На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык. Учебник для 4 класса. Закожурникова, Рождественский. — 1967 г

Мария Леонидовна Закожурникова
Николай Сергеевич Рождественский

Русский язык

Учебник для 4 класса

*** 1967 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

Повторение.
§ 1. Предложение 4
§ 2. Состав слова 8
§ 3. Части речи 14
§ 4. Имя существительное 15

Имя прилагательное.
§ 5. Понятие об имени прилагательном (повторение) 25
§ 6. Изменение прилагательных по родам 28
§ 7. Изменение прилагательных по числам 29
§ 8. Изменение имён прилагательных по падежам 32
§ 9. Склонение имён прилагательных во множественном числе 50
§ 10. Повторение 54

Местоимение.
§ 11. Понятие о местоимении 59
§ 12. Склонение местоимений 61
§ 13. Предлоги перед местоимениями 63

Глагол.
§ 14. Общее понятие (повторение) 67
§ 15. Неопределённая форма глагола 70
§ 16. Времена глагола 74
§ 17. Настоящее время 77
§ 18. Второе лицо глагола 81
§ 19. Третье лицо глагола 84
§ 20. Первое и второе спряжение глаголов 87
§ 21. Будущее время 98
§ 22. Прошедшее время 103
§ 23. Глаголы на -ся (-сь) 108
§ 24. Второе лицо глаголов с частицей -ся 110
§ 25. Третье лицо глаголов с частицей -ся 111
§ 26. Неопределённая форма глаголов с -ся 113
§ 27. Повторение 117

Наречие.
§ 28. Общее понятие 120

Предложение.
§ 29. Понятие о предложении (повторение) 125
§ 30. Главные и второстепенные члены предложения 128
§ 31. Одноррдные члены предложения 135
§ 32. Сложное предложение 140
§ 33. Прямая речь 145

Повторение изученного в I—IV классах.
§ 34. Алфавит. Гласные и согласные. Слоги, перенос слова
§ 35. Состав слова 148
§ 36. Правописание глухих н звонких согласных и непроизносимых согласных 150
§ 37. Правописание безударных гласных 153
§ 38. Приставки и предлоги 154
§ 39. Члены предложения и части речи 155
§ 40. Имя существительное 156
§ 41. И(я прилагательное 159
§ 42. Местоимения 161
§ 43. Глагол 163
§ 44. Наречие 108
§ 45. Предложение 170
Словарь 173

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





      ФPAГMEHTЫ УЧЕБНИКА (...)

      Упражнение 460. Спишите. Поставьте запятые в сложных предложениях. Обозначьте спряжение глаголов.
      1. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. 2. В окна снег валит клоками буря свищет у ворот. 3. Ласточка день начинает а соловей кончает. 4. На дорожках снег растаял почки бухнут на ветвях.
      Подчеркните подлежащие и сказуемые.
      Упражнение 451. Составьте из данных слов сложное предложение с союзом но. Подчеркните подлежащие и сказуемые.
      Тучи, дождь, закрыли, не, начинается, небо.
      Обозначьте части речи.
      Упражнение 452. Припишите к данным простым предложениям подходящие по смыслу предложения из второго отдела, чтобы получилось сложное предложение. Добавляйте, где нужно, союзы (а, но, и). Ставьте запятые.
      1.1. Ещё в полях белеет снег .. 2. Солнце уже взошло
      3. Ветер подул сильнее .. 4. Пригрело весеннее солнце 5. Ярко вспыхнула молния ...
      П. Воды уж весной шумят; загрохотал оглушительный гром; рожь заходила волнами; на траве ещё лежала холодная роса; на поляне начал таять снег.
      Упражнение 453. Составьте из данных простых предложений сложные. Добавляйте союзы. Ставьте, где нужно, запятые.
      Погода была прекрасная. На небе появилась тёмная туча. Уж тает снег. Загремел гром. Бегут ручьи. Дождик перестал. Учитель читал. Солнышко не показывалось. Ученик слушал.
      Вдруг неожиданно разразилась гроза.
      Упражнение 454. Назовите сельскохозяйственные машины, какие вы видели. Как они облегчают труд человека? Назовите работу, действия этих машин. Составьте предложения.
      Какое предложение называется сложным? Напишите сложные предложения:
      1. Без союза: ..
      2. С союзом ш ..
      3. С союзом . ..
      4. С союзом но: ..
      В простых предложениях, из которых состоит сложное, подчерк ните подлежащее и сказуемое.
      Сложные и простые предложения с однородными членами.
      Прочитайте.
      Потянул ветерок, воду морщит, рябит.
      Ветер весело шумит, судно весело бежит.
      Река разлилась и затопила берега.
      Река разлилась, и берега её скрылись под водой.
      Подул сильный ветер, но не разогнал туч.
      Солнце ещё не встало, но уже заиграл ветерок.
      Укажите во всех предложениях подлежащие и сказуемые. Укажите сложные предложения я предложения с однородными членами.
      Упражнение 455. Сначала спишите предложения с однородными членами^ затем—сложные предложения.
      1. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. 2. Поздно липа расцветает, но душистый цвет даёт. Он богат целебной силой и хранит янтарный мед. 3. Я напился, прилёг в тень и взглянул кругом. 4. Вед кругом радовалось и улыбалось весеннему дню.
      В сложных предложениях подчеркните подлежащие и сказуемые.
      Упражнение 456. Сначала спишите предложения с однородными членами, аатем—сложные предложения. Где нужно, поставьте запятые.
      1. В маленькой избушке жили кот и петух. Кот на охоту ходил а петушок оставался дома. Уйдет кот на охоту а петушок всё в избушке приберёт и кота ждёт.
      2. Посадила девочка братца на травку и побежала на удицу заигралась загулялась о братце забыла. Налетели гуси подхватили мальчика и унесли на крыльях.
      Подчеркните во всех предложениях подлежащие и сказуемые.
      Устно укажите склонение и падежи существительных.
      Упражнение 457. Допишите предложения. Где нужно, поставьте запятые.
      СКВОРЦЫ.
      Петя сколотил из досок домик для скворцов и .. Каждое утро он выходил на улицу но .. Настали тёплые дни. Скворцы появились в колхозном саду а .. Вход в домик был очень маленький и Петя взял долото .. Утром он выбежал на улицу и .. Он радостно закричал: «Скворцы, скворцы прилетели к нам!»
      Укажите прямую речь. Кому она принадлежит? Каким знаком выделяется?
      Упражнение 458. Спишите сначала предложения с однородными членами, затем — сложные предложения. Где нужно, поставьте запятые. Вставьте пропущенные буквы.
      1. Закричал громко воробей птенцы скрылись в кусты.
      2. Я иду по песчаной тропинке солнце ярко лес золотит. 3. Весна наступает журавли караваном л...тят. 4. Резвые струи б...жали толкались кружились. 5. Паровоз летит машинист вперёд ГЛ...ДИТ.
      Упражнение 459. Соедините следующие пары простых предложений в сложные предложения.
      1. На стройках работают большие машины. Они помогают строителям. 2. Машины роют землю. Краны поднимают кирпич и разные материалы для постройки. 3. Раньше в Москве были дома в два, три, четыре этажа. Теперь строятся дома в восемь, десять, одиннадцать этажей.
      Запомните правописание слов:
      четыре, восемь, одиннадцать, двенадцать, двадцать.
      Упражнение 460.
      Расскажите, какие машины вы видели на стройках. Какую работу они выполняют? Как строили раньше, как строят теперь? Расскажите об этом.
      ПРЫЖОК С САМОЛЁТА.
      В первый раз я прыгнул с самолёта три года назад. Самолёт поднимался всё выше и выше. Река уже казалась тоненькой линией.
      Я выбрался на крыло самолёта. Лётчик подал мне знак, и в тот же момент я прыгнул с самолёта и полетел вниз. Я дёрнул кольцо, парашют раскрылся. Начался медленный и плавный спуск на землю.
      Я опустился возле рабочего посёлка. Сейчас же из ближних домов сбежались люди. Все очень радовались моему успеху, жали мне руки.
      Составьте план из трёх частей. Напишите изложение этого рассказа.
      спеш
      Упражнение 462. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и объясните постановку запятых.
      1. По обе стор...ны улицы зажглись фонари, и в окнах домов пок...зались огни. 2. Кашганка с...ела много, но не наелась, а только оп...янела от еды. 3. Обыкновенно вечерами хозяин уезжал куда-то и увозил с собою гуся и кота. 4. Отворилась дверь, и в комн...ту погл...дела какая-то старуха.
      (А. Чехов.)
     
      33. Прямая речь.
      Предложение, в котором мы дословно передаём чью-либо речь, называется прямой речью.
      Прямая речь заключается в кавычки и начинается с заглавной буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие (:). Серая Шейка с ужасом думала: „Неужели вся река замёрзнет?"
      Упражнение 463. Прочитайте. Найдите и выделите голосом прямую речь.
      КАКОЙ ДЕНЬ?
      Был ясный день. Солнце припекало. Кузнечик прыгал и радовался прекрасному дню. Дождевой червь зарывался в сухую землю. Он называл день отвратительным. Кузнечик и дождевой червь заспорили.
      В это время муравей тащил мимо них сосновую иголку. Кузнечик спросил муравья Какой сегодня день—прекрасный или отвратительный? Муравей обещал ответить вечером.
      После захода солнца кузнечик и дождевой червь пришли за ответом к муравью. Муравей за день собрал кучу сосновых иголок. Он показал на неё и сказал День был прекрасный, я хорошо работал и могу спокойно отдохнуть.
      Спишите. Выделите пряную речь знаками препинания.
      Упражнение 464. Прочитайте. Выделите голосом прямую речь.
      Дедушка был в поле и нашёл гнездо перепёлки. В нём были маленькие птенцы.
      Вечером он рассказал внуку Нашёл я гнёздышко. Сколько в нём было перепелят! Какие они были крохотные, пушистые, славные!
      Мальчик с упрёком спросил Почему же ты не привёз их мне? В голосе внука звучали слёзы. Дед ответил Я хотел их привезти, во их мама не позволила мне.
      Мальчик подумал и успокоился.
      Спишите. Выделите знаками препинания прямую речь. Подготовьтесь писать рассказ под диктовку.
      Упражнение 465. Прочитайте.
      НОЧЁВКА В ЛЕСУ.
      1. Путники решили ночевать в лесу. Лошадей выпрягли. Утоптали вокруг снег и сделали привал. Вокруг привала сложили костры. Когда стемнело, зажгли их. Потап Максимович вытащил из саней мешок с едой и медный кувшин с квасом. Поели путники и заснули крепким сном.
      2. Вдруг вдали послышался вой волков. Волки всё приближались.
      Потап Максимович толкнул в бок задремавшего Стуколова и прошептал: «Волки! Беда!»
      Стуколов проснулся и сказал: «Никакой беды нет. А вот побольше огня надо».
      3. Навалили огромные костры. Зарево разлилось пуще прежнего. Теперь звери были видны уже хорошо. Они сидели кругом и щёлкали зубами. Было их до пятидесяти, а то и больше. Смелость зверей росла с каждой минутой. Они подходили всё ближе.
      4. Тогда Стуколов расставил путников по местам и велел разом бросать в волков горящие ветки. Сам он схватил огромную пылающую ветку и бросился с ней вперёд, прямо на волков. Волки кинулись прочь, и через несколько минут их не было слышно.
      (По П. Мельникову-Печерскому.)
      Составьте план рассказа. Расскажите по плану.
      Упражнение 466. Напишите изложение рассказа «Ночевка в лесу».
      Составьте и напишите предложения:
      1) только из главных членов предложения;
      2) из главных и второстепенных;
      3) с однородными подлежащими, с однородными сказуемыми, с однородными второстепенными членами предложения;
      4) сложное предложение;
      5) с прямой речью;
      6) повествовательное, вопросительное, восклицательное.
      Повторение изученного в I—IV классах.
     
      § 34. Алфавит. Гласные и согласные. Слоги, перенос слова.
      Что называется алфавйтом?
      Сколько букв в алфавите? Перечислите их в алфавитном порядке. Что обозначают буквы?
      Назовите гласные и согласные звуки. Какие буквы не обозначают звуков?
      Какие правила переноса слов вы знаете?
      Упражнение 467. Расположите данные существительные в алфавитном порядке.
      Телеграмма, физкультура, электричество, республика, председатель, библиотека, общество, гражданин, аэродром, естество-
      знание, ячмень, энамяс директор, вокзал, мужчина, народ, урожай, женщина, ножницы, инженер, чувство, социализм, лимон, шалаш, коммунист.
      Упражнение 46S. Спишите. Разделите слова для переноса.
      1. Там из-за старой, нахмуренной ели красные гроздья малины глядели. 2. В малиннике над ручьями свищут соловьи.
      3. Журавли в облаках перекличку ведут.
      Слова в последнем предложении разберите по членам предложения и по частям речи.
      Упражнение 469. Слова автомобиль, бригадир, оборона, океан, портфель, радость разделите на слоги.
      Разделите следующие слова для переноса.
      Сочинение, около, демонстрация, орех, юный, Рая, пожалуйста, район, крестьянин, воробьи, объяснить, въехали, грамматика, деревянный, до свидания.
      Упражнение 470. При списывании делите слова для переноса.
      Ещё лежит среди полей последний снег и постепенно тает. Лнётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле.
      Упражнение 471. При списывании отделите приставку от корня.
      Прогнали (про-гнали), запрыгали, согласный (звук), вокруг, направо, подвинуть, назвать, закричал.
     
      § 35. Состав слова.
      Какая часть слова называется корнем?
      Какая часть слова называется приставкой, суффиксом, окончанием? Какие слова называются сложными?
      Упражнение 472. Следующие слова разберите по составу. Старушка, рыбак, рыба, кот, осветило, наступила.
      Слова Прнставка Корень Суффикс Окончание
      старушка — стар- -ушк- -а
      Упражнение 473. К словам скользко, счастливый, запах подберите однокоренные слова из данных ниже. Подчеркните корень.
      Скользкий. Счастье. Пахнет. Несчастный. Поскользнулся. Пахучий. Несчастье. Скользить.
      К словам нос, носилки подберите однокоренные слова.
      Носик, носильщик, носовой (платок), поднос, подносить, носище, переносица.
      Упражнение 474. При списывании вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
      Сегодня папа сказал, что мы поедем л...вить рыбу. Я лоск...рее позавтракал, захв...тил удочку, в...дёрко и выб...жал на двор. У крыльца уже стояла запряжённая в тележку лош...дь.
      Упражнение 475. При списывании подчеркните корни сложных слов одной чертой, соединительные гласные — двумя чертами. Допишите окончания существительных.
      1. Загудел паровозный гудок. 2. Алёша хорошо помнил путешествие по реке на пароход... 3. На строительств... работала землечерпалка. 4. Новые земледельческие орудия показаны на сельскохозяйственной выставк... 5. В нашем район... построен большой лесопильный завод.
      Упражнение 476. Подберите однокоренные слова. Обозначьте ударение.
      Молотилка, зерно, тяжесть, зерновой, молот, тяжёлый, молоток, зёрнышко, молотить, зернистый, тяжело.
      Упражнение 477. Напишите однокоренные слова—разные части речи. Корень подчеркните.
      Составьте предложения со всеми словами, данными в образце.
      Упражнение 478. 1) От данных слов образуйте слова с суффиксами -ушк-9 -юшк-:
      дед—дедушка, баба, тётя, дядя, изба.
      2) Подчеркните суффиксы в словах:
      березка, осинка, дорожка, погодка, ягодка, козочка, лодочка, лампочка, ёлочка, дружочек, кусочек, ножичек, листочек, старенький, красненький, молоденький, синенький.
      Напишите слова, состоящие
      1) из одного корня: ..
      2) нэ корня и окончания: ..
      3) из корня и суффикса: ..
      4) из корня и приставки: ..
      5) из корня, приставки и суффикса: ..
      6) из корня, приставки, суффикса и окончания: ..
      7) из двух корней: ..
      § 36; Правописание глухих и звонких согласных и непроизносимых согласных.
      Произнесите попарно звонкие и глухие согласные: б—п,в—ф9 г — к, д — т, ж — ш, з — с.
      Как произносятся согласные на конце слов дуб, лев, луг, сад, нож, глаз и в середине слова перед глухими согласными: дубки, глазки, дудка, кружка?
      Скажите правило правописания глухих и звонких согласных (сомнительных).
      Упражнение 479. Спишите. Выделенные буквы, обозначающие
      звонкие согласные, подчеркните одной чертой, обозначающие глухие согласные,—двумя чертами.
      География, керосин; демонстрация, теперь; верёвка, физкультура; женщина, шофер; бригадир, председатель; забота, спасибо
      Учебник оцифрован и подготовлен сайтом http:fremus.narod.ru для БЕСПЛАТНОГО использования
      Упражнение 480. Придумайте и напишите слова с парными согласными (сомнительными) на конце слова. Подчеркните те согласные, которые пишутся не так, как слышатся.
      Образец. Дуб—суп.
      Упражнение 481. 1) Выпишите слова с сомнительными согласными в середине слова и припишите к ним проверочные слова.
      По небу неслись лёгкие редкие облака. Мягкая травка одела окрестности. На гибких ветках берёзки первые липкие листочки. С реки доносились резкие свистки пароходов. Где-то близко куковала кукушка. На бережку пасётся стадо коров.
      2) Подчеркните в корне сомнительные согласные и перепишите проверочные слова.
      Редкий, близкий, сладкий, гибкий, ловкий, лёгкий, мягкий, скользкий, резкий.
      Образец. Редкий —реденький.
      Упражнение 482. При списывании вставьте пропущенные буквы и в скобках напишите проверочные слова. Подчеркните слова с ъ разделительным.
      Я подъехал к опу...ке леса. Лоша...ка моя бежала мелкой рысью. Доро...ка была у...кая. С одной стороны тянулась полянка. Она заросла ре...ким ни...ким кустарником. С другой стороны колосилась густая рожь.
      Через час я подъехал к деревне Воробьёве. А вот и избу...ка старого деда Семёна. На гря...ках густо росли морко...ка, ре...ка, свёкла, краснели помидоры.
      Выпишите глаголы и образуйте от них неопределённую форму.
      Образец. Подъехал—подъехать, бежал—...
      Упражнение 483. 1) Припомните правило правописания непроизносимых согласных. При списывании вставьте пропущенные буквы.
      1. С окрес...ных гор уже снега сбежали мутными ручьями.
      2. Ещё свежо, ноужечу...ствуется близость жары. 3. Здра...ствуй, лето, здра...ствуй, лагерь! 4. Наш праз...ник удался на славу.
      5. Извес...ны ли вам растения вашей родной мес...ности?
      2) Выпишите из списка однокоренные слова:
      опасный, ужас, прекрасный, опасение, ужасный, опасаться, ужасно, прекрасно, опасно, красивый.
      Подчеркните в них корень. Запомните, как пишутся эти слова.
      Составьте предложения со словами опасный, опасно, ужас, ужасный, ужасно.
      Упражнение 484. Спишите. Подчеркните двойные согласные. К прилагательным припишите однокоренные существительные.
      Металлический, телеграмма, килограмм, коммунист, Россия, районный, матросский, русский, телефонный, общественный, государственный, километр.
      Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. Скрипят клесты. Смеётся кукушка. Свистит иволга. Лягушки прыгают между корней. Под ногами пышным ковром лежит мох. Грибы дразнят своим запахом.
      Однажды я провалился в глубокую яму, распорол себе сучком бок и разорвал кожу на затылке. Сидел на дне в холодной грязи и со стыдом чувствовал, что сам я не вылезу. Пугать бабушку было неловко.
      Однако я позвал её. Она живо вытащила меня и повела к ручью, вымыла, перевязала раны и отвела в железнодорожную будку. До дому я не мог дойти: сильно ослабел.
      Составьте план и напишите изложение этого рассказа от 3-го лица. Начните так: Алёша с бабушкой уходят всё дальше в лес...
      Упражнение 486. При списывании вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова.
      В небе вспыхнул первый луч со...нца. Ночная т...ма тихонько прячется в ущел...я гор, в густой листве дерев...ев. Из трещин камней выбегают зелёные ящ...рицы, они мигают сонными гла...ками и говорят друг дружке: «С...годня будет жарко!» Над цветами кружатся з...лотые пчёлы, жадно п...ют ела...кий мёд. В тёплом воздухе л...ётся их песня. Проснулись малиновки. Пер...я на гру...ках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах порхают в...сёлые чижи. Мел...кают ласточки и стрижи и звенят радос...нои счас...ливо. Хорошо иметь быстрые лё...кие крыл...я!
      Упражнение 485. Прочитайте.
      В ЛЕСУ.
      Найдите прямую речь. Обратите внимание на знаки препинания.
      Приготовьтесь писать этот текст под диктовку.
      Упражнение 487. Предложение Мелькают ласточки и стрижи и звенят радостно и счастливо разберите по членам предложения.
      Скажите, какие члены предложения соединяет первый союз ц, второй союз 0 и третий союз и.
      § 37. Правописание безударных гласных.
      Какие гласные называются ударными, какие безударными?
      Скажите- правило правописания безударных гласных в корне слов.
      Придумайте и напишите слова с безударными гласными а, о, е, и, я в корне слова и к каждому припишите проверочное слово.
      Упражнение 488. Проверьте выделенные буквы при помошн слов из второго отдела.
      1. Оставаться дома. Катя любит наряжаться. Заходи за мной. Скажи. Лошадь остановилась. Мы рассмеялись. Мы помогли выкормить жеребёнка-сосунка. Мы гордимся им. Посадили се мечки. Сварили варенье. Не дразни собаку. Я потерял книгу и очень жалею об этом.
      2. Оставить. Наряд. Стать, стану. Соска. Заходит. Посадим, посадка. Скажет. Он варит; варка варенья. Он дразнит. Смейся, смех. Жаль, жалость, жалко. Гордый. Кормит. Потеря.
      Упражнение 489. Прочитайте. Перечислите, о чём и что говорится в стихотворении.
      НАША РОДИНА.
      Для нас сады весною зацветают,
      И нашим нивам не видать конца.
      И шумным говором наш слух ласкают Кудрявые зелёные леса.
      В колодцах наших, реках и озёрах Прозрачна и живительна вода.
      По сочным травам в луговых просторах Пасутся наши тучные стада.
      (Янка Купала.)
      Укажите (устно) слова с безударными гласными в корне и проверьте их.
      Спишите. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.