На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык — учебник для 2-го класса. Закожурникова, Рождественский, Костенко, Матвеева. — 1987-1995 г

Закожурникова Мария Леонидовна
Рождественский Николай Сергеевич
Костенко Фина Дмитриевна
Матвеева Антонина Николаевна

Русский язык

учебник для 2-го класса

*** 1987-1995 ***


DjVu


Добавлен оцифрованный и обработанный до состояния нового скан учебника 1970 года в формате PDF. Прислали с Украины от Советского человека. Ссылка на Яндекс-диск: yadi.sk/i/fxZWsK1_-YnEtg

      СОДЕРЖАНИЕ

1. Повторение пройденного в 1-м классе 3
2. Разделительный мягкий знак (ь) 21
3. Слова с двойными согласными 28
4. Предложение 31
5. Состав слова (общее понятие) 42
6. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 55
7. Правописание звонких и глухих согласных перед согласными 63
8. Правописание безударных гласных в корне слова 73
9. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением 94
10. Правописание непроизносимых согласных 101
11. Гласные и согласные в приставках 108
12. Приставки и предлоги 112
13. Разделительный твёрдый знак (ъ) 116
14. Части речи 120
15. Имя существительное 128
16. Род имён существительных 131
17. Изменение имён существительных по числам 133
18. Повторение пройденного 137
19. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих 143
20. Имя прилагательное 146
21. Изменение имён прилагательных по родам 149
22. Изменение имён прилагательных по числам 156
23. Глагол 166
24. Изменение глаголов по временам 171
25. Не с глаголами 180
26. Повторение пройденного в течение года 184
Словарь для справок 205

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Повторение пройденного в 1-м классе.
      Предложение.
      1. Прочитайте. Сколько здесь предложений?
      Прошло весёлое лето. Наступило первое сентября. Сегодня все дети нашей Родины идут в школу.
      О чём говорится в первом предложении?
      О ком говорится в третьем предложении?
      Прочитайте, проговаривая слова так, как они написаны. Спишите.
      2. Прочитайте. Передайте голосом интонацию предложений.
      Здравствуй, осень золотая!
      Школа, солнцем залитая!
      Наш просторный светлый класс,
      Ты опять встречаешь нас.
      (В. Лебедев-Кумач)
      Спишите. Проверьте, правильно ли написали.
      3. Прочитайте. Делайте паузу в конце каждого предложения.
      Передайте голосом интонацию предложений.
      Приятно вспомнить о лете как пахнет земляникой, малиной и грибами кусты смородины покрыты ягодами жаворонки с утра до вечера летают в воздухе чья это песенка доносится из рощи это малиновка поселилась в кустах смородины.
      Спишите. В конце предложений ставьте нужные знаки.
      4. Прочитайте.
      Володя и Таня летом жили в деревне у бабушки. Таня полола на огороде грядки. Володя поливал овощи. В саду было много ягод и яблок. Дети часто купались в реке. Они любили ходить в лес за земляникой, за грибами. За лето Таня и Володя прочитали много книг. Как хорошо было в деревне!
      Слова — названия предметов, действий, признаков.
      5. Выпишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто?, потом слова, отвечающие на вопрос что?
      Учитель, класс, товарищ, тетрадь, карандаш, дежурный, ученик, перо, девочка, яблоко, санитар, ягоды, цветы, корова, земляника.
      Поставьте над двусложными словами знак ударения.
      Выпишите из рассказа предложения к каждой картинке.
      Расскажите, где и как вы провели летние каникулы.
      В словах, отвечающих на вопрос кто?, подчеркните первый слог, в словах, отвечающих на вопрос что? — второй слог.
      Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, обозначают предметы: люди, чайка, ветер.
      6. Прочитайте. К выделенным словам поставьте вопросы.
      Ясным утром сентября Хлеб молотят сёла,
      Мчатся птицы за моря И открылась школа.
      (С. Маршак)
      Спишите. Подчеркните слова, обозначающие предметы. Поставьте знак ударения.
      7. Прочитайте.
      Ярко светит солнце. Дует тёплый ветерок. Ребята весело плещутся в реке. На берегу Миша играет с Жучкой. Собака ищет палку.
      Ответьте письменно на вопросы: 1. Кто плещется в реке? 2. Кто играет с Жучкой? 3. Кто ищет палку?
      Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто?
      8. Прочитайте.
      Миша с дедушкой часто удят рыбу. Вечером Миша копает червей для насадки. Рано утром он и дедушка идут на берег реки Оки. Рыба клюёт хорошо. Миша радуется.
      Спишите. Подчеркните двумя чертами слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? Поставьте над этими словами знак ударения.
      9. Прочитайте.
      Зябнет осинка,
      Дрожит на ветру,
      Стынет на солнышке,
      Мёрзнет в жару...
      (И. Токмакова)
      Выпишите слова, отвечающие на вопрос что делает? Осинка (что делает?) ...
      Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает?, обозначают действия предметов: спит, работал, решит.
      10. Спишите слова. Поставьте знак ударения.
      Утром, поле, кипит, в, работа, пшеница, грузовики, везут, урожай, собрали, богатый, в, этом, году.
      Составьте и напишите с данными словами 2—3 предложения.
      Подчеркните названия предметов одной чертой, названия действий двумя чертами.
      11. Прочитайте. Вставляйте подходящие по смыслу слова.
      Сенокос.
      Покрылся цветами ... (какой?) луг. Жители села выехали косить траву. Зашумели машины. Рядами
      ложилась ... (какая?) трава. Чудесно пахнет ... (какое?) сено!
      Слова для справок: зелёный, высокая, свежее.
      Спишите. Подчеркните волнистой линией слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?
      Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признаки предметов: свежий (ветер), красная (лента), сладкое (яблоко), молодые (деревья).
      12. Прочитайте. В конце предложений понижайте голос.
      Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь а в саду ещё цветут пёстрые астры.
      Спишите. В конце предложений ставьте точку.
      Подчеркните слова, обозначающие предметы, одной чертой, действия — двумя чертами, признаки предметов — волнистой линией.
      13. Отгадайте загадки. Спишите.
      огурец
      1. Круглая, а не месяц, жёлтая, а не солнце, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь. 2. На грядке — зелёный, в бочке — солёный.
      На какие вопросы отвечают выделенные слова? Что они обозначают?
      14. Прочитайте.
      Умные машины Делают конфеты, Добрые машины Выдают билеты, Строгие машины
      Сильные машины Уголь добывают, Славные машины Сеют кукурузу,
      Площадь подметают,
      Быстрые машины Перевозят грузы.
      (И. Холин)
      Выпишите сначала слова, обозначающие предметы, затем слова, которые обозначают действия, потом слова, обозначающие признаки предметов.
      15. Прочитайте. Делайте паузу в конце каждого предло-
      Много в России красивых городов и сёл, но для меня самое дорогое место — деревня Воронцово она находится недалеко от города Кашина река Медведица несёт свои воды в Волгу на широких полях зреют хлеба, цветёт лён.
      Спишите, в конце предложений ставьте точки.
      Почему некоторые слова в середине предложения написаны с большой буквы? Подчеркните названия населённых мест и рек.
      ных, названия населенных мест, рек пишутся с 1 большой буквы: Иван Андреевич Крылов, кот Васька, село Дубки, река Волга.
      Большая буква.
      Фамилии, имена, отчества людей, клички животных.
      16. Прочитайте.
      Ты, наверное, легко найдёшь на карте нашей страны большие реки: Волгу, Обь, Енисей.
      А знаешь ли ты, на берегах каких рек были построены города Москва, Киев, Ярославль? Выпишите названия городов и рек.
      17. Знаете ли вы героев сказок? Напишите ответы на вопросы.
      1. Кто едет на бал?
      2. Кто ищет братца Иванушку?
      3. Кого несёт в коробе медведь?
      4. От кого убежали утюги и сапоги?
      5. Кого слепили из снега старик со старухой?
      Подчеркните большую букву в именах.
      Алфавит.
      18. Напишите в алфавитном порядке гласные и согласные буквы.
      Гласные: ... . Согласные: ... .
      Какие буквы алфавита вы не выписали?
      Почему?
      19. Выпишите в алфавитном порядке из упражнений 16 и 17 названия городов и названия рек.
      Подчеркните в названиях городов гласные буквы, в названиях рек согласные.
      20. Напишите слова в алфавитном порядке. Если с одной и той же буквы начинаются два или три слова, расположите их в алфавитном порядке по второй букве (пенал, пила, посуда).
      Ножницы, пенал, долото, клещи, шило, топор, велосипед, пила, автомобиль, карандаш, трактор, молоток, коньки, посуда, линейка.
      Поставьте над трёхсложными словами знак ударения.
      Мягкий знак как знак мягкости согласных.
      21. Прочитайте. Назовите слова, в которых мягкость согласного обозначена ь. Назовите мягкие согласные звуки в этих словах перед ь.
      Рисунки на асфальте.
      Дети любят рисовать мелом на асфальте.
      Лена Мальцева рисует тюльпаны. Катя Кузьмина нарисовала дом с крыльцом и пушистого кота Ваську. С рисунка маленькой Катеньки улыбается забавный Ванька-встанька. Игорь Гуськов нарисовал большое солнце. Пусть оно всегда светит людям!
      Выпишите слова с ь.
      Подчеркните слова с ь, которые нельзя переносить.
      Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука. При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним согласной буквы: учительница, школьница.
      22. Выпишите сначала слова, в которых мягкость согласных обозначена ь, затем слова с чк, чн, нч.
      Письмо, горько, мальчик, печка, внучка, очки, пальто, ночной, борьба, ручка, ручной, возьму, стальной, звёздочка, деньки, деньги, окуньки, раньше, больше, кончик, восемь, птенчик.
      23. Прочитайте.
      Вот и осень наступила. На пришкольном участке с утра работают школьники. Мальчики носят в машину морковь. Девочки собирают в мешки картофель. Скоро поспеет капуста. Хорошие овощи выросли на огороде.
      О ком или о чём говорится в каждом предложении?
      Что говорится об осени? о школьниках? о мальчиках? о девочках? о капусте? об овощах?
      Прочитайте текст ещё раз. Напишите текст, как запомнили.
      24. Прочитайте.
      Перелёт птиц.
      Ран..ше всех улетают в тёплые края молодые птицы. Сильные и выносливые птицы дол..ше остаются на родине.
      Ласточки и стрижи летят очень быстро. Перепёлка бол..ше бежит по земле, чем летит.
      Птицы летят ден.. и ночь. Они держат пут., на юг.
      (По В. Бианки)
      Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
      Какие слова с ъ нельзя переносить?
      Жи, ши, ча, ща, чу, щу.
      25. Составьте из данных слов пять предложений.
      1. в, живут, лесу, звери, разные
      2. в, зайцы, густой, прячутся, траве
      3. рыжие, ищут, лисицы, добычу
      4. по, прыгают, белки, деревьям, пушистые
      5. в, лесной, бродит, чаще, медведь
      Напишите предложения.
      Подчеркните слова с жи, ши, чу, щу, ча.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.