ЛЮБИТЕ ИСКУССТВО!
Дорогой читатель! Эта книга предназначена тем, кто любит прекрасное, кто хочет расширить свои знания и умения в области изобразительного искусства. А юных любителей искусства в нашей стране — миллионы. Ведь чувство прекрасного, потребность в красоте живут в человеке. И очень восприимчивы к проявлению прекрасного дети.
Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как пытлив и непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь! Детское творчество несет печать безудержной энергии — колористической, цветовой, пластической. Портреты родных и друзей, впечатления от прочитанной книги, о легендарной коннице Чапаева или от кинофильма о Великой Отечественной войне — все выражено самобытно, искренне и неповторимо.
Дети рисуют и внимательно вглядываются в мир. Их восхищает многообразное проявление жизни в природе — будь то красота полевого цветка, бег лошадок или структура дерева. Так делается первый шаг в большой мир искусства, так начинается для многих путь к призванию. Рисуя, вы, ребята, начинаете лучше понимать мир, а лучше понимать и знать — значит больше дорожить, любить. Незаметно расширятся ваши представления о мире, предназначении искусства.
Ведь искусство — это прежде всего воспитание души, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представление о прекрасном, окрыляет мечту, делает богаче душу человеческую.
В наш век — век небывалого роста научно-технических знаний — роль искусства не уменьшается, а возрастает. Сегодня еще существует военная угроза миру, всему живому на земле. Искусство же учит ценить уникальность человеческой личности, оно учит состраданию, душевности. Вспомните, что даже в самые тяжелые для нашего народа годы Великой Отечественной войны музы не молчали. И в это время создавались прекрасные картины, песни, кинофильмы. Они помогали нам выстоять в борьбе с врагом и победить его.
И сегодня искусство на службе мира и дружбы народов. Люди разных стран стремятся лучше знать друг друга, и неоценимую помощь в этом им оказывает искусство. Не случайно выстраиваются длинные очереди на свидание с Джокондой в Москве или на выставки сокровищ Эрмитажа в Париже и Нью-Йорке.
Но искусство не исчерпывается зрительским восторгом. Оно взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем. В этом его нравственное значение. И художник должен быть человеком беспокойным, пытливым, отзываться на чужую боль и разделять радость других. Он всегда видит свое гражданское предназначение в том, чтобы зажигать сердца правдой, верой, любовью, состраданием.
В этой книге большое внимание уделено классическому искусству, созданному разными народами за многовековую историю. И такое внимание оправдано.
В XX в. буржуазное искусство, массовая культура ведут планомерное разрушение высоких критериев творчества. Создаются ложные кумиры, а вечные ценности подвергаются сомнению. И в этих условиях верный ориентир всегда вам дадут те произведения художественного гения, которые выдержали испытание временем.
«Норма и недосягаемый образец» — так отзывался Карл Маркс об античной классике, и эти слова можно отнести ко всему мировому классическому искусству.
Рассматривая классические произведения, мы не только любуемся совершенной формой, постигаем глубокое содержание, но и приобщаемся к размышлениям наших предков о тех нравственных ценностях, которые нам остались в наследство. Эта преемственность высоких идеалов и составляет неразрывную связь поколений. Память прошлого, его непреходящие ценности помогают лучше понять сегодняшнюю жизнь.
С понятной гордостью говорим мы об отечественном искусстве, его творческих завоеваниях, о русских и советских выдающихся живописцах, скульпторах, графиках. Наше искусство отразило судьбу народа, оно имеет свою неповторимую интонацию, духовную основу, рожденную укладом жизни, историей, природой. Художественный гений нашего народа проявился еще в древнерусской живописи, фресках, в шедеврах древнерусского зодчества. Со времени К. П. Брюллова, А. Г. Венецианова, А. А. Иванова начался расцвет великого русского реалистического искусства. Александр Андреевич Иванов, Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков, Валентин Александрович Серов, Михаил Александрович Врубель — какие это разные мастера, каждый велик и непохож на другого.
Есть картины, впечатления от которых, полученные в детстве, остаются неизменными на всю жизнь. Накапливайте такие впечатления, дорогие ребята, гордитесь тем, что сделано великими русскими мастерами.
Славная страница в истории отечественного искусства открылась после Великого Октября. Появились картины, скульптуры, плакаты с новым содержанием, новым изобразительным языком. Посмотрите на картину С. В. Герасимова «Клятва сибирских партизан». Какая удивительная эта вещь по своему гражданскому накалу, какое чувство достоинства и свободы в глазах ее героев!
Как никто другой, воспел молодость Советской страны А. А. Дейнека. В его полотнах отразился новый человек, со всей своей духовной щедростью, здоровьем, нравственной силой.
Советские художники всегда делили с народом и горькие дни, и победные. И сейчас они отдают свои силы воспитанию высоких коммунистических идеалов. Глубокая сопричастность с жизнью страны дает широту суждений, истинную достоверность, которая столь дорога в искусстве.
Углубляясь в изучение искусства, знакомясь с творческой судьбой и жизнью художника, вы узнаете, какой ценой, каким трудом и поиском отмечен всегда путь большого мастера.
Несколько лет назад в Москве, в Центральном выставочном зале проходила выставка работ Аркадия Александровича Пластова. Кроме известных картин зрители могли увидеть целые залы подготовительных работ, то, что рождало замыслы — наброски, этюды, пейзажи, образы людей деревни, все, чем жил и восхищался художник. Какая неутомимая жажда познания живого, восторг перед ним и страсть в постижении! Поражает этот мир тревог, радостей, грусти, огромный диапазон раздумий художника, созвучных думам и чаяниям нашего народа.
Почему же одни картины потрясают нас, мимо других мы проходим равнодушно? Одно из главных качеств настоящего искусства — способность вызвать сопереживание. Художник наделяет своих героев внутренней жизнью, одухотворяет их. Душа творца должна быть потрясена верой ли, состраданием, любовью, болью, иначе не может появиться такое стихотворение Пушкина, как «Я помню чудное мгновенье », или полотно Дейнеки «Оборона Севастополя».
Искусство — это память народа. Оно связывает времена в нашем сознании, выстраивает наше прошлое, делает тебя соучастником событий и давно минувших, и нынешних. Сегодня в центре внимания советских художников — человек труда, сопричастность с судьбой народа, нашей социалистической Родины. Без искусства и вне искусства мы не сможем понять величие наших дней.
Мы надеемся, что эта книга поможет вам, юные читатели, расширить свои познания в изобразительном искусстве, а тех, кто хочет стать художником, укрепит в этом призвании.
Е. Е. МОИСЕЕНКО,
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК СССР,
ЛАУРЕАТ ЛЕНИНСКОЙ ПРЕМИИ
ОТ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ
Дорогие ребята! Эта книга расскажет вам об изобразительном искусстве. О его видах, жанрах, исторических стилях и направлениях, отдельных периодах развития, о крупнейших художественных музеях мира, о выдающихся мастерах мировой и советской художественной культуры.
Без изучения великого художественного наследия, созданного человечеством за всю его многовековую историю, невозможно понимать и любить искусство, приумножать его бесценные сокровища. Оно будет всегда сопровождать вас в вашей жизни, а для некоторых, возможно, станет профессиональным занятием. Старайтесь постоянно обогащать свои знания об искусстве, изучайте природу, умейте видеть и открывать прекрасное в искусстве и окружающей вас действительности и передавать свое умение другим. Назначение книги, которая лежит перед вами, — помочь вам в начале этого пути.
Энциклопедический словарь юного художника издается в нашей стране впервые.
Многое в построении этой книги покажется вам непривычным. Поэтому постарайтесь запомнить основные правила пользования словарем. Все статьи в нем расположены по алфавиту. Но часть из них (например, статьи о художниках, практические советы юному художнику) помещены вслед за основными материалами. Так, статьи о великих мастерах эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэле, Тициане, Дюрере и других находятся после статьи «Возрождение», а после рассказов об отдельных видах искусства вы найдете практические советы по той или иной технике и по выбору материалов для работы.
Когда вы встретите термины, выделенные особым шрифтом — курсивом, это значит, что о них вы найдете отдельные статьи. Ориентироваться в Энциклопедическом словаре юного художника вам поможет алфавитный указатель в конце книги. В нем перечислены не только названия статей (они набраны полужирным шрифтом), но и другие термины, встречающиеся на страницах словаря. Рядом указаны страницы, где о них можно прочитать. В конце книги имеется также список наиболее доступных книг по отдельным разделам истории искусства и практики художественного Творчества. В тексте статей после названия некоторых произведений изобразительного искусства в скобках указывается год их создания и место хранения. В основном это касается тех произведений, которые вы сможете увидеть в музеях нашей страны, а также некоторых шедевров из зарубежных музеев.
