Жизнь и дела пионеров.
Пионерское лето.
А. Алексин и К. Воронков.
Первая в мире страна социализма стала первой в мире страной детского счастья.
«Всё лучшее — детям» — это стало в нашей стране законом.
...Едешь летом по шоссе, а мимо, с одной и другой стороны, то и дело проносятся чудесные голубые городки, полные песен и ребячьего смеха. Это пионерские лагеря. Здесь отдыхают наши ребята.
А вот спортивный городок: вместо улиц — волейбольные площадки, футбольные поля, бассейны...
Есть местечко в Крыму,
Отовсюду к нему
Пионеры стремятся гурьбой.
Слева — горы и лес,
Сверху — купол небес,
А внизу — неумолчный прибой.
Слова этой песни сочинили сами ребята-артековцы. Если ты когда-нибудь приедешь в солнечную пионерскую республику, эти строки будут для тебя как бы весёлым паролем. Они откроют тебе дорогу на приморский артековский пляж, куда море, словно молодея от встречи с ребятами, сбрасывает свою седину — бурливую белую пену.
Ты поднимешься на знаменитую пушкинскую скалу и постоишь немного на том самом месте, где стоял великий поэт, и увидишь то самое море, которое видел он...
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
Кто знает, может быть, именно здесь, на скале, и родились эти строки, чтобы жить потом на свете столько же, сколько будет жить само море.
Заветная артековская песенка поведёт тебя за собой в горы, что до самых макушек своих заросли лесом и утонули в парках и садах. Она, эта песенка, переправит тебя через морской пролив, и ты очутишься на Аю-Даге, что значит «Медведь-гора». И в самом деле, эта гора очень напоминает огромного мохнатого мишку, который разлёгся на крымском солнышке. Часто ребята забираются на самый загривок к этому добродушному медведю и разводят костры: тогда издали начинает казаться, будто мишке повязали на шею огненный галстук и острые концы его развеваются на ветру.
Медведь-гора хранит много пионерских писем, и стихов, и песен... Да, и песни тоже, потому что песенка, с которой мы тебя познакомили, не одинока: у неё в Артеке много таких же, как она, крылатых сестёр. Эти песни, которые ты обязательно будешь знать, если захочешь стать настоящим артековцем, тоже сочинили сами ребята. И все они — о солнце, о счастье!
Как отдыхают летом школьники? Прочитайте.
Какую песню сочинили ребята-артековцы? Прочитайте её слова.
Почему нашу страну называют страной детского счастья?
Пионерам.
М. Горький.
Что такое пионеры?
Пионерами были названы люди, которые заселяли новые, только что открытые земли.
Пионерами называют многих знаменитых работников науки... Пионером можно назвать Карла Маркса — он осветил всю историю человечества новым светом и указал рабочему народу всего мира единственно прямую дорогу к свободе. Владимир Ленин, первый, кто смело повёл рабочий класс по дороге, указанной Марксом, тоже может быть назван пионером.
Всякая общественная работа, которая расширяет и углубляет рост общечеловеческой культуры и служит интересам трудовых классов, имела, имеет и будет иметь своих пионеров.
...Вы, ребята,— дети, братья и сёстры пионеров социальной революции, дети строителей нового мира, вы тоже вступаете в новую землю, только что открытую для вас, вы заселите её как хозяева всех её сокровищ как свободные работники на самих себя.
Перед вами — прекрасная, героическая работа: продолжать начатое отцами величайшее, героическое, справедливое дело.
...Вы должны всё видеть, всё изучать, вооружаться знаниями и не брезговать никаким трудом.
Вы, пионеры, должны смело и прямо идти по дороге, открытой перед вами Лениным.
Вперёд, пионеры!
Кого называют пионерами? Как об этом сказано в статье?
К кому обращается М. Горький? К чему он призывает пионеров?
Какой труд писатель считает Прекрасным, героическим трудом?
Прочитайте.
Взвейтесь кострами!
А. Жаров.
Взвейтесь кострами,
Синие ночи!
Мы, пионеры,—
Дети рабочих.
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!
Радостным шагом,
С песней весёлой
Мы выступаем
За комсомолом...
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!
Мы поднимаем
Алое знамя.
Дети рабочих,
Смело — за нами!
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!
Грянем мы дружно
Песнь удалую —
За пионеров
Семью мировую!
Близится эра
Светлых годов.
Клич пионера:
Всегда будь готов!
Как вы понимаете смысл двух первых строк стихотворения?
Как вы понимаете строки стихотворения: «Мы выступаем за комсомолом»?
Будь готов!
Н. К. Крупская
Всякий пионер на призыв «Будь готов!» отвечает: «Всегда готов!»,— но далеко не всякий пионер знает, откуда взялся этот призыв и этот ответ.
«Будь готов!» — это был призыв Ленина к членам партии, борцам за рабочее дело...
«Мы должны всегда,— писал товарищ Ленин в 1902 году в своей книжке «Что делать?»,— вести нашу будничную работу и всегда быть готовы ко всему...»
«Будьте готовы»,— говорил товарищ Ленин членам партии, и ленинская партия... не боялась никакой самой чёрной, самой скучной работы. И, когда пришло время, удобное для революции, ленинская партия «была готова» и повела за собой рабочих и крестьян.
Юных пионеров не было ещё на свете, когда Ленин звал борцов за рабочее дело быть готовыми, но юные пионеры твёрдо решили быть верными заветам Ленина: они неустанно учатся, они неустанно организуются, ставят себе целью сорганизовать всех ребят, сделать их всех сознательными, умелыми; юные пионеры хотят научиться строить новую жизнь, они хотят продолжать дело Ленина...
Объясните, что означает пионерский призыв «Будь готов!».
Прочитайте, к кому с этим призывом обращался В. И. Ленин.
Пионерский галстук.
С. Щипачев.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За Отчизну бьются
Братья и отцы.
Как повяжешь галстук,
Ты — светлей лицом...
На скольких ребятах
Он пробит свинцом!..
Пионерский галстук —
Нет его родней!
Он от юной крови
Стал ещё красней.
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с нашим знаменем
Цвета одного.
Почему пионер должен беречь пионерский галстук?
Ответ подтвердите словами стихотворения.
«Ты — светлей лицом». Объясните смысл этого выражения.
«На скольких ребятах он пробит свинцом». Как вы понимаете это предложение?
Не тронь — огонь!
Л. Подвойский.
I
Это было в Москве осенью 1922 года. В то время только создавались первые пионерские отряды. Пионеров было ещё очень мало. Когда мне и моему другу Жене Трусевичу встречались мальчик или девочка в красном галстуке, мы провожали их долгим и, по правде сказать, завистливым взглядом. Но как вступить в пионеры — этого мы не знали. Пионерские отряды организовывались тогда не при школах, а на предприятиях.
Долго мы думали с Женей, наконец решили: комсомольцы обязательно помогут. И отправились в райком комсомола.
С нами разговаривал сам секретарь. Расспросив, кто мы, из какой школы, он взял бумажку и стал писать.
— Вот,— сказал секретарь,— эту записку отнесёте в отряд при Реввоенсовете республики и отдадите вожатому. Адрес тут написан. Желаю успеха, товарищи!
Мы возвращались, ног под собой не чуя от радости. По дороге раз десять останавливались, чтобы ещё раз посмотреть на записку и прочитать адрес. Совсем рядом со школой, на той же улице!
II
Через час с небольшим мы с Женькой уже взбирались на второй этаж дома, который был указан в записке. Вошли в клуб и, не отдышавшись от подъёма по крутой лестнице, сразу приступили к делу.
— Где вожатый? — спросили мы в один голос.
— Здесь вожатый! — обернулся к нам паренёк лет семнадцати с белыми, как лён, волосами и такими же белыми бровями, отчего его загорелое лицо было похоже на негатив.
Мы молча протянули записку.
— Так...— сказал вожатый, быстро пробежав её глазами.— Значит, хотите быть пионерами?
Он обернулся к ребятам, которые с явным интересом слушали наш короткий разговор:
— Ребята! Готовить новичков к вступлению в пионеры поручаю звену «Парижская коммуна».
Окружённые пионерами, мы начали знакомиться. Вдруг дверь широко распахнулась, и вошёл ещё один мальчик.
— Андрей,—закричали ребята, ты что же опаздываешь? Живей иди, у нас новенькие!
Мальчик шагнул к нам и застыл от удивления. Мы с Женькой тоже...
— Знакомьтесь, чего смотрите!
— Да мы знакомы... смущённо пробормотал мальчик.
— Ещё бы, это же Андрей Балла! — сказал Женя.— Ведь он с нами в одном классе! За соседними партами сидим... Эх, ты! Мы даже в райком ходили, чтобы узнать, где отряд, а ты не мог сказать!
— А я почём знал, что вы хотите в пионеры! Разные бывают люди, не всем говорить приходится! — сердито и смущённо ответил коренастый, плотный Андрей.
Андрей был очень рад, что теперь в школе есть ещё пионеры. Мы стали неразлучны.
III
И вот пришёл день, когда наконец нам с Женей торжественно повязали красные галстуки. Это происходило под развёрнутым знаменем, перед всем отрядом, построенным в каре. В то время строились не в линейку, а в каре — четырёхугольником.
— Почему ты галстук не носишь в школе, а надеваешь, только когда идёшь в отряд? — спросил я Андрея, возвращаясь домой.
— Боюсь...— откровенно признался Андрей. — Наша школа где находится? Около Арбатского рынка. Тут кругом сынки лавочников да прочего чуждого элемента. Как увидят галстук, так обязательно бить будут. Думаешь, я не пробовал? У меня бока не железные... И чтобы каждый раз галстук отнимали!
— Вот ещё!— фыркнул я.— Что это, старый режим, что ли? Как это нас в нашей же, советской школе осмелятся бить?!
— А так и осмелятся! Уж я-то знаю!..— усмехнулся Андрей, и мне сразу вспомнились синяки и шишки, о происхождении которых Андрей упорно не говорил.
— Ну и пусть бьют! Пионер не должен трусить! — решительно сказал Женька Трусевич, фамилия которого нисколько не соответствовала его пылкому и воинственному характеру.
Мы с Женей предложили: всем троим прийти завтра в школу в красных галстуках.
— Всё равно две трети за это, а ты, Андрей, - только одна треть, меньшинство. Должен подчиниться.
— Ясно, подчинюсь,— буркнул Андрей.— А только... Эх, и вмажут же нам! Давайте вместе пойдём.
IV
...Хмурое осеннее утро. Северный ветер гонит хлопья мокрого снега. Прохожие ёжатся и поднимают воротники. А мы трое гордо шагаем в пальто нараспашку. Язычками горячего пламени алеют наши пионерские галстуки.
Во дворе школы нас окружили толпой ребята из разных классов.
— Это пионерские галстуки? Да? А вас когда приняли? Трудно стать пионером? Где находится отряд? — посыпались вопросы.
Ободрённый дружелюбной встречей и отнюдь не враждебным интересом к нашим галстукам, я торжествующе посмотрел на Андрея. Но его взгляд ответил мне: «Посмотришь!..»
Вдруг стало тихо. Толпа школьников расступилась. Мы оглянулись и невольно придвинулись друг к другу. Прямо на нас шёл Васька Подмёткин, по прозвищу Щербатый, гроза Арбата. За ним шли другие ребята из его ватаги. Подойдя вплотную, он медленно оглядел нас и вдруг быстрым движением схватил концы Жениного галстука.
— Не трожь грязной лапой красный галстук! — глухо и с угрозой сказал Женя.
Подмёткин сплюнул через выбитый зуб и рывком потянул Женю к себе. У меня в глазах потемнело. Как же это! Только вчера старый большевик, командир Красной Армии, надел нам пионерские галстуки и сказал, что они — частица красного революционного знамени и что мы должны беречь их, как бойцы берегут знамя. Не помня себя от гнева, я изо всех сил толкнул Щербатого в грудь. От неожиданности он потерял равновесие и упал, выпустив Женьку.
— Айда в школу, бегом! — шепнул Андрей.
Но поздно, нас окружили...
— Бей пионеров! Срывай галстуки! — командовал Щербатый своей ватаге.
Мы отчаянно защищались. Но силы были неравные. Вот уже хулиганы крепко держат нас за руки. Ещё немного — и красные галстуки будут сорваны, брошены в грязь... А поодаль в молчании стояли школьники. Многие из них сочувствуют нам, но боятся и поэтому соблюдают нейтралитет.
— Ребята, у кого отец и мать коммунисты, у кого брат комсомолец, на помощь! — звенящим голосом крикнул вдруг Женька.
Толпа школьников дрогнула. Из неё шагнули ребята и двинулись к нам.
Хулиганы остановились. А из школы уже выбежали комсомольцы, и впереди них, на ходу затягивая красноармейскую шинель, Павел Иванович, учитель обществоведения,— коммунист, участник гражданской войны. Шайка Щербатого бросилась врассыпную.
— Ну как, смена, приняли боевое крещение? — спросил Павел Иванович с ободряющей улыбкой.
— Галстуки они у нас не сорвали и не сорвут никогда! — с достоинством заявил Женя, вытирая рукой капавшую из носа кровь.
На лбу Андрея вздулась большая шишка; у меня была разбита губа.
— Опять мальчишки затеяли драку! — поджав губы, процедила сухопарая учительница немецкого языка, бывшая раньше гувернанткой у богатых детей.
— Нет, Люция Карловна, тут дело посерьёзней: это классовая борьба,— сказал Павел Иванович.
Его слова наполнили нас гордостью: значит, мы сейчас поступили правильно. Врагов ещё много кругом. Враги притаились, они редко действуют в открытую, их не всегда легко распознать... А мы приняли бой с врагом.
Когда наша тройка шла по коридору в умывальник, мы слышали, как ребята говорили нам вслед:
— Пионеры-то наши ничего, смелые! Им нельзя трусить. Они на коммунистов учатся...
В умывальнике Женька, склонный произносить торжественные речи,сказал:
— Значит, не даром вы кровь пролили, товарищи! Слышите, что ребята говорят?!
...С Васькой Щербатым и другими арбатскими хулиганами, которых науськивали на пионеров представители «старого мира», нам пришлось сталкиваться ещё не раз. Но чем дальше, тем сильнее мы становились. При фабриках и заводах рождались всё новые и новые отряды. К концу учебного года в нашей школе было двенадцать пионеров. По тому времени число не малое!
К какому времени относится действие рассказа?
Прочитайте последнюю часть рассказа. Объясните, почему Васька Щербатый со своей ватагой напали на пионеров. Кто победил в борьбе? Почему?
Как учитель Павел Иванович назвал борьбу Щербатого с пионерами? Найдите и прочитайте в рассказе абзац, дополняющий объяснение учителя.
Перечитайте рассказ. Подберите название к каждой части.
Песня-молния1.
В. Маяковский.
1 Стихотворение написано в связи с Первым Всесоюзным слётом пионеров, проходившим в Москве в 1929 году.
За море синеволное (...)
Как называет поэт нашу страну? Партию? Пионеров? Какова главная мысль стихотворения?
Первая высота.
Н. Извекова.
С утра Серёжа был просто третьеклассник Фролов, а сейчас в его жизнь пришло что-то новое.
...Торжественная линейка семиклассников, а напротив выстроились малыши.
Чётко, хором повторяют третьеклассники слова торжественной клятвы. Серёжа говорит громко, ему кажется, что он кричит. Но пускай слышат все:
— «Я, юный пионер Советского Союза...»
К каждому подходит Алла Алексеевна, вожатая, и повязывает третьеклассникам пионерские галстуки.
Третьеклассники? Нет, теперь они стали пионерами.
Серёжа расстегнул пальто — оно сейчас совсем некстати, только галстук закрывает — и кинулся домой.
Стукнула калитка у Фроловых.
— Сынок! — на крыльце стояла Ольга Абрамовна.
— Мама! Смотри, мама!
И скорей в комнату, к дедушке.
Посветлели больные глаза старика, дрожащая рука зашарила по одеялу. Но платок не понадобился: скупая слезинка утонула в морщинах сурового лица бывшего партизана Брянщины.
— Подойди ближе, Сергей. Галстук такой, как у тебя, я видел там, в Брянском лесу. Была у нас в отряде девчушка, малюсенькая такая, воробышек, да и только. Помню, нужно было нам доставить пакет, пробраться через деревню. А фашисты рыскали, всё партизан искали, так что из лесу не выглянешь.
«Я пробьюсь»,— говорит наш воробышек.
По большаку гитлеровцы как раз скотину гнали, по-отбирали у селян, а нескольких пастушков гнать коров заставили. Голодная скотина еле ноги передвигала, пыль такая, что и света не видать. Так наша девчушка, слышь, что, хитрая, придумала. Надела штаны, картуз, будто мальчишка, хворостину в руки и — шмыг в самую гущу. Так и добралась до нужного места, да там и отстала: за пылью не видно.
Дедушкины глаза потемнели.
— Пакет она доставила, а больше мы не видели нашего воробышка. Только галстук красный остался. Ну да время страшное прошло, а про пионерку ту помни. Галстук теперь такой же носишь.
Серёжа вышел во двор. Думал всё про дедушкин рассказ. Понятное дело: девчонка та — герой. И завидно стало, когда дедушка про неё рассказывал. Небось, хочется ему, старому партизану, чтоб и он, Серёжа, таким же был. «Ну а как же мне, где возьму сейчас партизан, чтоб что-то геройское показать?» Серёже хотелось сейчас же, немедленно сделать такое, чтобы заметил дедушка и хоть немножко сравнил с той разведчицей.
И когда Ольга Абрамовна в поисках сына заглянула за хату, она увидела Серёжу: в руках у него была большая отцовская лопата. А прямо перед дедушкиным окном появилась молоденькая яблонька.
Что нового «пришло в жизнь» Сергея Фролова?
Почему дедушка именно в этот день решил рассказать Серёже о девочке-пионерке?
Какие мысли и чувства вызвал у Серёжи этот рассказ? Перескажите кратко текст.
Морской кортик.
С. Баруздин.
Светлана давно мечтала остаться дома одна. Ей очень хотелось самой похозяйничать, повозиться с Алёшкой, чтобы никто не мешал — ни папа, ни мама, ни бабушка.
Наконец выдался такой вечер.
Бабушка на несколько дней уехала в деревню, а папа с мамой ушли в театр.
Светлана осталась дома главной хозяйкой.
Вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала с братишкой играть.
— Уж скорее бы ты, Алёшка, подрастал! — говорит Светлана, повторяя мамины слова.— Отдадим тебя в детский сад. Знаешь, как там хорошо!
— У-у-у! — отвечает Алёшка, словно соглашаясь: «Подрасту, мол! Пойду!»
Они поиграли, а в девять часов, как мама сказала, Света уложила братишку в кровать. Покачала она кровать, покачала — уснул Алёшка. Потом Светлана разобрала свою постель и стала читать.
Сегодня хоть до ночи читать можно — никто не заругает. Время идёт быстро. Светлана не заметила, как ночь наступила: на часах половина двенадцатого.
«Пора ложиться. А то мама и папа сейчас должны вернуться».
Она обошла ещё раз квартиру, посмотрела, всё ли убрано, заглянула в кухню и тут вспомнила:
«А ведро с мусором? Совсем забыла. Надо вынести!»
Светлана подошла к Алёшке — спит.
«Я сейчас! Быстро!»
Взяла ведро и побежала во двор.
А во дворе сегодня темным-темно. Небо покрыто тучами, не видно ни луны, ни звёзд. Только лампочки у подъездов дома еле-еле светятся.
Светлана идёт вдоль садика.
Сейчас за углом дома свернуть — и всё: там под навесом стоят ящики для мусора.
Вот и угол дома. Но что это? Перед ней на тротуаре лежит человек. От страха Светлана остановилась. Ноги у неё задрожали, по спине побежал неприятный холодок.
Светлана посмотрела по сторонам, хотела позвать кого-нибудь, но вокруг — никого.
А человек лежит ничком и не двигается.
На нём морская форма. Морская фуражка отлетела в сторону. А рядом лежат чемодан и тёмная шинель.
— Дядя! Дядя! Что с вами? — Светлана нагнулась над моряком.
Моряк не ответил, только чуть слышно простонал. Значит, жив человек.
— Помогите! Человек здесь! — пробовала крикнуть Светлана, но от волнения у неё горло перехватило.
И вдруг она сообразила:
— Подождите, я сейчас... Только не умирайте!
Человек ничего не ответил, а Светлана, бросив ведро, помчалась домой.
Забыв про всё на свете, даже про Алёшку, она влетела в квартиру, схватила телефонную трубку и набрала номер.
— «Скорая помощь», «Скорая помощь»! — кричала она, пока не услышала долгожданного: «Скорая помощь» слушает...»
Только после того как она назвала адрес и спокойный голос ей сказал: «Машина выезжает», Светлана вспомнила про Алёшку. К счастью, он спал.
— Смотри, не просыпайся! — прошептала Света и опять побежала во двор.
Человек всё так и лежал на земле. Светлана нагнулась, послушала — дышит человек. Значит, жив.
— Потерпите, потерпите...— прошептала Света.— Сейчас всё будет хорошо! Только не умирайте!
«Почему так долго нет машины? Сколько прошло минут? Пять, наверное, а может, больше? Только бы скорей!»
Прошло ещё несколько минут, и наконец Светлана услышала звук сирены. «Ну вот! Это она...»
Два ярких луча света врезались в темноту двора, за ними в ворота въехала машина.
— Сюда! Скорей!
Светлана бросилась навстречу машине и стала показывать дорогу. Объехав вокруг садика, машина остановилась. Из неё вышел врач в халате с маленьким ящичком в руке. Нагнулся над моряком.
— Носилки! Скорей! — приказал он, вставая.
Санитар и шофёр положили моряка на носилки и поставили их в машину.
— Вещи вот, не забудьте,— сказала Светлана, передавая санитару шинель и фуражку.— Там чемодан ещё... Тяжёлый...
Санитар подхватил и чемодан.
— Он не умрёт? — спросила Светлана у доктора.
— Постараемся... Спасибо тебе,— сказал доктор уже из машины.— Поехали!
На следующий день Светлана встретила во дворе Архипова. Света поздоровалась.
— Здравствуй,— ответил ей Андрей Андреевич.
Светлана заметила, что Андрей Андреевич сегодня почему-то грустный и неразговорчивый.
— Вы плохо чувствуете себя? — спросила она.
— Нет, я-то ничего,— ответил Андрей Андреевич.— А вот с сыном у меня беда. Приехал вчера в отпуск и не дошёл до дому — попал в госпиталь. С. сердцем сделалось плохо.
— С сыном? А что с ним? — спросила Светлана.
— Сегодня уже ничего. Стало лучше. Я только что оттуда. А вчера так было, что и не спрашивай! Врач сказал, что если бы на пять минут позже привезли в госпиталь, то не видать бы мне сына... И ведь знаешь, кто его спас? Девчурка какая-то, совсем маленькая. Она его первая заметила и не растерялась, вызвала «Скорую помощь». Как бы только узнать, кто она? Ведь, наверное, она из нашего дома. Сын сказал: «Разыщи её во что бы то ни стало и передай вот это».
Андрей Андреевич развернул газету. В ней лежал кортик. Настоящий морской кортик!
— Этот кортик сын получил в начале войны, в подарок от адмирала. Видишь надпись: «За находчивость». А теперь просил передать его в подарок девочке, которая спасла ему жизнь. Кстати, ты ничего не слышала, кто эта девочка? — спросил Архипов.
Светлана растерялась.
— Нет,— сказала она сначала, а потом добавила: — Я ничего не сделала. Просто «Скорую помощь» вызвала.
Теперь над Светланиной кроватью висит боевой кортик. Он принадлежал морскому офицеру Ивану Андреевичу Архипову, а теперь принадлежит Светлане. И если вы возьмёте этот кортик в руки, то прочтёте на нём надпись: «За находчивость».
Что делала Светлана вечером, оставшись дома одна? Почему ей пришлось вызвать «Скорую помощь»? Расскажите. Что думала Светлана о своём поступке?
Вот мы какая сила!
3. Александрова.
Капля за каплей — и ручеёк
Выбежал, чист и светел,
Он заспешил, по земле потёк,
Друга в дороге встретил.
Что-то весёлое лопоча
В утренней ясной дали,
Вместе отправились два ручья,
Чистой рекою стали.
Если подруги пойдут за ней,
То по дороге длинной
Станет река тяжелей, сильней,
Сможет вертеть турбины...
Капля за каплей растят волну,
Вместе мы тоже сила!
Если собрать на линейку одну
Всех пионеров звено к звену —
Вот бы чудесно было!
В белых панамках спешит Артек
Встать на линейку эту.
Ну, а в Москве уже выпал снег,
Дети в пальто одеты.
Все пионеры над Ангарой
В шапках-ушанках равняют строй,
А далеко на Лене,
В шубах стоят оленьих.
Встала дружин несметная рать,
Ленинцы стали рапортовать:
— Слушай, Челябинск,
Москва,
Орёл,
Слушай, страна родная:
Мы рапортуем,
а комсомол
Рапорт наш принимает.
— Мы деревца сажали
в саду,
Озеленяли скверы,
Дружно работали в этом
году
Юные пионеры.
Вместе собрать бы все
деревца —
Лесу тому не будет конца!
— Мы разводили жёлтых
утят,
С ними возились долго.
Если поплыть они захотят,
Будет мала им Волга.
Если собрать всех наших
гусей,
Будет им короток Енисей!..
— Мы принесли вороха
бумаг.
Если свалить их в кучу,
Будет стоять второй Аю-Даг,
Прячась вершиной в тучу.
— Даже зимой вы слыхали
гром —
Это несли мы железный лом.
Собрано столько было!..
Если его сложить в вышину,
Мост перекинется на Луну.
Вот мы какая сила!
Какими полезными делами занимаются пионеры? Расскажите.
«Капля за каплей растят волну». Как вы понимаете это выражение?
Из письма Юрия Гагарина советским пионерам.
Дорогие мои друзья!
Самая большая победа придёт только к тому, кто умеет одерживать над собой и самые маленькие, незаметные для других, победы.
Играйте в футбол, занимайтесь в кружках, помогайте младшим — словом, занимайтесь своими обычными делами. Но всегда и во всём стремитесь к большой цели, тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем, что кажется трудным. И Родина, партия доверят вам самое ответственное, самое трудное и почётное задание.
Мне хочется пожелать вам всем: и будущим космонавтам, и будущим рабочим, инженерам, учёным, архитекторам, биологам — всем пионерам — большого счастья в жизни, прочных знаний, богатырского здоровья и всегда хорошего настроения.
О каких маленьких победах над собой говорит Ю. Гагарин?
Какие советы он даёт пионерам? Прочитайте.
Прочитайте пожелания первого космонавта юным пионерам.
Вопросы и задания к теме.
Кого называют юными пионерами, ленинцами? Почему? Расскажите, как возникли первые пионерские отряды.
Что обозначает пионерский призыв «Будь готов!» и ответ «Всегда готов!»?
Объясните смысл пионерского лозунга: «Пионер — всем ребятам пример».
Расскажите о жизни и делах пионеров.
Прочитайте выразительно стихотворение о пионерском галстуке.
KOHEЦ ТЕМЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
|