СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Пояснения к приложениям 11
Приложение 1. 12
Приложение 2. 27
Приложение 3. 44
Приложение 4. 76
Приложение 5. 123
Петр Семенович Тоциий — учитель русского языка средной школы с большим стажем педагогической работы. Его давно волновал вопрос, как помочь учащимся стать грамотными. Занимаясь этой проблемой, он понял, что начинать надо в начальной школе в процессе обучения детей письму и чтению.
В основе методики П. С. Тоцкого — орфографическое чтение и артикуляционная память. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется.
ВВЕДЕНИЕ
В апреле 1961 года в седьмом классе был проведен диктант. Это был выпускной класс. Ребята серьезно работали. При анализе ошибок оказалось, что шесть человек сделали ошибку в слове который, написали через а. Как же так? Провести семь лет за партой! Слово встречается на каждой странице в любой книге, и вдруг столько ошибок на класс. Я стал подозревать, что это не случайно. Здесь есть какая-то тайна. Но какая?
Это слово не подчиняется правилам. Значит, его надо запомнить. А как? Написать на карточке крупным шрифтом, выделив букву о красным цветом? Или записать в тетради и подчеркнуть в слове букву и составить для закрепления предложение? Все это так. Но сколько же можно такое простое слово писать и переписывать?
А пришлось ли детям хоть раз в жизни произнести это слово так, как оно написано: не «каторый», а который, через о? Ответ напрашивался сам — нет, никогда!
Дальше возникал другой вопрос: а сколько раз надо произнести слово с о, чтобы оно осталось в памяти? Вот с этого все и началось. Слова, которые нельзя проверить правилом, писались на отдельных карточках размером 6X30 см стандартным крупным шрифтом, буквами высотой в 3 см. Орфограмма окрашивалась а красный цвет. Расчет был таков: четко произнесенное несколько раз слово по буквам будет написано правильно.
Ежедневное повторение переходило в привычку и для деТей и для учителя. Мы стали привыкать к более четкому произношению слов. После некоторой тренировки можно было безошибочно проверить 15—20 слов на слух. Ни у кого не вызывала сомнений правильность такой проверки. Каждый старался у доски произнести слово так четко, чтобы ему не засчитали ошибку. Учитель учил учеников, ученики — учителя.
Какие же слова давались для запоминания? Например, такие: беседа, коромысло, каблук, вынырнуть, диван, варежка, одиннадцать, прийти, бечёвка, вермишель, цыган, велосипед, пирог, просьба, щипать, бутерброд, коляска.
На уроке наугад отсчитывалось десять слов, учитель выходил к доске, предупредив ребят, что они должны успеть прочитать слово и запомнить, чтобы потом произнести его. На мгновение карточка поворачивалась написанным словом к классу. Не все учащиеся сразу успевали прочитать его. Такой прием рассчитан на обострение внимания и на технику чтения, повышает интерес к слову. Даже те учащиеся, кто поднял руки, не все успели правильно прочитать слово. После опроса нескольких человек слово снова показывалось на 2—3 секунды, дети проверяли, правильно ли они прочитали его. Затем учитель произносил слово так, как оно написано, и дети обязательно повторяли вслух за ним трн-четыре раза.
Таков первый этап работы со словами. Дальше надо было с несколькими словами придумать словосочетания или предложения и записать их. В итоге был устный диктант: назывались слова, а вызванный ученик должен был произнести их так, как бы он их написал. Весь класс следил за произношением. Если ученик сомневался, на мгновение запинался — оценка снижалась.
Когда набиралось до ста слов, проводился письменный диктант. Учитель, естественно, должен был диктовать без подсказки, т. е. так, как мы говорим. Результаты были хорошими. Почти не было двоек и троек.
Обычно методисты не рекомендуют давать в таком диктанте много слов. Трудные для написания слова вывешиваются на стенде в классе на несколько дней, чтобы дети запомнили их, и только тогда дается диктант. А результаты неважные.
Сначала я придавал большое значение оформлению слова, методике его преподнесения, а произношение было средством контроля, чтобы не писать слова, не тратить время. К тому же слово давалось в начальной форме. Когда же оно. попадалось в предложении в другой форме, в нем снова делались ошибки.
В русском языке ударение плавающее и влияет на произношение и написание слов. Это заставило меня подумать о словосочетаниях. Здесь слова вступают в связь с другими словами по законам грамматики. А так как эти законы едины, они часто повторяются, и при чтении словосочетаний их правописание запоминается. Значит, для проговаривания нужно давать не только отдельные слова, а включать их в словосочетания или просто подбирать интересные словосочетания.
Какие могут быть словосочетания? Это могут быть фразы из какого-нибудь текста, привлекшие внимание учителя своей выразительностью: причастные или деепричастные обороты, распространенные определения или дополнения или просто небольшие предложения, вырванные из текста.
Нужно уйти от текста, чтобы отвлечь внимание от содержания и приковать его к слову, его звучанию н звуковой форме. Словосочетание надо произносить так же четко, как и отдельное слово. Но теперь уже здесь не только трудные слова, но и, кажется, легкие: предлоги, союзы, частицы. В них дети тоже делают немало ошибок, так как они сливаются в орфографической речи в фонетические слова. Предлоги, союзы, частицы надо произносить отдельно, как самостоятельные единицы речи. При многократном повторении дети запоминают, что это отдельные слова и писать их надо отдельно.
Словосочетания удобны для произношения. Группу слов дети хорошо запоминают на слух и безошибочно произносят. Вызванный к доске ученик должен без ошибок проговорить словосочетания, а остальные следят за правильностью произношения и считают ошибки, если они будут. Оценку можно ставить не только отвечающему, но н тому, кто правильно подсчитал, сколько сделано ошибок.
В трудных словах орфограммы выделяются подчеркиванием, чтобы обратить на них особое внимание при произношении.
А правила? Да, правилами сопровождалось написание более трудных слов. Например, в слове сидит пишем и, потому что проверочное слово сидя. Но вот ученик поднимает руку и говорит: «А у меня проверочное слово сел, и я написал через е». В таком случае следует объяснить, что в этом корне возможны четыре написания: сел, сидя, садись, сяду. И надо быть внимательным, чтобы не сделать здесь ошибки.
Так же пояснялись и другие слова, подбиралась нужная орфограмма. Но уже чувствовалось, что дети больше доверяют произношению, чем объяснению правилами. В произношении все просто, очевидно и быстро. Пока мы объясним одно слово по правилам, можно прочитать два десятка слов.
Но ведь без правил тоже нельзя обойтись!
Давались диктанты, но уже не словарные, а из отдельных фраз. И почти не было ошибок.
Как же отрабатывалось произношение? Какие правила вырабатывались в совместном обучении? Как надо прочитать слово, чтобы потом произнести его при контрольном чтении?
Для примера возьмем словосочетание сидит в накрахмаленном платье. Первое слово надо произнести согласно написанию, четко выговаривая каждую букву, но не по слогам, а вместе. Если слова разбивать на слоги, то они распадаются и плохо остаются в памяти. Значит, слово надо произносить четко, но слитно.
Дальше идет предлог в. Все предлоги, союзы, частицы произносятся как отдельные слова. Когда произносим слово из нескольких слогов, то надо произнести его побыстрее, чтобы оно не распалось на слоги, особенно если дети читают хором.
Зато со служебными словами, например, с местоимениями, которые в устной речи произносятся слитно (их называют фонетическими словами), надо быть осторожнее и произносить их раздельно.
Слово накрахмаленном имеет особенность для произношения: надо четко произнести два и, а не одно долгое к, как это положено по орфоэпическим правилам. Таких слов будет встречаться много, и их надо сразу произносить правильно. В слове платье четко произносим на конце е.
После троекратного повторения фразы за учителем дети успешно освоят особенности этой фразы. Конечно, ведущую роль в начале обучения играет учитель. Лишь потом дети будут подменять учителя.
Еще пример. Словосочетание по мельничному жёрнову. Предлог по произнесем раздельно. Слово мельничному состоит из четырех слогов, их надо произнести четко, но слитно. А вот сочетание чн не подчиняется орфографическому чтению. Ведь ч всегда мягкая, а мягкий знак не пишется. Здесь надо знать правило.
Есть несколько правил, которые не охватывает орфографическое чтение:
а) правописание гласных после шипящих (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
б) мягкий знак после шипящих (сыч, дочь, прочь, замуж);
в) правописанне глаголов 2-го лица единственного числа (моешь, моешься, отрежь);
г) заглавная буква в именах собственных (Волга, Жучка);
д) дефис в написаниях наречий (кто-то, где-нибудь);
е) правописание наречий (вмиг, вдруг).
Слово жёрнову тоже потребует применения правила.
Разберем словосочетание не могу садиться спокойно. Очень часто дети делают ошибку при написании не с глаголами. После некоторой тренировки, где частица произносится раздельно с глаголом, ошибки постепенно исчезают. А вот правописание частиц не н ни требует особого внимания при произношении (ни с кем, не с кем).
В слове садиться ться надо произнести мягко. Глаголы неопределенной формы и 3-голица единственного числа на ться — тся легко различаются на слух при орфографическом чтении. В глаголах 3-го лица произносится твердое т (садится), а неопределенной формы — мягкое (садиться).
В слове спокойно непроверяемая гласная о. При орфографическом чтении губы должны при произнесении этого звука вытянуться в трубочку. Звук й произносится повышенно четко, как это мы можем слышать у дикторов радио и телевидения.
В словосочетании не может сразу же рассчитать две частицы произносятся раздельно. В слове может выделяем яроизношением звук э, хотя пишем букву е после шипящих.
А вот слово рассчитать потребует к себе больше внимания: надо произнести два с раздельно друг от друга, а не долгое с, как мы произносим в устной речи, т. е. четко отработать произношение удвоенных согласных, чтобы было два отдельных звука. Это должно стать нормой при орфографическом чтении.
Читаем словосочетание у неё расспрашивали не зря. Дети часто делают ошибки на письме в правописании местоимений и предлогов. И в самом деле, ребенку трудно отличить смысловое значение этих маленьких слов (у неё, с ними, обо всех). Но они часто встречаются в нашей речи, и если их прочитывать раздельно, то такие слова не станут трудными для написания.
В слове расспрашивали тоже напрашивается применение правил правописания. Но при орфографическом чтении внимание должно быть направлено на звуковое восприятие слова и его практическое освоение. Так что надо только четко произнести слово расспрашивали, не затрагивая правил правописания.
В словосочетании заяц принимается за капусту дети обычно делают много ошибок. Это действительно трудные слова. И надо много времени, чтобы изучить правила и научиться применять их на практике. А если вслушаться в четкое произношение этого словосочетания, да произнести его три-четыре раза, то наверняка исчезнет сомнение в неуверенности правильного написания после прочтения. Особенно четко надо произнести все звуки, гласные и согласные, в слове принимается.
Словосочетания эти были составлены на основе ошибок, допущенных в детских сочинениях. Цель была такая: собрать типичные ошибки, включить их в словосочетания и составить текстовой диафильм. Потом на уроке для прочтения вслух давался один кадр, в котором было 50—60 слов, и после прочтения их вслух в течение 3—5 минут проводился опрос. Результаты были отличными: даже самые слабые получали высшую оценку.
В таком диафильме тридцать шесть кадров. Это хороший материал для тренировки и работы над ошибками. Но содержание этих словосочетаний не высоко в художественном отношении. После продолжительной работы с диафильмом стало ясно, что надо обращаться к более ценным текстам, к образцам художественной речи. Так одновременно стал решаться вопрос развития речи.
По мере работы над орфографической зоркостью можно было сделать некоторые выводы: дети стали делать меньше ошибок, повысился интерес к письменным упражнениям. Ясно, что эту работу надо продолжать, но как увязать ее с правилами орфографии?
Возьмем, например, глаголы предлагать — предложить. Методисты выдвигают три подхода к объяснению правописания а—о в корне:
а) если за корнем следует а, то в корне пиши а;
б) если в корне слышишь звук ж, то в корне пиши о;
в) если глагол совершенного вида, то пиши в корне о, если несовершенного вида — пиши а.
Во всех случаях мы видим созерцательный, внешний подход к объяснению написания гласной в корне.
Посмотрим на это явление с другой стороны. Для образования видов глагола необходимы чередования звуков в слове, именно звуков в первую очередь, а потом уже букв.
Произнесем звуки отчетливо в каждом слове. Что мы заметим? Там, где звучит о и губы вытягиваются в трубочку — за ним следует звук ж (ож). Там, где открытый звук а — за ним следует г (аг) Это совершенно разные движения в речевом аппарате. Если слово повторять многократно в одном варианте, потом в другом, то движения органов речи останутся в памяти, онн-то и решат на практике правописание слова. Грамотно пишущий человек так себе и диктует внутренней речью. А если не привыкнуть к орфографическому чтению, то очень трудно правильно написать слово.
Орфографическому чтению надо обучать детей с первого класса.
Откроем букварь на с. 85. Читаем о лосе. Учитель должен хорошо владеть навыками орфографического чтения, такое умение само поведет работу. Прочитаем заголовок: «Лось». Уже здесь можно провести два варианта звучания с (лось — лос), и мы увидим роль мягкого знака.
Дальше читаем первое предложение: Лось ест траву и ветки. В слове ест нет расхождения между буквами и звуками, а в слове траву есть. По правилам мы должны произнести первый предударный звук а нечетко. В транскрипции он обозначается через ъ. А при орфографическом чтении надо произносить совершенно четко: а (тръву—траву). Фактически буква поставлена под ударение. Да, все гласные буквы при чтении переходят в ударные звуки. Союз и тоже надо произнести отчетливо.
В слове ветки тоже есть расхождение: по правилам гласный звук и надо редуцировать. Для этого звука трудно подобрать букву: в нашем алфавите нет таких букв. Да и сам звук при беглом чтении неясный, трудноуловимый. Но если не спешить, а прочитать орфографически, то мы получим четкое звучание, точно соответствующее букве и.
Сначала учитель в первом классе старается придерживаться синхронного чтения, но потом начинается беглое чтение, т. е. орфографическое.
Читаем дальше: Ему требуется соль. При беглом чтении первое слово читается редуцированно, т. е. близко к и (иму), а надо прочитать е. В слове требуется вторая часть слова деформируется в произношении и звучит примерно так: требуиц-ца. И мы предлагаем ребенку распутать это хитросплетение при помощи правил (надо знать спряжение глагола, определить лицо), тогда, мол, можно будет написать слово правильно. А ведь перед нами первоклассник! А не проще ли прочитать слово орфографически? Произносим вторую часть слова, переводя точно в звуки все буквы, не подчиняясь правилам беглого чтения: требуется. Пусть мы затратим больше сил при выговаривании каждого звука, зато это будет точное воспроизведение, точная копия слова в звуках. Эта звуковая копия останется в памяти движений мускульных мышц речевого аппарата ребенка.
Читаем дальше: Учитель Вадим Петрович посоветовал ребятам носить соль в лес. Надо объяснить роль мягкого знака на конце слова учитель.
В слове Надим заглавная буква не подчиняется орфографическому чтению, значит, надо применить правило Необходимо че!ко произнести не только гласные звуки, но и согласные, особенно на конце. Звук м произносится твердо, с усилием.
В слове Петрович звук ч не охватывается орфографическим чтением, эдесб надо знать правило. Остальные звуки произносятся согласно написанию, особенно первый слог пет, а не пит.
Слово посоветовал имеет пять слогов. Все их надо произнести четко по нескольку раз, а потом стянуть вместе. Только вместе звучащие слоги составляют слово и остаются в памяти.
Дальше идет предложение Толя и Костя оставили сель на камне и на пне. Новое здесь в слове Костя. В устной речи согласно правилам мы должны произнести с мягко, а надо произнести твердо. Все другие слова читаются согласно написанию, раздельно читаются предлоги и союз.
В последнем предложении Лоси обязательно придут лизать соль трудное слово для произношения обязательно. Его тоже сначала надо произнести по слогам, а потом слоги произносят все вместе, выделяя особенно звук а (в букве я).
В трудных местах обязательным выделением звука в слове подчеркивается его трудность.
Рассмотренные примеры — это первые шаги при обучении орфографическому чтению. В будущем практически весь текст будет прочитан за 30 секунд, т. е. за минуту можно прочитать два раза. А какая идет работа по освоению орфографии, как быстро приобретаются навыки для грамотного письма! И все непринужденно, непосредственно.
В первом классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова. Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения. При этом ведущее место принадлежит голосу учителя. Он первым произносит слоги, а дети повторяют услышанное. У ребенка развито умение подражать звукам, повторять слова на слух.
Если ребенок еще плохо читает, ему трудно повторять и следить по книге. Придет время, и он будет успевать делать и то и другое. Повторение же за учителем вслух имеет решающее значение, так как он учится преодолевать артикуляционные препятствия, хотя дети преодолевают их легко, свободно, и нам кажется, что это механическое повторение. А попробуйте эти же слова произнести с нерусским человеком, особенно взрослым. Даже при многократном повторении не бывает успеха, хотя нерусский ребенок тоже легко произносит наши слова без акцента.
Какой же можно сделать вывод? Повторение за учителем не только не бесполезно, но имеет решающее значение при написании слова. Зато когда ребенок научится беспрепятственно повторять за учителем, он также легко начнет читать.
Итак, чтение для ребенка может быть двойным: на слух без книги и чтение со слежением по книге. Все это на первом этапе.
Когда идет чтение вслух за учителем, ребенок слышит образец чтения и копирует его с такой же скоростью за учителем. Здесь отрабатывается артикуляционная база, улучшается качество произношения, такое чтение ведет к общему развитию речевого процесса.
Мы привыкли к тому, что, объяснив правило, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом чтении картина меняется. Результат придет не сразу. Не сразу речевой аппарат приобретет навыки нужных движений. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить многократно. Зато потом будет прочный фундамент для правописания.
А учителю хочется иметь конкретный результат, например, прочитать текст диктанта и проверить, как дети напишут его. Но могут ли за такое короткое время дети приобрести навыки правильного орфографического произношения всех слов в диктанте? Конечно, нет! Но если ежедневно на каждом уроке (математики, русского языка, чтения, природоведения) отводить по 5—10 минут для орфографического чтения, можно быть уверенным, что это принесет, обязательно принесет хороший результат.
На левой стороне страницы пособия даются тексты, которые подходят для начального обучения орфографическому чтению. Основное слово повторяется несколько раз, что важно для артикуляционной памяти. Слова доступны по смыслу детям первого класса. В процессе произношения не возникает трудностей, так как и сами слова и конструкции предложений просты и доступны.
Самое важное во всей работе — точность орфографического чтения. Это главное условие должно соблюдаться учителем и выполняться детьми. На первых порах слова можно произносить медленнее, но не по слогам. При чтении текстов не потребуется никаких пояснений значений слов.
Примерно после двухнедельной тренировки, когда дети приобретут навыки орфографического произношения, можно будет спрашивать часть прочитанного на оценку. Опрос — это устный диктант. Учитель диктует, как мы говорим, а ученик отвечает, как бы он написал. Произношение ученика должно быть четким, не вызывающим сомнения. Если встретится ошибка, то ее должны заметить сами ребята. За ответ и контроль можно ставить оценки.
На правой стороне страницы в столбик даны формы слов. У каждой части речи есть свои особенности и трудности при формообразовании. У имен существительных затруднения чаще бывают в родительном падеже единственного и множественного чисел, у имен прилагательных — в окончаниях и образованиях кратких форм. Но больше всего затруднений возникает при образовании глагольных форм. Учитель подскажет, как образовать формы глагола в трудных случаях.
В правый столбик включено более четырех тысяч слов, доступных для понимания учащимися начальных классов. Эти слова могут встречаться в разных грамматических формах при чтении художественной литературы. Предварительное произношение и усвоение этих форм поможет ученику устранить преграды при чтении книги из библиотеки. Учитель может использовать этот словарь для работы по любой теме урока.
Для прочтения на одном уроке можно взять полстраницы. Чтобы слова произнести за учителем, потребуется 4—5 минут.
Первые шаги по орфографическому чтению имеют свои особенности. Дети не владеют техникой произношения, учитель тоже произносит слова под контролем, а не автоматически. Речевой аппарат только вступает в новую жизнь. Ему предстоит совершенствоваться. Поэтому повторение слов и полезно и приятно детям. Можно повторять отдельные слова н фразы два-три раза. Когда будет освоена основная масса общеупотребительных слов, повторять надо будет лишь те слова, которые реже встречаются и трудны для произношения.
Далее приложения-упражнения.
|