Словарь иллюстрирован репродукциями произведений выдающихся мастеров мирового и советского искусства, рисунками, схемами. Они дополнят и расширят ваши знания о том или ином явлении искусства или художнике.
Над книгой работал большой коллектив художников, искусствоведов, ученых, педагогов: М. В. Алпатов, М. К. Аникушин, Е. Е. Моисеенко, Д. С. Бисти, В. М. Василенко, Б. Б. Пиотровский и многие другие. В словаре использованы материалы и практические советы наших замечательных мастеров В. А. Ватагина, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова, К. Ф. Юона.
Естественно, что все вопросы изобразительного искусства в словаре охватить невозможно. Ведь для этого потребовались бы многие тома. Главная цель словаря — дать юному художнику, всем ребятам необходимые краткие сведения по основным вопросам искусства и художественной практики. Каждый из вас может затем расширить и углубить их, обратившись к специальной литературе. Мы надеемся, что словарь станет для вас добрым помощником в этом деле. Желаем вам творческих успехов, наши юные друзья!
Составители: НЕЛЛИ ИВАНОВНА ПЛАТОНОВА, ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ СИНЮКОВ
Авторы статей: АБЕЛЯШЕВА Г. В., АЛЕХИН А. Д., АЛЛЕНОВ М. М.,
АЛПАТОВ М. В., АЛЬТМАН И. П., АНДРЕЕВ М. И., АНДРЕЕВА Е. Е.,
НИКУШИН М. К., АНТОНОВА И. А., АФАНАСЬЕВ М. Д., АФРИН Ю. И., БИСТИ Д. С.,
БЫЧКОВ Ю. А., ВАНСЛОВ В. В., ВАСИЛЕНКО В. М., ВЛАДИМИРОВ А. П., ВОРОНОВ Н. В.,
ГЛУХАРЕВА О. Н., ГОЛУБЦОВА Г. Д. ГОРДЕЕВА О. Г. ГРИГОРОВИЧ Н. Е.
ДЕВЯТОВ М. М., ДУР АСОВ Г. П., ЖУКОВА А. С., ЗАЙЦЕВ А. С., ИВАНОВ Н. М.,
ИВЕНСКИЙ С. Г., КАНТОР А. М., КОЗЛОВА Т. В., КОРОЛЕВ В. П., КОРОЛЕВ Ю. К.,
КУЗИН В. С., ЛЕБЕДЕВА В. А., ЛЕВИН С. Д., ЛИХАЧЕВ Б. Т., ЛУКИН Н. Н.,
ЛУНЕВ А. Ф., МАЛОВА А. М., МОИСЕЕНКО Е. Е., МЯКИШЕВА Н. С., НЕЗНАЙКИН Г. И.,
НЕНАРОКОМОВА И. С., ПАНОВ В. П., ПЕТРОЧУК О. К., ПИОТРОВСКИЙ Б. Б.,
ПЛАТОНОВА Н. И., ПУШКАРЕВ В. А., РАННЕВ В. Р., РИВКИН Б. И., САВОСТЮК О. М.,
СЕМЕНОВ С. Н., СЕРГИЕНКО И. И., СЕРДЮК Е. А., СИДОРОВ В. Е., СИНЮКОВ В. Д.,
СЫСОЕВ П. М.,ТАТТАР Г. В., ТОМСКИЙ Н. В., ТУРЧИН В. С., ТЯЖЕЛОВ В. Н.,
УСПЕНСКИЙ Б. А., ХОДОВ В. М., ЭРЕНГРОСС Б. А., ЮСОВ Б. П.
Принципиальный макет художника ЮЛИКОВА А. М.
Оформление издания художника КОМАРОВА В. С.
Макет книги художника ЕФИМЕНКОВА П. И.
Иллюстрации выполнили художники: БОРИСОВ К. Р., ЕФИМЕНКОВ П. И.,
КОНИНА К. В., ЛОБАЧЕВ В. П., РАННЕВ В. Р., СОРОКА Т. П.
Фотоиллюстрации выполнили: ВЕТРОВ С. Л., ГУРОВ Н. Р.,
ДМИТРИЕВ Е. К., КИРЮХИН В. Н., КНЯЗЕВ Н. А., КОНСТАНТИНОВ И. И.,
МАЙДАНЮК С. В., ПРИХОДЬКО И. И., УТКИН И. В.
Использованы фото издательств «Изобразительное искусство» и «Планета»
Ретушёры: ВОЛКОВ Ю. Н., КОЗЕЛЕВ П. Н.
|