На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Пение. Учебник для 3 класса. Белобородова, Благообразов, Грищенко. — 1967 г

Вера Кузьминична Белобородова
Сергей Сергеевич Благообразов
Клавдия Степановна Грищенко

Пение

Учебник для 3 класса

*** 1967 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ПРАВИЛА ПЕНИЯ
     
      1. Во время пения держитесь прямо.
      2. При пении хорошо открывайте рот.
      3. Гласные в песне тяните, а согласные произносите коротко и отчетливо.
      4. Распределяйте дыхание до конца фразы.
      5. Прислушивайтесь к пению других и не выделяйтесь из хора.
      6. Во время пения внимательно смотрите на учителя, следите за его рукой ч точно выполняйте все его указания.
      7. Помните, о чем говорится в песне, и пойте ее выразительно.
      Колокольчик золотистый. Ходит туча, бродит туча
      Развернись надо мной! Темно-синей стеной.
      Мы летим, парашютисты, Проходи грозой гремучей
      Над страной, над страной! Стороной, стороной!
      Колокольчик золотистый.
      Развернись надо мной!
      Мы летим, парашютисты,
      Над страной, над страной!
      (...)
      ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ
      Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко.
      Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание песни и выразительнее исполнить ее.
      Например, в «Песне о пограничнике» слова:
      Ночь темна, и кругом тишина,
      Сппт советская ваша страна... следует исполнять тихо, а слова:
      Чтоб всегда был свободен народ,
      Наша армия вас бережет... нужно спеть громко, тогда они прозвучат особенно выразительно.
     
      ОБОЗНАЧЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ
      Динамические оттенки в музыке всех народов обозначаются одинаково — итальянскими словами.
      Итальянское слово форте значит «громко». В нотах иногда обозначается только первой буквой f.
      Меццо-форте значит «не очень громко». Обозначается буквимн mf (мф).
      Пиано или р (п) значит «тихо».
      Меццо-пиано или mp (мп) значит «не очень тихо».
     
      ОБОЗНАЧЕНИЕ ТЕМПЛ ИСПОЛНЕНИЯ
      Темп — это скорость, с которой исполняется песня. Темп исполнения песен бывает разный. Например, колыбельвая песня исполняется довольно медленно, неторопливо, а плясовая — быстро.
      Темп обозначается в начале песни над нотной строкой:
      Не спеша (...)
      Песня «Кукушка» поется быстро, легко и напевно. Припев поется с разными динамическими оттенками. Песня написана в куплетной форме, в ней четыре куплета.
      Прежде чем начать учить песню, разберитесь в ее нотной записи: как движется мелодия (вверх — вниз, плавно — скачками)? Какие длительности в песне?
      В каком темпе надо ее исполнять? С какими динамическими оттенками исполняется запев песни, припев?
     
      Задание 1. Спойте по нотам запев первого куплета песни. Здесь длинные фразы. Учитесь петь каждую фразу на одном дыхании. Пойте запев песни легким звуком.
      Задание 2. Спойте припев песни. Слово «Ку-ку» первый раз пойте громче, а второй раз — тише.
      Падание 3. Прочитайте и выучите наизусть слова второго куплета песни. Спойте его по нотам. Так же учите третий и четвертый куплеты.
     
      ДОЛЯ ВРЕМЕНИ И ДЛИТЕЛЬНОСТИ
      Спойте по нотам первую фразу знакомой вам «Пастушьей песни». Отмечайте каждую четверть легкими ударами пальцев.
      Пастушья песня
      ФРАНЦУЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
      Заметьте, вы отбиваете все время равномерные, одинаковые по времени доли. Каждая доля равна четвертной длительности.
      В знакомой вам песне «Блочка» на одну долю приходятся разные длительности: то одна четверть, то две восьмые. В песне есть и половинная кота, она тянется две доли (так как в половинной коте две четверти).
      Елочка
      Задание. Спойте по нотам песню «Елочка». Отмечайте каждую долю ударами пальцев.
      Заметьте, какие бы разные длительности ни были в песне, они не мешают нам все время чувствовать равномерное чередование долей.
     
      ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ТАКТ
      В каждом музыкальном произведении есть доли времени, на которые падают ударения. Это сильные доли. Доли, на которые ударения не падают, называются слабыми. Сильные и слабые доли равномерно чередуются.
      Например, в «Пастушьей песне» равномерно чередуются сильная и слабая доли:
      Задание. Спойте начало «Пастушьей песни». Отмечайте ударом пальцев каждую сильную долю.
      Перед сильной, ударяемой долей ставится тактовая черта:
      Отрезок песни от одной тактовой черты до другой называется тактом.
      Задание на дом. Перепишите в тетрадь «Пастушью песню». Научитесь петь ее наизусть, называя ноты.
     
      ДВУХДОЛЬНЫЙ РАЗМЕР
      В музыке применяется счет долей времени.
      В «Пастушьей песне» в каждой такте две доли: сильная и слабая. Каждая доля равняется одной четверти.
      На сильную долю мы считаем «раз», на слабую — «два»
      Значит, эта песня имеет счет ка две четверти или, как говорят музыканты, она написана в двухдольном размере.
     
      ОБОЗНАЧЕННЕ РАЗМЕРА
      В нотной записи размер обозначается цифрами, которые пишутся в начале нотной строчки, после ключа.
      Размер на две четверти обозначается так:
     
      ДИРИЖИРОВАНИЕ НА ДВЕ ЧЕТВЕРТИ
      Дирижер — это руководитель хора (или оркестра).
      Учитель пения дирижирует классным хором.
      Для того чтобы дети в хоре пели вместе, слаженно, учитель отмечает рукой каждую долю такта.
      Двухдольный размер показывается так: на «раз» — сильное движение руки вниз, на «два» — легкое движение руки вверх.
      Задание. Спойте по нотам знакомую вам песню «Парад на Красной площади». Она иаписана в двухдольном размере. Отмечайте счет дирижерским жестом: на «раз» правую руку опустите сильно вниз, на «два» — легко поднимите вверх.
     
      СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ
      Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор. Музыка Чайковского известна во всем мире.
      Чайковский очень любил детей. Он написал целый сборник пьес из детской жизни, который назвал «Детский альбом».
      Чайковский очень любил родную русскую природу. Он мог часами гулять по лесам и полям, вдоль глубоких ручьев и оврагов. Эти прогулки доставляли Петру Ильичу громадное удовольствие. Он любовался всем, что видел вокруг себя: и могучими деревьями, и маленькими белыми ландышами, и голубым вебом, и яркими бабочками.
      В каждом времени года Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные зимние дни, когда белый снег переливается на солнце тысячами искр. Весной он радовался солнцу, и теплу, и первой зеленой травке, пробивающейся из-под снега. А летом любовался цветущими лугами и слушал пение своих любимых жаворонков.
      В осенние дни Петр Ильич любил бродить в лесу по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и искать под березами и елями белые грибы. Нравилась ему и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик, а в печной трубе сердито воет ветер.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.