ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
В начале курса химии VII класса учащихся знакомят с основными химическими понятиями: вещество и смесь; физические и химические явления; атом н элемент; атомная и молекулярная масса; нростьк и сложные вещества; химические реакции; признаки химических реакций, условия их возникновения и течения; типы химических реакций (соединении, разложения, замещения); символы химических элементов, химические формулы и уравнения. Здесь они получают первые знания о постоянстве состава веществ и о законе сохранении массы ыществ.
Последовательность изучения содержания первого раздела программы обусловлена логической связью между отдельными понятиями. Химия изучает вещества. Знакомство с любым веществом прежде всего состоит в выяснении его свойств, которые могут бить правильно определены, если оно чистое. Следовательно, важно дать понятие о веществе и смеси вещества, опираясь на ознакомление с некоторыми способами разделения смесей. После этого учитель приступает к формированию первоначального понятия о химическом явлении. О превращении одних веществ в другие можно судить по исчезновению свойств, имевшихся у исходных веществ, н появлению новых свойств у продуктов реакции. Наблюдение явлений, сопровождающих различные опыты с веществами, приводит к понятию о признаках химических реакций и условиях их возникновения, а также о выделении и поглощении теплоты во время химических реакций. Объяснение сущности их требует привлечения знаний о строении молекул из атомов.
Атомистические представления позволяют рассмотреть новые понятия, касающиеся состава веществ: элемент, простое вещество, сложное вещество, атомная масса. Обобщением всех сведений о составе веществ и сущности химических превращений является атомно-моле кулярное учение. Приобретенные знания об атомно-молекулярном строении веществ служат основой для формирования первых понятий о химическом языке (символах, формулах, уравнениях). Как следствие сохраняемости втомов элементов при химических реакциях рассматривается аакон сохранения массы веществ. Благодаря введению атомной теории появляется возможность ознакомить учащихся более глубоко с сущностью химических явлений и классифицировать их на реакции разложения, соединения, замещения.
Учащиеся приступают к изучению химии, уже располагая значительным запасом сведений о веществах из жизненного опыта и из курсов природоведения, биологии и физики. Мобилизуя эти знания, уже на первых порах можно быстро ввести учащихся в круг первоначальных понятий химии. В курсе природоведения учащиеся приобретают следующие знания: свойства твердых тел (форма, цвет, твердость, масса); газообразное, жидкое и твердое состояние воды; фильтрование как способ очистки воды от мути; минералы, входящие в состав гранита; свойства металлов (блеск, цвет, теплопроводность); обнаружение кислорода тлеющей лучинкой и углекислого газа горящей лучинкой и известковой водой.
На уроках физики в VI классе учащиеся получают такие сведения о веществах и явлениях: тело, вещество, физические и химические явления; свойства тел; молекулы; состав молекул из атомов; диффузия в газах, жидкостях и твердых телах; различие между агрегатными состояниями вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений; масса тела, масса молекул, плотность вещества: силы взаимодействия между молекулами в твердых телах, жидкостях к газах; явление смачивания; связь межлу силой тяжести (весом) и массой, атмосферное давление; энергия, потенциальная и кинетическая энергия. На этот материал следует опираться, приступая к изучению курса химии в VII классе.
Но фактическое состояние знаний о веществах и явлениях у учащихся, приступающих к изучению химии, можно определить npoetvо-ннем беседы или контрольной письменной работы в начале учебною года. Полученные данные надо учитывать при определении конкретного содержания изучаемых вопросов.
Большой интерес вызывают исторические сведения об открытия закона сохранении массы веществ н введении химических знаков, а также и сам химический язык как наиболее экономный способ выражения состава веществ и сущности химических реакций.
Экспериментальная проверка этой части программы показала, что усвоение ее вызывает некоторые трудности, обусловленные большим количеством новых понятий. Такое количество понятий, изучаемых в сравнительно небольшой промежуток времени, не может отдифференцироваться в сознании учащихся. Поэтому первое время неизбежно смешивание некоторых из них, например: молекула и атом, простое вещество и элемент, смесь и химическое соединение. Затруднение вы-ывает у учащихся требование дать полную характеристику качественного и количественного значения химической формулы. В их ответах часто заключается раскрытие только одной стороны химической формулы — или качественной, илн количественной. Некоторые уча-ищеся путают атомный состав молекулы вещества с качественным составом всего вещества. Все эти недостатки успешно устраняются применением возможно большего количества упражнений, а также по мере дальнейшего изучения курса, который дает достаточно богатый материал для уточнения н осознания новых понятий.
На уроках по этой теме учащиеся приобретают практические умения: обращаться с горелкой и штативом школьного типа, приготовлять фильтр из бумаги, фильтровать и выпаривать растворы, а также вести записи о проделанных опытах и делать зарисовки, собирать прибор для проведения опыта, наблюдать за явлениями, сопровождающими реакцию, н делать на основании их выводы под руководством учителя.
Занятия по этой теме курса VII класса имеют большое воспитательное значение. Уже на первых уроках начинает создаваться интерес учащихся к предмету. Больше всего их привлекают опыты, особенно выполняемые самостоятельно. Вначале учащихся больше интересует внешняя сторона химического эксперимента. Очень важно добиваться такой постановки опытов, чтобы учащиеся видели в них источник своих знаний.
На первых уроках по химии в VII классе возможно формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Ведь строение всех веществ из отдельных частиц указывает на их единство. А изменение веществ под влиянием различных воздействий свидетельствует о причинности всех явлений. Учащиеся убеждаются в реальности существования атомов и молекул, вечности материи и ее движения. Выяснение огромной роли химии в создании различного рола материалов, которыми пользуется человек в своей жизни, позволяет противопоставить науку религии.
По этой теме рекомендуется провести три контрольные письменные работы: две кратковременные и одну в течение урока.
ПРЕДМЕТ ХИМИИ
Представление о химии как науке, о ее задачах и значении для народного хозяйства развивается, углубляется и обогащается на всем протяжении курса химии в средней школе, от VII до X класса. Задача такого введения лишь в том, чтобы, привлекая жизненный опыт учащихся а отрывочные сведения из ранее изучавшихся дисциплин (как это примерно сделано в предисловии к учебнику), открыть перед ннми перспективы нового учебного предмета: наметить цели, найти отправной пункт движения к ним н, главное, насколько возможно, возбудить ожидание, а вместе с ним интерес к этому новому предмету.
ВЕЩЕСТВА. СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ
Назначение темы: несколько конкретизировать представление учащихся о веществах путем противопоставления веществ, с одной стороны. телам, с другой — смесям и дать первое представление об описании веществ через перечень их свойств.
Всякое познание начинается, по словам В. И. Ленина, с живот созерцания1. Начиная курс химии, мы н ставим учащихся лицом к лицу перед объектом ее изучения — веществами. Весь материал здесь типично дидактический, кроме того, в значительной степени повторительный (под нужным углом зрения). Ведь с веществами учащиеся постоянно встречались уже в жизни и в смежных курсах. Материал этой темы имеет и еще одну особенность: намеченные в ней понятия в последующем, начиная уже с ближайших уроков, все время конкретизируются и уточняются, и расплывчатые на первых порах контуры их в представлении учащихся сами собой будут становиться все более четкими.
Итак, в центре нашего внимания понятие «вещества» (но не «вещество вообще»). Можно ли и нужно ли подводить учащихся, развивая эту тему, к определению понятия «Что такое вещество?» Определение заключается в подчинении более частного понятия более общему. Так, в науке вещество определяется как определенный вид материи. Но в умственном кругозоре учащихся VII класса не существует более общего понятия, которому можно было бы подчинить понятие о веществах, оно оказывается для них первичным, принципиально недоступным определению. В этом легко убедиться, вспоминая определения, формулированные ранее в учебниках. Под любое из них подойдут и детали разобранного на части механизма, например часов, н атомы, н электроны, н вся официальная номенклатура стройматериалов (например, тес, черепица, паркет). Когда вещество определяется как «материал», определение вступает в наиболее непосредственную ассоциацию с жизненным опытом учащихся («Из чего изготовляется одежда? Из текстильных материалов»), и они вправе назвать в числе веществ, например, вискозу, коленкор, тогда как вещество здесь одно и то же — целлюлоза. С другой стороны, определение вещества как «материала», заведомо исключает из числа веществ газообразные вещества.
Одним из приемов, которым в логике в подобных случаях рекомендуется заменять определение, является перечень: вода, железо, кислород — это вещества. После этого задача сводится к тому, чтобы отдифференцировать понятие «вещества» от смежных понятий «тела» и «смеси».
Отмеченная выше специфика материала данной темы такова, что: 1) нет смысла тратить на него много времени, добиваться какого-то «закрепления» каких-то знаний; 2) сам собой напрашивается метод посвященного этой теме урока — живая беседа. Приведем один вариант ее.
Противопоставление веществ телам учащимся известно уже из курса физики, остается лишь вспомнить его. С этой целью можно предложить самостоятельную работу. Из приведенного перечня вы* птагь отдельно названия веществ и названия тел. Это задание может быть дано в форме «химического диктанта» или в виде упражнения из учебника (§ 1). Диалог между учителем и классом может начаться с демонстрации коллекции предметов, изготовленных частью из одного и того же, частью из разных известных учащимся материалов. Группируя их по-разному, учитель побуждает учащихся абстрагироваться от нх назначения, фюрмы, величины, других признаков как физических тел и, сосредоточив внимание на материалах, нз которых предметы изготовлены, назвать эти материалы: железо, медь, стекло... (названии учитель выписывает на доске, а учащиеся записывают в тетрадях). Далее перечень веществ пополняется наводящими вопросами, например: каким веществом мы утоляем жажду; каким подслащиваем чай; нз каких веществ состоят живые организмы (жиры, белкн и т. д.); наблюдайте, что я буду делать (опускает тлеющую лучинку в сосуд с кислородом); какое вещество содержится в банке? Затем учитель опускает горящую лучинку в сосуд с углекислым газом. Теперь учащимся предлагается продолжить список известных им веществ.
Учащиеся всегда называют наряду с веществами тела и смеси. Поэтому на доске учитель заранее вычерчивает три рубрики. Над двумя первыми графами надписывает заголовки: тела, вещества, а над третьей при появлении в ней первой записи ставит знак вопроса — в нее вписываются названные учащимся смеси, например: молоко, керосин, воздух, гранит.
Не обязательно расшифровывать знак вопроса на этом же уроке: он может послужить завязкой &тя следующего урока. Ведь противопоставление смесей веществам в теоретическом плане возможно лишь через теорию строения, а в эмпирическом — через разделимость смесей. Но если в числе смесей будут названы такие, состав которых учащимся уже известен (например, воздух), вопрос разрешается сам собой.
Таким же путем — посредством постановки вопроса, по каким признакам учащиеся отличали одни вещества от других, — может бить выписана номенклатура свойств веществ. Ее дополняют опять-таки учащиеся. Для этого следует выбирать хорошо известные вещества, например воду (чтобы включить в описание физические константы), поваренную соль. Желательно показать крупные кристаллы соли из коллекции минералов. Если их нет, то выставить банку с мелкокристаллической солью, но указать, что крупные кристаллы ее бесцветны. Нужно также включить в урок или дать в качестве домашней работы описание сахара, потому что в последующих темах он будет много раз выступать в качестве объекта исследования с новых сторон.
Опыт показьшает, что учащиеся иногда путают цвета веществ, а также не различают твердое состояние веществ и твердость. Для устранения путаницы рекомендуется иметь в кабинете таблицу с образцами не только основных, но и промежуточных цветов, к которым учащиеся могли бы обращаться за справками. На конкретных примерах нужно разъяснить, что бесцветный и белый, прозрачный и бесцветный — не одно и то же, а твердое состояние и твердость — разные качества.
Описание веществ дает возможность попутно затронуть вопрос, зачем нужно знать их свойства.
Такие упражнения вносят первый вклад в развитие на материале химии умения наблюдать, сравнивать предметы, находя в них сходства и различия, а сравнение — это первая ступень познания вещей через посредство индукции. Вырабатывается умение выделять существенные свойства предметов и отвлекаться (абстрагировать) от несущественных в рассматриваемом отношении. Так учащихся подводят к понятию о свойствах веществ в процессе апализа их высказываний, их суждений о демонстрируемых веществах. Суждениями в логике называются утверждения типа: железо — твердое вещество, непрозрачное и т. д. Различают суждения категорические и условные. Суждение, что вода при атмосферном давлении кипит при 100°С, относится к категорическим. При заданном условии вода не может кипеть при другой температуре. Суждение же, что стекло прозрачно и бесцветно, условное. Ведь стекло прозрачно и бесцветно в крупных кусках, но имеет белую окраску в измельченном виде. Очевидно, учитель должен быть готов к разъяснению подобных противоречий в списаниях свойств веществ. Они встретятся. Как разубедить учащихся, что кусковой сахар менее сладок, чем сахарная пудра, если даже в кулинарных книгах рекомендуется разная дозировка кускового сахара и сахарного песка при варке варенья? (Сахарная пудра кажется слаще только потому, разумеется, что благодаря большей степени измельчения быстрее растворяется в слюне.) Как убедить учащихся, что красно-бурый порошок, получающийся при восстановлении водородом оксида меди (II), действительно медь? Где же здесь характерный металлический блеск металла? (Чтобы он появился, рекомендуется, демонстрируя этот опыт, отшлифовать медный порошок ногтем ) Далее в учебнике учащиеся встретятся еще с одним подобным противоречием. В домашнем опыте они убедятся, что кусковой сахар не горюч (без применения катализатора в виде папиросного пепла). Только горюче, но не взрывчато зерно. Между тем зафиксированы взрывы муки и сахарной пудры на мельницах и сахарных заводах.
Нельзя, следовательно, заранее не учитывать зависимость некоторых свойств веществ от степени измельчения. Здесь полезно показать измельчение того же стекла или крупно кристаллического вещества в ступке. Измельчение вещества как одно из физических явлений, кроме прямого отношения к вопросу о свойствах веществ и их распознаванию, приобретает в следующей теме новый интерес в связи с определением понятия «молекула» как предела физического дробления вещества.
Решающее значение познания свойств веществ для нахождения их практического использования можно показать на историческом материале: древней истории (кремень) и истории СССР (открытие Воркутинского месторождения угля). Роль угля в истории материальной культуры предопределялась его химическим свойством — горючестью, в роль кремня — физическим свойством — высокой твердостью. Очень желательно продемонстрировать образцы обоих веществ и показать опыты с ними (горючесть каменного угля) и твердость кремня по шкале твердости. Uvaa твердости кремень вначале послужил человечеству в качестве материала для орудий труда, а после изобретения железа, в виде огнива, или кресала, вплоть до изобретения спичек служил для добывания огня. Отметим, что в принципе, с физической стороны, высекание кремнем искр из железа имеет ту же природу, что и определение твердости материалов путем царапания по шкале Мооса.
После беседы нужно провести лабораторную работу' (Свойства веществ», описанную в учебнике (с. 98). Эта работа проводится с целью закрепления умения описывать вещества. Для проведения ее нужно поставить на столы разные вещества: железо, медь, серу, глицерин. Каждый учащийся описывает одно вещество. Металлы лучше дать в виде пластинок, серу — кусочком, глицерин налить в пробирку. Кроме того, надо поставить стакан с водой, чтобы учащиеся могли установить относительную плотность описываемого вещества и растворимость его в воде, а также выдать шкалу твердости, а если ее нет, стеклянную пластинку. Желательно на каждый ученический стол положить «Справочник», чтобы учащиеся дополняли характеристику веществ самостоятельно найденными в нем физическими константами (показать, как пользоваться предметным указателем). Если некоторые учащиеся выполнят работу раньше срока, можно им предложить еще одно вещество для описания его свойств. Такими веществами могут быть алюминий, свинец и др.
Правильность выполнения работы необходимо проверить на этом же уроке путем зачитывания сделанных описаний отдельными учащимися.
ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И СМЕСИ. РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ
На занятиях по этой теме необходимо дать понятие о чистом веществе и смеси на основе представления о молекулярном строении. Всякое познание начинается с наблюдения явлений Явления, как это явствует из термина, доступны непосредственному или опосредованному наблюдению, но они не раскрывают сущности вещи: сущность вещей раскрывается мышлением. (Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка и т. д. без конца». В химии движение от явления к сущности связалось с развитием теории строения вещества. Ключом к раскрытию в веществах и их превращениях сущности первого порядка послужила химическая атомистика, а второго — химическая электроника.
Химическая атомистика — это, иначе, атомно-молекулярное учение. Одно нз условий того, чтобы учащиеся не путали понятии «атом» и «молекула», заключается в разделенном во времени ознакомлении с ними. Сначала отрабатывается понятие «молекула» как производное от понятия о веществе.
Сколь-либо адекватное современным представлениям определение понятий «молекула» может быть дано, лишь исходя из античной проблемы: существует ли предел делимости вещества? Да, существует: это молекула. Молекула вещества — мельчайшая частичка этого вещества. Такое определение логически строго, так как указывает на ближайший род («частичка данного вещества») и единственный — необходимый и достаточный — видовой признак («мельчайшая»). Такие «совершенствования» определения, как «способная к самостоятельному существованию», логически не необходимы, а, кроме того, приводят к ложным ассоциациям и нежелательным образом сузили бы объем понятия, т. е. число обнимаемых нм объектов. В самом деле, хотя кристалл поваренной соли не состоит из молекул, ыо молекулы хлорида натрия реально существуют в его парах. Молекулы, например, бертолетовой соли не могут существовать «самостоятельно» ни при каких условиях, значит, нельзя было бы и говорить о них. Добавляемое иногда в определениях утверждение, что молекулы — частиаы, «еще сохраняющие свойства данного вещества», неверно, так как молекула — это, по выражению Ф. Энгельса, узел в дроблении веществ. На этом этапе дробления исчезают такие свойства вещества, как, например, точка плавления, электропроводимость и др., и появляются новые, специфические для молеку лы свойства.
Следует иметь в виду, что в приведенных в данном параграфе ученика н далее примерах истолкования явлений с точки зрения молекулярной теории молекулы выступают как реально участвующие в процессе частицы. Нужно, чтобы, начиная с этого урока, термин «молекула» вошел в речь учащихся и применялся в подобных случая и далее, например при объяснении фильтрования, выпаривания. Поэтому в опрос по данной теме также желательно включить раэбор с точки зрения молекулярной теории ряда физических процессов, чтобы заранее связать понятие «молекула» с ними.
Поскольку в физике молекулярное учение уже рассматривалось, тема может быть дана для самостоятельной проработки (дома или на уроке по § 2 учебника). Учащиеся должны подготовить устные ответы на вопросы в конце параграфа учебника. Важно подчеркнуть химические акценты учения: 1) молекулы разных веществ разного вида (понятие «вид» известно учащимся из курса зоологии); 2) молекулы каждого вещества одинаковы, отсюда постоянство состава каждого вещества.
Если учитель вздумает излагать учение о молекулах заново, он может услышать с мест: «Это мы уже изучали». При рекомендованном же нами порядке на предложение привести примеры объяснения физических явлений с точки зрения молекулярной теории, помимо воспроизведения примеров, приведенных в прочитанном учащимися тексте учебника, следуют убедительные ответы, например: «Молекулы существуют, мы замечаем, как вещество улетучивается... Когда отрывается одна молекула, мы не замечаем, но когда отрывается много, то это заметно на количестве вещества» или «Камень стирается от воды, он стирается под ногами людей на лестницах. Это доказывает, что камень не сплошной, а состоит из частичек, которые отрываются от него». Учителю остается лишь подвести итоги такому обсуждению темы.
В рассматриваемой теме единственно новой для учащихся истиной является постоянство свойств вещества независимо от способа его получения. Эта завершающая тему истина не только не находит себе опоры в жизненном и учебном опыте учащихся, скорее она противоречит ему, п это представляет благодатную почву для подхода к ней.
Предположим, нам присланы из разных мест образцы дождевой воды, а нз полярных стран — образцы воды, полученной растапливанием льда. Этикетки на склянках по пути пропали. Можно ли путем самого тщательного исследования каждого образца воды определить, откуда и как она получена? Оказывается, нельзя. Л почему же не вполне одинаковы образны волы, взятой нз разных природных источников: рек, морен, родников? При изучении природоведения учащихся подготовили к самостоятельному решению этого вопроса. Таким завершением темы перекидывается мостик к следующим темам курса.
Представление об одинаковости молекул у одного и того же вещества и неодинаковости их у разных веществ позволяет объяснить, почему разные вещества имеют неодинаковые свойства, а разные образцы одного и того же вещества — одни и те же свойства. Это положение лучше всего конкретизировать на примере волы, физические константы которой учащимся известны.
Важно отметить, что проявление одних и тех же качеств любым веществом связано с его чистотой. Можно показать, как изменяются свойства воды (цвет, вкус, плотность, температура кипения) от различного рода примесей. Правильное определение свойств требует, чтобы вещества были совершенно чистыми (не содержали никаких примесей). Между тем в природе вещества почти всегда встречаются н гиде смесей друг с другом. Можно предложить рассмотреть кусок гранита и выяснить, является он веществом или смесью. Что входит и состав гранита? Как отличить его составные части н какие свойства они имеют?
Но всегда ли можно так легко по внешнему виду установить наличие примесей в веществе? Чтобы дать возможность учащимся ответить на этот вопрос, нужно показать растворы, которые характеризуются как смеси воды с растворенным веществом. Учащиеся часто называют раствором всякую смесь твердого вещества с жидкостью Чтобы у них создалось правильное представление, необходимо сравнить раствор с взвесью. Для этого нужно в один сосуд с водой опустить и «мельченный мел или глину, а в другой — сахар, тщательно размешать, показать учащимся и предложить ответить на вопрос, чем отличаются эти две смеси. Отмечают, что раствор прозрачен, причем растворенное вещество нельзя даже видеть в самый сильный микроскоп, а взвесь мутная, и части пи твердого вещества видны даже невооруженным глазом. Причина этого различия взвеси и раствора станет ясной, если привлечь к объяснению молекулярную теорию. Раствор сахара — смесь молекул воды с молекулами сахара, а взвесь глины — смесь молекул воды с сравнительно крупными частицами вещества. В целях проверки понимании рассмотренного материала следует предложить учащимся выполнить упражнение 5 из § 2 учебника. После этого нужио заслушать ответы двух-трех учащихся.
При изучении веществ приходится производить разделение смесей. Что же нужно знать, чтобы правильно выбрать способ разделения их?
