На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Иллюстрированный школьный определитель растений. Пособие для учащихся средней школы. Быстров, Круберг. — 1951 г.

А. А. Быстров, Ю. К. Круберг

Иллюстрированный школьный
определитель растений

*** 1951 ***


PDF




СОДЕРЖАНИЕ

Для преподавателя 3
Как пользоваться определителем 5
Пример определения растения 6
Таблица для определения семейств 9
Семейство Злаковые (Gramtneae) 17
» Осоковые (Сурегасеае) 39
» Лилейные (Liliaieae) 49
» Гвоздичные (Caryophyllaceae) 58
» Лютиковые (Ranunculaceae) 73
» Крестоцветные (Crucilerae) 89
» Розоцветные (Rosaieae) 105
» Мотыльковые (Papilionaceae) 121
» Зонтичные (Umbelliterae) 141
» Первоцветные (Prmulaceae) 150
» Губоцветные (Labiatae) 158
» Пасленовые (Sotanaceae) 172
» Норичниковые (Scrophulariaceae) 178
» Сложноцветные (Compositae) 192
Таблицы для определения деревьев и кустарников по листьям
1. Таблица для определения лиственных пород 221
2. Таблица для определения хвойных пород 239
Таблица для определения комнатных растений 244
Алфавитный указатель русских названий растений 276
Алфавитный указатель названий комнатных растений 285
Общий алфавитный указатель латинских названий растений 287


      ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
      Перестроенная на основе мичуринского учения программа по биологии в средней школе поставила перед школьным курсом ботаники ряд новых задач, осушествление которых связано с изучением растений в природе, в естественной среде их обитания. Возникла необходимость проведения внеклассных занятий в уголке живой природы и на пришкольном участке, экскурсий в природу, а также организации летних самостоятельных наблюдений в природе юных натуралистов, юных краеведов и т. п.
      Занятия по ботанике в природе требуют от учащихся уменья анализировать и определять растения. Чтобы обучить учащихся самостоятельно определять растения, нужны соответствующие пособия.
      Данный школьный определитель является учебным определителем. Его задачи: 1) закрепить, уточнить и расширить знания учащихся, полученные при изучении курса ботаники, 2) дать элементарные навыки определения растений и тем самым подготовить учащихся к самостоятельному пользованию обычными определителями.
      Для осуществления указанных задач наличие в определителе большого количества видов и семейств необязательно, так как обилие материала будет лишь затруднять работу учащихся. Поэтому авторы сознательно ограничили содержание определителя 14 наиболее распространенными семействами.
      Для конкретизации понятий семейства, рода и вида в определителе даны: таблицы для определений семейств, родов и видов, краткие характеристики семейств, наиболее крупных родов и описание отдельных видов.
      В пределах семейства даны не все роды и виды: взяты лишь те, которые чаще всего встречаются в нечерноземной полосе европейской части СССР. При выборе видов авторы исходили из желания дать наиболее распространенные и нетрудные для определения.
      Так как систематика цветковых растений изучается в VI классе осенью, в определителе указано большое число цветущих осенью растений, что позволит преподавателю использовать их для учебной работы в живом состоянии. По этой причине в определитель внесены и некоторые виды декоративных растений.
      Для облегчения пользования и таблицы, и описания отдельных видов упрощены. Мелкие и мало существенные признаки исключены. Боясь загромоздить память учащихся излишней терминологией и тем самым отпугнуть их от занятий по определению растений, мы оставили только наиболее характерные и существенные признаки, без которых невозможно определить тот или иной вид. В тех же целях определитель снабжен большим количеством иллюстраций не только различных видов растений, но и отдельных частей их (типов соцветий и т. п.).
      В определитель включены таблицы для определения по листьям наиболее распространенных деревьев и кустарников как дикорастущих, так и декоративных; этим дается возможность использования для занятий по определению самого доступного древесно-кустарникового материала. Вместе с тем, использование древесных — лиственных и хвойных — растений значительно продлит период проведения такого рода учебных занятий на живом материале, внося одновременно и некоторое разнообразие в характер самих занятий.
      В соответствии с пожеланиями многих учителей настоящее 3-е издание «Школьного определителя растений» дополнено таблицей для определения комнатных и аквариумных растений, часто встречающихся в школьных кабинетах естествознания и уголках живой природы, с отдельным указателем этих растений. Кроме того, дается общий алфавитный указатель латинских названий растений.
      Необходимо указать на особенность использования данного определителя, преследующего учебные цели. Авторы считают, что он принесет максимальную пользу в том случае, если определение растений по нему учащимися будет происходить под постоянным руководством преподавателя. Это руководство должно выражаться прежде всего в умелом подборе растений для определений (и именно тех, которые указаны в определителе), а также в систематической помощи во время самого определения, где бы оно ни производилось — на уроках, в уголке природы или во время учебной экскурсии.
      Авторы
     
      КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ
      Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится. Для определения необходимо иметь перед собой растение целиком, т. е. с корнем и другими подземными органами, стеблем, низовыми и верховыми листьями, цветками и плодами.
      Сначала определяется семейство, к которому относится данное растение; для этого дана таблица определения семейств. Найдя семейство, определяют род по таблице определения родов, которая дается после описания семейства. Если в данном роде указывается только один вид, то после названия рода сразу дается указание для перехода к названию и описанию вида. Если же в данном роде указано несколько видов, то по таблице определения видов отыскивается вид, к которому относится определяемое растение. Следовательно, путь определения таков: от семейства — к роду, от рода — к виду.
      В таблице определения семейств перед текстом слева стоят жирные цифры 1, 2, 3 … и между этими цифрами значки 0. Следует внимательно прочитать признаки растения за цифрой 1 и другие признаки за следующим значком 0. Сравнивая те и другие признаки с признаками определяемого растения, следует решить, какое описание признаков совпадает с признаками взятого растения. Если совпадут признаки за цифрой 1, то надо перейти к той цифре таблицы, которая указана за этими признаками (в таблице определения семейств это будет цифра 2); если совпадут признаки за значком 0, то переходят к той цифре, которая указана за этим описанием (в таблице определения семейств это будет цифра 3).
      Перейдя, таким образом, к новой цифре таблицы, следует так же внимательно прочитать признаки за цифрой и за соответствующим значком 0 и тщательно сравнить эти описания с определяемым растением; затем переходить
      к следующей цифре таблицы, смотря по тому, какое описание совпадает с признаками растения.
      Сравнивая описания в таблице с признаками растения и переходя от цифры к цифре по указаниям таблицы, приходят в конце концов к названию семейства. Вместе с названием семейства дано указание, на какой странице приводится описание семейства, которое следует прочесть полностью, чтобы иметь представление о всем семействе и, вместе с тем, проверить по этому описанию правильность определения семейства. Если обнаружится ошибка, следует вернуться обратно к таблице определения семейств и проверить определение. Чаще всего ошибка происходит от невнимательного чтения описания признаков или цифр.
      За описанием семейства дается таблица определения родов этого семейства. Чтобы определить род, следует таким же образом сравнивать признаки за каждой цифрой и за значком 0 с признаками определяемого растения; после названия рода дается указание на номер, под которым описываются виды этого рода. Если видов в этом роде несколько, то таким же путем определяют вид. Род и вид проверяются по краткому описанию. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. В описании видов даются, кроме признаков, краткие сведения о данном виде (о его местообитании, распространении, хозяйственном значении и т. п.).
     
      Пример определения растения
      Возьмем для примера одно из самых распространенных растений — лютик едкий и проверим на нем способ определения.
      Откроем таблицу определения семейств — стр. 7. Прочитаем признаки за цифрой 1 и за значком 0. Сравнивая эти признаки с признаками лютика, находим, что его признаки подходят под описание за значком 0. Значит, лютик относится к двудольным растениям. По указанию в конце описания признаков переходим к цифре 4. Так как у лютика соцветие не корзинка и не зонтик, то он относится к группе растений с признаками за значком 0; дальше дается указание на цифру 5. Цифра 5 — тычинок больше десяти, переходим к цифре 6. Цифра 6 — листья без прилистников и пр. — получаем название семейства лютиковых С указанием страницы.
      Отыскиваем на указанной странице описание и характеристику семейства лютиковых; читаем и сравниваем эти признаки с признаками лютика. Противоречий или расхождений не встречается. Значит, семейство определено правильно.
      Переходим к определению рода. Находим таблицу определения родов лютиковых непосредственно за описанием семейства лютиковых.
      1 — цветки правильные; значок 0 — цветки неправильные.
      Сравнивая признаки, переходим к цифре 2.
      2 — околоцветник простой; значок 0 — околоцветник двойной 7.
      Продолжая таким же образом сравнивать признаки,
      находим:
      7 — значок 0 — стебель с листьями … 8
      8 — » 0 — цветки желтые … 10
      10 — » 0 — чашелистиков больше 3 … 11
      11 — » 0 — чашелистиков 5 — род лютик, стр. 82
      Читаем краткое описание рода лютик, находим определение рода правильным и переходим к определению вида (таблица здесь же).
      1 — цветки белые или значок 0 — цветки желтые.
      Переходим к цифре 2 и продолжаем сравнение признаков:
      2 — значок 0 — листья глубокорассеченные … 4
      4 — » 0 — все листья рассеченные … 5
      5 — » 0 — стебель прямостоячий … 7
      7 — » 0 — цветоложе коническое, высота его не больше ширины — получаем название вида — лютик едкий (с рисунком).
      Читая описание лютика едкого (сразу после названия), устанавливаем, что расхождения в признаках растения с его описанием не имеется. Следовательно, наше растение относится к виду — лютик едкий.
      Каждое видовое название растения состоит из двух слов: первое — существительное — является названием рода, второе — прилагательное, реже существительное, — вместе с первым (родовым названием) составляет название вида.
      Например, ветреница — название рода, ветреница дубравная — название вида. Такое обозначение заимствовано из обычного способа названия предметов, например, стол — название родовое, стол письменный, стол классный, стол кухонный и т. п. будут названия видовые.
      Так как русские названия растений не вполне еще установлены, иногда даже запутаны, то в научной литературе растениям даются названия латинские (в нашем определителе они даны в скобках после русских названий). Научные латинские названия одинаковы для всех стран. Народными же названиями пользоваться при определении невозможно, так как они имеют местное значение и нередко одним названием обозначаются самые различные растения (например «жито» — это и рожь, и ячмень).
      После каждого латинского видового названия стоит сокращенная фамилия автора, который описал и дал название этому виду. Например: Scop. (Scopoli), D. С. (De Candolle), L. (Linne) и др. Разновидность (вариация) обозначается знаком v. или var. (varietas).

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru