как уже говорилось, ученики знакомятся с основными чертами климата всей территории СССР и климатами различных ее областей. Для общей характеристики климата СССР нужно иметь уже достаточное представление об изотермах января и июля, а также некоторое представление об изобарах. Далее, при более подробном изучении климатов различных частей территории СССР нужно будет хорошо понимать, что такое фронт, циклоны и антициклоны. Здесь мы не упоминаем об арктическом и умеренном морском воздухе, с которым ученики уже достаточно ознакомились в VI классе. Здесь же, в VII классе, нужно будет дать понятие о том,, как вошедшие на материк арктические и умеренные морские массы воздуха трансформируются (превращаются) в умеренный континентальный воздух. Наконец, в том же VII классе ученики углубляют и расширяют свои знания о теплом и холодном фронте и главнейших типах погоды. Таковы основные задачи по изучению элементов климатологии в VII классе.
      На первый взгляд может показаться, что задачи эти очень велики и вряд ли могут быть выполнены в VII классе. Но это неверно. Ведь у нас речь идет, главным образом, об уточнении, а в некоторых случаях еще и об углублении тех понятий, которые всегда предусматривались в программах, находили свое отражение в учебниках и фигурировали в беседах учителя. Так, например, об изменении температур с севера на юг и с запада на восток, о положении главнейших изотерм января и июля на территории СССР в VII классе обычно говорилось и раньше. Однако объяснялось это чаще всего рядом общих фраз вроде влияния широты, влияния Северного Ледовитого океана, влияния Атлантического океана. Мы же предлагаем говорить о вторжении (или вхождении) масс арктического или умеренного морского воздуха. Это тем более удобно, что ученики еще в VI классе достаточно хорошо ознакомились с главнейшими свойствами этих воздушных масс. В VII классе учитель может в порядке повторения напомнить об этих массах, а потом углубить вопрос о воздействии их на погоду и климат.
      Возьмем еще пример. О муссонах Дальнего Востока в VII классе говорилось всегда. Теперь же мы предлагаем эти понятия о муссонах уточнить. Ученикам обычно говорилось, что зимой переохлажденный сибирский воздух (умеренный континентальный) надвигается на побережье и острова Тихого океана и приносит туда несоответствующую их местностям холодную погоду. Летом же наоборот, умеренный морской воздух Тихого океана надвигается на территорию нашего Дальнего Востока и тоже как бы приносит сюда свою погоду.
      В существовавших учебниках ничего не говорилось о фронтах (то есть о местах соприкосновения двух различных по своему характеру воздушных масс). Теперь это понятие вводится, потому что оно необходимо для уяснения многих причин, изменяющих погоду. Самое первое представление о фронтах может быть получено учениками еще в V классе, когда дается понятие об арктическом воздухе. Это понятие углубляется в VI и уточняется в VII классе.
      Некоторое понятие о циклоне и погоде в циклоне также всегда давалось и раньше. Теперь же, когда ученики имеют представление о теплом и холодном фронте, представление о распределении погоды в циклоне можно значительно уточнить и упростить (рис. 6).
      Отмечая связь между фронтами и циклонами, в целях большей доступности, учитель может просто сказать: там где фронт, там посадки. Правда, это положение сильно упрощено, но, по сути дела, оно правильно. Так, например, в Средней Азии летом при наличии высоких температур, приходящие туда массы более холодного воздуха легко прогреваются, и резкой разницы между приходящим и местным воздухом не получается. А если нет резкой разницы, то нет и фронта. В результате в течение всего летнего периода дождей в Средней Азии почти не бывает. В зимнее же время наоборот: сюда проникают холодные массы воздуха из Сибири. На месте столкновения этих холодных масс с более теплым воздухом Средней Азии возникают фронты, а вместе с ними — и осадки. Отсюда ученикам сразу же будет понятно, почему летом в Средней Азии дождей почти не бывает, а зимой (и в начале весны), наоборот, выпадает наибольшая часть годовых осадков. Осенью возникает фронт между холодным сибирским и более теплым среднеазиатским воздухом на севере (в Северном Казахстане); зимой он перемещается к югу, доходя иногда до пределов Ирана, а весной он снова передвигается к северу. Вместе с ним перемещаются и полосы дождей.
      Та же ярко выраженная связь осадков с фронтами наблюдается летом и на Дальнем Востоке. Здесь один фронт между умеренным континентальным и умеренным морским воздухом (тихоокеанским), другой—между умеренным и тропическим воздухом. Наличием этих двух фронтов в значительной степени и обусловливают то огромное количество осадков, которое выпадает там во вторую половину лета.
      Таким образом в VII классе, как уже говорилось, мы предлагаем ввести лишь некоторые уточнения в такие понятия, как «воздушные массы», «фронты» и «циклоны».
      Эта очень небольшая «надбавка» дает возможность ученику понимать как различные типы погоды, так и причины различия климатов.
      Из всех приведенных нами примеров видно, какое большое значение имеют для учеников понятия о главнейших воздушных массах и их роли в погоде и климате, а также представления о фронтальной деятельности и роли фронтов в погоде и климате. С помощью одних бесед характер воздушных масс и суть фронтальных процессов, даже в самых общих чертах, раскрыть нельзя. Тут нужны непосредственные наблюдения над различными типами погоды и характеристика этих типов. А для понимания и правильного описания даже главнейших типов погоды нужна длительная практика.
      Первые описания погод ученики давали .еще в V классе. Это были общие краткие описания, которые не раскрывали сути происходящих процессов в атмосфере. В VI и VII классах уже нельзя о погоде говорить вообще, давая одно лишь расплывчатое описание. Поэтому мы считаем, что ученики VI и особенно VII класса должны иметь представление хотя бы о шести наиболее характерных типах погоды. Эти типы, по нашему мнению, следующие:
      1. Хорошая погода с кучевыми облаками (2, 3 и 5).
      2. Жаркая устойчивая погода с грозами (1, 3 и 5).
      3. Погода приближающегося ненастья (4).
      4. Ненастная погода (1, 2, 3, 5 и 6).
      5. Погода внезапного похолодания (1, 2, 3, 5 и 6).
      6. Морозная погода при ясном небе или слабой облачности (3 и 5)1.
      1 В нашем списке типы погоды расположены в порядке той последовательной смены, которая чаше всего наблюдается. Однако это вовсе не значит, что именно так один тип погоды сменяется другим. В скобках нами показано, в какие типы погоды может переходить каждая из этих шести погод.
     
