РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Сидеть за рисовальной доской надо так, чтобы свет падал на доску с рисунком с левой стороны.
Напоминаю! Рисовать предметы мы будем в перспективе, т. е. так, как мы их видим в пространстве. Рельсы железной дороги, уходящие вдаль, нам кажутся сходящимися в одной точке. Деревья и телеграфные столбы, которые стоят ближе к нам, кажутся больше тех, которые находятся дальше от нас.
Нарисуй с натуры улицу, вид на железную или шоссейную дорогу.
Чтобы правильно нарисовать с натуры коробку, лежащую на столе, надо установить линию горизонта (уровень твоих глаз).
Затем, наметив рисунок, установи направление удаляющихся от нас сторон коробки, определи, насколько верхняя стенка коробки больше или меньше передней, т. е. определи основные пропорции (размеры) предмета. Помни! Чтобы правильно нарисовать любой предмет, необходимо, рисуя, всё время сравнивать высоту предмета с его шириной, величину отдельных частей предмета между собой и с основными его размерами.
Если ты будешь рисовать коробну, повёрнутую к тебе под углбм, то перспективное построение рисунка будет иное. Сокращение сторон коробки будет идти по двум направлениям.
Параллельные между собой стороны коробки кажутся . нам сходящимися в одной точке на линии горизонта. Две другие параллельные стороны кажутся нам также сходящимися на линии горизонта, только в другой точке.
Линия горизонта.
(конструкцию) предмета.
Сделай несколько упражнений.
Обрати особое внимание на построение предметов.
ПОМНИ!
Окружность в перспективе никогда не будет иметь острых углов.
Научись выявлять строение (конструкцию) объёмных предметов. Сделай ряд упражнений, как это показано на нашем рисунке.
Когда рисуешь с натуры, внимательно следи за тем, как освещён предмет, и старайся передать его таким в рисунке. Это будет тональный рисунок. Изображение предмета становится более объёмным и выразительным.
Самое тёмное в натуре соответственно должно оставаться самым тёмным в рисунке. Чтобы не допустить ошибки, необходимо сравнивать, насколько одна часть предмета светлее или темнее другой. Это называется установить светотеневые отношения или, как часто говорят художники, светотень.
На поверхности предмета мы различаем: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающую тень.
Падающая тень у края предмета бывает темнее тени на предмете. Наиболее светлое место на теневой поверхности предмета называется рефлексом. Рефлекс всегда темнее света.
Полутень
тень
Неправильно Правильно
Вначале наметь место для рисунка. Не делай рисунок очень маленьким или очень большим. Старайся разместить рисунок в центре листа бумаги, как это показано на нашем рисунке.
Затем лёгким нажимом карандаша на бумагу наметь строение куба, учитывая перспективные сокращения.
Проверь свой рисунок по натуре, поправь ошибки и легко проложи тени. Сравнивай, насколько отличаются по tohv друг от друга стороны куба. у
Когда рисунок будет намечен правильно, можно приступать к детальной проработке формы.
Порядок работы.
Порядок работы.
Когда будешь рисовать с натуры решето или колесо, внимательно следи за перспективой. Если ты будешь рисовать такое колесо, как это показано на нашем рисунке, то задняя сторона (а) не может быть больше передней стороны (б).
Неправильное изображение колеса.
Правильное изображение колеса.
Порядок работы.
Нарисуй с натуры шар.
Предметы, окружающие нас, больше или меньше напоминают геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус, пирамиду). Рисуя любой предмет, старайся сперва определить в нём геометрическую основу, т. е. основную форму. Это единственно правильное начало рисунка.
На этой странице и на следующих ты видишь рисунки различных предметов. Обрати особое внимание на начало их построения.
Порядок работы.
Сделай с натуры несколько зарисовок стакана и чашки. Нарисуй их с разных сторон.
Нарисуй с натуры луковицу.
Когда рисуешь предметы сложной формы, внимательно следи за конструкцией — строением предмета. Рассматривай сложную форму предмета, как сумму простых геометрических форм.