Для этого необходимо предварительно познакомить учащихся с тем, что вещества в смесях сохраняют свои свойства (на примере смеси серы с железом). При демонстрации железного порошка учитель спрашивает: как убедиться, что это действительно железо. Учашнмгч известно, что железо имеет большую плотность и притягивается Магнитом. Следовательно, программа испытаний с помощью воды и магнита (возможно, после наводящих вопросов) намечена. Такое же испытание с порошком серы приводит к противоположному результату. После этого учитель составляет смесь обоих порошков, отмечает сс кажущуюся однородность и ставит вопрос, как разделить эту смесь. Вероятно, учащиеся вновь предложат те же способы. Затем они выполняют лабораторный опыт, описанный в учебнике. После выполнения его нужно проверить правильность выеодов, сделанных учащимися. На примере этой работы можно научить их делать краткие записи опыта. Прежде всего они надписывают название опыта, приведенного в учебнике. Далее перечисляют характерные свойства серы и железа. Сера — твердое вещество желтоватого цвета, не тонет в годе, не притягивается магнитом. Железо — твердое вещество сергго цвета, тонет в воде, притягивается магнитом. Затем записывают ответы на вопросы, поставленные в учебнике. В заключение додают выыд, что разделение смеси основано на знании свойств веществ, составляющих ее. Особенно важно при решении вопроса, как разделить смешанные вещества, учесть свойства, которыми вещества смеси особенно резко отличаются друг от друга.
С некоторыми способами разделения смесей учитель знакомит учащихся, привлекая их к выяснению способа, который наиболее целесообразно применить в каждом конкретном случае, показывает, как производится отстаивание, фильтрование и выпаривание в соотвпст-пии с тем, что изложено в учебнике. После ознакомления с каждым способом учащимся предлагают ответить на первые вопросы, которые приведены в этом параграфе. Все остальные вопросы они решают дома. Усвоение способов разделения смесей не вызывает затруднений у учащихся. Единственную трудность для них составляет обоснование выбранного способа для разделения данной смеси. Впрочем, в контрольных работах по этой теме встречаются очень выразительные формулировки: «Фильтрованием разделяют смеси веществ, которые одно в другом не растворяются. Например, смешаем глину с водой... Пропустим эту смесь через фильтр. Молекулы воды пройдут через фильтр, а на стенках останутся частицы глины».
Практическая работа. Приемы обращения со спиртовкой (газовой горелкой) и лабораторным штативом
Это практическое занятие является первой самостоятельной экспериментальной работой учащихся в течение целого урока. Порядок проведения его должен быть образцом для последующих практических занятий. Особенно важно добиться организованности учащихся, чтобы они не отвлекались посторонними делами. Проведение такой работы индивидуально повышает организованность на уроке, так как каждый учащийся занят делом. Но руководство большим количеством работающих представляет огромную трудность для учителя, особенно в начале обучения, когда учащиеся еще плохо владеют умением самостоятельно трудиться. Поэтому целесообразно опыты проводить звеньями по два человека. В этом случае нужно особенно следить, чтобы они их проделывали поочередно.
Учащиеся должны приходить на практическое занятие подготов-лсиными, для этого следует установить такой порядок, при котором описание работы они изучают дома. Важно учителю приготовить все необходимое оборудование и выставить на столы учащихся, чтобы во время урока они не вставали со своих мест и не обращались к соседям.
На следующих практических занятиях при проведении опытов учащиеся должны пользоваться нагревательным прибором и лабораторным штативом, поэтому им нужно научиться обращению с этими лабораторными принадлежностями.
В зависимости от того, какой нагревательный прибор имеется в школе, учащихся знакомят со спиртовкой или газовой горелкой. При пользовании газовой горелкой они часто допускают ошибку — зажигают газ при открытом регуляторе подачи воздуха. Это приводит к тому, что газ загорается внутри трубки горелки («проскок» пламени) Нужно предупредить их о недопущении этой ошибки.
Главным затруднением при пользовании лабораторным штативом является незнание учащимися назначения винтов зажима Они путают, какой винт нужно ослабить при передвижении зажима по стержню штатива, а какой винт — при укреплении или снимании лапки и кольца Таких ошибок можно избежать, если обратить на это особое внимание учащихся.
Отмеченные трудности при проведении этого занятия должны быть предметом особого внимания учителя во время наблюдения за работой учащихся.
KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|