      Эти шесть типов погоды распределяются между V, VI и VII классами приблизительно так. С первыми тремя типами (по нашему списку 1, 4 и 5) ученики знакомятся еще в V классе. Далее, в VI классе они прибавляют еще два типа (2 и 6) и в VII классе один тип (3). Распределяются они в порядке трудности.
     
      В V классе ученики знакомятся практически с тремя типами, распознавание и описание которых не представляет никакой трудности. Эти наблюдения и описания продолжаются потом в VI и VII классах. В VI классе прибавляется два новых типа, распознавание и описание которых также особой трудности не составит, тем более, 1 что наблюдения и описания указанных типов погоды продолжаются и в VII классе. Труднее других тип погоды «приближающегося ненастья», который мы относим к VII классу. Здесь нужно разбираться в перистых облаках, в их движении и переходе в пелену (гуаль), постепенно застилающую все небо. Но этот тип мы предлагаем до некоторой степени условно. Если есть возможности (летние наблюдения) и заинтересованность учеников, то провести их тем более полезно, что наблюдения эти позволяют ученикам делать и некоторые прогнозы. Если этих возможностей нет, то можно обойтись и без этого последнего типа погоды. Но первые пять типов вполне доступны.
      Наконец, в VII классе особое внимание следует обращать не столько на правильное описание наблюдаемого типа погоды (что уже достаточно хорошо ученикам известно), сколько на смены одних погод другими. Эти смены позволяют вскрывать причины той, наблюдаемой в данный момент погоды, которая сменяет предшествующую. Вот, например, ученики наблюдают внезапное сильное похолодание (на 10—15°). Ясно, что здесь произошло вторжение арктического воздуха. Смена ясной погоды продолжительной ненастной погодой с обложными дождями летом или снегопадом и оттепелью зимой — обычно обусловливается вхождением теплого воздуха и т. д. Нам кажется, нет надобности доказывать, насколько все это важно и интересно для учащихся, i Теперь, когда мы отметили все главнейшие задачи, связанные с изучением климатов в VI и VII классах, мы уже легко можем наметить и программу наблюдений как в VI, так и VII классах.
     
      Программа наблюдений над погодой рисуется нам в следующем виде:
     
      VI класс.
      1) Продолжение тех наблюдений, которые производились в V классе. Но здесь становятся необходимыми уже и тe наблюдения, которые в V классе отмечались как желательные (давление атмосферы и состояние неба).
      2) Наблюдения над погодой и описание наблюдаемых типов погоды. При этом в VI классе ученики уже должны уметь выделять и описывать пять отмеченных нами главнейших типов погоды. Описание каждого типа должно быть ясным, характерным, четким и кратким.
      3) Составление сводки изменений погоды за истекший период наблюдений. Это собственно уже не наблюдения, а обработки наблюдений, которые производятся каждой дежурной группой.
     
      VII класс.
      Сюда прежде всего полностью входят 1-й и 2-й пункты, отмеченные для VI класса. При этом самым глазным является 3-й пункт, которому в VII классе и уделяется наибольшее внимание. Ученики VII класса уже владеют достаточными познаниями для того, чтобы в типичных случаях находить и причины смен погоды. Если даже в типичных случаях трудно бывает давать безошибочные прогнозы, то при внимательном изучении прошедших смен погоды причины их определять много легче. Большую пользу в этом отношении могут оказать те сообщения о погоде, которые передаются по радио ежедневно по нескольку раз.
      В заключение нам необходимо коснуться еще вопроса о сроках наблюдений в течение суток. На метеорологических станциях принято производить наблюдения 4 раза в сутки: в 1 час, 7 часов, 13 часов и 19 часов. Для учеников средней школы эти сроки, можно сказать прямо, невозможны. Поэтому мы берем (как максимум) три срока: в 7 часов, 13 часов и 21 час1. Если же эти сроки почему-либо трудны (особенно для учеников V класса), то можно их даже немного и изменить. Разница в один час для наших целей большого значения иметь не будет. Нам важно иметь температуры утра (7—8 часов), середины дня (13—14 часов) и вечера (20—21 час).


      1 Нам нельзя просто сократить установленные для метеорологических станций сроки на какой-либо особенно неудобный для нас срок, потому что такое сокращение не позиолит нам получить правильные средине суточные температуры. Намечая свои сроки, мы в основу кладем те сроки, которые существовали у нас на метеорологических станциях до 1931 года.

        _________________

        Распознавание текста — БК-МТГК.

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru