На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Перспектива. Пособие для учителей по черчению и рисованию. Владимирский Г. А. — 1952 г.

Г. А. Владимирский

Перспектива

для учителей черчения и рисования

*** 1952 ***


DjVu




      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
      Введение 5
      § 1. Основные понятия 7
      § 2. Перспектива точки 9
      § 3. Перспектива прямой и прямолинейного отрезка 10
      § 4. Предельная точка прямой. Линия горизонта 12
      § 5. Перспектива пучка параллельных прямых. Точка схода 17
      § 6. Изображение плоскости в перспективе 21
      § 7. Позиционные задачи 24
      § 8. Изображение многогранников в перспективе 29
      § 9. Перспективный масштаб. Дистанционная точка 35
      § 10. Метрические задачи 46
      § 11. Перспектива окружности 63
      § 12. Построение теней в перспективе 74
      § 13. Построение отражений в плоском зеркале 90
      § 14. Основные условия наглядности изображения 93
      § 15. Некоторые практические приёмы построения изображений на картине 98
      § 16. Построение перспективы предмета по плану и фасаду 103
      § 17. Упражнения и задачи 113

     
     

      ПРЕДИСЛОВИЕ
      За последние годы назрела настоятельная необходимость улучшения преподавания черчения и рисования в средней школе. Одним из мероприятий в этом направлении является повышение теоретической подготовки учителей черчения и рисования по специальности.
      Настоящая книга служит в определённой мере выполнению указанной задачи. Основы учения о перспективе необходимы учителю в преподавании как на уроках черчения, так и рисования. В первом случае — в преподавании черчения — знание основных положений и свойств центральных проекций (перспективы) помогает учителю составить более глубокое и обобщённое понятие о методах графического изображения пространственных форм на плоскости, т. е. о тех методах, основные сведения о которых учитель сообщает своим ученикам, обучая их черчению в школе. Во втором случае — на уроках рисования — владение теорией перспективы помогает учителю держаться правильного в научном отношении методического пути при обучении учащихся приёмам и навыкам построения реалистического учебного рисунка.
      Изложение предлагаемого в книге теоретического материала базируется на сведениях, составляющих содержание элементарного курса геометрии (планиметрии и стереометрии); материал последнего параграфа предполагает наличие элементарных знаний по начертательной геометрии в пределах школьной программы черчения. Одновременно с систематическим изложением теории перспективы читатель найдёт последовательно подобранные примеры практического приложения теории к построению перспективных изображений реальных предметов несложной формы, причём преимущественное внимание уделяется способам построения изображений, выполняемым непосредственно на картине по заданным определяющим её элементам, не прибегая к вспомогательным чертежам в ортогональных проекциях. Освоение именно этих способов соответствует практическим потребностям учителя рисования.
      Предлагаемый курс перспективы составлен в соответствии с программой, принятой на художественно-графическом факультете Московского городского педагогического института им. В. П. Потёмкина. В основу содержания и структуры курса взяты положения, высказанные проф. Н. Ф. Четверухиным в его лекциях, читанных на художественно-графическом факультете пединститута в 1943/44 и 1944/45 учебных годах.
      Считаю своим долгом выразить искреннюю признательность А. Д. Виноградову, А. Г. Климухину и Н. А. Меделяновскому за их критические замечания, принятые мной во внимание при работе над рукописью.
      Г. Владимирский.
     