Например, конструкция бидона складывается из следующих форм:
горлышко — цилиндр,
верхняя часть — срезанный конус,
основная часть — цилиндр.
Конус
ЦИЛИНДР
Посмотри, как надо передавать в рисунке конструктив ное строение предмета. Сделай ряд упражнений на конст руктивный анализ формы предметов домашнего обихода.
Сделай ряд коротких зарисовок предметов домашнего обихода так, как это показано на нашем рисунке.
Когда рисуешь с натуры предметы сложной формы, внимательно следи за распределением светотени в рисунке.
Помни, полутень не может быть темнее тени, а рефлекс такой же силы, как свет или блик. Самое светлое место на поверхности предмета — это блик. Самое тёмное место — падающая тень у края предмета.
Выдержать рисунок в тоне — это значит верно передать распределение света на предмете, правильно передать разницу в тенях и полутонах.
Падающая тень
Прокладывая тень, следи за штрихом. Штрих в рисунне должен ложиться так, чтобы он подчёркивал форму предмета. Не делай небрежных штрихов.
Так нельзя штриховать рисунок.
Так хорошо передавать прямую поверхность.
Так ложится штрих по округлой поверхности.
Так передаётся тон от света к тени.
Вначале наметь место для рисунка.
Затем определи геометрическую основу предмета, конструкцию, основные пропорции — высоту предметам ширину. Уточни детали, проверь свой рисунок по натуре, выправи ошибки.
Затем проложи светотень и опять проверь всё, что было сделано до этого момента (построение, пропорции, тональные отношения).
Если рисунок наметился верно, то можно переходить к окончательной прорисовке как общей формы сливочника, так и его частей.
Вначале размести изображение предмета на листе бумаги.
Определи геометрическую основу и ясно представь себе конструктивное строение предмета.
Найди пропорции: сравни, насколько донышко шире горлышка, какова ширина и высота предмета, какова величина ручки и носика.
Не забывай о перспективном сокращении.
Внимательно проверь свой рисунок по натуре, выправи ошибки, порле чего продолжай уточнять рисунок ручки, носика, крышки, донышка. Легко проложи тени.
Если рисунок наметится верно, можно усиливать нажим карандаша на бумагу и добиваться большей завершённости изображения (окончательно определить пропорции, форму, светотеневые отношения).
Порядок работы.
Запомни названия Стронциановая жёлтая.
Крон жёлтый.
Кадмий оранжевый.
Сиена натуральная.
Умбра натуральная.
Киноварь красная.
художественных красок: Краплан.
Кобальт фиолетовый.
Перманент зелёный
Изумрудная зелень.
Берлинская лазурь.
Кость жжёная.
Одной краской можно по-разному закрасить несколько прямоугольничков. Все они будут отличаться друг от друга по светлоте и по насыщенности цвета.
Закрась прямоугольнички подобно тому, как это сделано на предыдущей странице.
Кадмием жёлтым.
Сиеной натуральной.
Кобальтом фиолетовым.
От жёлтого к красному.
От синего к зелёному.
Рисовать акварельными красками объёмные предметы и группы предметов труднее, чем простым карандашом. Здесь требуется не только передать объёмную форму предмета, но и его цвет, разницу в цвете освещённых и неосвещённых предметов и их частей.
Рисовать акварельными красками надо в определённой последовательности.
1. Правильно сделай рисунок в линиях (без прокладки теней) простым карандашом.
2. Определи основной цвет предмета и жидким раствором краски закрась рисунок. Освещённые места закрашиваются совсем слабо.
3. После того как первый слой краски подсох, прокрывай изображение ещё раз, усиливая тени.
4. Последующими прокладками уточняй цветовые отношения, усиливай насыщенность цвета, доводи изображение до наибольшего сходства с натурой.
Внимательно рассмотри примеры работы акварельными красками, приведённые на следующих страницах.
Нарисуй с натуры яблоко и раскрась его акварельными красками.
Сделай плавный переход от одного цвета к другому
Проверь своё изображение по натуре, выправи ошибки и постепенно переходи к заключительной стадии работы.
Нарисуй с натуры морковь и раскрась её акварельными красками.
Порядок работы.
Вначале размести изображение на листе бумаги и наметь строение предмета.
Найди локальный (основной) цвет банки и закрась свой рисунок.
Проверь своё изображение по натуре, выправи ошибки и постепенно начинай передавать цветовые оттенки.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Вначале наметь место для узора, и раскрась его красками.
Нарисуй с натуры цветок и его листья, а затем, используя свой рисунок, попробуй составить узор. Посмотри, как художник, составляя узор для ткани, использовал рисунок цветка ромашки.
Рисунок растительного орнамента можно по-разному решить в цвете. Посмотри, как художник на одном и том же рисунке орнамента даёт разные цветовые решения.
Посмотри, какие узоры из форм растений составили народные умельцы для ковров.
Ковёр. Тюменская область.
Посмотри, как составлен рисунок для полотенца.
Полотенце. Русская вышивка.
Посмотри, как можно использовать растительный орнамент для оформления графических работ.
Составь узор из серпа, молота, листьев лавра, дуба и колосьев. Посмотри примеры подобных сочетаний, но не срисовывай их, а придумай свои.
Порядок работы.
Резьба по дереву.
Азербайджанская ССР Таджикская ССР
Если ты будешь долго смотреть на ярко-красный кружок, не отрывая глаз, а затем переведёшь взгляд на серую бумагу, то увидишь на ней точно такой же кружок, но зелёного цвета—дополнительного к красному.
Если ты проделаешь такой же опыт с синим кружком, то увидишь кружок оранжевого цвета.
Если вместо синего кружка будет фиолетовый, то он вызовет дополнительно к себе жёлтый цвет.
Это свойство цвета вызывать дополнительный к себе другой цвет используется в живописи для того, чтобы придать картине более красочный и яркий вид.
На зелёном поле красный цветок кажется особенно ярким. На синем поле бумаги жёлтое пятнышко также кажется очень ярким.
Эту особенность дополнительных цветов надо учитывать при оформлении плакатов и стенгазет.
Красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый, синий и оранжевый цвета называются в живописи дополнительными цветами. Находясь рядом друг с другом, они становятся более ярними.
Если тебе придётся делать заголовок к стенной газете, то пользуйся для этого простым плакатным шрифтом. Такой шрифт очень легко строится:
Вначале раздели поле для букв на лять строчек.
Затем наметь место для букв на равном расстоянии друг от друга или раздели строку на равные части.
Каждое поле для буквы в свою очередь раздели на три части.
После этого наметь нужные тебе буквы, обведи^их тушью или краской, а карандашные линии сотри резинкой.
СоЬтавь заголовок для стенгазеты, альбома для, марок или для стихов. Придумай красивое сочетание букв с узором.
Порядок работы.
Затем выполняй рисунок узора и букв.
Посмотри рисунок всех букв.
Посмотри, как можно сочетать текст с узором.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ 1 МАЯ!
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫМ БИЛЕТ
Придумай рисунок для пригласительного билета на школь ный вечер, карнавал, новогоднюю ёлку.
Посмотри наши примеры, но не срисовывай их, а придумай свой рисунок.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
ПОГОВОРИМ О КОМПОЗИЦИИ.
Слово «композиция» происходит от латинского слова «compositia», что означает «сложение». Компоновать — это значит составлять, складывать, набрасывать, размещать.
Сделать композицию — это значит нарисовать несколько предметов и соединить их между собой в одно целое, чтобы выразить определённую мысль, идею.
Композиция может быть составлена на разные темы.
Наша задача составить композицию на тему «Прилёт птиц».
Пормотри, как надо работать над композицией.
Вначале реши тему композиции. На нашем рисунке тема композиции — «Ребята вешают на дерево скворечник».
Затем на отдельном листе бумаги сделай композиционную схему — красиво размести на плоскости бумаги предметы и людей.
После композиционной схемы зарисуй с натуры необходимые предметы: ребят в движении, деревья, скворечники, лестницу.
Когда подсобный материал будет собран, приступай к окончательному решению своей композиции.
А. К. Саврасов. Грачи прилетели.
В. Г. Перов. Голубятник.
Составь композицию на тему «Ловля рыбы».
Вначале наметь композиционную схему.
Затем прорисуй форму всех предметов. Закончи рисунок акварельными красками.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ЖИЗНЬ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.
Искусство в жизни людей имеет большое значение. Оно облагораживает человека, воспитывает, помогает лучше понять реальный мир, учит видеть и любить прекрасное. В картине художник показывает не только красоту природы, но и красивые дела людей — их лучшие качества.
Часто мы проходим мимо красивых пейзажей (городских и сельских), не видим красивых сочетаний красок в природе, не замечаем красивых поступков людей. Художник в своих произведениях обращает наше внимание на эти стороны реальной действительности.
Вот перед нами картина известного советского художника А. А. Дейнеки "На просторах подмосковных строек". Художник показывает окраину Москвы, где наши советские люди ведут новое строительство. Они хотят сделать окраины Москвы ещё краше, ещё лучше.
На переднем плане мы видим девушку, которая несёт доску для настила. Художник показывает, как красива поза идущей девушки, как красиво сочетаются краски — красный воротничок, тёмный комбинезон и жёлтая доска с голубоватым фоном снежной долины.
А. А. Дейнека. На просторах подмосковных строек.
В картине "Ужин трактористов" художник А. А. Пластов хорошо показал жизнь советских крестьян.
А. А. Пластов. Ужин трактористов.
Перов. Тройка.
Картина художника В. Е. Маковского "Свидание" изображает встречу сына с матерью.
Бедная женщина не имела возможности отдать сына учиться в школу, а отдала его в ученье к сапожнину.
У сапожника мальчик живёт в очень тяжёлых условиях — у него-нет обуви, у него нет чистой одежды, он недоедает.
Мать пришла навестить сына и принесла ему гостинцы. Мальчик с жадностью набросился на калач.
В. Е. Маковский. Свидание.
Картина советского художника Ф. П. Решетникова "Прибыл на каникулы" показывает другую сцену свидания — встреча воспитанника суворовского училища со своими родными.
Партия и правительство неустанно заботятся о судьбе наших детей.
Мальчик хорошо одет, его весёлое лицо говорит о том, что в училище ему живётся счастливо. В училище он успел уже приобрести военную выправку, и дедушка приветствует его в позе "смирно!"
Ф. П. Решетников. Прибыл на каникулы.
В ремесленном училище. Новая тема.
ИЗ ПРОШЛОГО НАШЕЙ РОДИНЫ.
Васнецов. Богатыри.
Художник А. П. Бубнов в картине "Утро на Куликовом поле" изобразил историческое событие, которое произошло 8 сентября 1380 года. В этот день произошла кровавая битва между русскими и татарами, закончившаяся победой русских войск. На картине вы видите русское ополчение перед боем.
П. Бубнов. Утро на Куликовом поле.
ОБРАЗ В. И. ЛЕНИНА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ.
Основателю Коммунистической партии и Советского государства В. И. Ленину многие художники посвящают свои произведения. В них рассказывается о том, как жил и как боролся Владимир Ильич за победу революции.
Перед нами рисунок выдающегося советского скульптора Н. А. Андреева.
Художник очень хорошо передал в рисунке образ величайшего гения революции.
Н. А. Андреев. В. И, ЛЕНИН.
Картина известного советского художника A. Герасимова "В. И. Ленин на трибуне".
В картине хорошо показан образ Ленина — вождя. Он весь устремлён вперёд. Художник добивается большой выразительности в изображении вождя, призывающего народ к борьбе за светлое будущее.
Иогансон, В. В. Соколов. Д. К. Тегин, Н.Файдыш-Крандаевская, н. Н. Чебаков. Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола.
Все честные люди на земле не хотят войны. Они борются за мир. И дети в этой борьбе не остаются в стороне от взрослых. Ф. П. Решетников изобразил маленьких французов, которые во время демонстрации, не боясь полиции, пишут на стене дома дорогое слово "МИР".
Ф. П. Решетников. За мир.
|