ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Методические .рекомендации к постановке эксперимента по полимерам И полимерным материалам 4
Глава II. Получение полимеров (смол)
Реакция полимеризации 12
Реакция поликонденсации
Реакции ацителирования
Глава III. Пластмассы и работа с ними
Термопластичные пластмассы
Термореактивные пластмассы 52
Склеивание, сварка, окраска и механическая обработка пластмассовых изделий 55
Глава IV. Волокна 63
Основные синтетические волокна
Определение влаги, золы и азота в химических волокнах 73
Глава V. Каучуки 75
Сравнение свойств натурального каучука и резины 75
Сравнение свойств каучуков 80
Анализ каучуков 83
Опыты с латексом 86
Глава VI. Формование полимерных материалов и работа с ними
Получение пенопластов
Формование пленок 89
Формование волокон 91
Работа с зубопротезными и другими наборами 93
Формование изделий из фенолформальдегидной смолы 95
Получение слоистых пластиков на основе резорциноформальдегидной смолы 96
Установка для литья пластмассовых изделий под давлением 97
Глава VII. Анализ полимеров и полимерных материалов, их распознавание 99
Определение молекулярной массы полимеров
Установление температуры плавления полимеров и полимерных материалов 104
Распознавание полимерных материалов 105
Справка о некоторых мономерах, инициаторах и растворителях 115
ВВЕДЕНИЕ
Широкое применение .полимерных материалов в жизни и технике позволяет в большем объеме использовать их в школьном химическом эксперименте. Это важно не только для расширения знаний учащихся о высокомолекулярных соединениях, но и для привития определенных умений и навыков, необходимых при работе в химической лаборатории (завода, высшего учебного заведения) и повседневной жизни (распознавание полимерных материалов, их склеивание, сварка и механическая обработка).
Эксперимент по полимерам, предлагаемый в этой книге, отработан для школьных условий. При этом учитывалось, что опыты должны быть непродолжительными, доступными, наглядными, не требующими сложной аппаратуры и специальных условий. Кроме этого, принимайте во внимание и то, что должен быть малый расход химических реактивов.
Во второе издание данной книги включены новые главы: «Формование полимерных Материалов», «Анализ полимеров (смол)» и изменена структура книги.
Эксперимент по полимерам может быть использован на уроках химии, факультативных и кружковых занятиях.
Глава I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПОЛИМЕРАМ И ПОЛИМЕРНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Обширный и доступный для школы химический эксперимент по полимерам и полимерным материалам позволяет поставить большое число самостоятельных работ учащихся, способствующих развитию творческой мысли. Многие опыты могут иметь исследовательский характер, например исследование отношения полимера к нагреванию, растворителям, химическим реагентам и т. д. Но это не исключает и демонстрационных опытов на уроках.
На классных и факультативных занятиях ставят прежде всего такие лабораторные опыты, которые связаны с изучением свойств и применением пластмасс, волокон и каучуков. Многие физико-механические и химические свойства повторяются у полимерных материалов, поэтому их можно изучать на одном-двух представителях. Например, растворимость лучше рассмотреть на полистироле и каучуке, которые легко образуют вязкие растворы; эластичность наиболее убедительно можно показать на каучуках, а продукты разложения полимеров целесообразней демонстрировать на полистироле (реакция деполимеризации) и каучуке. Некоторые свойства рассматривают на каждом полимерном материале: агрегатное состояние, цвет, прочность, изменение материала при нагревании; характер горения, действие химических реагентов. В таблице 1 указаны те свойства полимеров, которые изучают на уроках по химии. На факультативных же занятиях более глубоко исследуют некоторыё полимерные материалы, чем на уроках по основному курсу органической химии, а также ставят опыты по синтезу полимеров.
Для самостоятельного проведения лабораторных опытов учащиеся получают инструкцию. В ней дается последовательность изучения свойств-того или иного полимерного материала и техника выполнения опыта. В данном пособии опыты описаны так, что учитель, изменив в них только форму обращения (лучше, в повелительном наклонении), сможет составить инструкцию для учащихся. Оформление записей лабораторных работ учащиеся проводят по определенной форме (табл. 2).
Выводы, сделанные на лабораторных работах, учащиеся записывают в карточку (табл. 3), которая необходима им в дальнейшем для сравнения со свойствами других полимерных материалов.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|