      ВВЕДЕНИЕ
      В учебной работе, в технике, в науке и в искусстве широко применяются рисунки, чертежи, фотографические снимки, картины. Все эти виды изображения предметов окружающего нас мира имеют весьма разнообразное назначение: они могут быть используемы для познавательных целей в виде различного рода иллюстраций учебного и научного характера, для целей промышленности и строительства в виде инженерно-технических чертежей или, наконец, как произведения изобразительного искусства, вызывающие в нас определённые переживания, связанные с содержанием произведения.
      Всякий рисунок, чертёж, картина представляют условное сочетание на плоскости точек, линий и цветовых пятен, сгруппированных по определённой системе таким образом, чтобы при рассматривании они вызывали представление тех или иных пространственных форм. Отчётливость возникающего представления и его яркость зависят от того, в какой степени зрительный образ, вызываемый изображением предмета (рисунком), соответствует образу, возникающему при непосредственном рассматривании самого, предмета.
      Изучение методов графического построения изображений пространственных фигур на плоскости составляет предмет начертательной геометрии. В основе методов начертательной геометрии лежит принцип проекций. Этот принцип соответствует принципу получения изображения на,сетчатке глаза, т. е. принципу, обусловливающему непосредственное зрительное восприятие пространственных форм. Более или менее точное следование методам начертательной геометрии при построении изображений предметов окружающего нас мира является неотъемлемым требованием, предъявляемым ко всякому плоскостному изображению реальных форм пространства как в учебной работе, в технике, так и в произведениях искусства.
      В зависимости от способа выполнения можно различать два основных вида графических изображений: рисунок и чертёж.
      Рисунок есть изображение, сделанное от руки на глаз. Такой способ выполнения изображений может лишь приближённо соответствовать научным методам построения. Рисунок применяется в учебной работе и в технике в тех случаях, когда требуется дать наглядное представление о форме предмета, передать общий вид и соотношение основных частей предмета. Равным образом опирающийся на научные методы построения рисунок лежит в основе картины как произведения реалистического искусства.
      Чертёж есть изображение предмета, выполненное при помощи чертёжных инструментов с точным соблюдением определённых, научно обоснованных правил. Чертёж имеет назначение дать точные сведения как о форме, так и о размерах предмета и применяется главным образом в технике и в учебной работе, связанной с изучением технических наук. Наглядность изображения в' чертеже имеет часто второстепенное значение.
      Помимо указанных двух видов изображений — рисунка и чертежа, — получаемых графическим путём и входящих в рассмотрение начертательной геометрии, широкое применение имеет фотографический снимок. Геометрическая основа построения фотографического изображения также соответствует принципу проекций. Фотографический снимок обеспечивает хорошую наглядность изображения и точность передачи формы и метрических соотношений частей изображённого предмета. Однако способы получения фотографических снимков не связаны с графикой и потому не являются прямым предметом изучения начертательной геометрии.
      Уменье изображать предметы окружающей нас жизни необходимо работникам весьма разнообразных профессий. Элементарные навыки в этой области требуются уже в школьной учебной работе на уроках геометрии, физики, естествознания и др. Поэтому обучение основным способам изображения выделено в начальной и средней школе в особые учебные предметы — рисование и черчение, преподавание которых ведётся педагогом-специа-листом.
      Совершенно очевидно, что учитель рисования и черчения должен с надлежащей глубиной овладеть теорией своего предмета, т. е. теорией построения изображений пространственных фигур на плоскости. Необходимые теоретические сведения по указанному предмету составляют содержание нескольких разделов курса начертательной геометрии*). Настоящая книга излагает содержание раздела центральных проекций, называемого иначе теорией перспективы. Учение о центральных проекциях представляет одну из составных частей теоретической основы предмета рисования и вместе с тем является наиболее обобщённым учением о проекциях как графическом методе построения изображений. Освоение теории центральных проекций даёт возможность овладеть методом построения изображений не только на основе непосредственного наблюдения предметов (рисование с натуры), но и по представлению, на основе словесного описания изображаемого объекта. Последнее особенно необходимо учителю рисования, принимая во внимание его иллюстративную работу как неотъемлемую часть урока рисования и большую работу оформительского характера, проводимую в школе. Вместе с тем овладение теорией центральных проекций (перспективы) даёт учителю возможность внести в методику преподавания рисования элементы научного обоснования прививаемых ученикам навыков построения рисунка в части, относящейся к его геометрической структуре.
      *) Таковыми разделами являются: 1) центральные проекции, или перспектива, 2) параллельные проекции, в частности аксонометрия, 3) комплексные чертежи в ортогональных проекциях и 4) проекции с числовыми отметками.
     
      § 1. Основные понятия
      Изображение пространственной фигуры на плоскости получается по принцину проекций.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru