На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык. Учебник для 1-го класса. Поляков, Чистяков. — 1952 г

В. Г. Поляков, В. М. Чистяков

Русский язык

Учебник для 1-го класса

*** 1952 ***


PDF



DOC


Учебник прислала Жанна Чешева.
_____________________

 

      Полный текст книги

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предложение.
2. Составление предложений по картинкам.
3. Составление предложений о предметах.
4. Слово.
5. Слог.
6. Перенос слов.
7. Повторение.
8. Звуки и буквы.
9. Русская азбука, или алфавит.
10. Большая буква в начале предложения.
11. Большая буква в именам и фамилиях .
12. Предметы.
13. Названия предметов.
14. Предметы на вопрос кто? и на вопрос что?
15. Большая буква в кличках животных.
16. Беседа о предметах.
17. Действия предметов.
18. Рассказ по картинке.
19. Признаки предметов.
20. Повторение.
21. Гласные и согласные звуки.
22. Гласные буквы.
23. Звук и буква й.
24. Буква ъ (твёрдый знак)
25. Слова с буквой э
26. Слова с буквой я
27. Слова с буквой ю
28. Слова с буквой ё
29. Слова с буквами е и ё
30. Согласные буквы
31. Мягкий знак в конце слова.
32. Мягкий знак в середине слова
33. Твёрдое и мягкое произношение согласных
34. Написание жи, ши
35. Написание ча, ща, чу, щу
36. Повторительные упражнения на всё пройденное

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





      1. Предложение.
     
      Мать шьёт.
      Мальчик читает книгу.
      Девочка пишет.
      Сколько здесь предложений?
      О ком говорится в первом предложении? во втором предложении? в третьем предложении?
      Травка зеленеет. Солнышко блестит.
      Ласточка летит.
      Сколько предложений вы прочитали?
      О чём говорится в первом предложении? во втором предложении?
      О ком говорится в третьем предложении?
     
      Упражнение 1. Прочитайте вслух стихотворение.
      Птичка.
      Птичка летает. Птичка летала.
      Птичка играет. Птичка играла.
      Птичка поёт. Птички уж нет.
      Сколько тут предложений?
      О ком говорится в первом предложении? А во вто-
      ром? А в пятом?
     
      Упражнение 2. Спишите данные предложения.
      Мы смотрим картинку.
      Мы читали.
      Мы писали предложения.
     
      2. Составление предложений по картинкам.
     
      Беседа.
      Кто нарисован на первой картинке? Что он делает?
      Кто нарисован на второй картинке? Что девочка делает?
      Кто нарисован на третьей картинке? Что делает кузнец?
      Кто нарисован на четвёртой картинке? Что он делает?
     
      Кто нарисован на этих картинках?
      Что делает петух? собака? кошка? мышка?
      Упражнение 3. Составьте по одному предложению
      к каждой картинке.
      Упражнение 4. Напишите два предложения по кар-
      тинкам (по выбору).
      Образец:
     
     
      3. Составление предложений о предметах.
      Что стоит в классе на полу? Что висит на стенах?
      Что лежит на столе? Что лежит на партах? Что стоит в углу?
      Что лежит в шкафу? Что висит на доске?
      А кто сейчас находится в классе? Кто стоит? Кто сидит?
      Кто спрашивает? Кто отвечает?
      Упражнение 5. Составьте по одному предложению
      о каждом предмете в классе.
      Образец: Стол стоит. Карта висит. Ученик отвечает.
      Упражнение 6. Составьте и запишите по одному
      предложению о трех предметах, которые есть в классе
      (по выбору).
      Образец: Картина висит.
      Прочитайте вслух записанные предложения. После
      каждого предложения делайте остановку.
     
      4. Слово.
      Прочитайте вслух предложения.
      1. Зима холодная настала.
      2. Морозом речку заковало.
      3. Печальносмотриттёмныйлес.
      4. Пушистыйснеглетитснебес.
      Почему третье и четвёртое предложения трудно читать?
      Предложения состоят из слов.
      Каждое слово в предложении пишется отдельно.
      Упражнение 7. Сосчитайте, сколько слов в первом
      предложении. Сколько во втором?
      Сколько слов в третьем предложении? Прочтите их.
      Сколько слов в четвёртом предложении? Прочтите их.
     
      Упражнение 8. Спишите.
     
      Упражнение 9. Прочитайте.
      Зимой.
      Пришла зима. Настали сильные морозы.
      Зимой на улице холодно. Мороз щиплет нос.
      Сколько предложений в рассказе «Зимой»?
      Сколько слов в первом предложении?
      Сколько слов во втором предложении?
      Сколько слов в третьем предложении?
      Упражнение 10. Составьте предложения из двух
      слов (про мальчика, про девочку, про зиму, про мороз).
      Упражнение 11. Придумайте и скажите предложе-
      ния из трёх слов (про кого или про что хотите).
      Упражнение 12. Прочитайте предложения вслух.
      Мама — моё любимое слово.
      Я люблю свою маму.
      Наша речь состоит из слов.
      Слова мы говорим, поём.
      Слова мы слышим, когда их говорят другие.
      Слова мы читаем, пишем.
      Из слов мы составляем предложения.
      Упражнение 13. Придумайте два предложения по
      два или но три слова в каждом; запишите их.
     
      5. Слог.
     
      Мы ве-сё-лы-е ре-бя-та.
      На-ше и-мя ок-тя-бря-та.
      Мы не лю-бим лиш-них слов.
      Будь го-тов! Всег-да го-тов!
      Прочитайте (или спойте) эту песню все вместе,
      хором.
      Произносите слова по частям, как указано.
      Прочитайте песню ещё раз, хлопая в ладоши; каждую
      часть слова отмечайте одним хлопком.
      Слова при чтении можно произносить раздельно,
      по частям, по слогам.
      Прочитайте хором по слогам:
      — Гу-си, гу-си!
      — Га-га-га!
      — Есть хо-ти-те?
      — Да, да, да!
      Упражнение 14. Прочитайте хором и спишите.
      Дож-дик, дож-дик, ве-се-лей!
      Ка-пай, ка-пай, не жа-лей!
      Толь-ко нас не за-мо-чи.
      К нам в о-кош-ко не сту-чи.
     
      Читайте вслух.
      Слова в один слог: мы, да, я, ты, лес,
      снег.
      Слова в два слога: имя, гуси, любим,
      зима, зимой.
      Слова в три слога: ребята, хотите,
      картинка.
      Слова в четыре слога: октябрята, весёлые.
      Есть слова в пять слогов и больше.
      Упражнение 15. Прочитайте и скажите, сколько
      слогов в словах.
      Дом, лес, луг, степь.
      Школа, дети, книги, урок.
      Озеро, деревня, берёзы.
      Самолёты, пароходы.
      Упражнение 16. Выпишите сначала слова в один
      слог (односложные), потом — в два слога (двусложные),
      а затем — в три и четыре слога (трёхсложные и четы-
      рёхсложные).
      На лыжах бегать стану я,
      коньки налажу быстрые.
      Пришла зима румяная,
      морозная, пушистая.
      Упражнение 17. Придумайте и скажите 5 слов
      в один слог (односложные).
      Придумайте и скажите 5 слов в два слога (двусложные).
      Придумайте и скажите 5 слов в три слога (трёхсложные).
     
      Упражнение 18. Даётся первый слог для дву-
      сложных слов; придумайте сами второй слог, чтобы
      получились слова.
      ко- ра-
      ро- ка-
      Образец: ко-са, ко-за.
      Упражнение 19. Даётся второй слог для двуслож-
      ных слов; первый слог придумайте сами, чтобы полу-
      чились слова.
      -ра -ша
      -ма -тя
      Образец: Ве-ра, И-ра.
      Упражнение 20. Составьте из слогов слова и за-
      пишите. Имена пишите с большой буквы.
     
      Упражнение 21. Срисуйте клеточки, как здесь, и
      впишите в них слоги, чтобы получились слова.
     
      Упражнение 22. Смотрите на рамку со слогами;
      выбирайте слоги и составляйте из них слова. Состав-
      ленные слова записывайте.
     
      Образец: Маша.
      6. Перенос слов.
      Если слово не помещается на строке, тогда часть
      этого слова переносят на другую строку.
      При переносе слов употребляется чёрточка (-).
      Переносить слова можно только по слогам:
      бе-рёза, берё-за; маль-чик, ко-рабль.
      Первый слог из одной буквы не оставляется на
      прежней строке. Последний слог из одной буквы
      на новую строку:
      оси-на, пе-ние.
      Упражнение 23. Спишите и чёрточками покажите,
      как можно перенести данные слова с одной строки на
      другую.
      Карандаш, ученик, девочка, эхо, осень,
      часовой, ручеёк, радио, сокол, завод,
      отличник, облако, озеро, уроки.
     
      Упражнение 24. Перепишите слова; делите их чёр-
      точками так, как нужно для переноса с одной строки
      на другую.
      Осока, армия, линия, лётчик, парус,
      совет, союз, товарищ, поезд, огонёк,
      машинист, огородник, станция, берёзка,
      самолёт.
      Букву й при переносе нельзя отделять от стоя-
      щей перед ней буквы:
      зай-чик, чай-ник, май-ка, чай-ка.
      Упражнение 25. Перепишите слова; делите их
      черточками, как для переноса.
      Лужайка, хозяйка, лейка, фуфайка, тройка,
      читайте, пойте, рисуйте.
      Букву ь при переносе нельзя отделять от стоя-
      щей перед ней буквы:
      коль-цо, крыль-цо, день-ги.
      Упражнение 26. Перепишите слова; делите их
      чёрточками, как для переноса.
      Маленький мальчик. Серенький зайчик.
      Рисуйте кольцо. Больно пальчик.
      Упражнение 27. Читайте вслух слова по слогам,
      как для переноса, а потом напишите их.
      Горка, горько, большой, больной, кошка,
      чайник, письмо, коньки, стройка.
      Упражнение 28. Перепишите; делите слова чёрточками по слогам.
      Наша песенка, над родиной лети.
      Для тебя кругом открыты все пути.
      Облети поля, и горы, и леса —
      всюду встретишь пионеров голоса.
      Упражнение 29. Перепишите предложения; делите
      слова чёрточками по слогам, как для переноса.
      Сидит зайка беленький.
      Хвост у зайки серенький.
      ___
      Мальчику купили коньки.
      У кольца нет конца.
     
      7. Повторение.
      Весной.
      Солнышко светит. Лес оживился.
      Бегут облака. Поёт соловей.
      Луг зеленеет. Крик раздаётся
      Сверкает река. весёлых детей.
      Упражнение 30. Прочитайте стихотворение «Вес-
      ной» все вместе, хором.
      Упражнение 31. Сосчитайте и ответьте,
      сколько в этом стихотворении предложений.
      Сколько слов в первом предложении? Сколько слов
      в пятом предложении? А в седьмом предложении?
      Назовите все предложения из двух слов.
      Упражнение 32. Назовите в стихотворении слова
      в один и два слога (односложные и двусложные).
      Упражнение 33. Выпишите из стихотворения сна-
      чала все односложные слова, а потом — двусложные.
      Упражнение 34. Спишите, разделяя слова на слоги;
      чёрточками обозначьте, как следует перенести данные
      слова с одной строки на другую.
      Крыльцо, мотыльки, сильный, лужайка,
      колокольчик, лейка, колхоз, соловей, чайка,
      больница, школа, лилия, осина.
      Упражнение 35. Спишите.
     
      8. Звуки и буквы.
     
      Маша позвала подруг пить чай.
      Сколько слов в этом предложении? Какое первое
      слово? Сколько слогов в этом слове? Какой первый слог?
      Какой второй? Сколько звуков в слоге ма? Какой
      первый звук? Какой второй звук?
      Слова состоят из звуков.
      На письме звуки изображаются буквами.
      Звуки мы слышим, произносим.
      А буквы мы видим, читаем, пишем.
      Упражнение 36. Отвечайте на вопросы:
      Сколько звуков в слове Маша? А сколько букв?
      Сколько звуков в слове чай? А сколько букв?
      Сколько звуков и букв в слове позвала?
      Сколько букв в слове пить? А сколько в нём
      звуков? Какие? Зачем же в этом слове мягкий знак (ь)?
     
      9. Русская азбука, или алфавит.
     
      Русский алфавит состоит из 33 букв.
      Буквы бывают большие,или прописные (А,Б,В...),
      и малые, или строчные (а, б, в...).
      Буквы в алфавите расположены в таком порядке:
     
      10. Большая буква в начале предложения.
      Первое слово в предложении пишется с боль-
      шой буквы.
      В конце предложения ставится точка.
      Тает снежок. Ожил лужок.
      День прибывает. Грач прилетает.
      С какой буквы надо писать первое слово в предло-
      жении? Что надо ставить в конце предложения?
      Упражнение 37. Прочитайте статью.
      Жатва.
      Созрели рожь и пшеница. Началась
      жатва. Колхозники вышли в поле. Гудят
      тракторы. Жужжат жнейки. Колхозницы
      вяжут снопы. Ребята собирают колосья.
      Сколько предложений в этой статье?
      Каким знаком отделено одно предложение от дру-
      гого?
      С какой буквы написано первое слово каждого
      предложения?
      Упражнение 38. Прочитайте рассказ.
      Зима.
      Пришла зима выпал снег дети были на
      дворе они делали куклу из снега.
      Почему этот рассказ трудно читать?
      Сосчитайте, сколько в нём предложений.
      Разделите рассказ на предложения и спишите.
      Упражнение 39. Прочитайте статью «Осень». Раз-
      делите её на предложения. Спишите её.
      Осень.
      Опустели поля пожелтела трава обле-
      тели листья поредели леса птички улетели
      загудел ветер полил дождь
      Упражнение 40. Прочитайте статью «Летом». Ука-
      жите, где должны быть точки. Какие слова надо писать
      с большой буквы?
      Летом.
      Солнце светит дует ветерок бегут об-
      лачка луг пестреет порхают бабочки стре-
      кочут кузнечики в траве лес шумит
      речка под горой сверкает
      Упражнение 41. Поставьте точки и спишите ста-
      тью «После грозы». С какой буквы вы будете писать
      первое слово в каждом предложении?
      После грозы.
      Дождь перестал гроза утихла гром
      вдали гремит в лугах закипела работа
     
      11. Большая буква в именах и фамилиях.
      Игра в прятки.
      Дети играли в прятки. Костя залез
      в копну сена. Таня и Катя забрались в са-
      рай. Маленькая Настя встала за крылечко.
      Юра спрятался в малинник. Миша водит.
     
      Имена людей пишутся с большой буквы.
      Упражнение 42. Допишите предложения. Имена
      пишите с большой буквы.
     
      Упражнение 43. Выпишите сначала мужские имена,
      а потом — женские имена.
      Владимир, Надежда, Иван, Пётр, Ольга,
      Михаил, Клавдия, Алексей, Павел, Василий,
      Екатерина, Степан, Наталья, Фёдор, Борис,
      Анна, Софья, Николай, Татьяна.
     
      Упражнение 44. Прочитайте рассказ.
      Кто мамин помощник?
      Возвратился Ваня с поля.
      — Где ты пропадал?
      — Землянику по оврагу, мама, собирал.
      Следом Лиза прибежала. — Ну, где ты была?
      — Мама, мама, я цветочков в поле
      нарвала.
      — Ну, а ты где был, Павлуша?
      — Грядки поливал и цыплят стерёг, чтоб
      коршун их не заклевал.
      Расскажите: Где был Ваня? Где была Лиза?
      Где был и что делал Павлуша?
      Выпишите имена детей из этого рассказа.
      Упражнение 45. Выпишите сначала имена девочек,
      а потом — имена мальчиков.
      Таня, Варя, Костя, Наташа, Володя,
      Дуня, Катя, Серёжа, Митя, Вера, Лена.
      Имена девочек:...
      Имена мальчиков:...
      Фамилии людей пишутся всегда с большой
      буквы.
      Иван Белов, Сергей Громов, Владимир Смир-
      нов, Анна Фомина, Ольга Карасёва.
      Упражнение 46. Напишите имена и фамилии своих товарищей или подруг.
      Образец: Николай Иванов.
      Вера Соколова.
     
      12. Предметы.
     
      Что растёт на ёлке?
      Чем украшают ёлку?
      Ёлка.
      Что растёт на ёлке?
      Шишки да иголки.
      Разноцветные шары
      не растут на ёлке.
      Не растут на ёлке
      пряники и флаги.
      Не растут орехи
      в золотой бумаге.
      Эти флаги и шары
      Новый год развесил
      для советской детворы,
      чтобы год был весел.
      Упражнение 47. Назовите предметы, которые на-
      рисованы на картинках.
     
      Упражнение 48. Прочитайте стихотворение.
      Первое дежурство.
      Я дежурю первый раз,
      прибираю первый класс.
      Замечательный класс
      получается у нас!
      Вот доска заблестела,
      вот и стол засиял.
      Даже наш кусочек мела
      в десять раз белее стал.
      Назовите предметы, какие находятся в вашем классе;
      запишите их. Пишите так:
      Предметы в классе: стол, стул, доска, шкаф,
      парты, ... (Допишите, какие есть ещё.)
     
      13. Названия предметов.
     
      Назовите предметы, которые нарисованы на кар-
      тинках.
      Отвечайте на вопросы:
      Какие предметы находятся в комнате?
      В комнате находятся следующие предметы: стол,
      кровать, стулья, шкаф, ... (ещё что?).
      Какие предметы находятся на дворе?
      Что вы видели в лесу?
      Кого вы там видели?
      Какие предметы у тебя в сумке?
      Что на тебе надето?
      Стол, кровать, сарай, двор, корова, лошадь,
      лес, берёза, сумка, рубашка — всё это предметы.
      Каждый предмет имеет своё название.
      Упражнение 49. Припомните и назовите предметы,
      которые вы видели на прогулке.
      Припомните и назовите предметы, которые вы ви-
      дели на реке.
      Что выросло летом на огороде?
      Что уродилось в поле?
      Что уродилось в саду?
      Кто работал на огороде? в поле? в саду?
      О предметах можно спросить: кто это? или
      что это?
      Кто это? — Ученик.
      Что это? — Стол.
      Упражнение 50. Запишите названия предметов по
      порядку картинок.
     
      Удочка. Яблоко. Репа. Щука. Заяц.
      Мышка. Лопата. Грабли.
      Упражнение 51. Нарисуйте сами пять предметов
      (какие хотите) и подпишите их названия.
      Упражнение 52. Спишите.
      Любит Наташа лето. Летом в лесу она
      собирает грибы, ягоды. Наташа видела
      белку, ежа, малиновку.
      Ответьте устно на вопросы:
      Что любит Наташа? Что собирает Наташа в лесу?
      Кого видела Наташа в лесу?
      Гнёздышко.
      Дети нашли в кустах
      гнёздышко.
      — Гляди, Петя,
      три птички!..
      На другое утро при-
      шли дети, а гнёздышко
      было пусто.
      Ответьте на вопросы: Кто был в лесу? Что нашли
      дети в кустах? Кто был в гнёздышке?
      Загадка.
      Без рук, без топорёнка
      построена избёнка.
      Упражнение 53. Прочитайте, а затем напишите
      ответы по данному образцу.
      У птички гнёздышко. У мышки ....
      У белки .... У лисы ... . У медведя ....
      (норка, берлога, нора, дупло)
      Упражнение 54. Прочитайте и ответьте на вопрос заглавия.
     
      Знаете ли вы, кто я?
      Мой домик в дупле дерева.
      Я питаюсь орехами, грибами.
      Шубка у меня тёплая, хвост
      пушистый.
     
      14. Предметы на вопрос кто?
      и на вопрос что?
      Ходит человек на своих двух
      ногах, да не очень быстро.
      Лошадь на своих четырёх бе-
      жит скорее его.
      Сани на полозьях
      так и катятся.
      Поезд быстрей лошади
      мчится.
      Автомобиль тоже от по-
      езда не отстанет.
     
      Птица перегонит и поезд, и автомобиль.
     
      А самолёт и птице не догнать.
      Назовите предметы, о которых вы прочитали. Какие
      слова здесь выделены. Прочитайте. Какие из этих слов
      отвечают на вопрос кто? и какие на вопрос что?
      Ставьте эти вопросы и отвечайте:
      Кто? — Человек, .... .
      Что? — Сани, ....
      Упражнение 55. К названиям данных предметов
      поставьте вопросы кто? или что?
      Двор, конура, Жучка.
      Школа, класс, ученики.
      Речка, мельница, лодка, рыбак.
      Дети, кузовок, грибы, цветы.
      Коровы, пастух, собака.
     
      Упражнение 56. Рассмотрите картинку. Назовите
      все предметы, которые вы на ней видите. Скажите, на
      какой вопрос эти предметы отвечают.
      Упражнение 57. К названиям данных предметов
      поставьте вопросы кто? или что?
      Лошадь, телега, метла, кошка, лопата,
      коза, овца, ведро.
      Упражнение 58. Напишите, кто живёт в лесу и что растёт в лесу.
      Белка, сосна, ель, ящерица, берёза, ёж,
      волк, малина, ольха, сова, змея, кукушка,
      лиса, осина, дятел, земляника, медведь,
      синичка, брусника.
      Образец: В лесу живут белка, ёж, ....
      В лесу растут сосна, ель, ....
     
      — Кто распевает в кустах?
      — В кустах распевает птичка.
      — Что несут дети из лесу?
      — Дети несут из лесу грибы.
     
      Упражнение 59. Как спросить про предметы, о
      которых говорится в данных примерах?
      Взошло (что?) солнышко. Блестит (?)
      роса. Дует (?) ветер. Чирикают (?) воробьи.
      Кружатся (?) ласточки. Воркуют (?) го-
      луби. Растёт (?) трава. Кукует (?) кукушка.
     
      15. Большая буква в кличках животных.
     
      Были у Сени собака Шарик да кошка
      Мурка. Шарик с Сеней в лес ходил.
      А Мурка в лес не ходила, дома сидела,
      мышей ловила. А как сойдутся Шарик
      с Муркой, так и подерутся.
      Клички животных пишутся с большой буквы.
      Ты поди, моя Бурёнушка, домой!
      Ну, тащися, Сивка!
      Курица Рябушка яичко снесла.
      Вася сделал для Жучки конуру.
      Упражнение 60. Ответьте устно на вопросы:
      Какие знаете клички собак?
      Какие знаете клички лошадей?
      Какие знаете клички коров?
      Какие знаете клички кошек?
      Какие знаете клички домашних птиц?
     
      Упражнение 61. Выпишите сначала клички лоша-
      дей, потом — клички коров.
      Гнедко, Бурёнка, Сивка, Чернушка, Кра-
      савка, Пегашка, Белянка, Ветерок.
      Образец:
     
      Упражнение 62. Напишите сами пять кличек собак,
      какие знаете.
     
      16. Беседа о предметах.
      Какие инструменты имеются у плотника? (топор, ...)
      Какие инструменты у сапожника?
      Какие инструменты у портного?
      Какую вы знаете обувь? (сапоги, ботинки, ...)
      Какую вы знаете одежду? (пальто, ...)
      Какие бывают головные уборы? (шапка, ...)
      Каких вы знаете зверей?
      Каких вы знаете птиц?
      Какие овощи растут на огороде?
      Какие фрукты растут в саду?
      Упражнение 63. Прочитайте вслух и выпишите
      названия грибов.
      Грибы и ягоды.
      Брусника, рыжик, земляника, черника,
      подосиновик, берёзовик, крыжовник, клуб-
      ника, волнушка, груздь, опёнок, смородина,
      мухомор.
      Упражнение 64. Выпишите названия фруктов.
      Овощи и фрукты.
      Капуста, свёкла, петрушка, картофель,
      яблоко, репа, морковь, груша, редька, салат,
      слива, огурец, горох, персик, лук, апельсин,
      лимон.
     
      Загадка.
      Сарафан, не сарафан,
      платьице, не платьице,
      а как станешь раздевать,
      досыта наплачешься.
      (Л-к.)
      Упражнение 65. Из данного списка слов выпишите
      названия дней недели.
      Весна, утро, солнце, понедельник, лето,
      среда, пятница, осень, вторник, вечер, чет-
      верг, ночь, суббота, зима, воскресенье.
      Упражнение 66. Каким одним (общим) именем
      можно назвать следующие предметы:
      Ландыш, ромашка, фиалка — ... .
      Сосна, ель, берёза, рябина — ... .
      Репа, свёкла, морковь — ... .
      Малина, черника, земляника — ... .
      Голубь, грач, скворец — ... .
      Пчела, шмель, бабочка — ... .
      Окунь, карась, щука — ... .
      Медведь, белка, волк, лиса — ... .
      Слова для справок: деревья, цветы, овощи,ягоды,
      птицы, звери, насекомые, рыбы.
      Упражнение 67. Ответьте, как называются детё-
      ныши у животных.
      У коровы — телёнок. У кошки — .... У ко-
      зы — ... . У овцы — ... . У утки — ... . У во-
      роны — ... . У лисы — .... . У льва — ... .
      Слова для справок: львёнок, утёнок, котёнок,
      козлёнок, воронёнок, ягнёнок, лисёнок.
      Упражнение 68. Выпишите названия предметов, которые отвечают на вопрос что?
     
      Слова для справок: стул, скамейка, лошадь,
      лев, чайник, стакан, ручка, книга.
     
      Упражнение 69. Выпишите названия посуды.
     
      Слова для справок: калоши, горшок, мышь,
      ведро, тарелка, груша, белка, чашка.
      Упражнение 70. Выпишите названия обуви.
      Одежда и обувь.
      Пальто, рубашка, ботинки, платье, шуба,
      сапоги, калоши, брюки, туфли, юбка, кофта,
      валенки.
     
      17. Действия предметов.
      Гусь.
      Плавает гусь по воде,
      гребёт перепончатыми лап-
      ками. Таскает он из воды
      червячков, глотает тину,
      щиплет траву. И привольно
      ему, и весело!
      Перечислите, что делает гусь.
     
      Упражнение 71. Кто нарисован на каждой картинке?
      Что делает собака? Что делает заяц?
      Что делает охотник?
      Слова: плавает, гребёт, таскает, лает, стре-
      ляет, бежит — обозначают действия предметов.
      К этим словам можно поставить вопрос: что делает?
     
      Упражнение 72. Смотрите на картинку и расска-
      зывайте по данным вопросам, что нарисовано на ней.
      Что делает мальчик? (Дайте ему имя.)
      Что делает девочка? (Дайте ей имя.)
      Что делает кролик?
      Что делают молодые кролики?
      Упражнение 73. Отвечайте, кто что делает.
      Что делает учитель? — Учитель учит.
      Что делает ученик? Что делает кузнец?
      Что делает доктор? Что делает птичка?
     
      Упражнение 74. Напишите, кто как голос подаёт.
      Корова мычит. Лошадь.... Собака ....
      Волк .... Ворона ... . Петух .... Мед-
      ведь .... Кошка .... Мышь .... Овца ....
      Слова для справок: пищит, мяукает, блеет,
      ревёт, каркает, поёт, воет, ржёт, лает.
      Упражнение 75. Отвечайте, кто как передвигается.
      Птица летает. Рыба .... Червяк ....
      Лягушка .... Собака ....
      Слова для справок: ползает, плавает, бегает,
      прыгает.
      Упражнение 76. Спишите; дописывайте нужные cлова.
      Воробей прыгает. Улитка .... Волк ....
      Щука.... Заяц.... Лягушка.... Грач....
      Слова для справок: скачет, ползает, плавает, бегает,
      летает, прыгает.
      Упражнение 77. Спишите; дописывайте нужные слова.
      Солнышко светит. Молния ... . Гром ... .
      Снег ... . Огонёк ... . Травка ... .
      Рo-са ... . Ветерок ... . Ручеёк ... . Звёз-
      дочка ... .
      Слова для справок: тает, зеленеет, сверкает,
      пылает, гремит, блестит, шумит, журчит,
      мерцает.
     
      Упражнение 78. Спишите; дописывайте нужные слова.
      Ласточка щебечет. Жаворонок ... . Со-
      ловей ... . Кукушка ... . Голубь ... . Во-
      робей... . Ворона .... Курица ... . Утка ... .
      Слова для справок: поёт, крякает, каркает,
      воркует, кукует, чирикает, кудахчет.
      18. Рассказ по картинке.
     
      Упражнение 79. Рассмотрите картинку. Кто на
      ней нарисован? Сколько детей? Назовите их но именам.
      Напишите ответы на вопросы.
      Что делает Нина?
      Что делает Валя?
      Что делает Миша?
      Что делает Соня?
      Что делает Лиза? полет
      поливает
      несёт воду
      убирает траву
      рыхлит землю
     
      19. Признаки предметов.
      Играют дети — Таня с Катей.
      — Таня, подай мне платок!
      — Какой?
      — Белый, большой, вязаный.
      Таня находит платок и подаёт Кате.
      — Катя, принеси мне ленту.
      — Какую?
      — А помнишь: голубую, узенькую.
      — Помню, сейчас принесу, — сказала Катя.
      Почему Таня догадалась, какой платок нужно по-
      дать?
      Почему Катя узнала, какую ленту нужно принести?
      Предмет можно легко узнать, если сказать,
      какой он.
      Дом какой? — Новый, деревянный.
      Яблоко какое? — Круглое, румяное, сладкое, вкусное.
      Репа какая? — Круглая, жёлтая, вкусная.
      _____
      Какие бывают предметы?
      Листья зелёные, жёлтые, красные,
      большие, маленькие.
      Цветы красные, белые, синие, голубые,
      жёлтые, лиловые.
      Фрукты сладкие, вкусные, сочные, кис-
      лые.
      Отвечайте на вопросы:
      Что знаете сладкое? Что знаете кислое? Что знаете
      горькое?
      _____
      Назовите, что это.
      Кудрявая, зелёная, белоствольная ... .
      Холодная, прозрачная, чистая ... .
      Большой, высокий, каменный ... .
      Сильный, резкий, холодный ... .
      Белый, пушистый ... .
      Слова для справок: дом, вода, берёза, снег,
      ветер.
      Упражнение 80. Ответьте, что можно сказать
      о следующих предметах.
      Стол (какой?) ... . Стена (какая?) ... .
      Солнце (какое?)... . Молоко (какое?) ... .
      Собака ... . Комната ... .
      Образец: Стол деревянный, новый, крашеный ... .
      Упражнение 81. Подберите к данным словам под-
      ходящие по смыслу предметы.
      Ясное, голубое ... .
      Сочное, румяное ... .
      Быстрый, светлый ... .
      Сильный, холодный ... .
      Дремучий, хвойный ... .
      Белый, сладкий ... .
      Слова для справок: сахар, небо, лес, ручеёк,
      яблоко, ветер.
      Упражнение 82. Ответьте, что обозначают выделенные слова.
      Цветёт синий колокольчик.
      Отцветает жёлтый одуванчик.
      Распускается голубая незабудка.
      Тянется к солнцу красный мак.
      Упражнение 83. Ответьте, какими бывают данные предметы.
      Солнце ... .
      Лес ... .
      Туча ... .
      Снег ... .
      Вода ... . большая, грозовая
      белый, холодный
      яркое, жаркое
      чистая, прозрачная
      тёмный, дремучий
      Упражнение 84. Подберите к словам из левого
      столбика подходящие слова из правого столбика.
      Родная ... . Быстрый ... .
      Стальное... . Серый ... .
      Ночной ... . Белый ... .
      Верный ... . Душистое ... . ручей, страна
      снег, друг
      сено, сторож
      перо, волк
      Образец:
     
      20. Повторение.
      Упражнение 85. Прочитайте стихотворение и
      ответьте на вопрос заглавия.
      Откуда стол пришёл?
      Берёте книгу и тетрадь,
      садитесь вы за стол.
      А вы могли бы рассказать,
      откуда стол пришёл?
      Недаром пахнет он сосной —
      пришёл он из глуши лесной.
      Вот этот стол, сосновый стол,
      к нам из лесу пришёл.
     
      Назовите, какая у вас в классе есть мебель.
      Какие ещё предметы относятся к мебели?
      Какие в классе учебные принадлежности?
      Что в классе деревянное? Что железное? Что
      стеклянное?
      Что стоит в классе? Что лежит? Что висит?
      Кто сидит в классе?
      Кто стоит? Кто говорит?
      Упражнение 86. Ответьте, что можно сказать
      о следующих животных.
      Козлик упрямый. Заяц ... . Лиса ... .
      Волк ... . Белка ... . Медведь ... .
      (хитрая, шустрая, жадный, трусливый, неуклюжий)
     
      Защитник.
      Упражнение 87. Назовите животных, которые на-
      рисованы на картинке.
      Что они делают?
      Объясните название картинки.
     
      21. Гласные и согласные звуки.
      Мама. Дом. Ум. Ухо. Эхо. Лист.
      Читайте вслух слова и отвечайте:
      1. Сколько слогов в слове мама? Какой первый
      слог? Какой второй?
      Сколько звуков в слоге ма? Какой первый звук?
      Какой второй звук?
      2. Сколько слогов в слове ухо? Какой первый слог?
      Какой второй?
      Сколько звуков в слоге хо? Какой первый? Какой
      второй?
      3. Сколько всего звуков в слове ухо? А в слове
      мама? Назовите их по порядку.
      Звуки бывают гласные и согласные.
      При произношении гласных звуков воздух сво-
      бодно проходит через рот:
      а, о, у, э, ы, и.
     
      При произношении согласных звуков воздух
      встречает на своём пути препятствия: зубы (з, с),
      сжатые губы (б, п), язык (д, т).
      Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н,
      п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш.
     
      Гласный звук и один может составлять слог, а
      согласный — только вместе с гласным:
      у-хо, э-хо, и-ду, о-са.
      Упражнение 88. Читайте слова и называйте в них
      все звуки: сначала гласные, потом согласные.
      Часы, усы, кот, дом, эхо, шар.
     
      22. Гласные буквы.
      Нина-учительница.
      Нина учила куклу:
      — Учи буквы!
      Это буква а.
      Это буква о.
      Это буква у.
      Это буква и.
      Это буква ы.
      Это буква э.
      Это буква е.
      Это буква ё.
      Это буква ю.
      Это буква я.
      Гласных букв десять:
      а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я.
      Упражнение 89. Спишите и подчеркните в словах
      гласные буквы.
      Люся была больна. У неё болели зубы.
      Мама дала ей лекарство. Это помогло.
      Упражнение 90. Припомните и назовите слова,
      которые начинаются с гласных букв. На какую глас-
      ную букву нет слов?
     
      Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах
      гласные буквы.
      По стране и днём и ночью,
      от утра и до утра,
      раздаётся гул рабочий,
      звон пилы и топора.
      Упражнение 92. Прочитайте и определите,
      сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните
      в словах гласные буквы.
      Высокие горы,
      большие поля,
      степные просторы —
      родная земля.
     
      Сколько в слове гласных букв, столько в нём
      и слогов:
      го-ры, зем-ля, боль-ши-е, род-на-я.
     
      Упражнение 93. Спишите, разделяя слова на слоги.
     
      Упражнение 94. Придумайте несколько слов со
      звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите
      эти слова.
      Образец: арбуз, сад, вода.
      Упражнение 95. Придумайте и напишите пять
      слов со звуком о на конце.
      Образец: лицо, стекло ... .
      Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву-
      ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите
      эти слова.
      Образец: ученик, минута ... ;
      ива, квартира ... .
     
      23. Звук и буква й.
      мой
      мо-и твой
      тво-и рой
      ро-и са-рай
      са-ра-и
     
      Звук й слога не составляет.
      Буква й пишется только после гласных.
      Отличайте й от и.
      Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.
      Москва — мой родной и любимый город.
     
      Упражнение 99. Измените слова по данному об-
      разцу и напишите их.
      Свои — свой, урожаи, сараи, попугаи,
      часовые, герои, трамваи.
      Упражнение 100. Измените слова по данному
      образцу и напишите их.
      Рисую чайник — рисуй чайник. Пускаю
      змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко-
      паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю
      песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на
      лужайке.
      Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо
      точек букву й.
      Летит стая граче... . Сено убрали в са-
      ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт
      солове... . Зна... героев свое... страны.
      Охраня... колхозны... урожа... . За правду
      сто... горо... .
      Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова
      с буквой й на конце.
      Весёлый ветер лагерей
      встречает нас весной,
      цветы лугов, простор полей,
      зелёный шум лесной.
      Упражнение 103. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й в середине.
      Урожай, война, клей, муравей, ручейки,
      лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей,
      красный, чайка, чайник, трамвай, сарай,
      ошейник, копейка.
      Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.
      Пью чай. Летит стайка грачей. Запрягай
      лошадей. Охраняй урожай. Холодно зайцу
      зимой. Делай змей. Дай мне лейку. Мой
      дедушка старый, но бодрый.
      Упражнение 105. Спи-
      шите.
      Зайка.
      За ёлкой зайка. Хо-
      лодно зимой зайке.
      Скачет он по опушке
      весной. Снег белый,
      и зайка белый.
      Упражнение 106. Ответьте письменно на данные
      вопросы.
      Чем умывают лицо? косой
      Чем пилят дрова? зимой
      Чем метут улицу? часовой
      Кто стоит на посту? пилой
      Когда бывают морозы? водой
      Чем косят траву? метлой
      Образец:
     
      Упражнение 107. Спишите и подчеркните слова с буквой й.
      Наступил светлый май. На лужайке слы-
      шится детский крик. Бежит ручей. Цветёт
      красный мак. Пчёлы летят в улей.
      Упражнение 108. Составьте рассказ со следую-
      щими словами:
      май, лужайка, ручей, соловей, зайка.
      24. Буква ъ (твёрдый знак).
      ем — съем
      ешь — съешь
      есть — съесть сел — съел
      сели — съели
      едим — съедим
      едят — съедят
     
      ъ (твёрдый знак) никакого звука не обозначает.
      Упражнение 109. Прочитайте примеры.
      Ваня сел и яблочко съел.
      Дети сели и весь суп съели.
      Черви на яблоне листья объели.
      Упражнение 110. Спишите слова и подчеркните
      букву ъ.
      Въезд. Съезд. Подъезд. Отъезд. Объезд.
      Ехал, въехал, съехал, подъехал.
      Упражнение 111. Перепишите; слова с ъ под-
      черкните.
      Ехал в гору. Въехал на гору.
      Сьехал с горы. Подъехал к мосту.
     
      25. Слова с буквой э.
      Эхо.
      Катя не знала, что такое эхо.
      Вася пошёл с ней к лесу.
      — Эй! — закричал Вася.
      И в лесу закричало: — Эй!
      — Кто это кричит? — спросила Катя.
      — Это эхо, — ответил Вася.
     
      эй
      этот эта
      это эти
      эхо этаж
      этажерка
     
      При письме букву э надо отличать от буквы е:
      Слышно эхо. Надо ехать.
      Прочитайте:
      — Эй, кто там? — Это я.
      — Кто ты? — Я, Митя.
      — Это ты стучал? — Я.
      Упражнение 112. Спишите; подчеркните в словах укву э.
      Всё на солнце серебрится:
      эта травка, эти птицы,
      эти горы, эти долы,
      эти мошки, эти пчёлы.
     
      Упражнение 113. Спишите; слова с буквой э под-
      черкните.
      В нашем доме два этажа. На первом
      этаже живут Боря и Варя. На втором
      этаже живут Коля, Соня и Юра.
      Упражнение 114. Данные слова соединяйте со сло-
      вами этот, эта, это, эти — где какое подходит —
      и записывайте.
      Ручей. Озеро. Мельница. Луга.
      Синичка. Скворец. Сорока. Стая.
      Ученик. Ученица. Класс. Пионеры.
      Образец: Этот колхоз. Это поле.
      Упражнение 115. Спишите данные слова; букву э под-
      черкните.
      Эхо, этаж, этажерка, экзамен. Это моё.
      Это твоё. Это ваше. Это наше. Это общее.
      Упражнение 116. Спишите; слова с буквой э подчеркните.
      В лесу раздалось эхо. В нашем доме
      три этажа. Положи эти книги на этажерку.
      Коля успешно выдержал экзамен.
      26. Слова с буквой я.
     
      Что делают котята? Чем они играют?
      Упражнение 117. Выпишите только те слова, в
      которых буква я стоит в начале.
      Яблоня, няня, ясли, ряды, яйцо, дядя,
      тётя, яма, имя, язык, ячмень, ящерица, Яша,
      песня, Катя, ястреб, ягнёнок, Варя, пять.
      Упражнение 118. Спишите стихотворение и под-
      черкните в нём букву я.
      В сентябре.
      Ясным утром сентября
      хлеб молотят сёла.
      Мчатся птицы за моря,
      и открылась школа
      Упражнение 119. Спишите стихотворение; слова
      с буквой я подчеркните.
      Мячик.
      Наша Таня громко плачет:
      уронила в речку мячик.
      — Тише, Танечка, не плачь!
      Не утонет в речке мяч.
      Загадка.
      Его бьют — он не плачет,
      а только скачет.
      Упражнение 120. Спишите и подчеркните в словах букву я.
      Няня, Валя и Вася были дома. Таня,
      Оля и Ваня пошли к дяде. Дядя был рад
      гостям.
     
      27. Слова с буквой ю.
      Упражнение 121. Выпишите слова с буквой ю
      в начале и в конце слов.
     
      Юра, утюг, рисую, крюк,
      люди, изюм, слушаю, клюква,
      пою, юла, даю, Люба, ключ,
      строю, решаю, читаю, играю.
      Упражнение 122. Спишите и подчеркните слова
      с буквой ю.
      Люба и Юра играют. Люди проснулись,
      спешат на поля. С юга летят журавли. Юра
      пускает юлу. Пишу, читаю, ума запасаю.
      Упражнение 123. Спишите стихотворение и под-
      черкните в словах слоги с буквой ю.
      Краснеют на солнце сосен стволы.
      Разносится всюду запах сосны.
      По лесу иду я и песню пою,
      и слушают сосны песню мою.
     
      28. Слова с буквой ё.
     
      Новогодняя ночь.
      Слышишь, слышишь:
      полночь бьёт!
      Тихо вышел старый год.
      И смеётся из пелёнок
      крепкий, радостный ребёнок,
      октябрёнок — Новый год!
      Упражнение 124. Составьте предложения с дан-
      ными словами и запишите их.
      Ручеёк. Костёр. Орёл. Василёк. Котёнок.
      Козёл. Серёжа. Берёза.
      Образец: Серёжа читает. Ручеёк бежит.
      Упражнение 125. Спишите; слова с буквой ё подчеркните.
      Птичка вьёт гнёздышко. Серёжа хорошо
      поёт. Хорёк унёс цыплёнка. Идёт весна.
      Дует тёплый ветерок. Горит костёр.
      Упражнение 126. Такое же задание, как в упражнении 125.
      Серёжа гулял по лесу и увидал ёжика.
      Серёжа сунул ёжика в шапку и понёс до-
      мой. Дома Серёжин ёжик ловит мышей.
      Упражнение 127. Спишите и подчеркните букву ё.
      Легко на сердце от песни весёлой.
      Она скучать не даёт никогда.
      И любят песню деревни и сёла,
      и любят песню большие города.
      Упражнение 128. Спишите стихотворение и под-
      черкните слова с буквой ё.
     
      29. Слова с буквами е и ё.
      Все пришли? — Все.
      Всё принесли? — Всё.
      Все пришли и всё принесли.
      Прочитайте.
      Весна. Ярко светит солнце. Дует тёп-
     
      лый ветерок. Журчит под
      горой ручеёк. Берёзка и
      клён одеваются листьями.
      Пчёлки вылетели из улья.
      Зяблик вьёт на берёзе
      уютное гнёздышко. Вышел на охоту ёж.
      Упражнение 129. Измените слова по образцу и перепишите их.
      Гнездо — гнёзда. Весло. Седло. Колесо.
      Бревнo. Озеро. Зерно. Стекло.
      Упражнение 130. Спишите, изменяя слова по дан-
      ному образцу.
      Огонь — огонёк. Пень Пузырь. Зверь.
      День. Стебель. Куль.
      Упражнение 131. Спишите слова и скажите по
      одному предложению с записанными словами.
      Ель — ёлка, мел — мёл, Лена — Лёля.
      Загадки.
      1. Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
      2. Родился ребёнок — не знал пелёнок;
      стал стариком — сто пелёнок на нём.
      (К-за, кочан ка-усты.)
      Упражнение 132. Спишите и подчеркните в сло-
      вах букву ё.
      Небылица.
      Собака на кухне лепёшки печёт.
      Кот в уголке сухари толчёт.
      Кошка на окошке платье шьёт.
      Курочка в серёжках избу метёт.
     
      Рассмотрите картинки и скажите, какие предметы
      на них нарисованы.
      Упражнение 133. Выпишите, что нужно для ра-
      боты плотнику; в выписанных словах подчеркните глас-
      ные буквы.
      Топор, пила, коса, грабли, молоток, серп,
      шило, долото, клещи, рубанок, ножницы,
      вилы.
      30. Согласные буквы.
      Согласные звуки обозначаются 20 буквами:
      б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х,
      ц, ч, ш, щ.
      Эти буквы называют согласными.
     
      Упражнение 134. Прочитайте стихотворение и на-
      зовите согласные буквы.
      Завтра в класс
      Мы давно пересмотрели
      все листки в календаре.
      Мы считаем дни, недели,
      нам учиться в сентябре.
      Наконец-то в первый раз
      побежим мы завтра в класс.
      Упражнение 135. Спишите слова; подчеркните
      в них согласные буквы.
      Герой. Родина. Дружба. Земля. Стрелок.
      Поход. Отец. Разведчик. Победа. Празд-
      ник. Знамя.
      Упражнение 136. Придумайте и напишите пред-
      ложения с данными словами; согласные буквы под-
      черкните.
      Лес. Роща.
      Тропинка. Речка.
      Цветы. Кусты.
      Дятел. Лодка.
      Образец: Лес шумит.
      31. Мягкий знак в конце слова.
      Брат не велел мне брать книги.
      Уголь сложили в угол.
      брат — брать угол — уголь
      хор — хорь зелен — зелень
      Какая разница в произношении звука т в словах
      брат — брать?
      Одинаково ли произносится звук р в словах хор —
      хорь?
      Чем обозначена мягкость согласных л и н в словах
      уголь, зелень?
      ь (мягкий знак) не обозначает звука.
      В конце слова он показывает мягкое произно-
      шение последнего согласного:
      день, пыль, шесть.
     
      Где больше звуков: в слове шест или шесть?
      А где больше букв?
      Какая буква прибавилась в слове шесть?
      Для чего прибавляется эта буква?
      Упражнение 137. Ответьте, чем различаются слова
      в каждой данной паре.
      жар — жарь пар — парь
      ел — ель удар — ударь
      мел — мель кон — конь
      Упражнение 138. Прочитайте и назовите слова,
      в которых согласный звук на конце произносится мягко.
      Летом.
      Жарко летом. Целый день печёт сол-
      нышко. В июле духота, пыль. А в лесу
      тень и прохлада. Вот ель широко раски-
      нула свои ветки. Какая здесь тень! Вот
      где славно побегать!
      Упражнение 139. Выделенные слова выпишите
      парами.
      Сложи уголь в угол. Рыбу жарь, пока
      в печи жар. Ваня ест яблоко, и я начну
      есть своё яблоко. Брат не велел брать
      книги. Мороз, нашу речку заморозь!
      Образец: уголь — угол, ....
      Упражнение 140. Напишите слова по данному
      образцу; мягкий знак подчеркните.
      Двери — дверь. Дни. Цепи. Сети. Кони.
      Олени. Звери. Камни. Угли. Журавли.
      Степи.
      Упражнение 141. Такое же задание, как в упраж-
      нении 140.
      Караси — карась. Корабли. Кости. Голуби.
      Сухари. Окуни. Кровати. Буквари.
      Упражнение 142. При списывании вместо точек
      вставьте пропущенные слова из второго столбика.
      После лета наступает ....
      На дороге поднялась ....
      Рыбаки тянут ....
      Сегодня солнечный....
      Затвори за собою .... дверь
      осень
      сеть
      пыль
      день
      Упражнение 143. Скажите: какие летние месяцы?
      какие осенние? какие зимние? какие весенние?
      Упражнение 144. Выпишите сначала названия лет-
      них месяцев, затем — осенних, зимних и весенних.
      Январь, март, август, февраль, сентябрь,
      май, ноябрь, апрель, июль, октябрь, июнь,
      декабрь.
      Образец: Летние месяцы: июнь, июль, август.
     
      Упражнение 145. Спишите и запомните, как пи-
      шутся данные слова.
      Пять, шесть, семь, восемь, девять,
      десять.
      Двенадцать, двадцать, тридцать.
      Упражнение 146. Дописывайте по образцу нуж-
      ные слова. Букву ь и согласную перед ней на конце
      слов подчёркивайте.
      Журавль — птица. Медведь — ....
      Карась — ... . Гусь — ... . Снегирь — ... .
      Волк — ... . Окунь — ... . Голубь — ... .
      Слова для дописывания: зверь, птица, рыба.
      Упражнение 147. Спишите и допишите подходя-
      щие слова; они даны в конце упражнения.
      Пойдём в лес грибы ... .
      Надо в огороде грядки ... .
      Пора на лугу траву ... .
      Встанем в кружок и начнём песенки... .
      Уж поздно; пора ... .
      Слова для дописывания: искать, петь, по-
      лоть, спать, косить.
     
      32. Мягкий знак в середине слова.
      угол — уголки
      уголь — угольки
      Какая разница в произношении звука л в словах
      уголки — угольки? Что показывает ь в слове угольки?
      Как произносится звук н в словах день — деньки?
      Как произносится звук л в словах куль — кульки?
      Как произносится звук р в словах зверь — зверьки?
      Мягкий знак в середине слова показывает мяг-
      кое произношение согласного, после которого он
      стоит:
      огоньки, деньки.
      Упражнение 148. Измените слова по образцу и
      запишите их в тетрадь.
      Огонь — огоньки. Стебель. Пень. Уголь.
      Пузырь. Конь. Ларь. День. Зверь. Хорь.
      Упражнение 149. Спишите и подчеркните слова
      с ь между согласными.
      Больному всё горько. Зацвели васильки.
      Над лесом поднялась большая белая птица.
      Медведь — сильный зверь. На коньках ка-
      тались мы на скользком льду.
      Упражнение 150. Такое же задание, как в упражнении 149.
      Скоро весна.
      Скоро весна. Солнце греет сильнее. Снег
      осел. Сугробы стали меньше. Лёд стал
      тоньше. Мальчики убрали коньки. Они
      ждут прихода весны.
     
      Упражнение 151. Расскажите по картинке:
      Что устроили ребята? Где они устроили мельницу?
      Как они её строили?
      Упражнение 152. Ответьте на данные вопросы;
      ответы запишите в тетрадь. Слова для ответа даны в
      столбике направо.
      У чего нет конца?
      Чем синят бельё?
      Кому всё горько?
      Что на руках?
      Какая редька на вкус? больному
      у кольца
      синькой
      горькая
      пальцы
      Образец: У кольца нет конца.
      Упражнение 153. Выпишите сначала слова с ь на
      конце, а потом — с ь в середине слов.
      Дождь, ельник, сирень, коньки, больница,
      сельсовет, мальчик, письмо, пальто, пыль,
      апельсин, карась, мельник, колокольчик,
      осень, просьба.
     
      Упражнение 154. Придумайте рассказ »Рыбная
      ловля» с данными словами:
      мальчики, гурьбой, мельница, речка,
      окуньки, ерши.
      Упражнение 155. Отгадайте загадку:
      Маленький, удаленький, сквозь
      землю прошёл, красну шапочку нашёл.
     
      33. Твёрдое и мягкое произношение
      согласных.
      Я беру пилу. Я дрова пилю.
      Иди в сад и сядь на скамейку.
      Какая разница в произношении звука л в словах
      пилу и пилю?
      Одинаково ли произносится звук с в словах сад
      и сядь?
      Согласные звуки б, в, г, д, з, к, л, м, н, п,
      р, с, т, ф, х могут произноситься и твёрдо, и
      мягко.
     
      Упражнение 156. Ответьте, как произносятся
      согласные в данных словах: твёрдо или мягко. Слова за-
      пишите.
      Лапа, кусок, холод, дорога, мыло, мама,
      ухо, осы, зубы, сады, волк, овца, фартук.
      Упражнение 157. Такое же задание, как в упражнении 156.
      Реки, пить, пилить, пять, деньги, люди,
      гири, Федя, любить.
      Упражнение 158. Читайте данные попарно слова
      из левого и правого столбиков.
      был — бил
      воз — вёз
      дым — Дима лук — люк
      нос — нёс
      рад — ряд
      Какой первый согласный в слове был?
      Какой первый согласный в слове бил?
      Как произносится звук б в слове был — твёрдо или
      мягко? А в слове бил?
      Упражнение 159. Прочитайте данные слова и ука-
      жите, какие согласные звуки в них произносятся мягко.
      Лето, маляр, мясо, синица, ваза, телега,
      сестра, ребята, берег, заряд, дятел, берёза,
      баня.
      Упражнение 160. В каждой паре слов назовите
      согласный звук, который произносится то твёрдо, то
      мягко.
      вол — вёл
      ест — есть
      быль — был шесть — шест
      мел — мель
      конь — кон
      Упражнение 161. Выпишите выделенные слова па-
      рами по данному образцу.
      1. У Степана две косы. Коси, Степан!
      2. Лиса сыта. Мама купила сито.
      3. Летают осы. Сменили у телеги оси.
      4. Выли волки. Возьми вилы.
      5. Миша рад, он посадил кустики в ряд.
      Образец:
     
      34. Написание жи, ши.
      Летом мы жили в лагере. Было жарко.
      Рядом была широкая река. Мы там купа-
      лись, ловили ершей.
      Согласные ж и ш всегда произносятся твердo
      ежи ерши чижи ландыши
     
      жи, ши пиши через и
      Упражнение 162. Спишите и подчеркните те слова,
      в которых есть слоги жи, ши.
      У Миши новые лыжи. На улице лужи.
      В деревне тишина. Над водой летают
      cтрижи. Цветут ландыши. Ужи греются на
      солнышке. Дыши свежим воздухом.
      Упражнение 163. Данные слова перепишите со
      словом эти.
      Эти камыши. Мышь. Стриж. Нож. Ёрш.
      Уж. Груша. Шалаш. Ёж. Ковш. Лужа.
      Чиж. Ландыш.
      Упражнение 164. Напишите полные ответы на
      данные вопросы; жи, ши подчеркните.
      Где живут мыши? Где растут рыжики?
      Где летают стрижи? Где живут ерши?
      Слова для справок: в лесу, в норке, над водой, в воде.
      Упражнение 165. Спишите и подчеркните в сло-
      вах слоги жи, ши.
      Бежит ручей. Я живу в городе. В саду
      зреют груши. Пиши, но не спеши. Исправь
      свои ошибки. Конь бежит, земля дрожит.
      Змея шипит. Жук жужжит.
      Упражнение 166. Спишите стихотворение и под-
      черкните слова со слогами жи, ши.
      Белый снег пушистый
      в воздухе кружится
      и на землю тихо
      падает, ложится.
      Упражнение 167. Перепишите загадки. После каж-
      дой загадки напишите в скобках отгадку.
      1. У туши уши, а головы нет.
      2. Живёт без тела, говорит без дела;
      никто не видит, а всякий слышит.
      3. Белее снега, чернее сажи, живёт в
      лесу, садится на крыши.
      Отгадки: сорока, эхо, ушат.
      Упражнение 168. Спишите; слоги жи, ши подчеркните.
      Пришла зима. Летит пушистый снег.
      Крыши побелели. Лужи покрылись льдом.
      Рощи опустели. Давно улетели чижи, зяб-
      лики и стрижи. Ребята готовят лыжи.
      Они рады зиме.
     
      35. Написание ча, ща, чу, щу.
      Согласные ч и щ всегда произносятся мягко.
      туча чашка роща пища
     
      ча, ща пиши через а
      Упражнение 169. Спишите; изменяйте слова по образцу;
      слоги ча, ща подчеркните.
      Свечи — свеча. Дачи — ... . Встречи — ... .
      Рощи — роща. Чащи — ... .
      Упражнение 170. К каждому слову левого стол-
      бика подберите подходящее по смыслу слово из пра-
      вого столбика.
      Тенистая ... .
      Скрипучая... .
      Чёрная ....
      Вкусная ... .
      Чайная ... .
      Колючая ... .
      Трудная ... . туча
      посуда
      роща
      дверь
      пища
      задача
      проволока
      Образец: Тенистая роща.
      Упражнение 171. Спишите; подчеркните слоги ча, ща.
      Два товарища поймали щуку да леща.
      Товарищу оказывай помощь. Над лесом
      показалась туча. Зашумела роща.
     
      Упражнение 172. Спишите и подчеркните в сло-
      вах слоги ча, ща.
      Стучат в калитку. Овчарка заворчала.
      Декабрь — начало зимы. Таня пила чай
      из чашки. Делу время, потехе час. В траве
      трещат кузнечики.
      Упражнение 173. Спишите и подчеркните в сло-
      вах слоги ча, ща.
      Я жду товарища. Дети бегут и кричат.
      Роща опустела. Вчера я видел первого
      грача. Туча промчалась.
      чужой тащу
      чулан щуку
     
      чу, щу пиши через у
      Упражнение 174. Спишите и подчеркните в сло-
      вах слоги чу, щу.
      Я учусь отлично. Реши эту задачу. Лиса
      почуяла добычу. Я чищу леща. Рыбак пой-
      мал большую щуку.
      Упражнение 175. Напишите, как нужно сказать про себя.
      Скакать — я скачу.
      Плакать — ... .
      Молчать — ... .
      Кричать — ... .
      Точить — ... . Искать — я ищу.
      Свистеть — ... .
      Грустить — ... .
      Полоскать — ... .
      Тащить — ... .
     
      Упражнение 176. Спишите статью и подчеркните в сло-
      вах слоги чу, щу.
      Жила в пруде хищная щука. Там же
      жили лещи, караси и ерши. Прячутся рыбы
      от щуки. Но щука хитра: ляжет на дно,
      в траву, и караулит добычу.
      Упражнение 177. Спишите статью «Зимой»; слоги
      ча, ща, чу, щу подчеркните.
      Зимой.
      Мороз крепчал. Лесную чащу освещала
      луна. Сторож Степан возвращался домой.
      На поляну выбежала лиса. Она почуяла
      человека и скрылась в чащу.
      Упражнение 178. Спишите; подчеркните гласные
      после ш, ч, щ.
      Поезд свищет и шипит
      и колёсами стучит:
      — Я стучу, стучу, стучу,
      сто вагонов я тащу.
      36. Повторительные упражнения
      на всё пройденное.
      Упражнение 179. Поставьте вопросы к названиям
      предметов и выпишите только те из них, которые от-
      вечают на вопрос кто это?
      Туман, ветер, Каштанка, жаворонок,
      верба, снежинка, капля, Даша, волк, туча,
      солнышко, трактор, часы, волна, ёж, песок,
      медведь, журавли, корова, змея.
     
      Упражнение 180. Выпишите названия тех пред-
      метов, которые встречаются парами.
      Рукавички, ручьи, берега, грибы, когти,
      крылья, сапоги, рукава, коньки, пальцы,
      глаза, лыжи, уши, руки, ноги, рога, ягоды,
      колени, ноздри.
     
      Не дразни гусей!
      Упражнение 181. Рассмотрите картинку и рас-
      скажите, что тут случилось.
      Упражнение 182. Напишите: кто живёт в поле?
      что растёт в поле?
      Рожь, жаворонок, грач, овёс, гречиха,
      клевер, землеройка, картофель, полевая
      мышка, ячмень, пшеница, горох, лён.
      Образец
     
      Упражнение 183. Перепишите, отделяя предложения точкой .
      У Миши была собака он назвал её Дру-
      жок жил Дружок в конуре днём Дружок
      сидел на цепи ночью он бегал по двору
      Дружок был хорошим сторожем
      Упражнение 184.К каж-
      дой картинке подберите
      из стихотворения подходя-
      щие предложения.
      Вот моя деревня,
      вот мой дом родной.
      Вот качусь я в санках
      по горе крутой.
      Вот свернулись санки,
      и я набок — хлоп!
      Кубарем качуся
      под гору в сугроб.
      Всё лицо и руки
      залепил мне снег.
      Мне в сугробе — горе,
      а ребятам — смех.
     
      Упражнение185. Выпишите из статьи предложе-
      ния в три слова.
      В лесу.
      Хорошо летом в лесу. Шумят высокие
      сосны. Красуется кудрявая берёзка. Дуб
      раскинул шатром свои ветки. Алеет зем-
      ляника. Звонко кричит иволга.
      Упражнение 186. Перепишите стихотворение, раз-
      деляя слова чёрточками на слоги.
      Кругом поля раздольные,
      широкие поля,
      лесок да речка вольная —
      вот родина моя!
      Упражнение 187. Прочитайте стихотворение. Вто-
      рую часть его перепишите в тетрадь, разделяя слова
      на слоги.
      Как хорошо у нас в стране!
      Она прекрасней всех на свете.
      Как ясно звёзды в вышине
      тебе с кремлёвских башен светят!
      Тебя в стране любимой ждут
      походы, игры и науки,
      и каждый шаг твой берегут
      её заботливые руки.
     
      Упражнение 188. Внимательно рассмотрите картинку.
      Перечислите и запишите все предметы, какие на ней
      нарисованы.
      Упражнение 189. Спишите стихотворение и под-
      черкните в нём гласные буквы.
      Кремлёвские звёзды над нами горят,
      повсюду доходит их свет!
      Хорошая родина есть у ребят,
      и лучше той родины нет!
      Упражнение 190. Спишите и подчеркните в сло-
      вах согласные буквы.
      Утро.
      Ярко рдеет восток. Тихо шепчет ли-
      сток. Громко крикнул петух. Звучно щёлк-
      нул пастух.
      Упражнение 191. Прочитайте стихотворение сна-
      чала про себя, а потом все вместе, хором. Запишите
      его в свои тетради.
      Разносятся песни всё шире,
      и слава гремит в вышине
      о нашей единственной в мире
      великой Советской стране.
      Упражнение 192. Спишите и подчеркните слова,
      обозначающие имена и фамилии людей.
      Меня зовут Ваня, а брата моего —
      Костя.
      Серёжины товарищи: Федя Цветков,
      Вася Громов и Стёпа Муравьёв.
      Упражнение 193. Составьте рассказ по картинке.
     
      Пословица.
      У лисоньки-плутовки сорок две уловки
      Упражнение 194. Придумайте предложения со сле-
      дующими словами:
      козёл, орёл, лёд, клён, ёлочка, котёнок,
      зёрнышко, хорёк, пенёк, лён.
      Образец: Котёнок катает шарик.
      Упражнение 195. Придумайте предложения со
      следующими словами:
      муравей, воробей, лейка, чайник, ска-
      мейка, фуфайка.
      Образец: Воробей сидит на крыше.
      Упражнение 196. Прочитайте стихотворения и
      озаглавьте их.
      Пусты поля.
      Мокнет земля.
      Дождь поливает.
      Грач улетает. Снег на полях.
      Лёд на реках.
      Вьюга гуляет.
      Иней сверкает.
      Упражнение 197. Прочитайте рассказ.
      Что я видел в лесу.
      В жаркие дни любил я забираться в лес.
      Как там было хорошо, прохладно, весело!
      Вот муравей тащит соломинку. Никак
      не может он перебраться с ней через ко-
      решок. Вот он побегал, посуетился и по-
      шёл звать на помощь товарища. Вдвоём
      они легко перенесли соломинку.
      На траву упала с дерева шишка.
      Я поднял голову и увидал на ветке сосны
      пушистый хвостик и остренькую мордочку
      белки.
      Вдруг на меня выскочил с разбегу заяц.
      Он остановился в испуге, сел на задние
      лапы, подёргал быстро ушами и кинулся
      в сторону.
      Сколько картинок можно нарисовать к данному рас-
      сказу?
      Какие это будут картинки?
      Упражнение 198. Спишите стихотворение и под-
      черкните слова с ь на конце.
      Ярко солнышко играет.
      Ярко зелень отливает.
      В роще запах, свет и тень,
      Свеж и тёпел вешний день.
      Упражнение 199. Составьте и запишите по од-
      ному предложению на данные слова.
      шесть — шест мел — мель
      зелень — зелен
      Образец: Летает много ос. — У телеги слома-
      лась ось.
      Упражнение 200. Спишите и подчеркните слова
      с ь в середине.
      Меньше говори, да больше слушай.
      Огоньки в деревне светятся. Догорела в
      небе зорька. Мальчик поймал окунька.
     
      Упражнение 201. Внимательно рассмотрите каж-
      дую картинку.
     
      Под какой картинкой можно подписать название
      «Заботливая мать»?
      Какую картинку назовете вы »Первый вылет
      из гнезда»
      На какой картинке нарисовано: «Птичка гнездышко
      для деток вьёт»?
      Какую ещё картинку можно нарисовать про птичку?
      Упражнение 202. Выпишите слова со слогами
      жи, ши, ча, ща, чу, щу,
      Грачи заняли берёзовую рощу. На дворе
      мороз трещал. Звонко поют чижи. На
      улице - лужи. В мороз береги уши. Чужая
      сторона — мачеха. Чищу сапоги. Век живи,
      век учись. Товарища в беде выручай.
      Упражнение 203. Измените слова по образцам и
      запишите их.
      Нож — ножи. Груша — груша.
      Чиж — ... . Крыша — ... .
      Стриж — ... . Шалаш — ... .
      Этаж — ... . Ландыш — ... .
      Упражнение 204. Выпишите слова с буквой ё.
      Бежит светлый ручеёк. На лугах пока-
      залась зелёная травка. В лесу цветёт
      голубая фиалка. Развесила серёжки куд-
      рявая берёзка. Зацвела черёмуха.
      Упражнение 205. Выпишите из стихотворении
      слова с буквой ё.
      Птичка над моим окошком
      гнёздышко для деток вьёт:
      то соломку тащит в ножках,
      то пушок в носу несёт.
      Птичка домик сделать хочет.
      Солнышко взойдёт, зайдёт.
      Целый день она хлопочет,
      но и целый день поёт.
      Упражнение 206. Спишите и подчеркните слова
      с буквой ю.
      Люба поёт песню. Дима слушает песню.
      Я люблю петь песни. Я и сам пою.
      Упражнение 207. Спишите; подчеркните слова
      с буквами е и э.
      Эхо.
      В это лето мы много гуляли. Были
      часто в лесу. Пели там песни, а эхо по-
      вторяло. Мы пели, и эхо пело.
      Упражнение 208. Прочтите стихотворение хором.
      Запишите его.
      Москва красою славитса.
      Из года в год растёт.
      Москву зовёт красавицей
      великий наш народ.
      Упражнение 209. Спишите и подчеркните в словах
      букву е.
      В стране советской всех ребят
      Октябрь сдружил навеки.
      Он у костра собрал отряд,
      он много лет тому назад
      зажёг костёр в Артеке.
      Упражнение 210. Спишите и подчеркните в словах
      гласные буквы я, ю, и, ё.
      В лагере.
      Хорошо у пионеров в лагере. Ребята
      играют, купаются в реке, загорают. Ярко
      горит вечерами костёр. Помогают пионеры
      и ближнему колхозу. Они сгребают сено,
      собирают колосья.
      Упражнение 211. Спишите и подчеркните слова
      с буквами ж, ч, щ.
      Весной.
      Наступила весна. Прилетели скворцы.
      Они хлопочут около гнёзд. Проснулись
      от спячки ежи. В рощах кричат грачи.
      Хорошо весною!
      Упражнение 212. Спишите стихотворение и вы-
      учите его наизусть.
      Славься, наша родина,
      Советская земля!
      Здесь все пути народные
      собрались у Кремля.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.