На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Рациональное чтение. Лёзер Ф. — 1980 г

Франц Лёзер

Рациональное чтение

Более быстрое и основательное

*** 1980 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

От редактора перевода
ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
1. Почему необходима рационализация умственного труда
2. О возможностях рационализации умственного труда
3. И у чтения есть история
4. Что такое чтение
5. Как развивается история чтения
6. Что такое рациональное чтение и как определить эффективность чтения

УПРАЖНЕНИЯ
Как нужно рационально упражняться?
Можно ли читать более сосредоточенно?
Вредные привычки при чтении Читать не отдельные слова, а смысловые блоки
Можно ли читать быстро и в то же время основательно?
Можно ли планировать процесс чтения иа научной основе?
Нужно ли обращать внимание на ход мыслей?
Как определить основную мысль абзаца?
Как читать подробности?
Как повысить скорость чтения?
Можно ли считать просматривание текстов очень быстрым чтением?
Как просматривать тексты?
Техника восприятия «островов» информации
Техника «слаломной» траектории движения глаз
Ориентирующее и выборочное просматривание текстов
Какой эффективности чтения вы достигли?

Решения
Приложение
Комментарий к первому разделу
Комментарий ко второму разделу
Рекомендуется литература

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      ЧТО ТАКОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
      1. Почему необходима рационализация умственного труда
      Объем знаний в век научно-технической революции резко возрос. Человек почти ежедневно сталкивается с новой научной информацией, которую ему следует усвоить.
      В социалистическом обществе каждый человек в соответствии со своими наклонностями может раскрыть качества своей личности в рамках общественных интересов. Участие в общественной жизни, возросшие требования к уровню образования обусловливают рост потребности в информации у каждого из нас. Однако не только повышение требований к уровню образования и увеличивающаяся потребность в информации, но и огромный интерес к приобретению знаний характерны для бурного развития производительных сил.
      Научная информация не только увеличивается в объеме, она также изменяется и качественно: становится все более сложной и достигает высоких уровней абстракции.
      Качественно новые проблемы вызывает и то обстоятельство, что научные знания очень быстро устаревают. Как известно, при социализме наука все больше превращается в непосредственную производительную силу. Тесная связь между теорией и практикой, непрерывное введение результатов научных исследований в широкие сферы нашей жизни чрезвычайно повышают темп и объем развития науки. Это вызывает быстрое устаревание научной информации и вынуждает ученого постоянно искать новые сведения. Быстрота использования информации превратилась в один из самых важных критериев производительности умственного труда.
      Исследования показали, что ученый должен затрачивать весьма значительную часть своего времени на то, чтобы отыскать необходимую информацию. Каким же образом можно уменьшить эту затрату времени?
      В социалистическом обществе, в отличие от капиталистического, возможно всесторонне и научно сплани-
      ровать и организовать все развитие науки и ее использование на благо человечества.
      Существенный вклад в решение поднятых проблем может внести рационализация умственного труда. В связи с этим должны быть разработаны методы, позволяющие оптимальным образом организовать умственный труд. Ответьте письменно на следующий вопросt
      1.1. Назовите три основных общественных явления современности, которые настоятельно требуют рационализации умственного труда
      Сравните свой ответ с решением на с. 1431 Если ответ и решение не совпадают по смыслу, то это значит, что вы еще недостаточно основательно усваиваете прочитанное.
      Прочитайте еще раз страницы, указанные в скобках после решения, для того чтобы дополнить ваши знания
     
      2. О возможностях рационализации умственного труда
      Рассмотрим некоторые возможности рационализации умственных процессов, позволяющие всесторонне раскрыть умственные способности каждого человека.
      Увеличивающееся распространение общественного труда, растущая необходимость вовлечения всех трудящихся в процесс управления социалистическим обществом — все это обусловливает формирование процесса коллективной творческой деятельности, приобретающей все большее значение.
      Коллективная научная деятельность при социализме делает осуществимыми высокие творческие свершения, поэтому необходимо развивать новые, научно обоснованные формы этого направления духовной жизни общества.
      Уже существует, например, ценный опыт проведения так называемых конференций идей, на которых создаются оптимальные условия для развития новых мыслей.
      Необходимо еще выступить против такого врага творческой деятельности, как «болезнь заседаний», которая, с одной стороны, является выражением закономерного возрастания значения коллективной научной деятельности, а с другой — результатом недостаточной научности дискуссионных методов. Если мы, например, сможем рационализировать слишком продолжительные и недостаточно целенаправленные дискуссии, то мы не только сократим нерациональные потери свободного времени, но и достигнем существенного повышения производительности умственного труда.
      Развитие таких новых аспектов логики, как деонти-ка, нормативная логика или логика нормы, интеррога-тивная логика, логика вопроса и логика дискуссии, поможет научно организовать логический процесс коллективной научной деятельности, а также обеспечить максимальную целеустремленность и оптимальное использование способностей к творчеству всех участников дискуссии. Креативная логика (логика творческого мышления) позволит болеее эффективно использовать творческие возможности и фантазию человека при решении научных проблем, создании новых идей и т. д. Намечаются перспективы моделирования и автоматизации творческого мышления, что, несомненно, совершит переворот в рационализации творческого мышления и научного исследования.
      Коллективная научная деятельность подчиняется общим и специальным законам, имеющим математическое выражение. Изучение и сознательное применение их дают возможность определить эффективность дискуссий и обсуждений, вычислить величину и состав групп лиц, занимающихся совместной научной деятельностью, а также выявить наиболее продуктивную продолжительность их коллективной умственной работы.
      С мыслительной деятельностью тесно связана память. Способность к запоминанию в решающей степени определяет производительность умственного труда. При отсутствии памяти была бы невозможна какая-либо учебная деятельность. Нельзя было бы выучить даже простое предложение и понять его содержание.
      Как же мы используем нашу память? Изучали ли вы когда-нибудь научные методы запоминания? Знаете ли вы, как функционирует ваша память и на каких закономерностях основывается ее механизм? По всей вероятности, вы не располагаете подобными знаниями, и это лишь доказывает то, что вы используете свою память бессистемно, т. е. без помощи научных методов. Это приводит к тому, что способность к запоминанию, а вместе с этим и вся умственная деятельность находятся гораздо ниже фактических возможностей, и лишь применение научных методов запоминания и развитие памяти могут помочь вам значительно их повысить1.
      Поскольку мы не можем все удерживать в памяти и хотим передавать информацию другим для последующего ее использования, то мы должны ее выражать в письменной или устной форме. В настоящее время преобладает письменная форма передачи информации, что и приводит к значительному увеличению объема литературы. Но нельзя ли рационализировать и представление информации?
      При изучении рационального чтения вновь и вновь возникает вопрос: почему мы не представляем информацию в более сжатом, наглядном и легко воспринимаемом виде? Тогда нам пришлось бы меньше читать. Начинать рационализацию процесса чтения можно уже с самого представления информации. Например, можно существенно повысить производительность умственного труда, если при подготовке книги к выходу в свет обращать внимание на размеры и типы шрифта, расстояние между буквами, а также на оттенок цвета печати и бумаги. Технические средства печати, предназначенные для выделения различных мест текста, нужно применять в соответствии с их функциональным назначением. Разрядку, курсив и печатание заглавными буквами необходимо использовать в том случае, если требуется уменьшить скорость чтения. Применение жирного шрифта целесообразно при выделении основных понятий текста.
      Чтение будет более эффективным, если текст печатать не широкими полосами, а столбцами, лучше по 5 — 6 слов в строке, как это делается в газетах. При этом наиболее употребимым оказывается флаговый набор, при котором неодинаковая длина строк исключает разделение слов.
      В будущем для представления информации найдут широкое применение аудиовизуальные средства. Известно, что мы легче воспринимаем и лучше усваиваем информацию в том случае, когда ее не только слышим, но и видим. Поэтому важную роль в рациональном сообщении информации будут играть телевидение, кино- и диафильмы. Однако еще очень много времени отнимает У нас поиск нужной информации. Большая часть литературы в библиотеках обобщена при помощи предметного каталога. В настоящее время уже применяются более рациональные методы получения информации. Так, информационные системы, основанные на использовании электронно-вычислительных машин, позволяют за несколько минут найти желаемый материал. Иногда подбор и представление информации осуществляются в виде микрофильма.
      До сих пор еще широко распространено мнение, что самостоятельная умственная работа должна минимально использовать научную методику. Это необходимо переосмыслить. Нам нужно каждый вид работы тщательно продумывать с методической точки зрения. Прежде всего надо точно определить цель любой выполняемой работы. В этом могут нам помочь эвристические программы. Следует знать, как достигается положительное отношение по возможности к любой работе, чтобы осуществлять свою деятельность успешнее и с большим удовольствием. Кроме того, необходимо значительно развить навыки концентрации внимания в процессе умственной деятельности. О том, как это делать, вы сможете узнать из следующих разделов.
      Ответьте письменно тна следующий вопрос:
      2.1. Какие сущесНгвуювозможности рационализации умственного труда?
      Сравните свой ответ с решением на с. 1431
     
      3. И у чтения есть история
      Чтение, так же как и письмо, относится к важнейшим достижениям человеческого разума. Дж. Д. Бернал назвал чтение «величайшим из всех изобретений, созданных руками и интеллектом человека».
      Письмо и чтение не только совершили переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но и создали возможности общения между народами. Они изменили и самого человека, в особенности его способности к абстракции и мышлению. В отличие от животных человек обладает второй сигнальной системой, которая позволяет ему воспринимать не только предметные, но и абстрактные раздражители окружающего мира, например произнесенное, написанное или напечатанное слово. То, что человек с помощью чтения может познавать окружающий мир, развивает у него довольно высокую способность к абстракции и мышлению. Однако чтение не только улучшает умение мыслить. Оно активизирует творческую фантазию, самодисциплину и умение сосредоточиться. Все это в значительной степени определяет социальные отношения человека, его культурный уровень и весь образ жизни. Поэтому не удивительно, что развитие письма и чтения представляет собой одну из существенных предпосылок возникновения цивилизации и формирования науки.
      Истоки чтения ведут нас в бронзовый век. Первые символы слов, которые представляли собой основные элементы письма, развились из символов, обозначающих числа. Сначала эти символы служили для обозначения слов, как, например, в китайском языке, или же они представляли частично звуки, а иногда значения слов, как в месопотамской клинописи или в египетской иероглифике. В это время чтение было главным образом привилегией узкого круга людей, например духовенства и чиновников.
      Поворотным моментом в распространении чтения явилось возникновение алфавита. Рост торговли между народами, говорящими на разных языках, сделал необходимым развитие такой системы символов письма, которая передавала бы не значение слов, а их звучание. Однако для этого должны были быть решены сложные лингвистические проблемы. Прежде всего, нужно было, чтобы слова делились на слоги, а слоги, в свою очередь, подразделялись на гласные и согласные звуки. Известно, что эта проблема впервые была решена приблизительно за 1500 лет до н. э. — при создании раннего египетского алфавита. Этот алфавит, символы которого соответствуют звукам слов, мог быть применен во всех языках.
      Система алфавитного письма была важным фактором развития демократии в античной Греции. С каждым прогрессивным изменением общественного строя чтение приобретало все большее значение и распространение. После введения при капитализме всеобщего школьного обучения чтение впервые в истории стало общественным достоянием широких слоев населения. Хотя и следует оценить этот факт достаточно высоко, необходимо, однако, также признать, что при капитализме для чтения
      были определены очень четкие границы как с качественной, так и с количественной точки зрения, так как здесь на процесс развития чтения действует целый ряд противоречивых обстоятельств. С одной стороны, капиталистические производственные отношения, особенно в условиях научно-технической революции, требуют наличия такого рабочего класса, который умел бы читать. Более того, монополистический капитал заинтересован в рационализации методов чтения руководящих работников государственного аппарата, высших военных чинов, а также интеллигенции, для того чтобы повысить производительность труда, а тем самым и свои прибыли, сделав при этом более эффективной капиталистическую систему производства. Еще одним очень важным фактором, оказывающим положительное влияние на рост уровня образования и чтения при капитализме, является борьба рабочего класса за свои права на получение образования, против каких-либо привилегий буржуазии. С другой стороны, действует становящийся все более реакционным характер империализма и его страх перед растущей силой народных масс. Империализм пытается все больше обмануть трудящихся, манипулировать ими, искалечить их морально и духовно. Реакционные круги осуществляют это путем ограничения средств, выделяемых на образование, особенно для рабочего класса, что приводит к так называемому кризису образования, который в различных формах проявляется в каждой капиталистической стране. Подобная же ситуация складывается и в странах, находящихся под империалистическим господством.
      Другим способом духовного манипулирования людьми при капитализме является лишение трудящихся доступа к произведениям истинно художественной литературы из-за установления на них чрезвычайно высоких цен и заполонение книжных магазинов дешевой порнографической и бульварной литературой.
      При социализме, который отменил привилегии на образование, ввел единую социалистическую систему образования, последовательно проводит прогрессивную культурную политику и заботится о всестороннем развитии личности, возникает новая форма чтения, количественно и качественно отличающаяся от той, которая была возможна при капитализме.
      Выпуск книг в ГДР растет из года в год. В настоящее время на долю каждого гражданина ГДР издается 7 книг в год. Хорошей традицией стало собирать личные библиотеки. Распространение в ГДР порнографической, бульварной, декадентской литературы преследуется законом. Напротив, истинно художественная литература доступна каждому. Это является основой развития качественно нового процесса чтения.
      Ответьте письменно на следующие вопросы:
      3.1.В каком веке появилось чтение?
      3.2. Когда возник первый алфавит?
      3.3. Назовите примеры духовного манипулирования читателями при капитализме
      Сравните свои ответы с решениями на с. 1431
     
      4. Что такое чтение
      Умение читать — составная часть общего уровня образования. Чтение — это процесс, который осуществляется по определенным законам. Рациональное чтение предполагает их сознательное применение.
      Чтение представляет собой синтез физической и умственной деятельности, координирующий функции мозга и глазных мускулов. Эта координация является весьма сложным процессом. Через хрусталик глаза изображение рассматриваемого объекта проецируется на сетчатку. Затем изображения предметов с помощью зрительного нерва поступают в мозг. Однако мозг не автоматически регистрирует эти изображения, а осуществляет дифференциацию существенного и несущественного. Этот процесс обусловлен не только биологически, но и социально. Так, люди, обладающие разными мировоззрениями, могут считать существенными или несущественными весьма отличные понятия. Другая функция мозга при чтении состоит в том, чтобы придать изображению, которое передается глазом, определенное значение. Это происходит следующим образом: письменные символы слов передаются с помощью глаза в мозг, который, исходя из контекста, выбирает соответствующие значения. И здесь становится очевидным, что степень понимания при чтении обусловлена не столько анатомо-физиологи-ческой функцией мозга, сколько опытом человека и уровнем его образования, так как установление связей между символами слов и их значением зависит от уровня развития человека.
      При рационализации процесса чтения следует учитывать следующие факторы: во-первых, должна быть обеспечена адекватная функция глаз как физического инструмента передачи письменного символа; во-вторых, эффективность чтения в решающей степени зависит от интеллектуального уровня развития читателя. Это означает, что рациональное чтение является неразрывной составной частью всеобщего образовательного и воспитательного процесса и не может рассматриваться вне его. Важный принцип рационального чтения состоит в том, что повышение общего образовательного уровня читателя создает также возможность для увеличения эффективности его чтения. Разумеется, это не происходит автоматически. Обычный читатель не располагает какими-либо научными методами чтения, а может в лучшем случае усвоить их отдельные элементы. Это не позволяет и приближенно использовать возможности повышения эффективности чтения. Они могут быть полностью реализованы только с помощью научно обоснованных и рациональных методов чтения.
      Движение глаз при чтении. Чтобы лучше понять процесс чтения, нужно исследовать, как движутся при этом глаза. Движение глаз не является непрерывным. Они двигаются по строчкам с большой скоростью, скачкообразно, останавливаясь после каждого скачка. Скорость движения глаз неконтролируема, что на первый взгляд противоречит повседневному опыту, так как очевидно, что за ней можно следить. Дело в том, что скорость движения глаз зависит не от того, двигаем ли мы ими быстрее или медленнее, а от того, увеличивается или уменьшается количество остановок движения глаз.
      Мы читаем только во время остановок, когда глаза фиксируют графическое изображение. Во время движения не может произойти восприятия информации. Одним из самых интересных результатов исследований является то, что продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти не изменяется, независимо от степени трудности текста. Она составляет приблизительно 1/4 долю секунды и у тех, кто читает быстро, и у тех, кто читает медленно. Движение глаз непосредственно выражает умение человека читать: для тех, кто читает хорошо, требуется меньше остановок, чем для читающих плохо. На рис. 1 изображено движение глаз человека, читающего плохо. Движение глаз
      обозначено стрелками, а остановки — точками. Из этого рисунка видно, что читатель делает сравнительно много остановок. Рис. 2 показывает движение глаз человека, читающего хорошо. Поскольку скорость движения глаз от одной остановки до другой, а также время фиксации остаются более или менее постоянными, то различие в скорости чтения можно объяснить тем числом остановок, которые делает читатель. Поэтому тому, кто читает быстро, требуется меньше остановок, чем тому, кто читает медленно.
      Это объясняется различной величиной поля зрения К Его можно представить в виде эллипса, горизонтальная составляющая которого у читающих хорошо находится в пределах 5 — 6 слов, а у тех, кто читает плохо, — от 1 до 2 слов. Вертикальная составляющая поля восприятия информации приблизительно соответствует 1/2 или 2/3 горизонтальной величины.
      На рис. 3 (см. с. 18) показаны поля восприятия информации тех, кто читает плохо. Они малы, нерегулярны, а области их наложения относительно велики. На рис. 4 (см. с. 18) — поля, воспринимаемые глазами тех, кто читает хорошо. Здесь наблюдается обратная картина. Таким образом, очевидно, что большие по величине поля восприятия информации позволяют читателю делать меньше остановок, а следовательно, и быстрее читать.
      Определить величину поля восприятия информации можно довольно легко. Для этого перед глазами читателя нужно держать зеркало так, чтобы не мешать чтению, но в то же время иметь возможность наблюдать за движениями одного глаза (не двух). Целесообразнее всего
      1 Величина поля зрения определяется количеством слов, воспринимаемых читателем за время одной фиксации. В дальнейшем ^ты будем употреблять термин «поле восприятия информации». — Прим. ред. пер.
      стоять при этом сзади читателя. Сначала заметным будет лишь перемещение глаза от конца одной строки до начала другой. Но спустя некоторое время вы увидите и остановки, которые глаз делает на читаемой строке. Величина горизонтальной составляющей поля восприятия информации определяется путем деления количества слов в читаемой строке на число остановок движения глаза.
      Наряду с движением глаз слева направо по строке часто можно заметить и движение глаз в обратную сторону. Это происходит в большинстве случаев тогда, когда читатель что-то не понял. Частые движения глаз в обратную сторону типичны для тех, кто читает плохо.
      Из этих опытов следует, что увеличить скорость чтения можно, расширив поля восприятия информации и исключив обратное движение глаз по строке.
      Понимание читаемого материала. Цель рационального чтения состоит в том, чтобы читать быстрее и более основательно. Улучшение эффективности чтения поэтому зависит не только от скорости чтения, но и от способности понимать читаемый материал.
      Процесс чтения состоит не только в бессмысленном отражении письменных символов и их восприятии в виде слов (простое видение), но и в установлении связей между понятиями, выраженными словами. Именно тогда и происходит понимание прочитанного текста. Этот процесс осуществляется на ступени рационального познания.
      Общеизвестно, что можно воспринимать слова значительно быстрее, чем понимать их. Эксперименты показывают, что если в течение 1/100 доли секунды проецировать слова на экран, то средний читатель сможет воспринять до 24 букв, т. е. в среднем 4 слова. Если бы процесс восприятия слов был бы аналогичен процессу понимания или чтения, то в этом случае средний читатель мог бы прочитать 24 тыс. слов в минуту. Средняя скорость чтения значительно замедляется, так как воспринимаемым словам нужно придать определенное значение. Средняя скорость чтения в ГДР составляет 180 — 220 слов в минуту при понимании 60 — 70% текста.
      С одной стороны, нужно всегда помнить о том, что один и тот же текст может представлять весьма различную степень трудности для разных читателей. С другой — тексты, отличающиеся по трудности, должны также прочитываться по-разному, т. е. быстрее или медленнее, если надо обеспечить их адекватное понимание. Поэтому важным принципом рационального чтения является развитие подвижности чтения, т. е. согласования скорости чтения со степенью трудности читаемого текста. Поэтому цель рационального чтения должна также состоять и в том, чтобы с помощью научных методов развить у читателя способность понимать тексты.
      Ответьте письменно на следующие вопросы:
      4.1. От чего зависит значение, придаваемое письменным символам?
      4.2. Когда при чтении воспринимается информация:
      а) во время движения глаз-,
      б) во время остановки движения глаз?
      4.3.В какой связи находятся продолжительность остановки движения глаз и скорость чтения?
      4.4. Почему у тех, кто читает быстро, глаза делают остановки реже, чем у тех, кто читает медленно?
      4.5. Как определить, когда при чтении глаза двигаются в обратном направлении и сколько они делают остановок?
      4.6. Сколько слов в минуту можно воспринимать, не понимая их значения?
      Сравните свои ответы с решениями на с. 1431
     
      5. Как развивается история чтения
      Первые попытки систематического исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жава-ЛeM> который в 1879 г. занялся проблемой движения
      глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с середины 30-х гг. в США. С тех пор этот предмет исследования и его применение на практике получили очень быстрое и широкое распространение. В последние годы аналогичная тенденция наблюдается в других высокоразвитых индустриальных капиталистических странах. Сейчас существует множество институтов, называемых «клиники чтения», которые занимаются обучением рациональному чтению и его исследованием. Особенно большое развитие они получили в США. Созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области.
      Начиная с 1966 г. Международная организация по вопросам чтения раз в 2 года созывает специальные конгрессы (в 1966 г. в Париже, в 1968 г. в Копенгагене, в 1970 г. в Сиднее, в 1972, г. в Буэнос-Айресе).
      В США уже давно развиваются научные методы чтения. Это вызвано тем, что американскому империализму необходимо наряду с преодолением неграмотности в своей стране обучать чтению на английском языке народы зависимых стран. Поскольку чтение на английском языке из-за его фонетических особенностей представляет некоторые трудности, значительные средства были затрачены на разрабатывание научных методов чтения. Кроме того, приблизительно с середины 30-х гг. проблема роста знаний в США достигла таких размеров, которые серьезно начали мешать эффективности производственного процесса, прежде всего в крупных концернах. Поэтому оказалось необходимым рационализировать процесс чтения, особенно среди руководящих работников, и качественно развить навыки чтения. Непосредственное воздействие этих мероприятий на повышение производительности труда и прибыли монополий явилось основной движущей силой дальнейшего развития и пропаганды рационального чтения.
      В ходе этого развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия информации для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия информации с помощью визуальных средств, например чтения пирамид
      слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменять темп своего чтения.
      Нельзя полностью отрицать ценность некоторых из этих методов, например применения регуляторов скорости. Однако стало очевидным, что не они играют главную роль в увеличении поля восприятия информации и соответственно скорости чтения. Только развитие способности читателя понимать текст может увеличить поле восприятия информации и повысить скорость его чтения. Самые современные методы обучения рациональному чтению основываются поэтому не на принципе наглядности, а на развитии способности понимать прочитанное и на рациональной организации процесса чтения.
      Капиталистические монополии не допустили всеобщего и всестороннего использования бесспорно ценных результатов исследований рационального чтения и добросовестных усилий ученых, которые этим занимались. Например, в так называемых «клиниках чтения» были предельно повышены цены за курс обучения. В то же время, чтобы не нанести ущерба доходу этих «клиник», всячески затрудняется опубликование книг, при помощи которых можно было бы самостоятельно изучить методы рационального чтения. Поэтому рациональному чтению обучаются главным образом люди, имеющие достаточный капитал, например руководители крупных концернов, сотрудники государственного аппарата, военные чины и т. д.
      В социалистическом обществе не существует причин Для незаконного лишения какой-либо части населения возможности изучения методики рационального чтения. Напротив, претворение в жизнь достижений научно-технического прогресса и гармоническое развитие личности с неумолимой последовательностью требуют рационального использования творческих сил каждого индивида в нашем обществе.
      В настоящее время науке известны три основных метода обучения чтению начинающих: аналитический, синтетический и аналитико-синтетический. При аналитическом методе изучение чтения начинается с усвоения
      слов и предложений. Синтетический метод предполагает первоначальное изучение букв и слогов и образование их потом в слова и предложения. Аналитико-синтетиче-ский метод, который в настоящее время применяется в ГДР, стремится использовать преимущества двух предыдущих методов. В течение уже многих лет1 в международной литературе идут дискуссии о преимуществах и недостатках этих трех методов. Следует отметить, что ни один из разработанных методов не приводит к полностью удовлетворительным результатам. Причины этого заключаются в том, что наукой до сих пор еще недостаточно изучен собственно познавательный процесс при обучении чтению. Поэтому каждый из трех названных методов предполагает в основном не непосредственное, а опосредованное обучение чтению. Обучение чтению на начальных этапах осуществляется преимущественно путем механического заучивания наизусть звучаний и значений письменных символов. Первоклассники часто могут «читать» целые страницы букваря, не глядя на них. Только через некоторый период времени в большей или меньшей степени спонтанно начинает развиваться собственно чтение. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы точнее исследовать процесс познания при обучении чтению и на этой основе создать методы, которые бы позволили непосредственно управлять этим процессом. Однако ограниченность сегодняшних методов обучения чтению заключается не только в этом. В системе образования ГДР чтение изучают следующим образом: первоклассник учится тому, как он может преобразовывать систему букв в звуки и понимать их значения (например, он учится произносить буквы М-А-М-А и узнавать их значения). После овладения этим элементарным методом чтения ученики больше не знакомятся ни с какими другими методами чтения. Другими словами, изучение чтения с методической точки зрения сводится в основном к овладению самым элементарным методом чтения, который можно назвать обучением элементарной грамоте.
      Необходимо не только совершенствовать методы обучения чтению в начальных классах средней школы (учить школьников сознательному чтению), но и систематически и постоянно повышать эффективность чтения учащихся всех классов общеобразовательной средней школы в соответствии с достигаемым ими уровнем умственного развития.
      Этот учебный процесс должен, быть продолжен и при получении образования в вузах, в средних специальных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации трудящихся.
      Ответьте письменно на следующие вопросы:
      5.1. Когда и где начали систематически заниматься вопросами рационализации чтения?
      5.2. Почему эффективность чтения недостаточно улучшается при тренировке скорости чтения с помощью технических средств?
      5.3. Как в капиталистических странах пытались ограничить распространение рационального чтения путем его изучения лишь представителями господствующих слоев капиталистического общества?
      5.4. Как в будущем должно осуществляться обучение чтению в школе?
      Сравните свои ответы с решениями на с. 143
     
      6. Что такое рациональное чтение и как определить эффективность чтения
      Рациональное чтение — это сознательное научное применение закономерностей процесса чтения и его целесообразная организация для достижения наиболее эффективного восприятия и обработки письменной информации. Иными словами, рациональное чтение позволяет в кратчайшие сроки с наименьшими затратами времени воспринять и усвоить максимум информации в соответствии с целью чтения.
      В центре внимания находится формирование навыков чтения, причем речь идет об оптимальном развитии способности к пониманию при соответствующей скорости чтения.
      Способностью к пониманию мы называем ту совокупность качеств и свойств личности, которая дает возможность воспринимать информацию так, чтобы улавливать ее смысл. Показателем способности понимать читаемое является умение читателя передавать содержание прочитанного материала, например в форме пересказа или ответов на вопросы к тексту. Метод вопросов хорошо зарекомендовал себя при определении степени понимания прочитанного материала. Он представляет собой единственно возможный и наиболее объективный метод контроля, который применим ко всем текстам.
      К каждому упражнению для чтения в соответствии с целевой установкой ставится ряд вопросов. Их количество зависит от объема текста. В зависимости от целевой установки, согласно которой должен читаться текст, можно поставить вопросы к самым важным его местам, причем нужно стараться, чтобы читатели не могли ответить на них, опираясь на свои общие знания (предварительные знания, т. е. знания, полученные ими ранее). Эксперименты показали, что средняя степень понимания текстов не зависит от скорости чтения и составляет приблизительно 60 — 70% в том случае, если текст прочитан один раз. Поэтому такая степень понимания считается приемлемой. Вот почему вам нужно всегда отвечать на вопросы, приведенные в конце упражнений, и сверять свои ответы с решениями, данными в конце книги.
      Для упрощения расчетов при таком методе контроля к каждому упражнению ставится 10 вопросов, и, чтобы достичь степени понимания 60 — 70%, вы должны правильно ответить на 6 — 7 вопросов из 10. Если же вы понимаете меньше 60% прочитанного, то целесообразно несколько уменьшить скорость чтения.
      Очень просто определяется и скорость чтения. Для этого количество слов текста делят на время, необходимое для их прочтения. Конечно, нет необходимости подсчитывать все до единого слова текста. Сосчитайте лишь слова первых строчек текста и определите их среднее количество в строке. Предположим, в первой строчке текста 6 слов, во второй — 8, в третьей — 7. Среднее количество слов в строчке равно 7. Если теперь вы подсчитаете, сколько строк в тексте, и умножите их число на среднее количество слов в строке, то узнаете приблизительно, сколько слов во всем тексте. Если в нашем примере число строк равно 50, то количество слов в тексте будет 7-50=350. В этой книге в конце каждого упражнения для чтения сообщается количество содержащихся в нем слов, поэтому вам нужно будет лишь определить время чтения по возможности с помощью секундомера или часов с секундной стрелкой. Если у вас нет секундомера, то мы рекомендуем письменно фиксировать время начала н окончания чтения, чтобы избежать ошибок. Если вы хотите сэкономить время при подсчете
      и избежать ошибок, используйте номограмму (график определения скорости чтения), приведенную в конце книги, на с. 159. Ее применение очень просто. На левой вертикальной оси найдите число, равное количеству слов текста упражнения, а на нижней горизонтальной оси — цифру, показывающую время в минутах и секундах, затраченное на прочтение этого текста. Точка пересечения двух перпендикуляров, восстановленных из этих точек, укажет скорость чтения. (Величину скорости чтения можно прочитать на правой или верхней составляющей номограммы.
      Пример. Объем текста составляет 1500 слов, и вам требуется для его прочтения 2 мин 30 с. Справьтесь по номограмме о скорости вашего чтения
      Округлив полученную цифру на 5 слов в минуту, вы узнаете, что скорость вашего чтения приблизительно равна 590 словам в минуту (рис. 5).
      Если ваши данные — число слов в тексте или время, затраченное на чтение, — лежат за пределами номограммы, то вы можете производить расчет по следующему примеру:
      Время окончания чтения 12 ч 15 мин 30 с
      Время начала чтения 12 ч 10 мин 10 с
      Время чтения (Гч 5 мин 20 с
      Скорость чтения
      Количество слов в тексте = 900.
      Рис. 5
      На основе многочисленных исследований, которые проводились с более чем 2 тыс. читателей, в настоящее время имеются точные сведения о скоростях чтения жителей ГДР. Они представлены в следующей таблице:
      100 — 140 сл./мин — очень медленно
      140 — 180 сл./мин — медленно
      180 — 220 сл./мин — средний темп чтения
      220 — 250 сл./мин — выше среднего
      250 — 300 сл./мин — умеренно быстро
      300 — 400 сл./мин — средне быстро (предел для обыч-
      ного читателя)
      400 — 500 сл./мин — быстро
      500 — 600 сл./мин — очень быстро
      600 — 800 сл./мин — чрезвычайно быстро
      800 — 1000 сл./мин — предел для рационального читателя
      свыше 1000сл./мин — результаты, показанные некоторыми читателями в короткие промежутки времени
      Степень понимания текстов и скорость чтения характеризуют эффективность чтения. Нельзя читать все тексты в одинаково высоком темпе без ущерба для их понимания. Надо каждый раз выбирать такую скорость чтения, которая позволяет обеспечить желаемую степень понимания в соответствии с целевой установкой. Избираемая скорость чтения зависит: от целевой установки и от желаемой степени понимания, которая вытекает из нее;
      от плотности информации (подробное или сжатое представление материала);
      от уже имеющихся знаний и умений (которые у всех читателей различны и находятся в зависимости от умственных способностей и уровня образования);
      от внутренних условий чтения (например, отношение к тексту, умение распределять внимание, индивидуальных умственных способностей);
      от внешних условий чтения (например, от освещенности, климатических условий, уровня шума, оборудования рабочего места).
      Большую часть текстов мы читаем с целью понять самое существенное. Это соответствует степени понимания, равной 60 — 70%, т.е. из 10 вопросов нужно правильно ответить на 6 — 7.
      Если текст читается, для того чтобы получить лишь общую информацию о его содержании, то нам достаточно понять приблизительно 50% его содержания. Умение читателя согласовывать скорость чтения и желаемую степень понимания мы называем подвижностью чтения.
      Очень способного рационального читателя отличает не только высокая скорость чтения, например около 800 слов в минуту (при степени понимания 80%), но и то, что в процессе чтения он может изменять темп чтения в соответствии с каждым отдельным отрывком текста. Так, трудные места он будет читать со скоростью 500 слов в минуту, а очень легкие — со скоростью 1000 слов в минуту. Такой читатель в сравнении с другими читателями может достичь наивысшей средней скорости чтения при заранее заданной степени понимания.
      Однако такие успехи возможны лишь в том случае если читатель научно организовал процесс своего чтения.
      Мы бы хотели еще остановиться на некоторых вопросах, которые, как показывает опыт, обычно задаются при изучении курса рационального чтения.
      Часто спрашивают: одно ли и то же — рациональное и быстрое чтение? Мы отвечаем: обычный читатель не может изменять скорость своего чтения. В среднем она составляет от 100 до 300 — 400 слов в минуту. Рациональный же читатель учится тому, чтобы расширить диапазон скоростей своего чтения от 100 до 700 — 1000 слов в минуту, что позволит ему сделать свое чтение более подвижным, т. е. выбрать такую скорость чтения, которая бы оптимально соответствовала цели чтения и характеру читаемого материала. Трудные тексты или тексты, которые должны быть изучены основательно, например решения съездов партии, произведения классиков, специальные тексты будут читаться относительно медленно. Слишком высокая скорость чтения привела бы в данном случае к поверхностному восприятию текста. Такое чтение было бы нерациональным.
      Многие же тексты не представляют трудности для понимания-, содержат избыток информации (уже известную информацию) или не требуют глубокого изучения. Подобный материал тоже нужно читать рационально, т. е. с относительно высокой скоростью. Обычный читатель, обладающий сравнительно низкой скоростью чтения, в данном случае теряет много времени и вследствие этого читает нерационально. Рациональный же читатель может сэкономить время. Другими словами, рациональное чтение — это как быстрое, так и медленное чтение. Решающим здесь является сообщение процессу чтения большой подвижности (избранная скорость чтения должна соответствовать цели чтения и характеру читаемого текста). Однако могут спросить: не приводят ли высокие скорости рационального чтения к поверхностному восприятию материала? Нет, рациональный читатель может при значительно высокой скорости чтения читать основательнее неподготовленного читателя. Это происходит по крайней мере по трем причинам:
      неподготовленный читатель, обладающий относительно небольшой средней скоростью чтения (около 200 слов в минуту), может отвлекаться от текста, думать о чем-то Другом. Нередко эти посторонние мысли развиваются
      настолько, что препятствуют всякому усвоению материала. Лишь спустя некоторое время читатель вдруг замечает, что ничего не понял. Рациональный же читатель полностью использует свои умственные способности, не перегружая их, и поэтому в меньшей степени подвержен такому ослаблению внимания;
      упражнения для повышения скорости чтения являются отличной тренировкой умения сосредоточиться во время чтения. Постепенно вырабатываемая более высокая скорость чтения тесно связана и с возрастанием умения сосредоточиться, и с увеличением продуктивности чтения;
      система методов обучения рациональному чтению, направленная на увеличение поля восприятия информации, тренировку внимания, чтение смысловых блоков, использование ключевых слов, способствует непосредственному формированию навыков основательного чтения.
      Эти три фактора позволяют рациональному читателю и при более высокой скорости прочнее усваивать полученную информацию.
      Существует ли при рациональном чтении опасность более быстрого утомления из-за большой затраты энергии и не отразятся ли на здоровье читателя чрезмерные нагрузки?
      Возрастание эффективности при рациональном чтении достигается за счет применения научных методов чтения и рационального использования умственных возможностей человека. Конечно же, можно утомиться и при рациональном чтении, но рациональный читатель, в отличие от неподготовленного, может оградить себя от утомления и чрезмерных нагрузок с помощью научного использования пауз во время чтения, смены текстов, упражнений для релаксации, гимнастики глаз и т. д.
      Можно и нужно ли читать рационально все тексты? В принципе можно читать рационально любые тексты, за одним исключением. Если вы хотите получить удовольствие от какого-либо произведения художественной литературы, то не следует его читать рационально, так как иначе вы не сможете в полной мере постичь эстетическую ценность этой книги.
      В зависимости от цели восприятия информации существуют различные формы рационального чтения, диа-
      пазон которых колеблется от поверхностного просмотра текстов до их детальной проработки.
      Читатель, который добросовестно и успешно выполнит предлагаемые ему упражнения научится большему, чем просто рационально читать. Он сможет более целенаправленно наблюдать, лучше сосредоточиваться и быстрее находить существенное. Он сможет более разумно планировать свою умственную деятельность, сознательно выбирать оптимальные методы работы, продуманно организовывать процесс своего труда и правильно использовать паузы и перерывы во время чтения.
      Ответьте письменно на следующие вопросы:
      6.1. Почему рациональное чтение нельзя отождествлять cJtefnyjbiM чтение?
      6.2. Объжншпеопреёмнйе степень понимания.
      6.3. Определите количество слов на с. 28, не подсчитывая каждое слово.
      6.4. Определите скорость чтения с помощью номограммы для следующих данных:
      а) количество слов — 3130, время — 4 мин 15 с;
      б) количество слов — 2780, время — 12 мин 5 с;
      в) количество слов — 1040, время — 2 мин 15 с.
      6.5. Определите скорость чтения, если 5860 слов были прочитаны за 11 мин 21 с.
      6.6. Какова средняя скорость чтения в ГДР у обычных читателей и средняя степень понимания текстов?
      6.7. Что мы понимаем под термином «скорость чтения.»?
      6.8. От чего ^зависит выбор скорости чтения?
      6.9. Какие тексты и когда нельзя читать рационально?
      6.10. Быстрее ли устает читатель во время рационального чтения и может ли оно нанести ущерб здоровью?
      6.11. Почему овладение методами рационального чтения позволяет читать более основательно?
      6.12. Какую еще пользу может извлечь для себя читатель при изучении курса рационального чтения?
      Сравните свои ответы с решениями на с. 143 — 1441
      См. раздел «Упражнения» на с. 30.
     
      УПРАЖНЕНИЯ
     
      Как нужно рационально упражняться?
      Рациональное чтение не какой-нибудь трюк или волшебство. Оно требует определенных умственных усилий и прежде всего интенсивной тренировки. При этом непременным условием является действительный интерес к овладению этим методом, а также твердая воля и высокая дисциплина, наличие необходимого времени и сил. Если у вас отсутствует интерес, то лучше сразу же отложите эту книгу и займитесь другими делами. Однако если вы твердо убеждены, что стоит потратить силы и время на то, чтобы повысить эффективность своего чтения, и вы готовы последовательно и систематически этим заниматься, то ничто ни при каких обстоятельствах не должно помешать вам изучить эту книгу до конца. Чтобы рациональнее организовать процесс упражнений, мы его частично запрограммировали. С помощью конкретных заданий, например ответов на вопросы, решения специальных задач, обработки текстов, а также контроля и оценки их выполнения отрабатывается устранение ошибок при чтении и усвоение новых методов. Разумеется, приведенных в книге упражнений для чтения явно недостаточно. Поэтому вы должны ежедневно читать и другие тексты, например нужные вам в процессе вашей трудовой деятельности, и использовать при этом те методы, которые вы в то время будете отрабатывать.
      Для закрепления приобретенных навыков и умений необходимо отвечать на вопросы письменно и только после этого сравнивать их с правильными решениями. При этом не щадите и не обманывайте себя: вы можете этим уменьшить свои успехи. Очень полезен был бы обмен впечатлениями с другими обучающимися как при сравнении решений, так и при обсуждении различных проблем, так как в результате этого лучше усваивается материал. Эмоциональное воздействие при сравнении достигнутых результатов также стимулирует процесс обучения.
      При работе над разделом упражнений мы рекомендуем вам составлять план, причем сроки достижения промежуточных целей должны определяться реально с учетом вашей загруженности. Запланируйте также резерв времени и дни отдыха. После каждого упражнения сразу же записывайте ваши результаты в дневник, образец которого дан на с. 160. Сюда же записывайте результаты выполнения выбранных вами самими упражнений, не содержащихся в данной книге. Каждую неделю сравнивайте достигнутые результаты с тем, что вы наметили в плане. Проанализируйте причины ошибок и оцените тенденцию развития успехов. После этого внесите коррективы в самостоятельное выполнение упражнений.
      Не беспокойтесь, если иногда будет снижаться степень понимания. Это естественно, так как вы сосредоточиваетесь на методе чтения и поэтому несколько пренебрегаете восприятием содержания. Очень скоро кривая ваших успехов опять поднимется, и ваш труд будет вознагражден.
      С помощью дневника установите, в какое время вы достигаете лучших результатов при чтении. По возможности используйте эти чаш для занятий.
      Для выполнения упражнений вам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, бумага, письменные принадлежности, фломастер, прозрачная бумага книжного формата и лист картона, например незаполненная открытка.
      Для обеспечения восприятия информации в книге полужирным шрифтом выделены вновь введенные понятия и наиболее значимые слова, курсивом — задания к упражнениям. При выполнении упражнений обращайте внимание на задания «Засеките время» и «Запишите результаты в дневник». Ответы и решения мы вам рекомендуем записывать.
      Итак, начнем упражнения.
      Прочитайте этот текст и постарайтесь понять все основные мысли, читайте с вашей обычной скоростью, не пытайтесь ее увеличить.
     
      Упражнение 1: развитие навыков чтения.
      Засеките время и отметьте его в дневнике
      Загадки древних цивилизаций
      Были ли электрические лампочки в эпоху Тутанхамона? На первый взглад такой вопрос может показаться очень странным. Как же, самом деле, она могла загореться до Вольта, Фарадея, Лодыгина и Яблочкова? Но ие будем спешить с отрицательным ответом. Во всяком случае, вопрос этот обсуждается на страницах некоторых журналов. И не только потому, что при раскопках в Месопотамии обнаружены конструкции, похожие на гальванические элементы. Факт этот пока что, кажется, непроверенный, и им можно было бы попросту пренебречь.
      Вопрос этот, как представляется, перерастает в крупную историко-науковедческую проблему, правильное решение которой позволило бы по-новому взглянуть на древнее естествознание и его особенности. Конечно, нет основании преувеличивать научные и технические достижения древности. Но нельзя их и недооценивать, хотя бы потому, что именно недооценкой умственного кругозора и технического опыта древних народов вызваны получившие широкое хождение концепции «вклада» в человеческую культуру, сделанного инопланетными пришельцами.
      Широко известны астрономические, математические и медицинские познания древних народов. Они умели вычислять радиус Земли с точностью до долей процента и продолжительность солнечного года с точностью до секунды, определять орбиты планет и строить динамические модели «Солнце — Земля — Луна», производить трепанацию черепа и устанавливать биоритмы организма. А взять непревзойденные до нашего времени календарные системы египтян, шумеров, индейцев майя..


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.