Настоящий практикум по истории древнего мира представляет собой подбор источников по наиболее важным темам трех разделов курса: «Древний Восток», «Древняя Греция», «Древний Рим». Пособие предназначено для использования студентами на практических занятиях, а также для самостоятельного изучения ими источников при выполнении контрольных работ и при подготовке к экзаменам.
Основная задача практикума — научить студентов анализировать различные но своему характеру исторические источники (кодексы законов, различные постановления, произведения художественной литературы, сочинения древних историков), которые освещают развитие хозяйства, социальных отношений, политических форм, знакомят с особенностями классовой борьбы в государствах древнего мира.
Необходимо определить классовую направленность каждого источника, цели, которые ставил автор при описании событий, а также его достоверность. Для этого студенту рекомендуется изучить главы в учебных пособиях, где дается обзор и характеристика источников.
Учебным планом предусмотрено 18 часов практических занятий на установочной сессии по разделам «Древний Восток» и «Древняя Греция» и 8 часов на зимней сессии I семестра (по разделу «Древний Рим»), Возможно и иное распределение часов, если практические занятия с зимней сессии перенесены на летнюю. Первобытное общество в пособии не представлено, так как по этому разделу отсутствуют письменные синхронные источники. Практическое занятие (2—3 часа) по этому разделу можно провести по работам Ф. Энгельса. Тематика, предлагаемая в пособии, рассчитана на большое количество часов. Это вызвано желанием составителей обеспечить студентов источниками для самостоятельного изучения отдельных вопросов, а также для возможного варьирования тематики практических занятий.
Работа на практических занятиях по древней истории предполагает предварительную самостоятельную подготовку студентов (изучение лекционного материала и учебной литературы, знакомство с источниками по данной теме и анализ их).
Пособие включает темы практических занятии, их примерные планы, списки литературы и источников, методические указания. В списке литературы к каждой теме рекомендуются источники, который дополняют тексты, приведенные в настоящем пособии. Они могут быть использованы дли углубленного изучения вопроса при подготовке доклада или контрольной работы.
Темы 5, 13, 17 составлены И. С. Свенцицкой; темы 10, 12, 18 и 19 совместно П. Л. Проснной и И. С. Свенцицкой. Остальные темы составлены Н. Л. Проснной.
Тема 1
ВОССТАНИЕ БЕДНОТЫ И РАБОВ В ЕГИПТЕ В XVIII В. ДО Н. Э.
Примерный план
1. Экономический и общественный строй Египта в период Среднего царства.
2. Данные источников об обострении социальных противоречий в Египте.
3. Движущие силы восстания.
4. Ход восстания и причины его поражения.
5. «Речение Ипусера». Характер источника и его тенденция в освещении восстания.
Основная литература
К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., Господитиздат, 1940.
К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, сгр. 424—425.
К. Марк с. Письма Ф. Энгельса 2 и 14 июня 1853 г. К- М арке и Ф. Э п г е л ь с. Соч., т. 28.
Ф. Э и г е л ь с. Письмо К. Марксу б июня 1853 г. К- М арке и Ф. Э н г е л ь с. Соч., т. 28.
В. И. Ленин. О государстве. Поли. собр. соч., т. 39.
В. И. Ленин. Вс-ликий почин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 15.
В. Воробьеп-Десятовский и др. Очерки истории древнего Востока. Л., Учпедгиз, 1956.
«История древнего мира», под род. В. Н. Дьякова и С. И. Ковалева. М., Учпедгиз, 1962.
Д. Г. Ре дер и Е. Л. Черкасова. История древнего мира, ч. I. М., «Просвещение», 1970.
Дополнительная литература
«Всемирная история», т. I. М., Госполитиздат, 1955, гл. IX.
И. С. Петровский, А. М. Белов. Страна большого Хани. Л., Дстгиз, 1955, гл. VI.
И. С. П с т р о в с к и й, В. В. М а т в е е в. Египет — сын тысячелетий. Л., Детгиз, 1959, гл. III.
Методические указания
Цель данного занятия — уяснить основные классовые противоречия в рабовладельческом Египте периода Среднего царства.
Работая над темой, необходимо исходить из (Марксистско-ленинского учения о классах и классовой борьбе. Изучив рекомендованные работы основоположников марксизма-ленинизма, учебную литературу, следует приступить к анализу предлагаемых источников. При подготовке ответа на первый вопрос плана нужно разобраться в ряде положений работы К. Маркса «Формы, предшествующие капиталистическому производству». В ней характеризуются формы земельной собственности в докапиталистических формациях (в Египте была распространена первая форма собственности, которая характеризуется К. Марксом как общинная, коллективная собственность). В письмах К- Маркса и Ф. Энгельса указывается на особенности земельных отношений в странах древнего Востока и па .необходимость там искусственного орошения.
В. И. Ленин в работе «Великий почин» определяет понятие «класс», а в лекции «О государстве» — задачи рабовладельческого государства и положение основных классов рабовладельческого общества. Эти работы помогут разобраться в основных чертах хозяйственного и общественного развития Египта Среднего царства.
После характеристики хозяйственного развития Египта и классового состава египетского общества в лериод Среднего царства па основе изучения источников (из «Поучения Гераклеопо-литанского царя своему сыну царю Мерикара», из «Надписи номарха Антилоньего пома Амеии», из «Поучений Хетти») требуется уяснить положение трудового населения Египта (крестьян, ремесленников, рабов), основные классовые противоречия в Египте в период Среднего царства и формы социального протеста трудящихся до начала восстания.
Па основе источников («Речение Ипусера», «Пророчество Не-ферти» и «Беседа жреца Анху со своим сердцем») нужно определить, какие социальные слои принимали участие в восстании, воссоздать картину его развития. Затем с позиций марксистско-ленинской методологии необходимо оценить характер восстания, выявить причину поражения и значение восстания.
ТЕКСТЫ ИСТОЧНИКОВ
ИЗ «ПОУЧЕНИЯ ПРАКЛЕОПОЛИТАНСКОГО ЦАРЯ СВОЕМУ СЫНУ ЦАРЮ МЕРИКАРА»
Фараон Ахтой III, правивший около 2100 г. до н. э., в поучении предостерегает своего наследника от врагов государственной власти, которыми, по его мнению, являлись бедняки. Поучение даст ценный материал о социальных отношениях и об организации государства в конце III тысячелетия до н. э.
...Подстрекатель — это вредящий, истреби его, убей [его], сотри его имя, [уничтожь] его близких, истреби память о нем и о его людях, любящих его. Беспокойный человек — это смута для горожан, ибо он создает две партии среди молодежи...
Да будешь ты праведен перед богом... Будь искусен в речи... и ты победишь, ибо язык это... оружие (царя). Сильнее речь, чем любое оружие... Мудрец — это [прибежище] для князей, не поборют его, не случится [ложь] в его присутствии, ибо приходит к нему истина готовою, подобно изречению предков.
Следуй твоим отцам, твоим предкам...
Уважай вельмож и заботься о твоем народе. Укрепляй твои границы и твои пределы, — ибо хорошо творить для грядущего... Преступен захватывающий себе землю беззаконно. Завидующий (тому), (что) другие имеют — это глупец, ибо проходит [жизнь] на земле, не длинна она, оставляющий же [добрую1 память о себе — это счастливец... Есть ли [человек], живущий вечно?..
Возвеличивай твоих вельмож, и они исполнят твои постановления. Тот, кто обеспечен в своем доме, — не пристрастен, ибо он богат и не нуждается. Бедняк же не говорит согласно истине. Несправедлив говорящий «я хочу!». Он пристрастен к тому, кого он любит, он склоняется к владельЦу его подношений. Могуч царь, имеющий свиту, с&авен богатый знатными. Говори истину в своем доме, и вельможи в стране будут бояться тебя...
Твори истину, и ты пребудешь на земле. Успокой плачущего, не притесняй вдову, не отстраняй человека от имущества его отца, не удаляй вельмож с их мест. Не убивай — это не полезно для тебя, но наказывай ударами и заключением, и тогда эта земля процветет, за исключением мятежника, чьи замыслы открыты, ибо бог знает подстрекателя и бог карает его .грехи его кровью... Но не убивай человека, достоинства которого ты знаешь, с которым ты пел писания...
Поднимай молодых воинов, да возлюбит тебя столица... Возвышай твоих вельмож, выдвигай твоих [воинов], увеличивай [число] молодых воинов, следующих за тобою, снабжая имуществом, одаряя землей, награждая скотом.
Не делай различия между сыном знатного и простолюдином, привлекай человека но его деяниям, да будут творимы все ремесла...
Оберегай твою границу, строй твои памятники. Полезны отряды рабочих своему господину...
Нет врагов внутри твоих границ!.. Я усмирил весь Запад, вплоть до просторов Фаюма... Не восстанет мятежник, (пока) тебе не сделает плохо Пил —ие выйдет1. Подати Севера будут в твоей руке...
Так говори о кочевнике. Вот — презренный азиат, плохо место, в котором он находится, — скудное водой, трудное из-за оби-
лия деревьев; путь там тяжел .из-за гор. Он не живет на одном месте, ноги его бродят .из-за недостатка. Он сражается со времени Гора. Он не побеждает, но и не побежден. Он не возвещает о дне сражения, подобно вору, избегающему отрядов...
Строй укрепленные поселения на Севере. Не мало ведь имя человека в его поступках. Не вредят укрепленному городу...
Сохраняй людей, стадо бога... Он сотворил для них правителей прирожденных — поддержку, чтобы поддерживать спину слабого. Он сотворил для них чары, как оружие для отражения грядущих (бед), сны ночью и днем. Шо) он убил .мятежника, подобно тому, как поражает человек своего сына ради своего брата. Ибо бог знает каждое имя.
Да не .сотворишь ты зла моими устами, дающими всякие правила о царе! Направляй лицо твое (прямо), стой, как человек! Да достигнешь ты меня без своего обвинителя!2. Не убивай никого близкого к тебе... Возбуди любовь к себе во всей стране. Поведение благое — это память!..
Вот, я сказал тебе мои лучшие думы, закрепи их твердо перед твоим лицом!
«Хрестоматия но истории древнего мира», под ред. В. В. Струве, т. 1. М., Учпедгиз, 1950, стр. 46—49.
1 То есть нс будет низкого разлива, а следовательно, и голода.
2 То есть пусть проживешь ты без обвинения в чем-либо.
ИЗ «НАДПИСИ НОМАРХА АНТИЛОПЬЕГО НОМА АМЕНИ»
Амени был современником фараона XII династии Сепусерта I (1980— 1934 гг. до н. э.). Он рассказывает об обязанностях номарха, должность которого он занимал.
УПРАВЛЕНИЕ ПОМОМ
Я возлюбленный, привлекающий любовь, правитель любимый в городе своем.
Провел я годы в качестве правителя Антилоньего нома. Все подати царского дома проходили через руки мои. Тогда дал мне начальник отряда пастухов Антилоньего нома 3000 быков в^ качестве подати их. Хвалим я за это во дворе при ежегодном счете уплаты податей крупного скота. Приносил я все подати для дворца; не было недоимок у меня для какого-либо управления его. Работал для меня весь Антилопий пом с умноженным усердием.
Не было дочери бедняка, которую я бы обидел; не было вдовы, которую бы я притеснял; не было... которого бы я отверг; не было пастуха, которому бы я отказал, не было начальника «пятерок» 1 (?), людей которого захватил бы я из-за податей; не было нуждающихся около меня; не было голодающих в мое время.
Когда настали годы голода, тогда возделал я все ноля Аити-лопьего пома до границ его южных и северных. Дал я жить населению его и снабжал я его нищей. Не было голодных среди них; давал я вдове равно как .замужней. Не различал я великого от малого, во всем, что давал я, было .много ячменя, .полбы и всяких вещей; не отбирал я недоимки с полей.
«Хрестоматия но истории древнего мира», под ред.
В. В. Струве, т. I. М., Учпедгиз, 1950, стр. 50—51.
1 Начальник «пятерок» — видимо, руководитель пяти человек (свободных крестьян).
ИЗ «ПОУЧЕНИИ ХЕТТИ»*
* Раньше это имя читалось «Ахтой», так оно дано и в «Хрестоматии по йстории древнего мира», под ред В. В. Струве, т. I. М., Учпедгиз, 1950. Сейчас ученые читают «Хетти».
В «Поучении» восхваляется должность писца и характеризуется положение трудового населения Египта Среднего царства.
...О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.
Лучше это всех других должностей... Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения и не возвращается он, чтоб надеть передник.
Не видывал я скульптора посланником или ювелира посланным, но я видел медника за его работой у топок его печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и он пахнул хуже, чем рыбья икра.
(^Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чём землепашец. Поле его — дерево, орудие его — .металл. Ночыо, когда свободен он, он работает больше, чем могут сде-лать его руки. И ночью зажигает он свет.
Каменотес .ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он кончает, руки его надают, и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты.
Брадобрей бреет до вечера... Он бродит с улицы на улицу, чтобы найти, кого побрить. Он .напрягает свои руки, чтобы наполнить свой желудок, подобно пчелам, проедающим свои труды...
Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Строит он с трудом, привязанный к лотосам (т. е. к верхушкам колонны в форме цветов лотоса)... все одежды его — лохмотья... Моется он только один раз... Хлеб, отдает он его домой; избиты, избиты его дети...
У земледельца одежда вечная. Высок голос его, как у птицы «абу»... Устает он... и спокойно ему так, как спокойно кому-нибудь под львом. Болеет он постоянно... И едва он возвращается домой вечером, ему вновь .надо идти.
Ткач — внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он .воздухом. Если за день не выработает он достаточно тканья, он связан, как лотос в болоте. Дает он хлеб привратнику, чтобы мог он увидеть свет...
Когда курьер выходит в чужую страну, завещает он свое имущество своим детям, из-за страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, и вновь ему надо идти...
У красильщика пальцы издают зловонье, как от дохлой рыбы... рука его не останавливается.
Сандальщику совсем плохо, ом всегда нищенствует. Ему так же спокойно, как спокойно кому-либо среди дохлых рыб. Жует он кожу.
Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Не спокойное это занятие перед тобой... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...
Я расскажу тебе еще о рыбаке, достается ему хуже, чем во всякой другой должности. Смотри, разве не работает он на реке вперемежку с крокодилами...
Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца — ибо он сам начальник.
«Хрестоматия по истории древнего мира», нодред.
В. В. Струве, т. I. М., Учпедгиз, 1950, стр. 52—63.
KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|