МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
В данный сборник включены все песни, рекомендованные программой Министерства просвещения РСФСР для учащихся I и II классов.
Составители расположили песенный материал для каждого класса по учебным четвертям, с учётом постепенного его усложнения и с сохранением тематической связи с временами года и праздничными датами.
Предлагаемые авторами вопросы и указания могут быть обращены учителем к детям в связи с разучиванием той или иной песни; они направлены на то, чтобы содействовать раскрытию художественного образа песни, создавать у детей определённое настроение, способствовать осмысленному и выразительному пению. Вопросы эти являются примерными и могут быть дополнены или изменены по усмотрению учителя.
Ряд указаний направлен на выработку начальных вокальных навыков. Многократные напоминания учителя («пойте протяжно, плавно», «пойте негромко» и т. д.) должны помогать правильному развитию голоса у детей, предохранять их от напряжённого, крикливого пения.
Задания по музыкальной грамоте имеют непосредственную связь с разучиваемой песней и даются с целью постепенного подведения учащихся к пению по нотам в старших классах. Пение небольших и несложных отрывков из песен по нотам повысит у детей интерес к нотной грамоте и закрепит их теоретические знания. Для того чтобы детям было легче ориентироваться в нотных записях, мелодии песен транспонированы в наиболее доступные для них тональности.
Разучивание и исполнение песен должно проводиться в других, более высоких тональностях, которые указываются ниже, в пояснениях авторов к исполнению отдельных песен.
Как пользоваться сборником?
При составлении плана работы на учебную четверть учитель выбирает по своему усмотрению из соответствующего раздела сборника 3—4 песни (исходя из требований программы брать не более 12—14 песен в год). В сборнике имеются однотипные песни; учителю при отборе следует учитывать разнообразие содержания песен и постепенное нарастание трудностей в них.
Перед разучиванием песни учитель должен хорошо продумать её художественно-образное содержание и наметить основные моменты в работе над исполнением. Пояснениями к отдельным песням авторы хотят помочь учителю творчески подойти к их разучиванию и избежать формального подхода к этому сложному процессу.
Предлагаемая авторами трактовка песен не является единственно возможной. Каждый учитель может подойти к толкованию песен с позиций собственного художественного вкуса. Важно, чтобы образ песни был убедительно донесён до детей и чтобы пение их было эмоциональным и выразительным.
Ввиду того, что в пояснениях к отдельным песням невозможно осветить все основные моменты обучения пению на уроке, напомним о наиболее важные из них.
С первых же уроков учитель обязан следить за правильной певческой установкой учащихся. При пении стоя дети должны держаться прямо, но свободно, не скованно; голову и корпус не наклонять, руки опустить вниз; при пении сидя — положить руки на колени.
Перед разучиванием песни нужно дать детям слуховую настройку, исполнив мелодию начальной фразы, а затем собрать голоса детей на первом звуке песни для того, чтобы, повторив несколько раз, выравнять его и точным началом обеспечить дальнейшее правильное интонирование.
Учить песню нужно без аккомпанемента, играя только мелодию. Ещё лучше, если песня будет разучиваться с голоса учителя, но для этого ему необходимо очень хорошо интонировать, не допуская даже малейших неточностей. Давать сопровождение можно только после того, как песня будет разучена, причём учителю следует играть не слишком громко, иначе это вызовет у детей стремление к громкому пению.
Учитель должен следить, чтобы дети не форсировали звук, пели ненапряжённо, свободно и легко. Негромкое пение помогает чистому интонированию и оберегает детский голос.
Одним из условий достижения напевного, протяжного пения является правильное певческое дыхание. Все навыки дыхания должны накапливаться и усваиваться на материале песен, без особых специальных упражнений. При этом учитель должен придерживаться следующих требований:
а) дыхание дети должны брать бесшумно, в основном через нос, но частично и через рот, слегка приоткрывая его;
б) при вдохе не следует поднимать плеч, так как такой вдох присущ поверхностному дыханию;
в) не следует вбирать в себя слишком большой запас воздуха; важно постепенно и ровно выдыхать его при пении;
г) надо брать дыхание перед началом песни, между фразами (где поставлены особые значки — V) и на паузах;
д) в песнях напевных, протяжных надо брать дыхание спокойно и экономно расходовать его; в песнях же подвижного характера вдох должен быть быстрым.
В начале обучения следует требовать от учащихся только того чтобы они не прерывали дыханием слова. В дальнейшем же подобное требование нужно ставить к исполнению небольших фраз, объём которых должен постепенно увеличиваться.
Очень важным моментом в исполнении песен является хорошая дикция учащихся. Для этого артикуляция должна быть активной. Надо чётко и быстро произносить согласные, правильно, естественно открывать рот при пенни гласных. Разучивание песен в замедленном темпе способствует выработке правильного и чёткого произношения слов.
Необходимо также следить, чтобы дети не искажали слова, с чем мы довольно часто встречаемся. Например, они произносят «солнушко» вместо «солнышко», «гнездушко» вместо «гнездышко», «караводом» вместо «хороводом» и т. д.
Ясное и отчётливое слово — одно из важнейших условий выразительного пения.
Учитель может пользоваться данным сборником не только для подготовки, но и при проведении некоторых уроков. Имея в школе набор в 20—40 книг, можно по мере надобности раздавать их учащимся (по одной или по две книги на парту) для лучшего запоминания текста, а также для прослеживания мелодий песен и пения нотных отрывков. Такад использование сборников может, ио мнению авторов, во многом облегчить работу учителя.
ПОЯСНЕНИЯ К ПЕСНЯМ ДЛЯ I КЛАССА
Портрет Ильича
Тональность Ре мажор.
Песня исполняется довольно медленно, очень напевно и тепло.
Необходимо выдерживать половинные ноты, быстро брать дыхание
между фразами. .
В третьей фразе делать crescendo (усиление звука), в четвертой — diminuendo (ослабление).
Разучивание песни лучше приурочить к апрелю, ко дню рождения В. И. Ленина. К этому времени у детей уже будет некоторый запас певческих навыков, и песня эта прозвучит значительно лучше, чем в начале учебного года.
Перед разучиванием следует показать учащимся иллюстрацию к песне и в короткой беседе рассказать о том, как любовно и заботливо Владимир Ильич относился к детям.
Скок, скок, поскок
Песня поётся не быстро, но с движением. Петь её с детьми следует в указанной тональности.
Исполнять эту прибаутку можно различно: иногда сс поют отрывисто, легко, как бы подражая поскокам дроздочка; но можно петь плавно, напевно, как поются русские народные песни.
Но и в том, и в другом случае учителю рекомендуется с самого начала добиваться лёгкого, мягкого звучания, не допуская форсирования.
На примере этой песни удобно познакомить детей с нисходящим движением, выписав на доске мелодию песни.
Перед разучиванием песни дети должны пропеть 2—3 раза её первый звук, слушая учителя и добиваясь возможно большей чистоты интонации. Это способствует правильному и одновременному началу песни.
Не летай, соловей
Петь в указанной тональности.
Эту лирическую песню следует исполнять медленно, негромко, очень задушевно.
Чтобы добиться напевности, учителю нужно обратить внимание на дыхание детей, не допуская вдоха в середине слова.
Можно в доступной форме рассказать учащимся о народном происхождении данной песни и тут же познакомить их со словом «композитор». Следует объяснить народные обороты речи: «во зелёный сад», «мово батюшку».
Весёлые гуси
Тональность Соль мажор-
Шуточная песня. Исполняется довольно быстро, по возможности напевно.
Для большей выразительности исполнения учителю следует использовать в разных куплетах динамические оттенки: mf и р.
На материале этой песни детей можно познакомить не только с громким и тихим звучанием, но и обратить внимание на нисходящее 80
движение в начале мелодии. С етой целью написать на доске первые 2 такта.
При разучивании нужно добиваться облегчённого и правильного исполнения безударных слогов, так как дети часто поют, подчёркивая их и даже искажая.
Например: «Жили у бабуси два весёлых гуси».
Исполнять эту песню можно с элементами игры, выбрав двух «гусей» и «бабусю», которая поет соло.
Рекомендуется обратить внимание детей на то, что эта песня — украинская народная. К этому времени дети уже знакомы с русской народной песней.
Во поле берёза стояла
Тональность ре минор.
Следует рассказать детям о том, что в старину под эту песню водили хоровод.
Исполнять её нужно не быстро, но не следует и затягивать.
Нами дается облегчённая редакция этой песни, так как практика показывает, что пение её в другом варианте составляет большую трудность для учащихся I класса.
Перед разучиванием надо объяснить детям старинные обороты речи «заломати», «играти».
Предложить им самим определить, какие динамические оттенки можно применить при повторении припева, чтобы пение не было однообразным.
Осень
Тональность Ми-бемоль мажор.
Мягкая, лирическая песня. Исполняется очень плавно, не спеша, лёгким, округлённым звуком. Первый и второй куплеты поются очень протяжно; третий и четвёртый куплеты следует спеть звонко и бодро, несколько ускорив темп.
Следить, чтобы дети допевали последние слоги в словах «листопад», «летят», а также наблюдать за одновременным, чётким произнесением в этих словах замыкающих согласных.
В краткой беседе можно назвать имя автора песни, закрепив данное раньше понятие — «композитор».
Песня о школе
Тональность Ре мажор.
Песня светлая, радостная. Петь её следует довольно подвижно.
При разучивании надо добиваться точного интонирования повторяющейся в начале ноты ре. Легче и короче петь безударные слоги в словах «встали», «стали» и других.
Обратить внимание на интонацию при скачках в мелодии, чисто их исполнять.
В краткой беседе, вскрывающей содержание песни, необходимо подчеркнуть слова, говорящие о любви к Родине, к своей школе, воздействовать на патриотические чувства детей.
Праздничная Тональность Ми-бемоль мажор.
Бодрая, весёлая песня. Исполняется в темпе быстрого марша. Петь активно и звонко, но без форсирования. Следить, чтобы дети не выкрикивали слова «Эй, ребята».
Обратить внимание на ясное произнесение замыкающих согласных в словах «ряд» и «парад».
Считалка
Тональность Ре мажор.
Петь её следует довольно быстро. Надо сказать детям об авторе текста песенки-считалки, спросить детей, какие они знают сказки и стихи С. Я. Маршака.
При выполнении ферматы на слове «медведь» нужно добиваться чёткого произнесения замыкающей согласной, а затем одновременного и быстрого, по знаку учителя, исполнения последней фразы песни.
Приведённый нотный отрывок поможет детям закрепить представления о записи нот и их звучании.
В случае более позднего знакомства учащихся с нотной грамотой, этот нотный отрывок можно использовать при повторении песенного материала.
На зелёном лугу
Тональность Ми-бемоль мажор.
Весёлая пееня плясового характера. Требует постепенного ускорения движения и в связи с этим очень чёткого произношения слов. Следить, чтобы дети не выкрикивали слова «их-вох». Можно выписать на доске первые 4 такта песни для прослеживания рисунка мелодии.
Савка и Гришка
Тональность Ре мажор.
Шуточная песня. Исполняется не очень быстро. Надо следить, чтобы дети пели звонко, но не форсировали.
Припев песни можно петь, подражая дудочке, легко и напевно, делая постепенное усиление звука с последующим его ослаблением.
Весёлая дудочка
Тональность Ре мажор.
Песня-шутка. Исполнять её следует довольно быстро.
Особое внимание нужно уделить напевному и лёгкому звучанию. Половинные ноты в конце фраз обязательно дотягивать. Проследить за чистотой интонации в третьем такте песни и. аналогично, в седьмом.
Для ознакомления детей с музыкальной грамотой можно использовать нотную запись первых двух тактов песни, пропев предварительно трезвучие.
Гусята
Тональность Ре мажор.
Учитель должен не только хорошо исполнить эту песню, но и выразительно прочитать её текст. Тогда содержание песни будет глубже воспринято детьми, и пение их достигнет большей эмоциональности.
Исполнять песню следует неторопливо, очень напевно Обратить внимание на лёгкое и точное снятие окончаний фраз. Легче и подвижнее исполнять восьмые, следя в то же время за чёткостью слова.
Обратить внимание на правильную интонацию квинтовых скачков в мелодии.
Песня может быть инсценирована: одна группа детей споёт за гусят, другая за сапожника, а слова от автора исполнят все остальные.
Мороз
Исполнять песню нужно не быстро, уверенно и звонко
К трудностям разучивания относится частая смена оазмеоов В быстрый вдох в середине фразы: «Я оденусь и пойду и по снегу и по лЬду». Кроме того учителю следует основательно поработать над точным я одновременным снятием половинных нот в конце фраз. Обратить внимание на четкость дикции. Активно произносить звук «р» в словах «мороза», «крепко» и т. д. Выписать на доске первые 2 такта песни.
Ёлочка
Тональность Ре мажор.
Исполнять песню певуче, неторопливо. Радостное настроение её должно проявляться в звонком, светлом звучании детских голосов, особенно во втором и третьем куплетах.
Вторая фраза каждого куплета дается в облегчённом виде, так как для большинства учащихся I класса исполнение песни в оригинале (с нотой ре2 наверху) затруднительно.
Для работы по нотной грамоте удобно использовать запись первой фразы песни.
Новогодняя
Тональность Ре мажор.
Плясовой, подвижный характер песни надо сочетать со связным напевным звуковедением, особенно на скачках (до1 — соль1). Кроме того, следует поработать над облегчением безударных окончаний в словах «поздравляем», «начинаем» и т. д.
Обратить внимание на правильное произношение слова «хороводом».
Ай-я, жу-жу
Тональность Ре мажор.
При разучивании обратить внимание на большую напевность и мягкость звучания.
Учителю нужно поработать над тем, чтобы в исполнении детей «пиано» было бы достаточно звучным, на дыхании, а не тусклым и вялым, как это иногда бывает.
Общин, спокойный колорит песни можно разнообразить усилением звучания в зависимости от содержания текста.
Для работы над усвоением нотной грамоты рекомендуется использовать запись первых двух тактов, предварительно пропев звукоряд до1 — соль1 и трезвучие.
Парад на Красной площади
Тональность Ре мажор.
Песня-марш. Требует ясного, активного слова при достаточной напевности.
Повторяющиеся в конце каждого куплета слова следует исполнять с различной силон звучания. Следить, чтобы пение не было форсированным, чтобы дети не выкрикивали половинные ноты в конце фраз.
Маляр
Тональность Ми-бемоль мажор.
Песню надо исполнять неторопливо и связно. Конец песни спеть весело, шутливо.
Следует добиваться быстрого вдоха в середине фраз, чтобы не нарушался смысл предложения.
Знание нот можно закрепить пением первых двух тактов этой песни.
Снежный дом
Тональность Ре мажор.
Эту песню о весёлой игре нужно исполнять напевно, негромко.
Для выработки более длинного дыхания можно первые две фразы не прерывать вдохом. С этой целью не затягивать темп песни в ее начале.
Припев «Вот так дом, снежный дом» исполнять более подвижно, шутливо.
Фразы «Где стояла печка» и «Побежала речка» петь несколько замедленно, по возможности, на одном дыхании, обратив внимание на правильный распев гласных.
Работать над одновременным и точным произнесением замыкающих согласных в словах «снежком», «дом» и над более лёгким и тихим пением безударных окончаний слов «крылечко», «печка», «речка».
Для упражнения в чтении нот можно использовать нотную запись приведенного отрывка песни.
Коровушка
Тональность ре минор.
Исполнять песню нужно неторопливо, очень напевно и ласково.
Между фразами быстро брать дыхание. Припев петь несколько живее, меняя оттенки при повторении.
Зайчик
Тональность Ми-бемоль мажор.
Одной из трудностей разучивания этой живой и шутливой песни является протяжное и в то же зремя лёгкое исполнение половинных нот, приходящихся на безударные слоги.
Необходимо поработать над точностью интонации в мелодии 5-го и 6-го тактов. Эти два такта можно спеть «нон легато» (не связно), а конец песни исполнить так же напевно, как и её начало. Подвижность темпа требует особенно активного произношения слов.
Последние два такта песни можно использовать для пения по нотам.
Веснянка
Тональность ми минор.
Несмотря на минорную тональность, эта песня должна исполняться светло и жизнерадостно.
Темп должен быть достаточно подвижным, с некоторым замедлением в последних куплетах.
Чтобы ярче подчеркнуть содержание текста, можно с «меццо-форте» в первых двух куплетах перейти на «пиано» в третьем куплете, а затем, постепенно усиливая ззучание, закончить песню громко и торжественно.
Интонационную трудность представляет квинтовый ход в начале песни. Кроме того, учителю следует поработать над чёткостью дикции у детей, обратив особое внимание на одновременное произнесение ими замыкающих согласных в словах: «припекать», «заливать» и др.
Синица
Эту живую весёлую песенку следует исполнять лёгким, светлым звуком. Особенно легко и подвижно нужно петь шестнадцатые ноты, что является немалой трудностью для учащихся I класса. Разучивание песни необходимо начать в замедленном темпе.
Чтобы сохранить остроту ритма, надо строго выполнять паузы, не затягивая и не отяжеляя безударные окончания в слозах «синица», «сидится» и т. д.
Довольно быстрый темп песни требует большой работы над четкостью произношения слов. Окончание «тся» в слове «сидится» должно звучать как «ца».
Пение птиц
Тональность Ми-бемоль мажор.
Шуточный характер этой песни требует подвижного, но вместе с тем и напевного исполнения.
При разучивании необходимо обратить внимание на быстрый вдох среди фраз и на очень отчётливое произношение слов.
Для большей выразительности можно каждый куплет песни исполнять с различной силой звучания и некоторым изменением темпа. Например, о чиже спеть, постепенно затихая и замедляя, о жаворонке — звонко и быстро, и т. д.
Постепенное движение мелодии песни может быть использовано для чтения нот.
Лихой наездник
Тональность Фа мажор.
Чтобы лучше передать образ скачущего всадника, исполнять эту песню следует дозольно быстро, делая акценты, указанные в нотах.
Вся песня исполняется, по возможности, связно, а повторяющиеся в припеве слова «гоп-гоп» нужно петь отрывисто, чередуя громкое и тихое звучание.
Мой конёк
Тональность Соль мажер.
Живая, грациозная песня. Подвижность её мелодии требует работы над чётким словом и быстрым вдохом между фразами. Особенно тщательно следует поработать над чистотой интонации в скачках на сексту (на словах «мой конёк»).
Начало и конец песни поются лёгким, слегка отрывистым звуком; слова «он прискачет прямо в лес, травку свежую поест» следует исполнять очень напевно, усиливая звук при движении мелодии вверх и ослабляя его при движении вниз. На этой фразе очень удобно показать детям движение мелодии вверх и вниз.
Сел комарик на дубочек
Тональность Соль мажор.
Учитель должен очень хорошо исполнить эту песню-сказочку, чтобы ярче донести до детей её юмористическое содержание.
Одной из трудностей песни является протяжённость безударных окончаний в словах «дубочек», «листочек» и т. д. Чтобы дети не выделяли концы этих слов, следует больше акцентировать предыдущий ударный
слог, а безударные окончания слон петь легче и тише, выдерживая требуемую длительность.
Довольно подвижный темп песни можно изменять, так же как и динамические оттенки, в зависимости от содержания текста. Так, например, третий куплет (о налетевшей буре) можно спеть несколько замедленно и громко, последующие куплеты — потише, в начальном темпе, а последние слова песни исполнить, постепенно замедляя.
Мой флажок
Тональность Соль мажор.
Исполнять песню надо радостно, в темпе бодрого марша, но сохраняя напевность; делать акценты только в указанных местах. В припеве чередовать различную силу звука.
Мы весёлые ребята
Тональность Ля-бемоль мажор.
Жизнерадостность и бодрость песни следует подчеркнуть при её исполнении активным произношением слов и остротой ритма. Нужно следить, чтобы дети не затягивали последнюю четверть в каждой фразе и пели бы её легче, делая небольшой акцент на предыдущей ноте.
Выдерживание пауз можно облегчить счёгом про себя.
Весна
Тональность Ми-бемоль мажор.
Исполнять песню не очень быстро, напевно, делая лёгкий акцент на сильной доле такта, чтобы оттенить вальсообразный ритм.
Запись первых четырёх тактов можно использовать для закрепления знаний по нотной грамоте.
Тень-тень
Перед показом песни учителю нужно выразительно прочитать текст, раскрыв его сказочное содержание.
Характер исполнения песни следует менять в зависимости от содержания текста (примерные указания даются в обращении к детям).
К трудностям разучивания нужно отнести несовпадение музыкальных ударений с речевыми, например: «похвалялися весь день», «похпа-лялася лиса» и т. п. Учителю необходимо преодолеть это несоответствие, делая акценты на ударных слогах и облегчая безударные.
Хотя эта песня обычно даётся в тональности Фа мажор, мы рекомендуем петь её ниже, в Ми мажор, так как частое употребление верхних, крайних в детском диапазоне, нот может вредно сказаться на голосе.
Песню можно инсценировать, поручив запевалам роли разных зверей.
Ку-ку!
Тональность Ми-бемоль мажор.
Петь неторопливо, связно.
Распев гласных на шестнадцатых долях исполнять возможно легче и точнее. Разучивание песни следует начать в замедленном темпе.
В припеве надо строго выдерживать паузы, петь мягким, округлённым звуком, подражая кукованию; к концу постепенно затихать.
Песенка самокатчика
Песня исполняется довольно быстро, уверенно и звонко.
Необходимо обратить внимание на выполнение пауз, чёткое произношение слов, короткое и твёрдое произнесение согласных.
Заканчивая песню, припев можно петь всё гише, как бы удаляясь.
Все мы песни перепели
Тональность Ми-бемоль мажор.
Перед исполнением песни следует раскрыть детям её шуточное содержание и объяснить народные обороты речи.
Надо не терять напевности при довольно быстром темпе; разнообразить звучание, используя смену «форте» и «пиано». Обратить внимание на распев гласных.
Четвертные ноты в начале первого куплета заменяются во всех последующих куплетах удвоенными восьмыми (в соответствии с текстом песни).
ПОЯСНЕНИЯ К ПЕСНЯМ ДЛЯ II КЛАССА
Это Ленин наш родной
Тональность Фа мажор.
Чтобы лучше донести содержание песни до детей, сдедует перед её показом рассказать о том, как В. И. Ленин любил детей и заботился о них. Можно показать репродукции с картин, изображающих В. И Ленина с детьми (например, «Елка в Сокольниках»), сказать, что все народы слагают песни о Ленине и что данную песню написал башкирский композитор.
Исполнять песню следует не очень скоро, напевно, мягким, округлённым звуком.
Дыхание брать в указанных местах. Для большей выразительности делать небольшое crescendo и diminuendo в каждой музыкальной фразе.
Припев исполнять мягко, с большой теплотой.
Как под наши ворота
Тональность Соль мажор.
Перед разучиванием песни учитель должен очень коротко рассказать о том, как много создано народом песен — весёлых и грустных, плясовых и протяжных, а потом уже перейти к показу данной песни и характеристике её.
Несмотря на быстрый темп, нужно стремиться к певучему, связному звучанию и с этой целью запев исполнять на одном дыхании.
Припев можно петь с некоторым задором, меняя силу звука в разных куплетах.
Мы собрали сливы
Тональность До мажор.
Учитель может оказать детям, что эта песня создана народом, живущим в долине реки Моравы в Чехословакии.
Исполнять её нужно подвижно и весело.
Повторяющееся в песне слово «сливы» следует петь, изменяя силу его звучания.
Для того чтобы не выделялись безударные окончания слов, следует облегчать четвертные ноты на слабых долях такта, слегка акцентируя в то же время сильные доли.
Первые два такта можно использовать для повторения нот и их длительностей.
Пастушья песня
Тональность Mи-бемоль мажор.
Мелодию песни нужно исполнять собранным, очень певучим звуком. В первой фразе можно сделать crescendo, во второй — diminuendo. Третью и четвёртую фразы спеть piano, а последние исполнить с теми же оттенками, как и в первых двух.
При разучивании обратить внимание на допевание половинных пот и одновременное короткое произношение замыкающих согласных в словах: «у ворот», «зовёт».
Первые восемь тактов песни удобно использовать для закрепления представлений о четвертных и половинных нотах и понятия о такте.
Дождь
Тональность Соль мажор.
Общее светлое настроение песни выражено в словах третьего куплета. Петь ее следует живо и весело.
Кот Васька
Тональность Фа мажор.
Песня исполняется неторопливо, певуче, негромко, мягко. Надо поработать над облегчённым звучанием безударных окончаний в словах: «беленький», «серенький», «закрываются», «расправляются».
Окончание «тся» должно звучать — «ца».
Нотную запись первых двух фраз нужно использовать для прослеживания мелодии, повторения нот и их длительностей. Для этого учителю следует выписать на доске первые четыре такта песни.
Сорока
Тональность Ре мажор.
Подчеркнуть шуточный характер песни подвижным и лёгким исполнением с небольшими акцентами на четвертях в слове «сорока».
Фразу: «На суку сидишь высоко, видишь ты далёко» — можно спеть, делая crescendo вначале и diminuendo к концу.
Исполнение песни можно разнообразить постепенным ускорением темпа, начиная со слов «селезня-кря-кряка»; перейти на piano со слов: «курочку-пеструшку».
Последние слова песни спеть более звучно, замедлив первоначальный темп.
Обшнй быстрый темп песни требует работы над коротким вдохом, чёткостью слова и активным произношением звука «р».
По нотам можно спеть последние три такта песни.
Осенняя песенка
Тональность ми минор.
Исполнить песню мягко, напевно, -в спокойном темпе.
Первые две фразы можно спеть с лёгким усилением звучности в каждой, но обязательно смягчая безударные окончания в словах: «лето», «наступила». Облегчить безударные окончания необходимо и в словах: «рощах», «уныло».
При разучивании обратить внимание на точное, устойчивое (хотя и тихое) начало песни, определяющее дальнейшую чистоту интонирования.
Надо сказать детям о значении правильного дыхания для напевного звучания песни.
Разучивая песню, можно воспользоваться нотной записью её первых двух фраз (выписать на доске первые четыре такта).
Скворушка прощается
Тональность ми минор.
В показе этой красивой песни не нужно чрезмерно подчеркивать её грустный характер.
Петь неторопливо, очень плавно, округлённым звуком.
Для большей выразительности можно сделать небольшой акцент на ударном слоге в слове «непогодушка» и некоторое усиление звучности
в фразе: «Вдруг на ветке скворушка песенку запел». Припев ыо т чать петь совсем тихо, постепенно увеличивая силу звучания. Выделить слова «до весны», исполнив их немного громче и более светлым звуком.
Стелить, чтобы дети смягчали окончания слов; петь не «тся», а «ца».
Второму куплету песни можно придать более бодрый характер, спев его немного быстрее и громче.
Третий куплет поётся с тем же настроением, что и первый.
Мишка с куклой
Тональность Ми-бемоль мажор.
Темп песни не должен быть слишком быстрым, чтобы дети могли яснее и мягче пропевать шестнадцатые ноты.
Для большей чёткости рисунка мелодии можно сделать небольшие акценты на словах: «бойко» и «звонко» — с ослаблением звучности в следующих за ними словах: «топают», «хлопают».
Подвижный темп песни требует быстрого вдоха между фразами и , активного произношения слов.
Для упражнения в пении по нотам можно взять запись первых четырёх тактов, пропев предварительно с детьми звукоряд до1 — соль 1 и трезвучие (не останавливая внимания детей на изображении шестнадцатых долей).
Звёзды Кремля
Перед показом этой песни учителю следует, выразительно прочитав её текст, коротко рассказать детям о Кремле, о кремлёвских башнях, на которых мирно сияют рубиновые звёзды.
Исполнять песню следует с большим настроением, очень напевно, мягким, округлённым звуком.
При разучивании необходимо поработать над чистотой интонации на секстовых скачках. Кроме того, нужно обратить внимание детей на изменение рисунка мелодии при пении повторяющихся слов: «звёзды ясные Кремля». В первый раз слово «Кремля» звучит высоко, во второй раз мелодия на этом слове идёт вниз, на тонику.
Чтобы придать песне большую выразительность, начать сё следует тихо, протяжно, беря дыхание только на паузах. Слова: «засверкали в небе тёмном звезды ясные Кремля» — спеть, усиливая звучание, а при повторении их звучность ослабить. Последний куплет можно исполнить немного громче, замедляя к концу.
Песня лучше прозвучит в тональности Ре мажор, хотя, возможно, и не все дети споют ре второй октавы.
Песенка про звёздочку
Тональность Соль мажор.
Бодрая песня. Исполнять её нужно в умеренном темпе, негромко. Несмотря на скачки в мелодии, следует добиваться связного пения, дыхание брать только на паузах, укрепляя этим навык пения длинных фраз. Чётко произносить слова. Движение мелодии в припеве требует постепенного усиления звучания с последующим ослаблением его к концу.
Ходила младёшенька
Тональность Фа мажор.
Минорное звучание второй половины куплета не должно мешать задорному, весёлому исполнению этой песни. Темп не следует особенно ускорять, чтобы легче было сохранить напевность.
Работать над быстрым вдохом между фразами и над чётким произношением слов.
Объяснить детям встречающиеся в песне народные обороты речи.
Обратить их внимание на распев гласных в словах: «борочку», «былянку» — и других. Для этой цели воспользоваться нотным примером.
Калина
Тональность Фа мажор.
Трудностью этой весёлой игровой песни является распев гласной на трех звуках. Его нужно исполнить очень точно и легко, прибегнув при разучивании к выписанному нотному примеру.
Несмотря на довольно подвижный темп, следует стремиться к напевности общего звучания.
Песню можно исполнять как перекличку двух партий. Более высокие голоса споют запев, а более низкие — припев. Слова: «Ну, что ж!» спеть мягче и тише других, обязательно выполняя все паузы.
Можно поручить запев и солистам, чтобы припев подхватывался хором.
Ой, есть в лесе калина
Тональность ля минор.
Эту весёлую и довольно быструю песню следует петь по возможности связно.
Некоторой трудностью при разучивании её являются скачки в мелодии запева и распев гласной на два звука.
Первую фразу песни можно исполнять полным голосом, вторую — тихо; и начале припева сделать усиление звучности, а затем на словах: «комарики звонкие» — внезапно перейти на piano, чётко выговаривая все слова.
В других куплетах эти динамические оттенки следует менять.
Для пения по нотам можно взять первые два такта припева, но считать па 2, а не на 4, так как дети не знакомы с четырёхдольным размером.
Яблочко
Тональность ми минор.
Песня трудная, так как в ней много распевов гласных на восьмых и шестнадцатых нотах.
Учителю нужно основательно поработать над точным, связным и лёгким выполнением этих распевов.
Петь небыстро, спокойно. При исполнении песни можно использовать динамические оттенки от piano до mezzo forte.
Начать песню тихо, усиливая звучание к середине фраз и в начале припева. Всю песню петь, как бы восхищаясь красивым яблочком.
Следует сказать детям, что слова этой, впоследствии ставшей народной, песни принадлежат великому русскому поэту А. С. Пушкину.
Два цыплёнка
Тональность Ми-бемоль мажор.
При показе песни нужно подчеркнуть её шуточный характер; петь не очень быстро, но весело и звонко, точно выполняя ритмическии рисунок в пятом такте.
Предложить детям проследить мелодию первых четырех тактов песни. Чтобы дети делали это более внимательно и заинтересованно, можно применить следующий приём: учитель играет или напевает мелодию без слов, а дети следят по нотам; внезапно учитель прерывает песню и проверяет детей, правильно ли они покажут ноту, на которой он остановился.
Можно спеть с детьми первые 2—4 такта, называя ноты и тактируя (предварительно пропеть трезвучие).
Стоит стар человечек
Тональность Фа мажор.
Можно сказать детям, что это — песенка из детской оперы немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель» (русское название «Ваня и Маша»).
Спокойный и неторопливый темп в начале песни оживляется во второй её половине. Слова: «дремучем жить» — исполняются замедленно, с ферматой на четвертной ноте соль, а заключительная фраза поётся в первоначальном темпе.
При разучивании обратить внимание, чтобы не выделялись безударные окончания в словах: «человечек», «кафтанчик». Петь эти окончания очень легко, акцентируя предыдущий слог.
Легко и отрывисто надо петь восьмые в тактах с паузами. Полезно проследить по нотам первую половину мелодии песни (зыписать на доске первые четыре такта).
Как на тоненький ледок
Тональность Фа мажор.
Исполняется песня легко и подвижно.
Жизнерадостный её характер подчёркивается весёлым припевом.
Чтобы восклицание «эх!» не было крикливым, петь его нужно мягко, как бы любуясь зимой.
Надо облегчать безударные окончания слов, акцентируя ударные слоги в словах: «тоненький», «беленький».
Можно разнообразно оттенить содержание отдельных куплетов. Так, например, в четвёртом куплете выразить сочувствие Ване и спеть эти слова тише и медленнее; пятый куплет можно спеть живее, как бы показывая торопливость подружек, и т. д.
Почему медведь зимой спит
Тональность Ре мажор.
Песню петь живо, звонко и весело.
Мелодия и текст песни дают возможность очень выразительного её исполнения.
Чтобы ярче обрисовать образ медведя, можно после подвижного и лёгкого исполнения начала песни следующие затем слова: «Шёл он, шёл к своей берлоге» — спеть тяжело, замедленно. Особенно замедлить нужно пение слов: «и шагая через мост»,— а затем, сделав задержку (фермату) на паузе, легко и быстро исполнить последнюю фразу.
Усиление звучания и ускорение темпа при пении второго куплёта поможет передать картину переполоха в лесу.
Слова дятла нужно спеть медленнее и внушительнее.
При разучивании следует поработать над чистотой интонации скачках на октаву и квинту.
Елка
Тональность Фа мажор.
Исполнять песню живой лёгкой скороговоркой, выдерживая половинные ноты в конце фразы. Обязательно выполнять паузы в припеве.
Для пения по нотам можно использовать первые 4 такта песни, написав их в тональности До мажор.
Елочка
Тональность Фа мажор.
Петь неторопливо, напевным, мягким звуком.
Выразительность исполнения должна вытекать из содержания текста куплетов.
Первый куплет, например, можно исполнить спокойно, негромко.
Во втором куплете слова: «Спи, ёлочка, бай, бай» — можно спеть тише, очень ласково, а обращение Мороза к ёлочке пропеть немного громче, внушительнее.
Подобным образом разнообразить исполнение остальных куплетов.
Особое внимание обратить на чистое интонирование скачков на септиму (на слове «зимой» и т. д.).
Возле ёлки
Тональность Ре мажор.
Петь песню следует довольно быстро, но по возможности связно. Надо поработать над лёгким звучанием безударных окончаний слов. Обратить внимание на одновременное короткое произношение замыкающих согласных в словах: «год», «хоровод».
Дети могут проследить записанную на доске мелодию первых четырёх тактов песни, назвать ноты и их длительности, показать паузы и определить их длительности.
Метель
Тональность Фа мажор.
Песня исполняется неторопливо, напевно, полным звуком.
Особенно твёрдо и уверенно нужно петь последние две строчки каждого куплета.
Возможно легче и связней следует выполнять распев гласных на шестнадцатых долях, акцентируя стоящие перед ними восьмые (в словах: «разыграйтеся», «нйже» и т. д.); облегчать безударные окончания в словах: «метели», «ели» и т. д.
Поработать над чистотой интонации в пении на квинтовых и секстовых скачках.
Добрый мельник
Тональность Ре мажор.
Эту шуточную песню нужно исполнять с юмором, подвижно, лёгким и напевным звуком.
Необходимо обратить внимание на выразительное значение вдоха в разных куплетах.
Если, например, в персом куплете требуется подчеркнуть слова: «хороши, пригожи», — взяв с этой целью дыхание перед этими словами, то во втором куплете следует сделать вдох лишь после четвёртого такта, чтобы не разрывать целсстиссти фразы.
Для большей выразительности исполнения в четвёртом куплета после слов: «вынул деньги» — можно сделать люфтпаузу, слова: «думал, думал» — пропеть замедленно, сосредоточенно, а заключительную фразу спеть весело и звонко в первоначальном темпе.
В последнем, пятом, куплете, можно выразить шутливое сочувствие сыновьям мельника.
Повторяющийся припев петь с различными оттенками в зависимости от характера исполнения запева каждого куплета.
Необходимо поработать над облегчением звучания верхней ноты во втором такте песни, которую дети обычно очень выделяют.
Охотничья шуточная
Тональность Ми-бемоль мажор.
Петь песню следует довольно быстро. Лёгкое звучание с небольшим усилением к середине фраз и точное выполнение пауз придадут песне грациозный и шутливый характер.
Фразу: «за кусточком сидя, он собак увидел» — спеть очень тихо, пояснив детям, что зайчик притаился. В словах: «сидя», «увидел» — ослабить безударные окончания, выделив ударные слоги. Закончить первый куплет нужно очень легко, сделав staccato на слове «скок».
Начало второго куплета следует спеть более громко, как бы испуганно, внезапно перейдя на piano на словах: «Только зайка быстрый всех надул, обманул», — исполнив их лукаво, с хитринкой.
Так же выразительно пропеть третий и четвёртый куплеты песни. Слова зайца, заключающие песню, спеть насмешливо, как бы поддразнивая незадачливых охотников.
Воздушная песня
Тональность До мажор.
Исполнять песню следует напевно, спокойно; чтобы не нарушать плавности мелодии, каждую фразу петь на одном дыхании.
Слова о надвигающейся грозовой туче можно спеть с оттенком тревоги. Для более чистого исполнения песни на высоких нотах желательно поупражняться в пении приведенного нотного отрывка.
Обратить внимание детей и поработать над разными окончаниями в сходных музыкальных фразах на словах: «над страной» и «стороной».
Песня о пограничнике
Тональность ре минор.
Эта песня содержит хороший, яркий материал для воспитания патриотических чувств детей. Разучивание её следует приурочить ко дню Советской Армии.
В короткой беседе учитель должен сказать детям о том, что их спокойную, счастливую жизнь и мирный труд созетских людей охраняют сильные и смелые солдаты и офицеры Советской Армии.
После этой беседы следует выразительно прочитать текст песни, а затем уже перейти к её показу.
Исполнять песню следует неторопливо, очень напевно, собранным округлённым звуком, сохраняя вместе с тем её острый ритмический рисунок, придающий твёрдый и решительный характер всей песне.
Первый куплет можно спеть тихо, сосредоточенно. Начало второго куплета — встревоженно, а слова о готовности пограничника дать отпор врагу — исполнить уверенно и громко.
Так же твёрдо, маршеобразно слетует пропеть первую половину третьего куплета, конец же песни спеть, как и её начало, тихо и протяжно.
Необходимо обратить внимание на допевание концов фраз. В словах покрыт и стоит — коротко и одновременно произносить замыкающие гласные.
Всегда найдётся дело
Тональность Ми мажор.
Общий характер исполнения песни — подвижный, жизнерадостный.
Первые две фразы, повторяющиеся в каждом куплете, требуют большого дыхания и напевности.
К концу второй фразы темп можно замедлить и, сделав фермату на слове «вокруг», быстро и легко, с оттенком деловитости спеть остальную часть песни.
Заключительные слова песни: «и лентяем прослывёт» — можно исполнить укоризненно, постепенно замедляя темп.
Перед весной
Тональность Ми-бемоль мажор.
Петь песню следует довольно быстро, но напевно, очень жизнерадостно, лёгким, светлым звуком.
Квинтовые скачкк в мелодии и распевы гласных создают трудности для исполнения песни в указанном темпе. Над преодолением этих трудностей следует дополнительно поработать.
Птичий дом
Тональность Ми-бемоль мажор.
Общий характер исполнения песни — светлый, неторопливый, но с движением.
Чтобы не прерывать мелодической линии в первых двух фразах, нужно исполнять их, по возможности, на одном дыхании.
Необходимо обратить внимание на преодоление ритмических и интонационных трудностей в песне: выдерживать везде точку с четвертью, точно выполнять паузы, очень чисто петь вторую половину каждого куплета.
Обращение к птичкам в конце песни исполнить ласково и приветливо.
Весенняя песенка
Тональность Ми-бемоль мажор.
Исполнение песни должно быть пронизано светлым, радостным настроением.
Задача учителя — в предварительной короткой беседе о наступлении весны вызвать у детей соответствующее песне настроение.
Петь песню надо неторопливо, очень напевно, мягким, округлённым звуком, дыхание брать только на паузах и в указанных местах.
Исполнение припева следует оживить некоторым ускорением темпа и большей звучностью.
Журавель
Тональность Соль мажор.
Общий характер песни — жизнерадостный, шутливый. Исполняя песню, дети выражают комическое возмущение поведением журавля.
Петь легко п напевно, б довольно быстром темпе.
Не задерживать последнюю ногу в каждой фразе, быстро брать дыхание между ними.
Бнутрн перзых дзух фраз запева делать crescendo с последующим diminuendo.
Обратить внимание на чистоту интонации при распеве гласной з слове «щи-лет». Распев этого слова показать ка нотном примере.
Синичка
Тональность ре минор.
Трудностью в ргзучнзаннн этой песни являются шестнадцатые ноты, которые проходят через всю песню, придавая ей характер лёгкости н подвижности Петь их нужно очень чётко, легко и связно, н притом s довольно быстоом темпе.
Помимо того, следует поработать над интонацией фразы: «Ты. синичка. где была?» Она встречается два раза в разных вариантах. В первый раз мелодия на слове «была» идёт на нижнее ре, а во второй раз — ка верхнее ре. Необходимо показать детям это различие на нотных примерах.
Всю песню исполнять светло и легко. Слова синички может спеть солист с высоким, звонким голосом.
Кукушка
Тональность Си-бемоль мажор.
Петь песню следует довольно подвижно, напевно, делая в указанных местах небольшие усиления и ослабления звучности; быстро брать дыхание между фразами.
Припев: «Ку-ку» — можно петь то звонко, то тихо, в зависимости от содержания куплета; верхнюю ноту петь легко и отрывисто (staccato), а нижнюю — протяжно и с нажимом. При разучивании облегчать безударные окончания в словах: «опушке», «кукушка», — следить, чтобы они не выделялись.
При исполнении уже выученной песни «кукозание» можно поручить солисту с высоким голосом.
Пастушка (Чешская)
Тональность До мажор.
Общий характер песни — светлый и спокойный. Исполнять её нужно неторопливо, певуче.
Фразы, начинающиеся с половинных нот, следует петь мягче, делая crescendo к последнему слову; легче выполнять безударные доли в этих словах.
Необходимо поработать над различными окончаниями двух первых, сходных по мелодии, фраз.
В словах: «белые» и «серые» —надо акцентировать первый слог и сразу перейти на тихое и быстрое исполнение слов: «топ-топ-топ-топ-топ».
На материале этой песни можно познакомить детей с трёхдольньш размером и тактированием на три.
Пойду ль я, выйду ль я
Тональность Фа мажор.
Следует сказать детям о давнем происхождении этой плясовой песни и объяснить народные обороты речи в ней.
Характер исполнения её может быть различным: быстрый, оживлённый с первых же тактов с постепенным нарастаннем скорости темпа.
Необходимо поработать над быстрым вдохом а местах, где он указан.
Там за речкой, там за перевалом
Тональность Ре мажор.
Исполнять песню надо не слишком быстро, напевно; запев исполнять звонче, а припев-более мягко, с лёгкими акцентами.Закончить песню, постепенно затихая, чтобы она звучала как будто издали.
Красные маки
Тональность Фа мажор.
Исполнять песню следует подвижно, певучим и лёгким звуком; выделять слово «маки», облегчая его безударное окончание; мягко и несколько замедленно пропеть «в поле расцвели».
Необходимо обратить внимание, чтобы дети не путали окончания сходных по мелодии фраз на словах «расцвели» (на доминанте) н сдо земли» (на тонике), поупражняться в пенни этих фраз.
Звездочка
Тональность Фа мажор.
Перед исполнением песни надо напомнить детям о символическом значении красной звёздочки.
Исполнение должно быть бодрым, жизнерадостным. Петь песню следует в темпе быстрого марша, замедляя её к концу запева; начало припева исполнять в первоначальном темпе, мягко и певуче, а конец — энергично и уверенно.
Надо следить за одновременным я коротким произнесением замыкающих согласных в словах «октябрят», «ребят» и т. д.; ослаблять безударные окончания в словах «прекрасная», «красная», исполняемых на одном и том же звуке, каждый следующий звук петь тише предыдущего; поработать над чистотой интонации в скачках, особенно в начальных фразах запева.
Часы Кремля
Тональность Ре мажор.
В короткой вступительной беседе надо рассказать детям о столице нашей Родины Москве, откуда по всей стране разносится звон кремлёвских часов; показать картинку с изображением часов на Спасской башне.
Исполнять песню следует напевно и торжественно, звонким активным звуком; второй куплет спеть мягче и тише, как будто прислушиваясь к звону часов.
Необходимо обратить внимание на точное выполнение распева гласных, особенно в восьмом такте песни.
Липка
Тональность Фа мажор.
Перед показом песни учителю нужно настроить детей коротенькой беседой; важно, чтобы дети почувствовали, как слаба молоденькая липка, как нуждается она в том, чтобы дети оберегали её.
Исполнять песню следует неторопливо, мягким, округлённым звуком.
Песня трудна интонационными различиями в сходных музыкальных фразах: «не ломай меня» и «береги меня». Эти фразы нужно поучить отдельно.
Следует обратить внимание и на сходное движение мелодии в фразах: «Выросла я. липка, тоненькой и гибкой» и «Медоносным цветом зацвету я летом». Различие их заключается только в высоте (вторая фраза звучит на терцию ниже первой). Эти фразы могут поочередно исполнять две группы детей.
Дыхание надо распределять на всю фразу, беря его только в указанных местах: облегчать звучание безударных окончаний в словах: «липка», «гибкой» и т. д.
Ландыш
Тональность Ре мажор.
Песня должна звучать мягко и грациозно. Петь её следует неторопливо, певуче, очень лёгким звуком, делая crescendo и diminuendo внутри фраз.
Можно предложить детям самим найти основные оттенки исполнения песни.
Следует поработать над одновременным и коротким произнесением замыкающих согласных в словах: «один», «синь» — и над облегчением безударных окончании в словах: «светит», «листья», «росистой» и т. д.
Колыбельная
Тональность Соль мажор.
Петь песню следует неторопливо, спокойно и протяжно, округлённым звуком. Чтобы не нарушать плавность мелодии, надо быстро, но глубоко брать дыхание в указанных знаками местах; точно и связно выполнять распев гласных на восьмых и особенно на шестнадцатых долях; следить за чистым и плавным звучанием мелодии на скачках.
Объяснить народные обороты речи: «дитятко» и др.
Пастушка (Французская)
Песня ярче звучит в тональности Ля мажор, но петь её следует ниже, в Соль мажор, так как большинству учащихся II класса нота ми2 для исполнения недоступна.
Содержание этой жизнерадостной шутливой песни можно передать очень выразительно.
Петь её нужно в умеренно быстром темпе, очень певуче; припев исполнять легко и грациозно, меняя оттенки в соответствии с содержанием запева. Так, например, в третьем куплете припев нужно петь негромко, лукаво, как бы подчёркивая намерения кошки; в четвёртом — с большей звучностью, сердито, в пятом — тихо и очень хитро, а в шестом — звонко и насмешливо.
|