Брачный союз — первая ступень человеческого общества.
ЦИЦЕРОН
Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. АДЛЕР
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья... является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
А. С. МАКАРЕНКО
Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.
К. МАРКС
Если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.
К. МАРКС
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.
Г. ГЕГЕЛЬ
Любовь — это желание жить.
К. ТИЛЬЕ
Любовь одна, но подделок под нее — тысячи...
Ф. ЛАРОШФУКО
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ШКОЛЕ
С. В. Ковалев. Психология современной семьи
Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»
Книга для учителя
Автор — психолог и один из ведущих телецикла по «Этике и психологии семейной жизни» — в научно-познавательной форме рассказывает читателям об основах семейной психологии. Воспитание будущих семьянинов, проблемы полового созревания, формирование и развитие детоцентричности, семейное благополучие, предбрачное ухаживание и мотивы брачного выбора, любовь, совместимость и взаимная адаптация — вот далеко не полный перечень вопросов, рассмотренных в книге. В конке каждой главы даны методики (анкеты, рейтинг и т. д.), которые может использовать учитель непосредственно в учебном процессе.
Часть I. ВОСПИТАНИЕ СЕМЬЯНИНА
Глава 1. СЕМЬЯ И ВОКРУГ НЕЁ
Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению. Дале ко позади осталось серьезно предопределяющее их взрос лую жизнь прямое усвоение родительского опыта в обще нии со взрослыми членами семьи и неизбежных для до школьного возраста ролевых играх (но сохранилась педа гогика семейных отношений, о которой мы подробно бу дем говорить далее); незаметно прошел период расшире ния этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в «список» этого необходимого.
По мнению специалистов в этот «список» входит повышение ответственности молодежи перед брачной и семей ной жизнью; увеличение социальной престижности отцовства и материнства; повышение психологической готовности юношей и девушек к браку; предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимо отношений между супругами; усиление антиалкогольной пропаганды и, наконец, освещение вопросов наиболее ра ционального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи.
Безусловно, что все эти задачи действительно должны быть решены в целях достижения готовности молодежи к семейной жизни. Однако их педагогическая реализация в условиях одной только школы представляется нереальной. И потому, не претендуя на полноту описания, отметим только наиболее важные для школьной педагогики направления подготовки старшеклассников к браку.
1. Деятельное осознание социальной сущности семьи и вытекающих из этого последствий для личной жизни.
2. Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.
3. Формирование адекватных брачно-семейных представлений
4 Усвоение определенной суммы знаний по психологии и социологии брака и семьи.
Реализации последнего из этих направлений будет посвящена вся вторая часть книги. Что же касается первых трех направлений, то они нуждаются в подробном обсуждении.
Социальная сущность семьи. Социальные роли в семье.
Начнем с осознания старшеклассниками социальной сущности семьи, т. е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, она сполна подчиняется законам общественной жизни Это хорошо выражено в определении К Маркса, по которому «никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не теорш брака, не изобретает его, он так же мало творит и изобретает брак, как пловец—природу и законы воды и тяжести Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака».
Дело в том, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы, К сожалению, понимание этого далеко не всегда свойственно современным юношам и девушкам, отчего сплошь и рядом переход от неформальных, основанных исключительно на эмоциях взаимоотношений любви и предбрачного ухаживания к формализованным, достаточно регламентированным и, главное, обязательным отношениям супругов как брачно-семейных партнеров оказывается для них сопряженным со значительными, прежде всего чисто психологическими, трудностями — мучительным осознанием новизны и сложности ситуации, болезненной перестройкой своего и чужого поведения, а также неприятным ощущением предопределенности и заданности.
Как пехотное в этой связи, юноши и девушки должны знать, что семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов. И понимать, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям (хотя и является при этом одним из наиболее устойчивых общественных институтов); что о с и-стеме взаимоотношений упоминается постольку, поскольку в семье их довольно много; что малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента социума, отличаясь, правда, характером объединения (очень личным); и, наконец, едва ли не главное, что социальная необходимость в семье действительно налицо, ибо исчезни она, само существование человечества окажется под угрозой. В связи с этим, разъясняя старшеклассникам социальную сущность семьи, следует постоянно обращать их внимание на непреходящее общественное значение двух основных функций семьи — репродуктивной v воспитательной (т. е. физического и духовного воспроизводства населения), неустанно подчеркивая, что только в семье они способны выполняться полноценно и естественно.
Есть здесь и еще одно — глубоко личное для любого из нас. Юноши и девушки должны достаточно четко осознавать непростую, до конца понимаемую только в зрелые годы истину — то, что брачно-семейное определение представляет из себя осознанное самоограничение. Бесчисленное множество открытых перед вступающими во взрослую жизнь дорог может, к сожалению, породить в них эйфорическую самоуспокоенность и непонимание того, что заложенный в каждом из нас потенциал может быть реализован не «вообще и везде», а в чем-то одном и строго определенным образом, и выбор какого-то одного спутника жизни всегда означает одновременно отказ от многих других, порой весьма привлекательных людей, ибо воистину «нельзя объять необъятное» А это значит, что к выбору этому юноши и девушки должны подходить со всей ответственностью и пониманием возможных последствий —
длинной цепи взаимосвязанных событий, каковые си за собой повлечет...
Есть в проблеме самоопределения и другое — важное, но не всегда доступное юношам и девушкам Это критерий средства достижения Рассказывая о нем, учителя и родители должны со всей твердостью и определенностью довести до сознания старшеклассников, что жизненные планы осмысливаются не только в категориях результата, далекого ориентира, желанной мечты, но еще и с точки зрения процесса достижения этого результата. Потребность видеть себя в будущем самореализовавшимся, любимым и счастливым естественна и закономерна для всех стоящих на пороге взрослой жизни, но любая мечта полезна и достижима только в тех случаях, когда подкрепляется реальным планом действий, включающим помимо желанных целей еще и пути и способы их достижений
Однако одних этих весьма абстрактных знаний окажется недостаточно для осознания ответственности за семью, если юноши и девушки не усвоят стоящий за законами общественной жизни социально-психологический смысл и вытекающие из него механизмы регуляции социального поведения людей Смысл этот заключается в необходимости выполнять — достаточно определенным, а главное, согласованным с другими образом — некоторые внутрисемейные функции, имя которым — легион (можно напомнить старшеклассникам множество хозяйственно-бытовых дел и проблем, с которыми связано поддержание жизнедеятельности семьи). Ведь, повторим, само существование общества в конечном счете определяется тем, насколько точно и полно составляющие его люди выполняют дела, которым служат на протяжении своей жизни.
Для обозначения связанных с этими функциями общественных требований (каковым все должны подчиняться), а заодно и нормативных образцов поведения (которым мы в принципе должны следовать) социальные психологи изобрели, может, и не совсем удачный, но давно уже прижившийся термин «социальная роль» Неудач-ность его более всего связана с ощутимой «театральностью» термина и следующим из этого не очень приятным предположением о том, что мы не живем, а играем Но пусть юноши и девушки присмотрятся к своей жизни. Ведь утром, выходя из дома, они автоматически, без всякого насилия над собственной личностью становятся сначала Пешеходами, а потом Пассажирами городского транспорта.
Придя в школу, превращаются в Учащихся, хотя при вызове к директору сразу же становятся Провинившимися. Вечером, возвращаясь из школы и забежав в магазин, они превращаются в Покупателей, а придя в кинотеатр, чтобы посмотреть новый фильм, — в Зрителей. Ну, а дома, в кругу своей семьи, старшеклассники становятся Детьми, а чуть позже, в своей компании, превращаются в более или менее постоянных Приятелей
Учителю следует объяснить юношам и девушкам, что всякий раз, выполняя ту или иную роль, мы более или менее четко представляем связанные с ней права и обязанности и (правда, в зависимости от степени принятия нами этой роли) строим свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих Ну, а если, занимая некую позицию мы позволим себе излишне расслабиться, чересчур выйти за очерченные рамки окружающие и окружающее довольно быстро возвратят нас «на круги своя» — стыдя, порицая, штрафуя, лишая благ и т. д. Однако границы «правильного» ролевого поведения отнюдь не столь жестки. как кажется Выполняя общественные функции, каж дый из нас вправе реализовывать свой собственный стиль исполнения роли проявляя неповторимые особенности своей личности
За этим должно последовать главное разъяснение старшеклассникам гого, что семья с точки зрения общества является его микроячейкой и может и должна рассматриваться именно с функционально-ролевой позиции И сколь бы безгранично ни любили друг друга муж, жена, дети и ближние родственники, семье как общности необходимо еще и выполнение ее членами некоторых функций и «проигрывание» связанных с ними ролей Причем существует взаимозависимость и взаимная ответственность «актеров» семейного «театра», в котором, как в самом настоящем театральном действии, неверный жест и не вовремя поданная реплика могут сорвать весь спектакль.
Аналогия с театром здесь достаточно уместна. Так во всяком случае утверждает известный социальный психолог Э Гоффман, создавший так называемую «концепцию социальной драматургии», основа которой — практически полная аналогия между жизнью и театром. Из этой концепции несомненный интерес заслуживает идея об Авансцене и Кулисах. Суть ее достаточно проста: именно на Авансцене происходят действия, имеющие прямое отношение к ролевым взаимодействиям «в чистом виде» — с весьма строгими требованиями к исполнению ролей в соответствии с ролевыми ожиданиями (юношам и девушкам можно предложить вспомнить, насколько чинно, чопорно — в общем в соответствии с нормами «идеальной семьи» — ведут себя люди, принимая гостей). Поведение за Кулисами также связано с исполнением ролей, но только требования там к ролевому поведению куда мягче (именно за Кулисами супруги обычно и выясняют свои отношения, мигом, при необходимости, возвращаясь на Авансцену, немедленно прекращая конфликт и надевая маску радушия, приветливости и взаимной любви, если в этот момент невзначай нагрянули гости).
Из всего этого следует два очень важных момента, которые пусть в разной степени (первый — в большей, а второй — в меньшей), но обязательно должны быть поняты старшеклассниками. Первый — это то, что для нормального существования семьи необходимы четкая определенность и непротиворечивость прав и обязанностей супругов и учет ожиданий других членов семьи (и момент этот, и вытекающие из него следствия настолько важны и сложны, что мы еще не раз вернемся ко всему этому на страницах нашей книги). Второй же связан с тем, что порой носить связанную с ролью маску бывает мучительно трудно и что любой человек имеет право быть не только безликим ролевым функционером, но и просто самим собой. А более всего — в семье, ибо семейные отношения и основаны на объединении единственных и неповторимых людей, и роль не должна затмевать играющего ее человека, уникальность его личности, А это значит, что в «семейном театре» будущих семьянинов помимо Авансцены и Кулис должна быть еще и Комната отдыха, в которой уставшие от затянувшегося «спектакля» актеры смогут просто отдохнуть, сбросить надоевшие маски, выслушать то, что накипело на душе у другого, а при необходимости — принять на себя бремя его роли ..
Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств. Это второе направление подготовки к семейной жизни предполагает, во-первых, четкое определение совокупности этих качеств, а во-вторых — их целенаправленное формирование у подрастающего поколения. Что касается формирования качеств семьянина, то сразу отметим, что советская психолого-педагогическая наука выработала огромный арсенал знакомых любому учителю средств воспитания личности, в связи с чем их описание на страницах этой книги было бы попросту неуместным. Вопрос же о совокупности необходимых для семейной жизни кячргтр, относится, к счастью, к числу достаточно наученных в современной психологии и педагогике.
Как исходное, хотелось бы указать на важное методологическое положение, выдвинутое советским психологом И. В. Дубровиной. Согласно ему подготовка молодежи к семейной жизни заключается прежде всего в повышении ее нравственного уровня, ибо нельзя отдельно готовить человека к отдельным сферам жизни — семейной, производственной, учебной, досуговой.
В связи с этим вполне закономерным выглядит ориентация в формировании личности семьянина на самую суть нравственного воспитания подрастающего человека — на чувство его любви к окружающим людям. Не случайно же еще А. С. Макаренко писал о том, что, если, вырастая, ребенок не научится любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала глубокого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубого полюбить избранную им женщину, а В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что какой-либо специальной «науки любви» нет — есть наука человечности.
Выделим еще одно комплексное качество личности, предложенное психологом В. Э Чудновским, как необходимое условие счастливого брака: направленность на другого человека, предполагающая умение и желание понимать окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы и привычки. Направленность эта является основой коллективистической ориентации личности и естественно формируется в ходе воспитания коллективизма.
Описанные качества могут быть признаны своеобразными краеугольными камнями личности семьянина Однако список особенностей психологического склада, необходимых для достижения подготовленности к семейной жизни, оказывается намного шире. Для того чтобы не утомлять читателя мельканием фамилий, приведем лишь обобщенные результаты анализа этой проблемы, осуществленного советским социологом В. А. Сысенко, работы которого еще не раз будут упоминаться на страницах нашей книги.
По его мнению, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие (точнее, усвоение) целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся: готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру и будущим детям и ответственности за
их поведение; уважение прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципа равенства в человеческих отношениях; подготовленность к межчеловеческо-му общению и сотрудничеству, согласованию взаимодействий, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру; умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его духовных движений и состояний
Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет В. А Сысенко ввести понятие способности к браку, предполагающей несколько слагаемых.
Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делагь добро
Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, пора кения и победы, находить духовное единение с дру-1 им человеком
Способность к кооперации, сотрудничеству, межчелове-ческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения
Высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.
Все эти способности, считает В. А Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
Формирование адекватных брачно-семейных представлений юношей и девушек. Чтобы формировать представления о чем-либо, надо знать их исходное состояние.
Первое, что здесь обращает на себя внимание, — это явственно проявляющееся у старшеклассников парадоксальное возвышенно-скептичное отношение к любви и браку. Исследования психологов и педагогов показали, что у младших подростков представления о любви и семейной жизни отождествляются, однако далее и иногда в возрасте 13—15 лет происходит прогрессирующее разделение и противопоставление понятий любви и брака, после чего новые представления о прекраснейшем из человеческих чувств буквально подминают под себя все то, что ранее связывалось с будущей жизнью в семье.
Не будем скрывать - последующее испытание жизнью нормализует брачно-семейиые представления молодежи и стабилизирует чаши весов, на одной из которых находится любовь, а на другой — брак Не случайно же анкетный опрос студенческой молодежи эстонскими социологами (он назывался «Твой идеал») дал не вполне укладывающиеся в рамки традиционных представлений о роли любви результаты. В ходе этого опроса опрашиваемые должны были распределить по степени важности для выбора спутника жизни восемь качеств. Оказалось, что важнейшим из них был ими признан характер взаимоотношений между супругами. Последующая же расшифровка того, что подразумевалось под этими отношениями, и явилась для исследователей определенной неожиданностью На первое место юноши и девушки с редким единодушием поставили уважение, за ним — доверие, далее — взаимопонимание и лишь после этого — любовь, верность (да и то благодаря оценкам представителей сильного пола, которые признали это качество более важным, чем девушки). Затем по порядку шли умение вести себя в конфликтной ситуации и нежность.
Однако эти данные допускают и еще одно толкование. Явственное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия позволяет говорить о переоценке значения любви в добрачных отношениях и его недооценке в браке А это значит, что юноши и девушки могут вое принимать семью как помеху своим чувствам и лишь впоследствии, мучительным путем проб и ошибок, придти к постижению извечных истин о нравственно-психологической ценности брака.
Следовательно, учителю необходимо, во-первых, сформировать у старшеклассников понимание этой ценности, о которой так хорошо писал Гуфеланд, утверждавший, что брак «необходим для нравственного совершенства, ибо связь бытия и выгод одного с выгодами другого человека побеждает эгоизм, этого сильнейшего врага добродетели, и более сближает человека с истинно нравственным совершенством. Жена и дети привязывают его к остальному человечеству и к общему благу такими узами, которых ничто разорвать не может. Сладчайшее чувство супружеской и отцовской нежности согревает его сердце и изгонявi из него холодное равнодушие, которое беспрепятственно входит в сердце холостяка Кроме того, они налагают обязанности, приучающие человека к порядку, труду и правильному поведению...».
В связи с этим можно обратить внимание юношей и девушек и на то, что семья является наиболее естественной средой жизнедеятельности любого человека, и неслучайно американские исследователи обнаружили, что в больницу попадает в 10 раз больше неженатых мужчин, чем женатых. Кстати, подобная психотерапевтическая функция союзов людей давно раскрыта в известной поговорке «разделенная радость — двойная радость, разделенное горе — половина горя».
Во-вторых, надо постараться создать у старшеклассников правильное понимание соотношения любви и брака и роли этого прекрасного чувства в семейной жизни как нравственно-психологической основы долгосрочного союза мужчины и женщины (этим вопросам в связи с их важностью будет уделена вторая глава следующей части нашей книги).
Следующее, что характерно для брачно-семейных представлений молодежи, — это их явственная потребительская нереалистичность. Исследования студентов социологом и философом В. И. Зацепиным показали,что «средний» желаемый супруг по своим положительным качествам превосходил «среднего» реального юношу из непосредственного окружения девушек-студенток. Этот идеальный «средний» супруг оказался значительно более честным и справедливым, трудолюбивым и умным, смелым и веселым, энергичным, жизнерадостным и волевым. Юношам-студентам идеальная супруга представлялась в виде женщины, которая была не только лучше реальных девушек, но и превосходила их самих по уму, честности, веселью и трудолюбию.
Учителю следует учитывать и наличие еще одного парадокса брачно-семейных воззрений юношей и девушек — реального расхождения качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнера по повседневному общению, из круга которого этот спутник в общем-то и должен выбираться Опросы социологов показали, что те качества личности, которые считаются значимыми для идеального супруга, в реальном общении юношей и девушек не имеют решающего значения. Наибольшим успехом у опрошенных юношей пользуются (по убывающей значимости) красивые, веселые, любящие танцевать, смелые, умные, энергичные, доверчивые и трудолюбивые девушки, в то время как идеальная супруга должна быть (также по убыванию значимости) честной, справедливой, веселой и жизнерадостной, умеющей владеть собой, энергичной, любящей свою работу, старающейся помочь другим, умной, с размести витым чувством юмора, волевой, красивой, смелой и (лишь 11 после всего этого) любящей танцевать.
КОНЕЦ ФРАГМЕНТА УЧЕБНИКА |